Программа дисциплины «Техники живописи и скульптуры»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины «Техники живописи и скульптуры»

Скачать 238,69 Kb.


Дата29.05.2017
Размер238,69 Kb.

Скачать 238,69 Kb.






Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Техники живописи и скульптуры» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра по магистерской программе «История художественной культуры и рынок искусства»



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории



Программа дисциплины «Техники живописи и скульптуры»

для направления 030600.68 «История» подготовки магистра по магистерской программе «История художественной культуры и рынок искусства»


Автор программы:


М.Н.Никогосян, доцент кафедры политической истории……………………………………………

Одобрена на заседании кафедры политической истории……………………….

«__»____________2013 г.

Зав. кафедрой А.Б.Каменский……………………………….


Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.

Председатель Е.Б.Смилянская


Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента магистратуры и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» и изучающих дисциплину «Техники живописи и скульптуры»

Программа разработана в соответствии


  1. со стандартом НИУ ВШЭ;

  • с образовательной программой 030600.62 «История», обучающихся по программе магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» и изучающих дисциплину

  • с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.68 «История», обучающихся по программе магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства», утвержденным в 2012 г.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Техники живописи и скульптуры» являются:

- Иметь представление об особенностях техники памятников живописи и скульптуры

- знать историю эволюции техник живописи и скульптуры


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Техники живописи и скульптуры» студент магистратуры должен

- освоить основные термины, связанные с техниками живописи и скульптуры

- иметь навыки самостоятельного описания технологических особенностей памятников

- уметь соотносить данные о технике с оценкой эстетических особенностей памятников


Студент магистратуры в ходе изучения дисциплины «Техники живописи и скульптуры» осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию

СК-М6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования, способен самостоятельно вести архивный поиск

Лекции и семинары, устный анализ источника, реферат, устный зачет

Способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач

ИК-М-1.1_2.6_2.5.2._5.3_5.6

Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох

Лекции и семинары, доклад, устный зачет

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

СЛК –М3. (И)

демонстрирует способность в равной степени успешно работать с источниками разных эпох и разных жанров, анализировать различные методологии исторического исследования

Лекции и семинары, доклад, устный зачет

Способен представлять результаты исследований на русском и иностранном языках; анализировать и обобщать результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов

ИК-М-1.1._2.4.1._2.4.2._3.1._3.2._4.1._4.2_4.3._5.3._5.6

не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводить исторические сопоставления на материалах различных культур

Семинары, коллоквиум, доклад

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

СК-М8

Представляет результаты анализа историографии на европейских языках, участвует в дискуссиях на английском языке

Доклад, выступления на семинарах

Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы. способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию

СЛК –М6. (И).

Применяет информацию , почерпнутую при изучении курса в самостоятельной исследовательской работе над курсовой и магистерской диссертацией

Семинары, устный зачет, доклад, магистерская диссертация

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности


СК-М1

демонстрирует знание и понимание новых направлений исторической науки в дискуссиях на семинарах

Семинары, дискуссия по докладу, устный зачет


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части первого года обучения в магистратуре по направлению «История художественной культуры и рынок искусства» и тесно связана с дисциплинами как базовой части «Описание и анализ памятников искусства и культуры», «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры» так и вариативной, «Романтизм и реализм в искусстве 19 века», «Диалог философии и искусства», «История декоративно-прикладного искусства».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история изобразительного искусства, история архитектуры и декоративно-прикладного искусства, описание и анализ памятников искусства и культуры, реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры:



  • уметь работать с библиотечными фондами, научной периодикой, справочными материалами;

  • понимать термины и категории исторической науки;

  • уметь писать исследовательские работы разных жанров (эссе, рецензии, рефераты, статьи);

  • уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах;

  • знать английский язык и желательно другие языки для чтения научной литературы по специальности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: техники и технологии прикладного искусства, диалог философии и искусства, романтизм и реализм в искусстве и культуре 19 века




  1. Тематический план учебной дисциплины «Техники живописи и скульптуры»: 14 часов лекции, 30 часов семинары, 100 час. самостоятельная работа; 1 год обучения в магистратуре, 1, 2 модули





Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоятельная работа

1

Живопись: основы из дерева, подготовка деревянной основы.


Кафедра политической истории


20

2 часов лекции, 4 часов семинары



14

2

Тканые основы, холст, виды холста и его характеристики. История тканых основ


Кафедра политической истории


26

2 часов лекции, 6 часов семинары

18

3.

Металлические основы (медь, серебро цинк). Особенности техники живописи на камне

Кафедра политической истории


22

2 часа лекции, 6 часа семинары

14

4

Грунт и его функции в живописи. Структура, цвет, состав грунта


Кафедра политической истории


20

2 часа лекции, 4 часа семинары

14




Пигменты и красители. Связующее, его роль в создании живописного образа. Защитный слой - лак


Кафедра политической истории


30

4 часа лекции, 6 часа семинары

20




Материалы скульптуры

Кафедра политической истории


26

2 часов лекции, 4 часов семинары

20




Всего:




144

44

100



  1. Формы контроля знаний студентов.




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2







Текущий

(неделя)


Оппонирование доклада













Кафедра политической истории


В течение 1,2 модулей на семинарских занятиях, в устной форме; время на подготовку 2 час.

Доклад












Кафедра политической истории




Доклад по предложенной тематике, 6-8 тыс. слов, на соответствующем по теме семинарском занятии; время на внеауд. подготовку 30 час.




Реферат













Кафедра политической истории


Письменная работа, содержащая развернутую рецензию статью из списка обязательной литературы. Объем 2-3 тыс. слов; время на внеауд. подготовку: 10 час

Итоговый

Экзамен












Кафедра политической истории




Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеудиторную подготовку 5 час.; аудиторная подготовка 45 мин.



    1. Критерии оценки знаний, навыков


При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен продемонстрировать владение специальной терминологией, показать способность самостоятельно определить технику исполнения памятников живописи и скульптуры, датировать памятник, исходя из его технико-технологических характеристик а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ и каталогом библиотеки ГМИИ им. А.С.Пушкина. При оценке результатов семинаров, учитывается знание коллекций отечественных музеев, что предполагает как обращение к музейным сайтам и электронным базам данных, так и знакомство с подлинниками в экспозиции музеев и выставок.

Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (СК-М2; СК-М6; СЛК-М2; СЛК-М3.И; СЛК- М8.И; ИК-М 1.1.ПД; 1.1.НИД; ИК –М2.2/3.1/2_3.1 (И) история; ИК-М2.5.2_3.1_3.2).

В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции (СК-М-7, СК-М1; ИК-М2.1_2.2._2.4.1; ИК –М2.1/3_3.1(И); ИК-М2.5.2_3.1_3.2).
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа
Результирующая оценка по учебной дисциплине формируется по следующей формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый



  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Живопись: основы из дерева, подготовка деревянной основы (2 часа лекции, 4 часа семинары).

Способы и виды распила - поперечный и продольный, радиальный, тангенциальный. Строение дерева: сердцевина, ядро, заболонь, кора. Подготовка деревянной основы: обработка поверхности, инструменты. Соединения досок в щит, шпонки. Рама, паволока.


Самостоятельная работа студента (14 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнению работы по реферированию литературы.
Литература:

  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. – 504 С.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 320 С.

  3. Гренберг Ю.И. Очерки истории технико-технологического исследования живописи. Сообщения ВЦНИЛКР., М., 1971-1975. т.26-29

  4. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003. - 428 С.

  5. Сланский Б. Техника живописи. М.: Академия художеств СССР, 1987. – 419 С.

  6. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. – 322 С.

  7. Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М. (б.и.), 2002. - 255 C.

  8. Giotto to Dürer. Early Renaissance Painting in The National Gallery. London: Yale University Press, 1991 – 408 P.

  9. Panel Painting. Technique and Conservation of Wood Supports. Ed. M.Ciatti, C.Castelli, A.Santacesaria. Firenze, 2006.

  10. C.Wolters. The Care of Wood Panels // Museum, vol.VIII, Nr.3, 1955. P.139-164


Раздел 2. Тканые основы, холст, виды холста и его характеристики. История тканых основ (2 час. лекции + 6 час. семинары)

Виды холста (льняной, пеньковый). Виды переплетений: простое (полотняное), саржевое (диагональное), атласное. Характеристики: плотность переплетения (крупнозернистый, среднезернистый, мелкозернистый). Крутка нитей: соединение нескольких нитей в одну и их скручивание (правая Z- крутка, левая – S-крутка). Виды подрамников, способы натяжки холста.

История тканых основ. Ранние примеры, техника Tüchlein. характеристики холстов разных школ и эпох.
Самостоятельная работа студента (18 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнению работы по реферированию литературы.

Семинары практикумы: семинары проходит в отделе масляной живописи ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря
Литература:


  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. – 504 С.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 320 С.

  3. Гренберг Ю.И. Очерки истории технико-технологического исследования живописи. Сообщения ВЦНИЛКР., М., 1971-1975. т.26-29

  4. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003. - 428 С.

  5. Иерусалимская А.А. Словарь текстильных терминов. СПб.: Государственный Эрмитаж., 2005. – 96 С.

  6. Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М. (б.и.), 2002. – 255 С.

  7. Сланский Б. Техника живописи. М.: Академия художеств СССР, 1987. – 419 С.

  8. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. – 322 С.

  9. Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М. (б.и.), 2002. - 255 C.

  10. Dürer to Veronese. Sixteenth-Century Painting in The National Gallery. London: Yale University Press, 1999. - 330 P.

  11. C.Wolters. The Care of Paintings: Fabric Paint Supports // Museum, vol.XIII, Nr.3, 1960. P.135-171.


Раздел 3. Металлические основы (медь, серебро цинк). Особенности техники живописи на камне (2 час. лекции + 6 час. семинары).

Медь и способы ее обработки (ручная ковка, листовой прокат). Клейма на обороте. Область использования (светская кабинетная живопись, религиозные образы, копии). Оловянное или свинцово-оловянное покрытие, листовое покрытие (золото). Иные металлические основы (серебро, олово, железо, цинк, алюминий, сталь).

Основы на камне: аспидный сланец, пробирный камень, черная яшма, мрамор, цветной известняк (pietra paesina), алебастр, полудрагоценные камни. Особенности техники, период распространения, область применения.
Самостоятельная работа студента (14 час.): подготовка доклада к семинару

Семинары практикумы: семинары проходит в ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря.
Литература:


  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. – 504 С.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 320 С.

  3. Гренберг Ю.И. Очерки истории технико-технологического исследования живописи. Сообщения ВЦНИЛКР., М., 1971-1975. т.26-29

  4. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003. - 428 С.

  5. Сланский Б. Техника живописи. М.: Академия художеств СССР, 1987. – 419 С.

  6. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. – 322 С.

  7. Федосеева Т.С. Реставрационные и живописные материалы. Терминологический словарь-справочник. М.: Р Валент, 2010. – 136 С.


Раздел 4. Грунт и его функции в живописи. Структура, цвет, состав грунта (2 часа лекций + 4 час. семинары)
Функции грунта: 1.сцепление слоев, предохранение верхних слоев от движения основы, 2. изоляция, 3.создание фактуры, 4. оптическая. Структура грунта: 1.проклейка, 2. слои грунта (имприматура). грунты.

Состав грунта: наполнитель и связующее. Деление грунтов по связующим: клеевые, эмульсионные, масляные. Классификация по наполнителю: меловые, охристые и т.д. Переход к цветным грунтам. Масляные грунты 19 века.



Семинары практикумы: семинары проходит в отделе масляной живописи ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря

Самостоятельная работа студента (14 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнению работы по реферированию литературы.

Литература:

  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. – 504 С.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 320 С.

  3. Гренберг Ю.И. Очерки истории технико-технологического исследования живописи. Сообщения ВЦНИЛКР., М., 1971-1975. т.26-29

  4. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003. - 428 С.

  5. Сланский Б. Техника живописи. М.: Академия художеств СССР, 1987. – 419 С.

  6. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. – 322 С.

  7. Федосеева Т.С. Реставрационные и живописные материалы. Терминологический словарь-справочник. М.: Р Валент, 2010. – 136 С.


Раздел 5. Пигменты и красители. Связующее, его роль в создании живописного образа. Защитный слой – лак (4 часов лекций + 6 часов семинары)

Пигменты минеральные и органические. Способы изготовления. Свойства: стойкость, кроющая способность (краски корпусные, лессировочные и полулессировочные, интенсивность, дисперсность, маслоемкость.

Исторические краски: белая, желтая, красная. Синяя, зеленая, коричневая, черная. Промышленные краски 19 века. Пигменты, полученные в 19-20 вв.

Связующее, его роль и значение в создании живописного образа. Водные связующие (темпера, акварель, гуашь). Связующие животного характера на основе протеиновых субстанций - куриное яйцо, животный клей, казеин. Связующие растительного характера – камеди (гумма) (акварель).

Яичная темпера, клеевая темпера, Эмульсии и темпера грасса.

Высыхающие масла, обработка масла для живописи. Льняное масло, ореховое, маковое и их характеристики. Масляная живопись, особенности техники и ее эволюция.

Защитный слой – лак. Лаки с «летучими растворителями» на основе натуральных смол (скипидарные и спиртовые лаки), лаки масляно-смоляные, синтетические лаки.

Семинары практикумы: семинары проходит в отделе масляной живописи ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря

Самостоятельная работа студента (20 час.): подготовка доклада к семинару
Литература:


  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. – 504 С.

  2. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 320 С.

  3. Гренберг Ю.И. Очерки истории технико-технологического исследования живописи. Сообщения ВЦНИЛКР., М., 1971-1975. т.26-29

  4. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003. - 428 С.

  5. Писарева С.А. Медные пигменты древнерусской живописи XI–XVII вв. М.: ГосНИИР, 1998. – 100 С.

  6. Сланский Б. Техника живописи. М.: Академия художеств СССР, 1987. – 419 С.

  7. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. – 322 С.

  8. Harley R.D. Artists’ Pigments. C.1600-1835. A Study in English Documentary Sources. London: Archetype Publications, 2001. – 230 P.


Раздел 6. Материалы скульптуры (2 часов лекций +4 часов семинары).
Камень. Твёрдые породы и их свойства (базальт, гранит, порфир). Мрамор и его разновидности (каррарский, пентелийский и пр.). Прочность, различные оттенки, прозрачность. Известняк, песчаник, алебастр, слоновая кость, глиптика. Инструменты скульптора (резец, троянка).

Бронза. Прочность, возможность свободной композиции, детальность проработки, возможности шлифовки. Технология литья из бронзы: метод земляной формы, литье по частям, «метод утраченного воска».

Дерево. Структура и фактура дерева. Технологические особенности обработки. Мягкие и твёрдые породы. Тон дерева и его раскраска.

Глина. Принцип прибавления (пластики, лепки). Возможность любых исправлений. Глина как вспомогательный и как самостоятельный материал. Боцетто – глиняные модели разного размера. Связь с бронзой. Терракота. Изменения при обжиге. Применение глазури, майолика. Фарфор.



Семинары практикумы: семинары проходит в отделе Музейном фонде ГИМ.
Самостоятельная работа студента (20 час.): подготовка доклада к семинару

Литература:

  1. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968. - 311 С.

  2. Воронова О.П. Искусство скульптуры. М.: Знание, 1982. - 112 С.

  3. Головин В.П. От амулета до монумента: книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 128 С.

  4. Яхонт О.В. Консервация и хранение скульптуры в музее. М.: «Индрик», 2009. – 208 С. 

  5. Яхонт О. В. Реставрация скульптуры из камня (страницы истории и актуальные проблемы)//Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. М.: Искусство, 1981. – 206 С.




  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Семинарские занятия проводятся в реставрационных мастерских (ГИМ, ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря), а также залах музея и строятся в виде беседы со студентами. В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, представляют рефераты, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара, готовят доклады и выступают с ними, участвуют в обсуждении чужих докладов.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.


9.1. Самостоятельная работа студента.

9.2.1: Литература для подготовки рефератов в письменной форме объемом 2-3 тыс. слов выбирается студентом из числа монографий/ подборки статей объемом не менее 300 стр., помещенных в разделе 10.1. настоящей программы.


9.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля


Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации по курсу «Техники живописи и скульптуры»:


  1. Тканые основы в живописи. Характеристики холстов разных школ и эпох.

  2. Основы из дерева и металла. Технические характеристики и область использования.

  3. Функции грунта в живописи. Виды грунтов.

  4. Особенности исторических пигментов. Пигменты минеральные и органические.

  5. Пигменты, полученные в 19-20 вв.

  6. Масляная живопись. Особенности техники и развитие.

  7. Глина как вспомогательный и как самостоятельный материал в скульптуре.

  8. Техника литья из бронзы.

  9. Скульптура из мрамора


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Основная литература

  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. – 504 С.

  2. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968. - 311 С.

  3. Воронова О.П. Искусство скульптуры. М.: Знание, 1982. - 112 С.

  4. Головин В.П. От амулета до монумента: книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 128 С.

  5. Гращенков В. Жизненная судьба произведений искусства // Вопросы искусствознания IX (2/96). М.,1996. С. 494-520.

  6. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 320 С.

  7. Гренберг Ю.И. Очерки истории технико-технологического исследования живописи. Сообщения ВЦНИЛКР., М., 1971-1975. т.26-29

  8. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2003. - 428 С.

  9. Сланский Б. Техника живописи. М.: Академия художеств СССР, 1987. – 419 С.

  10. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.: Изобразительное искусство, 1989. – 322 С.

  11. Яхонт О.В. Консервация и хранение скульптуры в музее. М.: «Индрик», 2009. – 208 С. 

  12. Giotto to Dürer. Early Renaissance Painting in The National Gallery. London: Yale University Press, 1991 – 408 P.

  13. Dürer to Veronese. Sixteenth-Century Painting in The National Gallery. London: Yale University Press, 1999. - 330 P.



Дополнительная литература:


  1. Гращенков В.Н. Жизненная судьба произведений искусства. // Вопросы искусствознания. Вып. IX. М., 1996. С.494-520

  2. Иерусалимская А.А. Словарь текстильных терминов. СПб.: Государственный Эрмитаж., 2005. – 96 С.

  3. Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии. М. (б.и.), 2002. - 255 C.

  4. Малачевская Е.Л. Материалы для реставрации станковой масляной живописи // Художественное наследие 24 (54). М., ГосНИИР, 2009. С.19-38

  5. Писарева С.А. Медные пигменты древнерусской живописи XI–XVII вв. М.: ГосНИИР, 1998. – 100 С.

  6. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. Под ред. Ю.И.Гренберга. М.Изобразительное искусство, 1987. – 392 С.

  7. Федосеева Т.С. Реставрационные и живописные материалы. Терминологический словарь-справочник. М.: Р Валент, 2010. – 136 С.

  8. Яхонт О. В. Реставрация скульптуры из камня (страницы истории и актуальные проблемы)//Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. М.: Искусство, 1981. – 206 С.

  9. Panel Painting. Technique and Conservation of Wood Supports. Ed. M.Ciatti, C.Castelli, A.Santacesaria. Firenze, 2006.

  10. Harley R.D. Artists’ Pigments. C.1600-1835. A Study in English Documentary Sources. London: Archetype Publications, 2001. – 230 P.

  11. C.Wаlters. The Care of Wood Panels // Museum, vol.VIII, Nr.3, 1955. P.139-164

  12. C.Wolters. The Care of Paintings: Fabric Paint Supports // Museum, vol.XIII, Nr.3, 1960. P.135-171.

  13. Яхонт О. В. Реставрация скульптуры из камня (страницы истории и актуальные проблемы)//Восстановление памятников культуры: Проблемы реставрации. М.: Искусство, 1981. – 206 С.



Электронные ресурсы:


  1. Сборники материалов ежегодной научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений искусства»: http://magnumars.ru/?page_id=132)

  2. Сайт Государственного Эрмитажа: http://www.hermitagemuseum.org/

  3. Сайт ГМИИ им. А.С.Пушкина: http://www.arts-museum.ru/

  4. ARTstor Digital Library (электронный ресурс в Библиотеке НИУ ВШЭ)

  5. Oxford Art Online (Онлайн-доступ со всех компьютеров НИУ ВШЭ и извне (по паролю)



11.Материально-техническое обеспечение дисциплины:

При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер, авторские полевые материалы (аудио и фото) преподавателя.


  • Критерии оценки знаний, навыков
  • 9.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроля
  • 11.Материально-техническое обеспечение дисциплины