Программа дисциплины Для студентов, обучающихся по специальности 38. 05. 01 «Экономическая безопасность»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины Для студентов, обучающихся по специальности 38. 05. 01 «Экономическая безопасность»

Скачать 236,61 Kb.


Дата18.02.2017
Размер236,61 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 236,61 Kb.

Аккредитованное образовательное частное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра экономики и управления
Комолов О.О.

История экономических учений
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся

по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность»

(программа подготовки специалистов)

очная форма обучения



Москва 2015

Аккредитованное образовательное частное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кафедра экономики и финансов


УТВЕРЖДАЮ

Ректор


_______________ А.Г. Забелин

«______»____________2015 г.





Комолов О.О.
История экономических учений

Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся

по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность»

(программа подготовки специалистов)

очная форма обучения


Рекомендовано Учебно-методическим советом МФЮА

(протокол №07-Ю/14-15 от 25 марта 2015 г.)



Одобрено кафедрой экономики и финансов

(протокол № 8 от 26 марта 2015 г.)

Москва 2015

Содержание


Цели и задачи дисциплины 3

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 4

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

Формы контроля освоения дисциплины 6

Структура и содержание дисциплины 6

Примерный перечень тем рефератов: 11

Методическое обеспечение дисциплины 14



Цели и задачи дисциплины


Целью дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов представлений об основных направлениях развития истории экономической мысли, о вкладе разных научных школ в развитие экономической теории.

Изучение истории экономических учений позволяет получить представление об этапах и логике развития экономической науки, и способствует пониманию происхождения, смысла и значения современных экономических взглядов и представлений.



Учебные задачи дисциплины

  • Определить изменение предмета и методов исследования на различных этапах развития экономической науки;

  • Сопоставить методологические подходы и теоретические позиции ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли;

  • сформировать знания по вопросам возникновения, формирования и эволюции основополагающих категорий и теорий экономической науки;

  • систематизировать изучаемый материал в соответствии с сформировавшимися направлениями современной экономической науки.

  • сформировать навыки для самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли. Выработать понимание о возможных альтернативных вариантах хозяйственной политики и путях развития России на современном этапе.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Изучение данной дисциплины опирается на предшествующее изучение дисциплин: «История», «Экономическая теория».

Знание истории экономических учений необходимы для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Экономическая теория», «Мировая экономика и международные экономические отношения».


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «История экономических учений» формируются элементы следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

– способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

– способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи ин-формации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные ин-формационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).

в области научно-исследовательской деятельности:

– способностью исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность (ПК-50).



Знать

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • историю и логику развития экономической мысли, трансформацию ее основных учений, школ;

  • экономические воззрения представителей научных школ;

  • основные законы общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности, методы экономического анализа и моделирования;

Уметь

  • использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

  • оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

  • анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;

  • оценивать экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков;

  • анализировать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.


Владеть:

  • методологией экономического исследования на основе изучения основных течений экономической науки;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

  • навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

Формы контроля освоения дисциплины


Текущий контроль: осуществляется в процессе обучения, преимущественно на семинарских занятиях в форме ответов на вопросы по материалам лекций и дискуссий, тестов по тематике курса, написания реферата, а также проведения письменных проверочных работ по отдельным темам дисциплины.

Итоговый контроль: устный экзамен

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «История экономических учений» по направлению подготовки 38.05.01 «Экономическая безопасность» составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.


Распределение дисциплины по темам, часам и видам занятий (кол-во часов)


п/п

Наименование тем

Всего учебных занятий

Всего аудиторных занятий

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Предмет и метод истории экономических учений.

3

1

0,5

0,5

2

2

Экономические учения Древнего мира и Средневековья

8

2

1

1

6

3

Меркантилизм

6

1

0,5

0,5

5

4

Физиократия

6

1

0,5

0,5

5

5

Классическая политическая экономия

10

3

1,5

1,5

7

6

Социалисты-утописты

6

1

0,5

0,5

5

7

Марксизм

10

3

1,5

1,5

7

8

Маржинализм

8

2

1

1

6

9

Неоклассическая школа

8

2

1

1

6

10

Историческая школа

6

1

0,5

0,5

5

11

Институционализм

8

2

1

1

6

12

Новый институционализм

6

1

0,5

0,5

5

13

Кейнсианство

10

3

1,5

1,5

7

14

Неокейнсианство и Посткенйсианство

6

1

0,5

0,5

5

15

Монератизм

8

2

1

1

6

16

Неоклассический синтез

6

1

0,5

0,5

5

17

Неолиберализм

6

1

0,5

0,5

5

18

Отечественная экономическая мысль XX века

8

2

1

1

6

19

За пределами «мэйнстрима»: национальная специфика экономической мысли и альтернативные течения

8

2

1

1

6

 

Итого

144

54

26

28

90


Тематическое содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

История экономических учений - процесс возникновения, развития, противостояния и смены экономических понятий и концепций в различные исторические эпохи.

Структура и периодизация истории экономической мысли. Различие между историей экономической мысли и историей экономических учений. История современной экономической теории - основной раздел истории экономических учений. Этапы становления и основные направления экономической мысли.
Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья

Возникновение экономической мысли в древнейших цивилизациях. Экономическая мысль Вавилонии, Древнего Китая и Индии. Экономическая мысль в Древней Греции. Ксенофонт, Платон, Аристотель. Особенности экономической мысли Древнего Рима. Экономические идеи в арабских странах.

Экономическая мысль в Западной Европе. Экономические взгляды Фомы Аквинского. Социально-экономические мотивы средневековых ересей. Экономические представления восточных славян «Русская правда». Анализ микроэкономики в «Домострое». Экономические идеи поместного дворянства.

Возникновение утопического социализма в Англии и в Италии. Экономические воззрения Томаса Мора(1478-1535) и Томазо Кампанеллы (1568 .1639).


Тема 3. Меркантилизм

Мануфактурная система меркантилизма. Отношение к торговле. Насаждение мануфактур. Трактовка производительного труда. Подготовка условий перехода к либерализму.

Меркантилизм и его особенности в разных странах. У. Стаффорд, Томас Мэн, (Англия), Ж.Б. Кольбер, А. Монкретьен (Франция), Ж. де Уцтариц (Испания), Г. Скаруффи, А. Серра (Италия).
Тема 4. Физиократия

Физиократы — первая школа экономистов. Ф. Кенэ и физиократическая теория богатства: понятие чистого продукта. «Экономическая таблица»: рождение теории воспроизводства. Экономическая политика физиократов. Политическая экономия и эталонные ареалы капиталистической мир-системы


Тема 5. Классическая политическая экономия

Политическая экономия как теория богатства и теория рынка: вклад У. Петти. Адам Смит и формирование системы категорий классической политической экономии. Образ «невидимой руки». Факторы роста богатства; понятие стоимости. Меновая стоимость и естественная цена. Труд как источник и «действительная мера» богатства. Капитал: структура и возмещение. «Догма Смита». Полемика о производительном и непроизводительном труде.

Либеральный оптимизм Ж.-Б. Сэя: «гармония» факторных доходов. Т. Р. Мальтус: фатальный закон народонаселения; теория «рабочего фонда» и прожиточного минимума Д. Рикардо: классическая теория земельной ренты. Проблема реализации; «закон Сэя» и его критики — Мальтус и Сисмонди. Классическая политическая экономия и споры об экономической политике Утилитаристы: И. Бентам и Дж. Ст. Милль. Цели экономической политики и направления реформирования.
Тема 6. Социалисты-утописты.

Западноевропейский утопический социализм. Экономические взгляды Симона де Сисмонди Утопические мечты Роберта Оуэна.


Тема 7. Марксизм

Возникновение марксизма как экономического учения. Капитал» Карла Маркса. Карл Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции. Карл Маркс о постоянном и переменном капитале и прибавочной стоимости. Взгляды Карла Маркса на земельную ренту. Двойственный характер труда. Товар как вещное отношение; особый товар рабочая сила. Теория прибавочной стоимости и оценка исторических тенденций капиталистического накопления. Теория воспроизводства К. Маркса. Схемы воспроизводства и основы теории кризисов и циклов. Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению.

Марксисты в России и Европе: Р. Люксембург, В.И. Ленин, Р. Гильфердинг.
Тема 8. Маржинализм

Что лежит в основе потребительского выбора? Закон насыщения потребностей. Соотношение полезностей и цен. Поиск оптимума при ограниченности ресурсов. Предельные величины: современное значение.


Тема 9. Неоклассическая школа

А. Маршалл — родоначальник “Экономикса”. “Два лезвия ножниц”. Теория несовершенной и монополистической конкуренции. Проблема общего экономического равновесия. Оптимум В. Парето. Развитие теории стоимости и цены.

Теория предельной производительности. Дж. Б. Кларк: принцип предельной производительности. Предельная производительность и взаимозаменяемость факторов. А. Пигу: экономическая теория благосостояния. Чистое экономическое благосостояние.

Инновации как фактор экономического роста. Теория экономического развития Й. Шумпетера.


Тема 10. Историческая школа

Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве. Политическая экономия с позиций исторического метода. Критика смитианства


Тема 11. Институционализм

Суть институционального подхода. Представители, идеи, концепции. Постановка новых проблем. Теория общественного выбора. Экономическая составляющая в социальной сфере. Экономическая теория прав собственности. Практическая значимость институционализма.


Тема 12. Новый институаицонализм

Дж. Гэлбрейт: технологический детерминизм. Р. Коуз: теория прав собственности.

Общественные цели и мотивы производства по Дж. Гэлбрейту. Теория побудительных мотивов. Роль техноструктуры в общественном развитии.

Школа трансакционной экономики о взаимодействии экономической и правовой систем. «Теорема Коуза». Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Постиндустриальное общество и общество «третьей волны».
Тема 13. Кейнсианство

Кейнсианский «переворот» в экономической теории. Уровень занятости и совокупный спрос. Склонность к потреблению и сбережению. Сбережения и инвестиции. Кейнсианский «крест». Рецепты макрорегулирования. Инвестиционный мультипликатор. Достоинства и слабости кейнсианского подхода. Дефицитное финансирование.


Тема 14. Неокейнсианство. Посткейнсианство

Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Посткейнсианство. Дж. Робинсон, П. Сраффа («левое» кейнсианство). «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. Теория монополистической конкуренции Эд. Чемберлина. Модель IS–LM Дж. Хикса, ее роль. Модель экономического роста Р. Харрода и Е. Домара.


Тема 15. Монератизм

Исторические условия возникновения и развития монетаризма. Уравнение обмена И. Фишера. Спрос на деньги и предложение денег М. Фридмен: основные этапы жизни и направления творческой деятельности. Работа М. Фридмена и А.Д. Шварц «Монетарная история США». М. Фридмен о важности невмешательства государства в экономику. Нобелевская премия по экономике 1976 г.

Экономическая теория предложения и кривая А. Лаффера. Теория «рациональных ожиданий» и «новая классическая макроэкономика». Р. Лукас, Т. Сарджент, Г. Беккер.
Тема 16. Неоклассический синтез

Сочетание двух подходов. Экономическое равновесие и теоретическое единство. Неоклассический синтез: особенности. “Синтезированная” теория и её национальные варианты.


Тема 17. Неолиберализм

Особенности методологии неолиберализма. Ф. Хайек: философия экономической свободы. В. Ойкен: теория экономического порядка. Экономическая реформа Л. Эрхарда. Социальное рыночное хозяйство.


Тема 18. Экономическая мысль России в XX вв.

В. К. Дмитриев, Е. Е. Слуцкий: математические методы в экономике. М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве: “легальный марксизм” и российские особенности. Экономисты-аграрники. Школа А. В. Чаянова. Л. Н. Юровский: рыночное равновесие и денежная реформа

Л. В. Канторович: теория линейного программирования. Советские политэкономы И. Г. Блюмин, Е. С. Варга, Н. А. Вознесенский, А. И. Анчишкин.

Тема 19. За пределами «мэйнстрима»: национальная специфика экономической мысли и альтернативные течения

Левое кейнсианство и «спор двух Кембриджей» по теории капитала. «Золотой век» Дж. Робинсон. П. Сраффа — возрождение рикардианской традиции. Неомарксистские экономические концепции. Дж. К. Гэлбрейт и эволюция американского институционализма. Теория «нового индустриального общества». Ф. Перру и французский экономический дирижизм. Становление концепции «периферийного капитализма».



Концепция ограниченной рациональности и поведенческая микроэкономика. Психология и поведенческая экономика. Информационная парадигма в экономической теории: К. Эрроу, Дж. Акерлоф, Дж. Стиглиц.


Примерный перечень тем рефератов:





  1. Экономическая мысль Древнего Востока (авторы на выбор).

  2. Экономическая мысль древнегреческих философов (авторы на выбор).

  3. Экономическая мысль средневековья (авторы на выбор).

  4. Меркантилизм — первая теоретическая концепция рыночных эко­номических отношений.

  5. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

  6. Общая характеристика классической политической экономии.

  7. Экономическое учение У. Петти.

  8. Экономическое учение Ф. Кенэ.

  9. Экономическое учение А. Тюрго.

  10. Экономическое учение А. Смита.

  11. Экономическое учение Д. Рикардо.

  12. Экономическое учение Ж.Б. Сэя.

  13. Экономическое учение Т. Мальтуса.

  14. Экономическое учение Дж.С. Милля.

  15. Экономическое учение К. Маркса.

  16. Общая характеристика маржинализма.

  17. Австрийская школа маржинализма (К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер).

  18. Маржинальные идеи У.С. Джевонса.

  19. Лозаннская школа маржинализма (Л. Вальрас, В. Парето).

  20. Экономическое учение А. Маршалла.

  21. Экономическое учение Дж.Б. Кларка.

  22. Экономическое учение С. Сисмонди.

  23. Экономическое учение П. Прудона.

  24. Экономическое учение К. Сен-Симона.

  25. Экономическое учение Ш. Фурье.

  26. Экономическое учение Р. Оуэна.

  27. Экономические воззрения социалистов-рикардианцев (авторы на выбор).

  28. Старая историческая школа Германии (авторы на выбор).

  29. Новая историческая школа Германии (авторы на выбор).

  30. Новейшая историческая школа Германии (авторы на выбор).

  31. Экономическое учение Т. Веблена.

  32. Экономическое учение У.К. Митчелла.

  33. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

  34. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робин­сон.

  35. Экономическое учение Дж.М. Кейнса.

  36. Неокейнсианские теории экономического роста (авторы на вы­бор).

  37. Фрайбургская школа неолиберализма (авторы на выбор).

  38. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен).

  39. Основные направления и этапы развития экономической мыс­ли.

  40. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе.

  41. Современная экономическая мысль в трудах нобелевских лауре­атов по экономике (авторы на выбор).

  42. Концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона.

  43. Российская экономическая мысль до отмены крепостного права (авторы на выбор).

  44. Российская экономическая мысль после отмены крепостного права и до советского периода (авторы на выбор).

  45. Российская экономическая мысль в советский период (авторы на выбор).

  46. Российская экономическая мысль в постсоветский период (авто­ры на выбор)

Реферат должен иметь следующую структуру:

- Титульный лист (на титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата)

- Оглавление

- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата).

- Основная часть (здесь рассматривается отдельно взятая проблема либо одна из ее сторон, приводятся теоретические рассуждения, умозаключения автора, исследования по рассматриваемой проблеме; все приводимые цитаты и цифры должны сопровождать ссылкой на источник).

- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата).

- Список литературы (является перечнем использованных научных работ).

Объём реферата не лимитирован и зависит от масштаба выбранной темы. При этом обозначенная в работе проблема должна быть раскрыта, а рассуждения – иметь завершённый вид.

Не допускается плагиат, т.е. некорректные (без ссылки на источник) заимствования фрагментов опубликованных работ. Каждый реферат будет подвергаться проверке на специализированном ПО. В случае превышения доли скопированного текста в 20%, работа зачтена не будет.

Оформление реферата: шрифт - Times New Roman, кегль – 12, межстрочное расстояние – 1,15.



Рефераты предоставляются в виде электронного текстового документа формата .doc, .docx, .rtf посредством электронной почты.

Методическое обеспечение дисциплины



Рекомендуемая литература

Основная

  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013. (Возможно использование предыдущих изданий.)

  2. История экономических учений: Учебник / под ред. И.Н. Шапкина, А.С. Квасова. М.: Юрайт, 2012.

  3. История экономических учений: Учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2012.

Дополнительная

    1. Абалкин Л.И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2008.

    2. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.

    3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.

    4. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

    5. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное / Дж.К. Гэлбрейт. М.: Эксмо, 2008.

    6. История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: МГУ. Ч. II, 1994; Ч. III, 2000.

    7. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. (Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. М.: Мысль, 2004.

    8. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3-х т. / Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.

    9. Эволюция теории стоимости: учебное пособие для вузов / под ред. проф. Я.С. Ядгарова. – М.: Современная экономика и право, 2007; ИНФРА-М, 2010.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Economicus.Ru: [Российский общеобразовательный портал]. – URL: http://www.economicus.ru. Доступ свободный.

  2. Московский Либертариум: [Сайт]. – URL: http://www.libertarium.ru/libertarium. Доступ свободный.

  3. Рубрикон: Энциклопедии. Словари. Справочники: [Сайт]. – URL: www.rubricon.ru. Доступ свободный.

  4. Академик: Словари и энциклопедии: [Сайт]. – URL: http://dic.academic.ru.

  5. Econline: [Электронная образовательная библиотека]. – URL: http://www.econline.edu.ru. Доступ свободный.

  6. ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: [Федеральный образовательный портал]. – URL: http://ecsocman.edu.ru. Доступ свободный.






Каталог: sveden -> files
files -> Положение о ведении классных журналов
files -> 1. паспорт программы учебной дисциплины
files -> Рабочая учебная программа по дисциплине «Коррекция нарушений речи при алалии»
files -> Пояснительная записка Общая характеристика предмета Место предмета в учебном плане
files -> Тематическое планирование составлено на 70 уроков (2 часа в неделю). Планируемые результаты изучения учебного предмета
files -> Гольдштейн Марина Михайловна Алексеева Галина Николаевна г. Шумерля
files -> Рабочая учебная программа по дисциплине «История русской литературы» по направлению

  • Цели и задачи дисциплины
  • Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Формы контроля освоения дисциплины
  • Структура и содержание дисциплины
  • Примерный перечень тем рефератов
  • Методическое обеспечение дисциплины