Программа дисциплины двп. 04. Основы кинезиологии Цели и задачи дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа дисциплины двп. 04. Основы кинезиологии Цели и задачи дисциплины

Скачать 200,8 Kb.


Дата28.02.2018
Размер200,8 Kb.

Скачать 200,8 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС ________ О.В. Смирнов

«____» ____________ 2011 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДВП.04.

Основы кинезиологии



1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины: ознакомить студентов, обучающиеся по специальности 032102.65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) по специализации – основы кинезиологии с современными базисными научно - практическими представлениями в сфере биомеханики, анатомии и физиологии движения, регуляции нервно-мышечной деятельности, психологических аспектов движения у человека в онтогенезе в норме и при различного рода патологии двигательной активности.

Задачи дисциплины «Основы кинезиологии» является:

- ознакомить студентов с физиологическими эффектами, потребностями, закономерностями двигательной активности для людей всех категорий и возрастов;

- обеспечить освоение студентами знаниями о роли двигательной активности у человека в норме и при первичной и вторичной патологии движения.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

При изучении раздела «Основы кинезиологии» студент должен знать основные закономерности проявления двигательной активности и методики оценки двигательной активности, уметь использовать режимы, методики оценки двигательной активности для индивидуального дозирования оптимальных физических нагрузок и применять в практике оздоровления, для профилактики и в сфере реабилитации.

Практические занятия по безопасности жизнедеятельности должны проводиться в учебных аудиториях, в спортивных залах.

Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий, зачета.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов очной формы обучения



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9

10

Общая трудоемкость дисциплины

220

134

86

Аудиторные занятия

84

64

20

Лекции

42

32

10

Практические занятия (ПЗ)

42

32

10

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

136

70

66

Курсовая работа

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

зачет

б) для студентов заочной формы обучения



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

7

Общая трудоемкость дисциплины

220

134

86

Аудиторные занятия

22

10

12

Лекции

22

10

12

Практические занятия (ПЗ)




-

-

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

-

-

Самостоятельная работа

198

124

74

Курсовая работа

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

-

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет

зачет


4. Содержание дисциплины:
4.1. Тематический план
а) для студентов очной формы обучения

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практические занятия

1.

Понятие и терминология кинезиологии. Методы, применяемые в кинезиологии.

4


6

2.

Физиологические эффекты двигательной активности.

8


10

3.

Закономерности регуляции двигательной активности.

6


6

4.

Онтокинезиология.

12


10

5.

Особенности двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

12


10




Итого:

42

42



б) для студентов заочной формы обучения


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практические занятия

1.

Понятие и терминология кинезиологии. Методы, применяемые в кинезиологии.

2


-

2.

Физиологические эффекты двигательной активности.

4


-

3.

Закономерности регуляции двигательной активности.

4


-

4.

Онтокинезиология.

6


-

5.

Особенности двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6


-




Итого:

22





4.2. Содержание разделов дисциплины
1. Понятие и терминология кинезиологии. Методы, применяемые в кинезиологии.

Понятие о двигательной активности, двигательных способностях. Произвольная двигательная деятельность. Составляющие движения. Элементы двигательных действий. Ходьба как автоматизированный двигательный акт.



2. Физиологические эффекты двигательной активности. Влияние физической активности на функциональное состояние центральной нервной системы и психическую деятельность. Зависимость двигательных действий от энергетического обеспечения мышц.

Влияние физической активности на функциональное состояние внутренней среды организма. Роль физической активности в развитии перекрестной адаптации.



3. Закономерности регуляции двигательной активности. Спонтанная двигательная активность как физиологический регулятор постоянства суточного объема движений. Кинезофилия как физиологический механизм регуляции двигательной активности. Значение потребности в движениях для оптимизации двигательной активности. Понятие о гиподинамии, гипокинезии. Предупреждение гипокинезии с помощью физических упражнений. Качественные особенности двигательной деятельности.

4. Онтокинезиология. Возрастное развитее аппарата движений человека. Развитие двигательной активности в зависимости от возраста. Физическая активность детей раннего возраста. Физическая активность детей дошкольного возраста. Физическая активность детей младшего школьного возраста. Физическая активность детей среднего школьного возраста. Физическая активность старших школьников. Физическая активность людей молодого и среднего возраста. Физическая активность человека старшего (пенсионного) возраста.

5. Особенности двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Двигательные нарушения у слепых и слабовидящих. Двигательные нарушения при патологии слуха. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе. Двигательные нарушения у умственно-отсталых детей. Двигательные нарушения при сочетанных нарушениях развития. Этиологические аспекты профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры.

5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература.


а) основная литература.


  1. Основы кинезиологии : учебно-методическое пособие / cост. И. И. Диамант, С. Б. Нарзулаев, В. Н. Семенов. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 133 с.

2. Попов, Г. И. Биомеханика двигательной активности [Текст]:учебник для вузов/Г. И. Попов, А. В. Самсонова.-М.:Академия,2011.-314 с.

б) дополнительная литература

3. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]:учебник для средних и высших учебных заведений/В. М. Смирнов, В. И. Дубровский.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2002.-604 с.

4. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте [Текст]/В. С. Фарфель.-2-е изд., стереотип.-М.:Советский спорт,2011.-201 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
- деловые игры;

- мультимедийные, аудио- и видеоматериалы.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лаборатория валеологического научно-образовательного центра функциональных резервов: хронорефлексометр, электрокардиограф, спирометр, динамометр, медицинские весы, ростомер, тонометр, хронометр.

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
8.1. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
Для достижения цели и задач изучения дисциплины «Основы кинезиолоии» следует особое внимание уделять современным теоретическим данными, основанными на учениях по биомеханике, биофизике, нормальной физиологии человека и практическим применениям знаний в области науки о движении.

Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины «Основы кинезиологии» является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области науки о движении.

На сегодняшний день в Росси и мире накоплен богатый теоретический и практический опыт по изучению двигательной активности у человека на основе знаний в области биомеханики, физиологии и анатомии движения, психологических аспектов движения, особенностях нервно-мышечной передач, закономерностям двигательной активности в норме и при различных патологических состояниях. Подготовка студентов педагогического ВУЗа на основе имеющихся данных призвана структурировать соответствующие знания и умения, использовать методики оценки двигательной активности для индивидуального дозирования оптимальных физических нагрузок и применять их в практике оздоровления, профилактики и реабилитации.

Статус дисциплины «Основы кинезиологии» призван способствовать созданию системы образования, способной адекватно решать стоящие перед обществом задачи согласно «Концепции модернизации Российского образования до 2001 года» и, в частности, формировании у студентов знаний механизмов, закономерностях двигательной активности людей всех категорий и возрастов.

Изучение дисциплины «Основы кинезиологии» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными умениями и навыками в практической деятельности.

Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала с элементами обсуждения, применение письменного опроса (тестирования) студентов по материалам лекций и практических работ. Подбор вопросов для тестирования рекомендуется осуществлять на основе изученного теоретического материала.

Для приобретения навыков и повышения мотиваций студентов к исследовательской деятельности предлагается написание реферата по выбранной (свободной) теме в рамках изучаемой дисциплины «Основы кинезиологии».
8.2. Методические рекомендации для студентов

Отработка материала дисциплины включает в себя три формы работы – лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Для студентов заочной формы обучения две формы работы - лекции и самостоятельная работа студентов. Лекция дает ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают структуру и логику изучения того или иного вопроса.

На практических занятиях для студентов очного отделения проявляется статус студента как субъекта при изучении материала дисциплины (активная интеллектуальная поисковая деятельность).

Целью проведения практических занятий (для студентов очного отделения) является закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, моделирование практических ситуаций, обсуждение проблемных и спорных вопросов, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

На практических занятиях (для студентов очного отделения) выявляется степень владения теоретическим материалом лекций, базовых учебников (из списка основной литературы), знание актуальных проблем, тенденций развития тех или иных направлений по дисциплине.

Подготовку к практическому занятию (для студентов очного отделения) целесообразно начать с повторения материала лекций. Так как лекция лимитирована по времени, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. Одновременно, лекция дает ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы следует изучить материал, представленный в списке литературы по подготовке к практическому занятию. Прежде всего, следует ознакомиться с изданиями из списка основной литературы, а для более углубленного изучения определенных проблем – обратиться к списку дополнительной литературы. Последовательное – от простого к сложному – изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Для предотвращения дублирования материала лекции в ходе самостоятельной работы с литературой студентам рекомендуется при написании лекции использовать широкие (1/3 – 1/2 страницы) поля, для фиксирования дополнительного материала по определенным проблемам и подвопросам рядом с лекционным материалом (с указанием страниц и источника информации – кратко).

Это позволит более глубоко освоить учебный материал, сформировать четкую систему, направленную на эффективное и осмысленное усвоение знаний, понимание курса в целом, а также успешно подготовиться к промежуточной аттестации в форме зачетов.
8.2.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. Адаптация к физической нагрузке.

  2. Нейроэндокринные и метаболические факторы регуляции двигательной активности.

  3. Центральная нервная система и факторы внешней среды.

  4. Потребность в двигательной активности у человека.

  5. Роль физических упражнений в формировании осанки.

  6. Физиологические особенности человека с противоположной выраженностью потребности в двигательной активности.

  7. Дозирование нагрузок в отдельных формах физического воспитания в течение дня, недели, года.

  8. Индивидуальная норма как критерий адаптации и здоровья.

  9. Физическая культура в режиме здорового образа жизни.

  10. Механизмы оздоровительного действия физических упражнений.

  11. Влияние физических упражнений на организм человека.

  12. Влияние больших физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

  13. Физические упражнения и функциональные резервы организма.

  14. Физические упражнения как средство закаливания.

  15. Этиологические аспекты профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры.



8.2.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

Не предусмотрено



      1. Примерный перечень вопросов к зачету:

9 семестр (6 семестр для студентов заочной формы обучения)

  1. Понятие и терминология кинезиологии.

  2. Методы, применяемые в кинезиологии.

  3. Понятие о двигательной активности, двигательных способностях.

  4. Произвольная двигательная деятельность.

  5. Составляющие движения.

  6. Элементы двигательных действий.

  7. Ходьба как автоматизированный двигательный акт.

  8. Влияние физической активности на функциональное состояние центральной нервной системы и психическую деятельность.

  9. Зависимость двигательных действий от энергетического обеспечения мышц.

  10. Влияние физической активности на функциональное состояние внутренней среды организма.

  11. Кинезофилия как физиологический механизм регуляции двигательной активности.

  12. Значение потребности в движениях для оптимизации двигательной активности.

  13. Понятие о гиподинамии, гипокинезии.

  14. Предупреждение гипокинезии с помощью физических упражнений.

  15. Значение потребности в движениях для оптимизации двигательной активности.

  16. Потребность в двигательной активности у человека.

  17. Влияние различных двигательных режимов на спонтанную двигательную активность и адаптивные возможности.

  18. Физиологические особенности человека с противоположной выраженностью потребности в двигательной активности.

  19. Влияние больших физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат.

  20. Физическая работоспособность здоровых людей.


10 семестр (7 семестр для студентов заочной формы обучения)

  1. Предупреждение гипокинезии с помощью физических упражнений.

  2. Возрастное развитее аппарата движений человека.

  3. Развитие двигательной активности в зависимости от возраста.

  4. Физическая активность детей раннего возраста.

  5. Физическая активность детей дошкольного возраста.

  6. Физическая активность детей младшего школьного возраста.

  7. Физическая активность детей среднего школьного возраста.

  8. Физическая активность старших школьников.

  9. Физическая активность людей молодого и среднего возраста.

  10. Физическая активность человека старшего (пенсионного) возраста.

  11. Двигательные нарушения у слепых и слабовидящих.

  12. Двигательные нарушения при патологии слуха. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе.

  13. Двигательные нарушения у умственно-отсталых детей.

  14. Двигательные нарушения при сочетанных нарушениях развития.

  15. Этиологические аспекты профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры.

  16. Механизмы оздоровительного действия физических упражнений.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению специальности 022500 (032102.65) – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Программу составила: доцент кафедры адаптивной физической культуры _________________________ Парфинович С.В.

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ

протокол № ___ от « ___» ___________ 2011 г.
И.О. заведующий кафедрой АФК

д.м.н., профессор _________________________ И.И. Диамант


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _________________ Л. П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС _________________________ О.В. Смирнов



Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2012-2013 учебный год.
В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:

1. в 2012-2013 уч. году внесены изменения в основную и дополнительную литературу.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол № __от «___» _________ 2012 года
Зав. кафедрой д.м.н. проф. И.И. Диамант

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова
Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов



Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2013-2014 учебный год.
В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:

1. В 2013-2014 уч. году в программе учебной дисциплины «Основы кинезиологии» изменены вопросы к зачету.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол № __от «___» _________ 2013 года

Зав. кафедрой д.м.н. проф. И.И. Диамант

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова



Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов

  • Основы кинезиологии
  • Лекции