Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время»

Скачать 211,93 Kb.


Дата02.04.2017
Размер211,93 Kb.

Скачать 211,93 Kb.




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время»


для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра


Автор программы:

Карпенко Е.К., к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ ВШЭ, ekkarpenko@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «03» апреля 2013г.

Зав. кафедрой В. А. Куренной


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «История западной культуры».

Программа разработана в соответствии с:


  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История западной культуры» являются знакомство студентов с историей становления и трансформации ключевых социальных институтов, духовных и художественных практик, социальных, политических и гендерных отношений в период европейской истории условно обозначенный IX – XVII вв.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • обладать культурой мышления, речи и письма, способностью к поиску, выбору и структурированию исторической информации;

  • научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы в их исторической перспективе;

  • уметь формулировать свое собственное критическое суждение в рамках современных дебатов об истории становления и развития социальных институтов и культурных практик;

  • обладать навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией;

владеть основными теоретическими подходами (классификации, периодизация, термины и понятия) к исследованию истории культуры; концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных подходов, изучающих культурные формы, процессы и практик.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ ОС НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

обладает культурой мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения

ОК–1

дает определения основных понятий курса,

воспроизводит формулировки основных теоретических положений; периодизации, классификации и типологии.




Лекции, семинары, чтение научной литературы к семинарам и самостоятельное чтение.

способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы,

ОНК-1

использует основные положения и методы гуманитарных, социальных наук;

владеет теоретическим и терминологическим аппаратом гуманитарных наук;




Лекции, работа на семинарах с историческими источниками: текстами и визуальными документами;

обладает навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией

ОНК - 2

владеет способами и методами получения и базовой обработки теоретической и эмпирической информации для решения научно-

исследовательских, профессиональных и социальных задач;



Для самостоятельной работы предлагается практикум: материалы и вопросы к ним, итог работы обсуждается на семинарах;

владеет

различными жанрами письменной речи



ИК-1

правильно и убедительно оформляет результаты мыслительной деятельности в письменном высказывании

Реферат на заданную тему

владеет современными методами исследования культуры, техникой формулировки и

реализации эмпирических исследований явлений культуры



ПК - 2

определяет теоретические и методологические подходы к историческим исследованиям культуры;


Лекции, чтение научной литературы, семинарские дискуссии;

владеет фундаментально-теоретическими основами культурологии, категориями и

концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных

подходов, изучающих культурные формы, процессы и практики


ПК - 3

определяет периодизации, категории и концепции;

знает область их применения для решения конкретных исследовательских задач.



Лекции, семинары, чтение научной литературы к семинарам и самостоятельное чтение.



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • История западной философии

  • История искусства

  • Всеобщая история

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации (ОК-2)

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)

  • владение культурой̆ мышления, способность к письменной̆ и устной̆ речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной̆ деятельности, владение различными жанрами письменной̆ речи (ИК-1)

  • умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2)

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • История и теория русского искусства;

  • Современное искусство;

  • Социология культуры;

  • Современная массовая культура;

  • Политика и культура.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудитор.часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары



«Средневековье»: проблема периодизации, пространственных и временных границ, методологические подходы к определению.

7

2




5



Греческое и римское наследие в средневековой культуре: проблема сохранения, трансформации и изживания.

7

2




5



«Очаги» средневековой культуры: монастырь, феодальный замок. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественная практика: романское искусство как имперский проект.

10

2

2

6



Пространство культурного мира: география и социология средневековых путешествий (паломничества, крестовые походы). Проблема коллективного воображаемого и его источников.

7

2




5



Городская культура позднего Средневековья. Город как центр ремесла (мастерские, ярмарки) и знание (университет). Иерархия городов и география экономических и интеллектуальных центров.

9

2

2

5



Эпоха Возрождения: от Средневековья к Новому времени. Проблема периодизации и культурной географии: «долгое Средневековье» (Хейзинга, Ле Гофф)/«historiae novae» /Дж. Вазари/ (Э. Панофский). Изобретение «античности» (Петрарка): проблема открытия и освоения греческих и римских культурных и художественных образцов.

9

2

2

5



Итальянские города-государства: социально-экономические и политические особенности. Рим – столица христианского мира: культурный, интеллектуальный и экономический центр XV – нач. XVI вв.

7

2




5



Гуманизм и Реформация. Изобретение книгопечатания, изменения статуса книжного знания, и статуса интеллектуала, издательские и переводческие проект как сфера гуманистической деятельности. Флорентийская Платоновская Академия и ее влияние на распространение гуманизма в Европе. Гуманизм – как просветительский проект: меценаты и карьеры гуманистов, роль личных достижений и заслуг. Северный гуманизм (Эразм Ротердамский, Томас Мор, Лефевр д’ Этапль). Деятельность «северных гуманистов» и реформационное движение (Ж. Кальвин и М. Лютер). Гуманизм на службе монархий: становление национальных европейских государств: Франция, Пьер Ронсар и Плеяда, Англия, Филип Сидни, Уильям Шекспир.

9

2

2

5



Идеальные города Ренессанса: от архитектурной проекции к социально-политическому проекту. Архитектура и планировка города. Проекты и их конкуренция. Трактат Витрувия («Десять книг об архитектуре») и его влияние на развитие итальянского зодчества: архитектурные проекты: Филарете, Альберти, Палладио и др. «Государство» Платона и его влияние на социально-политические проекты: Т. Мора, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы «Город Солнца», И.В. Андреа.

9

2

2

5



От Средневековья к Новому времени: рождение новой науки и проблема научной революции. Реформация и изменение отношения к природе: природа как объект познания и практического использования. От алхимического делания к практической химии минералогии (ятрохимия, пиротехника, металлургия): «революционная» концепция Парацельса, университетская схоластика и «новая» наука в социальной и идеологической перспективе. Случай Дж. Бруно. Великие географические открытия и жанр космографий, как способ и инструмент формирования коллективных представлений европейцев об иных культурных мирах.

9

2

2

5



Итого:

83

20

12

51

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Требования и критерии оценки знаний

модуль




Текущий

(в течение модуля)



Работа на

семинаре:

устная, аудиторная.





4

К семинарским занятиям студентам предлагаются тексты для чтения и практические задания для аналитической работы с визуальным материалом. Семинары проходят в форме открытой дискуссии. Оценивается активное участие в обсуждении. Оценка активности на каждом семинаре носит дихотомический характер зачет/незачет, т.е. активная работа оценивается как зачет без дифференциации по баллам.

Текущий

(в течение модуля)



1.Реферат: самостоятельная письменная работа;






4

1. Письменная работа, 800 - 1000 слов,

Предлагается на выбор несколько небольших проблемных текстов (статья, глава из монографии). Требуется выбрать один текст: прочесть, понять и объяснить то, что было понято. Изложить основные тезисы автора и проанализировать способы его аргументации, а также проанализировать материал с которым работает автор и методы его работы. Представить выводы автора и проанализировать их обоснованность.

Работа высылается преподавателю за календарную неделю до установленной даты зачета/экзамена.


Итоговый

экзамен






4

Проходит в форме тестирования, включающего задания различных типов и степени сложности: ОВ, МВ, УС, УП, КРО, а также компетентностно-ориентированные тестовые задания со свободно конструируемым ответом. Время выполнения 60 минут.

7. Порядок формирования оценок по дисциплине


Элемент оценки

Накопленная оценка/Текущий контроль

Отекущий

Итоговая оценка

Оитог

Результирующая

оценка





Аудиторная работа (семинары) Оауд

Реферат

Осам

Итоговый Тест




Что и как оценивает преподаватель

Каждый семинар оценивается как зачет/незачет по итогам активности.


Оценивается по 10 баллов

Оценивается в 10 баллов




Коэф. (на что умножается оценка)

Q общ – общее количество сз, предусмотренных рабочим планом; Q инд - – количество сз, на которых студент активно работал

Kреф = 0,2

Kитог = 0,4




Что получается в итоге

Онакопленная= 0,6 *(Осз + Ореф) ; O итог = результат за тест * 0,4

Орезультирующая = O нак + О итог

Содержание дисциплины


Лекция 1-2. Европейское Средневековье.

«Средневековье»: проблема периодизации, пространственных и временных границ, методологические подходы к определению.

Литература:

Э. Панофски. Ренессанс и Ренессансы в искусстве Запада. М. 1998.

Ж.Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2001; его же Рождение Европы. Спб. 2007.

Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995

А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. 1972.

Лекция 3 -4. Пространства культуры Средневековья 1.

«Очаги» средневековой культуры: монастырь, феодальный замок. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественная практика: романское искусство как имперский проект. Пространство культурного мира: география и социология средневековых путешествий (паломничества, крестовые походы). Проблема коллективного воображаемого и его источников.

Литература:

Ж. Дюби. Время соборов. Жорж Дюби. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир. 2002.

Ж.Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2001; его же Рождение Европы. Спб. 2007.

Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995

А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. 1972.
Семинар 1. Пространства культуры Средневековья: монастырь, феодальный замок, деревня.

Читать:


Ж. Ле Гофф. Рождение Европы. Спб. 2007. Сс. 82- 155. (гл. IV. Феодальная Европа).

Вопросы:


  1. Как была устроена экономическая жизнь в феодальной Европе XI-XII вв?

  2. Какие социальные группы и слои существовали? Как социальные границы и отличия имели место?

  3. Вокруг каких ценностей строилась «культурная» жизнь?

  4. Какую роль играли паломничества и крестовые походы?

  5. Как функционировали институты власти?


Лекция 5. Пространства культуры Средневековья 2.

Расцвет городов XII-XIII вв. Средневековый город: экономический (центр ремесла, торговли, обмена и потребления), интеллектуальный и «международный». Иерархия городов: епископские города, «свободные» города. Итальянские города-государства: Генуя, Милан, Флоренция, Венеция. Городское самоуправление и городские формы социального неравенства (купцы, ремесленники, церковники, студенты, бродячие торговцы, нищие и проституки). Ярмарки и карнавалы. Городское образование: школы и университеты. Университет – как социальный институт. Две модели: Париж – корпорация студентов и преподавателей, Болонья – община студентов. Архитектура городов и расцвет готики. Проблемы города: нищие бродяги и чума.


Семинар 2. Культура повседневной жизни в эпоху позднего Средневековья.

Читать:


Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995. Гл. XVII. Формы мышления в практической жизни. Сс. 228-247.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/index.php

Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII века // Одиссей. Человек в истории. 1990.


http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/17.php

Гуревич А.Я. Средневековый купец// Одиссей. Человек в истории. 1990.


http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/18.php
Вопросы:

  1. Каков характер отношения средневекового человека к окружающим его вещам?

  2. Моральные и юридические нормы: как они формируются и «работают»?

  3. Каковы социальные и культурные функции столь распространенных в Средневековье девизов и эмблем?

  4. Как организована повседневная жизнь высшей знати, дворян, горожан, крестьян?

  5. В каких формах «показывает» себя народная культура Средневековья?


Лекция 6-7. Эпоха Возрождения: от Средневековья к Новому времени.

Проблема культурно-исторической периодизации. Возрождение – между Средневековьем и Новым временем? Петрарка: «возрождение под влиянием классических образцов», «historiae antique» и «historiae novae». Дж. Вазари «новый век».

Экономическая и политическая ситуация в условных границах Европы в конце XIV – XV вв. Итальянские города-государства: социально-экономические и политические особенности. Итальянская городская культура и ее взаимоотношения с церковью. Духовные и эстетические ценности античности в культуре Возрождения. Рим – столица христианского мира: культурный, интеллектуальный и экономический центр XV – нач. XVI вв. Рим – папский город: архитектурный и политический проект. Политические иерархии и повседневность горожан. Университет, книгопечатание и римский гуманизм. Прошлое как культурная, политическая и экономическая ценность. Рим – как место паломничества и место встречи людей искусства.
Семинар 3. Женский мир в культуре Средневековья и Возрождения.

Источники:

Кристина де Пизан. Город женщин. Фрагменты

http://iriy.io.ua/s8697/kristina_pizanskaya_13651430_iz_knigi_o_grade_jenskom

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм.



http://krotov.info/acts/15/3/molot00.html
Литература:

Жак ле Гофф. История тела.



http://www.ec-dejavu.net/b-2/Le_Goff_Body_history.html
Гуревич А. Ведьма \\ Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 62-66

http://ec-dejavu.ru/v/Vedma.html
Вопросы для обсуждения:

1. За какие качества порицались женщины, каковы причины убеждений в их природной порочности?

2. Социальная роль женщины. Чем могла женщина заслужить уважение в средневековом обществе, какие достоинства ценились больше всего?

3. Отношение к женскому телу. Как интерпретировалась внешняя привлекательность? Чем объяснялось «несовершенство» женского тела?

4. Что в естественном женском поведении оценивалось как попытка манипуляции или контакта с дьяволом?

5. Как оценивались интеллектуальные возможности женщин, какие сферы деятельности были для них доступны?




Семинар 4. Нравы и стиль жизнь в эпоху Возрождения.

Читать:

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Люб изд. Гл. Бытовые типы Возрождения и гл. Оборотная стороны титанизма. В изд. 1998. Сс. 109-139.



http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php


  1. Религиозный быт

  2. Куртуазный быт.

  3. Городской и мещанский быт

  4. Приключенчество и авантюризм.

  5. «Стихийный индивидуализм» в его повседневных проявлениях.


Лекция 8. Гуманизм и Реформация.

Флорентийская Платоновская Академия (расцвет с 70-х гг. XV века). Семейство Медичи (Козимо, Лоренцо), Георгий Гемист Плифон и Марсилио Фичино – «вольное сообщество любителей философии Платона». Фичино – переводчик (на латынь) и комментатор Платона и платоников (по заказу дома Медичи). Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Гуманизм – как образовательный проект: «Studia humanitatis» (поэзия, риторика, политика, история и этика). Карьеры гуманистов, роль личных достижений и заслуг. Северный гуманизм (Эразм Ротердамский, Томас Мор, Лефевр д’ Этапль). Деятельность «северных гуманистов» и реформационное движение (Ж. Кальвин и М. Лютер).

Поэзия, монархия и становление национальных европейских государств: Франция, Пьер Ронсар и Плеяда, Англия, Филип Сидни, Уильям Шекспир.

Литература:

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М. 1998.

Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М. 1978.

Баткин Л. Итальянский Ренессанс. Проблемы и люди. М. 1995.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1997.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. М. 2008.

Кудрявцев А.Ф. Флорентийская Платоновская академия. М. 2008.
Семинар 5. Идея человека в культуре Ренессанса: автобиография и автопортрет.

Для группового обсуждения предлагаются фрагменты трех текстов:

Дж. Пико делла Мирандола. О достоинстве человека. (История эстетики . Т. 1. М. 1965. стр. 506-514).

http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm

Дж. Бруно. О героическом энтузиазме (Часть первая). М. 1985.



http://renaissance.rchgi.spb.ru/Bruno/hero.htm

Э. Роттердамский. Похвала глупости. Люб. Издание. (Гл XXVII. XLVI. XLVIII-LXVII).



http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt

Методическое чтение:

Гринблатт С.   Формирование "я" в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира.

http://magazines.russ.ru/nlo/1999/35/grinblat.html
Лежен Ф. В защиту автобиографии //Иностранная литература. 2000. № 4.

http://magazines.russ.ru/inostran/2000/4/lezhen.html
Лекция 9. Идеальные города Ренессанса.

Урбанистические проекты итальянского Ренессанса. Архитектура и планировка города. Проекты и их конкуренция. Идеальный город Платона («Государство»), трактат Витрувия («Десять книг об архитектуре») и его влияние на развитие итальянского зодчества: идея пропорции (т.е. математическая соразмерность частей здания по аналогии с соразмерностью частей человеческого тела). Архитектурные модели проекты идеального города: Антонио Филарете (1400-1469) , Леон Баттиста Альберти, Леонардо, Андреа Палладио, Дж. Вазари, А. Дюрер и др.

Реализованный проект Пия II(1405-1464) в Пьенце, архитектор Бернардо Росселино.

От архитектурной модели к социально-политическому проекту: Т. Мор «Утопия»i (1516), Ф. Бэкон «Новая Атлантида» (1617), Т. Кампанелла «Город Солнца»ii (1623).


Семинар 6. Социально-политические проекты Ренессанса.

Доклады:


  1. Проект Т. Мора.

Читать: Т. Мор. Утопия. Люб. Издание.

  1. Проект Фр. Бэкона.

Читать: Фр. Бэкон. Новая Атлантида. Люб. Изд.

  1. Проект Т. Кампанеллы.

Читать: Т. Кампанелла. Город Солнца. Люб. Изд.
Как подготовить доклад:

  1. Прочитать текст.

  2. Выделить основные тезисы автора.

  3. Представить тезисы в подчиненной общему смыслу последовательности.

  4. Тезисы необходимо представить в печатном виде (0,5 – 1 стр) всем участникам семинара.

Дополнительная литература:

Сапрыкин Д.Л. «Научный орден» Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа//Науковедение.2000. №3.



http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/HISTORY/SCIBACK.HTM
Йейтс Фр. Джордано Бруно и герметическая традиция. Гл. XX. Бруно и Кампанелла. М. 2000.

http://psylib.org.ua/books/yates03/index.htm
Чекалов К.А. Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке («Город Солнца» Т.Кампанеллы и «Адонис» Дж.Марино)// Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. Вып. 7 – 8. М. 2005.

http://www.natapa.msk.ru/biblio/issues/chekalov_marino.htm#_edn1
Лекция 10. Герметизм, алхимия, магия, астрология, наука.

Флорентийская Академия Фичино и ее роль в распространение герметических идей. Принципы математической гармонии (Л.Б. Альберти, А. Дюрер); природа как объект познания и практического использования; первые «кунсткамеры»; Университетская схоластика и «новая» наука в социальной и идеологической перспективе; наука и церковь (инквизиция). Парацельс: природа - “mysterium magnum”. Великие географические открытия и жанр космографий.

Литература:

Рабинович В. Алхимия как феномен Средневековой культуры. М. 1979.

Йейтс Фр. Джордано Бруно и герметическая традиция. М. 2000. Ее же Розенкрейцерское просвещение. М.1999.
Активность на семинарах

Означает не только физическое и «мысленное» присутствие на семинаре, сосредоточенность и концентрация внимания на обсуждаемых темах, не только активное высказывание своих идей, но и вопросы, которые вы задаете своим одногруппницам и преподавателю, стараясь оспорить сомнительные, на ваш взгляд, утверждения или прояснить то, что вам не понятно. Разумеется, активная работа на семинаре предполагает, что вы прочитали тексты.


Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Тема эссе и реферата каждый студент выбирает для себя в индивидуальном порядке в начале курса. Темы соответствуют одной из тем программы.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Проблема «границ» Средневековой культуры (Э. Панофски, Ж. Ле Гофф, Й. Хейзинга).

  2. Пространства культуры позднего Средневековья: монастырь, феодальный замок, город.

  3. Городская культура позднего Средневековья: храм, университет, площадь, частный дом (Париж и др).

  4. Культура повседневной жизни в эпоху позднего Средневековья.

  5. Итальянская городская и придворная культура XV века.

  6. Рим – столица христианского мира: культурный, интеллектуальный и экономический центр XV – нач. XVI вв.

  7. Возрождение – между Средневековьем и Новым временем?

  8. Флорентийская Академия, ее роль в становлении гуманизма.

  9. Гуманизм как философия и стиль жизни. 

  10. «Титаны» итальянского Возрождения: ремесленник, художник, придворный, ученый?

  11. Французская культура XVI века. Королевский двор: быт, повседневность, мода, вкус «ко всему итальянскому».

  12. Английская культура XVI века. Королевский двор: быт, повседневность, мода, вкус.

  13. Гуманизм и реформация в культуре Северного Возрождения.

  14. Естественная наука, астрология, алхимия и герметизм в культуре XVI века.

  15. Утопические проекты XVI века – начала XVII века.

i


ii



  • Область применения и нормативные ссылки
  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • Тематический план учебной дисциплины
  • 6. Формы контроля знаний студентов
  • 7. Порядок формирования оценок по дисциплине
  • Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII века // Одиссей. Человек в истории. 1990.
  • Гуревич А.Я. Средневековый купец// Одиссей. Человек в истории. 1990.
  • Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Тематика заданий текущего контроля
  • Вопросы для оценки качества освоения дисциплины