Пояснительная записка Уроки русской словесности ХХ завершающий этап в единой системе уроков в 9, 10 и 11 классах и всего школьного литературного образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Пояснительная записка Уроки русской словесности ХХ завершающий этап в единой системе уроков в 9, 10 и 11 классах и всего школьного литературного образования

Скачать 116,04 Kb.


Дата11.01.2018
Размер116,04 Kb.

Скачать 116,04 Kb.




Пояснительная записка
Уроки русской словесности ХХ - завершающий этап в единой системе уроков в 9, 10 и 11 классах и всего школьного литературного образования. Учащимся и учителю предстоит осмыслить противоречивые судьбы русской литературы ХХ века, понять логику отечественного литературного процесса.

Одна из сложных задач, стоящих перед выпускниками, - войти в художественный мир значительного числа писателей, не «заблудиться» в обилии имен и произведений.

Основной принцип предлагаемой программы - социокультурный аспект в изучении литературы ХХ века: на материале русской литературы показать разные способы осмысления современного состояния мира, разные типы культуры.

Такой подход позволяет совместить философско-эстетический анализ литературного произведения со структурно-поэтическим анализом, исследованием художественного языка. В этом случае появляется возможность избежать социологизированного, идеологизированного толкования художественных явлений и формального изучения приемов, художественных особенностей.

Задача учителя - показать в художественном произведении картину мира, то есть модель бытия в конкретном образе действительности, а значит, и принцип построения художественного мира, дать оценку мироустройства вообще, а не только конкретных событий, воплощенных в произведении.

В программе предлагается соединить типологический и исторический принципы в изложении изучаемого материала. Типологический принцип связан с выделением литературных течений, выявлением общих принципов изображения современной действительности разными художниками. Для монографического изучения выделяется творческая деятельность писателей, внесших особый вклад в литературу.

Понимание изменяемости философских и эстетических представлений общества в целом и каждого крупного художника, понимание внутренней логики развития литературных явлений соответствует принципу историзма.

Русская литература изучается, помимо того, в контексте современной цивилизации как реакция на нее: от пристального внимания к новому состоянию мира - через поиск вечных ценностей - к осознанию кризиса современной действительности.

Три названных цикла и определяют периодизацию изучаемой литературы. Хронологически же русская литература ХХ века традиционно делится на литературу первой половины и литературу второй половины ХХ века.

Влияние исторических событий на миропонимание общества должно учитываться и в более дробной периодизации. В литературе первой половины ХХ выделяются периоды:

литература начала века

литература 20-х годов,

литература 30-х годов,

литература периода Великой отечественной войны,

литература 40-х - начала 50-х годов.

В литературе второй половины ХХ века традиционно выделяются периоды:

литература «оттепели» (1953-1964 гг.),

литература конца 60-х - начала 70-х,

литература 70-х 80-х годов.

литература 1990-х - начала XXI века

Активная регламентирующая политика государства определила черты отдельных периодов литературного процесса: разделение русской литературы на официально разрешенную литературу метрополии, литературу «потаенную» (неопубликованную или литературу «самиздата») и литературу эмиграции.

История русской литературы ХХ века вписана в общекультурный контекст мировой литературы (прежде всего европейской), искусства и философии культуры. Степень погружения в контекст определяется учителем для более полного формирования позитивных знаний о русской литературе.



Содержательная часть программы по русской литературе ХХ века. Расчет часов
Человек и культура в ХХ веке. Введение в курс. Русская литература начала ХХ века (общая характеристика). Кризис реалистической эстетики как следствие кризиса действительности. Особенности эстетики и поэтики русской литературы в ХХ в. Периодизация. Состав - 2 часа.

Творческий путь М. Горького. Общая характеристика личности и творчества писателя - 1 час

Проблема человека в дореволюционном творчестве М. Горького: рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы». - 3 часа

Полемика с идеями христианского гуманизма в пьесе М. Горького «На дне». Борьба идей как основа драматургического конфликта в пьесе. - 4 часа

Художественный мир И.А. Бунина - воплощение единства бытия в его многоликости и противоречивости. Национальная история в прозе 1890-1900-х годов: «Антоновские яблоки», «Суходол», «Деревня» - 3 часа

Философия любви у И.А. Бунина, трагизм духовной жизни человека: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи» как цикл. Основная тема, Геройная типология. Кризис современной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». - 4 часа

Развитие традиций критического реализма в творчестве А.И. Куприна: человек и среда, человек и высшие скрытые сущности бытия - «Поединок». Проблема соотношения «естественного человека и среды в рассказе «Олеся» - 5 часов

Русский модерн. Возникновение различных литературных течений как следствие изменения представления о мире и современной цивилизации. «Серебряный век». Истоки, мировоззрение, эстетика, основные категории видения жизни и искусства. - 2 часа

Русский символизм. Концепция человека в символизме - антитеза массовому человеку. Символ как закрепление скрытого смысла бытия. Место В. Соловьева, А. Белого, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Д. Мережковского, К. Бальмонта в развитии русского символизма. - 1 час

Творческий путь А. Блока и его духовные искания. Эволюция лирического героя. Мир реальный и мир метафизический: циклы «Стихи о Прекрасной Даме» и «Снежная маска». Искусство и реальный мир: «Незнакомка», «Соловьиный сад». Судьба России и концепция исторического процесса: «Родина». Революция и А. Блок. «Двенадцать» как символистский текст: символика образов, особенности поэтики - 6 часов

Русский акмеизм. Н. Гумилев как теоретик акмеизма и поэт (общая характеристика сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Огненный столп»). О. Мандельштам - поэтический мир и судьба поэта. Поэтика стихов из сборников «Камень», «Tristia», «Воронежские тетради» - 4 часа

Поэтический мир А. Ахматовой. Мир интимных переживаний в ранней лирике: «Четки», «Вечер». Обретение гражданской позиции поэта в сборниках «Белая стая», «Подорожник», «Anno domini».Проблема поэтического ремесла и творчества в «Седьмой книге». Поэма «Реквием» - осознание трагизма реальности. Зрелая лирика - изменение мироощущения и эстетики в 1950-1960-е гг. - 4 часа

Поэзия и судьба С. Есенина. Трагедия разрушения национального космоса, эволюция лирического героя: «Радуница», стихи 1920-х годов. Имажинизм в творчестве поэта. С. Есенин как «последний поэт деревни» - 4 часа

Русский футуризм. Новый образ поэта - гения, сверхчеловека. Проблема миромоделирования в поэзии русского футуризма. Поэзия Велимира Хлебникова. Ранний В. Маяковский: основные темы и образы дооктябрьской лирики. Особенности лирического героя в поэме «Облако в штанах». Близость к ницшеанству. В. Маяковский и революция. Поэзия и драматургия советской эпохи. Основные темы творчества - 4 часа

Гражданская война и революция в литературе 1920-х годов. Творческая судьба А. Фадеева и роман «Разгром». Признаки нормативной поэтики соцреализма в романе «Разгром» - 2 часа

И.Э. Бабель. «Конармия» - столкновение гуманистической культуры и массового движения. Трагедия гражданской войны - 2 часа

Творчество М.А. Булгакова. Общая характеристика. Сатирические повести 1920-х годов: «Собачье сердце», «Роковые яйца». Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблематика, поэтика. Смысл библейского сюжета. Концепция духовно развитой личности. Вопрос о человеческом, дьявольском и божественном в романе - 10 часов



А. Платонов: личность и писательская судьба. Проза А. Платонова о трагическом исходе русского утопического сознания. «Котлован». Система персонажей. «Чевенгур» А.Платонова и роман Е. Замятина «Мы» - закономерность появления антиутопических произведений в русской литературе 1920-х годов. - 4 часа

Творчество М.А. Шолохова. Особенности изображения национального характера в «Донских рассказах». Позиция писателя в отношении к революции и гражданской войне. Роман-эпопея «Тихий Дон». Жанр, композиция, сюжет. Образная система романа. Герои положительные и отрицательные. Путь Григория Мелехова. Трагедия разрушения национального мира. Распад патриархальной семьи. Концепция истории в романе - 6 часов

Литература периода Великой отечественной войны. Поэзия, драматургия, публицистика. - 2 часа

Литература послевоенного десятилетия. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». - 5 часов

Некоторые особенности субъективированной прозы в повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Эстетика «психологического натурализма» в изображении войны - 4 часа

Творческий путь Б.Л. Пастернака. Особенности поэтической эволюции, периодизация и основные темы лирики. Постсимволистский роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Лирическая структура романа, образная система, сюжетные линии. Христианская концепция в основе романа. Особенности поэтики. - 6 часов

Литература «оттепели». Социально-аналитическая деревенская проза: рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»: позиция писателя, эстетика философского анализа действительности - 3 часа

Особенности национального мира, драматизм рождения нравственного самосознания в массовом человеке в рассказах В.М. Шукшина. Бытовая конкретность и бытийная проблематика. Смеховое и трагическое в рассказах - 3 часа

Онтологическая проза. Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Новый взгляд на нравственные проблемы в произведениях Ч. Айтматова «Белый пароход», Концепция целостного человека в романном творчестве Ч. Айтматова. - 5 часов

Фронтовая лирическая повесть 1950-80-х годов. Человек в пограничной ситуации. В. Богомолов «Иван», Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», В. Быков «Сотников», «В тумане». Проблема нравственного выбора человека в экстремальных обстоятельствах войны - 5 часов



Военная проза В. Астафьева: «Пастух и пастушка», «Звездопад». Образ раздробленного национального мира в повествовании в рассказах «Царь-рыба» - 5 часов

Формы контроля и проверки знаний учащихся (практические работы)
2 нед. - Письменная работа: концепция человека в революционно-романтических и ранних реалистических произведениях М.Горького
2 нед. - Домашнее сочинение по пьесе М. Горького «На дне»
3 нед. - Проверочный тест по пьесе М. Горького «На дне» (место персонажей в драматическом конфликте, сравнительная характеристика героев)
4 нед. - Устный опрос по теме «Художественный мир И.А. Бунина»
5 нед. - Урок-опрос по творчеству М. Горького, И. Бунина, А. Куприна. Анализ домашних сочинений по пьесе «На дне»
6 нед. - Краткая характеристика поэзии русских символистов: А. Белого, Д. Мережковского, Ф.Сологуба, Вяч. Иванова, К. Бальмонта и др. (письменный опрос)
7 нед. - Урок-диспут по поэме А. Блока «Двенадцать»
8 нед. - Целостный анализ стихотворения А.Ахматовой (письменно)
9 нед. - Устное сочинение «Основные темы творчества С. Есенина»
9 нед. - Зачет по поэзии С. Есенина - стихотворения наизусть
10 нед. - Характерологические особенности русского футуризма - устный опрос
11 нед. - Урок-опрос: опознание и целостный анализ поэтического текста символистов, акмеистов, М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенина, футуристов
11-13 нед. - Зачет: стихотворения поэтов «серебряного века» - наизусть
12 нед. - Сочинение-обзор: литература о революции и гражданской войне - («Конармия». «Разгром», произведения Б. Пильняка, А. Малышкина, А. Серафимовича, Б. Лавренева и др.)
13 нед. - Домашнее сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
14 нед. - Письменная работа: сатирические произведения М. Булгакова и В. Маяковского
14 нед. - Анализ сочинений по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
14 нед. - Антиутопия в русской литературе ХХ века (домашнее сочинение по произведениям А. Платонова «Котлован», роману Е. Замятина «Мы»)
15 нед. - Письменная работа: «Особенности изображения национального характера в «Донских рассказах» М. Шолохова»
15 нед. - Домашнее сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон»
16 нед. - Проверочный тест по роману М. Шолохова «Тихий Дон»
17 нед. - Анализ сочинений по произведениям А. Платонова и Е. Замятина
18 нед. - Портрет героя в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»
20 нед. - Опознание текста и целостный анализ стихотворения А. Твардовского
21 нед. - Опрос: особенности поэтической эволюции и основные темы поэзии Б.Л. Пастернака
22-24 нед. - Зачет по поэзии Б. Пастернака - стихотворения наизусть
24 нед. - Проверочный тест по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»
26 нед. - Реферат по творчеству писателей, поэтов, драматургов периода «оттепели»
26 нед. - Домашнее сочинение по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»
27 нед. - Опрос по теме «Социально-аналитическая деревенская проза» (на примере рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
28 нед. - Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына и рассказам В.М. Шукшина - по вариантам (тему формулирует учащийся)
29 нед. - Роль мифологических сюжетов и мотивов в произведениях Ч. Айтматова (письменная работа)
30 нед. - Человек в экстремальной ситуации войны в произведениях В. Богомолова, В. Быкова, Ю. Бондарева (письменная работа)
31 нед. - Анализ сочинений по роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
32 нед. - Итоговое сочинение по курсу «Русская литература ХХ века»
Примечание: помимо названных форм работы, на уроках постоянно используется ситуативный фронтальный опрос и предлагаются индивидуальные письменные задания по изучаемым темам

Литература
Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Тимофеев Л.И., Тураев С.В.М., 1985

Введение в литературоведение. М., 1999

Русская литература. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта+», М., 1999, Т. 9, Ч.2

Русские писатели. Биобиблиографический словарь-справочник. Ред. Егоров Б.Ф. Тт.1-2. М., 1990

Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М., 1999
Примечание: список литературы включает также исчерпывающий объем монографий по творчеству каждого автора

ТОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ


УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ


АЛИФОРЕНКО С.В.



ПРОГРАММА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

III КУРС (11 КЛАСС)

АВТОР:


К.Ф.Н. КЛИМЕНТЬЕВА М.Ф.

ТОМСК – 1999

  • Содержательная часть программы по русской литературе ХХ века. Расчет часов
  • М. Горького
  • В. Соловьева, А. Белого, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Д. Мережковского, К. Бальмонта
  • А. Блок
  • О. Мандельштам
  • С. Есенина
  • Велимира Хлебникова
  • А. Фадеева
  • А. Платонов
  • Е. Замятина
  • М.А. Шолохова
  • Б.Л. Пастернака
  • В.М. Шукшина
  • В. Богомолов
  • Формы контроля и проверки знаний учащихся (практические работы)
  • ПРОГРАММА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА III КУРС (11 КЛАСС)