Основное содержание учебного предмета на уровне основного общего образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Основное содержание учебного предмета на уровне основного общего образования

Скачать 329,45 Kb.


Дата29.09.2018
Размер329,45 Kb.

Скачать 329,45 Kb.

Основное содержание учебного предмета на уровне основного

общего образования.

Родной язык- основа вхождения ребенка в передаваемую от поколения к поколению культуру родного народа. Родной язык выступает как культурно- историческая среда, формирующая национальную языковую личность, глубоко чувствующую свою причастность к родной культуре.

Родной язык- это ключ к проникновению в богатейший мир татарской литературы, средство воспитания читателя, осознающего эстетическую функцию языка , как первоэлемента литературы.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Объём знаний по родному языку определяется социальными требованиями общества, развитием науки о языке и возможностями использования родного языка.

Основной целью обучения родному языку учащихся 5-9 классов является реализация требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, а также формирование в процессе обучения у учащихся русских школ лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенций.

Данная программа является ориентиром для отдельных авторов при создании собственных программ и учебников к ним. Она определяет обязательную часть учебного курса по родному языку для основной школы.

Реализация поставленной цели обучения татарскому языку предъявляет следующие требования:



  • определение значимости родного языка в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся, формировании у них стремления изучать духовные, нравственные и культурные ценности татарского народа;

  • деятельность, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств, обеспечение гражданского, общественного и личностного развития, творческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья учащихся;

  • обеспечение преемственности при обучении родному языку в основной школе;

  • обеспечение качественными знаниями учащихся, воспитание их в духе мира, терпимости и гуманного межнационального общения;

  • личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;

  • достижение правильного и свободного использования учащимися в речи знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка, воспитание грамотной личности, обладающей орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными навыками;

  • значимость родного языка в воспитании у детей сознательного отношения к будущей профессии и в определении своего места в обществе.

  • овладение учащимися знаний и навыков, соответствующих личностным, общественным, семейным и государственным требованиям;

  • организация качественного обучения в равной доступности для всех учащихся, в том числе и для детей с ограниченными физическими возможностями;

  • использование внеклассных форм обучения в процессе организации учебно-познавательной деятельности;

  • выявление и развитие одаренных детей через привлечение их в образовательную и общественную деятельность, в том числе, опираясь на деятельность дополнительных образовательных учреждений;

  • организация обучения с учетом мнений учащихся, родителей и широкой общественности;

  • воспитание доброжелательного отношения к месту проживания учащихся, с этой целью проведение интегрированных уроков родного языка с литературой, географией, историей и обществознанием.

Основные задачи обучения родному языку в русской школе:

1. Усиление мотивации к изучению языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, языку, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию.

2. Последовательное обучение в соответствии со всеми разделами татарского языкознания.

3. Освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке.

4. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи. Научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни.

5. Беспрерывное получение знаний и накопление опыта комммуникации посредством родного языка.

6. Формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам.

7. Привлечение учащихся к изучению наследия татарской национальной культуры.

8. На уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач. Обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений).

9. Совершенствование логического мышления учащихся. Умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме.

10. Совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой.

Учитывая, что большинство учащихся общаются на русском языке и что языком обучения в школе является русский, при изучении отдельных тем важно обратить внимание на их особенности в русском языке.

Обучение связной речи является последовательной и важной задачей. Целью таких уроков является обучение учащихся грамотно, красиво, доступно говорить, писать, понимать и уметь объяснять написанное, выражать своё мнение, заниматься творческой деятельностью на родном языке.

Развитие речи на уроках родного языка обычно ведется в трех направлениях.



Первое направление предполагает освоение литературных норм языка.

Второе направление предполагает обогащение словарного запаса учащихся и грамотное использование языковых единиц.

Третье направление предполагает обучение учащихся связно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Это направление реализуется при написании сочинений и изложений, анализе художественных произведений во время урока и внеурочных мероприятиий.
Ожидаемые результаты реализации программы

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, является совокупностью знаний, умений и навыков понимания речи окружающих и изложения своих мыслей; свободное общение на современном татарском литературном языке в устной и письменной форме, развитие навыков связной речи; усвоение грамматического строя речи; способность к речевому взаимодействию на родном языке с учетом интересов, психологических особенностей учащихся средних классов в различных ситуациях общения, результативное использование знаний и навыков, полученных на уроках.

Лингвистическая компетенция – систематизация знаний о языкознании, его устройстве, развитии и функционировании, формирование способности к лингвистическому анализу; овладение основными нормами татарского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

При обучении языку предпочтение отдается формированию и развитию следующих универсальных навыков:



  • получение навыков работы в составе группы. Владение ученика навыками совместной работы с учителем и одноклассниками учит его приемам практической деятельности на морально-нравственном и психологическом уровнях;

  • коммуникативная компетенция учит приемам решения различных задач, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • изучение языка предполагает развитие речевой деятельности, что в свою очередь стимулирует совершенствование коммуникативной компетенции при усвоении родного языка.

Этнокультурологическая компетенция включает в себя сведения о языке, как национально-культурном феномене; предполагает работу с текстами, отражающими национальные особенности как средства нравственного, эстетического воспитания и обучения речи учащихся; знание особенностей быта, традиций, а также произведений изобразительного искусства, устного народного творчества; владение нормами татарской литературной речи, осознание через них национально-культурных особенностей народа, языка как средства межнационального общение осознание взаимосвязи языка и истории народа.
Содержание программы по родному языку

Фонетика. Орфоэпия

1. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.

2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.



Графика

1. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.

2. Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.

Морфемика и словообразование

1. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.

2. Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.

Определение способов образования слов.

Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).

Лексикология и фразеология


  1. Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова.

Толковый словарь татарского языка.

Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов.

Исконно татарские и заимствованные слова.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.

Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.

2. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.

Лексический анализ слова.

Использование различных словарей.



Морфология

1. Морфология как раздел науки о языке.

Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.

Предикативные слова.

Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.

Служебные части речи: предлоги и союзы.

2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.



Синтаксис

1. Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.

Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.

Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.

Прямая и косвенная речь.

2. Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.

Орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания.

Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Использование орфографических словарей.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах.

2. Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.

Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.

Стилистика

Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности.

Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств.

Особенности устной и письменной речи.

Работа с текстами разных жанров и стилей.

Перевод текстов с татарского языка на русский.



Язык и культура

1.Осознание взаимосвязи языка, культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России.

Нормы и особенности татарской разговорной речи.

2. Определение национально-культурных единиц родного языка, их значений посредством различных словарей.

Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни и в учебе.
Предметные результаты.

Родной (татарский) язык и литература.
В разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика» выпускник научится:

- сделать фонетический разбор слова;

-осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при обще - нии;

- находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию.



Выпускник получит возможность научиться:

- основные выразительные средства фонетики;

- выразительное чтение прозы и поэзии;

- находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников.


В разделе «Морфемика и словообразование» выпускник научится:

- членить слова на морфемы;

- определить основные способы словообразования;

- образовывать новые слова из заданного;

- грамотно писать, определять части речи и члены предложений.



Выпускник получит возможность научиться:

- увидеть смысловую связь между однокоренными словами;

-понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи;

-находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию;

- уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.
В разделе «Лексикология и фразеология» выпускник научится:

- проводить лексический анализ слова;

- объединить слова в тематические группы;

- подбирать синонимы и антонимы;

- распознавать фразеологические обороты;

- придерживаться лексических норм при устной и письменной речи;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

-наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение);

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).

Выпускник получит возможность научиться:

- сделать общую классификацию словарного запаса;

- различать лексическую и грамматическую значения слова;

- опознавание различных омонимов;

- оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях;

- находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.
В разделе «Морфология» выпускник научится:

- различать части речи татарского языка;

- определить морфологические признаки слов;

- использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;

- применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

- исследовать словарный запас морфологии;

- различать грамматические омонимы;

- опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;

- находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.
В разделе «Синтаксис» выпускник научится:

- опознавать словосочетания и предложения и их виды;

-исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;

- употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;

- уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

- опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;

- функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.
В разделе «Орфография и пунктуация» выпускник научится:

- употребляет в письме орфографические и пунктуационные нормы;

- находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки;

- находит и пользуется в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников.



Выпускник получит возможность научиться:

- осознание важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм;

- умение находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.
В разделе «Стилистика» выпускник научится:

- знакомится функциональными стилями, определяет их жанровые особенности;

- выступать перед аудиторией: определяет тему, цель и задачи своего выступления;

- выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.



Выпускник получит возможность научиться:

- понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;

- работать с текстами в различных стилях и жанрах;

- учитывая нормы устной и письменной речи переводить различные тексты с татарского языка на русский.


В разделе «Язык и культура» выпускник научится:

- распознавать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;

- находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;

- грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни и в учебе.



Выпускник получит возможность научиться:

- показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;

- сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.

Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство учащихся с информацией о национальной культуре татарского народа. Основной целью изучения татарской литературы в средней школе является овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить, обогащение духовного мира детей. Обучение должно объединять в себе практическую, общеобразовательную и воспитательную направленности. Для достижения данных целей выделяются следующие задачи:



  • знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений;

  • развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение татарской литературы в средних классах направлено на знакомство с лучшими произведениями литературного наследия, с творчеством отдельных писателей, на их анализ, исследование и оценку. Важным является формирование у учащихся необходимого объема знаний о жизненном и творческом пути писателя, знаний по истории литературы, ее этапах, о литературных произведениях, определивших особенности отдельных периодов, а также дополнительных биографических, теоретических сведений, необходимых для более глубокого анализа произведения и творчества писателя и для соотношения художественного произведения с эпохой его написания, признаками и главными ценностями эпохи.

Изучение татарской литературы в средних классах включает в себя ознакомление с отдельными периодами развития татарской литературы в их взаимосвязи, с отдельными образцами фольклора, а также формирование навыка нахождения методом анализа поэтико-философской нагрузки, внутреннего, субъективного смысла произведений – что в совокупности служит формированию представления о литературном творчестве. Работа по изучению литературного произведения может быть организована в трех формах: чтение и анализ отдельных произведений, чтение и обсуждение, внеклассное чтение. Но в каждом случае должны учитываться вышеприведенные критерии и требования.

История литературы

Изучение истории литературы начинается с фольклора.



Устное народное творчество

Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Особенности произведений фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе.

Влияние народного творчества на развитие литературы и литературного языка. Основные жанры фольклора. Сказки, жанровые признаки сказки, виды жанра. Признаки жанра песни. Классификация песен. Особенности татарских народных песен. Мелодия и слова. Малые жанры фольклора: загадки, анекдоты, пословицы и поговорки. Баиты. Легенды и предания, их особенности. Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы. Характерные признаки жанра дастана.

Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.

Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией. Переход фольклорных жанров в литературу.

Древняя, средневековая татарская литература и литература XIX века

Развитие древней и средневековой татарской литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Устойчивые мотивы: справедливый правитель, милосердие, доброе имя, нравственность, совершенный человек и др. Романтические мотивы в средневековой литературе. Назидательность в литературе.

Просветительское движение у татар. Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения. Появление в литературе новых видов и жанров. Образованность, просвещенность, нравственность, воспитанность как основные темы и мотивы в литературе этого периода. Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. Борьба между старым и новым как основной конфликт в произведениях.

Татарская литература XX— начала XXI века

Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. Национальная проблематика как лейтмотив татарской литературы данного периода, нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов, опыты. Появление в произведениях новых типов героев.

Противоречивость процесса развития татарской литературы 1920-1930-ых годов. Художественные произведения, продолжающие традиции литературы предыдущих периодов. Появление произведений о строительстве новой жизни. Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Отношения писателя и общества.

Возвращение татарской литературы во второй половине XX века к национальным традициям. Возникновение в этот период новых жанров, появление новых тем, мотивов и литературных форм. Стремление к обновлению в литературе: обращение к новым литературным течениям, жанровым формам, темам, поиски литературного героя. Вопросы независимости, свободы личности и свободы мнений в художественных произведениях.

Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков, “новая волна”. Критическая оценка советского и постсоветского времени. Появление литературных произведений, описывающих крупные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества.

Выход на первый план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше социально-исторической действительности.

Мировой литературный процесс. Различные связи между татарской, русской и зарубежной литературами. Вечные темы и образы.

Теория литературы

Род и жанр литературы. Литературные роды: эпос, лирика и драма. Жанр. «Память жанра». Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Лирические жанры: пейзажная лирика, гражданская лирика, интимная лирика, философская лирика. Жанровая система восточной литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Лиро-эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, баллада, нэсер (проза в стихах), поэма. Межродовые формы: путевые заметки.

Литература как вид искусства. Место литературы среди других видов искусства. Особенности воссоздания художественной модели жизни в произведении. Литература как средство познания жизни и богатого духовного мира человека. Нравственное и эстетическое влияние литературы на человека.

Образность в литературном произведении. Образ,символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое “я”, образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.

Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, явление, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Композиция: внешняя и внутренняя. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция.

Литературное творчество. Художественные средства и стиль. Художественные приемы: повтор, параллелизм, противопоставление, ретроспекция. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства). Художественная речь: повествование, диалог, монолог. Лирические отступления. Особенности стихотворной и прозаической форм словесного выражения. Ритм, рифма, стих, строфа. Стихосложение. Формы смеха: юмор, сатира, сарказм, шарж. Авторский стиль: юмористический, трагический, экзистенциальный, публицистический и др. начала.

История литературы. Традиции и новаторство. Религиозная литература, светская литература.

Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периода в развитии литературы.

5 класс

Г.Тукай.Жизнь и творчество Тукая.Стихи “Эшкә өндәү”,”Эш беткәч уйнарга ярый”.Сказка “Су анасы”.Творчество Г.Тукая в картинах Ф.Аминова.Г.Тукай и музыка. А.Бакиров. Балет ”Су анасы”.

А.Файзи.Жизнь и творчество А.Файзи.Главы из романа “Тукай”.

Н.Думави.Жизнь и творчество Н.Думави.Стихи “Айлы төн”,”Син-кеше”.

Жизнь и творчество Н. Исанбата

Г.Исхаки.Жизнь и творчество Г.Исхаки.Рассказ “Кәҗүл читек”.

М.Гафури. Жизнь и творчество М.Гафури.Стихотворение “Гөлләр бакчасында”.Рассказы для детей.

Г.Ибрагимов.Жизнь и творчество Г.Ибрагимова.Рассказ “Яз башы”.

Д.Аппакова.Жизнь и творчество Д.Аппаковой.Рассказы «Йолдызкай»,“Шыгырдавыклы башмаклар”.

Ф.Карим.Жизнь и творчество Ф.Карима. Сказка. “Гармунчы Аю белән җырчы Маймыл”.

А.Алиш.Жизнь и творчество А.Алиша. Сказки. “Сертотмас үрдәк”.”Чуар тавык”.

Ф.Хусни.Жизнь и творчество Ф.Хусни. Рассказ “Малай белән солдат”.

Н.Даули.Жизнь и творчество Н.Даули.Стихотворение “Бәхет кайдабула?”

Ф.Яруллин.Жизнь и творчество Ф.Яруллина.Сказка.”Кояштагы тап”.

Жизнь и творчество Р. Батуллы.

Ш.Галиев.Жизнь и творчество.Стихи.”Атын куллар”,”Хәзинә”.



6 класс

Татарское народное устное творчество. Песни. Роль песен в жизни человека. Тематика и жанры народных песен. Архитектурные особенности Казанского кремля и башни Сююмбики.

. Жизнь и творчество А. Ахмета. Сохранение особенностей народной сказки в пьесе А. Ахмета «Үги кыз». Тема чести и трудолюбия в произведении А. Ахмета «Үги кыз». –

Жизнь и творчество М. Джалиля. Тема войны в стихотворении «Кызыл ромашка». Изобразительно-выразительные средства в стихах М. Джалиля. –

Жизнь и творчество поэта Х. Такташа. Тема дружбы народов в стихотворении «Иптәшләр»

Жизнь и творчество Г. Абсалямова. Образы молодых людей в повести «Миңа унтугыз яшь иде». Тема мужества в повести Г. Абсалямова «Миңа унтугыз яшь иде». –

. Жизнь и творчество И. Гази. Изображение трагедии войны в рассказе И. Гази “Йолдызлы малай”. «Батыр егет – ил күрке». по рассказу И. Гази «Йолдызлы малай». –

. Жизнь и творчество поэта З. Нури. Стихотворение “Яңа шәһәр”. –

. Жизнь и творчество поэта С. Хакима. Поэма “Бакчачылар”. Тема созидательного труда в поэме С. Хакима «Бакчачылар». –

Жизнь и творчество Л. Ихсановой. Рассказ «Лачын кыз».. Подвиг женщин во время Великой Отечественной войны в рассказе Л. Ихсановой «Лачын кыз». Добросовестное отношение к труду в рассказе Л. Ихсановой «Бүләк». –

. Жизнь и творчество Р.Файзуллина. Труд хлебороба в стихотворении «Күмәч пешерүчеләр җыры” Р. Фаизова. Фантастика или реальность в рассказе “Ә җирдә тереклек бармы?”. Тема патриотизма в рассказе Р. Фаизова “Ә җирдә тереклек бармы?” –

. Н. Ахмадиев. Жизнь детей в послевоенные годы в рассказе “Минем туган көнем”. –

. Традиции и обычаи татарского народа. Национальная одежда татарского народа. Сабантуй.

. Детские газеты и журналы.

Развитие речи. Темы “Башкортостан – многонациональная страна”, “Батыр егет – ил күрке” по рассказу И.Гази «Йолдызлы малай».

7 класс

Жизнь и творчество Г. Тукая. Главы из автобиографической повести «Исемдә калганнар». Изображение детства поэта в произведении Г. Тукая «Исемдә калганнар». Изображение природы в поэме Г.Тукая “Шүрәле”. Тема родины в стихотворении “Туган авыл”.

Жизнь и творчество художника Б.Алменова . Жизнь и творчество композитора Ф.Яруллина. Содержание балета “Шүрәле”. Общее и различия между балетом и поэмой Г.Тукая “Шүрәле”.

Жизнь и творчество Ф.Амирхана. Отрывки из произведения «Март каһарманы». Критика псевдопатриотов в произведении Ф.Амирхана «Март каһарманы».

Жизнь и творчество М.Гафури. Жанровые особенности басни “Сарыкны кем ашаган?” 16. Жизнь и творчество Г.Ибрагимова. Главы из повести “Алмачуар”. Изображение любви и привязанности к животным в произведении “Алмачуар”. Праздник Сабантуя в повести Г.Ибрагимова “Алмачуар”.

. Җизнь и творчество Г.Кутуя. Нәсер. Образ Родины в произведении Г.Кутуя “Сагыну”. Фантастика и реальность в повести Г.Кутуя “Рөстәм маҗаралары”.

. Жизнь и творчество Х.Туфана. Выражение чувств лирического героя в стихах поэта.

. Г.Кашапов. Главы из произведения Г.Кашапова «Киек каз юлы». Отражение истории татарского народа в произведении Г.Кашапова «Киек каз юлы».

. Р.Хафизова. Главы из произведения Р.Хафизовой “Кашкарыйлар озын гомерле”. Образ трудолюбивых детей в произведении Р.Хафизовой “Кашкарыйлар озын гомерле”. 21. И.Салахов. Главы из произведения И.Салахова «Колыма хикәяләре». Проблема человеческой жестокости в произведении И.Салахова «Колыма хикәяләре».

. З.Мансур. Тема взаимоотношений между людьми в сказке З.Мансура “Таңсылу әкияте”. Жизнь и творчество А.Еники. Роль песни в рассказе “Кем җырлады?”. Образ Бадертдина в произведении А.Еники «Матурлык». Красота человека в рассказе А.Еники «Матурлык». Р.Тухватуллин. Тема войны в рассказе Р.Тухватуллина «Балам көлүе».

. Ф.Иделле. Главы из произведения Ф.Иделле “Өзелгән үзәкләр, саркылган йөрәкләр”. 24. Жизнь и творчество Г.Зайнашевой. Любовь к Родине в стихотворениях Г.Зайнашевой. 25. Развитие речи. Темы “Мы в ответе за тех, кого приручили”, “Батырлыкта - матурлык”.

8 класс

Устное народное творчество. Легенды.Легенда как устное народное творчество. «Сак - Сок», «Сөембикә бәете»;

Анализ творчества писателей. Г. Камал.Жизнь и творчество “Беренче театр” изучение и анализ комедии;

История татарского театра.Первые труппы и артисты;

Сахипжал Гиззатуллина – Волжская; Габдулла Кариев; Галия Кайбицкая;

Гаяз Исхаки. Жизнь и творчество, рассказ «Сөннәтче бабай”, выразительное чтение, анализ;

Гумар Баширов.Жизнь и творчество, повесть «Туган ягым – яшел бишек» изучение и анализ;

Кави Наджми.Жизнь и творчество. Отрывок из поэмы «Хаят апа» чтение и анализ;

Композитор Султан Габаши.Жизнь и творчество композитора;

Муса Джалиль.Жизнь и творчество. Стихотворения «Берүгет», “Имән”, “Катыйльгә”,” Җырларым” изучение, анализ; выразительное чтение. Образ Мусы Джалиля в литературе. Картина “Перед арестом”;

Габдрахман Апсалямов.Жизнь и творчество. Изучение и анализ романа «Ак чәчәкләр»;

НабиДаули.Жизнь и творчество. Изучение и анализ повести «Яшәү белән үлем арасында”;

Шамил Ракипов.Жизнь и творчество. Изучение и анализ повести «Чәчәкләр сөйли белә";

Атилла Расих.Жизнь и творчество. Изучение и анализ отрывков романа «Ишан оныгы»;

Гариф Ахунов.Жизнь и творчество. Изучение и анализ отрывков романа «Идел кызы»

Шаукат Галиев.Жизнь и творчество. Изучение и анализ поэмы «Эткәйгә хат”;

Национальные традиции татарского народа.Сабантуй. Воспитание любви и уважения к национальным праздникам;

9 класс

 Устное народное творчество. Легенды и предания.

Жизнь и творчество Ш.Камала. Рассказ “Буранда”. Проблематика рассказа Ш.Камала “Буранда”.

Г.Исхаки. Роль Г.Исхаки в развитии татарской драматургии. Комедия “Жан Баевич”. Идея и композиция комедии Г.Исхаки “Жан Баевич”.

Х.Такташ. Роль Х.Такташа в развитии татарской поэзии. Поэма “Мокамай”. Отношение лирического героя в поэме Х.Такташа “Мокамай”.

Жизнь и творчество Х.Туфана. Стихотворение “Кайсыгызның кулы җылы?”. Тематика и проблематика стихов “Туган тел турында җырлар”, “Кемнәр сез?”.

Ш.Усманов . Главный герой в рассказе “Әптери агай хикәясе”. Проблематика рассказа Ш.Усманова “Әптери агай хикәясе”.

Жизнь и творчество М.Амира. Повесть «Агыйдел». Пейзаж в повести М.Амира «Агыйдел». Образы Артыкбики и Зои в повести. Сочинение «Туган ягым табигате».

Жизнь и творчество Ш.Еникеева. Повесть «Солтангәрәйнең язмышы”. Сюжет и композиция повести. Образ морально сильного человека в повести.

Жизнь и творчество С.Шакира. Очерк «Үлемнән көчлерәк”. Образ Х.Муджая в очерке С.Шакира «Үлемнән көчлерәк”. Понятие о жанре очерка.

. Жизнь и творчество А.Гилязова. Повесть “Җомга көн кич белән”. Тема человечности в повести А.Гилязова “Җомга көн кич белән”. Проблемы пожилых людей в повести А.Гилязова “Җомга көн кич белән”.

Жизнь и творчество И.Юзеева. Поэма “Таныш моңнар”. Тема любви в повести И.Юзеева “Гашыйклар тавы”. Проблема экологии в повести И.Юзеева “Гашыйклар тавы”.

Жизнь и творчество Ф.Яруллина. Особенности автобиографической повести “Җилкәннәр җилдә сынала”. Главный герой повести “Җилкәннәр җилдә сынала” и отношение к нему окружающих.

Жизнь и творчество Н.Наджми. История мечетей.



Предметные результаты:

Татарская литература

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале татарского народа, формирования представлений о татарском национальном характере;

• видеть черты татарского национального характера в героях татарских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную и вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, дастаны соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, дастаны чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, легенде, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древняя, средневековая татарская литература. Татарская литература XIX в. Татарская литература XX— начала XXI вв.

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами е. обработки и презентации.



Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения татарской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).