Педагогическое просвещение родителей

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Педагогическое просвещение родителей

Скачать 118,32 Kb.


Дата30.07.2017
Размер118,32 Kb.

Скачать 118,32 Kb.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ МЕТОДАМИ И ПРИЁМАМИ

ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ СВОЕМУ РЕБЁНКУ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

С.Л. Лаптева,

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

"Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад № 98 "Хрусталик"

г. Вологда

Воспитание слабовидящих детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детском коррекционном учреждении. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Семья является ячейкой общества. Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушенным зрением огромна. Но взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и своим слабовидящим ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Важно преодолеть негативное отношение родителей к зрительной недостаточности ребёнка и его возможностям, а также формировать позитивное отношение к будущему своего ребёнка. Большое значение родители должны уделять знаниям возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения и трудностей их воспитания. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы со слабовидящими детьми.


Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка с нарушениями зрения.

Слайд 2. Работа специалиста-дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения, имеет целью:

  • оказать квалифицированную поддержку родителям;

  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Неправильное взаимопонимание среди членов семьи может отрицательно сказываться на детях. Основным условием положительных влияний на детей является согласие, разумные взаимоотношения родителей и старших членов семьи (братьев, сестёр). Дети не должны быть свидетелями конфликтов и скандалов в семье. Нарушения и недостатки воспитания в семье являются отрицательным психогигиеническим фактором риска.

Для достижения положительных результатов восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе необходима правильная организация всей системы лечения, воспитания и обучения. Для этого необходимо знакомить родителей с особенностями данной патологии зрения, принципами лечения и условиями, необходимыми для успешных занятий, игр и других видов деятельности. Незнание родителями характеристики специфических особенностей развития детей, их своеобразия проявлений у детей с косоглазием и амблиопией может привести к ухудшению состояния здоровья ребёнка; возникновению у него психотравм; обострению негативных черт характера (ребёнок становится более упрямым, обидчивым и агрессивным); увеличению конфликтных ситуаций, которые могут иметь затяжной характер. Поэтому необходима соответствующая работа с родителями в Слайд 3. форме:



  • консультаций и бесед для снятия напряжения у родителей, связанного с неуверенностью в результатах лечения детей;

  • бесед о снятии патологических нервно-психических проявлений у ребёнка;

  • убеждение в важности благоприятного микроклимата в семье как первого требования и необходимости для стабилизации здоровья ребёнка;

  • знакомство родителей с индивидуальными планами коррекционной работы с ребёнком, о необходимости продолжения её в домашних условиях;

  • убеждение родителей в необходимости системного лечения и важности исполнения рекомендаций врача – офтальмолога;

  • встречи родителей с врачом и педагогами.

Родителям даются рекомендации по посадке детей во время занятий дома, освещению рабочего места, дозированным зрительным нагрузкам, правильному подбору, изготовлению и использованию дидактических игр и пособий для занятий с детьми дома с учётом остроты и характера зрения, структуры дефекта.

Слайд 4. В основу работы с семьями положены следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдения и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи.

  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяются пути коррекционно-педагогической работы.

  • принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно также отношения между специалистом-дефектологом и ребёнком, родителями и ребёнком должны строиться по известному принципу личностно-ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза».

  • принцип учёта интересов, т.е. решения задачи через интерес.

  • принцип ведущей деятельности.

Слайд 5. Формы коррекционно-педагогической работы с родителями разнообразны:

живое слово, показ коррекционной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.


Слайд 6. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения коррекционных занятий и т. п.. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, презентации; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за «круглым столом» и т. д..
Слайд 7. Основные направления организации коррекционно-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребёнка с нарушениями зрения:

    1. Консультативно-рекомендательная работа.

Данная форма работы включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. В ходе первичного приёма специалист-дефектолог обращает своё внимание на позицию матери по отношению к своему ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.). Кроме того, учитывается состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей решения проблем). Это важно, так как в разных случаях от специалиста требуется по-разному построенная беседа:

- эмоциональная поддержка, сочувствие, расположение родителей к себе;

- получение родителями точной информации о нарушении;

- совместное составление плана дальнейших действий.

Общаясь с родителями индивидуально, педагог получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. Добиваясь выполнения своих указаний, дефектолог должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи. В результате специалист может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Положительным результатом первичной психолого – медико - педагогической консультации считается такой, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав получение реальной поддержки, возвращаются к ним ещё и ещё раз за помощью. При повторных посещениях семьёй консультации различными специалистами прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций.

Слайд 8. Примерные темы консультаций и рекомендаций для родителей:


  • «Развитие зрительных функций и формирование личности ребенка»

  • «Создание условий для игр и занятий дома»

  • «Как самостоятельно улучшить зрение»

  • «Гимнастика для глаз»

  • «Упражнения для глазных мышц»

  • «Строение и работа глаза»

  • «Зрительные диагнозы» (косоглазие, близорукость, нистагм)

  • «Возрастная динамика зрительных функций»

  • «Как помочь детям с нарушением зрения»

  • «Охрана зрения»

    1. Лекционно-просветительская работа.

В ходе коррекционно-педагогического процесса с родителями проводятся лекционные занятия (например, в ходе общего или группового родительского собрания), на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания детей. При этом на первой лекции им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также предлагается дополнить их вопросами, которые не представлены, но важны для них, то есть о чём бы им хотелось узнать. По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвящённых медицинским аспектам развития ребёнка. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты.

В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Кроме того, родители знакомятся друг с другом, видят, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придаёт родителям уверенности, снимает напряжение. Также, слушая вопросы других, многие начинают осознавать свои проблемы и уже стараются задавать вопросы сами, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.

Основная форма работы с коллективом родителей — групповые родительские собрания, на которых родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей с нарушениями зрения данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, тифлопедагога, врача-офтальмолога. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется специалистом в соответствии с годовым планом работы. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Доклад должен быть насыщен не только теоретическим, но и практическим материалом, при отборе которого необходимо учесть практику работы с детьми данной группы. Встреча родителей и педагогов делается оживленной, если она сопровождается показом различной наглядности: детских работ, дидактических игр и пособий, и, конечно же, электронных образовательных ресурсов – презентаций. Именно эта форма работы в процессе информатизации родителей, по моему мнению, приносит наибольший результат.

При демонстрации презентаций родителям я преследую две цели:

1. обучение и просвещение родителей

2. наладить процесс взаимодействия педагога и родителей, т.е. замотивировать родителей на совместную с педагогом работу.

Родители, с помощью электронных образовательных ресурсов, наиболее эффективно усваивают материал, наглядный вид которого для них доступен и понятен. Не только услыша информацию, но и увидя её своими глазами, родители более настроенны на совместную работу. Родители становятся включёнными, начинают понимать, что они – равноправные участники процесса коррекции зрительного восприятия, осознают свою чрезвычайную нужность. А мотивация родителей становится результатом более успешной коррекции зрения ребёнка. Показ презентаций родителям проводится в системе. После демонстрации презентаций каждому родителю даются памятки, которые закрепляют предложенную для восприятия информацию.

Слайд 9. Темы презентаций:

- «Развитие сенсорного опыта детей с нарушениями зрения.
Компенсация нарушений зрительного восприятия посредством дидактических игр».

- «Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения».



- «Развитие восприятия формы предметов детьми с нарушенным зрением».

- «Развитие предметности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения».

- «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения».

- «Профилактика и лечение заболеваний органов зрения у детей».

- «Аппаратное лечение в МОУ компенсирующего вида № 98 «Хрусталик» для детей с нарушением зрения».

- «Индивидуально – дифференцированный подход в коррекционно – педагогической работе с детьми с нарушениями зрения».

- «Локальная технология проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов».

Слайд 10. 3. Практическая работа.

      • практические занятия для родителей, на которых они получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребёнка;

      • организация «круглых столов», детских утренников и праздников;

      • индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком (при этом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребёнком);

      • подгрупповые занятия.

Интересной и действенной формой пропаганды педагогических знаний среди родителей является организованный психологом нашего учреждения «Родительский клуб». В работе клуба участвуют заинтересованные родители из всех возрастных групп. Занятия в клубе дают родителям разнообразные практические знания и умения, которые могут им понадобиться в процессе организации жизни и воспитания детей с нарушениями зрения.

Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего, способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка с нарушением зрения. Знакомство с организацией коррекционно-педагогического процесса, с приемами работы специалистов и педагогов, их манерой общения с детьми может многому научить родителей.


4. Наглядная работа.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей с нарушениями зрения.


Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть, в зависимости от условий, самым различным: стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.
Слайд 11. Наглядная информация в «Родительском уголке» включает:

- ежемесячную информацию о решаемых программных задачах;

- рекомендации о создании условий для улучшения зрительных функций, профилактики и преодоления вторичных нарушений в развитии, различные советы, памятки;

- задания, которые родителям нужно выполнить с ребёнком дома;

- материалы групповых консультаций, лекций и др.

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает библиотечка для родителей слабовидящих детей. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем специалист имеет возможность руководить их чтением и направлять его.



Слайд 12. Содержание библиотечки для родителей:

  • Некоторые негативные состояния, проявляющиеся у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

  • Как общаться с агрессивными детьми?

  • Как общаться с гиперактивными детьми?

  • Как общаться с тревожными детьми?

  • Создание условий для зрительного комфорта детям с нарушениями зрения в домашних условиях.

  • Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы.

  • Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения.

  • Памятки: «Советы родителям», «Оздоравливаемся вместе», «Упражнения для глаз», «Учите детей отгадывать загадки!»

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми.

Слайд 13. Содержание папок-передвижек:

  • Ознакомление ребёнка с нарушением зрения с окружающим миром.

  • Информация по темам, изучаемым в текущем месяце.

  • «Вместе с ребёнком».

  • Упражнения для глаз и глазных мышц.

  • Зрительная гимнастика для самых маленьких.

  • «Что нужно знать о цвете»

  • «Знакомство малыша с цветом»

  • «Кто как видит?» (особенности цветового зрения у животных и человека)

  • «Развивайте художественные способности ребенка. Чувство цвета»

Таким образом, родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому я считаю необходимым создавать условия для их активного участия в воспитании и обучении ребёнка. А, исходя из моего многолетнего опыта работы с родителями, электронные образовательные ресурсы являются наиболее эффективной формой для просвещения родителей и налаживания процесса взаимодействия с ними для более успешной коррекции дефекта зрения у ребёнка.

Слайд 14. Список литературы:

  • Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.

  • Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.

  • Тарасова Л.П. Детский сад. Книга для заведующих. - М., 1982 .

  • Слайд 2. Работа специалиста-дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения, имеет целью
  • Слайд 4. В основу работы с семьями положены следующие принципы: принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Слайд 7. Основные направления организации коррекционно-педагогической работы с родителями, воспитывающими ребёнка с нарушениями зрения
  • Консультативно-рекомендательная работа.
  • Лекционно-просветительская работа.
  • Слайд 10.