Пояснительная записка Дисциплина «Основы производственного мастерства»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка Дисциплина «Основы производственного мастерства»



Дата03.07.2018
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка




Пояснительная записка

Дисциплина «Основы производственного мастерства» даёт теоретические и практические навыки и знания технологии керамики, основных керамических материалов, технологических процессов керамического производства, выполнение в различных керамических техниках авторских произведений, по предварительно разработанным проектам. Ознакомление студентов с широкими возможностями декорирования изделий из керамики, ознакомление студентов с технологическими процессами производства керамических изделий, ознакомление студентов с типовым оборудованием керамического производства.
1. Цель изучения дисциплины:

  • овладение студентами теоретическими и практическими знаниями технологии керамики, основных керамических материалов, технологических процессов керамического производства,

  • выполнение в различных керамических техниках авторских произведений, по предварительно разработанным проектам.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавр
Дисциплина входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 072600.62 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Для изучения данной дисциплины студент должен владеть основами рисунка и композиции в объеме, необходимом для сдачи вступительных экзаменов.



Изучение дисциплины «Основы производственного мастерства» осуществляется с 1 по 4 курс в 1 - 8 семестрах параллельно с другими дисциплинами профессионального цикла.

Освоение дисциплины способствует развитию образного мышления и практических навыков в создании художественного произведения в керамике. Полученные знания и умения будут использованы при создании итогового аттестационного проекта и далее в профессиональной деятельности.

Для освоения курса необходимы: знания основ композиции, композиции ДПИ, материаловедения, рисунка, живописи, скульптуры;


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы производственного мастерства»:
Основная компетенция: Способность правильно выбирать материал и технику для изготовления художественных изделий на основе проекта. Готов решать сложные технологические и технические задачи в области декоративно-прикладного искусства.

Дисциплина формирует следующие компетенции ООП: ОК-4, ОК-5, ОК-8, ПК-3, ПК-4, ПК-5,СК-1, СК-2, СК-4, СК-5.



В результате обучения студенты должны:
иметь представление:


  • о технологических процессах художественно-промышленного производства керамических изделий;

  • о способах и методах декорирования изделий из керамики;


знать:

  • методы организации творческого процесса художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

  • типовое оборудование керамического производства;

  • технику безопасности при работе в керамической мастерской.


уметь:

  • выполнять модели из пластилина и гипса;

  • изготавливать формы из гипса;

  • работать на гончарном станке;

  • декорировать керамические изделия.


иметь навыки:

        • работы на различных переделах технологического процесса производства керамических изделий

4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 22 ЗЕТ (792 часа).
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(очная форма)



Вид занятий (учебной работы)

1 сем

2 сем

3 сем

4 сем

5 сем

6 сем

7 сем

8 сем

ИТОГО:

Лекции




























Лабораторные




























Практические

36

54

54

54

54

90

90

36

468

КСР




























Семинары


























































Итого аудиторных занятий:

36

54

54

54

54

90

90

36

468

Реферат




























Курсовая работа




























Другие виды самостоят. работы

36

36

36

36

36

36

36

36

288

Подготовка к экзамену






















36

36

Итого самостоятельных занятий:

36

36

36

36

36

36

36

72

324

ИТОГО:

72

90

90

90

90

126

126

108

792

Вид итогового контроля

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Зач.

Экз.





4.2. Содержание дисциплины
4.2.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Лекции

Лаборат.

Практич.

КСР

Семинары

Итого аудиторных

Реферат

Курсовая работа

Другие виды сам.работы


Итого сам.работы

ИТОГО

1

Способы скульптурного декорирования

1







8







8







7

7

15

2

Техника фактуры

1







10







10







7

7

17

3

Декорирование ангобами

1







12







12







7

7

19

4

Техника декорирования глазурями.

1







12







12







7

7

19

5

Мелкая пластика

1







12







12







8

8

20

6

Изготовление лепного изразца

2







34







34







12

12

46

7

Изготовление гипсовых форм

2







24







24







12

12

36

8

Литье керамических изделий.

2







18







18







12

12

30

9

Надглазурная роспись

3







50







50







18

18


68

10

Подглазурная роспись

34







48







48







18

18

66

11

Интерьерная керамика.

4







28







28







36

36

64

12

Облицовочные плитки

5







16







16







18

18

34

13

Изготовление изделий гончарным способом

5







38







38







18

18

56

14

Архитектурно-пространственные объекты

6







90







90







36

36

108

15

Монументальные керамические изделия

7







90







90







36

36

126

16

Лепка крупных архитектурных изделий

8







36







36







36


36

72




Подготовка к экзамену:


































36

ИТОГО










468







468







288

288

765

4.2.2. Содержание разделов дисциплины


  1. Способы скульптурного декорирования.

Способы скульптурного декорирования на сыром изделии. Выполнение мелкой пластики

Лепка декоративной глиняной игрушки по авторскому эскизу.




  1. Техника фактуры.

Фактуры, штампы, прокатки. Рельеф, контррельеф, ажур.

Изготовление авторских изделий с применением техники фактуры. Выполнение эскиза и изделия по авторскому эскизу.

Изготовление авторских изделий с применением штампов

Выполнение изделия по авторскому эскизу. Изготовление штампов, отминка.

Изготовление авторских изделий с применением прокатки. Выполнение эскиза и изделия по авторскому эскизу. Изготовление прокатки, резьба по гипсу, отминка.
3. Декорирование ангобами

Ангобы: состав, способы нанесения. Основные виды росписи ангобами. Роспись плитки кистью. Роспись плитки грушей. Роспись плитки в технике сграффито.


Выполнение в материале авторской росписи декоративной тарелки по предварительному эскизу.


  1. Техники декорирования глазурями.

Поливы глазурями. Приготовление глазурей к работе. Напыление глазурей.

Техники: сграффито, резерваж. Роспись глазурями.

Выполнение в материале по предварительному эскизу декоративной тарелки.

5. Мелкая пластика.

Специфические особенности керамической скульптуры малых форм. Изготовление модели по авторскому эскизу. Снятие формы со сложной авторской модели с последующей доработкой. Отливка авторского изделия мелкой пластики, монтаж деталей. Ручная доработка, лепка деталей, нанесение фактуры.

Декорирование авторского изделия.

Способ декорирования: гравирование. Выполнение авторского изделия в технике гравирование.

Способ декорирования: ажур. Выполнение авторского изделия в технике ажур.

Способ декорирования: процарапывание рисунка. Выполнение авторского изделия в технике процарапывания.
6. Изготовление лепного изразца.

Выполнение (лепка) копии изразца в технике рельеф. Изготовление гипсовой формы изразца. Отливка гипсовой формы, доработка деталей. Отминка изразцов в гипсовую форму. Доработка.

Тиражирование. Специфика технологии изготовления печных изразцов.
7. Изготовление гипсовых форм.

Изготовление гипсовых моделей на модельном станке. Изготовление форм и капов. Изготовление пристроев. Тиражирование форм.

Оборудование гипсомодельной мастерской. Модельный станок, вибросито. Инструменты, материалы.
8. Литье керамических изделий.

Наливной и сливной способы литья.

Подготовка: сборка форм для литья. Время набора черепка. Особенности литья крупногабаритной формы.

Оборудование литейного цеха. Литейные автоматы, конвейерные линии.

Отливка в условиях мастерской. Материалы. Инструменты.

Отливка мелких изделий. Кассетные формы.


Отливка изделия сложной формы. Отливка авторских изделий в гипсовых формах.

Сборка на жижель отдельных кусков. Сборка на жижель отдельных кусков, сложных литых изделий (ручки, носики, скульптура).


Технологические особенности сборки: замывка, зачистка, подготовка к сушке.

9. Надглазурная роспись


Надглазурная роспись. Химический состав пигментов. Палитра. Температурный режим обжига. Особенности и способы нанесения надглазурных красок. Роспись плиток в технике надглазурной росписи

Выполнение копии авторской росписи тарелки диаметром 20-30 см. (копии изделий Российских заводов).

Выполнение росписи чашки с блюдцем в технике надглазурной росписи по авторскому эскизу.
10. Подглазурная роспись

Подглазурная роспись. Историческая справка. Майолика. Гжель.

Состав подглазурных красок. Пигменты, соли. Температурный режим обжига. Роспись по черепку или по сырой эмали.

Выполнение копии майолики, Гжели, Голландских изразцов по сырой эмали подглазурными красками.


Выполнение авторской росписи тарелки диаметром 20 -30 см по эскизу в технике подглазурной росписи.

11. Интерьерная керамика.

Применение декоративных возможностей керамики и стекла в интерьере Специфические особенности. Материалы, применяемые для архитектурно-художественной керамики. Виды изделий.
12. Облицовочные плитки.

Облицовка керамическими плитками. Печи, камины.

Промышленная технология изготовления облицовочной плитки. Оборудование. Виды прессования плиток: горячее прессование, прессование под давлением.

Традиции использования облицовочной плитки. Историческая справка. Печи, камины.

Виды облицовочной плитки: рельефная, расписная. Декалькомания. Шелкография.

Сведения о лучших производствах. Уровень технического оснащения. Облицовочная плитка в настоящее время. Характерные особенности. Интерьерные решения.


13. Изготовление керамических изделий гончарным способом.

Подготовка глины для гончарного формования.

Гончарный станок, инструменты.

Выполнение копий гончарных изделий народных промыслов.

Выполнение изделия по авторскому эскизу с применением техник фактурного декорирования.
14. Архитектурно-пространственные объекты.

Технологические и конструктивные требования к архитектурно – пространственным объектам.

Промышленный опыт изготовления модульных изделий.

Выполнение керамического изделия для экстерьера. Выполнение декора на авторском изделии. Применение глазурей, эмалей и пигментов для декорирования керамических изделий. Покраска авторского изделия.

15. Монументальные керамические изделия

Требования к керамическим массам (пористость). Шамот – структурная схема массы. Изготовление шамотных масс промышленным способом.

Изготовление авторского рельефа из шамотной массы. Основные технологические особенности работы в технике рельеф.

Набивка, лепка, выборка рельефа. Сушка на плоской поверхности. Подгонка кусков. Покраска, монтаж.

Требования к глазурям для наружных покрытий.

Покраска авторского рельефа глазурями.


16. Лепка крупных архитектурных изделий

Опыт использования архитектурной керамики в мировой практике.

Выполнение лепки по авторскому эскизу с лепным декором.

Применение глазурей, эмалей и пигментов для декорирования архитектурной керамики. Покраска авторского изделия.



5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
При изучении дисциплины «Основы производственного мастерства» используются следующие образовательные технологии

Название образовательной

технологии



Кол-во

часов


%%

от общего объема часов



Декларативные технологии

Лекции с использованием презентаций и мультимедиа







Процедурные технологии

Практические занятия направленные на закрепление необходимых навыков.


468

59%

Индивидуальные консультации на практических занятиях по конкретному объекту (материалу)

Занятия исследовательского и творческого направления.


В том числе занятия в интерактивной форме

468

59%

Самостоятеная работа

324

41%



5.1. Формы самостоятельной работы студентов.
Проработка учебного материала по вопросам, сформулированным преподавателем.

Подготовка к практическим занятиям, используя материалы методических разработок кафедры;

Подбор материала для выполнения задания.

Зарисовки с натуры и по представлению.

Получение знаний студентами расширяющих их познания и навыки по изучаемым темам учебных занятий.

Посещение музеев, выставок.




  1. ФОРМА ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

При освоении дисциплины «Основы производственного мастерства» используется рейтинговая система текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Итоговая оценка складывается на основании подсчета баллов по рейтингу, который состоит из результатов посещения практических занятий, выполнения практических работ.


Расчет рейтинга 1-8 семестр

Вид занятий

Количество баллов

Оценка

Лекционные занятия




Зачёт, экзамен

Практические занятия

100

Зачет по теоретическому материалу



Завершается изучение курса экзаменом. Курсом предусмотрены практические работы, которые проводятся в аудитории под руководством преподавателя и самостоятельная работа. Проведение практических занятий предполагает выполнение керамических изделий в материале.





  1. ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ:

Зачёт, экзамен.


Семестровый экзамен, как и зачёт представляет собой просмотр всех выполненных за семестр работ. Для проведения просмотра создаётся комиссия. Студенты с помощью преподавателя организуют выставку своих учебных работ. К экзаменационному просмотру предоставляются все материалы, связанные с выполнением учебного задания. При оценке работ учитывается не только формальное выполнение задания, но и, прежде всего, решение поставленных задач.

Основные критерии оценки:

• композиционное решение листа

• правильность пропорциональных отношений

• грамотное построение формы

• выявление конструктивно-анатомической структуры формы

• светотеневая моделировка формы

• владение графическим приемом, завершенность


Отсутствие каких-либо заданий у студента служит причиной отказа в аттестации на просмотре.
8. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (не предусмотрен)

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Рекомендуемая литература
9.1.1. Основная литература


  1. Логвиненко Г. М. «декоративная композиция». Учебное пособие для ВУЗов – М.: «Гум. Издательство Владос», 2004



9.1.2. Дополнительная литература


  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: 1974

  2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. - М.: 1987

  3. Гжельская традиционная керамика – М.: Мозаика-Синтез, 2004

  4. Долорес. Рос. Керамика. Энциклопедия. М.: Изд-во Рос АСТ пресс. 2003

  5. Иманов Г.М., Косов В.С., Смирнов Г.М. Производство художественной керамики – М.: Высшая школа, 1985

  6. Каган М. О прикладном искусстве. - Л.: 1961

  7. Камины всего мира – М.: Арт-Родник, 2004

  8. Копылков М. А., Изотова М. Д. Одна композиция – СПб.: «Свободные художники Петербурга», 2010

  9. Крамаренко Л. О красоте и пользе. - М.: 1974

  10. Логвиненко. Декоративная композиция. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Владос, 2004

  11. Марков В. Фактура. - М.: 2002

  12. Паранюшкин Р.В. Композиция. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000

  13. Под редакцией Степанова А.В. Объемно – пространственная композиция. - М.: Архитектура, 2003

  14. Сапего И.Г. Предмет и форма. - М.: 1984

  15. Фокина Л.В. Орнамент. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000


9.1.3. Электронные ресурсы:
http://www.knigafund.ru/ «КнигаФонд» Электронная библиотечная система.

http://www.pechy.ru/index.html

http://www.vesta-hmt.ru/

9.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
9.2.1. Компьютерные программы

Не предусмотрено.




10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10.1. Специальные лаборатории и классы
Мастерские:

модельная,

гипсолитейная,

литейная,

росписи керамики,

гончарная



10.2. Основное учебное оборудование
В мастерских соответственно:

модельная - модельные станки -2 шт.

гипсолитейная – рабочие столы, модели, капы, гипсохранилище, стеллажи и шкафы для форм,

литейная - формы для литья, рабочие столы, сушило.

росписи керамики – стеллажи для утеля, белья, рабочие места живописцев

гончарная – гончарные круги – 1 шт, стеллажи, кладовая для хранения глин



обжиговая - электрическая камерная печь – 5 шт.





  • Отливка изделия сложной формы. Отливка авторских изделий в гипсовых формах.
  • Выполнение авторской росписи тарелки диаметром 20 -30 см по эскизу в технике подглазурной росписи.