Праздник, посвященный международному дню родного языка «что такое родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Праздник, посвященный международному дню родного языка «что такое родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык»

Скачать 106,71 Kb.


Дата30.08.2017
Размер106,71 Kb.

Скачать 106,71 Kb.

ПРАЗДНИК,

ПОСВЯЩЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА

«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ЕГО ЯЗЫК» (А.Н.ТОЛСТОЙ).



И.А.Александровская –

директор гимназии № 93
Выставка книг на различных языках. Звучат песни о родном крае, Родине, школе, народные мелодии. На сцене яркие высказывания писателей, языковедов, педагогов о языке.

Звучит сигнал «Внимание».

На сцене в центре - ученики младших классов, справа – старшеклассники.

1-я ученица читает стихотворение И.Бунина «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

На сцене слева попарно появляются дети разных национальностей (русская, татарин, чувашка, азербайджанец, грузинка, армянин, украинец, таджичка и др.) со словами приветствия на родных языках: «Здравствуйте, дорогие друзья! С праздником!».

Звучит мелодия «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре...», постепенно затихая. На ее фоне читаются стихи С.Я.Маршака.

2-я ученица: Когда, изведав трудности ученья,

Мы начинаем складывать слова

И понимать, что есть у них значенье –

«Вода», «Огонь», «Старик», «Олень», «Трава».

3-я ученица: По-детски мы удивлены и рады

Тому, что буквы созданы не зря,

И первые рассказы нам награда

За первые страницы букваря.

4-ый ученик: Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Мелодия «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре...» звучит громче.

1-ый старшеклассник: «Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит

в духовное. Как всякое живое на земле не может смириться со своей смертью, так и живая нация тоже не может смириться перед лицом деградации своего языка». (Л.И.Скворцов. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»).

2-ая старшеклассница: «По отношению каждого человека к своему языку можно

совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку». (К.Г.Паустовский).

Ученицы – старшеклассницы на татарском языке читают стихотворение «Татар теле».

Далее весь зал, стоя, исполняет 1-ый куплет песни «Туган тел» (на слова Г.Тукая).

На сцене 3 ученика средних классов.

1-ый ученик читает стихотворение В.Я.Брюсова «Родной язык» (отрывок).

Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь! мой раб! родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев – нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен,

С душой дрожащей – отзвук твой!

...............................................

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты ответствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель!

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

2-ой ученик: «Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во

всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного,

где-то в глубине народного духа запрятанного зерна». (К.Д.Ушинский.

«Родное слово»).

3-я ученица: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь

распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за

границами истории». (К.Д.Ушинский. «Родное слово»).

Учащимися, родителями, педагогами исполняются танцы южных народов ближнего зарубежья (например, таджикский танец), звучат стихи (например, на армянском, азербайджанском языке), звучат музыкальные произведения (например, Бабаджанян «Ноктюрн», фортепиано; Шатрова «Восточный романс» - скрипичный дуэт; народная грузинская песня «Сулико» в исполнении дуэта баянистов и др.)

Те же 2-ой и 3-ий ученики: «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем.

Народ и язык, один без другого, представлен быть не

может». (И.И.Срезневский «Мысли об истории русского

языка»).

«Язык есть собственность нераздельная целого народа.

Переходя от человека к человеку, от поколения к

поколению, из века в век, он хранится народом как его

драгоценное сокровище...». (И.И.Срезневский «Мысли об

истории русского языка»).

Звучат стихи и мелодии славянских народов ближнего зарубежья (например, белорусская народная песня «Бульба»-дуэт баянистов, украинская народная песня «Донцы-молодцы»- ансамбль балалаечников; стихотворение на украинском языке и др.).

На сцене ученица исполняет отрывок из стихотворения А.Блока «Русь».

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Звучат произведения народов Поволжья (например, Соколова «Эрзянский танец», фортепиано, марийские частушки, Воробьева «Шутка» (чувашская мелодия), фортепиано и др.).

На сцене ученица читает отрывок из стихотворения Н.М.Языкова «Родина».

Краса полуночной природы,

Любовь очей, моя страна!

Твоя живая тишина,

Твои лихие непогоды,

Твои леса, твои луга,

И Волги пышные брега,

И Волги радостные воды –

Все мило мне, как жар стихов,

Как жажда пламенная славы,

Как шум прибережной дубравы

И разыгравшихся валов.

Далее звучат произведения на татарском языке, например, «Татарская плясовая» (смешанный ансамбль), стихи, песни о Волге, о Казани, О Сююмбике и др.

2 ученицы исполняют на татарском языке стихотворение А.Ерикей «Два крыла» о неразрывном единстве русского и татарского языков.

На сцене 2 старшеклассника.

1-ый ученик читает стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и

свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при

виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык

не был дан великому народу!».

2-ой ученик читает отрывок из стихотворения С.Есенина.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Выступает русский народный фольклорный ансамбль, ансамбль мандолинистов исполняет русскую народную мелодию «Ах, вы, сени, мои сени», звучит русская народная песня «На горе –то калина...».

На сцене ученица средних классов читает отрывок из стихотворения Л.Мея «Запевка».

Ох, пора тебе на волю, песня русская,

Благовестная, победная, раздольная,

Погородная, посельная, попольная,

Непогодою – невзгодою повитая,

Во крови, в слезах крещенная – омытая!

Ох, пора тебе на волю, песня русская!

Звучат русские народные песни «Выйду на улицу...», «Колечко».

На сцене ученица средних классов читает отрывок из стихотворения А.Блока «Россия».

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!...

Исполняются русские народные песни «Утушка луговая», «Посею лебеду на берегу».

На сцене ученица в русском народном костюме читает отрывок из стихотворения А.Прокофьева «Россия».

Сколько звезд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло, сколько гроз.

Соловьиное горло – Россия,

Белоногие пущи берез.

Да широкая русская песня,

Вдруг с каких-то дорожек и троп

Сразу брызнувшая в поднебесье

По-родному, по-русски –взахлеб.

Да какой–нибудь старый шалашик,

Да задумчивой ивы печаль,

Да родимые матери наши,

С-под ладони глядевшие вдаль,

Да простор вековечный, огромный,

Да гармоник размах шире плеч,

Да вагранки, да краны, да домны,

Да певучая русская речь!

Каждый день был по-своему громок,

Нам войти в эти дни довелось,

Сколько ливенок, дудочек, хромом

Над твоими лугами лилось!

Ты вовек не замолкнешь, родная,

Не померкнут веснянки твои,

Коль сейчас по переднему краю

Неумолчно свистят соловьи!

Все равно на тропинках знакомых

И сейчас, у любого крыльца,

Бело-белая пена черемух

Льется, льется - и нет ей конца!

Ансамбль мандолинистов исполняет мелодию «Черемуха душистая». Далее выступает ансамбль ложкарей.

На сцене 1-ая ученица читает отрывок из стихотворения А.К.Толстого:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай !

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья!

Ветер, степь да тучи !

2-ая ученица исполняет отрывок из стихотворения С.Д.Дрожжина «Родина»:

Кругом поля раздольные,

Широкие поля

Где Волга многоводная –

Там родина моя!

Звучит Гимн Татарстана (зал стоит).

Зал продолжает стоять и хором исполняет отрывок хора Глинки «Славься, славься, ты, Русь моя».



Звучат мелодии о родном крае, школьной жизни.