Программа дисциплины Культурология для специальности 090301. 65 Компьютерная безопасность подготовки специалиста

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины Культурология для специальности 090301. 65 Компьютерная безопасность подготовки специалиста

Скачать 334,73 Kb.


Дата29.04.2018
Размер334,73 Kb.

Скачать 334,73 Kb.




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Культурология для специальности 090301.65 Компьютерная безопасность

подготовки специалиста






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Прикладной математики и кибернетики
Программа дисциплины Культурология


для специальности 090301.65 Компьютерная безопасность

подготовки специалиста

Автор программы: Носачев П.Г., к.филос.н., Pavel_Nosachev@bk.ru, pnosachev@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Наук о культуре « » ноября 20 г

Зав. кафедрой В.А. Куренной


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета Философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 090301.65 Компьютерная безопасность подготовки специалиста.

Программа разработана в соответствии с:


  • Стандартом высшего профессионального образования ГОУ ВПО НИУ ВШЭ;.

  • Рабочим учебным планом университета специальности 090301.65 «Компьютерная безопасность подготовки специалиста» утвержденным в 2014г.

2 Цели освоения дисциплины


Цель курса - дать общее представление о динамике развития мировой и европейской культуры, научить студентов пользоваться понятийным аппаратом общей теории культуры, истории, философии, социологии и психологии культуры; дать представление о принципах и подходах к классификации культурных феноменов, научить ориентироваться в основных видах, родах, жанрах и стилях искусства и других культурных феноменов.

Предполагается, что теоретические знания и практические навыки будут даны на основе данной программы суммой трех дидактических форм: лекциями, семинарами и самостоятельным изучением рекомендованной литературы.

Курс соответствует требованиям ГОС по дисциплинам «культурология». В рамках дисциплины определяются место и роль курса как составной части соответствующего высшего профессионального образования.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен

  • Знать основные механизмы функционирования культурных процессов; основные теории культуры; основные подходы к классификации культурных феноменов.

  • Уметь анализировать и использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, межличностном общении; самостоятельно анализировать социально-политическую, экономическую и научную литературу; применять соответствующую терминологию; ориентироваться в жанрах и стилях сформировавшихся в ходе развития различных культур.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) работы с разнообразным материалом из области истории мировых культур; свободно ориентироваться в основных культурологических концепциях; сформировать навыки жанровой и хронологической атрибуции культурных феноменов, достаточные для ориентирования в культурно-исторических ареалах, с которыми соотносит себя современный специалист в области информационных технологий.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные

ОК-1

ОК-2


ОК-3

ОК-6


ОК-9



способность грамотно строить коммуникацию исходя из целей общения; владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную

речь и использовать ее в профессиональной деятельности;

способность критически оценивать и переосмысливать

накопленный опыт (собственный и чужой), собственную

профессиональную и социальную деятельность.



Обучение основным культурологическим теориям. Знакомство с сокровищницей мировой культуры и религиозным многообразием. Понимание основных культурных и религиозных процессов в исторической перспективе. Умение анализировать современную культурную ситуацию с помощью инструментария культурологического анализа.

Профессиональные

ПК-1

ПК-2


ПК-6

ПК-9



способность осознавать необходимость придерживаться

правовых и этических норм в профессиональной деятельности; способность осознавать и учитывать социокультурные различия в

профессиональной деятельности; способность понимать и анализировать мировоззренческие,

социально и личностно значимые проблемы и процессы,

происходящие в обществе; способность ориентироваться в системе общечеловеческих

ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимание значения гуманистических ценностей для

сохранения и развития современной цивилизации


Обучение основным знаниям о многообразии и мультикультурном состоянии современного мира. Истории развития различных цивилизаций и динамики культурной жизни.




4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и блоку выборных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



Экономика, Правоведение, Философия, История криптографии

5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение в изучение культуры




2

2




6

2

Культура Древнего мира и Восточная культура




2

2




10

3

Культура Античности и Средних веков




2

2




6

4

Культура эпохи Ренессанса и Реформации




2

2




6

5

Культура Нового времени




2

2




6

6

Городская культура в эпоху зрелого и позднего капитализма




2

2




6

7

Медиакультура: акустические и оптические медиа




2

2




6

8

Культура повседневности




2

2




6

9

Культурная политика




2

2




8

10

Культура и новая экономика




2

2




8




Итого:




20

20




68



6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

2 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа







*

*

Наук о культуре

Микроконтрольные в конце каждого семинара, за исключением первого и последнего (10 минут)










*

Наук о культуре

Общая итоговая контрольная на всю пару на последнем семинаре

Эссе













Наук о культуре




Реферат













Наук о культуре




Коллоквиум













Наук о культуре




Домашнее задание







*

*

Наук о культуре

Работа с текстами к каждому семинару

Итоговый

Экзамен











*

Наук о культуре

Устный опрос по билетам, списку терминов и собеседование по статьям, данным студенту заранее

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:



Работа на семинарах (ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии)

Написание шести микроконттрольных и итоговой контрольной работы)

Устного экзамена

Структура итоговой оценки

  • Выступления на семинарских занятиях (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – k2 = 30%

  • Самостоятельная работа (нет) - k3 = 0%

  • Написание микроконтрольных – n1 = 20%

  • Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам n2 = 30%

  • Итоговый контроль (зачет) q1 = 20%

Орезульт = q1 итог.контр. + q2 накопленная

Отекущий = n1*Омикро к/р + n2*Ок/р

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

7 Содержание дисциплины


Тема 1. Введение в изучение культуры

Основные подходы к определению и изучению феномена культуры. Философия культуры сквозь призму ее основных категорий. «Культура» и ее основные способы существования во времени и пространстве. Природа и культура. Общество и культура. Культура и техника. Культура и деятельность. Культурные конфликты. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Циклы и ритмы развития культуры. Периодизация истории культуры. Структурный анализ культуры. Функции и составные компоненты культуры. Семиотический механизм культуры. Связь понятий «культура» и «информация». Культура как знаковая система и как текст. Две формы культурного освоения мира: перевод и изменение. Культура как автокоммуникация. Типология культур.


Основная литература

  1. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том III. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. С. 326–344.

  2. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с. С. 11–420.

  3. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 1064 с. С. 51–442.

Дополнительная литература

  1. Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. СПб., 2005.

  2. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998.

  3. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

  4. Зиммель Г. Философия культуры. В 2 т. Т. 1,2. М., 1996.

  5. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  6. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1998.

  7. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992.

  8. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. .

  9. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

  10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  11. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

  12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

  13. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

  14. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

  15. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.



Тема 2. Культура Древнего мира и Восточная культура

Исторические и морфологические рамки Древнего мира. Египетские космогонии. Основные мифы. Культ фараона. Египетская цивилизация, как жизнь устремленная к смерти. Основные категории Египта: Маат, смерть и жизнь. Антропологические особенности: учение о Ба и Ка. Участь умерших, смысл мумификации. Споры о монотеизме египетской религии. Вавилонские города-государства. Космогония и теогония Вавилонии. Миф об инане и Думузи как основа сакральности царской власти. История появления людей. Зиккурат и теория иерогамии. Европа и Восток. Европоцентристские аберрации. Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Культурные конфликты. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Миф о творении и расчленение «космического первосущества». «Санатана Дхарма». Индуизм как конгломерат религиозных систем. Основные категории индуизма: карма, реинкарнация, майя, лила. Рамаяна и Махабхарата. Шиваизм, вишнуизм, шактизм. Понятие «осевого времени». Кризис брахманизма. Проповедь Будды и история становления буддизма. Махаяна и Тхеравада в культуре востока.


Основная литература

  1. Древо Индуизма—М., 1999.

  2. Зубов А. История религий. Том 1. М., 1997.

  3. Рак И. Мифы древнего Египта.—М., 1993.

  4. Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного.—СПб., 2000.

  5. Элиаде М. История веры и религиозных

  6. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том 1—М., 2002.

  7. Эпос о Гильгамеше

Дополнительная литература

  1. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизаций. М., 1999.

  2. Буддизм // Мифы и религии мира. Учебное пособие /Сост. и ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2004. C. 354-365.

  3. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

  4. Джейн Ч., Миллард Э. «Ранние цивилизации». – М., «РосМЭН», 1999;

  5. Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. Справочник (сост. С.И. Иваненко). М., 2003.

  6. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси. (XI – сер. XV в.). М., 1988;

  7. Шохин В.К. Индийская философия: Шраманский период (сер. I тыс. до н. э.). – СПб., 2007;



Тема 3. Культура Античности и Средних веков

Исторические и морфологические рамки Античности и Средних веков. Культура Египта и Вавилонии, минойская и микенская цивилизации, афинская демократия, эллинизм. Ключевые концепты античной культуры — единое, ум, благо, космос, число, фюсис, сома, душа, эманация, потенция, энергия, энтелехия, миф, эйдос, логос, софия, эрос, калокагатия, гармония, мимесис, катарсис, теория, праксис, технэ, полис, пайдейя, забота о себе, фронесис, риторика, трагедия, судьба. Греция и Рим. Формирование общеевропейской культурной парадигмы. Ключевые оппозиции средневековой культуры — священное и мирское, небесное и земное, вера и разум, закон и благодать, время и вечность, церковное и светское, труд и богатство, грех и святость. Идея мира как книги, открытой для чтения и истолкования. Идея единства человеческого рода. Идея истории как духовного прогресса человечества. Христианский гуманизм. Монашеский образ жизни. Сетевая организация европейского пространства с отсутствием жесткого деления на центр и периферию, столицу и провинцию. Институт «Божьего перемирия». Народная и городская культура. Культура средневековья — культура прогрессирующей дифференциации



Основная литература

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. С. 16–166.

  2. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. С. 18–74.

  3. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 89–209.

  4. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. С. 64–215.

  5. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. С. 227–403.


Дополнительная литература

  1. Античная Греция. Тт. 1–2. М., 1983.

  2. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

  3. Античность и Византия. М., 1975.

  4. Античность как тип культуры. М., 1988.

  5. Античный полис. Л., 1979.

  6. Античный роман. М., 1969.

  7. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

  8. Быт и история в античности. М., 1988.

  9. Византия между Западом и Востоком. СПб., 2001.

  10. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1 – 3. М., 1999 – 2000.

  11. Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986.

  12. Дьяконов И.М. История Древнего Востока. Тт. 1-3М., 1983-89.

  13. Культура Древнего Рима. Тт. 1–2. М., 1985.

  14. Культура и искусство античного мира. М., 1980.

  15. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

  16. Раннее христианство. В двух томах. М., 2001.

  17. Словарь античности. М., 1989.

  18. Эллинизм: Восток и Запад. М., 1992.

  19. Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.


Тема 4. Культура эпохи Ренессанса и Реформации

Смысл и происхождение слов «Ренессанс» и «Реформация». Историографическое значение термина «гуманизм». Антропоцентризм и ренессансная идея humanitas. Риторическая основа studia humanitatis. Самоутверждение личности и новая концепция человеческого достоинства. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство. Неоплатонизм, аристотелевская традиция и возрождение скептицизма. Герметическая традиция. Теология Реформации: Лютер, Цвингли, Кальвин. Контрреформация и католическая реформа. Политический реализм, абсолютизация Государства и обоснование естественного права. Традиция и новаторство в искусстве и литературе Ренессанса.



Основная литература

  1. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб.: Издание О.Н.Поповой, 1897. С. 73–178, 323–355.

  2. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. С. 34–58.

  3. Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. С. 319–411.

  4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. С. 49–141.

  5. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 49–189.

Дополнительная литература

  1. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

  3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

  4. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

  5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.

  6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII–XVI вв. Т. 1–2. М., 1977.

  7. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.

  8. От Средних веков к Возрождению. СПб., 2003.

  9. Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

  10. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987.


Тема 5. Культура Нового времени

Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники. Научная революция и «галактика Гутенберга». Академии и научные общества. Механистическое мировоззрение. Эмпиризм и его вырождение в «скептический разум» и «иррациональную веру». Либертинизм. Янсенизм. Протестантская этика и дух капитализма. Диалектика Просвещения. Колониализм и многообразие культур.


Основная литература

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2006. С. 19–128.

  2. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. С. 17–406.

Дополнительная литература

  1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

  2. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.

  3. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. М., 1990.

  4. Западная Европа. XVI век: цивилизация, культура, искусство. М., 2009.

  5. Маккенни Р. XVI век. Европа. Экспансия и конфликт. М., 2004.

  6. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

  7. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.


Тема 6. Городская культура в эпоху зрелого и позднего капитализма

Буржуазная революция в образе жизни горожанина. Деградация публичной сферы и новые типы «общественных мест» — городской парк, луна-парк, зоопарк, пассаж, универсальный магазин, улица / тротуар, метро, музей, клуб, дом культуры, городское кладбище. Массовые зрелища и «мероприятия» как инструменты ликвидации локальных сообществ: городской праздник, ярмарка, театр, цирк, кинематограф. Монополизация свободного времени серийными потребительскими практиками. Культура потребления и религиозная жизнь горожанина.



Основная литература

  1. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 47–234.

  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. С. 9–125, 460–608.

  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 3

  4. Время мира. М.: Прогресс, 1992. С. 396–551.


Дополнительная литература

  1. Генезис капитализма и промышленности. М., 1963.

  2. Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770 – 1990. СПб., 2003.

  3. Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. М.: Европа, 2006.

  4. Логос. № 3 (34). 2002. Тематический выпуск «Прагматика города».

  5. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Логос, Прогресс, 2002.

  6. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

  7. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.

Тема 7. Медиакультура: акустические медиа и оптические медиа

Интериоризация технологии фонетического алфавита. Письменность, развитие индивидуального «я» и шизофрения. Рукописная культура, готическая архитектура и искусство памяти. Разговорный характер рукописной культуры. Храм как акустический медиум. Утрата позднесредневековой музыкой пространственно-тактильного характера. Нотная запись и абстрактно-механистический характер новоевропейской музыкальной композиции. Романтизм как попытка вернуть музыке ее сонорное измерение. Музыка как метафора иррационального и стихийного. Технические средства записи и воспроизведения звука: идеал — совершенная иллюзия живого исполнения. Радио и телефон: разрушение сложившейся в Новое время визуально-пространственной перспективы человеческой коммуникации. Реабилитация внемузыкальной акустики: «популярная музыка». Камера-обскура и изобретение линейной перспективы. Книгопечатание, товарная форма и конвейерное производство. Визуальная переориентация позднего средневековья и протестантизм. Католическая контрпропаганда: смикроскоп Атаназиуса Кирхера и волшебный фонарь. Раешный ящик, иезуитская церковь и новая сценическая техника. Просвещенческая литература как оптический медиум. Автор и публика. Раскол между поэзией и музыкой. Чувство времени человека печатной культуры: кинематографичность, последовательность и изобразительность. Главное свойство романтического текста: экранизируемость. Чтение про себя и технология образов. Фотография. Театр. Кинематограф. Телевидение. Компьютер: конец эпохи представления.


Основная литература

  1. Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009. С. 45–265.

  2. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. С. 17–406.

  3. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. С. 5–86, 87–91, 92–100, 302–312, 313–322, 339–351, 352–388.

Дополнительная литература

  1. Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966.

  2. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

  3. Базен А. Что такое кино? М., 1972.

  4. Делез Ж. Кино. М., 2004.

  1. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII века – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.

  2. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.

  1. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. М., 1977.

  1. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. М., 1998.

  1. Муссинак Л. Рождение кино. Л., 1927.

  2. Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957.

  1. Традиции в истории музыкальной культуры. Античность. Средние века. Новое время. Л., 1989.

  1. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2002.

  2. Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

  3. Ямпольский М. Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла. М., 2004.


Тема 8. Культура повседневности

Структуры повседневности. Демография и материальная культура. Климатические ритмы. Эпидемические циклы. История хлеба. Продовольственные революции Нового времени. Алкоголь и табак. Шоколад, чай и кофе. Дом и интерьер. Костюмы и мода. Почта и транспорт. Денежные системы. Торговля и снабжение. История телесности.


Основная литература


  1. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство—СПБ, 2001. С. 109–427.

  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. С. 118–508.


Дополнительная литература


  1. Кнабе Г.С. Древний Рим. История и повседневность. М., 1986.

  2. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М., 2002.


Тема 9. Культурная политика

Модели государственного управления в сфере культуры. Советская система «учреждений культуры». Категория «национальные интересы». Законодательная и исполнительная ветви государственной культурной политики. Национальный и региональный уровень. Государство и общественные организации. Культурное самоопределение. Этнические, конфессиональные группы, землячества, политические партии и движения, заявляющие культурную составляющую. Национально-культурная автономия. Культурный федерализм. Стратегическое управление в культуре. Доминирование «учреждений». Остаточный принцип финансирования культуры. Госзаказ. Финансирование сети учреждений / конкретных результатов деятельности. Категория «результат». Финансирование культуры в европейских странах — подходы и методы. Необходимость общественно-государственного управления. Категория «культурная политика». Ориентации культурной политики: самоценность культуры, общественное богатство, наследие, сберегание / инновации, понимание культуры как ресурса и инструмента, развитие. Модели культурной политики. Референтный образец — европейская культурная политика: либеральная, государственная престижно-просветительская, национально-эмансипационная модели; модель «вытянутой руки». Децентрализация. Развитие малых городов и сельских территорий. Кооперация и партнерство. «Сеть метрополий» и «коридоры развития». Этапы и концепции городской и региональной культурной политики. Социальный капитал разнообразия. Мультикультурализм. Культурная диффузия. Интеркультурализм. Транскультурализм. Управление социокультурными процессами. Транснациональные культурные проекты. Проект «Культурная столица Европы».


Основная литература


  1. Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л, Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. С. 10–40.

  2. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. С. 7–277.


Дополнительная литература

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.

  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

  4. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

  5. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сб. материалов. М.: Либерея, 2002.

  6. Культурная политика в современном обществе. Сб. научных трудов. М.: Российский институт искусствознания, 1992.

  7. Семиотика города и городской культуры: Петербург. Труды по знаковым системам. 18. Тарту, 1984.

  8. Словарь терминов Московской концептуальной школы. М., 1999.

  9. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. НИИ Культуры. М., 1986.

  10. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

  11. Тросби Э. Культурное измерение развития: история, концепция, конкретные примеры // Ориентиры культурной политики. 2001. № 9.

  12. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. №32.


Тема 10. Культура в перспективе новой экономики

Сети и партнерства. Ориентиры — «финская модель» в изложении Пекки Химанена и Мануэля Кастельса; «социальные процессы как сетевые игры» Рогера Хойслинга. Сетевое предприятие как «антикартезианское». Референтный образец — Nokia. Символический опыт как источник стоимости. Сетевая логистика. Сетевой менеджмент. Flat organization. Формирование сетей ad hoc и «оркестровка» их для решения конкретной задачи. Самопрограммирование рабочей силы. Обработка символов — «продукт» сетевой экономики: технологии обработки, сама обработка в форме медийного продукта, символический и социальный опыт, создаваемый продуктом. Социальное хакерство и хакерская этика. Культура творческой самореализации. Социальное использование информационных технологий и ресурсов. Расширение локальных сетей и политика развития региональных сетевых сообществ. Поддержка социальных инноваций и новых типов социального опыта. Поддержка самоформирующейся сетевой социальной среды. Сетевая модель фундаментальных исследований. Альтернативы финской модели «сетевого общества» — американская модель, реализованная в Силиконовой долине; сингапурская модель. Сети информационного капитала и сетевые формы социальной несправедливости. Арт-рынок и арт-бизнес. Дефиниции. Анализ, интерпретация, оценка арт-товаров. История искусства как рыночный инструмент. «Общество потребления». «Общество спектакля». Постмассовое, медийное общество. Новая модель общества — коммуникационная модель взаимного обмена услугами. Превращенная форма. Гаджет. Культурное производство как производство «второй реальности». Продукт — уникальное переживание, новый опыт. Продаются не только «обложки», но и «ненависть к обложкам». «Культурный класс». «Новый культурный потребитель». Эффект «присоединения к большинству». Эффект «сноба». Постгуманизм и постчеловечество.


Основная литература


  1. Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л, Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. С. 10–40.

  2. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. С. 278–520.


Дополнительная литература

  1. Амблер Т. Практический маркетинг. СПб.: Питер, 1999.

  2. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Экономика, 2002.

  3. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Мысль, 1969.

  4. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М.: Бизнес и компьютер, 1998.

  5. Д'Алессандро Д. Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки. СПб.: Питер, 2002.

  6. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в экспозиционно-выставочную деятельность провинциального музея // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. № 10.

  7. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Арт Пресс, 2004.

  8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред. И.М. Шеймана и др. М., 1995.

  9. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М.: Классика XXI, 2004.

  10. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие. М., 2002.

  11. Музей и новые технологии: На пути к музею XX века / Составитель и научный редактор Н.А. Никишин. М., 1999.

  12. Неформальная экономика. М.: Логос, 1999.

  13. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее: Учебное пособие. М., 1999.

  14. Финансирование учреждений культуры искусства и кинематографии, находящихся в ведении Минкультуры России // Ориентиры культурной политики. 2001. № 4.

  15. Шааф Ф. Спортивный маркетинг. М.: Филинъ, 1998.



8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Вопросы к зачету

  1. Основные подходы к определению и изучению феномена культуры.

  2. Структурный анализ культуры.

  3. Функции и составные компоненты культуры.

  4. Связь понятий «культура» и «информация».

  5. Культура как знаковая система и как текст.

  6. Культура, природа и не-культура.

  7. Многоязычие как структурное свойство культуры.

  8. Культура как автокоммуникация.

  9. Типология культур.

  10. Основные черты культуры древнего мира.

  11. Основные черты восточной культуры.

  12. Исторические и морфологические рамки античности.

  13. Формирование общеевропейской культурной парадигмы.

  14. Исторические и морфологические рамки средневековья.

  15. Народная и городская культура средневековья.

  16. Антропоцентризм и ренессансная идея humanitas.

  17. Риторическая основа studia humanitatis.

  18. Традиция и новаторство в искусстве и литературе Ренессанса.

  19. Научная революция и «галактика Гутенберга».

  20. Диалектика Просвещения.

  21. Колониализм и многообразие культур.

  22. Буржуазная революция в образе жизни горожанина.

  23. Исторические типы акустических медиа.

  24. Исторические типы оптических медиа.

  25. Структуры повседневности.

  26. Модели управления в сфере культуры.

  27. Модели культурной политики.

  28. Новая экономика: сети и партнерства.

  29. Арт-рынок и арт-бизнес.

  30. Цивилизация досуга и экономика переживаний.



9 Порядок формирования оценок по дисциплине


Формула расчета итоговой оценки:

Онакопленная= k1* Омикроконтр + k2* Осем.раб + k3 * Оитоговая к/р + k4* Озачет

Где:

k1 – 20%; k2 – 30%; k3 – 30%; k4 – 20%;
На зачете существуют два типа заданий. Первый тип – собеседование по заранее выбранному студентом тексту, проблематика которого охватывает тот или иной пласт современной культуры. Второй тип – ответ на вопрос билета.


10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Полностью отражающих специфику курса базовых учебников объему данного курса не существует. В качестве учебных пособий по курсу могут быть использованы
Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. М., 2010.

Культурология ХХ век. Энциклопедия В 2-х тт. / под ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006.



Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во «Лань», 1998.
Также в подготовке к семинарским занятием предполагается использование ридера. Состав ридера —


  1. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004. 480 с.

  2. Богданов К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство—СПБ, 2001. 438 с.

  3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 622 с.

  4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с.

  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. Том 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. 679 с.

  6. Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. СПб.: Издание О.Н.Поповой, 1897. 362 с.

  7. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., испр. и доп. М.: РОССПЭН, 2006. 656 с.

  8. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. 394 с.

  9. Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л, Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 384 с.

  10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.

  11. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 368 с.

  12. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М.: РГГУ, 1998. 429 с.

  13. Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009. 272 с.

  14. Логос. № 3 (34). 2002. Тематический выпуск «Прагматика города».

  15. Логос. № 3 (66). 2008. Тематический выпуск «Город».

  16. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

  17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство—СПБ, 1994. 414 с.

  18. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.

  19. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том II. Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века. Таллинн: Александра, 1992. 480 с.

  20. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том III. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллинн: Александра, 1993. 494 с.

  21. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.

  22. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. 432 с.

  23. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.

  24. Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.

  25. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

  26. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 542 с.

  27. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным агиографии. СПб.: Алетейя, 1997. 295 с.

  28. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 528 с.

  29. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.

  30. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. 1064 с.

  31. Успенский Б.А. Избранные труды. Том 2. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. 688 с.

  32. Успенский Б.А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.

  33. Хомбергер Э. Нью-Йорк: история города. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. 416 с.

  34. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. 416 с.



Дополнительная литература





  1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967.

  2. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М, 1975.

  3. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. М, 1975.

  4. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика ХVIII века. М.: Едиториал УРСС, 2004.

  5. Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.

  6. Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995.

  7. Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. М., 1995.

  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

  9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.

  10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999.

  11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  12. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

  14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

  15. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков, М., 2002. С. 548-578.

  16. Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

  17. Бренер А., Шурц Б. Что делать. 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма. М., 1999.

  18. Бренер А., Шурц Б. Что делать. 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма. М., 1999.

  19. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ. 1996.

  20. Гайденко В.П.,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.,1989.

  21. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986.

  22. Городская среда: проблемы существования. Ред.: А. Высоковский, Г. Каганов. М., 1990.

  23. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001.

  24. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М.: Бизнес и компьютер, 1998.

  25. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. художник, 1984.

  26. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. М.: Наука, 1988.

  27. Деготь Е.Ю. Русское искусство ХХ века. Москва, 2000.

  28. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: изд-во «Логос», 1997.

  29. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М.: Мысль, 1990.

  30. Единство России и этнокультурный плюрализм // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып. 4. М., 1995,

  31. Жидков В.С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. 2001. № 6.

  32. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

  33. Иванов К.А. Многоликое средневековье. М.: Алетейя, 2001.

  34. Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. № 1, 2.

  35. Каганский В.Л. Неосоветское пространство: основные структуры // Куда идет Россия? М., 1996.

  36. Койре А. От бесконечного мира к замкнутой вселенной. М., 2001.

  37. Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М.,1910.

  38. Краткая еврейская энциклопедия / Под ред. И. Орега (Наделя). – М.; Иерусалим, 1976–1992. Т. 1–6.

  39. Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. М., 1994.

  40. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М.,1956.

  41. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001.

  42. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998.

  43. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие, 1998.

  44. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

  45. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Тт.1-8. М.,1964-1992.

  46. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1998.

  47. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. М.,1978, с.11-78.

  48. Лэндри Ч. и др. Возрождение городов через культуру / Ч. Лэндри, Л. Грин, Ф. Матарассо, Ф. Бьянчини. СПб.: Нотабене, 1999.

  49. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика XXI, 2005.

  50. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997.

  51. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте» // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

  52. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998.

  53. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.

  54. Петровская Е.В. Непроявленное. М., 2002.

  55. Пинский Л.М. Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана // Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

  56. Пинский Л.М. Просвещение ХVIII в. // Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

  57. Рыклин М.К. Деконструкция и деструкция. М., 2002.

  58. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). С.-Петербург: изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.

  59. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

  60. Тросби Э. Культурное измерение развития: история, концепция, конкретные примеры // Ориентиры культурной политики. 2001. № 9.

  61. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998.

  62. Уиттлси Д. Региональная концепция и региональный метод // Американская география. М., 1967.

  63. Флорида Р. Креативный класс. М.: Классика XXI, 2005.

  64. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.

  65. Чичканова Т.А. Развитие российской провинции. Самара, 1997.

  66. Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 2007.

  67. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.

  68. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. №32.

  69. Эсби Дж. Участие населения и устойчивое сельское развитие // Ориентиры культурной политики. 1999. № 7.

  70. Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М.: Искусство, 1980-1981.

  71. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. М. 1966.

  72. Якимович А.К. Восстановление модернизма. М., 2001.

  73. Якимович А.К. Реализмы двадцатого века. М., 2001.

  74. Ясперс К. Духовная ситуация времени. В кн.: Смысл и назначение истории. М., 1991.

  • Область применения и нормативные ссылки
  • 2 Цели освоения дисциплины
  • 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 5 Тематический план учебной дисциплины
  • 6 Формы контроля знаний студентов
  • 7 Содержание дисциплины
  • 8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  • 9 Порядок формирования оценок по дисциплине
  • 10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник
  • Дополнительная литература