Пояснительная записка Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации

Скачать 228,78 Kb.


Дата26.05.2018
Размер228,78 Kb.
ТипПояснительная записка

Скачать 228,78 Kb.

Пояснительная записка

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие , развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у обучающихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.


Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности;

- формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и цен-

ностям отечественной культуры;

- развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и

аналитического мышления.


Важнейшие умения восьмиклассников:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и

публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, к одному из жанров;

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.



Учебная и методическая литература
.
1.Учебник «Литература. 8 класс» в 2-х частях соответствует программе по литературе для 5—11 классов (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), допущенной Министерством образования РФ.

2. Литература. 8 класс. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 8 класс», 2013 г.


Соловьева Ф.Е.

3. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин)

4. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. К учебнику Г.С. Меркина "Литература. 8 класс", 2013 г.
Соловьева Ф.Е.

5. Тимофеев Л. И. и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1985.

6. Красовский Е. И. и др. Большая литературная энциклопедия. – М., Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Планирование уроков литературы в 8 классе (УМК под ред.Г.С. Меркина) 2,5 часа в неделю 87 часов за год


п/п

раздел

Тема урока

Работа в тетради

контроль

Примечание


1

введение

Художественная литература и история

значение художественного произведения в культурном наследии страны

жанры и роды литературы

творческий процесс






2

Из устного народного творчества

Исторические песни и летописи

термин историческая песня







3




Периоды создания русских исторических песен

темы и герои 16-17 век

песня-плач 18 век

песни о Степане Разине

солдатские песни 18-19 века






вечер народной песни

4




Анализ

исторической песни



план анализа исторической песни

анализ исторической песни





5

Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе»

образно-выразительные средства в монологах Глеба

устный опрос

иконопись

6




«Слово о святом Сергии»

«Житие Сергия Радонежского»



составление цитатного плана литературоведческой статьи

выборочная проверка

иконопись

7




В мире художественного слова «Жития Сергия Радонежского»

словесное выражение авторского отношения к персонажу (вопрос №7)

выборочная проверка




8




«Слово о погибели Русской земли»







княжение Владимира Мономаха

9




«Житие Александра Невского» (фрагменты)

термин агиография

составление цитатного плана «Личность Александра Невского в житии»



устный опрос

Александр Невский – «Имя России» (2009 г)

10




Повторение и обобщение по древнерусской литературе




тест




11

Из литературы 18 века

Г.Р.Державин – поэт и государствнный деятель. Ст-е «Вельможа»

биографич справка

выборочная проверка




12




Державин Стихотворение «Памятник»в мире художественного слова Г.Р.Державина


термин ода

выразительное чтение




13




Н. М. Карамзин-писатель, историк, реформатор русского языка. «Бедная Лиза» «Бедная Лиза»

термин сентиментализм

биографич справка



пересказ текста






14




«Бедная Лиза» Новый тип героя в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

сочинение-характеристика персонажа (задание №6)







15




В/ч Ю. Тынянов «Пушкин»

Карамзин и Пушкин



материалы к заочной конференции по произведениям 18 века








16

Из литературы 19 века

Литературный процесс начала 19 века. Поэты пушкинской поры


биографич справка

индивидуальный опрос




17




Лирика Жуковского

термины романтизм, баллада, элегия

чтение наизусть

сравнение романтизма с классицизмом и сентиментализмом

18




К.Ф.Рылеев-декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака»

биографич справка

выразительное чтение

создание альманаха «Декабристы – поэты, писатели, публицисты»

19




Творчество К.Н.Батюшкова

биографич справка

анализ стихотворения по плану (стр 148)




20




Творчество Е.А.Баратынский

биографич справка

выразительное чтение




21




А.А.Дельвиг и Н.М.Языков - поэты пушкинской поры

биографич справка

пересказ текста

выразительное чтение



сообщение «Поэты пушкинской поры»

22




А.С. Пушкин Многообразие лирики. Лицейский период жизни

биографич справка

пересказ текста




23




Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября»

словесное рисование (портрет поэта)

выборочный опрос

отрывок наизусть






24




«Песни о Стеньке Разине»

Пушкин и Кюхельбекер






анализ стихотворения по плану стр 28, 148




25




Повесть «Капитанская дочка» Замысел, творческая история

термины исторический роман, роман, повесть

основные даты и названия



сжатый пересказ глав 1,2

вопросы стр 308






26




«Капитанская дочка»

формирование характера Петра Гринева



план сравнения Гринёва и Швабрина

рассказ о жизни Гринева до начала пугачёвского восстания ( главы 3-6)

вопросы стр 309-310






27




«Капитанская дочка» Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе




вопросы стр 311-312




28




«Капитанская дочка» Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

план характеристики Маши Мироновой

сообщение «Гринёв и Маша Миронова», прересказ глав 6-7




29




«Капитанская дочка» Тема русского бунта. Образ Пугачёва

план характеристики Пугачёва

сообщение «Бунтовщики-пугачёвцы»




30




Судьба человеческая и судьба народная в повести. Историческая правда и художественный вымысел




Сочинение по повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»




31




Сочинение по повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»










32




М.Ю.Лермонтов и Кавказ. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

биографич справка

пересказ текста




33




Судьба свободолюбивой личности в «Мцыри»

запись терминов тема, идея, экспрессия

цитатный план «жизнь Мцыри»




34




Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтического произведения




чтение наизусть отрывка из поэмы

ответ на вопросы



«Мцыри» - любимый идеал Лермонтова (В.Г.Белинский)

35-36




Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»





Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»





37




Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её постановки

запись терминов драма, комедия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка

составление таблицы о чиновниках



терминологический диктант

пересказ текста






38




«Ревизор» как социальная комедия




ответы на вопр 1-7 (стр 120-121)

исполнители роли Хлестакова на русской сцене

39




Смятение чиновников (анализ 1 действия)

Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы







40




Растерянный Хлестаков и испуганный городничий (анализ 2 действия)




ответы на вопросы 8-18 (стр 121-122)




41




Триумф Хлестакова (анализ 3 действия)

Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы







42




Образ города и тема чиновничества. (анализ 4 действия)


составление цитатного плана комедии

выборочная проверка




43




Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии (анализ 5 действия)




анализ речевых характеристик




44




Контрольная работа по произведениям Пушкина «Капитанская дочка», Лермонтова «Мцыри», Гоголя «Ревизор»





45




И.С.Тургенев. Основные вехи биографии. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

Биографии справка

И.С.Тургенев. Основные вехи биографии. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев



Пересказ текста (гл 1-7) с изменением лица

Творческая история повести (стр 167-168)

46




Образ Аси: любовь, верность, нежность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини

План характеристики героини

Рассказ( сочинение) по плану

Беседа по вопросам стр 174-176






47-48




Повесть «Ася» в оценке писателей и критики.

Тургенев о русском языке




План сообщения по теме

Рассказ по плану




49




Н.А.Некрасов. Основные вехи биографии. Судьба и жизнь народа в изображении Некрасова

Биографич справка







50




Судьба и жизнь народа в изображении Некрасова




Выразительное чтение наизусть




51




А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в лирике Фета

Краткая биографич справка

Беседа по вопросам стр 198-199




52




А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»

Краткая биографич. справка, осн. даты

Пересказ




53




«Снегурочка»: своеобразие сюжета, связь с мифологическими и сказочными сюжетами




Выразительное чтение эпизодов

Опера Римского-Корсакова. Прослушивание фрагментов

54




Образ Снегурочки

План характеристики

Рассказ по плану

Учеб с 327-329

55




Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Составление цитатного плана







56




Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии. Повесть «Отрочество»

Сюжетный план избранных глав

Выборочная проверка записей

Особенности переходного возраста в повести (инд зад №1 стр 350)

57




Рассказ «После бала»: основные мотивы, приёмы создания образов. Идея рассказа

Сюжетный план







58




Рекомендации по написанию сочинения

Выразительное чтение, сбор материалов к сочинению, составление тезисов и плана сочинения

рекомендации по написанию сочинения




59

Из литературы ХХ века

М.Горький. Основные вехи биографии писателя.

«Песня о соколе»: своеобразие формы и содержания



Основные черты литературы ХХ века

Выразительное чтение отрывка «Песни»

Заочная экскурсия «От Нижнего Новгорода – по Руси»

60




Рассказ «Макар Чудра»: проблематика, художественное своеобразие

Цитатный план

Сочинение с элементами рассуждения

Иллюстрирование

61




Рассказ «Макар Чудра»: проблематика, художественное своеобразие










62




В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. Ст-е «Хорошее отношение к лошадям»

ТЛ: неологизмы. Конфликт в лирическом пр-и, рифма, ритм

Чтение наизусть

Москва В.Маяковского

63




Тема милосердия в лирике В.Маяковского










64




Н.А. Тэффи. Проблематика произведений. Рассказ «Свои и чужие»

Краткая биографич справка

Составление словаря лексики персонажа




65




М.М.Зощенко. Проблематика произведений. Рассказ «Обезьяний язык»

ТЛ: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм

Срез по ТЛ




66




Д.Б.Кедрин. Краткие сведения о поэте. Идейно-художественное своеобразие стихотворения «Зодчие»




Эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся




67




Н.А.Заболоцкий. Личность поэта.

Краткая биографич справка

Беседа по вопр стр 73




68




А.Грин. Основные вехи биографии.




Комментированное чтение




69




Сюжет и композиция повести «Алые паруса»










70




Вопросы любви, добра и доброты в повести А.Грина «Алые паруса»




Эвристическая беседа




71




Стихотворения Н.А.Заболоцкого





Выразительное чтение наизусть

Час поэзии «Что есть красота?»

72




В.П.Астафьев. История жизни и творчества (краткий обзор)

Осн даты

Беседа по вопр с 82

Выставка «На родине писателя»

73




Рассказ «Фотография, на которой меня нет»: проблематика, образы

Сложный план к сочинению

Сочинение

Литературный вечер «Музы не молчали»

74




А.Т.Твардовский. Основные вехи биографии.

Осн даты

Пересказ автобиографии с изменением лица

Выставка произведений Твардовского

75




Россия на страницах поэмы «За далью – даль» (в отрывках)

Цитатный план

ТЛ: дорога и путешествие в эпосе Твардовского



Различные виды чтения

Час поэзии «Судьба отчизны»

76




В.Г. Распутин. Нравственная проблематика повести «Уроки французского»

Тезисный план статьи о писателе

Пересказ, выразительное чтение




77




«Уроки французского»: конфликт, основные образы, проблематика

ТЛ: типы рассказчика в литературе

Беседа по вопр стр 160 – 161




78




«Уроки французского»: конфликт, основные образы, проблематика










79-80




Сочинение по произведению В.Распутина «Уроки французского»




сочинение




81

Из зарубежной литературы

В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Краткая биогр справка

Пересказ, чтение, инсценирование

Просмотр киноверсий пьесы

82




Любовь, исполненная отваги" в трагедии Шекспира и в повести И.С.Тургенева "Ася"










83




М.Сервантес. Роман «Дон Кихот» (избранные главы)

ТЛ: роман, романный герой

Пересказ, сюжетный план




84




"В конце концов он назвал себя Добрым" (по роману Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот").










85-

Обобщение

Обобщение изученного




Итоговый контрольный тест




86




Подведение итогов










87

Рекомендационный список литературы для летнего чтения













Каталог: download -> version
version -> Жалпы орта білім деңгейінің ОҚу пәндері бойынша үлгілік тақырыптық жоспарлары
version -> Пояснительная записка к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности (7 класс)
version -> Пояснительная записка «Безопасность жизнедеятельности»
version -> Реферат по этнологии: Брачные традиции народов мира. Работу студентка 42 а группы Романцова Галина
version -> Реферат по химии «Жиры, белки, углеводы». ученица 12 класса Линченкова Алина
version -> Реферат Идеи Просвещения в творчестве Уильяма Хогарта
version -> Зигмунд Фрейд Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии
version -> Виталий Петрович Леонтьев Знакомства и общение в Интернете Виталий Леонтьев Знакомства и общение в Интернете
version -> Публичный отчет по итогам работы за 2013 2014 учебный год Общая характеристика образовательного учреждения

  • Важнейшие умения восьмиклассников
  • Учебная и методическая литература
  • Планирование уроков литературы в 8 классе (УМК под ред.Г.С. Меркина) 2,5 часа в неделю 87 часов за год
  • Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  • Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
  • Контрольная работа по произведениям Пушкина «Капитанская дочка», Лермонтова «Мцыри», Гоголя «Ревизор»
  • Рекомендации по написанию сочинения
  • Сочинение по произведению В.Распутина «Уроки французского» сочинение
  • Итоговый контрольный тест 86