Программа дисциплины для преподавателя ««Психология индивидуальных различий»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины для преподавателя ««Психология индивидуальных различий»

Скачать 210,37 Kb.


Дата30.09.2018
Размер210,37 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 210,37 Kb.

УМКД 042-18.1.18.02/01-2013

Редакция №1 от 05.09.2013


Страница из



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

««Психология индивидуальных различий»




специальности 6М010300 – Педагогика и психология


Семей

2014

1 РАЗРАБОТАНО



Содержание





1

Область применения




2

Нормативные ссылки




3

Общие положения




4

Содержание учебной дисциплины (модуля)




5

Перечень тем для самостоятельной работы студентов




6

Учебно-методическая карта по дисциплине




7

Карта обеспеченности учебно-методической литературой




8

Литература





1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Психология индивидуальных различий», предназначена для студентов специальности 6М010300 – «Педагогика и психология»

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «Психология индивидуальных различий» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:


- Государственный общеобязательный стандарт образования соответствующего уровня образования;

- Типовой учебный план специальности 6М010300 – Педагогика и психология

- СТУ 042-ГУ-4-2013 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-1.01-2013 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».


3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Краткое содержание дисциплины:

Курс «Психология индивидуальных различий» включает как традиционные нормативные стандарты учебной дисциплины, так и новейшие инновации гуманистически ориентированного человекознания. В ходе изложения материала анализируются исследования отечественных и зарубежных школ дифференциальной психологии, а также современные концепции, рассматривающие «несущие» уровни индивидуальности, раскрывающие эволюционно-системную природу межиндивидуальной изменчивости природных основ психики.

Научная «Психология индивидуальных различий» - одна из важнейших частей комплекса наук, которые необходимы для успешной работы психолога в русле теории и методологии, психодиагностики и практической реализации общепсихологических закономерностей. Знания ее законов используются в работе практического и школьного психолога психотерапевта, социально работника, специалиста в области психологии управления, акмеолога.

Понимание теоретических основ и тенденций развития психологии индивидуальных различий необходимы современному специалисту в любой области человекознания для эффективной организации практической деятельности в плане выяснения сущностных детерминант индивидуализированности человеческих поступков.

Курс психология индивидуальных различий отражает единство теории, эксперимента и практики, что способствует успешной работе психолога в теоретических и прикладных областях социума.

3.2 Цель изучения дисциплины:



Цель данной дисциплины передать студентам систему знаний о содержании современной психологии индивидуальных различий как ключевой области современного человекознания;
3.3 Основные задачи изучения дисциплины:

- развить интерес у студентов к изучению индивидуальности и формировать умения использовать эти знания в практике работы с разными клиентами;
- ознакомить слушателей с категориальным аппаратом дисциплины, ее задачами и методами, месте в системе научного знания; 
- дать современные представления о природе и особенностях человеческой индивидуальности;
- вооружить слушателей определенными навыками решения теоретических и практических задач по реализации законов формирования и развития индивидуальных особенностей организма, индивида и личности в поведении;
- ознакомить с основными исторически инвариантными методологическими и практическими подходами к решению задач интеграции индивидуальных различий в оптимальную структуру целостной индивидуальности;
- вооружить основными методами дифференциально-психологического исследования, принципами и методами системного подхода к проблемам индивидуальности;
- вооружить теорией и основными приемами исследования индивидуальных различий и целостной индивидуальности;

- научить использовать научные знания в будущей практической работе при решении задач профессионального и личностного развития.

3.4 Результаты обучения:

В результате изучения дисциплины студенты должны:



  1. знать:

- принципы, феноменологию и методы изучения индивидуальных особенностей основных феноменов психики: сознания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы.

2. владеть:



- методами научных исследований и навыками практической деятельности, комплексом знаний и умения для педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

3. усвоить:

Познавательные процессы, методы индивидуальных различий

4. уметь:



- решать задачи, соответствующие его квалификации адекватно ставить и решать проблемы научной организации индивидуального подхода к диагностике психокоррекции и реабилитации человека в жизнедеятельности, ориентироваться в современных научных типологических концепциях, участвовать в практической прикладной деятельности.

5. понимать;



предмет, практические задачи и актуальные теоретические и прикладные проблемы современного гуманистически ориентированного человека знания, решаемых с привлечением законов аналитической и системной психологии.

6. иметь представление:

- о методах исследования и диагностики индивидуальных различий;

- об основных подходах, направлениях и концепциях;

- о механизмах и закономерностях изучаемых психических явлений.

7. приобрести: навыки коммуникативного общения, работы с литературой, работы с методическими материалами.

3.5 Пререквизиты курса:

1 педагогика

2 История и философия науки

3 психология



3.6 Постреквизиты курса:

1 Теория и практика психологического эксперимента

2 Особенности самосознания личности подростков с нарушением поведения

3 Практика педагогическая

Примечание - В данном пункте приводится список названий дисциплин (из рабочего учебного плана), для изучения которых данный курс является обязательным.

3.7 Выписка из рабочего учебного плана:


Таблица 1

курс

семестр

кредиты

лекции,

часы

практические

часы

СРСП

СРС

всего

форма

конт-

роля

1

4

3

30

15

22,5

67,5

135

экзамен





4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Таблица 2

Наименование тем и их содержание

Количество часов

1

2

Лекционные занятия

Тема 1. Предмет и методы психологии индивидуальных различий в психологии. Общие принципы дифференциально-психологического анализа


2

Тема 2. Основные направления психологии индивидуальных различий. 

2

Тема 3. Индивидуальная специфика психических процессов, состояний.

3

Тема 4. Индивидуальные различия в сферах
«Организм», «Индивид», «Личность».

2

Тема 5. Темперамент как свойство индивидуальности. 

2

Тема 6. Характер как свойство индивидуальности. 

2

Тема 7. Психология черт личности. 

2

Тема 8. Способности в структуре индивидуальности

2

Тема 9. Половые различия в структуре индивидуальности. 

2

Тема 10. Стилевые особенности индивидуальности.

2

Тема 11. Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности и личностных характеристик индивида.

2

Тема 12. Интегративность структуры индивидуальных различий в субъекте психической деятельности. Индивидуальность в ее целостности как предмет современной дифференциальной психологии.

2

Тема 13. Общее представление о единстве теории, эксперимента и практики в технологиях изучения целостной индивидуальности. 

2

Тема 14. Психология пола Половые и гендерные различия, полоролевое поведение личности (маскулинность, фемининность, андрогиния).

Аспекты половой дифференциации: специфика пола в пренатальный период, половая идентификация у детей, взрослых.

Социальные стереотипы – мужчины и женщины.

Диагностика гендерной идентичности (С. Бем, Лири).



2

Тема 15. Персональный познавательный стиль Стилевые особенности мыслительной деятельности.

Когнитивные стили.

Стили мышления.

Персональный познавательный стиль.

Диагностика индивидуальных различий мыслительной деятельности.


2

Практические (семинарские) занятия

Предмет и методы психологии индивидуальных различий в психологии.

1

Основные направления психологии индивидуальных различий. 

1

Индивидуальная специфика психических процессов, состояний.

1

Индивидуальные различия в сферах
«Организм», «Индивид», «Личность».

1

Темперамент как свойство индивидуальности. 

1

Характер как свойство индивидуальности. 

1

 Психология черт личности. 

1

Способности в структуре индивидуальности. 

1

Половые различия в структуре индивидуальности. 

1

Стилевые особенности индивидуальности.

1

Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности

1

Интегративность структуры индивидуальных различий

1

Общее представление о единстве теории, эксперимента

1

Психология пола

1

Персональный познавательный стиль

1

ИТОГО

15


5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1 Биологическое и социальное в развитии психики человека (коллоквиум).

5.2 Свойства нервной системы и их психологические проявления (сводная таблица на основании работ И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.М.Русалова). (Конспект)

5.3 Конституционально-половые особенности проявления таких индивидуальных свойств личности как темперамент, характер, общие способности (интеллект, креативность, обучаемость), специальные способности, нарушения психической жизни (реферат).

5.4 1) Основные проблемы психологии индивидуальных различий, ее задачи и методы.

2) Функциональная асимметрия человека: основные теории, значение, методики (сообщение)



5.5 1) Основные концепции человеческой индивидуальности.

2) Свойства нервной системы и особенности личности.

3) Типы нервной системы и стиль деятельности. (коллоквиум)..

5.6 Одаренность как индивидуально-психологическая особенность человека (сообщение)



СРСП

5.1 Теории происхождения индивидуальных различий

5.2 .Критерии и уровни становления индивидуальности

5.3 Телосложение как характеристика индивидуальности

5.4 Дисгармоничность синдромов целостной индивидуальности в группе «риска» (у младших школьников, подростков, учащихся юношеского возраста) и пути коррекции и социальной реабилитации развивающейся личности.



5.5 Классификация и содержание теорий личности и индивидуальности.

5.6 Учет характера, личности, индивидуальности в работе практического психолога.


6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 3

Тема

Наглядные пособия, ТСО, плакаты, стенды

Вопросы для самостоятель-ного изучения

Форма контро-ля

Лекционного занятия

Практического занятия

Лабора-торного занятия

1

2

3

4

5

6

Тема 1. Предмет и методы психологии индивидуальных различий в психологии.


Предмет и методы психологии индивидуальных различий в психологии.





схема

Биологическое и социальное в развитии психики человека

коллоквиум

Тема 2. основные направления психологии индивидуальных различий. 


основные направления психологии индивидуальных различий. 





таблица

Свойства нервной системы и их психологические проявления

Конспект


Тема 3. Индивидуальная специфика психических процессов, состояний.

Индивидуальная специфика психических процессов, состояний.




Папка с методиками

Конституционально-половые особенности проявления индивидуальных свойств личности

реферат

Тема 4. Индивидуальные различия в сферах



Индивидуальные различия в сферах






таблица







Тема 5. Темперамент как свойство индивидуальности. 

Темперамент как свойство индивидуальности. 




презентация

Основные проблемы психологии индивидуальных различий

сообщение

Тема 6. Характер как свойство индивидуальности. 

Характер как свойство индивидуальности. 




презентация







Тема 7. Психология черт личности. 

Психология черт личности. 




презентация







Тема 8. Способности в структуре индивидуальности. 

Способности в структуре индивидуальности. 




таблица

Основные концепции человеческой индивидуальности.


сообщение

Тема 9. Половые различия в структуре индивидуальности. 

Половые различия в структуре индивидуальности. 




Опорная схема







Тема 10. Стилевые особенности индивидуальности.

Стилевые особенности индивидуальности.




таблица







Тема 11. Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности и личностных характеристик индивида.

Трансситуативная вариативность индивидных характеристик личности и личностных характеристик индивида.




Раздаточный материал







Тема 12. Интегративность структуры индивидуальных различий психологии.

Интегративность структуры индивидуальных различий психологии.




презентация







Тема 13. Общее представление о единстве теории, эксперимента и практики в технологиях изучения целостной индивидуальности. 

Общее представление о единстве теории, эксперимента и практики в технологиях изучения целостной индивидуальности. 




презентация







Тема 14. Психология пола Половые и гендерные различия.

Психология пола Половые и гендерные различия.




схема







Тема 15. Персональный познавательный стиль

Персональный познавательный стиль




презентация








7 КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Карта обеспеченности учебно-методической литературой

по дисциплине " Пихология индивидуальных различий»




Наименование учебника и учебно-методического пособия

Количество экземпляров

Кол-во студентов

% обеспеченности

1.

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

5

16

28

2.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Лантерна; Вита, 1995.

6

16


42

3.

Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Ю. – М.: Изд-во МГУ, 1982.


6

16

14

4.

Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2003.

2

16

100

5.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

6

16

57

6.

Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Мир планеты, 1997.

3

16

42

7.

Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.


3

16

42

8.

Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 2000.

4

16

100

9.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2

16

100

10.

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2000.

2

16

28

8 ЛИТЕРАТУРА

8.1 Основная литература

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Лантерна; Вита, 1995.

  3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Мир планеты, 1997.

  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

  6. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 2000.

  8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  9. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2003.

  10. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Ю. – М.: Изд-во МГУ, 1982.


8.2 Дополнительная литература


    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

    2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. – М.: Педагогика, 1982.

    3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

    4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2003.

    5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.

    6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1994.

    7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.

    8. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1970.

    9. Естественнонаучные основы психологии. – М.: Педагогика, 1978.

    10. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. – М.: Педагогика, 1987

    11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969.

    12. Кроник А.А. Lifeline и другие. Новые методы психологии жизненного пути. – М.: Прогресс, 1993.

    13. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса, – М.1996.

    14. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.

    15. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 1999.

    16. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. – М., 1980.

Каталог: ebook -> umkd
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Казахская литература»
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «История духовной культуры казахского народа» для специальности 5В020300
umkd -> Рабочая учебная программа дисциплины «Печать Алаш истоки национальной журналистики» для студента (силлабус) Редакция №1 от
umkd -> Рабочая учебная программа дисциплины «История Казахстана» для студентов Редакция №1 от 18. 09. 2013 г
umkd -> Глоссарий Анракайское сражение- декабрь 1729- январь 1730гг сражение в серии казахско- джунгарских войн Аульная община
umkd -> ПОӘК 042-18-10 36/03-2014 №1 басылым 11. 09. 2014
umkd -> Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» для специальности 5В070100- «Химическая технология неорганических веществ»
umkd -> Республики казахстан

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  • Семей
  • 3.7 Выписка из рабочего учебного плана