Программа дисциплины «Методы научных исследований в бжд»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины «Методы научных исследований в бжд»

Скачать 140,79 Kb.


Дата14.02.2018
Размер140,79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 140,79 Kb.





УМКД 042-18-25.1.43/01-2014

Редакция № 2 от 11.09.2014


Страница из 10



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА города СЕМЕЙ



Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18-25.1.43/01-2014



УМКД

Программа дисциплины

«Методы научных исследований в БЖД» для преподавателя


Редакция № 2

от 11.09.2014






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы научных исследований в БЖД»

для специальности 5В073100-

«Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Семей

2014

Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО

Составитель: Н.Т. Хусайынова,

и.о. доцента кафедры «Экологии и защиты окружающей среды»,

Государственного университета имени Шакарима города Семей

28.08. 2014 г.
2 ОБСУЖДЕНО

2.1. На заседании кафедры «Экологии и защиты окружающей среды»,


Государственного университета имени Шакарима города Семей

Протокол № 1 от 02.09. 2014 года


Заведующий кафедрой, доцент Е.Н. Артамонова
2.2. На заседании Учебно-Методического Бюро Аграрного факультета

Протокол № 1 от 09.09. 2014 года


Председатель, и.о.профессора Г.И. Джаманова
3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-Методического

Совета университета

Протокол № 1 от 11.09. 2014 года


Председатель УМС,

проректор по учебно-методической работе,

профессор Г.К. Искакова
4 ВВЕДЕНО ВЗАМЕН редакции №1 от 18.09.2013г.

Содержание


  1. Область применения 4

  2. Нормативные ссылки 4

  3. Общие положения 4

  4. Содержание учебной дисциплины (модуля) 6

  5. Перечень тем для самостоятельной работы студентов 8

  6. Карта обеспеченности учебно-методической литературой 9

  7. Литература 9


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса по дисциплине «Методы научных исследований в БЖД» предназначена для обучающихся специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».



2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «Методы научных исследований в БЖД» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:



  • Государственный общеобязательный стандарт образования;

  • Типовой учебный план по специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», приказ № 158, от 10.04.2012;

  • Каталог элективных дисциплин специальности 5В073100- «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»;

  • СТУ 042-ГУ-4-2014 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

  • ДП 042-1.01-2014 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин»;

  • Рабочая учебная программа по дисциплине «Методы научных исследований в БЖД».



3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




3.1 Краткое содержание дисциплины

Курс «Методы научных исследований в БЖД» относится к естественно-научному циклу, как самостоятельная дисциплина занимается обучением студентов выполнению научно- исследовательской работы в области безопасности, планирование экспериментов, обработка, анализ и обобщение их результатов, моделирование и построение прогнозов.


3.2 Цель изучения дисциплины: подготовка специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, имеющих представление об общих для всех наук методологических закономерностях.

3.3 Основные задачи изучения дисциплины:

1 Построение строгой, научно-обоснованной системы учебного процесса, с подразделением его на компоненты и подсистемы;

2 Установление для каждого компонента системы оптимальной структуры, содержания и способов выражения научной информации;

3 Применение полученных навыков и умений в образовательных учреждениях;

4 Обоснование выбора соответствующих средств, форм и методов обучения.

3.4 Результаты обучения

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать теоретические основы научно-исследовательской работы;

- владеть методологическими основами научно-исследовательской работы;

- усвоить построение строгой, научно-обоснованной системы учебного процесса, с подразделением его на компоненты и подсистемы;

- уметь составлять и реализовать план НИР;

-применять полученные знания для решения проблем безопасности и защиты окружающей среды;

- иметь представление о действующей законодательной базы в области ЧС и безопасности окружающей среды;



- приобрести теоретические знания и практические навыки в практической и научно-исследовательской деятельности.

3.5 Пререквизиты курса: Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при освоении содержания следующих учебных курсов: математика, информатика, физика, ОБЖ, организация и управление службой спасения.

3.6 Постреквизиты курса: Знания по дисциплине в будущем будут применяться при выполнении научно- исследовательской работы (НИРС), при подготовке к производственной и преддипломной практикам, при выполнении курсовых работ по специальности, а также при подготовке дипломной работы.

3.7 Выписка из рабочего учебного плана

Таблица 1


Курс

Семестр

Кредиты

ЛК,

час.


СПЗ,

час.


ЛБ,

час.


СРСП,

час.


СРС,

час.


Всего,

час.


Форма
итогового
контроля

3

6

3

15

30

-

22,5

67,5

135

Экзамен




4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Таблица 2




Наименование тем и их содержание

Количество часов

Лекционные занятия

Модуль 1. Наука в современном обществе




Введение. Наука и ее роль в современном обществе. Цель и задачи научно- исследовательской работы студентов по специальности 5В073100 - «БЖД и ЗОС». Основные направления НИРС. Прогрессивные формы НИРС.

1

Организация научно- исследовательской работы. Основные формы и этапы НИРСа. Виды научных исследований.

1

Поиск, накопление и обработка научной информации. Информатика как наука.

Понятие, законы, теории. Гипотеза, ее виды, идея и задача НИ.



1

Модуль 2. Организация работы с научной информацией

Научные документы и издания УДК, принципы построения. Научные документы и издания. Документные классификации


1

Организация работы с научной информацией.

Читательские каталоги (алфавитный, систематический, алфавитно-предметный). Патентная информация. Научный эксперимент и его особенности.



Основные положения НЭ. Теоретические основы научных исследований.

1

Модуль 3. Дидактический эксперимент и методы теоретических и эмпирических исследований




Дидактический эксперимент, его возможности, типы.

1

Методы теоретических и эмпирических исследований (МТИ МЭИ). Сравнение, обобщение, абстрагирование, счет, измерение, эксперимент, формализация, аксиоматические и исторические методы

1

Модуль 4. Аксиоматические и исторические методы исследований

Аксиоматические и исторические методы исследований.


1

Применение и использование НИ в вузах. Разработка научного проекта

1

Модуль 5. Обработка, анализ и моделирование результатов эксперимента




Обработка и анализ результатов эксперимента

1

Моделирование как метод научного познания.

1

Модуль 6. Организация рабочего места и влияние психологических факторов на экспериментатора




Рабочее место экспериментатора и его организация.

1

Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента

1

Особенности проведения социологического исследования

1

Управление конфликтами в коллективе

1

Итого

15

Практические занятия

Значение НИРСа. Основные направления и формы НИРСа.

2

Выбор направления и обоснование темы научного исследования

2

Поиск, накопление и обработка научной информации.

2

Научные документы и издания. Первичные и вторичные документы. Опубликованные и непубликуемые. УДК, принципы построения.

2

Научно-техническая патентная информация


2

Научные эксперимент и его особенности.

2

КОЛЛОКВИУМ

2

Всеобщие и общенаучные методы. Частные методы. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Наблюдение.

2

Сравнение, обобщение, абстрагирование, счет, измерение, эксперимент, формализация, аксиоматический и исторический методы.

2

Постановка опыта в эксперименте

2

Маршрутные исследования, разработка экологической тропы

2

Применение и использование НИ в вузах. Разработка научного проекта.

2

Методика отбора проб, применение к учебному процессу.

2

Организация работы в научном коллективе

2

КОЛЛОКВИУМ

2

Итого

30


5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ
5.1 Подготовить глоссарий по тематике: «Экологическая безопасность», «Тактика спасательных работ и ликвидация последствий ЧС», «Аварийно- спасательному делу» и т.д.

5.2 Подготовить и защитить реферат на тему «Научно-исследовательская работа в области безопасности и ЗОС».

5.3 Интернет: значение в получении научной информации (форма отчета - написание реферата, доклад).

5.4 Составление библиографических списков. Правила работы с каталогами (форма отчета – составить каталог литературы по разным экологическим направлениям).

5.5 Подготовить конспект доклада, устный ответ на тему: «Научные эксперимент и его особенности».

5.6 Особенности проведения научных экспедиций в вузе. Виды научных экспедиций.

5.7 Организация работы в научном коллективе.

5.8 Внедрение и эффективность научных исследований

5.9 Методы теоретических и эмпирических исследований.

5.10 Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований.

5.11 Подготовить конспект доклада, устный ответ на тему «Особенности проведения социологических исследований: соцопросы, анкетирования и т.д.».

5.12 Моделирование в научном и техническом творчестве.

5.13 Государственная система патентной информации.

5.14 Подготовить конспект доклада, устный ответ на тему: «Применение и использование НИ».

5.15 Подготовить конспект доклада, устный ответ на тему: «Поиск, накопление и обработка научной информации».

5.16 Система финансирования научных проектов в Республике Казахстан. Общественные гранды и фонды. ИНТАС (форма отчета - написание реферата, доклад).




  1. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Таблица 3

Наименование учебников, учебно-методических пособий

Количество

экземпляров



Количество студентов

Процент обеспечения

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Москва. Из-во «Дашков и К». 2009г. 243с.

5

2

100%

В.И. Крутова, В.В. Попова. Основы научных исследований. Москва. Высш. Школа. 2004. - 400 с.

4

2

100%

Кошкарова Учебное пособие «Основы научных исследований». г.Улан-Удэ. Издательство ВСГТУ, 2007г. 111с.

2

2

100%



  1. ЛИТЕРАТУРА

7.1 Основная литература

7.1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Москва. Из-во «Дашков и К». 2009г. 243с.

7.1.2 В.И. Крутова, В.В. Попова. Основы научных исследований. Москва. Высш. Школа. 2004. - 400 с.

7.2.3 Кошкарова Учебное пособие «Основы научных исследований». г.Улан-Удэ. Издательство ВСГТУ, 2007г. 111с.

7.1.4 Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. г. Владивосток. 2005г. 102с.

7.1.6 Архангельский С.Н. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. Москва. Высш. школа. 2000.-С. 115-173.

7.1.7 Куравлев В.П., Цынура А.А., Демишева Е.Ф. Основы научного исследования / Методические указания для студ. хим. и др. естественных факультетов. Караганда. 2003. -259с.

7.2 Дополнительная литература

7.2.1 Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М., 2007.



7.2.2 Плохинский Н.А. Биометрия. – Москва. Изд-во Московского университета, 2001. -367 с.






Каталог: ebook -> umkd
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Казахская литература»
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «История духовной культуры казахского народа» для специальности 5В020300
umkd -> Рабочая учебная программа дисциплины «Печать Алаш истоки национальной журналистики» для студента (силлабус) Редакция №1 от
umkd -> Рабочая учебная программа дисциплины «История Казахстана» для студентов Редакция №1 от 18. 09. 2013 г
umkd -> Глоссарий Анракайское сражение- декабрь 1729- январь 1730гг сражение в серии казахско- джунгарских войн Аульная община
umkd -> ПОӘК 042-18-10 36/03-2014 №1 басылым 11. 09. 2014
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» для специальности 5В070100- «Химическая технология неорганических веществ»
umkd -> Республики казахстан

  • 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  • 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  • 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Аксиоматические и исторические методы исследований .
  • Научно-техническая патентная информация