«Поэзия сердца» (панаевский и денисьевский циклы любовной лирики Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева)

Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Поэзия сердца» (панаевский и денисьевский циклы любовной лирики Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева)



Дата23.11.2017
Размер0,55 Mb.


МОУ «Чернокурьинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока-семинара в 10 классе

по лирике Некрасова и Тютчева

Тема: «Поэзия сердца» (панаевский и денисьевский циклы любовной лирики Н.А.Некрасова и Ф.И.Тютчева)



Используемые методы: исследовательский, проблемного обучения


Используемые технологии: ИКТ, групповой

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Подсадных Ольга Давыдовна

МОУ «Чернокурьинская СОШ»

Мамонтовского района Алтайского края

Черная Курья

Ход урока



  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проводим урок-семинар по лирике двух великих лирических поэтов XIX века – Николая Алексеевича Некрасова и Федора Ивановича Тютчева. «Поэзия сердца» – так назовем наш сегодняшний урок. [слайд 1]

Вечная тема любви…

Лирическая поэзия вряд ли может возникать и существовать без обращенности к теме любви…

Для одних поэтов «любовь ни времени, ни месту не подвластна», а любимая – это «милый друг», «любимая подруга»; для других – она «пастушка несравненная», да «образ милый», третьи считают ее носительницей высоких настроений и чувств, «волшебницей».

Несомненно, шедевры любовной лирики созданы Александром Сергеевичем Пушкиным. Тема большой, единственной на всю жизнь любви вошла в его эпику, начиная с поэмы «Руслан и Людмила». Непревзойденные, безраздельно покоряющие образцы: «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я Вас любил…»…

- Давайте вспомним некоторые пушкинские строки

[чтение наизусть учеником стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»]



- Какое настроение слышится вам в этих строках?

Учитель: Ощущением светлой радости и светлой печали проникнута «поэзия сердца» Пушкина. Из ряда пушкинских стихов возникает образ такой женщины, которая являет собой «чистейшей прелести чистейший образец».

Совсем иное звучание этой темы мы слышим у М.Ю.Лермонтова. Душевным надрывом, едкой горечью неразделенной любви проникнута его интимная лирика.

[чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Отчего»]

Учитель: Русские поэты достигли величайших высот любовной лирики. Но Николай Алексеевич Некрасов и Федор Иванович Тютчев открывают нам новые грани «поэзии сердца».

И сегодня, когда все чаще и чаще встают проблемы доброты, сострадания и милосердия, любви к ближнему, мы можем вспомнить о высоком примере неустанного осуществления Николаем Алексеевичем Некрасовым «великого дела любви». Любви всепоглощающей, единой, неразделенной любви ко всему: к женщине, к Родине, к народу. Именно этим привлекает лирика Некрасова и нас, современников.

Трагические конфликты духовного существования современного человека проявились и запечатлелись в любовной лирике Тютчева: любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву мятежной жизни- стихийной, «роковой».

Большинство любовных стихотворений Некрасова посвящено его гражданской жене Авдотье Яковлевне Панаевой, а многие стихотворения Тютчева посвящены Елене Александровне Денисьевой, вдохновившей поэта на «последнюю» любовь.

Эти стихи составляют циклы, которые в литературоведении принято называть «Панаевским» и «Денисьевским». [слайд 2]

Сегодня, представив эти циклы, мы постараемся увидеть и различия, и черты сходства в лирике двух великих поэтов.




  1. Работали в двух группах – изучали «Панаевский» и «Денисьевский» циклы.

«Поэзия сердца» Н.А.Некрасова

Учитель: Произнося имя Николая Алексеевича Некрасова, мы, конечно же, помним, что это, прежде всего, поэт-гражданин, создавший Манифест высокой чистой поэзии, заявивший о всеобнимающей любви. В любовной лирике Некрасов выступил наследником пушкинской традиции. «Зачем же ты в душе неистребима/Мечта любви, не знающей конца?» – писал он. [слайд 3]

- Что же нового внес Н.А.Некрасов в любовную лирику?

[презентация первой группы учащихся (слайды 4-16):

а) сообщение о личной жизни Некрасова;

б) чтение наизусть стихотворений «Ты всегда хороша несравненно», «Мы с тобой бестолковые люди», «Прости», «Я не люблю иронии твоей»;]

Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине девятнадцатого века не было поэта популярнее, чем Н.А.Некрасов. Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека. В сборнике 1856 года Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова «проза» и «поэзия» в любви сочетаются. У него любовь - земное чувство, поэтому отношения между любящими достаточно сложны. Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» - эта мысль рефреном проходит через все творчество Н.А.Некрасова.

Лирическая героиня выписана более, чем обладательница определенного характера: она - личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Некрасов как конкретная личность сам близко знал таких женщин. Одна из них – А.Я.Панаева, наделенная красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером. Авдотья Яковлевна вызвала у Николая Алексеевича большую любовь и опосредованно повлияла на создание необычного цикла стихов вошедшего в историю литературы под названием «панаевского». Союз этот не был безоблачным. И хотя их многое объединяло- общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязвнность друг к другу, совместная жизнь была трудной, отношения не были ровными и гладкими. Они должны были расстаться. В своих стихотворениях ,посвященных Панаевой, Некрасов описал историю своей сложной, радостной и мучительной любви. История нелегкой, проходившей в борениях любви, заканчивается стихотворением «Прости»

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь,не помни слез,

Не помни ревностных угроз !


Но дни, когда любви светило

Над нами весело всходило

И бодро мы свершали путь –

Благослави и не забудь !

Образ этой женщины и с годами не тускнел в благодарной памяти Некрасова. Почти через 10 лет после того, как они расстались, поэт писал:

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас.

Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту « прозу», которая в любви неизбежна». Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой. А потому и духовная близость сменяется размолвкой, ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь. Особенность лирики Некрасова заключаеся в том, что в ней как бы разрушается лирическая замкнутость. Героиня является герою из какого-то таинственного мира, неподвластного житейской прозе. «Она» входит в стихотворения со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. Герои нередко безжалостно тиранят друг друга. Однако во всем этом что- то живое, жизненное. «Жгучие укоры» и слезы сменяются раскаянностью и нежностью. Некрасов умел приобщить к поэзии и ежедневную «прозу».

Отношения супругов, семья, ее вершины и будни заняли заметное место в стихах «панаевского» цикла. Из воспоминаний А.Я.Панаевой известно, как серьезно смотрел на брак и семью Некрасов- человек, полагая, что в эти ответственные отношения должны вступать люди, понимающие один другого, близкие по образу мыслей, образу жизни. 12 апреля 1857 года он писал из Рима Л.Н.Толстому: «Мысль, что заболит другое сердце, может меня остановить от безумного или жестокого поступка – я это говорю по опыту; мысль, что есть другая душа,которая поскорбит или порадуется за меня, наполняет мое сердце тихой отрадой, для такой души я не в состоянии пожалеть своей…» Через месяц тому же адресату : «…и вот является любовь.Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот вы замечаете, что другому нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора»

Учитель: [слайд 17] «Жизни блаженство в одной лишь любви» - эту строку из стихотворения Федора Ивановича Тютчева можно считать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Тютчеву в момент написания этого стихотворения было 67 лет. И фраза эта в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.

- Предоставим слово второй группе. Раскройте «два лика любви» в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева.

«Поэзия сердца» Ф.И.Тютчева

[презентация второй группы учащихся (18-31):

а) сообщение о личной жизни Тютчева;

б) чтение наизусть стихотворений «Я помню время золотое», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «О, как убийственно мы любим», «Я очи знал – о, эти очи»;]

Выдающийся русский лирик Ф.И.Тютчев многогранный поэт, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он –поэт –космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. Любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения. Наконец, свои эпилоги.

После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева:_Нести и Леля.С Лелей он познакомился в 1850 году, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил свою вторую жену, семью. «Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался…» -пишет о периоде «последней любви» поэта к Е.А.Денисьевой их сын Ф.Ф.Тютчев. В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность и вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. И когда поэт потерял ту, которую так безумно и страстно любил, он потерял все.

…Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет и не может…

Нет ни полета, ни размаху-

Висят поломанные крылья…

Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле (1850-1864),одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Любимая предстает не как «неземное создание»,а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные чувства, но и ошибки, слабости, противоречия, страсть. Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием. Стихи этого цикла звучат как исповедь. Истязательный самодопрос, истязующий самоотчет.

Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь - это стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение личностей, в ходе которого должен погибнуть слабый. Впервые в творчестве поэта именно в этом цикле нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества к любящим: «…Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Чувства сильны и беззаветны, сердца преданы друг другу , однако «союз души с душой» губителен. Если сердца обречены на любовь, значит, они обречены и на поединок друг с другом, это неизбежно: «О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей». Но не только любовь сама по себе разрушительна. Ее губят и те, кто осуждает, и тем самым оскверняет «беззаконное» чувство. Эти блюстители узаконенной морали втаптывают в грязь чувства любимой Тютчевым женщины. А он не может бороться с этим, обвиняет, корит себя, но остается бессильным перед обвинителями. Она же - борется и в схватке с толпой побеждает, сумев сохранить свою любовь. Поэт не перестает изумляться силе ее любви и преданности. Он снова и снова пишет об этом: «О. как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней…Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!..Пускай скудеет в жилах кровь. Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность»

Наконец, приближается тот «роковой»исход событий, который Тютчев предугадывал. Приходит гибель любимой женщины, пережитая дважды- сначала наяву, а потом в стихах. Смерть нарисована с пугающей реалистичностью. Поэт – у постели умирающей, «убитый, но живой». Он, так боготворивший ее, свою последнюю любовь, так страдавший много лет от людского непонимания, так гордившийся и удивлявшийся своей любимой, теперь ничего не может сделать, не в силах вернуть ее.

Потеряв любимую, поэт нигде не мог найти покоя: «Во мне все убито: мысль, чувство, память, все…Ах, она мне нужна здесь, на земле, а не там, где-то…Сердце пусто - мозг изнеможен».Смерть любимого человека, по собственному его выражению, «сломавшая пружину жизни»,убила в нем даже желание жить. Тютчев как позор переживал «мертвенность души» и «тупую скуку»,связанные с воспоминаниями о смерти любимой. Поэту, познавшему некогда жгучую любовь, недостаточно просто страдания; он жаждет «живой муки».Только лишь ею он может ответить на былую любовь, «так пламенно, так горячо любившей».

Учитель: Стихи Ф.И.Тютчева, как вы обратили внимание, очень мелодичны. Я предлагаю послушать известный романс на стихи Тютчева «Я встретил Вас – и всё былое…» (А.Федосеев)


  1. Общие черты и различия «Панаевского» и «Денисьевского» циклов

Учитель: Мы услышали «поэзию сердца» двух поэтов. В чем взаимное притяжение? Какие черты различия?

Своеобразие любовной лирики Некрасова и Тютчева в том, что любовь изображается как чувство сложное, противоречивое. Не всегда между героями стихотворений царит согласие, взаимопонимание. Часто, очень часто по каким-то причинам между героями «Панаевского» и «Денисьевского» циклов возникаю конфликты, идет борьба, идет непрекращающийся поединок.

Но поединок этот разный. Многие исследователи творчества Некрасова отмечают, что поединок героев «Панаевского» цикла – это поединок равных. А в «Денисьевском» цикле Тютчев изобразил «поединок роковой». И здесь, на вопросе между кем, между какими силами идет этот поединок, мнения исследователей расходятся. Одни считают, что у Тютчева героям противостоит «грозная, роковая сила». Другие говорят, что главное в этом поединке «не вломившаяся из вне сила – толпа, а сила, нанесшая удар в спину, - это неспособность героя к полному, цельному чувству».

В стихотворении «О, не тревожь меня укорой справедливой» всё сказано строкой: «Ты любишь искренно и пламенно, а я…».

Убит не тот, кто ненавидит или смеется, а тот, кто любит: «О, как убийственно мы любим…», «Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей…». Хотя, конечно, и общество играет немалую роль в «поединке роковом», выступая против героини: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело», «Толпа вошла, толпа вломилась в светилище души твоей…».

В стихотворениях нет героя рядом с возлюбленной. Она одна со своими «тайнами и жертвами» предстала перед толпой. А герой не может ни защитить ее, ни разделить ее страданий:

Ах, если бы живые крылья

Души, парящей над толпой,

Её спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской!

Н.Н.Скатову принадлежит любопытное наблюдение над тем, что Некрасов как и Тютчев, создает в интимной лирике «не традиционно один, а два характера, из которыхженский оказывается чуть ли не главным».

Тютчев пишет в прошедшем времени, Некрасов в настоящем.




  1. Исследовательская работа [слайд 32]

Учитель: А сейчас я предлагаю провести небольшой сравнительный анализ, который, может быть, добавит еще один штрих к своеобразию и отличительной черте лирики Некрасова.

Многих современных исследователей интересуют вопросы, касающиеся «Панаевского» и «Денисьевского» циклов. Иногда их мнения о творчестве Некрасова и Тютчева противоположны. Ведь писателям ничто человеческое не чуждо, они могул заблуждаться, сомневаться и быть противоречивыми. Но читают, анализируют их произведения тоже люди, у которых могут быть разные точки зрения и могут меняться суждения на произведения искусства. Например, Пушкин после первого знакомства со стихотворениями Тютчева, остался к ним равнодушен, но потом сам напечатал их в «Современнике». Белинский ставил стихи Тютчева в ряд третьеразрядных, а Л.Толстой сказал, что «без Тютчева «нельзя жить».

Поэтому важно выработать свою точку зрения на то или иное литературное явление. Есть два высказывания о лирике Некрасова: [слайд 35] исследователь Карман считает, что «В лирике Некрасова дано социальное объяснение биографии и характеров героев».

А исследователь Скатов говорит обратное: «Внимательный взгляд на стихи «Панаевского» цикла, начиная со стихотворения 1847 года «Если мучимый страстью мятежной…» до «Прости» (1856) не обнаружит ни одного намека на социальное объяснение биографии и характеров героев».



- Кто же из исследователей прав?

- Как понимаете слово «социальное»?

[ответы учащихся]

[Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношения в обществе]

Учитель: Тема любви у Некрасова действительно очень широкая. Некрасов – это человек большого сердца. Для него истинный поэт, настоящий человек вообще должен уметь любить. Умеющий любить женщину, не может ни любить своей Родины, своего народа, не может и не должен быть равнодушным к горю и мукам «неимущих».

Будь гражданин, служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству



Всеобнимающей любви!

Это творческий и гражданский Манифест Некрасова. Именно здесь он заявляет о неразделенности любви.

Для Некрасова любовь – это возможность единения людей, любовь – это родство душ, это исток всего доброго и чистого.

Истинный поэт должен обладать сердцем, вмещающим святую, высокую, «благородную» любовь к людям, должен обладать мужественной душой, гражданской смелостью.

Эта мысль проходит через всё творчество Некрасова. Поэтому мы и говорим о ее социальности, и Корман считает, что один из основных принципов осознания и изображения действительности в лирике Некрасова – чувство социальности. Хотя нельзя, наверно, распространять этот вывод на всю лирику Некрасова. И в «панаевском» цикле эта социальность не выступает отчетливо.
5.Сравнительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Тяжелый год – сломил меня недуг» и «Тяжелый крест достался ей на долю».

[Чтение наизусть и анализ стихотворений учащимися первой группы]


В героине стихотворения «В тяжелый год – сломил меня недуг» видим вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность. В стихотворении «Тяжелый крест достался ей на долю» иной склад характера героини: героиня любящая, самоотверженная, старается не выдать горе («Страдай, молчи, притворствуй и не плачь…»). Страдание изнутри точит ее, прорывается отчаяние.

Исследователь Корман считает, что в этих стихотворениях изображены разные героини, так как в сходных обстоятельствах одна героиня вела бы себя одинаково.



- Разделяете ли вы точку зрения исследователя? Обратитесь к собственному опыту: приходилось ли вам совершать поступки, которые вас самих удивляли?

Героиня «Панаевского» цикла во время болезни друга ведет себя самоотверженно, забывает о себе, но ведь когда силы на исходе, возможны и срывы, «ужасные упреки». Значит, героиня все-таки одна. Так же считает и Скатов. Корман «опирается на представление о характере, как он сложился в рамках русского реализма до Достоевского, когда можно было заранее предсказать, как поведет себя такой-то характер в таких-то условиях. О стихотворении Некрасова уже нельзя этого сказать».



6. Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»

[чтение наизусть и анализ стихотворения учащимися второй группы]

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах Е.А.Денисьевой. Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, за окном шел августовский дождь. Осознавая, что умирает Елена Александровна всё еще тянется к жизни.

Во второй части дано описание обстановки состояния героя убитого горем. Так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любимой женщине, но человек всё может пережить, а боль в сердце остается:

О, Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передают тяжелое душевное состояние лирического героя.

Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: «теплый летний дождь»; метафоры: «убитый, но живой», «…и сердце на клочки не разорвалось». Характерна лексика поэтическая и бытовая.

Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.



  1. Заключительное слово учителя

Итак, сегодня мы познакомились со стихотворениями о любви. Написаны эти стихотворения поэтами-современниками. Каждый из них продолжает традиции русской любовной лирики и в то же время вносит в нее что-то новое. У Некрасова за прозой жизни стоит глубокое чувство любви:

«После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…»

Герои Некрасова – личности сильные, страстные, противоречивые. Несмотря на частые размолвки, они – люди духовно близкие, понимающие друг друга.

Иные оттенки любовного чувства в поэзии Тютчева. Поэт не только передал в стихотворениях восторженное чувство юноши, но и рассказал о «роковой» страсти в зрелые годы, которая приносит душевные муки и даже гибель.

- Как отозвалась поэзия сердца Некрасова и Тютчева в ваших сердцах?

- Чье отношение к любви вам ближе?

[ответы учащихся]



Учитель: Ребята, вы стоите на пороге взрослой жизни. Говоря о поэзии любви поэтов XIX века, вы, несомненно, ставите вопрос: «А что любовь для меня?»

[ответы учащихся]

Любовь – радость, страдания, тяжелый труд, откровение, тайна, большое счастье [слайд 36].

VIII. Рефлексия

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Какие уроки вы извлекли для себя?

- Пригодятся ли в жизни знания, полученные на уроке ?

-Что нового принес вам этот урок?

-Интересно ли вам было работать в группах?

Учитель раздает карточки, в которых предлагается поставить «+» около выбранного утверждения:



  • Мне было интересно на уроке

  • Мне было скучно на уроке

  • Урок меня оставил равнодушным

  • Урок меня затронул

Учитель: Оцените работу групп
IX.Домашнее задание – написать мини-сочинение по «Поэзии сердца» Н.А.Некрасова или Ф.И.Тютчева.

  1. Оценки за урок

Список литературы:

  1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. – М., 1986.

  2. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. – 1970.

  3. Корман Б.О. Лирика Некрасова. – И., 1978.

  4. Лебедев Ю.В. В середине века. – М., 1988.

  5. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. – М., 1950. – т.9.

  6. Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975.

  7. Пигарев К.В. Тютчев и его время. – М., 1978.

  8. Скатов Н.Н. Некрасов. Литературные очерки. – М., 1985.

  9. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем. Соч. – М.; Л., 1963 – т.5


  • Вступительное слово учителя
  • Работали в двух группах – изучали «Панаевский» и «Денисьевский» циклы. «Поэзия сердца» Н.А.Некрасова
  • Исследовательская работа
  • 5.Сравнительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Тяжелый год – сломил меня недуг» и «Тяжелый крест достался ей на долю».
  • 6. Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весь день она лежала в забытьи»
  • Заключительное слово учителя