Перспективы и динамика развития союзного государства россии и беларуси

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Перспективы и динамика развития союзного государства россии и беларуси

Скачать 145.31 Kb.


Дата03.07.2018
Размер145.31 Kb.

Скачать 145.31 Kb.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ
2 апреля Республика Беларусь и Российская Федерация отмеча­ют День единения народов Беларуси и России. Этот выбор обоснован исторически и социокультурно. Наши народы сформировались в лоне единой восточнославянской цивилизации.

На протяжении веков белорусский и российский народы неодно­кратно доказывали свое стремление быть вместе. Не случайно в чис­ле четырех учредителей Советского Союза в 1922 году были и Россия, и Беларусь. Еще больше объединила и сплотила наши народы совмест­ная борьба с самым жестоким режимом двадцатого века – германским фашизмом.

После войны помощь братского российского народа позволила в очень короткие сроки не только восстановить довоенный экономиче­ский потенциал, но и заложить основу качественно новой экономики Беларуси. В советские годы Беларусь была одним из немногих доно­ров союзного бюджета и по праву считалась одной из наиболее инду­стриально развитых республик.

В то же время не было, пожалуй, ни одной крупной стройки на тер­ритории Российской Федерации, в которой не принимали бы самое активное участие белорусы. Это обустройство Калининградской об­ласти, строительство БАМа, освоение нефтяных и газовых месторож­дений Западной и Восточной Сибири, богатств российского Дальнего Востока. И сегодня на территории России остались города и поселки, которые можно назвать белорусскими не только потому, что они стро­ились силами белорусских строителей, но и потому, что значительную часть их населения составляют этнические белорусы. Однако культур­ная принадлежность к белорусскому этносу не мешает им быть при­мерными гражданами Российской Федерации. В свою очередь Бела­русь стала родным домом для многих сотен тысяч россиян.

Наши государства уверенно идут в авангарде общемировых инте­грационных процессов. Тысячи и тысячи кооперационных нитей свя­зывают белорусские и российские предприятия. Еще более прочные культурные и человеческие связи у жителей наших стран.

Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было по­ложено 2 апреля 1996 года, когда Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Бела­руси и России. Этот день вошел в нашу историю как День единения на­родов Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Рос­сийская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уро­вень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотруд­ничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объедине­ния их материальных и интеллектуальных потенциалов.

Следующим важным этапом в развитии союзных отношений Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации стало подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан. Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему. В этих доку­ментах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государ­ство при сохранении национального суверенитета государств – участни­ков Союза. Одновременно были определены основные направления ин­теграционной работы в экономической и социальной сферах.



8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного го­сударства и Программа действий Республики Беларусь и Россий­ской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на ка­чественно новый уровень единения двух наших братских стран и наро­дов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Одним из основных и наиболее успешных направлений деятельно­сти Союзного государства является проведение согласованной внеш­ней политики Беларуси и России.

Республика Беларусь – надежный внешнеполитический союзник Российской Федерации. В свою очередь Российская Федерация неиз­менно поддерживает на всех уровнях и во всех международных орга­низациях и последовательно защищает независимую внутри- и внеш­неполитическую позицию Республики Беларусь.

Основополагающим документом, определяющим механизм взаимо­действия внешнеполитических ведомств Беларуси и России является Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Программа представляет собой документ концептуального характе­ра, который обеспечивает выработку согласованных подходов Респу­блики Беларусь и Российской Федерации к наиболее важным пробле­мам международных отношений и координацию усилий наших стран во внешней политике.

В настоящее время Министерством иностранных дел Беларуси со­вместно с Министерством иностранных дел России реализуется оче­редная Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2012-2013 годы, которая охватывает широкий спектр актуальных направлений внешнеполитического сотрудничества.

В рамках реализации Программы осуществляется сотрудничество по таким ключевым направлениям, как углубление двустороннего вза­имодействия на пространстве СНГ, формирование согласованной пози­ции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, обеспечение региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами, развитие отношений с третьими странами.

Республика Беларусь и Российская Федерация проводят стратеги­ческую линию на укрепление роли ООН как основного регулирующего и координирующего института в системе международных отношений, активно взаимодействуют при продвижении совместных инициатив, В рамках данной организации осуществляется активное и результативное взаимодействие делегаций двух стран в сфере международной безопас­ности и по широкому кругу политических и социально-экономических вопросов, неизменно оказывается взаимная поддержка при избрании представителей наших стран в органы ООН и другие международные организации системы ООН.

Продуктивно развивается белорусско-российское взаимодействие в рамках международных договоренностей по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения. Поддерживается высокий уровень контактов в ходе разоруженческих форумов. Вырабатываются общие подходы к проблемам общеевро­пейской безопасности, осуществлялась тесная координация действий в ОБСЕ, прежде всего, по вопросам военно-политического измерения, обновления архитектуры европейской безопасности, реформирова­ния ОБСЕ и корректировки деятельности БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за избирательными процессами.

Активно развивается взаимодействие внешнеполитических ведомств по разработке механизмов сотрудничества на пространстве СНГ. Обеспечивается тесная координация усилий Беларуси и России в рамках ОДКБ, формирования Таможенного союза и Единого экономи­ческого пространства Беларуси, Казахстана и России.


ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

В соответствии с Договором о создании Союзного государства одной из целей Союзного государства является формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников.

Основными направлениями экономического сотрудничества в рам­ках Союзного государства являются: проведение согласованной ма­кроэкономической политики; объединение транспортных, энерге­тических систем, создание общего рынка услуг связи; формирование единого научно-технологического пространства, проведение единой структурной промышленной политики, разработка и реализация прог­рамм Союзного государства; развитие торговых отношений; межрегио­нального сотрудничества; интеграция экономик обеих стран в миро­вую экономику; гармонизация и унификация законодательной и дру­гой нормативно-правовой базы.

В переч­не актов Союзного государства, договоров, соглашений и протоколов, подписанных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, около 150 документов.

Формированию единого экономического пространства Союзно­го государства в условиях мирового финансово-экономического кри­зиса способствовал подписанный главами правительств двух стран и одобренный Высшим Государственным Советом Союзного государ­ства 3 февраля 2009 года План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению па­раметров платежного баланса, совершенствованию условий веде­ния предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Активизации работы по формированию единого экономического пространства способствует также реализация утвержденного Сове­том Министров Союзного государства 30 января 2009 года Плана ме­роприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, который включает реализацию мероприятий по переносу таможенного, транспортного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю таможенную границу Союзного государства. В 2010 году План мероприятий успешно выполнен.

В настоящее время работа по формированию объединенной транс­портной системы ведется в основном в рамках Координационной ко­миссии по формированию и обеспечению функционирования объеди­ненной транспортной системы Союзного государства и в соответствии с Планом мероприятий по формированию и функционированию объе­диненной транспортной системы Союзного государства.

Сотрудничество в энергетической сфере направлено на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газовой, элек­троэнергетической отраслях, атомной энергетике, укрепление энер­гетической безопасности, обеспечение потребностей внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах. Завершено объединение газотранспортных систем, создана необходимая правовая основа со­трудничества в области ядерной энергетики.

В 1992 году между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о свободной торговле, в 1995 году правительствами двух государств подписан Протокол о введении режима свобод­ной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федераци­ей и Республикой Беларусь и Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 29 января 2001 года подписано межправительственное Соглашение о завершении унифи­кации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулиро­вания в Союзном государстве.

В новом формате выступают наши государства в формирующемся Таможенном союзе и ЕЭП Беларуси, России и Казахстана. Сформирова­ны и утверждены единые для Республики Беларусь, Российской Феде­рации и Республики Казахстан таможенный тариф, меры нетарифного регулирования внешней торговли, утвержден Таможенный кодекс Та­моженного союза.

Россия традиционно является одним из основных торговых партне­ров Беларуси. Доля внешнеторгового оборота России в общем внешне­торговом обороте Беларуси в разные годы сотрудничества находится в диапазоне от 47 до 60%.

Беларусь также является одним из важнейших торговых партнеров России. По итогам 2011 года Беларусь входила в десятку основных внешнеторговых партнеров России, занимая б-е место после Китая, Нидерландов, Германии, Италии и Украины. Среди стран СНГ Бе­ларусь также уверенно остается основным торговым партнером Рос­сии, занимая 2-е место после Украины.

Следует отметить, что в последнее время стабильно и устойчиво развиваются прямые связи между российскими регионами и Республи­кой Беларусь. Установлены торговые связи практически со всеми субъ­ектами Российской Федерации, причем 66 из них связаны соглашени­ями о сотрудничестве. Ряд российских регионов имеют свои представительства в Республике Беларусь.

Ведущее место в региональных российско-белорусских связях за­нимают 4 российских региона. Это устойчивая тенденция с 1999 по 2004 год – г. Москва (1 -е место), Тюменская область (2-е место), г. Санкт-Петербург (3-е место), Московская область (4-е место).

Активно работают в регионах созданные совместные российско-белорусские предприятия. Например, в Тюменской области, это тю­менский Торговый дом «Белшина», Торговый дом «Милавица-Тюмень», СП «Славянский лен» и «Импортлифт».

В г. Санкт-Петербурге сформирована действенная сеть по торговле продукцией белорусских производителей по следующим позициям:

Продукция ПО «Минский тракторный завод» и ОАО «Амкодор» – ре­ализуется через дилерскую сеть АО «Беларусь-МТЗ». Продажа тракто­ров является основным видом деятельности. Обеспечивается предпро­дажная подготовка и гарантийное обслуживание.

Продукция машиностроения реализуется в основном через торго­вую сеть совместного предприятия «Ладога МАЗсервис».

Строительные материалы представительства ЗАО «Забудова», ОАО «Керамин» через сети магазинов.

Телевизоры – через представительство ЗАО «Горизонт – Союз» и «Торговый дом Эра».

Основными партнерами г. Санкт-Петербурга в Республике Беларусь являются такие белорусские предприятия, как ЗАО «Атлант», Бобруйский машиностроительный завод. Минский инструментальный завод, Мин­ский тракторный завод, ОАО «Амкодор», Минский автомобильный за­вод, Могилевский автомобильный завод, ПО «Полимир» (г. Новополоцк), ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Керамика» (г. Витебск), ОАО «Кера-мин», Гомельский стеклозавод, ОАО «Барановичидрев», ОАО «Борисов-древ», ЗАО «Бобруйскмебель», Могилевский деревообрабатывающий завод, ЗАО «Молодечномебель», ЗАО «Холдинговая компания «Пинск-древ», ОАО «Элема» (г. Минск), ОАО «Свитанок» (г. Жодино) и др.

В Республике Татарстан создан торговый дом ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», который через дилеров ООО «Амкодор-Бел» (г. Казань), 000 НПО «Агротехсервис» (с. Новотроицкое), ОАО «Татагролизинг» (ст. Высокая Гора) реализует не только тракторы, но и другую белорус­скую сельскохозяйственную технику, а также осуществляет их сервис­ное и гарантийное обслуживание. Интересы ОАО «Амкодор» представ­ляет дилер ООО «Амкодор-Бел».

И это далеко не пол­ный перечень приме­ров взаимовыгодного плодотворного сотруд­ничества белорусских и российских регионов.

Современно обу­строенная таможенная граница и эффективно функционирующая таможенная служба яв­ляются элементами государственного строительства. От этого во мно­гом зависит развитие и процветание экономики Союзного государства, наполнение бюджета и, безусловно, защита экономических интересов Беларуси и России. На решение столь важных задач направлена дея­тельность отраслевого органа Союзного государства – Таможенного комитета Союзного государства, а также реализация союзных прог­рамм по созданию и развитию таможенной инфраструктуры Союзного государства.

С учетом вступления в силу Единого таможенного тарифа и Таможен­ного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года большинство опе­раций таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

Год от года растет внешнеторговый грузопоток, что в свою оче­редь диктует необходимость более интенсивной работы таможенных органов, в частности это относится к обслуживанию транзитных ав­томобильных перевозок. Правительствами Беларуси и России ставят­ся беспрецедентные по масштабам задачи, связанные с повышением транзитного потенциала наших стран.

В этой связи в 1997-2007 годах осуществлялась реализация меро­приятий Программы первоочередного развития таможенной ин­фраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь. В результате значительный работы, проделанной более чем за 10-летний период усилиями наших государств, в рамках Программы осу­ществлено строительство и реконструкция 8 международных автодорож­ных пунктов пропуска, оснащенных самыми прогрессивными информа­ционными технологиями, отвечающих современным международным стандартам. Работы проводились на литовском, украинском и польском направлениях.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Одной из важнейшей целей Союзного государства является прове­дение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века. Основные положения Договора о создании Союзного государства направлены на неуклонное соблюдение основных прав и свобод челове­ка и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и норма­ми международного права.

Правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Республикой Беларусь и Россий­ской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хо­зяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилы­ми помещениями, на трудоустройство.

Так, граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате тру­да, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграцион­ного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт.

Имеется нормативная правовая база и в области образования, обе­спечивающая гражданам России равные права на получение образова­ния на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси – на тер­ритории России. Между странами действует подписанное в 1996 году межправительственное Соглашение о взаимном признании и эквива­лентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Вместе с тем, в соответствии с национальными законодательными актами государств – участников Союзного государства, граждане Бела­руси на территории России, так же как и граждане России на террито­рии Беларуси, обладают статусом иностранных граждан. Тем самым на­лагается ряд ограничений на осуществление ими прав и свобод, как на иностранных граждан.

В целях урегулирования ряда наиболее острых вопросов обеспече­ния равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федера­ции в рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге были заключены четыре международных договора. Фактически данными документами регулируется ряд наиболее важ­ных вопросов союзного строительства: определяется порядок реали­зации основных гражданских и социальных прав граждан Союзного государства, закрепляются механизмы их обеспечения со стороны го­сударств – участников Союзного государства.

Реализация положений этих соглашений снимет самые животрепе­щущие проблемы, с которыми постоянно встречались граждане Бела­руси и России в случае переезда в другую страну.

Так, положения Протокола к Согла­шению между Пра­вительством Россий­ской Федерации и Правительством Рес­публики Беларусь об избежании двойно­го налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (от 21 ап­реля 1995 года), вступившего в силу 31 мая 2007 года, направлены на обеспечение для граждан Беларуси и России равных условий налого­обложения доходов, полученных от работы по найму. При этом гражда­не Республики Беларусь получают в Российской Федерации статус на­логового резидента и платят подоходный налог по ставке 13% с перво­го дня их работы на территории России (в случае заключения трудового договора на срок не менее 183 дней в году), а не 30%, как было ранее.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Бела­русь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства законодательно закрепляется упрощенная процедура по­лучения разрешения на постоянное жительство и освобождение от ре­гистрации в компетентных органах по месту пребывания граждан Бела­руси и России в течение 30 дней с даты въезда.

Дальнейшее интеграционное сотрудничество в социальной сфере определяется Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Высшего Государ­ственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года № 7.

В Концепции отражены вопросы: социально-трудовых отношений, социальной защиты, миграционной, демографической, молодежной и экологической политики, развития образовательного пространства и сотрудничества в сферах здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, культуры.



По материалам Постоянного Комитета

Союзного государства



  • Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан. Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему.
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  • Программа согласованных действий в области внешней политики
  • Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2012-2013 годы
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
  • Плана ме­роприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства
  • Таможенного комитета Союзного государства
  • Программы первоочередного развития таможенной ин­фраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь.
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
  • Договор между Республикой Беларусь и Россий­ской Федерацией о равных правах граждан
  • Соглашение о взаимном признании и эквива­лентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.
  • Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы
  • По материалам Постоянного Комитета Союзного государства