Программа дисциплины «основы культуры химического языка и терминологии»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины «основы культуры химического языка и терминологии»

Скачать 214,59 Kb.


Дата15.01.2017
Размер214,59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 214,59 Kb.

Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»


ИНСТИТУТ ХИМИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебно-методической

работе, профессор Елина Е.Г.

______________________________
"____" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ХИМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА И ТЕРМИНОЛОГИИ»

подготовки бакалавра

050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки

ХИМИЯ

Квалификация выпускника



Бакалавр

Форма обучения - очная

Саратов, 2011
1. Целями освоения дисциплины являются: обучение и формирование будущего учителя химии, способного грамотно, рационально использовать химическую символику, терминологию и номенклатуру, как в ходе обучения в вузе, так и в процессе обучения учащихся при выполнении профессиональной педагогической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Основы культуры химического языка и терминологии» относится к вариативной части цикла общих и гуманитарно-экономических дисциплин – ГСЭ Б1.В.1.

Для освоения дисциплины «Основы культуры химического языка и терминологии» студенты используют знания, умения, способы деятельности, сформированные на базе школьного курса химии. Дисциплина «Основы культуры химического языка и терминологии» обеспечивает изучение категориально-понятийной структуры теоретической химии и правил интерпретации химических текстов разных видов при изучении дисциплин: «Общая и неорганическая химия», «Методика обучения и воспитания химии», «Физическая химия», «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии», «Прикладная химия», «Коллоидная химия», «Методы неорганического и органического синтеза», «Химия окружающей среды», «Химия комплексных соединений», «Химия элементорганических соединений»; является информационной и методологической основой во время педагогической практики, а также при подготовке выпускных квалификационных работ.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы культуры химического языка и терминологии».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование соответствующих компетенций учителя химии, в том числе:



общекультурных компетенций (ОК):

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

специальными компетенциями в области химической науки (СК):

владеет основными химическими и физическими понятиями, знаниями фундаментальных законов химии и физики; явлений и процессов, изучаемых химией и физикой (СК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные нормы химического языка (лексические, грамматические, стилистические) и основные нормы научного стиля;

- место и функции химической терминологии в системе научного знания и в обучении химии;

- современные научные проблемы и перспективы развития химического языка;

- что полноценное (образованное) владение профессиональным языком – необходимое условие становления компетентного специалиста;

уметь:

- строить монологическое высказывание, применять основные правила построения объяснения, лекции, рассказа и других словесных методов обучения химии;

- распознавать, комментировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи химического содержания, анализировать логическую и грамматическую структуру химических текстов;

- использовать различные словари и для решения конкретных коммуникативных, познавательных и обучающих задач;

- правильно составлять различные химические тексты (рецензии, отчеты, аннотации, тезисы, статьи, рефераты, доклады);

- применять полученные знания в организации учебно-воспитательного процесса во время практики и профессиональной деятельности;



владеть:

- навыками выбора языковых средств разных уровней в соответствии с используемыми жанрами речи;

- навыками сознательного и ответственного отношения к речи во всех сферах своей деятельности;

- умениями критического отношения к своей речи и к речи окружающих, а также оценки качества речи в обиходной и профессиональной сфере;

- технологиями приобретения знаний в области химической терминологии и их использования в профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы культуры химического языка и терминологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы; 72 часа.






п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семест-ра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Интерактивные формы обучения

Лек-ции

Прак-

тическ. занятия

Самостоятельная работа

Всего

1

Предмет и задачи дисциплины

1

1

1




2

3

Интерактивная лекция

Опрос по теме




2

Структура химического языка

1

2-3

2

2

4

8

Интерактивная лекция. Отчет по инди-видуальному заданию

3

Символика химического языка.

1

4-5

2

2

4

8

Интерактивная лекция. Отчет по инди-видуальному заданию

4

Терминология химического языка

1

5-7

2

2

4

8

Интерактивная лекция. Отчет по инди-видуальному заданию




























5



Номенклатура химического языка

1

8-9

2

2

4

8

Интерактивная лекция. Отчет по индивидуаль-ному заданию

6

Классификация форм речи

1

10-11

1

2

4

8

Интерактивная лекция. Отчет по индивидуаль-ному заданию

7

Функциональные стили речи

1

12-14

1

2

2

5

Интерактивная лекция. Отчет по индивидуаль-ному заданию

8

Научный стиль речи

1

15

1

4

4

9

Интерактивная лекция. Отчет по индивидуаль-ному заданию Контрольная работа

9

Речь учителя в обучении химии

1

16

1

2

4

7

Интерактивная лекция. Отчет по индивидуал-ьному заданию

10

Формирование химического языка у учащихся

1

17

1

4

4

9

Интерактивная лекция. Отчет по индивидуальному заданию




Итоговый контроль

1

18













Зачет

Всего часов

14

22

36

72




Содержание дисциплины

1. Предмет и задачи дисциплины «основы культуры химического языка и термино-логии». Понятия культуры языка и речи. Функции языка. Типология речи. Научный и школьный языки.

2. Структура химического языка. Символика, номенклатура и терминология химического языка. Научный и школьный химический языки.

3. Символика химического языка. История формирования и современное состояние. Специфика химической символики.

4. терминология химического языка. История формирования и современное состояние. Специфика химической терминологии в русском языке.

5. Номенклатура химического языка. История формирования и современное состояние. Специфика химической номенклатуры в русском языке.

6. Классификация форм речи. Общая характеристика. Устная речь. Письменная речь. Диалогическая речь. Монологическая речь.

7. Функциональные стили речи. Общая характеристика. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Газетно-публицистический стиль. Художественный стиль. Разговорно-бытовой стиль

8. Научный стиль речи. Лексика, морфология и синтаксис научного стиля в различных типах текстов химической тематики (рецензия, отчет, аннотация, тезисы, статья, реферат, доклад).

9. Речь учителя в обучении химии. Требования к речи учителя. Рассказ. Объяснение. Лекция. Беседа. Сочетание слова с наглядностью в обучении химии.

10. Формирование химического языка у учащихся. Требования государственного образовательного стандарта в области химического языка. Место и функции химического языка в системе средств и результатов обучения.
Перечень вопросов для подготовки студентов к практическим занятиям (семинарам)


Наименование темы

Вопросы к семинару

1 .Структура химического языка

1. Многообразие термина ЯЗЫК.

2. Виды языка (естественный, бытовой, молодежный, школьный, научный).

3. Структура естественного языка (слова, звуки, предложения, тексты и их состав).

4. Понятие химического языка, его зарождение и развитие.

5. Структура химического языка (привести конкретные примеры).


2. Символика химического языка.

 1.  Химическая символика, зарождение и история развития. 

2. Качественное и количественное значения химических знаков элементов (привести примеры).

3. Химические формулы, определение, составление, написание, чтение (привести примеры).

4.   Качественное и количественное значения химических формул (привести примеры).

5.   Составление структурных формул органических и неорганических веществ, чтение и понимание их (привести примеры).

6.   Качественное и количественное значения химических уравнений реакций (привести примеры).

7. Химические уравнения, определение, составление, написание, чтение (привести примеры).

8. Обозначения (символы) хим. элементов, некоторых их изотопов и элементарных частиц (привести примеры).

9. Знаки, характеризующие состав и состояние хим. объектов (число атомов, степень окисления, заряд, изотопный состав и т.п.) Привести примеры.

10. Знаки различных видов хим. связи. Определения химической связи (привести примеры).

11. Знаки, характеризующие особенности химического строения неорганических веществ (привести примеры).

12. Знаки, характеризующие особенности химического строения органических веществ (привести примеры).

13. Знаки взаимодействия, используемые в хим. уравнениях и схемах реакций (привести примеры).

14. Структура периодической системы (клетка, период, группа, подгруппа, семейства и их физический смысл).




3. Терминология химического языка

1. Определение и особенности научной терминологии. Значение научной терминологии в развитии науки и в общении ученых.

2. Зарождение и развитие химической терминологии.

3. Состав современной химической лексики (привести примеры).

4. Общенаучные, общетехнические и межотраслевые термины, используемые в химии (привести примеры).

5. Специальные химические термины и понятия (понятие и примеры).

6. Устойчивые словосочетания в химической терминологии (понятие и примеры).

7. Химические термины, образованные атрибутивным словосочетанием (привести примеры).

8. Химическая лексика, образованная заимствованием из других языков (привести примеры).

9. Аббревиация (сокращение) как способ образования химических терминов (привести примеры).

10. Тривиальные термины в русском химическом языке (привести примеры).

11. Термины, образованные от имен ученых, первооткрывателей (привести примеры).

12. Аффиксальное терминопроизводство в химии за счет префиксов или суффиксов (привести примеры).

13. Словосложение, как способ образования химических терминов (привести примеры).

14. Требования к школьной химической терминологии.



ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ. Написать эссе-размышление (стихотворение, сказку или … ), используя в основном химическую терминологию. Подчеркнуть в тексте научные термины и объяснить их значение и образование.

4. Номенклатура химического языка

1. Определение и особенности научной номенклатуры. Значение научной номенклатуры в развитии науки и в общении ученых.

2. Зарождение и развитие химической номенклатуры. Современная химическая номенклатура.

3. Принципы классификации и основные классы

неорганических веществ.

4. Общие принципы номенклатуры неорганических соединений.

5. Названия химических элементов и простых веществ и их происхождение.

6. Номенклатура бинарных соединений.

7. Номенклатура гидроксидов.

8. Номенклатура солей кислородсодержащих кислот.

9. Общие принципы номенклатуры органических соединений.

10. Классификация и номенклатура углеводородов.

11. Классификация и номенклатура спиртов.

12. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.

13. Классификация и номенклатура альдегидов.

14. Классификация и номенклатура жиров и сложных эфиров.

15. Классификация и номенклатура аминов.

16. Классификация и номенклатура аминокислот.

17. Классификация и номенклатура белков.

18. Классификация и номенклатура углеводов.


6. Классификация форм речи

1. Общая характеристика форм речи и ее виды.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ: Подготовить и моделировать в группе:

а) диалог (активный участник ставит 10 вопросов по определенной, знакомой второму участнику теме из курса химии; второй участник отвечает на эти вопросы);

б) Монолог (сообщение по теме индивидуального задания в течение 3-5 минут, без использования заготовленного текста).


7. Функциональные стили речи

1. Общая характеристика речевых стилей.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ: Найти образцы 2 текстов (0,5 стр. формат А4, через 1,5 интервал), изложенных с помощью различных речевых стилей; прочесть текст с соответствующей выразительностью и провести его лексический анализ.

8. Научный стиль речи

1. Язык науки, его связь с естественным языком и отличие.

2.Научные термины и их отличие от обыденных слов..

3. Научные величины в химии, определения и их обозначение.

4. Структура научного текста.

5. Лексика научного текста.

6. Примеры и ссылки в научном тексте.

7. Сложность и доступность научного текста.

8. Использованные источники и авторские права в научном тексте.

9. Нормативные требования к научному тексту.

10. Объем и полнота изложения научного текста.

11. Виды и жанры научных текстов.

12. Графика, таблицы, рисунки в научном тексте.

13. Библиография в научных текстах.

14. Резюме в научном тексте.



ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ. Написать научный текст на тему, согласованную с преподавателем, и провести его анализ.

9. Речь учителя в обучении химии

1. Требования к речи учителя.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ. Подготовить и провести моделирование объяснения нового понятия или решения нового типа расчетной задачи (ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕМЕ).

Формирование химического языка у учащихся

1. Требования государственного образовательного стандарта в области химического языка (относительно содержания индивидуально закрепленной за студентом темы курса химии средней школы).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТУДЕНТОВ. Провести терминологический анализ содержания индивидуально закрепленной за студентом темы курса химии средней школы; классифицировать термины на общенаучные и специальные; дать толкование каждого термина с позиции требований государственного образовательного стандарта в области химического языка для общеобразовательной школы.




5. Образовательные технологии

Освоение дисциплины и формирование соответствующих компетенций у будущих учителей предполагает применение преподавателем ВУЗа комплексного сочетания образовательных технологий, в том числе: личностно-ориентированные педагогические технологии; технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых; технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса; технологии развивающего обучения и критического мышления; технологии модульного (блочного) обучения; информационно-коммуникативные технологии; игровые технологии; технологии, основанные на деятельностном подходе к формированию компетенций будущего специалиста и др. Большинство аудиторных занятий дисциплины проводится с использованием интерактивных форм обучения, что отражено в таблице раздела 4 данной программы. Доля лекционных занятий дисциплины составляет 38,9% от общего числа аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо показать умения и навыки, необходимые учителю химии. В курсе «Основы культуры химического языка и терминологии» - это, прежде всего, умение находить и перерабатывать информацию по вопросам химического языка и терминологии.

Целесообразно применять организацию СР студентов по индивидуальным заданиям или проектам с последующей (в виде итога) презентацией или защитой.

Перечень индивидуальных заданий для студентов

1. Подготовить и выступить с монологом, рассказом или объяснением по индивидуальной теме.

2. Провести анализ текста химического содержания, составить комментарий к нему и исправить ошибки.

3. Провести анализ трех различных статей химического терминологического словаря (по выбору студента).

4. Составить текст химического содержания (рецензия, тезисы, статья, доклад) по индивидуальной теме.

Контрольные вопросы по дисциплине

1. Понятия культуры языка и речи.

2. Функции языка.

3. Символика, номенклатура и терминология химического языка.

4. Научный и школьный химический языки.

5. История формирования и современное состояние символики химического языка. Специфика химической символики.

6. История формирования и современное состояние терминологии химического языка.

7. Специфика химической терминологии в русском языке.

8. История формирования и современное состояние номенклатуры химического языка.

9. Специфика химической номенклатуры в русском языке.



10. Функциональные стили речи.

11. Научный стиль речи.

12. Официально-деловой стиль речи.

13. Газетно-публицистический стиль речи.

14. Художественный стиль речи.

15. Разговорно-бытовой стиль речи.



18. Устная речь.

19. Диалогическая речь.

20. Монологическая речь.

21. Письменная речь.

22. Место и функции химического языка в средствах массовой информации.

23. Специфика химической научной деятельности, отличия от других областей естествознания

24. Место и функции химического языка в системе средств и результатов обучения.

25. Речь учителя в обучении химии.

26. Рассказ; объяснение; лекция; беседа в обучении химии.

27. Сочетание слова с наглядностью в обучении химии.



28. Требования государственного образовательного стандарта в области знаний учащимися химического языка.

29. Формирование химического языка у учащихся.

30. Профессиональный язык специалиста-химика и его понятийный характер.
По итогам выступлений студентов на практических занятиях и выполнения индивидуальных заданий студенту выставляется ЗАЧЕТ.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

" Основы культуры химического языка и терминологии "

Литература основная

1. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / под ред. В. И. Максимова. - 2-е изд., стер. - М. : Гардарики, 2007. - 408, [8] с. : ил. - ISBN 5-8297-0155-3.

2. Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов. – М.: Дрофа, 2007-2008. (три издания) – 416 с.– ISBN 978-5-358-04137-0.

Интернет-ресурсы

1. Химическая энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/

2. Ресурсы Интернет. Ключевые слова – химический язык, названия химических элементов, законы химии, химия, неорганическая химия и т.д.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для усвоения дисциплины студентами преподавателю необходимо использовать следующие средства обучения: учебно-методический комплекс, перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернет, технические и информационные средства обучения, тексты лекций.


Технические средства обучения

1. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой.

2. Экран проекционный.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 года, № 337. Профиль «Химия» ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года, № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра 050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; профиль ХИМИЯ.
Программа одобрена на заседании кафедры химии и методики обучения Института химии СГУ от 29 августа 2011 года, протокол № 15.

Автор: профессор кафедры химии и методики обучения Института химии СГУ


_______________________________ Штремплер Г.И.
Зав. кафедрой химии и методики обучения, д.х.н. ____________ Пчелинцева Н.В.
Директор Института химии, д.х.н. профессор ___________________ Федотова О.В.


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Вопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки»
2014 -> Рабочая программа дисциплины Введение в микробиологию Направление подготовки 020100 Химия Магистерская программа
2014 -> Темы рефератов по кандидатскому экзамену «история и философия науки»
2014 -> Темы рефератов по кандидатскому экзамену «история и философия науки»
2014 -> Эмиссионные методы диагностики наноматериалов и структур
2014 -> Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии
2014 -> Рабочая программа дисциплины Введение в биотехнологию Направление подготовки 020100 Химия Магистерская программа
2014 -> Рабочая программа дисциплины Медицинская химия Направление подготовки 020100 Химия Магистерская программа
2014 -> Олейник юрий николаевич