Программа дисциплины «Культура России Нового времени»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины «Культура России Нового времени»

Скачать 301,56 Kb.


Дата12.03.2018
Размер301,56 Kb.

Скачать 301,56 Kb.







Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Культура России Нового времени»

для направления 030600.62 История подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Социально-гуманитарный факультет

Программа дисциплины
Культура России нового времени


для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Кимерлинг А.С., кандидат ист. наук, доцент, kimerlinganna@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г


Зав. кафедрой А.А. Борисов_______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»____________2013 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», изучающих дисциплину Культура России нового времени.



  • Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, переутвержден Ученым советом НИУ «Высшая школа экономики» Протокол от 29.06.2012 № 38

  • Образовательная программа, по направлению подготовки 030600.62 «история» обучающихся по бакалаврской программе.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62 «История», утвержденным в 2011 г.

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культура России нового времени» являются:

Дать студентам знания о культуре России в новое время, об имеющихся исследованиях в этой области, о способах изучения истории культуры.

Научить применять знания при разработке исследовательских проектов, связанных, в том числе, с выявлением, комментированием и изданием исторических источников по истории российской культуры.

Научить излагать ретроспективную и актуальную информацию о культуре России.

Научить понимать особенности культуры в Новое время.

Дать умения и компетенции, связанные с пониманием, анализом исторического материала.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия дисциплины «Культура России нового времени»; особенности, этапы изменений культуры в России; источники по истории культуры, основные исследования о культуре России в Новое время.

Уметь: использовать знания, полученные в процессе освоения предмета, обобщать, сопоставлять, сравнивать, применять методы анализа, изучая историю культуры в России; делать выводы о причинах, следствиях, влиянии, зависимостях в развитии культуры, сравнивать Россию с другими странами; соотносить тенденции культуры.

Иметь практические навыки (приобрести опыт) полученных профессиональных знаний для осуществления исследовательских проектов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-3

Выделяет проблемные моменты в сфере истории образования, формулирует научную проблему.

Семинарские занятия и самостоятельная работа

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-6

Способен выявлять, сопоставлять и анализировать информацию из различных источников, таких как педагогические документы, уставы, программы, стандарты, архивные документы и аналитические статьи.

Семинарские занятия и самостоятельная работа

Способность критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профес-сиональную и социаль-ную деятельность

СК-10

Демонстрирует навыки критического анализа при изучении истории образования, рефлексирует и переосмысливает педагогические проблемы

Написание эссе, подготовка к семинарам.

способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всемирной и российской истории

ПК-1


использует в исторических исследованиях базовые знания в области всемирной и российской истории


Работа над эссе, семинары, интерактивная лекция

способность использовать в исторических исследованиях базовые знания источниковедения, специальных

исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования



ПК-3

использует в исторических исследованиях базовые знания источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования

Работа над эссе, семинары, интерактивная лекция

способность использовать в исторических исследованиях базовые знания теории и истории исторического знания

ПК-4

используют в исторических исследованиях базовые знания теории и истории исторического знания

Подготовка к семинарам, написание эссе

способность применять в профессиональной деятельности знания о направлениях и проблемах современной гума-нитаристики

ПК-7

способность применять в профессиональной деятельности знания о направлениях и проблемах современной гуманитаристики

Лекции на соответствующую тематику, работа на семинарах.

готовность и способность общаться с представителями других культур

СЛК-2

обосновывает готовность и способность общаться с представителями других культур

Работа на семинарах. Реферат.

готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур

СЛК-3


Демонстрирует готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур

Чтение и анализ источников по политическим проектам, подготовка эссе.

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации

к выполнению профессиональной деятельности



СЛК6


Демонстрирует осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации

к выполнению профессиональной деятельности



Лекции и работа на семинарах.

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК9

Демонстрирует способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

Дискуссии, эвристические беседы.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части блока дисциплин по социальной истории.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История идей и история культуры;

Философия;

Социология.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках

способность к использованию иностранного языка для поиска и анализа иностранных источников информации

способность работать с информацией из различных типов и видов источников

способность осваивать специальную литературу на нескольких языках

способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Социальная история, История образования, История города.




  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары




1

Методология изучения истории культуры. Основные парадигмы понимания культуры.

12

2

2




8

2

Культура России XVIII века

28

4

4




20

3

Культура России первой половины XIX века (дореферменная Россия)

32

6

6




20

4

Культура России второй половины XIX – начала ХХ века

36

8

8




20







108

20

20




68




  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Текущий


Форма контроля

1 год

Параметры **







3

4

Контрольная работа







7




Письменно, 7-10 стр.

Итоговый

Экзамен










*

письменный 80 мин.


6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль предполагается в виде реферата. Реферат по курсу «Культура России нового времени» предполагает знакомство студента с ключевыми исследованиями по избранной им теме; их анализ. Для положительной оценки от студента требуется: подобрать и прочесть необходимый и достаточный объем научной литературы; проанализировать тексты и сопоставить результаты исследований разных авторов.

Важное место в оценивании знаний занимает оценка за работу на семинарах, где демонстрируются необходимые компетенции. Эта работа связана с домашней подготовкой, прочтением ряда научных текстов (в том числе на английском языке), письменными заданиями, докладами и устными дискуссиями на занятиях, эвристическими беседами на лекциях.

На зачете студент должен продемонстрировать общие знания по всему курсу и способность к обобщению материала. Зачет сдается по специально разработанному опросному листу с серией открытых вопросов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Для дистанционной поддержки контроля используется LMS и электронная почта.



6.2.Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: Качество, регулярность и активность работы определяет, какой балл получит студент. Оценки за работу на семинарских преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале.

Результирующая оценка по дисциплине Политические проекты ХХ века (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:


  • Оценка за текущий контроль (О текущая) – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия;

  • Оценка за аудиторную работу (О аудиторная) – оценка за работу на семинарах;

  • Накопительная оценка (О накопительная) – взвешенная сумма оценки за текущий контроль и оценки за аудиторную работу;

  • Оценка за итоговый контроль (О итог.контроль) – оценка за экзамен/зачет.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 1/3* Отекущий + 2/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Ок/р

при этом n1 = 1

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.



  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Методология изучения истории культуры. Основные парадигмы понимания культуры.

Тема 1. Понятие научной парадигмы. Мультипарадигмальный характер гуманитарных наук.

Основные парадигмы изучения культуры, выделяемые на основании понимания культуры: парадигма «Высокой культуры» против парадигмы «Культура как образ жизни». Истоки формирования, различия, программы исследования.

Основные парадигмы изучения динамики культуры: эволюционизм против циклизма. Истоки формирования, различия, программы исследования.

Понимание культуры общества как образа жизни (моделей поведения), развивающейся по единым социальным и историческим законам (эволюционизм) как основа изучения культуры России нового времени.

Семиотический, аксиологический, технологический и социально-антропологический подходы к изучению культуры.


Количество часов аудиторной работы: 4 часов

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 12 часов; содержание самостоятельной работы – проработа научной литературы по разделу.

Литература по разделу:
10 лекций по культурологии. Хрестоматия. Составители: О.Л. Лейбович, А.Н. Кабацков, А.С. Кимерлинг, О.В. Лысенко. – Пермь, ЗУУНЦ, 2001-2002.

Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. - Пермь: 1999./ лекции №№ 1; 2.

Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 2000. / Глава 2.

Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986, № 1.
Раздел 2. Культура России XVIII века

Тема 2. Предпосылки реформирования общества и культуры в начале XVIII века. Петровские преобразования как фактор изменения культуры.

Традиционная культура Московской Руси. Идеологические основания русской традиционной культуры: теория «Москва – III Рим» и самобытность культуры России допетровского периода. Географическая, политическая и религиозная изоляция Московской Руси как источники отставания России от европейских стран.

Сословная культура допетровской Руси: боярство, дворянство, городские сословия, крестьянство. Раскольничество и централизация.

Социальный запрос на реформирование общества, в том числе – в сфере культуры. Движущие социальные силы петровских реформ.

Основные направления культурных преобразований времен Петра I: появление светского образования, науки, изменение образа жизни дворянства и городских сословий, формирование феномена придворной культуры Российской империи. Новое искусство. Санкт-Петербург как новая европейская столица России.


Тема 3. Культура Российской империи XVIII века после Петра I.

Просвещенный абсолютизм и его влияние на российскую культуру XVIII века. Государственный заказ на европеизацию образа жизни российского дворянства и городских сословий. XVIII век - «период обучения» европейской культуре.

Начало формирования дворянской культуры в российском варианте. Европейское просвещение на российской почве: философское, публицистическое, художественное творчество российских просветителей.

Развитие российского высокого искусства: литературы, живописи, музыки, театра, архитектуры. Барокко и классицизм как два доминирующих стиля русского искусства времен просвещенного самодержавия. Влияние революционных событий в Европе на усиление франкофильства в российском высшем обществе. Феномен российского масонства.

Формирование социокультурного раскола России: европеизированное меньшинство и традиционное большинство.

Традиционная культура деревни и городских низов.

Количество часов аудиторной работы: 8 часов

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 28 часов; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинару.

Литература по разделу:
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства XVIII-

XIX веков. - М., 1995.

Муравьева Л.М. Как воспитывали в старину русского дворянина.- М. 1995.

Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII-

первая треть XIX века). - М., 1995.

Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди. Происхождение русского

дворянства. - СПб., 1898.

Яблочков М.Н. История дворянского сословия в России. - СПб., 1876.

Ключевский В.О Новая русская история. Курс лекций. М . 1888.

Татищев В.И. Разговор в пользу наук и училищ // Избранные произведения. Л., 1979.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3-х кн. Кн. 2. М., 1989.

Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989.

Собственноручные записки императрицы Екатерины II. М., 1991.

Караванов А. Основание в 1750 году русского театра кадетами Первого кадетского

корпуса. СПб., 1849.

Костомаров Н. Быт и нравы русского народа. – М.: Русич, 2011, 516 с.



Раздел 3. Культура России первой половины XIX века (дореферменная Россия)

Тема 4. Изменения в европейской культуре рубежа XVIII-XIX вв. на российскую культуру.

Появление романтизма как нового общекультурного стиля в Европе. Философские и эстетические основы романтизма и их перенос на российскую почву.

Формирование национальных версий «высокой» культуры: изобретение истории. Философия истории, история как рефлексия по поводу национального своеобразия. Историческая литература: исторический роман и романтическая лирическая поэзия. Формирование национальных языков. Музыкальные национальные традиции. Национальные школы живописи.

Реакция российского общества на романтизм: от декабристов до славянофилов.
Тема 5. Золотой век русской культуры.

Зрелая дворянская культура: образ жизни дворянского поместья, система воспитания, дворянская честь, социокультурные институты воспроизводства дворянства.

Расцвет русской литературы пер. половины XIX века. Русский романтизм и его реализация в художественном творчестве. Роль и значение А.С. Пушкина в истории русской культуры. Ф.М. Глинка как основоположних русской музыкальной традиции. Формирование российской истории: Н.М. Карамзин. В.И. Даль.

Эволюция русской культуры в сторону реализма, как нового стиля в искусстве. Генезис русского классического романа.

Формирование новой системы образования в России начала XIX века: университеты и гимназии.
Тема 6. Идейные течения в русской культуре второй трети XIX века.

Формирование новой государственной политики в национальных терминах: теория официальной народности С. Уварова.

Социальные сдвиги в российском обществе: феномен разночинцев и русской интеллигенции. Новые социальные функции культуры и искусства.

Литературные кружки и общества. Русские литературные журналы. Русская литературная критика как фактор формирования новых идейных течений.

Славянофилы и западники: спор вокруг путей развития России. Радикальные революционные течения в русской культуре: революционеры-демократы, социалисты, анархисты.
Количество часов аудиторной работы: 12 часов

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 32 часов; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинару.


Литература по разделу:


Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А.Бердяев.- М., 1990.

Биллингтон, Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры / Дж. Х. Биллингтон. - М., 2001.

Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б.Борев. - Ростов-на-Дону. 2004.

Гордин, Я. А. Дуэли и дуэлянты / А. Я.Борев. - СПб., 1996.

Живов, В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В. М.Живов. - М., 2002.
Иванов, В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В. В.Иванов. - Т. 1-3. М., 1998.

Из истории русской культуры. - Т.5. М., 1996.

Лаврентьева, Е. Светский этикет пушкинской поры / Е. Лаврентьева. - М., 1999.

Лихачёв, Д. С. Избранные мысли о жизни, истории, культуре / Д. С.Лихачёв. - М., 2006.

Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М.Лотман. - СПб., 1997.

Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М.Лотман. - Вып.2. Тарту. 1973.

Лотман, Ю. М., Успенский, Б. А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры / Ю. М.Лотман. - // Учёные записки Тартуского государственного университета. - Вып. 358. Труды по русской и славянской филологии. - Вып.24. - Тарту. 1975.

Мережковский, Д. С. Христос и антихрист / Д. С.Мережковский. - (Любое издание)

Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры / П. Н.Милюков. - В 3 т., - М., 1995.

Муравьёва, О. С. Как воспитывали русского дворянина / О. С.Муравьёва. - СПб., 1999.

Никитич, Л. А. Эстетика / Л. А.Никитич. - М., 2003.

Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Т.2. Власть и культура. - М., 2000.

Панченко, А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь / А. М.Панченко. - СПб., 2005.

Рябцев, Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. / Ю. С.Рябцев. - М., 2001.

Сарабьянов, Д. С. Русская живопись XIX века среди европейских школ / Д. С.Сарабьянов. - М., 1980.

Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия / В. С.Турчин. - М., 1981.

Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А.Успенский. - М., 1995.

Эко, У. История красоты / У. Эко. - М., 2007.

Эткинд, Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь / Е. Г.Эткинд. - М., 1998.

Эткинд, Е. Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции / Е. Г.Эткинд. - М., 1999.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ текстов на основании заранее поставленных вопросов, работа с материалами интернета на русском и английском языках.
Раздел 4. Культура России второй половины XIX – начала ХХ века
Тема 7. Модернизация и культура в России.

Догоняющий тип модернизации России: особенности и влияние российского сценария модернизации на культуру России.

Социальные сдвиги в российском обществе, возникающие в связи с модернизационными процессами: рост городов и городских слоев населения, формирование интеллигенции как специфической социальной группы, формирование городского образа жизни.

Нарастание социальной и политической напряженности в российском обществе второй половины XIX века. Сохранение социокультурного раскола российского общества.

Новые идейные течения в русской культуре второй половины XIX века. Демократы, Либералы и консерваторы. Народничество и его эволюция в радикальные террористические организации. Культурные предпосылки революционного социализма и марксизма.

Религиозный консерватизм К. Леонтьева и Д.Я. Данилевского. Позднее славянофильство.

Формирование русских школ в естественных, точных и гуманитарных науках. Русские историки второй половины XIX века. Реформа образования 1860-х гг.

Зарождение и эволюция русской религиозной философии. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский.

Тема 8. Искусство пореформенной России 60-90 гг. XIX века.

Реализм как новая программа русской культуры: суть, литературная программа, эволюция. Социальные и политические функции реалистического искусства в России. Основные фигуры реалистической литературы: И.С. Тургенев, И. Гончеров, Н. Чернышевский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

Феномен живописи передвижников. Социальная и эстетическая программа передвижничества. И. Крамской, Е.И.Репин, М.Е.Маковский, Н.А.Ярошенко, Г.Т.Мясоедов, И.И Шишкин, А.К.Саврасов, А.Й.Куинджи Историческая живопись: В.И.Суриков, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.М.Васнецов.

Складывание русской национальной музыкальной школы: А.Г.Рубинштейн, М.А.Балакирев, П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин. Появление Русского музыкального общества, первой бесплатной музыкальной школы, Московского филармонического общества, консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве.

Реализм в театре. А. Островский, А.П. Чехов.
Тема 9. Серебряный век русской культуры – к. XIX – нач. ХХ века.

Модерн и декаданс – новые стили европейской культуры. Основные направления модерна в к. XIX – нач. ХХ века в Европе.

Модерн в России. Суть явления и временные рамки. Основные направления в искусстве.

Литературные варианты модерна в России. Символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок и др.), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев и др.), футуризм (В. Маяковский, И. Северянин, В. Каменский, С. Субботин-Пермяк, Б. Пастернак и др. ), имаженизм (С. Есенин).

Реформирование русского театра (К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко), В.Ф.Комисаржевская. Русская вокальная школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Композиторы С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков.

Основные направления в изобразительном искусстве: мирискусственничество, футуризм, супрематизм.

Архитектора в стиле модерн (Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев, В.М Васнецов).

Декоративно-прикладное искусство модерна.

Тема 10. Предпосылки формирования советский культуры.

Социальные предпосылки формирования советской культуры - социальная трансформация модернизирующегося российского общества. Появление «массового» человека.

Технические предпосылки формирования советской культуры: появление новых технических жанров искусства (кинематографа, фотографии).

Эстетические предпосылки: модерн как предшественник различных направлений модернизма. Суть программы модернизма - преобразование жизни и человека – как предпосылка возникновения социалистического реализма.

Художественные деятели и революция. Эстетизация революции, теургия будущей катастрофы. Судьба русской дореволюционной культуры после 1917 года.

Количество часов аудиторной работы: 12 ч.

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 38 часов; содержание самостоятельной работы – подготовка к семинару.

Литература по разделу:


Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. Т. 1: От прошлого к будущему.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века; Судьба России. М., 1997.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. 2-е изд. М., 1997.

Викторов А. Л. История русской культуры- Курс лекций. М., 1997.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

Культурология: история и теория культуры: Учебное пособие. М., 1996.

Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 1997.

Семенников Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.

Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994.

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.

Количество часов аудиторной работы: 5 часов

Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: общий объем – 13 часов; содержание самостоятельной работы – подго-товка к семинару.


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: анализ текстов на основании заранее поставленных вопросов, работа с материалами интернета и книгами на русском и греческом языках.


  1. Образовательные технологии

На занятиях используются следующие формы работы: 1) лекции; 2) интерактивные лекции; 3) обсуждение прочитанных научных текстов по заранее поставленным вопросам; 3) критический анализ исторических источников; 4) дискуссии по типу Оксфордских дебатов, предполагающие предварительный анализ различных источников; 5) работа по методу малых групп; 6) доклады на различные темы; 7) анализ визуальных источников, символов; 8) опрос студентов на семинарах по основным темам и понятиям; 9) анализ исторических ситуаций на основе кейс-метода. Объем занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 48% от аудиторных занятий.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля
Примерные темы для реферата:


  1. Идеологические основания русской традиционной культуры: теория «Москва – III Рим» и самобытность культуры России допетровского периода. Географическая, политическая и религиозная изоляция Московской Руси как источники отставания России от европейских стран.

  2. Основные направления культурных преобразований времен Петра I.

  3. Формирование феномена придворной культуры Российской империи.

  4. Санкт-Петербург как новая европейская столица России.

  5. Начало формирования дворянской культуры в российском варианте.

  6. Европейское просвещение на российской почве: философское, публицистическое, художественное творчество российских просветителей.

  7. Появление романтизма как нового общекультурного стиля в Европе. Философские и эстети-ческие основы романтизма и их перенос на российскую почву. Реакция российского общества на романтизм: от декабристов до славянофилов.

  8. Музыкальные национальные традиции. Национальные школы живописи XVIII-XIX вв.

  9. Философия истории, история как рефлексия по поводу национального своеобразия XVIII-XIX вв.

  10. Зрелая дворянская культура: образ жизни дворянского поместья, система воспитания, дво-рянская честь, социокультурные институты воспроизводства дворянства.

  11. Роль и значение А.С. Пушкина в истории русской культуры. Ф.М. Глинка как основоположних русской музыкальной традиции.

  12. Формирование российской истории: Н.М. Карамзин. В.И. Даль.

  13. Эволюция русской культуры в сторону реализма, как нового стиля в искусстве. Генезис рус-ского классического романа.

  14. Формирование новой системы образования в России начала XIX века: университеты и гим-назии.

  15. Формирование новой государственной политики в национальных терминах: теория офици-альной народности С. Уварова.

  16. Социальные сдвиги в российском обществе: феномен разночинцев и русской интеллигенции. Новые социальные функции культуры и искусства.

  17. Литературные кружки и общества. Русские литературные журналы. Русская литературная критика как фактор формирования новых идейных течений.

  18. Славянофилы и западники: спор вокруг путей развития России. Радикальные революцион-ные течения в русской культуре: революционеры-демократы, социалисты, анархисты.

  19. Зарождение и эволюция русской религиозной философии. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский.

  20. Литературные варианты модерна в России. Символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, А. Блок и др.), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев и др.), футуризм (В. Маяковский, И. Северянин, В. Каменский, С. Субботин-Пермяк, Б. Пастернак и др. ), имаже-низм (С. Есенин)

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Основные парадигмы изучения культуры, выделяемые на основании понимания культуры: парадигма «Высокой культуры» против парадигмы «Культура как образ жизни». Истоки формирования, различия, программы исследования.

  2. Основные парадигмы изучения динамики культуры: эволюционизм против циклизма. Исто-ки формирования, различия, программы исследования.

  3. Понимание культуры общества как образа жизни (моделей поведения), развивающейся по единым социальным и историческим законам (эволюционизм) как основа изучения культуры Рос-сии нового времени.

  4. Семиотический, аксиологический, технологический и социально-антропологический подхо-ды к изучению культуры.

  5. Традиционная культура Московской Руси.

  6. Сословная культура допетровской Руси: боярство, дворянство, городские сословия, кресть-янство. Раскольничество и централизация.

  7. Социальный запрос на реформирование общества, в том числе – в сфере культуры. Движу-щие социальные силы петровских реформ.

  8. Предпосылки реформирования общества и культуры в начале XVIII века. Петровские преобразования как фактор изменения культуры.

  9. Просвещенный абсолютизм и его влияние на российскую культуру XVIII века.

  10. Традиционная культура деревни и городских низов в XVIII веке.

  11. Изменения в европейской культуре рубежа XVIII-XIX вв. на российскую культуру.

  12. Золотой век русской культуры.

  13. Формирование новой государственной политики в национальных терминах: теория офици-альной народности С. Уварова.

  14. Славянофилы и западники

  15. Модернизация и культура в России.

  16. Новые идейные течения в русской культуре второй половины XIX века. Демократы, Либера-лы и консерваторы. Народничество и его эволюция в радикальные террористические организации. Культурные предпосылки революционного социализма и марксизма.

  17. Религиозный консерватизм К. Леонтьева и Д.Я. Данилевского. Позднее славянофильство.

  18. Реализм как новая программа русской культуры: суть, литературная программа, эволюция. Социальные и политические функции реалистического искусства в России. Основные фигуры реалистической литературы: И.С. Тургенев, И. Гончеров, Н. Чернышевский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.

  19. Феномен живописи передвижников. Социальная и эстетическая программа передвижниче-ства. И. Крамской, Е.И.Репин, М.Е.Маковский, Н.А.Ярошенко, Г.Т.Мясоедов, И.И Шишкин, А.К.Саврасов, А.Й.Куинджи Историческая живопись: В.И.Суриков, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.М.Васнецов.

  20. Складывание русской национальной музыкальной школы: А.Г.Рубинштейн, М.А.Балакирев, П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин. Появление Русского музыкального общества, первой бесплатной музыкальной школы, Московского филармонического общества, консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве.

  21. Реализм в театре. А. Островский, А.П. Чехов.

  22. Модерн в России. Суть явления и временные рамки. Основные направления в искусстве.




    1. Примеры заданий промежуточного /итогового контроля

Пример экзаменационного задания:

Напишите ответ по теме:

1. Формирование феномена придворной культуры Российской империи.

2.Религиозный консерватизм К. Леонтьева и Д.Я. Данилевского. Позднее славянофильство.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

Кравченко А.И. Культурология : учеб. пособие / А.И. Кравченко . - М. : Академический Проект , 2010. - 495 с.

    1. Основная литература

Костюк К. Н. Россия между архаикой и модерном: сборник статей. М.: Директ-Медиа, 2013. 296 с. [Электронный ресурс] URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221334&sr=1

    1. Дополнительная литература

  1. 10 лекций по культурологии. Хрестоматия. Составители: О.Л. Лейбович, А.Н. Кабацков, А.С. Кимерлинг, О.В. Лысенко. – Пермь, ЗУУНЦ, 2001-2002.

  2. Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск, 1997. Т. 1: От прошлого к будущему.

  3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

  4. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века; Судьба России. М., 1997.

  5. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А.Бердяев.- М., 1990.

  6. Биллингтон, Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры / Дж. Х. Биллингтон. - М., 2001.

  7. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989.

  8. Бореев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б.Борев. - Ростов-на-Дону. 2004.

  9. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. 2-е изд. М., 1997.

  10. Викторов А. Л. История русской культуры- Курс лекций. М., 1997.

  11. Гордин, Я. А. Дуэли и дуэлянты / А. Я.Борев. - СПб., 1996.

  12. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3-х кн. Кн. 2. М., 1989.

  13. Живов, В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В. М.Живов. - М., 2002.

  14. Иванов, В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В. В.Иванов. - Т. 1-3. М., 1998.

  15. Из истории русской культуры. - Т.5. М., 1996.

  16. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

  17. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 2000. / Глава 2.

  18. Караванов А. Основание в 1750 году русского театра кадетами Первого кадетского

  19. Ключевский В.О Новая русская история. Курс лекций. М . 1888.

  20. Костомаров Н. Быт и нравы русского народа. – М.: Русич, 2011, 516 с.

  21. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

  22. Культурология: история и теория культуры: Учебное пособие. М., 1996.

  23. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  24. Лаврентьева, Е. Светский этикет пушкинской поры / Е. Лаврентьева. - М., 1999.

  25. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. - Пермь: 1999./ лекции №№ 1; 2.

  26. Лихачёв, Д. С. Избранные мысли о жизни, истории, культуре / Д. С.Лихачёв. - М., 2006.

  27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства XVIII-

  28. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М.Лотман. - СПб., 1997.

  29. Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М.Лотман. - Вып.2. Тарту. 1973.

  30. Лотман, Ю. М., Успенский, Б. А. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры / Ю. М.Лотман. - // Учёные записки Тартуского государственного университета. - Вып. 358. Труды по русской и славянской филологии. - Вып.24. - Тарту. 1975.

  31. Мережковский, Д. С. Христос и антихрист / Д. С.Мережковский. - (Любое издание)

  32. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры / П. Н.Милюков. - В 3 т., - М., 1995.

  33. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М., 1997.

  34. Муравьева Л.М. Как воспитывали в старину русского дворянина.- М. 1995.

  35. Муравьёва, О. С. Как воспитывали русского дворянина / О. С.Муравьёва. - СПб., 1999.

  36. Никитич, Л. А. Эстетика / Л. А.Никитич. - М., 2003.

  37. Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Т.2. Власть и культура. - М., 2000.

  38. Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди. Происхождение русского

  39. Панченко, А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь / А. М.Панченко. - СПб., 2005.

  40. Рябцев, Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. / Ю. С.Рябцев. - М., 2001.

  41. Сарабьянов, Д. С. Русская живопись XIX века среди европейских школ / Д. С.Сарабьянов. - М., 1980.

  42. Семенников Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.

  43. Собственноручные записки императрицы Екатерины II. М., 1991.

  44. Татищев В.И. Разговор в пользу наук и училищ // Избранные произведения. Л., 1979.

  45. Турчин, В. С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия / В. С.Турчин. - М., 1981.

  46. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А.Успенский. - М., 1995.

  47. Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994.

  48. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII-

  49. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.

  50. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986, № 1.

  51. Эко, У. История красоты / У. Эко. - М., 2007.

  52. Эткинд, Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь / Е. Г.Эткинд. - М., 1998.

  53. Эткинд, Е. Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции / Е. Г.Эткинд. - М., 1999.

  54. Яблочков М.Н. История дворянского сословия в России. - СПб., 1876.




    1. Справочники, словари, энциклопедии

Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. М., 1975 [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://bse.chemport.ru/proektirovanie.shtml.


    1. Дистанционная поддержка дисциплины

LMS - основа для организации дистанционной поддержки дисциплины

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Используется проектор (для лекций или семинаров), создана серия компьютерных презентаций, разработаны задания к семинарам, интернет-ресурсы, наглядные материалы, картины, фотографии и др.

  • Правительство Российской Федерации
  • Область применения и нормативные ссылки
  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • Тематический план учебной дисциплины
  • Формы контроля знаний студентов
  • 6.1.Критерии оценки знаний, навыков
  • 6.2.Порядок формирования оценок по дисциплине
  • Образовательные технологии
  • Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1. Тематика заданий текущего контроля
  • Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
  • Примеры заданий промежуточного /итогового контроля
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник
  • Дополнительная литература
  • Справочники, словари, энциклопедии
  • Дистанционная поддержка дисциплины