«Острая кишечная непроходимость» (окн)

Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Острая кишечная непроходимость» (окн)

Скачать 331,39 Kb.


Дата27.05.2017
Размер331,39 Kb.

Скачать 331,39 Kb.


  1. Тема занятия: «Острая кишечная непроходимость» (ОКН).

  2. Цель занятия.

    1. -добиться усвоения студентами на уровне воспроизведения по памяти

следующих знаний (2 у.у.):

а. Значение этиологических факторов в развитии различных форм кишечной непроходимости;

б. Современное представление о патогенетических механизмах различных форм кишечной непроходимости;

в. Клинические особенности проявлений динамической и механической кишечной непроходимости;

г. Методы лабораторной и инструментальной диагностики кишечной непроходимости;

д. Принципы и методы консервативного лечения различных форм кишечной нероходимости;

е. Принципы и методы оперативного лечения кишечной непроходимости;

ж. Принципы послеоперационного ведения больных с кишечной непроходимостью.





    1. -обучить студентов умению (3 у.у.):

а. Целенаправленно собирать анамнез заболевания и жизни с учетом правил медицинской этики и деонтологии;

б. Проводить физикальное обследование больных с кишечной непроходимостью;

в. Составлять план дополнительных исследований (лабораторных и инструментальных), оценивать данные параклинического обследования больных кишечной непроходимостью;

г. Проводить дифференциальную диагностику различных форм кишечной непроходимости с другими заболеванями;

д. Формулировать предварительный и основной диагноз согласно МКБ-10;

е. Намечать план консервативного лечения и предоперационной подготовки, формулировать показания к оперативному лечению;

ж. Выбирать оптимальную хирургическую тактику при различных видах кишечной непроходимости;

з. Определять план послеоперационного ведения больных с этой патологией, оказывать неотложную помощь при тяжелой эндогенной интоксикации;

и. Решать практические задачи по диагностике, лечению, определению хирургической тактики у больных с различными формами острой кишечной непроходимости.


  1. Методика проведения теоретической части занятия.




    1. - Контроль учебной дисциплины: посещаемость практических занятий, отработка пропусков и ликвидация академической задолженности.

    2. Формулировка темы и цели занятия.

Тема: «Острая кишечная непроходимость».

Среди острых хирургических заболеваний органов брюшной полости ОКН отличается тяжелым клиническим течением и дает наиболее высокую летальность среди оперированных больных по поводу «острого живота». Изменилась и стуктура ОКН, особенно за последние годы. Значительно возросла частота обтурационной кишечной непроходимости опухолевой природы, частой формой остается спаечная ОКН. Достижения медицинской науки и техники позволили глубоко и детально изучить вопросы патогенеза этого заболевания, значительно улучшить раннюю диагностику различных форм ОКН, результаты лечения больных, снизить послеоперационную летальность. Однако этот показатель остается одним из самых высоких в группе больных с экстренной абдоминальной патологией.

Это связано с тем, что клиника ОКН динамична и многообразна в разные стадии заболевания, при различных сопутствующих заболеваниях, что создает значительные диагностические, тактические трудности. Большинство больных обращаются сначала к участковому врачу, поэтому знание особенностей этиологии, патогенеза, клиники и диагностики ОКН особенно важно для будущего врача общей практики, так как от его тактического решения в значительной мере зависит судьба больного.


    1. -Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

Преподаватель должен дифференцированно отвечать на вопросы студентов. Если вопрос связан с недобросовестной подготовкой студента, то для ответа на такой вопрос следует привлечь других студентов и тем самым дать понять задавшему вопрос его неуспешность. Если вопрос проблемный, связан со сложностью усвоения данного учебного элемента или недостаточной информацией в рекомендуемой литературе, то также можно попробовать ответить с участием студентов группы, дополняя их. Студентов, задавших интересные, важные проблемные вопросы, следует отмечать и учитывать их активность при выставлении оценок в конце занятия.


    1. -Контроль самостоятельной работы студентов во внеучебное время (СРС ВУВ):

Этот раздел может проводиться и во время проведения практической части занятия. Заслушивается реферативное сообщение по любому разделу изучаемой темы; дежурившие в клинике студенты докладывают о выполненной работе за время дежурства, докладывают курированных больных, объясняют и оценивают выбранную лечебную тактику, методы параклинического обследования больных и сообщают долю личного участия в обследовании, лечебно-диагностических манипуляциях и операциях. Студенты демонстрируют приготовленные тематические таблицы, слайды и другие наглядные пособия, выполненные в процессе подготовки к занятию.


    1. -Входной тестовый контроль знаний студентов.

Вариант 1.



  1. Назовите основные виды странгуляционной кишечной непроходимости.

а.

б.

в.



  1. Назовите основные виды обтурационной кишечной непроходимости.

а.

б.
Вариант 2.



  1. Назовите основные виды механической кишечной непроходимости.

а. б. в.

  1. Перечислите основные клинические признаки механической кишечной непроходимости.

а. б. в.

г. д.
Вариант 3.



  1. Назовите основные симптомы механической кишечной непроходимости в фазе «илеусного крика».

а. б. в. г.

д. е.




  1. Параклинические методы диагностики острой кишечной непроходимости?

а. б. г.
Вариант 4.

  1. Каковы основные рентгенологические признаки острой кишечной непро ходимости?

а. б. в. г.

д.


  1. Показания к экстренному оперативному лечению при острой кишечной непроходимости?

а. б. в.
Вариант 5.

  1. Консервативные мероприятия, проводимые больным с механической кишечной непроходимостью?

а. б. в. г.

  1. Основные принципы оперативного лечения больных с механической кишечной непроходимостью?

а. б. в. г.

д. е.
Вариант 6.



  1. В чем заключаются основные принципы ведения больных в послеоперационном периоде?

а. б. в. г.

д.


  1. Основные признаки жизнеспособности кишки? а. б. в. г.


Эталоны ответов к варианту 1.

  1. Заворот, узлообразование, внутреннее ущемление.

  2. Закупорка просвета кишки изнутри, сдавление кишки извне.


Эталоны ответов к варианту 2.

  1. Странгуляционная, обтурационная, смешанная.

  2. Боль, тошнота и рвота, метеоризм, задержка стула и газов, интоксикация.



Эталоны ответов к варианту 3.

  1. С-м Валя, с-м Склярова, с-м Кивуля, с-м Шланге, с-м Обуховской больницы, с-м Цеге-Мантейфеля.

  2. Лабораторные, рентгенологические, эндоскопические.


Эталоны ответов к варианту 4.

  1. Чаши Клойбера; кишечные аркады; с-м «скелета рыбы»; задержка пассажа контраста по кишечнику при пробе Шварца-Напалкова; с-м «головы змеи».

  2. Странгуляционная кишечная непроходимость; перитонит; отсутствие эффекта от консервативного лечения в течение 2-3 часов при других видах непроходимости кишечника.


Эталоны ответов к варианту 5.

  1. Декомпрессия желудка; паранефральная новокаиновая блокада; очистительные и сифонные клизмы; адекватная инфузионная терапия;

  2. Предоперационная подготовка; интубационный наркоз; срединная лапаротомия; устранение кишечной непроходимости; декомпрессия кишечника; выбор оптимального метода завершения операции.


Эталоны ответов к варианту 6.
1. Постоянная декомпрессия и промывание желудка и кишечника; ранняя стимуляция перистальтики кишечника; борьба с эндотоксикозом; адекватная инфузионная терапия; антибиотикотерапия.

2. Розовая окраска стенки кишки; сохранение перистальтики кишечной стенки; пульсация сосудов брыжейки; целостность серозного покрова.


Теоретическая часть занятия прерывается и студенты идут в палаты на курацию.



    1. Клинический разбор курируемых больных и теоретических вопросов. (Согласно прилагаемой хронокарте занятия).

  1. После клинического доклада курируемых больных на конкретных примерах разбираются вопросы этиологии и патогенеза странгуляционной, обтурационной и смешанной форм кишечной непроходимости, выделить значение предрасполагающих и производящих факторов, подчеркнуть сложный многофакторный патогенез различных видов механической ОКН . Касаясь вопросов патогенеза динамической ОКН обратить внимание студентов на тот факт, что паралитический илеус является одним из основных клинических проявлений перитонита в поздних стадиях, послеоперационного перитонита, нарушений мезентериального кровообращения и при многих заболеваниях и травмах других органов.

  2. При обсуждении классификации ОКН подчеркнуть и показать на клинических примерах изменения клиники в зависимости от вида и уровня ОКН, в различные фазы заболевания, особенности смешенных форм ОКН, своеобразие динамической ОКН.

  3. Обсуждение клиники заболевания основывается на разборе курированных больных, при этом преподаватель, опрашивая студентов, уточняет различные варианты клинических проявлений в зависимости от вида ОКН, стадии развития заболевания, наличия сопутствующих заболеваний и др. Целесообразно подчеркивать связь тех или иных клинических проявлений с патогенетическими особенностями ОКН. Необходимо добиться от студентов знания основных симптомов ОКН и умения определения их у постели больного.

  4. Студенты должны самостоятельно намечать план обследования больного, оценивать предоставлямые преподавателем данные лабораторного, эндоскопического, сонографического обследования конкретного больного, давать заключение по рентгенологическим исследованиям при данной патологии. Преподавателю следует подчеркнуть особую информативность рентгенологических исследований, разобрать рентгенологическую симптоматику различных видов и форм ОКН с использованием набора рентгенограмм. Обязательно посещение студентов эндоскопического отделения и отделения УЗ-диагностики при обследовании тематических больных.

  5. Важным этапом теоретического разбора темы является определение тактики ведения больных ОКН, схемы консервативного и предоперационного лечения больных, показаний к оперативному лечению и сроков его выполнения на конкретных больных, а в случае их отсутствия на примере поставленных преподавателем проблемных ситуациях. Обязательно присутствие студентов на операциях у больных ОКН, во время которых студенты видят на практике принципы оперативного лечения. При обсуждении в учебной комнате разбираются различные варианты интраоперационной тактики, различные методы оперативного завершения операции при ликвидации кишечной непроходимости.

  6. Преподаватель может приводить примеры из практики, демонстрирующие различные клинические проявления ОКН, сложности диагностики и возможности современной медицины в лечении этой категории больных. При этом не следует устраивать во время занятия микролекции, диалоги с одним студентом, а привлекать к опросу всех студентов, обращая их внимание на обсуждаемые УЭ.



  1. Методика проведения практической части занятия.

  1. Студенты по 2 – 3 человека под контролем преподавателя работают в палатах с больным ОКН, знакомятся с историей болезни и результатами исследований.

    1. Закрепление у студентов навыков сбора анамнеза.

  1. Выясняются жалобы больного при поступлении и на момент курации. При этом обращается внимание на время появления болей в животе, постоянный или спастический их характер, интенсивность и длительность, связь с производящими и предрасполагающими факторами, их динамику. Выявляются другие клинические признаки ОКН: тошнота, рвота, задержка стула и газов, вздутие живота и проявления интоксикации. Необходимо уточнить время их появления и взаимосвязь с болевым симптомом, динамику их развития, характер рвоты, стула или патологических выделений из заднего прохода. Студент должен уточнить связь заболевания с характером пищи, ритмичностью питания, выяснить при сборе анамнеза жизни оперативные вмешательства на брюшной полости и травмы, заболевания других органов и систем, последствия или осложнения которых способны сыграть роль этиологического фактора в развитии ОКН .Необходимо обратить внимание студентов на выявление в анамнезе признаков опухолевого поражения желудка, кишечника, мочевого пузыря, гениталий у женщин, предстательной железы у мужчин, которое на определенном этапе своего развития может стать причиной ОКН.

  2. Преподаватель обращает внимание на возраст больного, подчеркивает особую значимость уточнения длительности заболевания, выявления в анамнезе жизни тяжелых сопутствующих заболеваний (сахарный диабет, ожирение, декомпенсированные заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек) для определения тактики хирургического лечения ОКН.

    1. Совершенствование студентами методики объективного обследования больного.

  1. При осмотре больного обращается внимание на общее состояние пациента, состояние кожных покровов и слизистых оболочек (их цвет, сухость, влажность). Студент должен оценить состояние дыхательной (частота и характер дыхания), сердечно-сосудистой (АД, ЧСС, частота и характер пульса), пищеварительной (обложенность языка, локализация боли в животе и др.), мочевыделительной систем (характер мочеиспускания, диурез). Куратор демонстрирует умение физикального обследования легких, сердца, воспроизводит простейшие функциональные пробы для ориентировочного определения тактики лечения. При обследовании живота определяются размеры печени, селезенки, выраженность метеоризма, симметричность, напряжение и локализация болезнености брюшной стенки, наличие в брюшной полости свободной жидкости, интенсивность кишечных шумов или их отсутствие. Преподаватель требует обязательного воспроизведения у постели больного наиболее ярких симптомов ОКН: Валя, Склярова, Шланге, Кивуля, Бейли и др. У некоторых больных возможно ректальное исследование с целью выявления симптома Обуховской больницы и наличия опухолей прямой кишки и органов малого таза.

    1. -Оценка данных дополнительных исследований.

  1. Студентам предоставляются истории болезни курируемых больных или рентгенограммы из учебного набора вместе другими параклиническими данными. Путем опроса анализируются данные о допоолнительных методах исследования: ОАК, ОАМ, протеинограмма, мочевина, креатинин. Студенты делают заключение по различным рентгенограммам при ОКН, оценивают заключения ЭКГ, смежных специалистов.

  2. На основании жалоб, анамнеза заболевания и жизни, данных клинического и параклинических методов обследования студенты обосновывают клинический диагноз согласно современной классификации. В процессе дифференциальной диагностики решаются различные клинические задачи, после чего определяется лечебная тактика.



  1. Методика оценки знаний студентов.

  1. Занятие считается выполненным при следующих условиях:

  1. Студент присутствовал на занятии.

  2. Выполнена СРС ВУВ

  3. Студент подтвердил владение методами клинического обследования больных, оценки лабораторных и инструментальных данных, дал устное или письменное заключение по этим разделам.

  4. Получил положительную оценку за исходный тестовый контроль, собеседование по теоретическим вопросам и клинический разбор курируемого больного, промежуточный и заключительный контроль.

  1. При неудовлетворительной оценке на любом из указанных этапах студенту назначается отработка во внеучебное время.

  2. Пропущенное занятие по неуважительной причине отрабатывается во внеучебное время в дни дежурств преподавателей на кафедре в условиях, приближенных к плановым: студент курирует больного, оценивает данные дополнительного обследования, обосновывает клинический диагноз, проводит дифференциальный диагноз, намечает план лечения больного, определяет показания к оперативному лечению, объясняет принципы оперативных вмешательств.

  3. Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются теоретическим собеседованием с выполнением программированного контроля и решением проблемных ситуаций.



  4. 6. Методика организации самостоятельной работы студентов

  5. во внеучебное время

  6. 6.1 –Студент при подготовке к занятию должен найти ответы на следующие вопросы:

  1. Определение кишечной непроходимости, классификация, распространенность.

  2. Динамическая кишечная непроходимость, её формы. Этиология и патогенез; клиника диагностика паралитического илеуса и пареза кишечника при различных патологических состояниях, их дифференциальная диагностика; лечебная тактика и принципы лечения.

  3. Острая механическая кишечная непроходимость, клинические формы, Этиология и особенности патогенеза обтурационной, странгуляционной и смешанной форм кишечной непроходимости.

  4. Особенности клиники и симптоматика различных форм кишечной непроходимости в зависимости от длительности заболевания, уровня кишечной непроходимости.

  5. Лабораторная и рентгенологическая диагностика кишечной непроходимости.

  6. Дифференциальная диагностика ОКН с острым панкреатитом, мезентериальным тромбозом, перитонитом, прободной язвой, острым холециститом, ущемленной грыжей.

  7. Консервативное лечение острой кишечной непроходимости и предоперационная подготовка.

  8. Показания к операции при различных формах ОКН и лечебно-диагностическая тактика.

  9. Принципы оперативного лечения различных форм ОКН, методы завершения операции после устранения непроходимости.

  10. Особенности ведения послеоперационного периода у больных кишечной непроходимостью, современные методы лечения эндотоксикоза.

  11. Профилактика осложнений в послеоперационном периоде, образования спаек. Хирургическое лечение спаечной болезни (операции Нобля, Чайлдса-Филлипса).



  1. 6.2 – Для успешного овладения на занятии необходимыми практическими навыками и умениями по диагностике, лечению больных ОКН студент должен дома повторить и изучить следующие вопросы:

  1. Методика сбора анамнеза заболевания и жизни.

  2. Методика физикального обследования больных.

  3. Рентгенодиагностика острой кишечной непроходимости.

  4. Нормативы лабораторных показателей.

    1. Предлагаются для письменного решения клинические задачи по различным разделам темы и вопросы промежуточного контроля:





  1. Перечислите симптомы механической кишечной непроходимости в третьей стадии заболевания.

  1. а. б. в. г.

  2. д. е.

  3. Эталон ответа: симптомы Склярова, Спасокукоцкого, Гольда, Бейли,

  4. Обуховской больницы, Щеткина-Блюмберга.



  1. Для илеоцекальной инвагинации кишечника будут справедливы следующие утверждения:

  1. а. Чаще встречается у женщин.

  2. б. Характерен симптом Данса.

  3. в. Характерен кровянистый стул.

  4. г. Отсутствует симптом Склярова.

  5. д. Возможно только оперативное лечение (лапаротомия и дезинвагинация).

  6. Эталон ответа: б; в.



  1. Одним из вариантов завершения операции при завороте сигмовидной кишки с её некрозом являются:

  1. а. Наложение транзверзосигмоанастомоза.

  2. б. Выполнение операции Чайлдса-Филлипса.

  3. в. Операция Гартмана.

  4. г. Наложение двуствольной колостомы.

  5. Эталон ответа: в; г.



  1. Перечислите отличительные признаки тонкокишечных чаш Клойбера.

  1. а. Множественный характер.

  2. б. Преобладание горизонтального размера над верти кальным.

  3. в. Центральное расположение чаш.

  4. Эталон ответа: а, б, в





  1. Обтурационная толстокишечная непроходимость чаще всего вызывается:

  1. а. Экзофитным раком правой половины ободочной кишки.

  2. б. Эндофитным раком поперечно-ободочной кишки.

  3. в. Эндофитным раком сигмовидной кишки.

  4. г. Аскаридозом.

  5. Эталон ответа: в.



  1. О возможном возникновении ранней спаечной кишечной непроходимости после операции можно утверждать спустя:

  1. а. 1 сутки.

  2. б. 3 суток

  3. в. 7 суток.

  4. Эталон ответа: б; в.



  1. Перечислите основные принципы консервативного лечения при паралетическом илеусе.

  1. а. б. в. г.

  2. д. е. ж. з.

  3. а. Декомпрессия желудка. Катетеризация мочевого пузыря. Катетеризация центральной вены.

  4. б. Паранефральная новокаиновая блокада.

  5. в. Восполнение дефицита ОЦП.

  6. г Коррекция водно-электролитных нарушений.

  7. д. Медикаментозная стимуляция кишечника.

  8. е. Электростимуляция кишечника.

  9. ж. Борьба с интоксикацией.

  10. з. Очистительные и сифонные клизмы.



  11. Задача 1.

  12. Больной А. , 76 лет внезапно почувствовал схваткообразные боли в животе. Стула нет в течение суток. Длительность схваток постепенно нарастает, появилась тошнота. В течение последних 2-3 мес. отмечает пери-одические запоры, принимал слабительные средства.

  13. При обследовании температура 37,1 гр., состояние больного тяжелое, пульс 100 , АД – 130/90 мм.рт.ст. Язык обложен белым налетом, суховатый. Живот симметрично вздут, ригидный, умеренно болезненный без четкой локалзации. Перкуторно тимпанит во всех отделах, симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный, кишечные шумы звучные, звонкие, положительный симптом Склярова.

  14. Анализ крови:Гемоглобин 140 г/л, эритроциты 4,3 х 10 12/л, Лейкоциты 14,2х10 9/л.,

  15. 1. Ваш предположительный диагноз? 2. Дополнительные методы исследования? 3. Тактика хирурга?

  16. Эталон ответа: 1. Обтурационная толстокишечная непроходимость.

  17. 2. Ректальное исследование. Обзорная рентгенография брюшной полости, колоноскопия.

  18. 3. Консервативная терапия, при её безуспешности – оперативное

  19. лечение.



  20. Задача 2.

  21. Мальчик 9 мес. доставлен в приемный покой через 6 часов с момента заболевания. Ребенок временами ведет себя беспокойно, кричит, а затем ненадолго затихает. Со слов матери был однократный стул с примесью крови. Температура 38 гр., была рвота.

  22. При обследовании: состояние ребенка тяжелое, вялый, адинамичный, пульс 140, живот умеренно вздут, отмечается асимметрия живота, на пальпацию реагирует плачем, в эпигастрии определяется тестоватый инфильтрат, правая подвздошная область свободная. Симптом Щеткина–Блюмберга отрицательный.

  1. Ваш диагноз? 2. Тактика хирурга?



  1. Эталон ответа.

  2. 1.Инвагинация кишечника.

  3. 2.Ректальное и бимануальное исследование. Обзорная рентгенография брюшной полости. Дезинвагинация под контролем колоноскопии, при безуспешности после предоперационной подготовки показано оперативное лечение.



  4. Задача 3.

  5. Больная 56 лет оперируется в срочном порядке по поводу острой кишечной непроходимости. Перед операцией состояние средней тяжести, предполагалась спаечная кишечная непроходимость. Во время операции обнаружена подвижная опухоль сигмовидной кишки 5х6 см, обтурирующая её просвет. В брюшной полости имеется серозный выпот в небольшом количестве, метастазов в регионарных лимфоузлах и печени не выявлено. Нисходящая и поперечно-ободочная кишки расширены.

  1. Ваш диагноз? 2.Интраоперационная тактика хирурга?



  1. Эталон ответа.

  1. Рак сигмовидной кишки, осложненный обтурационной кишечной непроходимостью.

  2. Показана резекция сигмовидной кишки по Гартману.



  1. Задача 4.

  2. Больной 61 года почувствовал внезапные резкие боли в животе после обильного приема пищи, появилась повторяющаяся рвота, икота. Доставлен в приемный покой в тяжелом состоянии через 12 часов с момента заболевания, отмечает задержку стула и газов.

  3. При обследовании: пульс 108, АД – 140/100 мм.рт.ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот вздут, асимметричный за счет выпячивания области правого подреберья. Перкуторно тимпанит с металличесим оттенком, положительные симптомы Склярова, Спасокукоцкого – Вильмса, Цеге – Мантейфеля, Обуховской больницы. Симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный, свободной жидкости в животе не определяется.



  1. Ваш диагноз? 2. Диагностическая и лечебная тактика?



  1. Эталон ответа.

  1. Заворот сигмовидной кишки.

  2. Обзорная рентгенография брюшной полости, комплекс лабораторных исследований, колоноскопия или ирригоскопия,

  1. комплексная консервативная терапия с назначением паранефральной блокады, сифонной клизмы, при безуспешности мероприятий оперативное лечение в течение 2-3 часов.



  2. 6.4 - Одному-двум студентам заранее (в начале цикла) даются темы для реферативного сообщения и написания реферата, касающиеся вопросов диагностики и лечения ОКН:

  • Спаечная болезнь: этиология, патогенез, клиника, профилактика и лечение

  • Современные принципы борьбы с эндогенной интоксикацией при ОКН.

  • Особенности рентгенологической диагностики ОКН при различных формах ОКН.







  1. 7. Приложение.





  2. 7.1 План-хронокарта

  3. практического занятия по теме:

  4. «Острая кишечная непроходимость».

  5. ( 6 академических часов)



    1. п/п

    1. Наименование этапа

    1. Описание этапа

    1. Цель и содержание этапа

    1. Время

    2. (мин)

    1. Обеспечение темы

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

    1. 5

    1. 6

    1. 1.

    1. Организация занятия.

    1. Проверка при-сутствующих. Организационные вопросы.

    2. Деонтология в хирургии.

    1. Мобилизация студентов на предстоящее занятие.

    1. 5

    1. Учебная комната

    1. 2.

    1. Определение темы.

    2. Цель занятия

    1. Преподаватель уточняет вопросы разбираемой темы. Знакомит студентов с планом за-нятия. Форму-лирует цели изучения ОКН, актуальность и значимость ее в практической работе врача.

    1. Преподаватель информирует студентов об этапах предстоящей работы, уто-чняет содержа-ние практичес-кой работы с больными: сбор анамнеза, прове-дение объектив-ного обследова-ния, оценка ре-зультатов пара-клинических ме-тодов обследования, обоснование диагноза и определение ле-чебной тактики.

    1. 10

    1. План-хроно-карта.

    1. 3.

    1. Предвари-тельный контроль

    1. Каждый студент получает письменное за-дание по материалам базисных знаний. Преподаватель по эталонам ответов оценивает работу в журнале.

    1. Определить ис-ходный уровень знаний, уровень подготовленнос-ти студентов к занятию, возмо-жность их учас-тия в контроль-ном собеседова-нии.

    1. 10

    1. Тесты и задачи 2 у.у., эталоны ответов.

    1. 4.

    1. Работа с больными

    1. Студенты по 2-3 человека курируют больных с различными формами ОКН. Преподаватель контролирует их работу и вносит коррективы.

    1. Овладеть мето-дикой сбора ана-мнеза и обследо-вания больных ОКН. Выделить основные симп-томы болезни.

    1. 30

    1. Палаты, больные ОКН.

    1. 5.

    1. Самостоятельная работа студентов

    1. Студенты рабо-тают с историями болезни, оценивают результаты пара-клинических методов обследования и сопоставляют их со своими данными клинического обследования, проводят дифференциальную ди-агностику и формулируют диагноз, намечают план консервативного лечения или предоперационной подготовки

    2. Студенты посе-щают и участвуют в операциях, перевяз-ках, в проведении диагностических и лечебных манипуляций. Преподаватель направляет, дополняет и оценивает работу студентов.

    1. Выработать на-выки практичес-кого применения знаний, научить студентов прав-ильно оценивать данные лабора-торного и инст-рументального обследования, формулировать диагноз и опре-делять лечебно-диагностическую тактику после проведения диф-ференциального диагноза.

    1. 20

    1. Палаты, перевязочные, операционные отд. эндоскопии, эфферентной терапии.

    2. Истории болезни.

    1. 6.

    1. Клинический разбор курируемых больных и теоретических вопросов

    1. Студент докла-дывает жалобы, анамнез, демонстрирует в палате навыки обследова-ния больного. В учебной комнате куратору задаются воп-росы, дополня-ются клиничес-кие данные, от-мечаются оши-бки, допущенные при обследовании больного. Обсуждаются особенности клинического течения различных форм ОКН, план обследованния и результаты его по истории болезни. С учетом теоретических знаний студенты проводят дифференциальный диагноз, формулируют клинический диагноз и намечают лечеб-ную тактику, обсуждаются принципы кон-сервативного и оперативного лечения.

    1. Закрепление и контроль знаний и практических умений и навы-ков студентов с соответствующей их коррекцией.

    2. Овладение сту-дентами навы-ков клиническо-го доклада и раз-бора больных, публичных выступлений.

    1. 90

    1. Табли- цы, слайды, рентгенограммы.

    2. Учебная комната.

    1. 7.

    1. Заслушива-ние рефератов

    1. 1-2 студента докладывают рефераты по одной из ранее предложенных тем с последую шим обсужде-нием в группе и комментари-ем преподава-теля.

    1. Углубление зна-ний студентов по данному раз-делу и приобре-тение навыков публичного выступления.

    1. 10

    1. Реферат

    1. 8.

    1. Заключи-тельный контроль.

    1. Каждый сту-дент решает клиническую задачу 3 у.у., разбор задач.

    1. Контроль знаний

    2. студентов

    1. 10



    1. 9.

    1. Заключение

    1. Преподаватель обобщает дан-ные по прове-денному заня-тию, поощряет активных сту-дентов, отмеча-ет неуспешных студентов, ука-зывает на допу-щенные ошиб-ки. Сообщает оценки, дает задание на сле-дующий день, назначает отработки.

    1. Подведение итогов занятия. Выставление оценок. Задание на дом.

    1. 10

    1. Учебная комната.



    1. Материальное обеспечение занятия.

  1. Таблицы по ОКН.

  2. Набор слайдов по теме ОКН.

  3. Набор обзорных рентгенограмм брюшной полости.

  4. Набор рентгенограмм с контрастными способами исследования.

  5. Лечебные истории болезни пациентов с ОКН.,0



    1. Интеграция темы.

  1. Острая кишечная непроходимость.

  2. (4,5 астрономических часа)



    1. п/п

    1. Вопросы, обсуждаемые на кафедре госпитальной хирургии

    1. Интеграция вопросов на других кафедрах.

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 1.

    1. Этиология и патогенез различных форм ОКН,

    2. классификация.

    1. Кафедра патологической анатомии. Этиология, патогенез, морфологические из-менения кишечника и других органов при различных формах ОКН.

    2. Кафедра патофизиологии. Этиология, па-тогенез, клиника ОКН, изменения гомеостаза при различных видах ОКН.

    3. Кафедра факультетской хирургии.

    4. Этиология и патогенез механической кише-чной непроходимости, классификация.

    1. 2.

    1. Клиника и симптоматика ОКН.

    1. Кафедра факультетской хирургии.

    2. Вопросы клиники механичесчкой и динамической кшечной непроходимости, основные симптомы ОКН, умение клинического обследования больных.

    3. Кафедры общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней.

    4. Сбор анамнеза, жалоб, навыки физикального обследования больного.

    5. Кафедра патологической физиологии.

    6. Патофизиологические аспекты клиники и симптоматики ОКН.



    1. 3.

    1. Диагностики и дифференциальная диагностика ОКН.

    1. Кафедра рентгенологии.

    2. Методы обследования больных с ОКН.

    3. Контрастные и бесконтрастные методы обследования больных ОКН. Навыки оценки и чтения рентгенограмм.

    4. Кафедра патологической физиологии.

    5. Изменения крови, мочи, сердечно-сосу-дистой, дыхательной систем, функции по-чек, печени при ОКН и лабораторно-инст-рументальнае этих изменений.



    1. 4.

    1. Консервативное лечение, предоперационная подго-товка и ведение в послеопе-рационном периоде.

    1. Кафедра фармакологии

    2. Медикаменты, применяемые в комплексе лечения больных ОКН, компоненты инфу-зионной терапии, их пропись, дозировка, механизм действия.

    3. Кафедра анестезиологии и реанимации.

    4. Вопросы обезболивания и инфузионной терапии, дезинтоксикационная терапия, интенсивна терапия в пред- и послеопе-рационном периоде.

    1. 5.

    1. Хирургическое лечение: показания к оперативному лечению, методы операций, принципы оперативного лечения различных форм ОКН.

    1. Кафедра клинической анатомии и оперативной хирургии. Клиническая анатомия кишечника, методы операций при ОКН на тонкой и толстой кишках, методы завершения операции при ОКН.

    2. Кафедра онкологии.

    3. Клиника, диагностика, хирургическая тактика при осложненном раке кишечника, методы операций.

    4. Кафедра факультетской хирургии.

    5. Методы оперативных вмешательств на тонкой и ободочной кишках, операции на прямой кишке.

    1. 6.

    1. Диспансеризация, реабилитация больных ОКН.

    1. Кафедра факультетской хирургии.

    2. Диспансерное наблюдения за больными, оперированными по поводу ОКН, частота и объем исследований при обращении и активных вызовах больных в поликлинику.

    3. Кафедра поликлинической терапии.

    4. Социальная и трудовая реабилитация больных после операций по поводу ОКН, санаторно-курортное лечение.



    1. Элементы воспитания, деонтологии при обсуждении темы.

  1. Занятие должно использоваться преподавателем не только с учебными, но и с воспитательными целями. В формировании высоких моральных качеств будущего специалиста большую роль играет личный пример преподавателя: внешний облик, манера поведения в палате, форма обращения с больными,- все это перенимается студентами при совместной работе в палате. Преподаватель постоянно наблюдает за работой студентов, обращая внимание не только на качество познавательной деятельности, но и манеру общения с больными, на соблюдение правил деонтологии, с которыми студенты познакомились на младших курсах.

  2. На этапах клинического разбора больных и теоретического собеседования, при решении ситуационных задач преподаватель продолжает формировать у студентов навыки клинического мышления и, тем самым, способствовать развитию у будущего врача необходимых личностных качеств (внимание, наблюдательность, доброта, отзывчивость и др.).

  3. Особое внимание следует уделить щадящему опросу больных ОКН. Раздражительность, негативизм больных обусловлены в значительной мере тяжелой интоксикацией и требуют от врача индивидуального подхода, умения внушить больному уверенности в благополучном исходе лечения. Поэтому студенты должны знать не только вопросы клиники лечения ОКН, но и уметь предвидеть возможные исходы, прогнозировать течение болезни, грамотно и уверенно давать рекомендации больным по диетотерапии, режиму поведения после выписки из стационара.



    1. Перечень практических умений и навыков.

  1. В ходе данного тематического занятия студенты должны в соответствии с ГОС освоить и закрепить следующие виды практической деятельности:

  1. Сбор жалоб, анамнеза и их клиническая оценка.

  2. Клиническое обследование больных: осмотр, пальпация, аускультация, перкуссия.

  3. Оценка результатов лабораторного обследования: общий анализ крови и мочи, биохимические исследования ( протеинограмма, мочевина, креатинин, электролиты крови), группа крови и др.

  4. Оценка результатов инструментального исследования: рентгенологи-ческие исследования, ЭКГ, колоноскопия и ректороманоскопия, ультразвуковое сканирование, функциональные исследования.

  5. Оценка выявленых у пациента патологических изменений и формулирование предварительного диагноза.

  6. Обоснование этиологической, патогенетической и посиндромной терапии в качестве консервативного лечения, предоперационной подготовки и послеоперационной терапии.

  7. Определение показаний к оперативному лечению, знание принципов наиболее распространенных оперативных вмешательств.

  8. Оказание неотложной помощи при возникновении экстренных ситуаций у больных с запущенными формами ОКН и тяжелой интоксикацией.





    1. -Литература для преподавателей.

  1. Альтшуль А.С. – Механическая непроходимость кишечника – М., 1961.

  2. Блинов Н.И. – Спаечная болезнь и её профилактика и лечение – М., 1968.

  3. 1Х Всероссийский съезд хирургов: Тез. докл.- Волгоград, 20 – 22 сентября 2000 г.

  4. Гальперин Ю.М. – Парезы, параличи и функциональная непроходимость кишечника – М., Медицина,1975.

  5. Дедерер Ю.М. – Патогенез и лечение острой непроходимости кишечника –М., 1971.

  6. Женчевский Р.А. – Спаечная болезнь – М., 1989.

  7. Клиническая хирургия / Под ред.Р.Кодера, Л.Наухуса./ – М., Практика, 1998. – 716с.

  8. Коромыслов Е.А и др. – Принципы дифференциальной диагностики и тактика при кишечной непроходимости. – Клин.хирургия, 2003, № 3, с.101-106.

  9. Норенберг-Чарквиани А.Е. – Острая непроходимость кишечника –М.,1969.

  10. Пахомова Г.В., Утешев Н.С. и др.- Выбор объема оперативного вмешательства при обтурационной непроходимости ободочной кишки.- Хиургия, 2003, № 6, с.55 – 60.

  11. Петров В.И. - Клинико – рентгенологическая диагностика кишечной непроходимости.- М., 1964.

  12. Петров В.П., Ерюхин И.А. – Кишечная непроходимость – М., 1989.

  13. Русаков В.И., Гульянц Э.С. и др. – Патогенез острой непроходимости кишечника –Изд-во Ростовского университета,1985.

  14. Шалимов А.А., Саенко В.Ф. – Хирургия кишечника – Киев, 1968.

  15. Шандор Дробни – Хирургия кишечника – Бухарест, 1983.











  • Методика проведения теоретической части занятия
  • Тема: «Острая кишечная непроходимость
  • Эталоны ответов к варианту 1.
  • Эталоны ответов к варианту 2.
  • Эталоны ответов к варианту 3.
  • Эталоны ответов к варианту 4.
  • Эталоны ответов к варианту 5.
  • Эталоны ответов к варианту 6.
  • Методика проведения практической части занятия.
  • Методика оценки знаний студентов.
  • 6. Методика организации самостоятельной работы студентов
  • 7. Приложение.
  • Острая кишечная непроходимость.