Пояснительная записка Общая характеристика предмета Место предмета в учебном плане

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Пояснительная записка Общая характеристика предмета Место предмета в учебном плане

Скачать 10,38 Mb.


страница1/63
Дата30.03.2017
Размер10,38 Mb.

Скачать 10,38 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Выпускная квалификационная работа

Проект рабочей программы по русскому языку

Выполнил: Крикунова Н.М., учитель МОБУ

«Новосокулакская СОШ» Саракташского района.



Руководитель: Смирнова Е.В., ст. преподаватель дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ
Оренбург

2013

Содержание

1 Пояснительная записка



  1. Общая характеристика предмета

  2. Место предмета в учебном плане

  3. Цель обучения




  1. Содержание учебного предмета

  2. Календарно-тематическое планирование

  3. Учебно-методическое, информационное обеспечение образовательного процесса

5 Планируемые результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена в соответствии с:



  • требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ
    Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован МинюстомРоссии 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);

  • Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. -- М.:Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2011);

  • Программой к учебникам «Русский язык. 5 класс» для общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской,, П.А.Леканта. - - М.: ООО «Дрофа - - учебник», 2011.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика программы

Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство постижения и обретения социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира человека, приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Русский язык также является основой интеллектуального, духовного и эстетического развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества XXI века. Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих



способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;



  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие
    готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических
    ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих


свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:


  • осознание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, его
    самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;

  • формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • усвоение системы знаний о русском языке;

  • формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности,
    последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.

Содержание курса русского языка обусловлено реализацией компетентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами рече'вой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.

Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями ее основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.

Кулътуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

Общая характеристика учебного предмета.



Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как1 знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.



Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:



  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить
    продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную
    речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в
    процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить
    логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять
    библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и
    второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
    применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности,
    планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку,
    самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть, ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Основные содержательные линии.

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре нашей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.



Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».



Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;



  1. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
    потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­
    шенствованию;

  2. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
    и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы
    текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных
    стилей и жанров;




  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования
    (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
    компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный


поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических


особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата


и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы


построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);



соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты,
    мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике
    речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение
    находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
    тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
    спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;




  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
    родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
    навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
    совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-
    культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
    межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа,
    как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
    народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;




  1. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,
    речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
    публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
    официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
    рассуждение); текст, типы текста: основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  2. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами
    русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  2. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
    высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Формирование универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия:

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым
    видам насилия и готовность противостоять им;

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм
    в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам,
    переживание стыда и вины при их нарушении;

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома,
    во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной
    деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

формулировать проблему,

выдвигать аргументы,

строить логическую цепь рассуждения,

находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

осуществлять библиографический поиск,

извлекать необходимую информацию из различных источников;



определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.

Регулятивные универсальные учебные действия:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения языка в школе.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.



Создание письменных сообщений.

Выпускник научится:

  • создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

  • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового
    редактора;

  • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения,
    осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

  • использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста;

  • использовать компьютерные инструменты.

Программа рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю), из них на развитие речи - 41 час, контрольных работ - 18 часов, но календарно-тематическое планирование построено на 210 уроков, т.к. в учебном году 35 учебных недель.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе "Программы к учебникам «Русский язык. 5 класс» для общеобразовательных учреждений под редакцией. М.М. Разумовской, П.А.Леканта.

Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

  • Выпускная квалификационная работа
  • Руководитель
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Общая характеристика программы
  • Целями изучения русского (родного) языка
  • Основные содержательные линии .
  • Результаты изучения предмета «Русский язык» Личностными результатами
  • Метапредметными результатами
  • Предметными результатами
  • Содержание учебного предмета Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции