Программа дисциплины «Отечественная история»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины «Отечественная история»



страница1/4
Дата01.09.2017
Размер0,49 Mb.


  1   2   3   4




Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии


Кафедра всеобщей и отечественной истории
Программа дисциплины

«Отечественная история»

для направления 030200.62 - Политология, подготовки бакалавра, 031600.62 – Реклама и связь с общественностью


Автор д. и. н., проф. Кривушин И. В.


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

Прикладная политология всеобщей и отечественной истории

28 сентября 2010 г.

Председатель Зав. кафедрой Васильев Л.С.

Поляков Л.В.

200 г. “ 200 г.


Утверждена УС факультета
прикладной политологии
Ученый секретарь
Орлов И.Б.
200 г.

Москва 2010
Факультативный курс:

«Отечественная история (влияние Запада и Востока на историческое развитие России)».


Дисциплина относится к вузовскому компоненту

Пояснительная записка

Автор программы: доктор исторических наук, профессор Рябинин Алексей Леонидович.

Требования к студентам: изучая курс, студент должен:

1.знать, что такое цивилизация;

2.понимать разницу между цивилизацией и макросоциоэкономической структурой;

3. иметь представление об основных мировых цивилизациях;

4. знать историю России в пределах тех требований, которые предъявляются на вступительных экзаменах в ГУ-ВШЭ;

5.иметь общие представления о периодизации мировой истории и истории России;

6. быть готовым к восприятию кардинальных различий между Востоком и Западом;

7. быть готовым к восприятию влияния западных и восточных цивилизационных и

макросоциоэкономических структур на историческое развитие России,;

8. уметь работать со справочной и учебной литературой;

9. обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать собственные мысли.


Аннотация:

Россия (первоначально -Русь) – огромное континентальное государство - занимает промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком.

В различные периоды свой истории они испытывала колоссальное воздействие со стороны западных и восточных цивилизационных и макросоциоэкономических структур. В решающие моменты своего развития Россия всегда стояла перед выбором: варяги или хазары, христианство или ислам, немцы или монголы, феодализм или деспотия, европейская модернизация или традиционных застой, гражданское общество или тоталитарный контроль и т. д.

Напряжение, создававшееся российском обществе в моменты выбора, часто приводило к кровавым катаклизмам. Поскольку «проблема выбора» до сих пор не снята с политической «повестки дня» российского общества, знание исторических прецедентов очень полезно для будущих политологов в их последующей практической, теоретической и научной деятельности. Работа будущих политологов предполагает общение с широким кругом людей, умение «разговорить» их, найти для этого интересные темы, и, конечно же, отстоять свою собственную точку зрения. Знание исторических корней и внешнего влияния, истоков различных исторических процессов и воздействия на них извне, безусловно, поможет будущим политологам в решении их профессиональных задач.

Программа курса построена на основе компаративного метода. Курс дает студентам четкое представление о восточных и западных цивилизациях, их особенностях, причинах их появления и специфике их развития. Россия, находящаяся между ними, имеет черты и тех и других цивилизаций с поправкой на национальные, востоноевропейские особенности. Изложение российской истории идет на основе проблемно-хронологического метода, что дает возможность студентам увидеть проблемы в развитии, понять их логику и причины.

Курс построен на сравнении исторического развития России с моделями развития восточных и западных цивилизаций. Курс включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает подготовку докладов, написание рефератов, темы которых прилагаются.


Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:


- знать учебный материал, предусмотренный данной программой;
- уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, уметь оперировать полученными знаниями;



Тематический план учебной дисциплины:
Курс составляет 110 аудиторных часов. Он рассчитан на три модуля и включает лекционные (84 час) и семинарские занятия (26 часа). Самостоятельная работа студентов состоит из написания рефератов, а также занятий на семинарах На самостоятельную работу студентов отводится – не считая семинарских занятий – 64 часа.

Четвертый модуль завершается сдачей зачёта. Авторский подход к изучению курса обусловил тематический план.





Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа








Лекции


Сем. занят.




1.

Предмет истории. Проблема субъекта исторического процесса. Понимание и истолкование исторического процесса. Периодизация всемирной истории и проблема периодизации истории России.

9

4


1

3


2.

Древневосточные цивилизации и античный полис.

8

4


1

2


3.

Средневековые мусульман-ская, индуистская, буддийская, конфуцианская, синтоистская и христианская цивилизации.

9

4


1

3


4.

Ранняя история восточного славянства. Долгий путь восточнх славян из междуречья Одера-Вислы

в восточную часть Восточно-Европейской

и их условия обитания на

Русской равнине.



6

2


1

3


5.

Киевская Русь между Западом и Востоком. Варяги и хазары Особенности формирования российского государства.

6

2


1

3

6.

Европа и Россия на этапе раздробленности. Был ли в России феодализм ?

6

2


1

3

7.

Россия между монгольской и немецкой угрозой. Исторический выбор XIII в. и его последствия.

6

2


1

3


8.

Москва – собирательница земель русских (ХIII-ХV вв.). Какие традиции легли в основу создания Московского государства?

5

2

1

2

9.

Иван Грозный – первый русский царь. Российский деспотизм – местная традиция или монгольское заимствование ?

6

2

1

3

10.

Смутное время в России в начале XVII в.- иностранная интервенция и первая попытка западной

модернизации.




5

2

1

2

11.


Россия при царе Алексее Михайловиче и царице Софье – специфика западного влияния, укрепление деспотизма и крепостничества.

6

2

1

3

12.

Реформы Петра I – европейская технологическая модернизация, деспотизм и закрепощение всего общества.

9

4

1

3

13.

Наследие Петра: эпоха «женских правлений» и дворцовых переворотов – слабеющий деспотизм и попытки установления олигархического правления.


5

2

1

3

14.


Западноевропейский абсолютизм и медленный путь русского деспотизма к абсолютизму: правление Екатерины II .

5

2

1

3

15.

Европейская Реформация и русская церковь.

5

4

1

2

16.

Мировые империи и специфика российской имперскости.

4

4

1

2

17.

Западноевропейский промышленный переворот и его влияние на Россию

в XIX в.


5

4

1

2

18

Война 1812 г., приход русской армии в Париж и судьба робких либеральных реформ Александра I.

Движение декабристов.



5

4

1

2

19.

Усиление политической реакции и дальнейшее ослабление деспотической власти при Николае I.

5

4

1

2

20.

Западники, славянофилы и кризис самодержавной идеологии в ХIХ в.

5

4

1

2

21.

Эпоха Великих реформ в России – их обусловленность внутренними и внешними факторами.



4

1

2

22.

Капиталистическая модернизация России – основное условие «догоняющего

развития».



5

4

1

2

23.

Дипломатия и военное дело в России в ХVIII-ХIХ вв. - «ответ на вызовы» или гегемонистский синдром ?

6

4

1

2

24.

Политическая борьба в России на рубеже ХIХ –ХХ вв.- борьба за выбор между «западным» и «анти-западным» путем развития в ХХ в.

6

4

1

2

25.


СССР – как страна победившего антизападного пути развития.

9

4

1

3

26.



Постсоветская Россия – новый выбор между Западом и Востоком ?

8

4

1

2







174

84

26

64
  1   2   3   4

  • Факультет прикладной политологии
  • «Отечественная история (влияние Запада и Востока на историческое развитие России)».
  • Лекции
  • 2