Программа дисциплины «Психофизиология»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины «Психофизиология»

Скачать 392,03 Kb.


Дата22.08.2017
Размер392,03 Kb.

Скачать 392,03 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины


по направлению подготовки 37.03.01 Психология

тип ООП академический бакалавриат

Владивосток 2015

Рабочая программа дисциплины «Психофизиология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01. Психология и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. Приказом Министерства России от 19 декабря 2013 г. № 1376).

Составитель: Ботвич Татьяна Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры философии и юридической психологии, botvichta@mail.ru

Утверждена на заседании кафедры ФЮП от 16.05.2015 г., протокол № 9.


Зав. кафедрой ФЮП ______________________ Коротина О.А


«___»_________ 20 г.

1 Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психофизиология», является введение студентов в круг проблем касающихся естественнонаучных основ психологии, понимания и системного изучения процессов, протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно–генетическом уровнях; научить студентов использовать данные естествознания для решения задач фундаментальной и прикладной психологии; сформировать осознание тесной диалектической связи психических процессов и мозга, неразрывного единства структуры и функций.

Задачи освоения дисциплины «Психофизиология»:

- раскрыть представление о нейронных механизмах, обеспечивающих формирование, поддержание и реализацию высших психических функций;

- показать важность знания и понимания для практического психолога, каким образом возникает то или иное психическое явление и как оно интегрируется в общую схему организации поведения;

- представить по возможности полно наиболее значительные достижения мировой и отечественной психофизиологии;

- способствовать расширению научного кругозора и повышению культуры мышления студентов;

- на материале биографий ученых прошлого показать специфику научного труда, его этические и гражданские стороны, попытаться проникнуть в лабораторию научного поиска творческой личности.



2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемым результатами обучения по дисциплине, являются знания, умения, владения, и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Формируемые компетенции


Название ООП ВО

Компетенции

Название компетенции

Составляющие компетенции

37.03.01. Психология

ПК - 4

способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другим социальным группам.

Знания:

психологических феноменов, категорий, методов изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов. Специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска

Умения:

критически анализировать первоисточники, созданные в различные эпохи;

использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования



Владения:

навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет

ПК - 5

способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знания:

современной ситуации, сложившейся в психологии как обусловленную историческим ходом развития науки

Умения:

обращаться к историческому прошлому в целях решения актуальных проблем и понимания современного состояния науки

Владения:

навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет


3 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Психофизиология» относится к числу базовых профессиональных дисциплин. Курс «Психофизиология» является составной частью блока фундаментальных естественнонаучных дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение данного курса тесно связано с дисциплиной «Нейробиология» и «Антропология». Предполагается изучение «Психофизиология» параллельно дисциплине «Нейробиология».



4 Объем дисциплины

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 3.


Таблица 3 – Общая трудоемкость дисциплины

Название ООП

Форма обучения

Индекс

Семестр курс

Трудоемкость

(З.Е.)


Объем контактной работы (час)

СРС

Форма аттестации

Всего

Аудиторная

внеаудиторная

лек

прак

лаб

ПА

КСР

Психология

ОФО

Б.3.Б.06

2

4

60

17

34




9




84

Э

ЗФО

Б.3.Б.06

2

4

44

2

6




36




100

Э

ОЗФО

Б.3.Б.06

2

4

68

12




20

36




76

Э

5 Структура и содержание дисциплины

5.1 Структура дисциплины

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Структура дисциплины



№ п/п

Название темы

Вид занятия

Объем час

Кол-во часов в интерактивной и электронной форме

СРС

1.

Введение в психофизиологию, история становления, методы. Предмет, задачи и стратегии исследования

Лек.

2

2

4

Практ.







2.

Место психофизиологии в системе наук о человеке.

Лек.

2

1

4

Практ.

2




3.

Соотношение психики и мозга

Лек.

6

3

9

Практ.

3




4.

Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации в нейронных сетях

Лек.

2

1

2

Практ.

2




5.

Психофизиология стресса

Лек.

2

2

2

Практ.

2

1

6.

Психофизиология памяти и научения.

Лек.

2

1

5

Практ.

2

2

7.

Психофизиология мышления и интеллекта

Лек.

2

1

4

Практ.

1




8.

Дифференциальная психофизиология

Лек.

2

1

4

Практ.

2

2

9.

Возрастная психофизиология

Лек.

2

1




Практ.

1




10.

Психофизиология речи

Лек.

2

1

4

Практ.

2

2

11.

Клиническая психофизиология

Лек.

4

1

9

Практ.

2

1

5.2 Содержание дисциплины
Тема № 1. Введение в психофизиологию, история становления, методы. Предмет, задачи и стратегии исследования

История развития психофизиологии. Физиологическая психология и психологическая физиология, психобиология. Психофизиология и нейронауки. Методологические аспекты исследования взаимоотношений между мозгом и психикой. Психофизиологическая проблема и подходы к ее решению. Современное состояние проблемы мозговой локализации высших психических функций. Методологические подходы (стратегии исследования) в психофизиологии: «классическая психофизиология», «Человек-Нейрон-Модель» (векторная психофизиология), «системная психофизиология». Основные направления фундаментальной психофизиологии: психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации, психофизиология восприятия, психофизиология внимания, психофизиология памяти и научения, психофизиология движений, психофизиология мышления и речи, психофизиология сна и бодрствования, психофизиология эмоций и стресса, дифференциальная психофизиология, психофизиология сознания, возрастная психофизиология. Прикладная психофизиология: клиническая психофизиология, педагогическая психофизиология, социальная психофизиология, эргономическая психофизиология, экологическая психофизиология, психофизиологическая диагностика и компенсация когнитивных нарушений, детекция скрываемых знаний, биологическая обратная связь и нейротренинг.

Тема № 2. Место психофизиологии в системе наук о человеке.

Пневмография, плетизмография, электродермография, электроокулография, электромиография, электрокардиография. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и магнитоэнцефалограмма (МЭГ). Способы анализа ЭЭГ и МЭГ. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием. Компьютерное картирование мозга. Расчет локализации эквивалентного диполя. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов. Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека: рентгеновская компьютерная томография, структурная и функциональная магнитно-резонансная томография (с МРТ и фМРТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ).

Тема № 3. Соотношение психики и мозга

Суть основной проблемы психофизиологии – проблема соотношения мозга и психики, психического и физиологического. - проблема соотношения между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле), составляет основное содержание предмета психофизиологии. Способы решения психофизиологической проблемы: сихофизиологический параллелизм, психофизиологическая идентичность и психофизиологическое взаимодействие. Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому

2. Психическое - это особый, высший класс или вид нервных процессов;

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической высшей нервной деятельностью мозга, тем но нетождественно ей.



Тема № 4. Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации в нейронных сетях

«Языки мозга».Рецепторы, нейроны-детекторы, модуляторные нейроны, командные нейроны, мотонейроны, мышечные единицы. Электрические и химические сигналы. Способы кодирования информации в нейронных сетях (паттерн разряда, детекторный и ансамблевые принципы). Векторное кодирование информации. Межсенсорное взаимодействие. Взаимодействие сенсорных, когнитивных и исполнительных систем мозга в целенаправленном поведении. Координация движений руки, головы и глаз.

Тема № 5. Психофизиология стресса

Генетические факторы и внешняя среда в формировании свойств сенсорных нейронов. Врожденное и приобретенное в механизмах перцептивных процессов. Роль неспецифических активирующих влияний в формировании детекторов. Сложные формы восприятия. Гностическая единица. Нейроны, избирательно реагирующие на лица и эмоциональные выражения лица, на жесты. Формирование гностических единиц. Роль сигнала новизны в формировании гностических единиц. Механизмы формирования восприятия «целостных образов» (проблема формирования гештальта). Детекторная теория восприятия. Интерпретация и категоризация в процессах восприятия. «Перцептивная гипотеза». Психофизиологические основы для стресса, как психической функции.
Тема № 6. Психофизиология памяти и научения.

Кратковременная и долговременная память. Формы кратковременной памяти. Процедурная и декларативная память. Рабочая (оперативная) память. Формы процедурной памяти: условный рефлекс и навыки. Взаимная корреляция разрядов нейронов, вовлеченных в ассоциативный процесс. Колончатая организация нейронов ассоциативной долговременной памяти. Мозжечок и процедурная память. Роль гиппокампа в формировании ассоциаций. Гиппокамп как система, разделяющая новые и привычные стимулы. Нервная модель стимула как система модифицированных синапсов нейронов гиппокампа. Синаптические механизмы научения. Пластичный «синапс Хебба». Пластичные перестройки идентифицированного синапса между сенсорными и командными нейронами. Клеточные механизмы ассоциативного научения. Ионные механизмы пластичности. Роль активирующей системы мозга в пластических изменениях синапсов. Роль медиальных частей височных долей в декларативной памяти. Эмоциональная память. Функция лобных отделов коры в эмоциональных реакциях. Роль миндалины в механизмах эмоциональной памяти. Биохимические основы долговременной и кратковременной эмоциональной памяти. Условный «рефлекс страха». Роль префронтальной коры в рабочей памяти. Эстафетная передача возбуждения в нейронах префронтальной коры. Модуляция нейронов рабочей памяти дофаминергической системой. Экспрессия ранних и поздних генов. Транскрипция и трансляция генетической информации. Явление обратной транскрипции. Возрастание функциональной активности генома при обучении.
Тема № 7. Психофизиология мышления и интеллекта

Проблема определения интеллекта в психологии. Символьное отображение стимула. - Категоризация стимулов. Коммуникативная функция знаковых систем. Формирование семантических единиц на базе долговременной памяти. Внутренняя речь. Мышление как внешне не выраженные операции со следами памяти. Вербальный и невербальный интеллект. Фокусы мозговой активности и мышление. Функциональная асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности. Психофизиологические корреляты интеллекта, мыслительных операций и способностей. Механизмы творческой деятельности. Мозг и талант. Половые различия и интеллектуальные функции.


Тема № 8. Дифференциальная психофизиология

Предмет и методы дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Физиологический, психологический и поведенческий уровни в комплексных исследованиях индивидуальных различий. Факторы, определяющие индивидуальные различия человека и животных: наследственность и среда, врожденное и приобретенное. Понятия "организм", "личность", "индивидуальность", их соотношение. Структура индивидуальности и личности с позиций дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Типологические свойства нервной системы как нейрофизиологические детерминанты индивидуальности. Типологическая концепция И.П.Павлова. Специально человеческие свойства нервной системы: "художники", "мыслители" и "средний тип". Вклад Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в развитие психофизиологии индивидуальных различий. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в трудах Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина. Место теории свойств нервной системы в концепциях зарубежных психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г. Айзенк, Р.Б. Кэттелл, Дж. Грей). Соотношение мотивации, темперамента, способностей, характера с типологическими свойствами нервной системы. Теория способностей Б.М.Теплова. Общие и специальные способности. Талант. Гений. Вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности. «Саморегуляция» и «направленность» как интегральные параметры характера (Д.Н.Левитов). Соотношение темперамента и характера. Акцентуации.
Тема № 9. Возрастная психофизиология

Возрастная психофизиология – область психологии, возникшая на стыке психологии развития и возрастной физиологии. Предмет ее исследования – возрастные преобразования физиологических основ психики и поведения в ходе онтогенеза, в первую очередь на его ранних (развитие) и поздних (старение) этапах. Область психологии, изучающая онтогенетическое развитие системных физиологических механизмов психической деятельности, в частности роль биологического созревания в психическом развитии. Устанавливает: возрастное своеобразие биологических факторов, выступающих условиями развития психики, выявляет последовательность формирования психики в онтогенезе. Задачи возрастной психофизиологии заключаются в том, чтобы установить, как возрастные изменения организма сказываются на психическом функционировании. Главным источником психического развития является социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания. Биологические факторы: генетические, морфологические, физиологические, выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Критерии созревания. Биологический возраст



Тема № 10. Психофизиология речи

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее.

Так установлено, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции. Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.

Способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. В свою очередь речевое общение опирается на законы конкретного языка, которые диктуют систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. Важно подчеркнуть, что речевая деятельность это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения. Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует "оречевлению" информации, получаемой человеком.   Механизмы того, как один человек материализует свою мысль в поток звуков, а другой, восприняв этот звуковой поток, понимает обращенную к нему мысль. Тем не менее естественно-научный подход к изучению речи имеет свою историю. Видное место здесь принадлежит представлениям, сложившимся в русле физиологии ВНД.

Тема № 11. Клиническая психофизиология

Важнейшие психические расстройства (тревожные и депрессивные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения) и мозг: нейрогенетика и биохимия психических заболеваний. Механизмы формирования аддиктивного поведения. Болезни Альцгеймера и Паркинсона: мозговые механизмы, подходы к профилактике и лечению.

Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная и диалектическая связь.

Воздействуя на мозг, можно изменить и даже ликвидировать самосознание человека, уничтожить личность, превратив человека в зомби.

Гипноз может вызвать различные соматические расстройства и наоборот, способствовать излечению. Широко известны поразительные эксперименты, которые проводят со своим организмом йоги.



6 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

6.1 Перечень тем лабораторных занятий

Лабораторное занятие №1. Предмет и задачи психофизиологии (2 часа, учебная дискуссия)

Цели: усвоение учебного материала по дисциплине

Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении лекционного материала, работы с литературой по средствам устного опроса. Определение и основные понятия и методы психофизиологических исследований.

Лабораторное занятие №2. Методы психофизиологического исследования (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: выявить знание методов и методик психофизиологии:

1.Пневмография, плетизмография, электродермография, электроокулография, электромиография, электрокардиография.



2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и магнитоэнцефалограмма (МЭГ).

3. Способы анализа ЭЭГ и МЭГ.

4. Вызванные потенциалы. Потенциалы, связанные с событием.

5. Компьютерное картирование мозга.

6. Расчет локализации эквивалентного диполя.

7. Экстраклеточная и внутриклеточная регистрация активности нейронов.

8. Современные психофизиологические методы неинвазивного изучения мозга человека.

Лабораторное занятие №3. Рефлекторная теория, диалектическая концепция условного рефлекса (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении правил выработки условных и безусловных рефлексов.

1. Физиологические и психологические особенности и отличия условных и безусловных рефлексов.

2. Классификации рефлексов.

3. Ориентировочный рефлекс как основа непроизвольного внимания.

4. «Нервная модель стимула».

6. Нейроны «новизны» и «тождества» в гиппокампе.

7. Корреляты предвнимания и непроизвольного внимания в вызванных потенциалах (ВП).

8. Негативность рассогласования.

9. Условный ориентировочный рефлекс и произвольное внимание. Отражение произвольного внимания в компонентах ВП.

10. Избирательность неспецифической активации мозга.

11. Стволово-таламо-кортикальная система и ее модулирующие влияния на кору.

12. Роль специфических и неспецифических нейронов таламуса в активации коры.

13. Стриопаллидарная система. Гамма-ритм и внимание.

Лабораторное занятие №4. Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации в нейронных сетях (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении лекционного материала: работы с литературой по средствам контрольной работы, групповой дискуссии, обсуждения докладов.

Лабораторное занятие №5. Формы и факторы организации поведения (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.



Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении лекционного материала, работы с литературой по средствам защиты рефератов.

Лабораторное занятие №6. Восприятие пространства и пространственная ориентация. Концепция когнитивных карт (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении лекционного материала, работы с литературой по средствам защиты рефератов.

Лабораторное занятие №7. Механизмы формирования, хранения и извлечения памяти (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении лекционного материала, работы с литературой по средствам защиты рефератов.

  1. Правила ассоциативного обучения.

  2. Теория Хебба.

  3. Нейрональные и молекулярные механизмы краткосрочной и долговременной памяти.

Лабораторное занятие №8. Психофизиология эмоций. Роль переднего мозга в формировании эмоций (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студента в освоении лекционного материала:

  1. Психофизиология эмоций.

  2. Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций.

  3. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций.

  4. Когнитивные процессы в генезе эмоций.

  5. Выражение эмоций у животных и человека.

  6. Лицевая экспрессия.

  7. Пластика и голос как средства невербального, эмоционального общения.

  8. Корреляция активности лицевых мышц и эмоций.

  9. Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии.

  10. Межполушарная асимметрия и эмоции. Н

  11. Лимбическая система. Роль миндалины, гипоталамуса в эмоциональных реакциях.

  12. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмиттеров и пептидов.

Лабораторное занятие №9. Взаимодействие сознания и мозга. Теории сознательной деятельности человека (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: изучить законы поступления, распределения и анализа сенсорной информации в ЦНС.

Задачи: изучить:

  1. Психофизиологические теории мышления и речи.

  2. Психофизиология бессознательного и подсознательного поведения человека.

  3. Психическая деятельность мозга во время сна.

  4. Теории и структура сна человека.

Лабораторное занятие №10. Дифференциальная психофизиология (4 часа)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студентов в освоении лекционного материала, работы с литературой по средствам контрольной работы, групповой дискуссии, обсуждения докладов. Значение исследований индивидуально-типологических различий для теории и практики:

  1. индивидуальность и личность в поведении и общении;

  2. индивидуальные различия в факторах риска;

  3. роль индивидуально-типологических различий в формировании индивидуального стиля

  4. результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности;

  5. значение индивидуально-типологических различий в профессиональном отборе.

Лабораторное занятие №11. Клиническая психофизиология (2 часа, учебная дискуссия)

Цель: усвоение учебного материала по дисциплине.

Задачи: проверить самоподготовку студента в освоении лекционного материала:

  1. Механизмы формирования аддиктивного поведения.

  2. Особенности психических проявлений при поражении правого полушария.

  3. Цитоархитектонические поля: сущность и значение.

  4. Эволюционные стадии развития психики человека.

  5. Экологическая психофизиология: предмет, задачи, сущность.

  6. Структура темперамента по Б.М.Теплову.

  7. Структуры мозга связанные с пространственной и временной организацией памяти.

  8. Речевые зоны коры головного мозга и их функция.

  9. Ритмы мозга и их частотные показатели.

  10. Современные методы решения психофизиологических проблем.

6.2 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

  1. Проблема мозговой локализации высших психических функций. Концепции «локализации» и «децентрализации» (эквипотенционализма).

  2. Психофизиологическая характеристика функциональных состояний мозга (ФС): определение, типы и способы оценки (диагностики), связь с работоспособностью (эффективностью деятельности).

  3. Коммуникативная функция эмоций. Мозговые механизмы восприятия
    эмоциональных выражений лиц. Диагностика эмоций по «выражению лица» (атласы FAST и FACS П.Экмана с соавт.).

  4. Копинг-стратегии в стрессе. Факторы индивидуальной стрессоустойчивости. Лечение и профилактика стрессовых расстройств.

  5. Типы внимания. Автоматические и контролируемые процессы обработки информации, критерии их различия.

  6. Структура индивидуальности и личности с позиций дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.

  7. Соотношение мотивации, темперамента, способностей, характера с типологическими свойствами нервной системы.

  8. Мозг и сознание: определения, теории, экспериментальные подходы к исследованию.

  9. Мозговые механизмы бессознательного: теории, экспериментальные подходы к исследованию.

  10. Мозговые механизмы образной памяти по данным нормы и патологии. Межполушарная асимметрия в механизмах обучения. Роль эмоций в формировании «следов памяти».

  11. Интерфейс «мозг-компьютер»: теоретические основы и прикладная значимость, экспериментальные данные.

6.3 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

  1. Абсолютный порог чувствительности и его содержание.

  2. Амнезия: сущность и типы.

  3. Биологическая память и ее виды.

  4. Виды научения.

  5. Виды обратной связи в психофизиологии.

  6. Виды психотропных средств и их краткая характеристика.

  7. Виды сна и их краткая характеристика.

  8. Влияние психотропных средств на головной мозг.

  9. Влияние тревожности на процесс обучения.

  10. Внимание и его виды.

  11. Возрастная психофизиология: предмет, задачи, сущность.

  12. Г.В.Лейбниц о соотношении души и тела.

  13. Голубое пятно и черная субстанция: расположение и роль в регуляции психики.

  14. Дифференциальная психофизиология: предмет, задачи, сущность.

  15. Европейская традиция решения психофизиологических проблем и ее составляющая.

  16. И.М.Сеченов о соотношении психического и нервного.

  17. Индивидуальность и её структура по К.К.Платонову.

  18. Классификация эмоциональных явлений по критерию длительности.

  19. Когнитивная психофизиология: предмет, задачи, сущность.

  20. Мотивация, обстановочная афферентация и память.

  21. Мышление и его виды.

  22. Наркомания, особенности воздействия на нервную систему.

  23. Нейродепрессанты и их краткая характеристика.

  24. Нейропсихология: сущность и особенности.

  25. Общая схема межполушарного взаимодействия.

  26. Общая характеристика функциональной системы П.К.Анохина.

  27. Оперантное поведение: сущность и методы формирования.

  28. Основные принципы современных представлений о регуляции движений.

  29. Основные стадии сна и их особенности.

  30. Основные теории о механизмах сознания.

  31. Основные функции речи.

  32. Психофизиология: сущность и значение.

  33. Особенности корреляции между физиологическими и психическими явлениями.

  34. Особенности психических проявлений при доминировании левого полушария.

  35. Параметры темперамента по В.Д.Недобылицину.

  36. Поведение и адаптация: психофизиологическая сущность и значение.

  37. Поведенческие критерии сознания человека.

  38. Подходы к изучению проблем мышления в психофизиологии.

  39. Потребность в привязанности и её формы.

  40. Профессиональная пригодность и методы её диагностики.

  41. Профессиональный отбор: сущность и значение.

  42. Психофизиология, как научная дисциплина: предмет, задачи, сущность.

  43. Пути преодоления стресса.

  44. Работоспособность: сущность и практическое значение.

  45. Речевые зоны коры головного мозга и их функция.

  46. Ритмы мозга и их частотные показатели.

  47. Современные методы решения психофизиологических проблем.

  48. Сознание человека: сущность и значение.

  49. Соотношение индивида, индивидуальности и личности по В.С.Мерлину.

  50. Социальная психофизиология: предмет и направления.

  51. Стадии развития стресса и их психофизиологическая характеристика.

  52. Структура темперамента по Б.М.Теплову.

  53. Структуры мозга связанные с пространственной и временной организацией памяти.

  54. Сущность потребностно-информационной теории эмоций.

  55. Сущность эффекта плацебо.

  56. Типы интеллекта по Г.Айзенку.

  57. Уровни в структуре индивидуальности по В.С.Мерлину.

  58. Факторы, влияющие на созревание центральной нервной системы.

  59. Физиологическая психофизиология: предмет, задачи, сущность.

  60. Формы измененного состояния сознания.

  61. Функции сенсорных систем.

  62. Память человека: характеристика и особенности.

  63. Цитоархитектонические поля: сущность и значение.

  64. Эволюционные стадии развития психики человека.

  65. Экологическая психофизиология: предмет, задачи, сущность.

  66. Особенности психических проявлений при поражении правого полушария.

  67. Этапы научения путем рассуждений.

  68. Этапы процесса мышления.

6.4 Образовательные технологии

В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- информационно-коммуникационная технология, в том числе визуализация, создание электронных учебных материалов;

- технология коллективного взаимодействия, в том числе совместное решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии;

- технология проблемного обучения, в том числе в рамках разбора проблемных ситуаций;

- технология развивающего обучения, в том числе постановка и решение задач от менее сложных к более сложным, развивающих компетенции студентов;

- технология адаптивного обучения, в том числе проведение консультаций преподавателя, предложение индивидуальных заданий;

В рамках перечисленных технологий основными методами обучения являются:

• работа в команде;

• опережающая самостоятельная работа;

• междисциплинарное обучение;

• проблемное обучение;

• исследовательский метод;

• решение и защита индивидуальных заданий.



6.5 Рекомендации по работе с литературой

Данный методический материал обеспечивает рациональную организацию самостоятельной работы студентов на основе систематизированной информации по темам учебной дисциплины.

Основным методом работы с литературой является ее чтение. Студенты обязаны ознакомиться с содержанием учебных пособий и практических руководств, рекомендованных в списке основной литературы.

Дополнить свои знания и обогатить их поможет список дополнительной литературы, представленный ниже, в который вошли книги известнейших отечественных и зарубежных авторов, посвятивших себя изучению как теоретическим, так и практическим аспектам антропологии.

В процессе изучения дисциплины «Психофизиология» студентам необходимо ознакомиться со следующей литературой: смотрите пункт 9 данной рабочей программы.

7 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается тематикой самостоятельных работ, списком контрольных вопросов, конспектом лекций.



8 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений планируемым результатам обучения по дисциплине созданы фонды оценочных средств (Приложение 1).



9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная литература



  1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учеб. пособие для студентов вузов / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова ; Новосибир. гос. пед. ун-т. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 352 с. - (Высшее образование).

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для студентов вузов, [аспирантов] / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 368 с. : ил.

  3. Самко Ю.Н. Психофизиология: учеб. пособие [для студентов вузов] / Ю. Н. Самко. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 154 с. - (Высшее образование).

б) дополнительная литература

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие [для студентов вузов] / Т. В. Алейникова ; под ред. Г. А. Кураева. - 2-е изд., доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 285,[2] с.

  2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. Серия: учебник нового века. Питер.-2003.- 496с.:ил.

  3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М., 1996.

  4. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. – М.: Высшая школа, 1991.

  5. Вейн А.И., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. – М.: Медицина, 1989.

  6. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. – М.: Наука, 1975. – 338с.

  7. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для студентов вузов / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.

  8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М, 1994. – 274 с.

  9. Ильин Е П. Дифференциальная психофизиология. Серия: учебник нового века. Питер.-2001.-с.464.

  10. Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. – М.: Наука, 1986. – 296 с.

  11. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И. Ренчлера, Б. Хенцбергер, Д. Эпстайна. – М.: Мир, 1995. 335 с.

  12. Краткий психологический словарь. – М., 1985. - 389 с.

  13. Мозг и разум. Под ред. Н.П. Бехтеревой. – М.: Наука, 1994. – 278 с.

  14. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов : в 2 т.. Т. 2 : Физиология высшей нервной деятельности / [авт.: Н. Г. Андреева и др.] ; под ред. Я. А. Альтмана, В. О. Самойлова. - М. : Академия, 2009. - 224 с. : ил.

  15. Яковлев Б. П. Психофизиологические основы здоровья: учебное пособие для студентов вузов / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. - М. : Эксмо, 2010. - 288 с. - (Учебный курс : Кратко и доступно).

10 Перечень ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. «Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont.ru/ Центральный коллектор библиотек «Бибком». – М.: ООО «Агентство «Книга-Сервис», 2011.

  2. Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp

  3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ М.: Издательство «Директ-Медиа», 2001.

  4. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/ М.: ООО «РУНЭБ», 2000.

  5. Справочно-библиографическая система EBSCOhost [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.ebscohost.com/ USA: EBSCO Industries, Inc., 2000

  6. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/ М.: Российская государственная библиотека, 1997.

  7. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий library [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iqlib.ru/

11 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные лекционные аудитории, оснащённые видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.

Аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью и имеющие выход в сеть Интернет.

Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащённые компьютерами с доступом к базам данных и Интернет.

Комплект лицензионного программного обеспечения с поддержкой форматов DOC, PPT и PDF.


  1. Словарь основных терминов

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ — вид сенсорного порога. Величина раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение.

АГНОЗИЯ — нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — совокупность адаптационных реакций организма (человека и животных), носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры.

АНАЛИЗАТОР — термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.

БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ — врожденные эмоции, на базе которых развиваются более сложные социально детерминированные эмоциональные процессы, состояния и эмоционально-личностные качества.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — рефлекс, осуществляемый на основе постоянной, генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами н. с. и исполнительными органами. Термин принадлежит И. П. Павлову. Б. р. — врожденная реакция, всегда осуществляющаяся при действии на организм определенных раздражителей.

БЛОКИ МОЗГА — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная в нейропсихологии для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы.

1-й — блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

2-й — блок приема, переработки и хранения информации; включает основные анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий..

3-й — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции; включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры больших полушарий.

ГОМЕОСТАЗ — стояние. Процессы поддержания относительного постоянства основных характеристик внутренней среды организма (напр., постоянство температуры тела, кровяного давления, уровень сахара в крови и т. д.) в широком диапазоне условий внешней среды

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ— действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам.

ДЕТЕКТОР ЛЖИ (Плетизмограф)— условное название для комплекса аппаратов объективной регистрации физиологических показателей КГР (см. Кожно-гальваническая реакция), ЭЭГ (см. Электроэнцефалография), тремора, плетизмограммы (см. Плетизмография) и т. п

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ — разновидность сенсорного порога, означает наименьшее различие между 2 раздражителями, выше которого испытуемый дает на них реакцию (обычно — в виде сообщения о появлении ощущения различия, отличия между ними) как на 2 различающихся раздражителя и ниже которого раздражители кажутся ему одинаковыми, неразличимыми.

ЗАКОН ПИПЕРА (англ. Piper‘s law) —характеризует роль пространственных взаимодействий в зрительной системе при определении световых порогов в том случае, если размеры стимула превышают 1°.

ИМПРИНТИНГ — запечатление.

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА — одна из 2 основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Фехнера.

КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР) — биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи.

МЫШЛЕНИЕ — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

НАУЧЕНИЕ — индивидуальное приспособление человека и животных к среде обитания. Путем Н. приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: 1) обеспечение контактов с внешним миром (восприятие информации, организация реакций организма — от простых ответов на раздражители до сложных поведенческих актов); 2) реализация целей и намерений человека; 3) интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности (см. Гомеостаз); 4) организация целостного функционирования и развития организма.

ОБНАРУЖЕНИЕ — один из основных сенсорных процессов. В узком смысле — выделение сигнала сенсорной системой из общего набора раздражителей.

РЕФЛЕКС — (обращенный, отраженный) — реакция того или иного органа (системы органов), детерминированная воздействием факторов внешней и/или внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредствованный н. с. и проявляемый в виде сокращения мышц, секреции и т. п. Различают условные и безусловные Р.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ — первая С. с. (сигналами условно-рефлекторных реакций являются непосредственные раздражители — зрительные, слуховые, тактильные и т. д. ) и вторая С. с. (совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных связей. Поскольку слово является орудием отвлечения (абстрагирования) и обобщения, вторая - обеспечивает более высокий уровень отражения.

СЛЕДЫ ПАМЯТИ — временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения

СТИМУЛ — физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).

СТРЕСС (в психологии) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

СТРЕССОРЫ —неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний

СУГГЕСТИЯ — способность к внушению.

ТЕМПЕРАМЕНТ — (соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

ТОРМОЖЕНИЕ — нервный процесс, против. возбуждению; проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.

ФУНКЦИЯ— (совершение, исполнение) — отношение объектов, в котором изменению состояния и свойств одного из них соответствует изменение другого или других.

ЭНГРАММА — совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих сохранение результатов воздействия действительности на человека. Э. — физиологическая основа памяти.

ЭМОЦИИ — (волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Лист изменений и согласований

Дополнения и изменения в учебной программе на 2015/2016 учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _______________________________________________________________________

1. Изменен перечень компетенций в соответствии с ФГОС ВО.

2. Указаны уровни сформированности компетенций (таблица 2).

3. Обновлен список источников.

Редакция 2015г. утверждена на заседании кафедры ФЮП от 16.05.2015 г., протокол № 9

Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Коротина О.А.

подпись фамилия, инициалы



«16» мая 2015 г.

  • Утверждена на заседании кафедры ФЮП от 16.05.2015 г., протокол № 9.
  • Тема № 2. Место психофизиологии в системе наук о человеке.
  • Тема № 3. Соотношение психики и мозга
  • Тема № 4. Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации в нейронных сетях
  • Тема № 5. Психофизиология стресса
  • Тема № 10. Психофизиология речи
  • Тема № 11. Клиническая психофизиология