Программа дисциплины опд. Ф. 17 Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума Цели и задачи дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины опд. Ф. 17 Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума Цели и задачи дисциплины

Скачать 200,48 Kb.


Дата29.08.2017
Размер200,48 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 200,48 Kb.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ


Проректор (Декан факультета)

______________________________________



«____» _______________________200 _ года
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

___ ОПД.Ф.17 Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума__


  1. Цели и задачи дисциплины:

    1. Цель дисциплины:

  • - изучение содержания, структуры основных закономерностей функционирования;

  • изучения развития домашнего хозяйства в его взаимосвязях с экономикой окружающего социума;

  • анализ соблюдение принятых принципов, правил и норм общения.




    1. Задачи:

  • рассмотреть начала экономической антропологии, основные сферы экономики домашнего хозяйства и окружающего социума;

  • проанализировать вопросы организации домашнего хозяйства;

  • рассмотреть структуру затрат в тематике и стратегию экономической деятельности человека.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Знать:

  • основные закономерности развития домашнего хозяйства и окружающего социума.

  • структуру и направления развития домашнего хозяйства;

  • бюджет семьи.

Уметь:

  • понимать и анализировать демографические проблемы и экономическую структуру населения;

  • выявлять основные сферы экономической жизни домашнего хозяйства.

Овладеть навыками:

  • определять основные проблемы в экономике домашнего хозяйства и уметь их решать;

  • строить оптимальные отношения между домашним хозяйством и окружающим социумом.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:




Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

48

48

Лекции

32

32

Практические занятия (ПЗ)

16

16

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

52

52

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен













  1. Содержание дисциплины:


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции


Практические занятия или семинары

1.

Гендерная экономика

2

-

2

Человеческий капитал

2

-

3

Народонаселение

2

1

4

Экономика брачности, рождаемости и смертности

2

1

5

Жизнеобеспечивающая экономика

2

-

6

Моральная экономика

2

2

7

Статусная экономика

2

2

8

Престижная экономика

2

2

9

Военная экономика

2

2

10

Командная экономика

2

-

11

Рыночная экономика

2

-

12

Теневая экономика

2

2

13

Домострой

2

2

14

Бюджет семьи

2

2

15

Жизненный цикл семьи

2

-

16

Семейная собственность и наследование

2

-

17

Всего


32

16




    1. Содержание разделов дисциплины:

Тема №1. Гендерная экономика.

Эволюционная эффективность пола. Сравнительные преимущества полов в филогенезе и онтогенезе.


Тема №2. Человеческий капитал.

Человек как богатство. Инвестиции в человеческий капитал. Экономическая теория рождаемости. Амортизация.


Тема №3. Народонаселение.

М.В. Ломоносов о размножении и сохранении Российского народа. Параметры воспроизводства населения. Проблема демографического оптимизма. Экономическая структура населения.


Тема №4. Экономика брачности, рождаемости, смертности.

Рождаемость. Репродуктивное поведение. Контроль рождаемости. Смертность. Самосохранительное поведение. Самопожертвование и суицид. Погребально-поминальный обряд.


Тема №5. Жизнеобеспечивающая экономика.

Выживание жизненный цикл индивида. Закон жертвы огненная жертва. Богатство. Будни и праздники этика праздности.


Тема №6. Моральная экономика.

Право на существование. Экономический риск. Страхование. Азартные игры. Счастье. Нищенство и милостыня. Альтруизм и забота о другом.


Тема №7. Статусная экономика.

Статус, репутация, ранг. Зависимость и реципрокация. Клиентела. Честь и слава. Половая честь. Рыцарская честь. Чиновная честь. Почесть и бесчестье. Родовые счеты.


Тема №8. Престижная экономика.

Престиж. Удача и неудача. Дарообмен. Двойственность дара. Дарооборот. Гостеприимство. Куначество. Проксения.


Тема №9. Военная экономика.

Война и богатство. Кровная месть. Талион. Рабство. Патриархальное рабство. Familia urbana. Экономическая система рабовладения.


Тема №10. Командная экономика.

Административно-командная система. Кооперация нормирование и планирование труда. Дефицитная экономика. Главенство и предвадительство.


Тема №11. Рыночная экономика.

Рынок обменный брак. Брачный выкуп (калым). Приданое. Брачный расчет. Матримониальные стратегии. Брачные сделки и свадебный процесс.


Тема №12. Теневая экономика.

Скрытая экономическая деятельность. Секторы теневой экономики. Институт тени. Мафия протекционизм.


Тема №13. Домострой.

Домостроительство. Доместикация «Домострой» Ксенофонта: концепция порядочной жены. «Государство» Платона. Принцип оптимального брака.


Тема №14. Бюджет семьи.

Бюджет. Доходы и расходы. Закон Энгеля. Благо и благосостояние. Потребление и потребности.


Тема №15. Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи (семейный цикл). Жизненный американской, европейской и российской семьи.


Тема №16. Семейная собственность и наследование.

Собственность и право собственности. Спецификация и размывание прав собственности. Режимы организации собственности. Семейная собственность и ее объекты. Режим семейной собственности. Наследование.



5. Лабораторный практикум - не предусмотрен

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Симионов, Ю.Ф. Экономика жилищно-комунального хозяйства: Учебное пособие для вузов. / Ю.Ф. Симионов. - Изд. 2-е. М.: ИЦ МарТ ИКЦ МарТ, 2008.- 240 с.



б) дополнительная литература:

2. Беккер, Г. Человеческая антропология / Г. Беккер СПб.: Питер, 2001 – 234 с.

3. Беккер, Г. Преступление и наказание: экономический подход / Г. Беккер - Истоки Внп 4. М., 2000. – 357 с.

4. Вальтух, К.К. Удовлетворение потребностей общества и моделирование народного хозяйства / К.К. Вальтух - Новосибирск, 2001. – 127 с.

5. Латов, Ю.В. Экономика вне закона / Ю.В. Латов - М.: ЮНИТИ, 2001. – 234 с.

6. Агатская, А.К. Домашняя экономика / А.К. Агатская - Свердловск, 2001. – 256 с.

7. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2001. – 156 с.

8. Жеребин, В.М. Экономика домашних хозяйств / В.М.Жеребин, А.Н Романов. - М.: Наука, 2002. – 376 с.

9. Марщиневич В.И. Экономика человека / В.И. Марщиневич, И.В. Соболева. - М.: Наука, 2003. – 276 с.

10. Семенов, Ю.И. Экономическая этнология / Ю.И. Семенов - М.:Наука, 2004. – 148 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Рабочая программа.

  2. Статистические материалы.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО для специальности 230600 «Домоведение и социальный менеджмент».

Особенность курса «Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума» состоит в том, что в его основе лежит классическая экономическая школа , оперирующая такими понятиями, как основной и оборотный капитал, живой и овеществленный труд. задача лектора увязать категории политэкономии с понятиями и категориями микроэкономики (постоянные и переменные издержки, безубыточный объем продаж).

Следует иметь в виду также и то, что дисциплина «Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума»предполагает знакомство с такими курсами, как бухгалтерский учет и статистика.

Лекции, соответственно, должны отличаться точностью формулировок, логичностью и ясностью, подкрепляться ситуационными задачами и примерами.

При подготовке к семинарам можно рекомендовать использовать задания, где также есть тесты, упражнения ситуации.

Помимо обычных учебных пособий возможно использование решебников: это экономит время преподавателя на подготовку занятий, освобождая его от выполнения технической расчетной работы. В решебнике рекомендуются нормативные и вариантные методы выполнения заданий, определенная методика, есть наборы вариантов контрольных работ для студентов, а также определенный круг обязательных заданий. встает вопрос, не снизит ли использование решебников уровень самостоятельной работы студентов? Опыт показывает, что добросовестный студент стремится выполнить задания самостоятельно и лишь после этого сверяет свои решения с ответами.

Учебный курс «Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума»предполагает также знание хозяйственного права (трудовой кодекс, гражданский кодекс, налоговый кодекс, бюджетный кодекс), и внесение в читаемый курс необходимых изменений и своевременное ознакомление с ними студентов.

Преподавателям семинарских занятий следует обращать внимание как на логику решения тех или иных задач, так и на экономические выводы, которые следуют из формальных моделей.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Литература, указанная в конце каждой темы, может быть дополнена преподавателем на основе материалов экономических журналов, газет, Интернет - ресурсов. В зависимости от подготовленности конкретной группы список можно корректировать.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Весьма важным для преподавателя является подготовка к проведению семинарского занятия.

Любое семинарское занятие следует начинать с организационного момента: установить отсутствующих и причину неявки их на занятие. Затем в вводном слове преподавателя (3-4 минуты) определяется тема занятия, его цели, задачи и порядок работы. При обсуждении проблем, вынесенных на семинар, преподаватель следит за тем, чтобы каждый из его участников извлек пользу, приобретая новые знания, или уточняя их.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом (до 10 минут).



8.2. Методические указания для студентов.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума»изучается студентами очниками в 6 семестре.

В учебной дисциплине «Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума» все темы тесно взаимосвязаны и требуют последовательного посещения.

Категории и термины данного курса имеют с одной стороны, специфический, а с другой стороны повторяющийся характер. Поэтому помимо обычных требований к конспектированию лекций нужно использовать сквозные буквенные аббревиатуры, сделать словарь буквенных обозначений и словарь терминов.

Следует также согласовать с преподавателем график представления контрольных заданий по конкретным темам и по сквозному заданию.

В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие по экономики домашнего хозяйства и окружающего социума – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

При изучении каждой темы особое внимание следует уделять как количественным приемам, используемым при решении экономических задач, так и выводам для экономической практики.

Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на семинарских занятиях.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией об экономических событиях в России.

Основными формами итогового контроля и оценки знаний студентов по экономики домашнего хозяйства и окружающего социума является экзамен. На экзамене студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки.



Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.
8.2.1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.



п/п

Наименование темы

часы

Перечень вопросов

Форма контроля




7 семестр




1

Гендерная экономика

2

Репродуктивные стратегии. Брачный выбор. Издержки брачного выбора

Доклады на семинарах

2

Человеческий капитал

4

Пути увеличения человеческого капитала. Рентабельность образования. Движение человеческого капитала

Доклады на семинарах

3

Народонаселение

2

Закон народонаселения Т. Мальтуса

Доклады на семинарах

4

Экономика брачности, рождаемости, смертности

2

Похоронный бизнес. Семейный календарь брачности, рождаемости, смертности.

Доклады на семинарах

5

Жизнеобеспечивающая экономика

2

Братчина – общинный праздничный пир. Братство по тице. Тотелизм и тицевые запреты.

Доклады на семинарах

6

Моральная экономика

4

Межсемейные сообщества. Соседская община. Вина и трудовая повинность. Христианское отношение к труду.

Доклады на семинарах

7

Статусная экономика

2

Справедливость Груминг. Чистота и скверна. Кастовый строй. Скрытая прислуга. Индустрия услуг. Рынок домашнего персонала.

Доклады на семинарах

8

Престижная экономика

2

Гостевая экономика. Бигмены и прихлебатели. Комменсализм «Пищевые войны»

Доклады на семинарах

9

Военная экономика

2

Воинские сборы и поборы. Кормления. Комплекс полюдья Данничество

Доклады на семинарах




8 семестр




10

Командная экономика

4

Половозрастное разделение труда домашнего хозяйства. Домашняя промышленность, надомный труд семейные бизнес-команды

Доклады на семинарах

11

Рыночная экономика

4

Конъюнктура брачного рынка. Ярмарка невест. Внешний брачный рынок.

Коллоквиум

12

Теневая экономика

2

Причины возникновения теневой экономики. Виды теневой экономики.

Опрос

13

Домострой

2

«Политика»Аристотеля: закон взаимосохранения в семье. Древнерусский «Домострой» о домовитом человеке.

Реферат

14

Бюджет семьи

4

Законы потребления. Семейный расчет. Энергетический бюджет семьи.

Опрос

15

Жизненный цикл семьи

4

Маркетинговый, эволюционно-системный плановый аспекты жизненного цикла семьи. Экономический механизм жизненного цикла семьи.

Контрольная работа

16

Семейная собственность и наследование

2

Минфат Майорат. Выдел стариков и пенсионное обеспечение.

Тестирование


8.2.2. Примерная тематика рефератов.

  1. Экономический человек: характер и мотивация.

  2. Демографический оптимизм.

  3. Воспроизводство человеческого капитала.

  4. Перинатальная экономика.

  5. Экономика порядка.

  6. Индустриализация домашнего хозяйства.

  7. Кровная месть.

  8. Уголовно-правовые принципы возмещения материального и морального ущерба.

  9. Родовые счеты и местничество.

  10. История пенсионного обслуживания.

  11. Бюджетный процесс и бюджетная система.

  12. «Невидимый труд» - женский труд в домашнем хозяйстве.

  13. Происхождение приданого.

  14. Происхождение брачного выкупа.

  15. Клиентела.

  16. Гостевой цикл.

  17. Ценность дара.

  18. Природа повинностей.

  19. Пищевые практики.

  20. Энергетический бюджет семьи.


8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Гендерная экономика.

  2. Репродуктивные стратегии.

  3. Брачный выбор.

  4. Человеческий капитал.

  5. Экономическая теория рождаемости.

  6. Рентабельность образования.

  7. Движение человеческого капитала.

  8. Ломоносов о размножении и сохранении российского народа.

  9. Закон народонаселения Мальтуса.

  10. Воспроизводство населения и общество.

  11. Демографический оптимум.

  12. Рождаемость. Репродуктивное поведение.

  13. Смертность. Самосохранительное поведение. Самопожертвование и суицид.

  14. Погребально-поминальный обряд.

  15. Похоронный бизнес.

  16. Календарь брачности, рождаемости, смертности.

  17. Понятие жизнеобеспечивающей экономики.

  18. Закон жертвы.

  19. Будни и праздники. Этика праздности.

  20. Братчина. Братство по пище.

  21. Тотелизм и пищевые запреты.

  22. Понятие моральной экономики.

  23. Экономический риск.

  24. Страхование.

  25. Азартные игры.

  26. Нищенство и милостыня.

  27. Альтруизм.

  28. Межсемейные сообщества.

  29. Соседская община. Вина и трудовая повинность.

  30. Христианское отношение к труду.

  31. Понятие статусной экономики.

  32. Родовые счеты.

  33. Кастовый строй.

  34. Домашний и рыночный сервиз.

  35. Рынок домашнего персонала.

  36. Понятие престижной экономики.

  37. Дар и дарообмен.

  38. Понятие военной экономики.

  39. Кровная месть. Талион.

  40. Патриархальное рабство. Рабовладение.


8.2.4. Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Понятие командной экономики.

  2. Дефицитная экономика.

  3. Главенство и предводительство.

  4. Половозрастная организация труда.

  5. Домашний и рыночный труд.

  6. Домашняя промышленность. Надомный труд.

  7. Семейный бизнес.

  8. Понятие рыночной экономики.

  9. Брачный выкуп (калым). Приданое.

  10. Брачный расчет. Матримониальные стратегии.

  11. Брачные сделки и свадебный процесс.

  12. Брачный рынок. Ярмарка невест.

  13. Внешний брачный рынок.

  14. Понятие теневой экономики.

  15. Институт тени.

  16. Мафия.

  17. Протекционизм.

  18. Домостроительство.

  19. Доместикация.

  20. «Домострой» Ксенофонта.

  21. Платон об оптимальном браке.

  22. Экономика Аристотеля.

  23. Древнерусский Домострой.

  24. Бюджет семьи. Закон Энгеля.

  25. Законы потребления.

  26. Семейный расчет.

  27. Жизненный цикл семьи.

  28. Собственность и право собственности.

  29. Семейная собственность.

  30. Принципы наследования.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 230600 (100110.65) «Домоведение».

Программу составил:

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Редькина Зулимма Васильевна

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента протокол № 8 от «28» июня 2008г.



Зав. кафедрой менеджмента





Крымов С.М.



Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета)



Председатель методической

комиссии




Кузнецов П.М.


Согласовано:



Декан факультета экономики и управления _____________________ Ромахина И.А.
Каталог: oldfiles -> files -> File -> program -> 230600
program -> Высшего профессионального образоания
program -> Программа дисциплины од. Ф. 02 История экономических учений Цели и задачи дисциплины
program -> Практикум по переводу цели и задачи дисциплины Курс «история польской литературы. Практикум по переводу»
program -> Программа дисциплины дпп. Дс. 05 Аддиктивные состояния
program -> Программа дисциплины дпп. Ф. 05 Физическая химия
program -> Программа дисциплины дпп. Ф. 02. 2 Термодинамика и энергетические машины
program -> Программа дисциплины дпп. Ф. 09. История психологии
program -> Программа дисциплины опд. Ф. 02 Основы общей психологии
program -> Программа дисциплины дпп. В. 05. Юридическая психология
230600 -> Программа дисциплины опд. Ф. 11 Иностранный язык

  • УТВЕРЖДАЮ
  • Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента протокол № 8 от «28» июня 2008г.