Приказ №46 от 25 сентября 2014 г. Дополнительная общеразвивающая программа «Край озёр, край лесов, край Славы дедов и отцов»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Приказ №46 от 25 сентября 2014 г. Дополнительная общеразвивающая программа «Край озёр, край лесов, край Славы дедов и отцов»

Скачать 321,18 Kb.


Дата08.04.2018
Размер321,18 Kb.

Скачать 321,18 Kb.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Ювента»


Рассмотрена и принята

педагогическим советом

Протокол № 1 от 04 сентября 2014 г.



Утверждаю”



Директор МБОУДОД

«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Ювента»

_______Мельников Ф.М.

Приказ № 46

от 25 сентября 2014 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Край озёр, край лесов, край Славы дедов и отцов»

(Ленинградская область)


Возраст детей: учащиеся 5-6 класса

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Автор:

методист по краеведению

Громова Валентина Николаевна

г. Сосновый Бор

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.



  1. Пояснительная записка………………………………………………..3




  1. Учебно-тематический план …..………………………………………9




  1. Содержание программы ………………………………………………10




  1. Методическое обеспечение …………………………………………..12




  1. Методические материалы и учебно-материальная база…………….17




  1. Список экскурсионных маршрутов ………………………………….18




  1. Список основной литературы ………………………………………..19




  1. Документы и материалы ……………………………………………...21




  1. Список литературы для школьного чтения …………………………22




  1. Методическая литература ……………………………………………23



Пояснительная записка
Направленность – туристско-краеведческая.

Вид программы – модифицированная.

Уровень освоения – углубленный.

Возраст учащихся – 11 – 14 лет.

Объем программы – 1 год (144 часа)

Форма обучения – очная.
Предлагаемая программа «Край озёр и край лесов, край Славы дедов и отцов» является дополнительной образовательной программой, предметом изучения которой является Ленинградская область – её география, природа, история и культура.

Актуальность данной Программы очевидна и определяется теми задачами, которые поставлены народным образованием в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Появление этой программы в данный период объясняется рядом обстоятельств:

1. В последнее время пришло осознание обществом необходимости уделять как можно больше внимания воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Краеведение, изучающее историю и культуру Малой Родины, непосредственным образом призвано выполнять задачу по воспитанию любви и уважения к своей родной земле.

2. В школах города должны вестись уроки по краеведению в 5-х и 8-9-х классах. Но проведение этих уроков носит рекомендательный характер. На практике зачастую уроки краеведения либо не ведутся, либо ведутся, но не на должном уровне. Причиной могут быть ряд факторов, в том числе и отсутствие Программы курса «Серебряный пояс России». Кроме того, 36-ти часовой школьный курс явно недостаточен, и даёт возможность только поверхностного ознакомления с такой богатой историей Ленинградской области.

3. Данная Программа предполагает включение материала по географии и истории родного города и его окрестностей, что не входит в школьный курс краеведения. Восполнить этот пробел и входит в задачу данного спецкурса.

4. Любовь к  родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Ленинградской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи  развития своего города, области и развития страны. Данная программа способствует углублению знаний по истории России с опорой на региональный компонент. Не зная прошлого, нельзя построить будущее, нельзя воспитать патриотов. Прошлое – фундамент настоящего и будущего.

Цели и задачи спецкурса. Воспитание знающего и культурного человека в соответствии с требованиями времени, формирование его патриотических чувств – основная цель данного спецкурса. Подробно изучая историю и культуру народов, проживавших в одном из уголков Ленинградской области, ставится задача познакомить учащихся с событиями, которые здесь происходили в разные эпохи, с именами людей, которыми прославился наш край, с культурными традициями местного населения. А это, в свою очередь, призвано углубить и расширить знания школьников в целом по истории и культуре России с древнейших времен до наших дней. Программа призвана расширить знания школьников и по другим направлениям: географии, этнографии, искусствоведению и литературоведению и другим.

Данный спецкурс, являющийся неотъемлемой частью курса истории России, решает не только образовательные задачи, но и выполняет важную воспитательную функцию – формирование гражданской личности, которая способна не только гордиться прошлым своей Большой и Малой Родины, ее культурным наследием, но и стремится сохранять и приумножать ее духовное богатство. В современных условиях, когда пересматриваются общественные ценности, эти науки являются связующим звеном в сохранении традиций в обществе, его корней. На современном этапе важно воспитать не только знающего, грамотного в области истории и культуры человека, но и творческую личность, способную мыслить, созидать и делиться своими знаниями и достижениями с другими людьми.



Задачи краеведческого курса:

1. социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию, повышение уровня общей культуры, через занятия расширить круг общения, развить навыки социальной коммуникации, воспитывать чувство коллективизма);

2. обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, своего города, области,  исторических личностей, связанных с историей края, изучение основ поисковой работы);

3. познавательные (формировать навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью);

4. развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

5. мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, формирование желания продолжить образование по выбранной дисциплине);

Основные принципы обучения, предусмотренные программой:
Природосообразность – приоритет природных возможностей ребёнка в сочетании с приобретёнными качествами в его развитии;
Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, карт, таблиц, видеоматериалов;
Системность – проведение занятий в определённой последовательности и системе;
Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учётом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

Программа «Край озёр, край лесов, край Славы дедов и отцов» предназначена для кружковой работы в школах и учреждениях дополнительного образования нашего города. Она составлена на базе общей учебной программы МБОУ ДОД ДДЮТ «Ювента» и является частью последней.

Спецкурс рекомендован учащимся 5-х – 6-х классов, обладающих необходимым объемом знаний по изучаемому периоду школьного курса отечественной истории и изучающих на уроках курс «Серебряный пояс России». Программа может быть использована и для проведения занятий с учащимися младших и старших классов, но при условии её адаптации к соответствующему возрасту школьников.

Программа рассчитана на 144 часа (с учетом экскурсий) и может быть реализована в течение либо одного, либо двух учебных лет (в зависимости от выделенных часов на кружковую работу).


Особенности реализации:

- Учет возрастных социально-психологических особенностей;

- Различные формы проведения занятий;

- Предоставление условий для самостоятельной творческой работы.


По цели обучения данная Программа является познавательной с элементами научно-исследовательской ориентации.
В содержание программы входят темы, в которых рассматриваются самые разнообразные вопросы. Прежде, чем изучать историю родного края, автор счел целесообразным несколько часов уделить вопросам территориально-административного положения Ленинградской области, а также вопросам, связанным с природными условиями, с животным и растительным миром нашего края.

Основное содержание спецкурса отражает исторические события, которые происходили на нашей земле. Материал спецкурса излагается в хронологическом порядке и охватывает большой временной период – с древнейших времен до настоящего времени. Учитывая сколь велика роль личности в жизни общества, автор счел необходимым уделить значительное внимание историческим личностям – русским князьям и государям, их сподвижникам, героям военных сражений, деятелям науки и культуры. Нашли отражение и вопросы, связанные с бытом, культурой, верованиями, занятиями народов, населявших эту землю с незапамятных времен. Уделяется внимание вопросам топонимики, что позволяет нагляднее представить происходившие перемены в жизни нашего края в разные периоды истории. Значительное количество часов отводится на изучение военной истории. Особое внимание уделяется событиям, которые происходили на территории нашей области в годы Великой Отечественной войны. Упор делается на изучение вопросов, связанных с Ораниенбаумским плацдармом, на территории которого вырос в мирное время наш город. Не обойдена вниманием тема развития промышленности и сельского хозяйства в современный период. Завершается курс изучением вопросов, связанных с культурным наследием, достопримечательностями, памятниками истории, праздниками и традициями народов, проживающих на территории Ленинградской области.

Программой предусматривается изучение материала в хронологическом порядке. Но в связи с тем, что важные для нашей истории даты, такие, как «Снятие блокады Ленинграда», «День Победы», отмечаются в январе и мае, возможно перенесение изучения темы «Великая отечественная война» (или её отдельных подтем) и проведение тематических мероприятий на другие, более ранние или поздние сроки. Возможно и перенесение нескольких часов из других тем в связи с подготовкой и участием юных краеведов в городских мероприятиях (конкурсах, олимпиадах). Возможно также, по усмотрению педагога, изменять соотношение количества теоретических и практических часов в изучении той или иной темы. Возможно и изменение количества часов на изучение какой-то определённой темы – уменьшения или увеличения, за счёт увеличения или уменьшения количества часов на изучение других тем (эти изменения определяются педагогом дополнительного образования).
При изучении данного курса предполагаются разные формы и методы обучения. Наряду с лекциями, объяснениями и беседами, которые относятся к теоретическим часам, для детей среднего школьного возраста рекомендуется уделять больше внимания методам и формам обучения, применяемым на практических часах. Для знакомства с достопримечательностями и памятниками родного края планируются экскурсионные поездки и походы по территории Ленинградской области, по городу Сосновый Бор и его окрестностям, а так же в музеи Ломоносовского района и Ленинградской области, Санкт-Петербурга и его пригороды. Разработанные автором экскурсионные маршруты вполне доступны для их осуществления и носят рекомендательный характер, что не исключает введения других маршрутов. Во время походов и прогулок применяется такой метод как наблюдение.

Уделяется внимание в Программе и самостоятельной работе учащихся. В целях повышения творческой активности учащихся, обучения их навыкам исследовательской работы, Программой предусмотрено руководство детьми в их работе над рефератами, помощь в подборе литературы, в написании докладов (отборе материала) по отдельным темам и их правильном оформлении, в составлении текстов групповых экскурсий (очный или заочный варианты), знакомство с методикой проведения экскурсий с целью овладения ими навыками экскурсоводческой работы.

Формой обучения детей являются и их выступления перед школьной аудиторией со своими творческими работами. Формой обучения можно считать и просмотр с последующим обсуждением фильмов на исторические сюжеты, телепередач, видеоматериалов, новинок литературы. Как правило, такие обсуждения должны происходить в начале занятий или на повторно-обобщающих часах. Формой обучения являются также подготовка к конкурсам и участие в них, а также проведение среди обучающихся тематических игр. Особое внимание уделяется встречам юных краеведов с ветеранами войны и труда.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При разработке Программы использовалась учебная, научно-популярная литература, специальные исследовательские работы историков и знатоков-краеведов, мемуарная литература. Большую помощь оказали материалы из фондов Ленинградской областной библиотеки, из Городского краеведческого музея, Краеведческого музея Ломоносовского района, школьных музеев города Сосновый Бор. Следует отметить периодическую печать – городскую газету «Маяк» и областную – «Вести».

Автором собрано большое количество иллюстративного материала, к которому относятся альбомы, открытки, фотографии, портреты, карты, схемы, ксерокопии документов. Часть из них вошла в иллюстративный раздел мультимедийного диска «Сосновый Бор: история и современность». Автор программы является автором и составителем текста вышеупомянутого диска, который рекомендован Управлением народного образования города Сосновый Бор в качестве учебно-методического пособия для учителей и школьников. В качестве методических пособий автором разработано несколько викторин-презентаций, а также презентаций по различным темам данной программы.


Программа предусматривает обязательную проверку знаний и умений обучающихся, полученных в ходе изучения краеведческого материала.

Виды контроля:

Вводная аттестация – включает в себя оценку общего уровня знаний по географии и истории Малой Родины на момент поступления в группу.

Текущая аттестация – включает в себя комплексную проверку усвояемости материала на занятии.

Промежуточная атестация – осуществляется за счёт участия учащихся в мероприятиях ДДЮТиЭ «Ювента», городских конкурсах.

Итоговая аттестация – осуществляется за счёт участия в городских и областных олимпиадах, исследовательских конференциях.
Формы проведения аттестации:

- Опрос устный и письменный, блиц-опрос;

- Анкетирование;

- Составление и решение кроссвордов;

- Заполнение таблиц;

- Заполнение контурных карт;

  • Оценка презентаций;

  • Тестирование;

  • Игры, конкурсы, викторины, олимпиады;

  • Заслушивание сообщений и рефератов на занятиях и исследовательских конференциях и их оценка.


Ожидаемые результаты от реализации Программы связаны с выполнением поставленных задач. По мнению автора, данная программа выполнит задачи:

- расширит и углубит знания учащихся в вопросах истории и культуры родного края, что найдет свое отражение в улучшении успеваемости по школьному курсу истории Отечества;

- пробудит интерес к изучаемым вопросам и повысит творческую активность учащихся, что должно выразиться в написании серьезных работ по определенным темам и выступлении с ними на уроках, классных часах, конференциях;

- вызовет желание у школьников принимать участие в школьных, городских и областных конкурсах творческих работ;

- окажет помощь учащимся в подготовке к олимпиадам по краеведению на городском и областном уровнях;

- даст навык исследовательской работы, научит работать с литературой, архивными и музейными материалами;

- научит правильно составлять и решать кроссворды;

- научит наносить объекты на контурную карту;

- наладит связь поколений путём изучения своей родословной;

- научит критическому отношению к появляющимся разного рода публикациям;

- даст учащимся навык экскурсоводческой работы (подготовка текстов и методика проведения экскурсий силами самих ребят);

- привлечет учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, среды проживания;

- воспитает потребность систематического посещения музеев, выставок;

- вызовет потребность постоянно повышать свой культурный уровень;

- привлечет подростков к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.

- привьет любовь к истории и культуре родного края, навсегда сохранит потребность изучать культурное наследие своего народа.



Учебно-тематический план




п/п

Название

темы

Кол-во

теорет.

часов

Кол-во

практ.

часов

Общее

кол-во

часов

1.

Территориально-административный обзор

3

3

6

2.

География родного края


4

4

8

3.

Растительный и животный мир


4

8

12

4.

Народы нашего края


2

8

10

5.

Стольный град – Древняя Ладога


2

1

3

6.

Каменные стражи - защитники северо-западных земель

4

12

16

7.

Наш край в лихолетье VII века


1

1

2

8.

Северная война на территории нашего края

4

10

14

9.

Знаменитые люди и наш край


4

14

18

10.

Военные события XIX-н.XXвв.


3

12

15

11.

Великая Отечественная война


6

14

20

12.

Народное хозяйство Ленинградской области

1

1

2

13.

Культура Ленинградской области


4

14

18




ИТОГО по ПРОГРАММЕ:


42

102

144


Содержание программы по краеведению

«Край озёр, край лесов,

Край Славы дедов и отцов»

Тема I. Территориально-административный обзор. Ленинградская область на карте России (местоположение, размеры, границы). Районы и города Ленинградской области. Население. Гербы и символы Ленинградской области и её муниципальных образований. Наш город Сосновый Бор на карте Ленинградской области.
Тема II. География родного края. История формирования современной территории Ленинградской области в послеледниковый период. Климат. Воды (Финский залив; озёра, болота, реки, искусственные гидросооружения). Рельеф. Полезные ископаемые. Уникальные памятники природы (водопады, дюны, валуны).
Тема III. Растительный и животный мир. «Особо охраняемые природные территории» - заказники и заповедник. Растения, произрастающие на территории Ленинградской области. Лекарственные и ядовитые растения. Растения, занесённые в Красную книгу. Животный мир наших лесов, лугов и водоёмов. Животные, занесённые в Красную книгу природы. Животный и растительный мир нашего города Сосновый Бор и его окрестностей.
Тема IV. Народы нашего края. История заселения. Внешний облик представителей разных народов. Язык. Занятия. Верования. Топонимика о народах. Современная статистика о народностях края. Музеи малых народов на территории Ленинградской области.
Тема V. Стольный град – Древняя Ладога. Взаимоотношения с соседними государствами. Древний торговый путь «Из варяг в греки». Призвание Рюрика в Ладогу на княжение. Основание древней Ладожской крепости. Курган «Олегова могила». Самые древние храмы Ленинградской земли – Успенская и Георгиевская церкви в Старой Ладоге – уникальные памятники архитектуры и фресковой росписи. Ладожская крепость – форпост русской земли.
Тема VI. Каменные стражи - защитники северо-западных земель. Военные столкновения со шведами и немцами. Невская битва. Копорское сражение. Александр Невский – победитель шведских и немецких завоевателей. Увековечивание памяти великого князя на территории области и в городе Сосновый Бор. Возникновение крепостей как результат защиты от нападения врага. История появления крепости в Копорье. Появление крепостей Выборг и Корела – результат борьбы за Карельский перешеек. Крепость Орешек в истоке Невы – «Ключ» к пути «Из варяг в греки». Основание крепостей Ям на реке Луге и Ивангорода на реке Нарве – защита западных границ. Архитектурные особенности строительства крепостей в разные периоды истории.
Тема VII. Наш край в лихолетье VII века. Смутное время. Столбовский мир. Ингерманландия – шведская провинция. Шведские и финские названия на картах XVII века.
Тема VIII. Северная война на территории нашего края. Освобождение от шведского владычества. Строительство Санкт-Петербурга. Пётр I и его сподвижники. Памятники Петру I и его сподвижникам на территории области. Новая жизнь старых крепостей. Новые укрепления XVIII века.
Тема IX. Знаменитые люди и наш край. Пётр I и его деяния на территории нашего края (освободитель земель от шведов, основатель городов, строитель гидросооружений). Памятники Петру I. А.Д, Меншиков – 1-й Петербургский губернатор. Усадьба Меншикова «Ораниенбаум»; М.В. Ломоносов. Его усадьба-фабрика в Усть-Рудицах. Увековечивание памяти «человека-университета». А.В. Суворов в Новой Ладоге. П.П. Мельников и память о нём в Любани. А.Ф. Можайский – изобретатель 1-го самолёта. Оружейник С.И. Мосин, А.С. Попов – изобретатель радио. Академик И.П. Павлов и его «институт мозга» в Колтушах; А.С. Пушкин и наш край. Предки Пушкина – владельцы усадеб на Гатчинской земле. Герои произведений поэта и наш край. Художники: О.А. Кипренский, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, Н.К. Рерих. Композитор Н.А. Римский-Корсаков, его дом-музей в Тихвине. Усадьба А.Н. Оленина «Приютино» - приют для творческих людей начала XIX века.
Тема X. Военные события XIX - н. XX вв. Петербургское народное ополчение 1812 года. 1-я Мировая война. П.Н. Нестеров – легендарный лётчик. Гражданская война. Наступление Юденича на Петроград. Красногорский мятеж. Память о жертвах мятежа на Ломоносовской земле. Советско-финская (Зимняя) война на Карельском перешейке.
Тема XI. Великая Отечественная война. Начало Ленинградской битвы. Лужский оборонительный рубеж. Малое Блокадное кольцо (Ораниенбаумский плацдарм). Большое Блокадное кольцо. Тихвинская операция. Невский пятачок. Ладожская Дорога Жизни. Операция «Искра». Операция «Нева-2». Полное освобождение ленинградской земли от врага. Герои Великой Отечественной войны. «Зелёный Пояс Славы». Памятники воинской славы на территории Соснового Бора и его окрестностей.
Тема XII. Народное хозяйство Ленинградской области. Электростанции. Промышленные предприятия («Сланцы», «Фосфорит», «Кинеф» и др.). Сельскохозяйственные и рыболовецкие предприятия.
Тема XIII. Культура Ленинградской области. Храмы и монастыри - памятники архитектуры и хранители живописи и иконописи. Музеи на территории Ленинградской области. Праздники и фестивали. Звания «Почётный гражданин Ленинградской области» и «Почётный гражданин города …».
Методическое обеспечение программы

«Край озёр, край лесов, край Славы дедов и отцов»



п/п

Тема

Формы

занятий


Методы обучения

Дидактический

материал

Формы и методы проверки знаний

1

Территориально-административный обзор

Фронтальная

Индивидуальная



Беседа; Рассказ; Показ; Работа с картой; Экскурсия; Самостоятельная работа с книгами.

Фотоматериалы; Видеоматериалы;

Карты России, Ленинградской области, города Сосновый Бор; Контурные карты.




Анкетирование; Тесты; Выполнение заданий по контурной карте.

2

География родного края

Фронтальная

Индивидуальная



Беседа; Показ; Рассказ;

Просмотр;

Наблюдение;

Работа с картой; Экскурсия.




Фотоматериалы; Открытки; Рисунки; Видеоматериалы;

Карты Ленинградской

области и нашего города; Контурные карты; Образцы

полезных ископаемых.



Устный опрос; выполнение заданий по контурной карте; Викторина; Игра «География Ленинградской области»

3

Животный и

растительный мир



Фронтальная

Индивидуальная



Беседа; Рассказ Показ; Наблюдение; Экскурсия;

Самостоятельная работа (составление гербария и кроссворда). Работа с книгами и альбомами. Работа над презентациями по теме.



Фотоматериалы; Открытки; Рисунки; Видеоматериалы;

Образцы растений.




Блиц-опрос; Практическая работа;

Аналитическая работа по подведению итогов составленных гербариев и кроссвордов; Игра «Флора и Фауна Ленинградской области».



4

Народы нашего края

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Рассказ; Беседа; Показ;

Экскурсия; Анализ; Обсуждение; Объяснение; Работа с контурной картой; Рефераты; Работа с историческими источниками. Встречи с местными жителями.



Фотоматериалы; Видеоматериалы;

Видеофильм;

Карты; Схемы;

Выдержки из текстов

Переписных книг XVI века (ксерокопии).

Народный эпос;




Устный опрос; Викторина; Заслушивание рефератов и их оценка.

Составление топонимического словаря



5

Стольный град – Древняя Ладога

Фронтальная

Индивидуальная



Рассказ; Беседа; Показ; Сравнение; Анализ; Работа с контурной картой и схемами; Рефераты; Самостоятельная работа с книгами.

Фотоматериалы; Карты; Схемы;

Ксерокопии документов;

Видеофильм.


Выполнение заданий по контурной карте; XVII в.; Заслушивание рефератов и их оценка.


6

Каменные стражи – защитники северо-западных земель

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Беседа; Рассказ; Показ;

Объяснение; Сравнение; Работа с картами, схемами, контурными картами;

Экскурсии; Рефераты;

Самостоятельная работа с книгами и картами. Составление таблицы «Крепости Северо-Запада».



Фотоматериалы; Ксерокопии документов;

Видеоматериалы;

Рисунки; Карты; Схемы; Книги по краеведению.


Проверка заданий по контурной карте;

Составление кроссвордов и их решение; Викторина;

Блиц-опрос; Заполнение таблиц;

Игра «Узнай крепость».



7

Наш край в лихолетье XVII в.

Фронтальная

Индивидуальная



Беседа; Рассказ; Показ; Объяснение; Сравнение; Анализ; Работа с картами, схемами, контурными картами; Самостоятельная работа с книгами и компьютером.

Фотоматериалы; Видеоматериалы;

Карты; Схемы;

Архивные документы.


Устный опрос; Проверка заданий по контурной карте; Составление топонимического словаря; Викторина;


8

Северная война на территории нашего края

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Беседа; Рассказ; Объяснение; Показ; Анализ исторических источников; Работа с картами, схемами, контурными картами; Работа с видеоматериалами;

Экскурсия; Самостоятельная работа с книгами и компьютером. Составление таблицы по Северной войне под руководством педагога.



Фотоматериалы;

Карты; Схемы;

Архивные документы;

Видеоматериалы;

Художественные фильмы о Петре I


Устный опрос; Блиц-опрос; Проверка заданий по карте; Проведение викторины; Заслушивание рефератов и их оценка.

9

Знаменитые люди XVIII-XX вв. и наш край.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Беседа; Рассказ; Показ; Объяснение; Обсуждение; Работа со схемами, контурными картами, Рефераты; Викторина; Конкурс кроссвордов; Экскурсия.

Самостоятельная работа с книгами и компьютером.



Фотоматериалы; Видеофильмы;

Схемы. Портреты знаменитых людей; Иллюстрации.




Устный опрос. Подведение итогов конкурса кроссвордов.

Заслушивание рефератов и их оценка. Просмотр и прослушивание презентаций по теме «Наш край в творчестве художников».



10

Военные события XIX – н. XX вв.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Беседа; Рассказ; Показ; Сообщение; Экскурсия;

Самостоятельная работа с книгами.




Фотоматериалы; Видеоматериалы;

Архивные документы; Карты, схемы

Мемуары.


Устный опрос;

Тесты. Заслушивание и оценка сообщений.



11

Великая Отечественная война. Ленинградская битва

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Беседа; Рассказ; Показ; Встречи с ветеранами; Работа над воспоминаниями старожилов; Работа с картой; Работа над составлением экскурсии по памятникам Блокадных колец; Сбор материалов по ВОв в рамках подготовки к тематическому вечеру «Искры Вечного Огня»;

Экскурсия; Рефераты;

Самостоятельная работа с книгами.


Фотоматериалы; Газетные статьи; Кинохроника;

Схемы;


Архивные документы;

Мемуары.


Устный опрос;

Заслушивание рефератов и их оценка; Проведение экскурсии по местам боёв силами обучающихся; Конкурс на составление кроссворда по военной тематике; Решение предложенного кроссворда по теме «Ленинградская битва».



12

Народное хозяйство Ленинградской области.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Беседа; Рассказ; Показ; Сравнение; Работа над воспоминаниями старожилов – первостроителями Соснового Бора; Встреча с интересными людьми города; Фотовыставка;

Экскурсия; Рефераты (сообщения);

Самостоятельная работа с книгами и периодическими изданиями.


Фотоматериалы; Газетные статьи; Кинохроника; Схемы; Материалы из семейных альбомов.

Блиц-опрос; Прослушивание сообщений по теме «Вклад моих родственников в строительство и жизнь города Сосновый Бор»

13

Культура Ленинградской области

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Рассказ; Показ; Беседа; Обсуждение; Экскурсия; Фотовыставка. Самостоятельная работа с книгами и периодическими изданиями.

Фотоматериалы; Статьи из газет и журналов; Схемы; Видеофильм.

Проведение конкурса на лучшее фото; Тесты; Просмотр и прослушивание презентаций по теме;

Участие в городской и областной олимпиадах «Ленинградская земля»; Анкетирование.



Методические материалы и

учебно-материальная база


  1. Телевизор.

  2. Экран и проектор.

  3. Компьютер.

  4. Диктофон.

  5. Карты и схемы: «Ленинградская область», «Ломоносовский район», «Муниципальное образование город Сосновый Бор».

  6. Контурные карты «Ленинградская область», «Ломоносовский район», «Муниципальное образование город Сосновый Бор».

  7. Схемы экскурсионных походов по рекам Глуховка, Коваш, Воронка.

  8. Схемы расположения памятников на территории Ломоносовского района и города Сосновый Бор.

  9. Папки с фотоматериалами: «Памятники Большого блокадного кольца», «Памятники Малого блокадного кольца», «Дорога Жизни», «Память Ломоносовской земли», «Мозаика нашего города», «Ядовитые растения нашего края», «Почётные граждане Соснового Бора».

  10. Мультимедийные диски: - «Сосновый Бор: история и современность»; «Сосновый Бор – 30 лет»; «МО Ломоносовский район»; «Ораниенбаумский плацдарм»; «Память родной земли»; «50 лет атомной энергетики»; «40 лет. Ленинградская атомная станция. Судьба – быть первыми»; «Сосновый Бор. Город, в котором хочется жить»; «Старая Ладога».

  11. Фотоматериалы.

  12. Ксерокопии архивных материалов и мемуаров.

  13. Викторины.

  14. Тесты.

  15. Анкеты

  16. Кроссворды.

  17. Методические разработки тематических мероприятий.


Экскурсионные маршруты и их продолжительность

(рекомендуемые)




  1. Обзорная экскурсия по городу Сосновый Бор - 4 часа.

  2. Экскурсия-поход на Калищенское озеро - 4 часа.

  3. Экскурсия-поход на Устьинский пирс – 4 часа.

  4. Экскурсия-поход по рекам Глуховка и Коваш (в городской черте) – 8 часов.

  5. Экскурсия по маршруту «Мемориальные доски на стенах домов нашего города» - 4 часа

  6. Экскурсия-поход в Усть-Рудицы (однодневный или двухдневный) 12 - 36 часов.

  7. Экскурсия-поход по реке Воронка - 10 часов.

  8. Экскурсия на одно из действующих предприятий города - 2 часа.

  9. Экскурсия в один и музеев, находящихся в пределах города - Городской музей Славы, Художественный музей, музеи школ города №№ 1, 3, 4, 5 – 2 часа.

  10. Экскурсионная поездка в музей Ижорского народа в Вистино – 10 часов.

  11. Поход-экскурсия по маршруту: Сосновый Бор – Гарколово – Вистино – Сойкина гора – «2-й Кронштадт» - Сосновый Бор – 2 дня.

  12. Экскурсия-поход на Красную Горку – 10 часов.

  13. Экскурсионная поездка в город Ломоносов в районный краеведческий музей – 6 часов.

  14. Экскурсионная поездка в Копорье. Копорская крепость, водопад, памятник ВОв, усадьба Зиновьевых, камень «Русич» - 8 часов.

  15. Экскурсионная поездка по Малому блокадному кольцу Ораниенбаумского плацдарма – 8 часов.

  16. Экскурсионная поездка по Большому блокадному кольцу и Дороге Жизни – 12 часов.

  17. Экскурсионная поездка в древнюю крепость (Ладожская, Корела, Выборг, Ивангород) – 12 часов.

Список основной литературы





  1. Алмазов Г.В. Река времени. Сосновый Бор – за годом год. СПб., 2008.

  2. Альманах «Любовь моя, Лебяжье». Автор идеи и собиратель информации Сенотрусов А.И. Вып. 1 и 2. Лебяжье, 2005, 2006.

  3. Брянских Э.С. «Подводная одиссея» НИТИ им. А.П.Александрова 1962 – 1989 гг. СПб., 2004;

  4. Березенко Р.Т., Гочин Н.Д. Ораниенбаумский плацдарм. СПб., 2001;

  5. Власов А.С., Элькин Г.Н. Древнерусские крепости северо-запада. СПб., 2007.

  6. Гадзяцкий С.С. Ижорская земля в начале XVII века. Исторические записки /АН СССР. Институт истории/. Т. 21. М., 1947;

  7. Город Сосновый Бор. СПб., 1998.

  8. Губерния и северная столица. Материалы первых Губернских чтений, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга. СПб., 2004.

  9. Ермолаева Л.К. и др. Страницы жизни нашего края. СПб., 2000.

  10. Искры вечного огня. Под общей редакцией О.А.Тарасова. Сосновый Бор, 2005;

  11. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней. Под общей редакцией С.А.Лисицына. СПб, 2003;

  12. Кисловской С.В. Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области. Л., 1974.

  13. Конькова О.И. Ижора. СПб., 2009.

  14. Конькова О.И. Ингерманландские финны. СПб., 2009.

  15. Кулев П. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Издание 1924 г.

  16. Ленинградская АЭС. Годы, события, люди: Сб. статей. Под общей редакцией В.И.Лебедева. М., 1998;

  17. Ленинградская область. Знаете ли вы? СПб., 2007.

  18. Ленинградская область. История и современность. СПб., 1997.

  19. Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. М., 1981.

  20. Мельников П.Е. Красногорский бастион. Л., 1982.

  21. Михайло Ломоносов. Открытия и судьбы . М., 1989.

  22. Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы. СПб., 2002.

  23. Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999.

  24. Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992;

  25. Некрасова Е.А. Ломоносов-художник. М., 1988.

  26. НИТИ им. А.П.Александрова 40 лет. СПб., 2002;

  27. Оптический институт в Сосновом Бору. Сосновый Бор, 1999;

  28. Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования. Л., 1989.

  29. Рендель К.А. Сосновый Бор. Л., 1982.

  30. Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах СПб. Материалы российско-шведского семинара 25 – 26 октября 2004 г. СПб., 2005.

  31. Сакса К. Ижора (Инкери). Краткая история. СПб., 2003.

  32. Серебряный пояс России. Путешествие по земле Ленинградской в рассказах для детей. Под общей редакцией С.А.Лисицына. СПб., 2004.

  33. Соседи. Ингерманландия – история, культура, современность. 1-й и 2-й выпуски. СПб., 2004, 2005.

  34. Хроники Ораниенбаумского плацдарма. 1941 – 1944. Составитель А.А.Плаксин. Ломоносов, 1995.

30. Шарымов А.М. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год. Книга исследований. СПб., 2004.


Документы и материалы


  1. Новгородские Писцовые книги. Переписная оброчная книга Вотской пятины 1500 года. Материалы из фондов Ленинградской областной библиотеки;

  2. Архивные материалы из фондов Краеведческого музея ДДЮТ «Ювента» на базе сосновоборской школы № 4;

  3. Материалы из школьных рефератов «Устьинская мореходная школа», «История Калищенского хлебозавода», «Устьинская школа в XIX – XX вв.», «Топонимика – как зеркало истории родного края», «Где Рудица, вьючись, сквозь каменья журчит»;

  4. Материалы периодической печати: статьи из газет «Балтийский луч», «Маяк»; «Вести».

  5. Фотоматериалы из фондов музея сосновоборской школы № 1 «Живая старина».


Список литературы для школьников



  1. Бабочка над заливом. СПб, 2009.

  2. Город Сосновый Бор. СПб., 1998.

  3. Ермолаева Л.К. и др. Страницы жизни нашего края. СПб., 2000.

  4. Искры вечного огня. Под общей редакцией О.А.Тарасова. Сосновый Бор, 2005;

  5. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней. Под общей редакцией С.А.Лисицына. СПб, 2003;

  6. Ленинградская область. История и современность. СПб., 1997.

  7. Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992;

  8. Рендель К.А. Сосновый Бор. Л., 1982.

  9. Серебряный пояс России. Путешествие по земле Ленинградской в рассказах для детей. Под общей редакцией С.А.Лисицына. СПб., 2004.

  10. Мультимедийный диск «Сосновый Бор. История и современность». С.Бор, 2005.


Методическая литература




  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003.

  2. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей. Ст. в журн. «Дополнительное образование», № 1, 2001.

  3. Дополнительное образование детей. Под ред. О.Е.Лебедева. М., 2000.

  4. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001.

  5. Евланова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.

  6. Евланова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. Практикум. М.,2003.

  7. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. Учебное пособие. М., 1981.

  8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. Пособие для руководителя. М., 2004.

  9. Краеведческая работа в школе. Методические рекомендации. СПб., 2005.

  10. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. М., 2001.

  11. Лебедев В.Н. Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны. Ст. в журн. «Дополнительное образование», № 2, 2001.

  12. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.

  13. Профессиональные объединения педагогов. Под ред. М,М. Поташкина. М., 2002.

  14. Работа со школьниками в краеведческом музее. Под ред. О.М. Ланковой. М., 2001.

  15. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. М., 2002.

  16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. М., 2003.

  17. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методические пособия. М., 2004.




  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
  • Формы занятий
  • Список основной литературы
  • Методическая литература