Программа дисциплины сд. 04 Анализ музыкальных произведений цели и задачи дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины сд. 04 Анализ музыкальных произведений цели и задачи дисциплины

Скачать 223,68 Kb.


Дата12.03.2018
Размер223,68 Kb.

Скачать 223,68 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



СД.04 АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ


1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса анализа музыкальных произведений является комплексное овладение анализом музыкальных произведений и всеми средствами такого анализа, необходимых в профессиональной подготовке студентов для успешной музыкально-педагогической деятельности будущего учителя.

Задачами курса «анализ музыкальный произведений» является всесторонне освоение студентами материала данного предмета, включающего два основных его раздела:

  1. Углубленное изучение основных музыкальных форм (вокальной, хоровой, инструментальной музыки),

  2. Практический анализ музыкальных произведений различных форм и жанров, в т.ч., симфонические и музыкально-театральные жанры.

В курсе «Анализ музыкальных произведений» рассматривается специфика музыкальных форм и жанров, присущих европейской и отечественной музыке, сложившихся в 17-20 вв. во всем разнообразии мелодических, гармонических и пр. музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами-классиками.

Базой для усвоения дисциплины «Анализ музыкальных произведений» являются элементарная теория музыки, гармония, музыкальная литература в объеме среднего специального заведения (музыкальное училище, музыкально-пед. колледж).


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения курса студент должен:

Знать: Основные формы и жанры музыкальных произведений, включая исторические условия их возникновения, уметь проанализировать стиль музыкальных произведений и их содержание с точки зрения художественных направлений в музыкальном искусстве. Овладеть всесторонним анализом мелодики, ритмики, гармонического плана произведения, фактурного изложения и т.д.), выполняемой в устной и письменной форме (контрольные работы).

Уметь: творчески применять полученные знания на уроках музыки в школе, применять полученные знания в собственном исполнительстве, беседах о музыке на внеклассных занятиях, посещениях концертов.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

120

3

4

Аудиторные занятия

72

36

36

Лекции

30

18

12

Практические занятия

42

18

24

Семинары

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

48





Курсовая работа

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

-

Вид итогового контроля

Экзамен

Зачет


З

Э




4. Содержание дисциплины «Анализ музыкальных произведений».


Содержание дисциплины по ГОС

Объект, методы и цели анализа музыкальных произведений. Метод целостного анализа. Музыкальный материал — наиболее универсальная и фундаментальная категория анализа. Музыкальный материал тональной музыки европейской традиции, его основные параметры (тип, способ существования, функция в формообразовании). Отношение формы и содержания в музыке. Музыкальная структура, воплощенная в произведении как системе элементов и их связей, реализуемых в целостной системе. Мелкие и крупные построения. Система типических форм тональной музыки. Особенности анализа многочастных произведений. Анализ программных музыкальных произведений. Анализ музыки, взаимодействующей с поэзией (вокальной, хоровой), хореографией, театром. Структуры доклассической и послеклассической музыки. Методика музыкального анализа и методы других наук. Простые и сложные формы. Иерархия форм, инструментарий для их анализа (основные признаки мелких построений: масштаб, состав, способ членения; смысловой, тональный и структурный ритмы в крупных построениях, в простых формах; система формообразующих и конструктивных принципов и их действия в сложных формах). Циклические инструментальные формы. Структуры доклассической и послеклассической музыки. Особенности строения вокальных и вокально-хоровых произведений.


4.1. Тематический план дисциплины:

п/п

Разделы и темы дисциплины

Лекции (ч.)

Практические, семинарские занятия (ч.)

Лаборатор-ные занятия

3 семестр

1

Общие принципы организации музыкальной формы в европейской и отечественной музыке

3

3




2

Циклические формы в музыке

4

4




3

Вокально-хоровые формы и жанры

4

4




4

Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры

3

3




5

Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки

4

4




Итого за 3 семестр

18

18




4 семестр

6

Двухчастная форма

1

2




7

Простая трехчастная форма

2

4




8

Сложная трехчастная форма

2

4




9

Вариационная форма

1

2




10

Форма рондо

2

4




11

Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты

2

4




12

Рондо-соната

2

4




Итого за 4 семестр

12

24




ИТОГО

30

42






4.2. Содержание разделов дисциплины:

ЛЕКЦИИ (3 семестр).

Тема: 1 Общие принципы организации музыкальной формы в европейской музыке

1. Методы и цели анализа музыкальных произведений. Методика музыкального анализа и методы других наук. Метод целостного анализа. Историческое развитие музыкальных форм в европейском и отечественном искусстве. Главные элементы музыкального языка: мелодия, ритм, гармония, динамика и др. Музыкальная тема. Интонация в музыке (по Асафьеву, Яворскому).

2. Расчлененность и единство в муз. форме. Цезура, ее признаки. Функции частей в форме. Пропорциональность в муз. форме. 3. Типы музыкального изложения: экспозиционный, серединный, заключительный и пр.

4. Принципы развития тем в муз. форме: а) повторение, б) измененное повторение (варьирование), в) разработка, г) производный контраст, д) контраст сопоставления. Способы преобразования мелодико-тематических построений.

5. Соотношение функций частей в муз. форме, типов изложения и музыкально-тематических принципов.

6. Гомофонно-гармонический и полифонический стили в музыке. Стиль и жанр в музыке. Единство содержания и формы. Понятие фактуры.


Тема 2 : Циклические формы в музыке

Простые и сложные музыкальные формы. Особенности анализа многочастных произведений. Старинные инструментальные формы: партита, сюита. Сонатный цикл из 3-х частей. Типичные формы у классиков: 1 ч.- сонатное аллегро, 2 ч. – двухчастная или трехчастная форма (иногда вариации), 3 ч. – рондо. Эволюция сонатной формы в творчестве Ф.Шуберта, Р.Шопена, И.Брамса, П.Чайковского и др.

Сонатная форма в инструментальных трио, квартетах и т. п. Увертюра, фантазия, симфония. Новые формы сюиты. Попурри. Вокальные и инструментальные циклы.
Тема 3: Вокально-хоровые формы и жанры

Основная область художественного применения двухчастных и трехчастных форм в музыкальном искусстве: вокальная, хоровая, танцевальная и др. «легкая» музыка, марши и гимны.

Применение общих музыкальных форм в вокальной и хоровой музыке. Музыкальная декламация. Репризность, как основа вокально-хоровых жанров.

Характеристика вокальных жанров: песня, романс, баллада, камерные ансамбли, вокальные циклы и др. Характеристика хоровых жанров: мотет, мадригал, хорал, кантата, пассионы, оратории и др.


Тема 4 : Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры

Возникновение и развитие оперного и симфонического жанров в 17-18 вв.. Опера-сериа и опера-буфа, как характерные жанры итальянской оперы в 17-18 вв.

Кантиленный и речетативно-декламационный стили в опере. Речетатив. Ария. Ариетта. Каватина, Ариозо. Ансамбли (дуэты, трио, квартеты и т.п.). Хоры в опере. Финал.

Инструментальная музыка в опере (увертюра, вступление, прелюдия, антракт, интермеццо и др. Балет в опере.

Опера, деление ее на акты и действия. «Сцена» в опере, как законченный раздел. Понятие лейтмотива в опере. Музыкальная драма у Вагнера и русских композиторов (М.Мусоргский, «Борис Годунов») и др.

Возникновение балета. Роль французской культуры в развитии жанра. Роль инструментальной музыки в балете. Балеты П.Чайковского, как новый этап в развитии жанра.

Оперетта, мюзикл. И.Кальман, Легар, И.Штраус и др. классики жанра. Роль Вены, Парижа, США (бродвейские театры) в развитии этих жанров. Рождение в России 20 века музыкальной комедии, отличительные особенности ее, как жанра.

Связь музыки в этих жанрах с бытовыми жанрами (вальс и др.).


Тема 5: Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки

Период простого строения из 2-х предложений. Составные части периода: предложение, фраза, мотив, субмотив.

Виды однотонального и модулирующего периода. Период из 3-х предложений, неделимый период.

Различные усложнения периода: период неквадратного строения, дополнение, сокращение, вторгающаяся каденция, реприза в периоде. Период как самостоятельная музыкальная форма. Вступление и кода.

Аудиторно: практический анализ периодов (Сонаты венских классиков, Шопен (Вальсы, мазурки и пр.), Чайковский «Времена года» и др.)

ЛЕКЦИИ (4 семестр)

Тема 6 : Двухчастная форма

Простая двухчастная форма: репризная и безрепризная ее разновидности. Характерные особенности 2-х частной формы: зависимость от бытовых жанров, небольшие размеры, опора на квадратность муз. построений. 2-х частная (куплетная) форма в бытовых жанрах музыки (песня, танец).

Применение простой двухчастной формы в вокальной, хоровой и инструментальных пьесах. 2-х частная форма, как часть одной из более крупных муз. форм.
Тема 7: Простая трехчастная форма

Три части формы: 1 ч. – период, 2 ч. – середина, 3 ч. – реприза. Разновидности простой 3-х частной формы: однотемная, развивающаяся, двухтемная (контрастная). Вступление и заключение (кода) в 3-х частной форме.

Широкое распространение простой 3-х частной формы в вокальной и инструментальной музыке. Применение простой 3-х ч. формы как части цикла, раздела более сложной формы, как номера в опере, балете и др.

Тема 8: Сложная трехчастная форма

Значение контрастирующих тем в форме. Сложная 3-х ч. форма с трио. Характеристика 1 ч. Х-ка трио. 3 ч. – реприза. Сложная 3-х ч. форма со средней частью - эпизодом. Вступление и кода в сложной 3-х частной форме.

Промежуточная 3-х частная форма – между простой и сложной. Сложная 3-х-5-ти частная форма.

Тема 9: Вариационная форма

Вариации - форма, состоящая из изложения темы и ее неоднократных измененных повторений. Характеристика темы и вариаций. Вариации на бассо остинато, на сопрано остинато.

Строгие (орнаментальные) вариации, их тема. Методы варьирования. Порядок расположения вариаций.

Приемы сквозного развития в вариационной форме. Свободные вариации. Двойные вариации (на 2 темы).

Применение формы: самостоятельные произведения, часть циклической форы, эпизоды в опере и т. д.

Музыкальные примеры: Р.Шуман. «Симфонические этюды», новый тип вариаций у М. Глинки - «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» и др.


Тема 10: Форма рондо

Возникновение рондо, его песенный и танцевальный характер.. Строение рондо: рефрен и эпизоды. Главная тема и эпизоды. Старинное (куплетное) рондо, 5-ти, 7-ми частное рондо. Классическое рондо и развитие этой формы в 19 веке. Разнообразие форм рондо.


Тема 11: Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты.

Старинная форма сонатного аллегро без разработки (или с небольшим эпизодом вместо нее). Типичная форма сонатного аллегро в музыке венских классиков. Применение формы сонатного аллегро в инструментальном концерте.

Характеристика сонатного аллегро, наличие в нем 3-х разделов. 1-й раздел – экспозиция. Главная, связующая, побочная, заключительная партии. 2-й раздел – разработка, тематической содержание, гармонические отношения, структура в целом. 3- й раздел – реприза, ее значение. Обычный (классический) тип репризы. Зеркальная реприза. Кода и вступление.

Сонатное аллегро, как форма одной из частей инструментального концерта. Форма сонатного аллегро с двойной экспозицией, типичная для инструментального концерта у венских классиков.


Тема 12: Рондо-соната.

Рондо-соната, как одна (чаще, заключительная часть сонаты). Общая конструктивная форма. Соединение и диффузия форм рондо и сонатного аллегро: из классического рондо взят принцип чередования тем (рефрен и эпизоды) и колличество разделов, а от сонатного аллегро – принцип тональных соотношений и наличие главной, связующей, побочной и заключительной партий, наличие 3-х разделов. Типичный пример: Л. Бетховен. Соната № 1 (фа-минор), 3 часть. Структура рондо-сонаты. 1-й раздел, экспозиция. Главная, связующая, побочная партия и повторение главной партии. 2-й раздел (эпизод), как связующий. 3-й раздел, общая реприза. Кода. Введение разработки в рондо-сонате.





                  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Тема: Циклические формы в музыке

Формы работы и контроля: подготовка индивидуальных заданий. Музыкальный материал для анализа (на выбор): Н.Римский-Корсаков. Шехеразада, И.Бах. Английские и французские сюиты для клавира, Р.Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта», Детские сцены, Карнавал, К.Дебюсси. Детский уголок, П.Бородин. Маленькая сюита, Ипполитов-Иванов. Кавказские эскизы. А.Эшпай. Венгерские напевы. Ф.Шуберт. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». М.Мусоргский. Картинки с выставки. В.Моцарт. Симфония соль-минор.


Занятие 2. Тема: Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры

Подготовка рефератов и выступлений студентов по одному из направлений муз. театра, включая иллюстративный музыкальный материал.

Муз. материал:

1. В.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро».

2. П.Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

3. А.Александров. «Свадьба в Малиновке».

4. И. Кальман. Сильва.

5. П. Чайковский. Лебединое озеро.


Занятие 3. Тема: Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки

Формы практической работы по усвоению материала и контроля: подготовка индивидуальных дом. заданий.

Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. Л.Бетховен. Сонаты для ф-но: ор.2, № 1, ч.2; ор.2, № 2, ч.2 и 4; ор.14, № 1, ч.2.

2. Р.Шуман. Вальсы: ор.18, ор.34, ор.64, ор.69, ор.70.

3. Ф.Лист. Ноктюрны № 1 и 2.

4. П.Чайковский. Пьесы для ф-но Ор.1, ор.2,№ 2,3.

5. А.Скрябин. Пьесы для ф-но: ор.1, ор. 2, № 1, 2, 3.


Занятие 4. Тема: Двухчастная форма

Подготовка студентами индивидуальных дом. заданий. Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. Л.Бетховен. Сонаты для ф-но: ор. 2, № 1, ч. 2; ор.2, № 2, ч. 4; ор. 7, ч. 4.

2. Ф.Шуберт. Ор. 9-а, Вальсы (все).

3. Ф.Мендельсон. Песни без слов. № 12,16,37,44.

4. П.Чайковский. Ор. 63, № 2. «Растворил я окно», ор.65, № 1, Серенада.

5. С.Рахманинов. Романсы «Весенние воды», «Сирень».

Литература:

1. И.В.Способин. Музыкальная форма. М.: 1980 г. Стр. 120-119.

2. П.Козлов, А.Степанов. Анализ музыкальных произведений. М.: 1968.


Занятие 5. Тема: Простая трехчастная форма

Подготовка студентами индивидуальных дом. заданий. Музыкальный материал (на выбор):

1. В.Моцарт. Опера «Дон Жуан», № 7, 8, 10, 12, 14, 19.

2. Л.Бетховен. Сонаты для ф-но: ор.2, № 1, ч.3 (менуэт и трио); ор.7, ч.3; ор.10, № 2, ч.3.

3. Ф.Шуберт. Песни. Ор. 25, № 3 «Стой»; № 4 «Благодарность ручью».

4. Ф.Шопен. Ноктюрны: ор. 9, № 2; ор. 15, № 1;

5. Ф.Шопен. Прелюдии: ор.28, № 11, 12, 19.

5. С.Рахманинов. ор.4. Романс «Не пой красавица, при мне».

6. А.Скрябин. Ф-ные пьесы: ор.3, № 3,5; ор.11, № 16,19; ор.16, № 1.
Занятие 6. Тема: Сложная трехчастная форма

Подготовка студентами дом. задания: анализ и подбор музыкальных примеров по теме. Рекомендуемый муз. материал для работы:

Л.Бетховен. Соната № 1(менуэт = (а+в+а)+(а+в+а)+(а+в+а), Соната № 11 (менуэт = (а+в+а)+(а+в)+(а+в+а), соната № 18 (менуэт = (а+в)+(а+в+а)+(а+в).
Занятие 7. Тема: Вариационная форма

Подготовка студентами индивидуальных заданий. Музыкальный материал (на выбор):

1. И.Бах. Пассакалия ре-минор для клавира. Чакона ре-минор для скрипки соло.

2. Г.Гендель. Пассакалия соль-минор из сюиты для клавира.

3. И.Брамс. Финал 4-й симфонии.

4. М.Глинка. Камаринская.


Занятие 8. Тема: Форма рондо

Материал для анализа:

1. Ф.Куперен. Любимая. Жнецы.

2. Дакен. Кукушка.

3. В.Моцарт. Сонаты № 10, 18.(найти рондо в одной из частей).

4. Л.Бетховен. Ф-ные пьесы «К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша». Финалы сонат: ор. 10, № 3; ор. 14, № 2.

5. А.Даргомыжский. Свадьба.

6. С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».


Занятие 9. Тема: Сонатное аллегро, как одна из частей сонаты

Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (сокращ. Форма сонатного аллегро без средней части).

2. Ф.Шопен. Сонаты си-минор и си-бемоль минор (реприза с пропущенной гл. партией). Баллада № 1 (зеркальная реприза).

3. П.Чайковский. Серенада для струнного оркестра, ч. 1 (сонатное аллегро без разработки).
Занятие 10. Тема: Рондо-соната

Подготовка индивидуальных заданий. Музыкальный материал для анализа (на выбор):

1. В.Моцарт. Финалы ф-ных сонат № 3, 4, 7, 13, 17.

2. Л.Бетховен. Финалы ф-ных сонат: ор. 2, № 2, 3; ор. 7, № 13; ор. 14, № 1.

3. П.Чайковский. Ор. 23. Концерт для ф-но с оркестром (финал); 3 симфония (финал).

4. А.Скрябин. ор. 24. Соната для ф-но (финал); ор. 20. Концерт для ф-но с орк.(финал).

5. С.Прокофьев. Ор. 29. 4 соната для ф-но. (финал).
5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


    1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Григорьева, Г.В. Музыкальные формы ХХ века: курс «Анализ музыкальных произведений»: учебное пособие для вузов/Г.В.Григорьева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 174с.

  2. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учеб.пособие для студ.муз.-пед.училищ и колледжей/Г.В.Заднепровская. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 272с.

  3. Соколов, А.С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений»/А.С.Соколов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 231с.


б) Дополнительная литература:

  1. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: учебное пособие для ВУЗов: в 2 ч/М.Ш.Бонфельд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 207с.

  2. Васина-Гроссман, В.А. Книга о музыке и великих музыкантах/В.А.Васина-Гроссман. - М.: Современник, 1999. - 286с.

  3. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов/А.Г.Гогоберидзе. - М.: Академия, 2007. - 316с.

  4. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента: Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для ВУЗов/А.В.Малинковская. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 381с.

  5. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для ВУЗов/Е.В.Назайкинский. - М.:Владос, 2003. - 248с.

  6. Основы теоретического музыкознания: Учебное пособие для вузов. Под ред. М.И. Ройтерштейна. - М.: Академия, 2003. - 271с.

  7. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 366с.

  8. Ройтерштейн. М.И. Основы музыкального анализа: учебник для педагогических ВУЗов/М.И.Ройтерштейн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 111с.

  9. Способин, И. Музыкальная форма/И.Способин. - М., Музыка, 2007. - 400с.

  10. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: учебное пособие для вузов и училищ/В.Н.Холопова. - СПб: Лань, 2002. - 367с.

  11. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие для вузов/В.Н.Холопова. - СПб: Лань, 2006. - 489с.

  12. Холопова В.Н. Гармония: учебник для вузов/В.Н.Холопов. - СПб.: Лань, 2003. - 540с.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа дисциплины, библиотечный фонд специальной литературы, аудио- и видеозаписи.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие средств звуковоспроизведения (проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр), фортепиано.



8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В курсе «Анализ музыкальных произведений» рассматривается специфика музыкальных форм и жанров, присущих европейской и отечественной музыке, сложившихся в 17-20 вв. во всем разнообразии мелодических, гармонических и пр. музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами-классиками.

Базой для усвоения дисциплины «Анализ музыкальных произведений» являются элементарная теория музыки, гармония, музыкальная литература в объеме среднего специального заведения (музыкальное училище, музыкально-пед. колледж).

Задачей преподавателя является достигнуть всестороннего освоения студентами материала предмета «Анализ музыкального произведения».

Данная дисциплина состоит из двух основных разделов:

1) Углубленное изучение основных музыкальных форм (вокальной, хоровой, инструментальной музыки),

2) Практический анализ музыкальных произведений различных форм и жанров, в т.ч., симфонические и музыкально-театральные жанры.

8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Подготовить подробный письменный анализ (включая анализ гармонии) одного периода из 2-х произведений. Рекомендуются произведения венских классиков, романтиков, русских композиторов.

2. Подготовить письменный анализ 3 муз. произведений:

а) Художественного применения двухчастных и трехчастных форм в музыке. Желательно анализировать фортепианные пьесы, исполняемые студентом на фортепиано, по хоровому дирижированию (а капелла).

б) Художественное применение формы сонатного аллегро (анализ одной из частей сонат).

3. Начертить схемы формы для каждого произведения, подписать тональный план. Отравить соответствие формы и содержания в произведении. Стиль выполнения – литературно-музыковедческий.

Музыкальный материал подбирается студентами самостоятельно, по 1-му произведению каждого жанра.

План целостного анализа произведения.

а) Определить содержательную сторону произведения.

б) Характер мелодии – ее стилистические, национальные признаки.

в) Метро-ритм. Ямбические, хореические мотивы. Особенности ритмического рисунка.

г) Тема и образ произведения. Форма ее изложения.

д) Форма – конструкция.

е) Форма - как процесс.
Примерный перечень вопросов к экзамену:

1.Главные элементы музыкального языка: мелодия, ритм, гармония.

2.Музыкальная тема, ее характер, развитие.

2.Членораздельность муз. формы: Цезура, построение.

3.Функции частей в форме.

4.Типы музыкального изложения: экспозиционный, серединный, заключительный и пр.

5.Принципы развития в муз.форме: повторение, измененное повторение (варьирование), разработка, производный контраст, контраст сопоставления.

6.Соотношение функций частей, типов изложения и принципов.

7.Способы преобразования мелодико-тематических построений.

8. Период. Усложнения периода. Период как самостоятельная муз. форма.

9.Простая двухчастная форма.

10.Куплетная форма в вокальной музыке.

11.Сложная трехчастная форма.

12. Вариационная форма.

13.Форма рондо.

14.Сонатная форма.

15.Рондо-соната.

16.Циклические формы.

17.Симфонические формы.

18.Формы вокальной музыки

19.Формы хоровой музыки.

20.Опера, ее строение.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 071300.62 Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству.