Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 10 классе

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 10 классе

Скачать 288,46 Kb.


Дата12.01.2017
Размер288,46 Kb.

Скачать 288,46 Kb.

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 10 классе.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 час. в год соответственно.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2010.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;


уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Список литературы.



  1. Пальдяева Г.М. ( автор составитель. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2011г.

  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2007.

  3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

ни.


Содержание программы.
Введение -2час

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.


Основы цитологии -30 час

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.



Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза.

Лабораторные работы

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

«Наблюдение за движением цитоплазмы»

«Сравнение клеток растений и животных»

Размножение и индивидуальное развитие организмов -10час

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.



Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Основы генетики -18 час

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.



Обучающиеся должны знать: каковы основные законы наследственности; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать генетические законы, модификационную и мутационную изменчивость.

Практические работы №1 и №2 «Решение генетических задач»
Генетика человека -5 час

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.



Обучающиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости.

Практическая работа « Составление родословной»

Повторение -3 час

Цитология. Обмен веществ. Размножение и онтогенез. Генетика.






Урока

Дата

проведения

урока

Тема . часы

Тема урока

Содержание в соответствии с ФГОС

Тип , форма урока

Домашнее

задание

1




Введение /2час./

1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

Основные направления развития современной биологии. Классическая биология, эволюционная, физико-химическая биология. Методы исследования.

ИНМ, беседа

1,2 задание стр12, темы сообщ стр8

2







2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

Знать характеристику уровней организации живой материи.

Обобщ.урок, инд работа

3,4 задание стр 15

3




Основы цитологии (30 час)

1 Методы цитологии. Клеточная теория

Основные положения клеточной теории.

ИНМ, индив работа

5, сообщение «история открытия клетки»

4







2 Химический состав клетки

Химические элементы и химические вещества клетки

ИНМ, инд работа

6 , вопр пар, сообщ. «Ковалентная связь»

5







3 Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

Роль и свойства воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Буферные системы

ИНМ, групп работа

7,8,сообщение «Вода- колыбель жизни»

6







4 Углеводы, их роль в жизнедеятельности клетки

Классификация углеводов. Строение молекул и функции.

ИНМ, работа в группе

9, задание стр37

7







5 Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

Классификация липидов, их роль .

ИНМ, инд работа

10, повт 9, вопр 1-4

8







6 Строение белков.

Строение молекул белка. Уровни организации белковой молекулы. Денатурация.

ИНМ, беседа

11, стр.40-43,задание стр.46

9







7 Функции белков

Функции белков.

ИНМ, лекция

11, задание стр 46

10







8 Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

Типы нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК. Азотистые основания, принцип комплементарности. Виды РНК.

ИНМ, рассказ

12, задание стр.53 , повтор. 9,11

11







9 АТФ и другие органические соединения

Строение молекулы АТФ. Роль АТФ в жизни клетки. Макроэнергетическая связь.

ИНМ, инд работа

13, задание стр54,повт 11

12







10 Контрольно-обобщающий урок по теме «Химическая организация клетки»




Контр.обобщ

Повторить 6-13

13







11 Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Строение мембраны и клеточного ядра. Эндоцитоз, экзоцитоз. Кариоплазма, кариотип. Гомологичные хромосомы. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.

Индив. работа

14, вопр 1-8, таблица «Органоиды клетки»

14







12 Лабораторная работа № 1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»




Практикум

повт.14

15







13 Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. рибосомы

Цитоплазма клетки. Клеточный цент, центриоли. Рибосомы.

ИНМ, инд работа

15. вопр 1-3

16







14 Лабораторная работа № 2 « Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках»




практикум

Повтор. 14-15

17







15 Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения

Гладкая и шероховатая ЭПС. Комплекс Гольджи и его функции в клетке. Лизосомы и клеточные включения.

ИНМ, инд работа

16.вопр.1-4

18







16 Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

Роль митохондрий. Пластиды и их виды.

ИНМ, инд работа

17 вопр.1-5,задание стр71

19







17 Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток

Прокариоты и эукариоты.

ИНМ, инд. работа

18,задание стр.75

20







18 Сходства и различия в строении клеток растений, грибов и животных

Мезосомы. Аэробы, анаэробы, споры. Плазмиды.

ИНМ, инд. работа

19, вопр.1-5

21







19 Лабораторная работа № 3 « Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток»




практикум

2.8 вопр.к пар

Повт 1.7


22







20 Вирусы и бактериофаги. Структура, жизненный цикл, внутриклеточный паразитизм

Строение вирусов и их размножение. Капсид. Бактериофаг.

ИНМ. Инд работа

20, повт.14-20

23







21 Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клетка-структурная единица живого»




Контр.обобщ

14-20

24







22 Обмен веществ превращение энергии в клетке

Гомеостаз. Пластический и энергетический обмен. Метаболизм. Ферменты и их роль.

ИНМ. Групп. работа

21, вопр. 1-4, повт 9

25







23 Энергетический обмен в клетке

Диссимиляция. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Клеточное дыхание.

ИНМ. Группов. работа

22, вопр1-4

26







24 Питание клетки

Питание клетки. Автотрофы и гетеротрофы



ИНМ, беседа

23 , вопр.1-2

27







25 Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере

Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотосистемы.

ИНМ. лекция

24, заполнить табл.

28







26 Автотрофное питание. Хемосинтез.

Хемосинтез. Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии

ИНМ, беседа

25, вопросы

29







27 Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке

Триплет. Транскрипция и трансляция Промотор, терминатор.

ИНМ. Лекция

26,,вопр.1-7

30







28 Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Оперон. Механизм регуляции синтеза белков.

ИНМ лекция

27, вопр 1-5,повт. 21-27

31







29 Итоговый урок по теме: «Обмен веществ и энергии в организме»




Повторение и закрепление

Повт 5-12

32







30 Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы цитологии»




контроль



33




Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (10 час)

1 Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Апоптоз. Периоды интерфазы. Репликация. Митоз и амитоз.

ИНМ. беседа

28-29, вопр.1-4

34







2 Мейоз, его биологическое значение.

Фазы мейоза. Коньюгация. Кроссинговер.

ИНМ, лекция

30, задание стр 116 Отличие митоза и мейоза

35







3 Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Виды бесполого размножения. Вегетативное размножение.

ИНМ. Групп.работа

31, информация о сиамских близнецах

36







4 Половое размножение

Гаметы, гермафродиты. Коньюгация, копуляция. Яичники и семенники.

ИНМ, групп работа

32, вопр1-4

37







5 Развитие половых клеток

Гаметогенез. Особенности спермато- и оогенеза

ИНМ. беседа

33, вопр1-7

38







6 Оплодотворение

Зигота. Двойное оплодотворение и его суть. Микроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры, зародышевый мешок.

ИНМ. беседа

34, вопросы пар.

39







7 Онтогенез- индивидуальное развитие организма

Типы онтогенеза. Метаморфоз, плацента.

ИНМ, рассказ

35, вопр 1-3 письменно

40







8 Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Морула. Бластула, бластоцель. Гаструла, нейрула. Экто-, энтодерма. Мезодерма.

ИНМ, беседа

36, вопрр1-5

41







9 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Периоды постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие.

таблицы

37, краткое содержание главы

42







10 Итоговый урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма»




повторение

Повторить 28-37

43




Основы генетики (18час)

1 История развития генетики. Гибридологический метод

Гибридологический метод. Чистые линии.

ИНМ. лекция

38, вопр.1-3

44







2 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

Закон чистоты гамет. Аллельные гены. Гомо- и гетерозиготы. Правило расщепления.

ИНМ, беседа

39, стр 142-144.

45







3 Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Цитологические основы закона чистоты гамет

ИНМ, беседа

39, решить задачу

46







4 Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Кодоминирование и неполное доминирование. Фенотип, генотип. Анализирующее скрещивание. Кодоминирование.

ИНМ. Лекция

40, решить задачу

47







5 Решение генетических задач




практика

40, решить задачу

48







6 Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Решетка Пиннета. Закон независимого наследования признаков.

ИНМ. лекция

41, словарь, решить задачу

49







7 Хромосомная теория наследственности.

Кроссинговер. Хромосомные карты. Закон Моргана.

ИНМ. рассказ

42, решить задачу

50







8 Взаимодействие неаллельных генов. Практическая работа №1

Плейотропность. Эпистаз. Полимерное действие генов.

практикум

43, решить задачу

51







9 Цитоплазматическая наследственность

Цитоплазматическая наследственность

ИНМ, беседа

44,вопр пар.

52







10 Генетическое определение пола

Признаки, сцепленные с полом. Аутосомы, половые хромасомы, Гомогаметный и гетерогаметный пол.

ИНМ, беседа

45, подгот к практич работе

53







11 Практическая работа № 2 Решение генетических задач




практикум

Решить задачу

54







12 Роль генотипа и условий среды в формировании фенотипа.

Виды изменчивости. Норма реакции. Модификационная изменчивость. Наследственная, комбинативная и мутационная изменчивость.

ИНМ, беседа

46, вопросы пар

55







13 Лабораторная работа № 4 «Изменение фенотипов растений»




Практикум

Повторить 46

56







14 Изменчивость.



Лекция, ИНМ

46, конспект

57







15Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда»




практикум

конспект

58







16 Виды мутаций

Генные, геномные, хромосомные мутации. Виды хромосомных мутаций. Полиплоидия


ИНМ, лекция

47, вопр 1-2

59







17 Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, нейтральные, полезные мутации

ИНМ, беседа

48, повт 38-48

60







18 Итоговый урок по теме» Основы генетики»




контроль

38-48, решить задачу

61




Генетика человека (5 час)

­1 Методы изучения наследственности человека

Методы исследования наследственности

ИНМ, беседа

49,вопр1-2

62







2 Генетика и здоровье

Генетические заболевания

ИНМ, семинар

50, сообщения «наследственные заболевания

63







3 Лабораторная работа №6 «Составление родословной»




практикум

50, повт

64







4 Проблемы генетической безопасности




повторение

51,, таблица

65







5 Итоговый урок по теме «Генетика человека»




повторение

Повторить 49-51

66




Повторение-3час

Повторение темы «Основы генетики»




повторение

38-48.

67







Повторение темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов




повторение

27-33

68







Повторение темы «Основы цитологии»




повторение




69-70




Резерв













  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Содержание программы. Введение -2час
  • Основы цитологии -30 час
  • Размножение и индивидуальное развитие организмов -10час
  • Основы генетики -18 час
  • Генетика человека -5 час
  • Урока Дата проведения урока Тема . часы
  • Основы цитологии (30 час)
  • Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (10 час)
  • Генетика человека (5 час)