Практикум по русской литературе XVIII века минск бгу 2003

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Практикум по русской литературе XVIII века минск бгу 2003



страница1/4
Дата30.04.2017
Размер1.49 Mb.
ТипПрактикум


  1   2   3   4
И. И. Шпаковский


ПРАКТИКУМ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

XVIII ВЕКА


МИНСК

БГУ


2003

УДК 882 (09) 10/16 (075. 83)

ББК 83. 3 (2Рос=Рус) 1я7

Б33
Р е ц е н з е н т:

кандидат филологических наук, доцент

Рекомендовано

Ученым советом филологического факультета

мая 2003 г., протокол №


Учебно–методический комплекс включает планы практических занятий по курсу “История русской литературы литературы XVIII в.”, задания для самостоятельной работы студентов, тематику сообщений и реферативных работ, систему вопросов и заданий для самоконтроля, программу экзамена, а также списки художественной литературы и литературы научно–критического характера.




УДК 882.09(075. 8)
ББК 83.3 (2Рос=Рус)
© Шпаковский И. И., 2003

© БГУ, 2003


ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Содержание курса “История русской литературы XVIII века” усваивается студентами на лекциях, практических занятиях, при изучении литературных произведений, в процессе самостоятельной работы с учебниками, учебными пособиями, дополнительной литературой научно-исследовательского, критического и справочного характера. Если в лекциях освещается широкий круг вопросов, дается общее представление о литературных явлениях (направление, течение, творчество писателя) в их взаимодействии с другими, то практические занятия предполагают прежде всего интенсивную работу с текстами наиболее значительных и ярких в идейно-эстетическом отношении произведений, интерпретация идейного содержания и анализ художественных особенностей которых призваны:

  • закрепить, тот фактический материал, с которым студенты знакомятся на лекциях и по учебникам;

  • расширить и одновременно конкретизировать представление студентов об общих закономерностях литературного процесса данного периода в России в его связях с историей искусства и философских учений, европейским культурным наследием;

  • углубить теоретические знания студентов о художественных методах и литературных направлениях, а так же связанных с ними жанровых образованиях;

  • научить верно понимать ту или иную литературную концепцию, сопоставлять разные точки зрения, критически их оценивать;

  • развить навыки профессионального литературоведческого анализа отдельного произведения в его идейно-художественном единстве, во всей совокупности элементов содержания и формы, а также сравнительного анализа текстов с учетом культурно-исторических условий их создания;

  • совершенствовать умение самостоятельно систематизировать и обобщать знания, полученные при анализе отдельных произведений;

  • способствовать дальнейшему формированию филологического мышления, нравственного и эстетического чувств студентов, их вдумчивого отношения к литературному произведению.

Разработанная тематика практических занятий предполагает изучение узловых проблем курса – традиционное и новаторское в русской литературе XVIII века, основные общественно-литературные принципы барокко, классицизма и сентиментализма, их особенности на русской почве, эволюция жанровой системы, типологии героев и конфликтов в каждом из литературных направлений, специфика стилей. Особое внимание сосредоточено на тех литературных явлениях, особенностях и качествах художественного творчества писателей XVIII века, которые подготовили выход русской литературы на первое место в мире в XIX веке.

В пособии разработаны планы практических занятий разного типа. Во-первых, это поможет дать студенту представление о различных подходах к исследованию литературных явлений (историко-генетический, сравнительно-исторический, типологический, историко-функциональный и т. д.) и типов анализа произведения (целостный, проблемный, стилистический и т. д.), во-вторых, позволяет при отборе для анализа этапных произведений и наиболее важных тем не упустить из поля зрения собственно литературный процесс, особенности становления и развития родов и жанров, эволюцию творчества писателей

В системе практических занятий предусмотрен выход на некоторые вопросы курсов теории литературы, истории белорусской литературы XVIII века, зарубежной литературы XVIII века, что на практике осуществляет принцип межпредметной соотнесенности в процессе обучения. Сопоставительное рассмотрение наиболее значительных явлений в мировом литературном процессе XVIII века приванно помочь студентам глубже вникнуть в сущность эстетических исканий в русской литературе того времени, формировать у них видение историко-литературной перспективы.

В планах практических занятий отражены основные этапы работы над предлагаемой для работы темой. “Разъяснение” некоторых из них в виде ряда более мелких вопросов призвано представить обсуждаемую проблему во всей сложности и полноте, выделить главное в ее решении, дать студентам алгоритм поиска правильного ответа. Проблемная формулировка некоторых вопросов и тем сообщений призвана активизировать процесс обучения студентов, пробудить в них творческое отношение к изучаемому материалу, привить вкус к заинтересованному чтению художественных произведений и, наконец, выйти на наиболее эффективную и действенную форму проведения практических занятий – форму активного и свободного обмена мнениями, направляемого преподавателем.

К каждому практическому занятию студентам предлагается выполнить ряд заданий. Они призваны обучить студентов основным формам и методам филологической работы, привить к ней интерес, выработать творческий характер мышления. Вдумчивое и целенаправленное изучение материала, творческое научное его истолкование – непременное условие успешного освоения учебного курса.

Отдельным студентам или группам из 2–4 человек может быть поручена подготовка небольших устных реферативных сообщений по вопросам, требующим освещения целого ряда исследовательских работ или носящим дискуссионный характер. Самостоятельная работа студентов с литературоведческими исследованиями, критической литературой призвана включить их в процесс освоения научных знаний, познакомить с развитием научно-ритической мысли в анализе и оценке русской литературы XVIII века, должно помочь систематизации его самостоятельных наблюдений над текстами произведений, освоению основ методологии литературоведческого анализа, выработке правильных критериев в оценке литературно-исторических явлений, развить самостоятельность мышления, а так же умения вести дискуссию, поскольку после каждого сообщения предполагается его обсуждение на практическом занятии; в отдельных случаях преподаватель назначает оппонента докладчику из числа студентов.

План каждого практического занятия включает список изданий изучаемых текстов. Для обязательного изучения предлагаются следующие произведения русской литературы XVIII века 1:

Ведомости*.

Приклады, како пишутся комплименты разные*.

Юности честное зерцало*.

Песни, канты и стихи петровского времени*.



Гистория о российском матросе Василии Кориотском*; Гистория об Александре, российском дворянине (по выбору).

Журовский Ф. Слава Российская*.

Прокопович Ф. О поэтическом искусстве*; Епиникион*; Слово на погребение Петра Великого*; Владимир*; “Плачет пастушок в долгом ненастьи…”.

Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю*; Сатиры I, II, VII.

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов*; Стихи похвальные России; Стихи похвальные Парижу; Строфы похвальные поселянскому житию; Ворон и Лисица; Ода торжественная о сдаче города Гданьска; Эпистола к Аполлину; Тилемахида*.

Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства*; Предисловие о пользе книг церковных в российском языке*; Ода на взятие Хотина 1739 года; Разговор с Анакреоном; Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года; Вечернее размышление о божием величестве; Утреннее размышление о божием величестве; “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”; Письмо о пользе стекла; Петр Великий*; Тамира и Селим*; Гимн бороде; “Случилось два Астронома в пиру…”.

Сумароков А.П. Хорев*; Синав и Трувор*; Эпистола о стихотворстве; О стопосложении*; Димитрий Самозванец; Тресотиниус*; Рогоносец по воображению* (две последние комедии по выбору); О благородстве; Другой хор ко превратному свету; басни и лирические стихотворения*.

Новиков Н.И. “Трутень”*; “Живописец”*.

Лукин В.И. Мот, любовью исправленный*; предисловие к комедии.

Княжнин Я.Б. Бой стихотворцев*; Вадим Новгородский; Несчастие от кареты*; Хвастун*; Россияда*.

Херасков М.М. Венецианская монахиня*; К своей лире; Злато; Сила любви; Чесменский бой*.

Чулков М.Д. Пригожая повариха*; Ставленник; Драгоценная шука.

Фонвизин Д.И. Лисица-казнодей; Послание к слугам моим; Бригадир; Недоросль; Друг честных людей, или Стародум*; Всеобщая придворная грамматика*; Письма из Франции*; Всеобщая придворная грамматика*; Опыт российского сословника*; Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях*.

Попов М.И. Анюта.

Матинский М.А. Санкт-Петербургский гостинный двор*

Аблесимов А.О. Мельник -- колдун, обманщик и сват*.

Николев Н.И. Розана и Любим*. Сорена и Замир*.

Эмин Ф.А. Письма Эрнеста и Доравры*

Капнист В.В. Ябеда; Ода на рабство; Старость и младость; Мотылек.

Хемницер И.И. Басни*.

Муравьев М.Н. Стихотворения*.

Плавильщиков П.А. Бобыль; Сиделец (по выбору).

Майков В.И. Елисей, или Раздраженный Вакх.

Богданович И.Ф. Душенька.

Державин Г.Р. На смерть князя Мещерского; На взятие Измаила; Кружка; Властителям и судиям; Фелица; Бог; Видение мурзы; Прогулка в Царском селе; На птичку; Ласточка; Вельможа; Приглашение к обеду; Соловей; Памятник; Храповицкому (1797); К лире; Дар; Русские девушки; Снигирь; Водопад; Лебедь; Признание; Евгению. Жизнь Званская.

Радищев А.Н. Вольность; “Ты хочешь знать: кто я? Что я?…”; Осьмнадцатое столетие; Журавли; Бова; Дневник одной недели; Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…; Житие Федора Васильевича Ушакова; О человеке, его смертности и бессмертии*; Путешествие из Петербурга в Москву.

Карамзин Н. М. Осень; Граф Гваринос; Раиса; Веселый час; Кладбище; Прости; К соловью; Послание к Дмитриеву; Меланхолия; Бедная Лиза; Остров Боригольм; Марфа Посадница, или Покорение Новгорода; Письма русского путешественника.

Дмитриев И.И. Карикатура; Чужой толк; Юность, юность, веселися; Послание Н.М. Карамзину; Модная жена; “Стонет сизый голубочек…”; “Видел славный я дворец…”; Дуб и трость; Два голубя; Суп из костей.

Крылов И.А. Похвальная речь в память моему дедушке; Каиб; Трумф, или Подщипа; Почта духов*; Ночи.

Знакомство студента с текстом художественного произведения должно носить характер не чтения, но вдумчивого, целеноправленого изучения. Изучать тексты следует, делая выписки в рабочую тетрадь (читательский дневник).

К планам каждого практического занятия прилагается список исследований по изучаемой теме. Он включает как наиболее значительные работы, ставшие уже классикой литературоведения, так и новейшие монографии и статьи. В список основной литературы входят работы, изучение которых необходимо для качественной подготовки студентов к практическим занятиям. Работа с исследованиями, помещенными в специальный раздел “Дополнительная литература”, поможет студентам расширить и углубить знания по изучаемой теме, даст возможность проследить историю ее изучения и выявить степень научного освоения. В любом случае, работа с научно-критической литературой по обсуждаемой теме предполагает составление тезисов, отражающих отдельные стороны концепции автора. Тезисы должны сопровождаться пометками о собственном суждении. Учебники и учебные пособия по курсу “История русской литературы XVIIIв.”1 в списках рекомендуемой литературы не указываются, поскольку они являются непременным подспорьем при подготовке студентов к каждому занятию. В отдельных случаях большую помощь студентам в освоении материала может оказать литература справочно-библиографического характера2.



Практикум рассчитан на большее, чем предусмотренное учебным планом, количество занятий. Этим предполагается возможность выбора преподавателем тем, их вариативных совмещений, произведений для анализа в зависимости от целевых установок, наличия необходимой литературы в библиотеке и особенностей работы с конкретной группой студентов.

В целях лучшего усвоения учебного материала студентами в практикуме приведены вопросы для самоконтроля.

На завершающем этапе изучения курса истории литературы XVIII века студенты должны подготовить письменную реферативную работу по одной из предложенных в настоящем практикуме тем. (Если студент пишет реферат по иной теме, она в обязательном по­рядке должна быть утверждена преподавателем.) Работа над рефератом должна представлять собой не бездумное, механическое переписывание материала статей и монографий, но творческий поиск решений той или иной научной проблемы. Для работы над темой рекомендуется не одно, а ряд исследований, что дает возможность студенту расширить свой научный горизонт, отобрать наиболее ценный для раскрытия темы реферата материал. При этом следует помнить, что работа над рефератом предполагает и самостоятельный поиск студентом литературы по теме. Реферат должен быть оформлен в соответствии с правилами и представлен преподавателю не позднее предпоследнего практического занятия. Реферат рассматривается как одна из форм отчетности по курсу русской литературы XVIII века: студент должен продемонстрировать свободное владение материалом по избранной им теме, знание основ методологии литературоведческого анализа, умение сопоставлять различные точки зрения и определять свое отношение к ним, а так же культуру письменной речи.
З а н я т и е 1. “ГИСТОРИЯ О РОССИЙСКОМ

МАТРОСЕ ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ” КАК ПОВЕСТЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
Задания. 1. Дать свой вариант ответов на вопросы, поставленные Д.С.Лихачевым в книге “Прошлое – будущему”, и аргументировать их: “Действительно ли Петр и его эпоха вырыли пропасть между старой и новой Россией? Действительно ли культура новой России пошла целиком за Западом, оборвав традиции и зачеркнув все наследие старой Руси?”.

2. Сопоставить идейную направленность “Повести о Горе-Злочастии” и “Гистории о российском матросе Василии Кориотском”.

3. Сопоставить принципы создания образов героев “Повести о Горе-Злочастии” и “Гистории о российском матросе Василии Кориотском”.

4. Определить различия в жанровых определениях “повесть” и “гистория”.

5. Составить небольшое письмо другу (родителям, преподавателю, президенту и т. д.) согласно правилам, изложенным в “Прикладах, како пишутся комплименты”, и используя “Словарь устаревших и малоупотребительных слов” (Русская литература XVIII века (1700—1775). Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1979. С. 442—443).

Подготовить сообщения. 1. Два писательских типа в петровскую эпоху. 2. Идеи петровского времени в Гистории о российском кавалере Александре. 4. Моральные и бытовые нормы в книге Юности честное зерцало. 5. Публицистика и журналистика петровского времени. 6. Стихотворство петровского времен.
План занятия
1. Отражение передовых идей петровского времени, новых явлений общественной мысли и новых бытовых реалий в “Гистории о российском матросе Василии Кориотском”.

3. Главный герой “Гистории…” как типичный представитель эпохи петровских преобразований.

4. Традиционное и новаторское в “Гистории…”:

а) новые критерии оценки человека;

б) новое и траиционное в осмыслении проблем “отцы и дети”, “человек и судьба”, “герой времени”;

в) принципы изображения внутреннего мира героев бытовых повестей XVII века и “Гистории…”;

г) влияние переводных рыцарских и куртуазных романов на сюжетно-композиционную структуру произведения и принципы создания образов героев;

д) сказочные традиции в произведении на идейно-тематическом, сюжетном, образном, стилевом уровнях;

е) позиция автора и способы ее раскрытия в “Гистории…”.

5. Своеобразие стиля и языка “Гистории…”.


Издания текстов

Русские повести первой трети XVIII века / Исследование и подготовка текстов Г.Н.Моисеевой. М.; Л., 1965.


Исследования
Основная литература

Демин А.С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

Новые черты в русской литературе и искусстве (XVII – начало XVIII в.). М., 1976.

Русская литература на рубеже эпох (XVII – начало XVIII в.). М., 1971.
Дополнительная литература

Калинович М.Я. “Повесть об Александре, российском дворянине” и “Повесть о Петре Златых Ключей” // Филологический сборник. Киев, 1956. № 8.

Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск, 1967.

Лихачев Д.И. Своеобразие исторического пути русской литературы X—XVIII веков // Рус. лит. 1972, № 2; о н ж е. Прошлое – будущему. Л., 1985.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. М., 1989.

Черная Л.А. Становление нового героя // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. С. 101—110.
З а н я т и е 2. ТРАГЕДОКОМЕДИЯ

ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА “ВЛАДИМИР”
Задания. 1. Пользуясь справочной литературой определить значение понятий “метод”, “стиль”, “барокко”.

2. Написать краткую рецензию на статью Л.А.Сафроновой “Трагедокомедия Феофана Прокоповича “Владимир””.

3. Выписать из трагедокомедии Феофана Прокоповича “Владимир” примеры речевых характеристик-саморазоблачений Жеривола, Курояда, Пияра.

4. Определить, как проявилось в творческой практике Ф.Прокоповича, и в частности, трагедокомедии “Владимир”, его утверждение: “Поэт не имеет намерения, подобно историку, передавать события памяти потомства, но имеет в виду научать людей, какими они должны быть в том или другом роде жизни”.



Подготовить сообщения. 1. Панегирические и триумфальные пьесы петровской эпохи. 2. Феофан Прокопович и “ученая дружина”. 3. Русское барокко в архитектуре и живописи.

План занятия

1.Жанр школьной драмы. Репертуар театров петровской эпохи.

2. Эстетические и литературоведческие взгляды Ф.Прокоповича, основные положения его трактата “О поэтическом искусстве”.

3. Идейная содержание трагедокомедии “Владимир”:

а) аллюзивный характер пьесы, особенности интерпретации исторических источников;

б) апология образа правителя-реформатора;

в) антиклерикальная направленность пьесы.

5. Жанровое своеобразие пьесы:

а) нарушение жанровых канонов барочной формы школьной драмы;

б) система персонажей, принципы создания образов;

в) сочетаемость элементов трагического, сатирического, комического в сюжетно-композиционной структуре пьесы, их связь с изобрпажением борьбы старого и нового, “внешнего” конфликта и душевной “брани” (борьбы) главного героя;

г) публицистический пафос и дидактизм пьесы.

6. Стилевое своеобразие пьесы, особенности стиха, элементы барокко.
Издания текстов

Феофан Прокопович. Сочинения. М.; Л., 1961 (или другое издание).
Исследования
Основная литература

Бочкарев В.К. Историческая драматургия XVII—XVIII в. М.. 1988.

Буранок О.М. Жанровое своеобразие пьесы Ф. Прокоповича “Владимир2 // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Метод и жанр. Л.. 1985. С. 3—11.

Сафронова Л.А. Трагедокомедия Феофана Прокоповича “Владимир” // Русская литература. 1989, № 3.
Дополнительная литература

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М.. 1977.

Бадалич И.М., Кузьмина В.Д. Памятники русской школьной драмы. М., 1968.

Всеволодский-Гернеросс В.Н. Русский театр. От истоков до конца XVIII века. М., 1977.

История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. Л., 1982.



Кибальник С.А. О “Риторике” Феофана Прокоповича // XVIII век. Сб 14. 1983. С. 193—206.

Николаев С.И. Кто утешал Феофана Прокоповича в 1730 году? // Русская литература. 1989. № 2.

Ничик В.М. Феофан Прокопович. М.—Л.. 1961.

Прокофьев Н.И. О некоторых гносеологических особенностях литературы русского барокко // Проблемы жанра и стиля в русской литературе XVIII в.. м., 1973. С. 3—16.

Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в. / Под ред. А.С.Демина. М.. 1974.

Развитие барокко и зарождение классицизма в России. М., 1989.

Сафронова Л.А. Поэтика школьного театра. Л., 1979.

Травников С.Н. Писатели петровского времени. М., 1989.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. С. 3—20.
З а н я т и е 3. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

СВОЕОБРАЗИЕ САТИР А.Д. КАНТЕМИРА
Задания. 1. Составить аннотацию книги Г.В. МосквичевойРусский классицизм” (М.. 1978).

2. Законспектировать основные положения статьи В.Г. Белинского “Кантемир”, выделив те из них, которые являются, на ваш взгляд, спорными. Прокомментировать слова критика: “Кантемир первый на Руси свел поэзию с жизнью”.

3. Выписать в читательский дневник из “Эпистолы о стихотворстве” А.П. Сумарокова данную писателем характеристику жанра сатиры.

4. Объяснить смысл двойных названий сатир А.Д. Кантемира.

5. Выписать из сатиры “О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому” строки, в которых сформулированы основные задачи воспитания.

Подготовить сообщения. 1. Проблема эволюции и типологии классицизма в современном литературоведении. 2. Авторские комментарии в сатирах А.Д.Кантемира: своеобразие проявления личности автора и его оценок явлений действительности.
План занятия

1. Основные черты эстетики и поэтики классицизма, его общественно-исторические и философские корни. Национальное своеобразие русского классицизма.

2.“Сатира” как принцип художественного отражения действительности и как особый жанр поэзии. Место сатиры в жанровой системе классицизма.

3.Причины обращения Кантемира к жанру сатиры, гражданский и гуманистический характер его сатир.

4. Защита просветительских идеалов, обличение пороков современной действительности в сатире “К уму своему. На хулящих учение”:

а) социально-бытовые портреты-характеристики “презрителей наук”, степень их общественной опасности;

б) реализация эстетических принципов классицизма в изображении характеров. Принципы типизации. Роль детали, портретной и речевой характеристики, интонации в создании образов;

в) композиционное своеобразие, способы проявления авторской позиции, роль автоиронии.

4. Решение вопроса об истинном благородстве в сатире “Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных”:

а) защита петровских преобразований, авторское осмысление долга дворянина;

б) утверждение идеи физического (естественного) равенства людей и внесословной ценности человека;

в) основные приемы сатирической типизации.

5. Сатира “О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому”:

а) цели, задачи, метод воспитания в предлагаемой А.Д. Кантемиром педагогической теории;

б) просветительский характер педагогической теории, ее прогрессивность;

в) ограниченность педагогической теории А.Д. Кантемира.

6. Своеобразие стихосложения, стиля, языка сатир Кантемира. Связь творчества Кантемира с русской и мировой сатирической традицией, близость к фольклорной поэтике.

7. Судьба сатир Кантемира. Сатирическое творчество А.Д.Кантемира в оценке В.Г. Белинского.


Каталог: documents -> Кафедра%20рускай%20літаратуры
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Темы рефератов Буквенно-цифровой код в романе В. Набокова
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Темы рефератов Древнерусская литература в контексте мировой литературы сред-невековья
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Литература Петровской эпохи: общая характеристика
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Научные публикации для реферирования 1 А. Д. Кантемир 1
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Первой половины XIX века (белорусское отделение, заочное)
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Иван сергеевич тургенев (1818-1883)
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Литература от карамзина до горького: новые грани
Кафедра%20рускай%20літаратуры -> Художественные тексты
  1   2   3   4

  • УДК 882.09(075. 8) ББК 83.3 (2Рос=Рус) © Шпаковский И. И., 2003 © БГУ, 2003 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
  • З а н я т и е 1. “ГИСТОРИЯ О РОССИЙСКОМ МАТРОСЕ ВАСИЛИИ КОРИОТСКОМ” КАК ПОВЕСТЬ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
  • Издания текстов
  • З а н я т и е 2. ТРАГЕДОКОМЕДИЯ ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА “ВЛАДИМИР”
  • Издания текстов Феофан Прокопович. Сочинения. М.; Л., 1961 (или другое издание). Исследования
  • З а н я т и е 3. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ САТИР А.Д. КАНТЕМИРА