Основное содержание учебного предмета на уровне основного
общего образования. Родной язык- основа вхождения ребенка в передаваемую от поколения к поколению культуру родного народа. Родной язык выступает как культурно- историческая среда, формирующая национальную языковую личность, глубоко чувствующую свою причастность к родной культуре. Родной язык- это ключ к проникновению в богатейший мир татарской литературы, средство воспитания читателя, осознающего эстетическую функцию языка , как первоэлемента литературы. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Объём знаний по родному языку определяется социальными требованиями общества, развитием науки о языке и возможностями использования родного языка. Основной целью обучения родному языку учащихся 5-9 классов является реализация требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, а также формирование в процессе обучения у учащихся русских школ лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенций. Данная программа является ориентиром для отдельных авторов при создании собственных программ и учебников к ним. Она определяет обязательную часть учебного курса по родному языку для основной школы. Реализация поставленной цели обучения татарскому языку предъявляет следующие требования: определение значимости родного языка в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся, формировании у них стремления изучать духовные, нравственные и культурные ценности татарского народа; деятельность, направленная на воспитание духовно-нравственных качеств, обеспечение гражданского, общественного и личностного развития, творческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья учащихся; обеспечение преемственности при обучении родному языку в основной школе; обеспечение качественными знаниями учащихся, воспитание их в духе мира, терпимости и гуманного межнационального общения; личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании; достижение правильного и свободного использования учащимися в речи знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка, воспитание грамотной личности, обладающей орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными навыками; значимость родного языка в воспитании у детей сознательного отношения к будущей профессии и в определении своего места в обществе. овладение учащимися знаний и навыков, соответствующих личностным, общественным, семейным и государственным требованиям; организация качественного обучения в равной доступности для всех учащихся, в том числе и для детей с ограниченными физическими возможностями; использование внеклассных форм обучения в процессе организации учебно-познавательной деятельности; выявление и развитие одаренных детей через привлечение их в образовательную и общественную деятельность, в том числе, опираясь на деятельность дополнительных образовательных учреждений; организация обучения с учетом мнений учащихся, родителей и широкой общественности; воспитание доброжелательного отношения к месту проживания учащихся, с этой целью проведение интегрированных уроков родного языка с литературой, географией, историей и обществознанием. Основные задачи обучения родному языку в русской школе: 1. Усиление мотивации к изучению языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, языку, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию. 2. Последовательное обучение в соответствии со всеми разделами татарского языкознания. 3. Освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке. 4. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи. Научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни. 5. Беспрерывное получение знаний и накопление опыта комммуникации посредством родного языка. 6. Формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам. 7. Привлечение учащихся к изучению наследия татарской национальной культуры. 8. На уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач. Обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений). 9. Совершенствование логического мышления учащихся. Умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме. 10. Совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой. Учитывая, что большинство учащихся общаются на русском языке и что языком обучения в школе является русский, при изучении отдельных тем важно обратить внимание на их особенности в русском языке. Обучение связной речи является последовательной и важной задачей. Целью таких уроков является обучение учащихся грамотно, красиво, доступно говорить, писать, понимать и уметь объяснять написанное, выражать своё мнение, заниматься творческой деятельностью на родном языке. Развитие речи на уроках родного языка обычно ведется в трех направлениях. Первое направление предполагает освоение литературных норм языка. Второе направление предполагает обогащение словарного запаса учащихся и грамотное использование языковых единиц. Третье направление предполагает обучение учащихся связно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Это направление реализуется при написании сочинений и изложений, анализе художественных произведений во время урока и внеурочных мероприятиий. Ожидаемые результаты реализации программы Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, является совокупностью знаний, умений и навыков понимания речи окружающих и изложения своих мыслей; свободное общение на современном татарском литературном языке в устной и письменной форме, развитие навыков связной речи; усвоение грамматического строя речи; способность к речевому взаимодействию на родном языке с учетом интересов, психологических особенностей учащихся средних классов в различных ситуациях общения, результативное использование знаний и навыков, полученных на уроках. Лингвистическая компетенция – систематизация знаний о языкознании, его устройстве, развитии и функционировании, формирование способности к лингвистическому анализу; овладение основными нормами татарского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей. При обучении языку предпочтение отдается формированию и развитию следующих универсальных навыков: получение навыков работы в составе группы. Владение ученика навыками совместной работы с учителем и одноклассниками учит его приемам практической деятельности на морально-нравственном и психологическом уровнях; коммуникативная компетенция учит приемам решения различных задач, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; изучение языка предполагает развитие речевой деятельности, что в свою очередь стимулирует совершенствование коммуникативной компетенции при усвоении родного языка. Этнокультурологическая компетенция включает в себя сведения о языке, как национально-культурном феномене; предполагает работу с текстами, отражающими национальные особенности как средства нравственного, эстетического воспитания и обучения речи учащихся; знание особенностей быта, традиций, а также произведений изобразительного искусства, устного народного творчества; владение нормами татарской литературной речи, осознание через них национально-культурных особенностей народа, языка как средства межнационального общение осознание взаимосвязи языка и истории народа. Содержание программы по родному языку Фонетика. Орфоэпия 1. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов. 2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Графика 1. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. 2. Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.
1. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д. 2. Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм. Определение способов образования слов. Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).
Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Толковый словарь татарского языка. Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов. Исконно татарские и заимствованные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов. 2. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Лексический анализ слова. Использование различных словарей. Морфология 1. Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова. Предикативные слова. Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова. Служебные части речи: предлоги и союзы. 2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами. Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения. Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению. Прямая и косвенная речь. 2. Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.
Орфография как система правил правописания. Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Использование орфографических словарей. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах. 2. Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи. Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.
Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности. Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств. Особенности устной и письменной речи. Работа с текстами разных жанров и стилей. Перевод текстов с татарского языка на русский. Язык и культура 1.Осознание взаимосвязи языка, культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России. Нормы и особенности татарской разговорной речи. 2. Определение национально-культурных единиц родного языка, их значений посредством различных словарей. Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни и в учебе.
- сделать фонетический разбор слова; -осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при обще - нии; - находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию. Выпускник получит возможность научиться: - основные выразительные средства фонетики; - выразительное чтение прозы и поэзии; - находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников. В разделе «Морфемика и словообразование» выпускник научится: - членить слова на морфемы; - определить основные способы словообразования; - образовывать новые слова из заданного; - грамотно писать, определять части речи и члены предложений. Выпускник получит возможность научиться: - увидеть смысловую связь между однокоренными словами; -понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи; -находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию; - уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.
- проводить лексический анализ слова; - объединить слова в тематические группы; - подбирать синонимы и антонимы; - распознавать фразеологические обороты; - придерживаться лексических норм при устной и письменной речи; - использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; -наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение); - пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).
- сделать общую классификацию словарного запаса; - различать лексическую и грамматическую значения слова; - опознавание различных омонимов; - оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях; - находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.
- различать части речи татарского языка; - определить морфологические признаки слов; - использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка; - применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.
- исследовать словарный запас морфологии; - различать грамматические омонимы; - опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях; - находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.
- опознавать словосочетания и предложения и их виды; -исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений; - употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка; - уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.
- опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях; - функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.
- употребляет в письме орфографические и пунктуационные нормы; - находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки; - находит и пользуется в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников. Выпускник получит возможность научиться: - осознание важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм; - умение находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.
- знакомится функциональными стилями, определяет их жанровые особенности; - выступать перед аудиторией: определяет тему, цель и задачи своего выступления; - выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей. Выпускник получит возможность научиться: - понимать и объяснять особенности устной и письменной речи; - работать с текстами в различных стилях и жанрах; - учитывая нормы устной и письменной речи переводить различные тексты с татарского языка на русский. В разделе «Язык и культура» выпускник научится: - распознавать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений; - находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны; - грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни и в учебе. Выпускник получит возможность научиться: - показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры; - сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России. Обучение татарской литературе в основной общеобразовательной школе включает в себя формирование необходимых для понимания литературного произведения и творчества писателя теоретических и творческих навыков, а также знакомство учащихся с информацией о национальной культуре татарского народа. Основной целью изучения татарской литературы в средней школе является овладение умением воспринимать и анализировать художественное произведение в единстве его содержания и формы, развитие и совершенствование способности логически мыслить, обогащение духовного мира детей. Обучение должно объединять в себе практическую, общеобразовательную и воспитательную направленности. Для достижения данных целей выделяются следующие задачи: знание основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и умение их использовать в анализе художественных произведений; развитие потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитание уважения к своему народу, к национальной культуре и литературе; воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и чувства патриотизма; воспитание уважения к культурным ценностям своего и других народов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Изучение татарской литературы в средних классах направлено на знакомство с лучшими произведениями литературного наследия, с творчеством отдельных писателей, на их анализ, исследование и оценку. Важным является формирование у учащихся необходимого объема знаний о жизненном и творческом пути писателя, знаний по истории литературы, ее этапах, о литературных произведениях, определивших особенности отдельных периодов, а также дополнительных биографических, теоретических сведений, необходимых для более глубокого анализа произведения и творчества писателя и для соотношения художественного произведения с эпохой его написания, признаками и главными ценностями эпохи. Изучение татарской литературы в средних классах включает в себя ознакомление с отдельными периодами развития татарской литературы в их взаимосвязи, с отдельными образцами фольклора, а также формирование навыка нахождения методом анализа поэтико-философской нагрузки, внутреннего, субъективного смысла произведений – что в совокупности служит формированию представления о литературном творчестве. Работа по изучению литературного произведения может быть организована в трех формах: чтение и анализ отдельных произведений, чтение и обсуждение, внеклассное чтение. Но в каждом случае должны учитываться вышеприведенные критерии и требования.
Изучение истории литературы начинается с фольклора. Устное народное творчество Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Особенности произведений фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе. Влияние народного творчества на развитие литературы и литературного языка. Основные жанры фольклора. Сказки, жанровые признаки сказки, виды жанра. Признаки жанра песни. Классификация песен. Особенности татарских народных песен. Мелодия и слова. Малые жанры фольклора: загадки, анекдоты, пословицы и поговорки. Баиты. Легенды и предания, их особенности. Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы. Характерные признаки жанра дастана. Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов. Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией. Переход фольклорных жанров в литературу.
Развитие древней и средневековой татарской литературы, ориентируясь на традиции восточной литературы и основываясь на идеологию и философию ислама. Устойчивые мотивы: справедливый правитель, милосердие, доброе имя, нравственность, совершенный человек и др. Романтические мотивы в средневековой литературе. Назидательность в литературе. Просветительское движение у татар. Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения. Появление в литературе новых видов и жанров. Образованность, просвещенность, нравственность, воспитанность как основные темы и мотивы в литературе этого периода. Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. Борьба между старым и новым как основной конфликт в произведениях.
Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры. Национальная проблематика как лейтмотив татарской литературы данного периода, нравственно-философские и литературно-эстетические искания авторов, опыты. Появление в произведениях новых типов героев. Противоречивость процесса развития татарской литературы 1920-1930-ых годов. Художественные произведения, продолжающие традиции литературы предыдущих периодов. Появление произведений о строительстве новой жизни. Великая Отечественная война, ее влияние на литературу. Основные темы и проблемы в произведениях. Отношения писателя и общества. Возвращение татарской литературы во второй половине XX века к национальным традициям. Возникновение в этот период новых жанров, появление новых тем, мотивов и литературных форм. Стремление к обновлению в литературе: обращение к новым литературным течениям, жанровым формам, темам, поиски литературного героя. Вопросы независимости, свободы личности и свободы мнений в художественных произведениях. Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков, “новая волна”. Критическая оценка советского и постсоветского времени. Появление литературных произведений, описывающих крупные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества. Выход на первый план психологического начала, утверждение понятия о том, что жизнь и внутренний мир отдельного человека выше социально-исторической действительности. Мировой литературный процесс. Различные связи между татарской, русской и зарубежной литературами. Вечные темы и образы.
Г.Тукай.Жизнь и творчество Тукая.Стихи “Эшкә өндәү”,”Эш беткәч уйнарга ярый”.Сказка “Су анасы”.Творчество Г.Тукая в картинах Ф.Аминова.Г.Тукай и музыка. А.Бакиров. Балет ”Су анасы”. А.Файзи.Жизнь и творчество А.Файзи.Главы из романа “Тукай”. Н.Думави.Жизнь и творчество Н.Думави.Стихи “Айлы төн”,”Син-кеше”. Жизнь и творчество Н. Исанбата Г.Исхаки.Жизнь и творчество Г.Исхаки.Рассказ “Кәҗүл читек”. М.Гафури. Жизнь и творчество М.Гафури.Стихотворение “Гөлләр бакчасында”.Рассказы для детей. Г.Ибрагимов.Жизнь и творчество Г.Ибрагимова.Рассказ “Яз башы”. Д.Аппакова.Жизнь и творчество Д.Аппаковой.Рассказы «Йолдызкай»,“Шыгырдавыклы башмаклар”. Ф.Карим.Жизнь и творчество Ф.Карима. Сказка. “Гармунчы Аю белән җырчы Маймыл”. А.Алиш.Жизнь и творчество А.Алиша. Сказки. “Сертотмас үрдәк”.”Чуар тавык”. Ф.Хусни.Жизнь и творчество Ф.Хусни. Рассказ “Малай белән солдат”. Н.Даули.Жизнь и творчество Н.Даули.Стихотворение “Бәхет кайдабула?” Ф.Яруллин.Жизнь и творчество Ф.Яруллина.Сказка.”Кояштагы тап”. Жизнь и творчество Р. Батуллы. Ш.Галиев.Жизнь и творчество.Стихи.”Атын куллар”,”Хәзинә”. 6 класс Татарское народное устное творчество. Песни. Роль песен в жизни человека. Тематика и жанры народных песен. Архитектурные особенности Казанского кремля и башни Сююмбики. . Жизнь и творчество А. Ахмета. Сохранение особенностей народной сказки в пьесе А. Ахмета «Үги кыз». Тема чести и трудолюбия в произведении А. Ахмета «Үги кыз». – Жизнь и творчество М. Джалиля. Тема войны в стихотворении «Кызыл ромашка». Изобразительно-выразительные средства в стихах М. Джалиля. – Жизнь и творчество поэта Х. Такташа. Тема дружбы народов в стихотворении «Иптәшләр» Жизнь и творчество Г. Абсалямова. Образы молодых людей в повести «Миңа унтугыз яшь иде». Тема мужества в повести Г. Абсалямова «Миңа унтугыз яшь иде». – . Жизнь и творчество И. Гази. Изображение трагедии войны в рассказе И. Гази “Йолдызлы малай”. «Батыр егет – ил күрке». по рассказу И. Гази «Йолдызлы малай». – . Жизнь и творчество поэта З. Нури. Стихотворение “Яңа шәһәр”. – . Жизнь и творчество поэта С. Хакима. Поэма “Бакчачылар”. Тема созидательного труда в поэме С. Хакима «Бакчачылар». – Жизнь и творчество Л. Ихсановой. Рассказ «Лачын кыз».. Подвиг женщин во время Великой Отечественной войны в рассказе Л. Ихсановой «Лачын кыз». Добросовестное отношение к труду в рассказе Л. Ихсановой «Бүләк». – . Жизнь и творчество Р.Файзуллина. Труд хлебороба в стихотворении «Күмәч пешерүчеләр җыры” Р. Фаизова. Фантастика или реальность в рассказе “Ә җирдә тереклек бармы?”. Тема патриотизма в рассказе Р. Фаизова “Ә җирдә тереклек бармы?” – . Н. Ахмадиев. Жизнь детей в послевоенные годы в рассказе “Минем туган көнем”. – . Традиции и обычаи татарского народа. Национальная одежда татарского народа. Сабантуй. . Детские газеты и журналы. Развитие речи. Темы “Башкортостан – многонациональная страна”, “Батыр егет – ил күрке” по рассказу И.Гази «Йолдызлы малай».
Жизнь и творчество Г. Тукая. Главы из автобиографической повести «Исемдә калганнар». Изображение детства поэта в произведении Г. Тукая «Исемдә калганнар». Изображение природы в поэме Г.Тукая “Шүрәле”. Тема родины в стихотворении “Туган авыл”. Жизнь и творчество художника Б.Алменова . Жизнь и творчество композитора Ф.Яруллина. Содержание балета “Шүрәле”. Общее и различия между балетом и поэмой Г.Тукая “Шүрәле”. Жизнь и творчество Ф.Амирхана. Отрывки из произведения «Март каһарманы». Критика псевдопатриотов в произведении Ф.Амирхана «Март каһарманы». Жизнь и творчество М.Гафури. Жанровые особенности басни “Сарыкны кем ашаган?” 16. Жизнь и творчество Г.Ибрагимова. Главы из повести “Алмачуар”. Изображение любви и привязанности к животным в произведении “Алмачуар”. Праздник Сабантуя в повести Г.Ибрагимова “Алмачуар”. . Җизнь и творчество Г.Кутуя. Нәсер. Образ Родины в произведении Г.Кутуя “Сагыну”. Фантастика и реальность в повести Г.Кутуя “Рөстәм маҗаралары”. . Жизнь и творчество Х.Туфана. Выражение чувств лирического героя в стихах поэта. . Г.Кашапов. Главы из произведения Г.Кашапова «Киек каз юлы». Отражение истории татарского народа в произведении Г.Кашапова «Киек каз юлы». . Р.Хафизова. Главы из произведения Р.Хафизовой “Кашкарыйлар озын гомерле”. Образ трудолюбивых детей в произведении Р.Хафизовой “Кашкарыйлар озын гомерле”. 21. И.Салахов. Главы из произведения И.Салахова «Колыма хикәяләре». Проблема человеческой жестокости в произведении И.Салахова «Колыма хикәяләре». . З.Мансур. Тема взаимоотношений между людьми в сказке З.Мансура “Таңсылу әкияте”. Жизнь и творчество А.Еники. Роль песни в рассказе “Кем җырлады?”. Образ Бадертдина в произведении А.Еники «Матурлык». Красота человека в рассказе А.Еники «Матурлык». Р.Тухватуллин. Тема войны в рассказе Р.Тухватуллина «Балам көлүе». . Ф.Иделле. Главы из произведения Ф.Иделле “Өзелгән үзәкләр, саркылган йөрәкләр”. 24. Жизнь и творчество Г.Зайнашевой. Любовь к Родине в стихотворениях Г.Зайнашевой. 25. Развитие речи. Темы “Мы в ответе за тех, кого приручили”, “Батырлыкта - матурлык”.
Устное народное творчество. Легенды.Легенда как устное народное творчество. «Сак - Сок», «Сөембикә бәете»; Анализ творчества писателей. Г. Камал.Жизнь и творчество “Беренче театр” изучение и анализ комедии; История татарского театра.Первые труппы и артисты; Сахипжал Гиззатуллина – Волжская; Габдулла Кариев; Галия Кайбицкая; Гаяз Исхаки. Жизнь и творчество, рассказ «Сөннәтче бабай”, выразительное чтение, анализ; Гумар Баширов.Жизнь и творчество, повесть «Туган ягым – яшел бишек» изучение и анализ; Кави Наджми.Жизнь и творчество. Отрывок из поэмы «Хаят апа» чтение и анализ; Композитор Султан Габаши.Жизнь и творчество композитора; Муса Джалиль.Жизнь и творчество. Стихотворения «Берүгет», “Имән”, “Катыйльгә”,” Җырларым” изучение, анализ; выразительное чтение. Образ Мусы Джалиля в литературе. Картина “Перед арестом”; Габдрахман Апсалямов.Жизнь и творчество. Изучение и анализ романа «Ак чәчәкләр»; НабиДаули.Жизнь и творчество. Изучение и анализ повести «Яшәү белән үлем арасында”; Шамил Ракипов.Жизнь и творчество. Изучение и анализ повести «Чәчәкләр сөйли белә"; Атилла Расих.Жизнь и творчество. Изучение и анализ отрывков романа «Ишан оныгы»; Гариф Ахунов.Жизнь и творчество. Изучение и анализ отрывков романа «Идел кызы» Шаукат Галиев.Жизнь и творчество. Изучение и анализ поэмы «Эткәйгә хат”; Национальные традиции татарского народа.Сабантуй. Воспитание любви и уважения к национальным праздникам;
Устное народное творчество. Легенды и предания. Жизнь и творчество Ш.Камала. Рассказ “Буранда”. Проблематика рассказа Ш.Камала “Буранда”. Г.Исхаки. Роль Г.Исхаки в развитии татарской драматургии. Комедия “Жан Баевич”. Идея и композиция комедии Г.Исхаки “Жан Баевич”. Х.Такташ. Роль Х.Такташа в развитии татарской поэзии. Поэма “Мокамай”. Отношение лирического героя в поэме Х.Такташа “Мокамай”. Жизнь и творчество Х.Туфана. Стихотворение “Кайсыгызның кулы җылы?”. Тематика и проблематика стихов “Туган тел турында җырлар”, “Кемнәр сез?”. Ш.Усманов . Главный герой в рассказе “Әптери агай хикәясе”. Проблематика рассказа Ш.Усманова “Әптери агай хикәясе”. Жизнь и творчество М.Амира. Повесть «Агыйдел». Пейзаж в повести М.Амира «Агыйдел». Образы Артыкбики и Зои в повести. Сочинение «Туган ягым табигате». Жизнь и творчество Ш.Еникеева. Повесть «Солтангәрәйнең язмышы”. Сюжет и композиция повести. Образ морально сильного человека в повести. Жизнь и творчество С.Шакира. Очерк «Үлемнән көчлерәк”. Образ Х.Муджая в очерке С.Шакира «Үлемнән көчлерәк”. Понятие о жанре очерка. . Жизнь и творчество А.Гилязова. Повесть “Җомга көн кич белән”. Тема человечности в повести А.Гилязова “Җомга көн кич белән”. Проблемы пожилых людей в повести А.Гилязова “Җомга көн кич белән”. Жизнь и творчество И.Юзеева. Поэма “Таныш моңнар”. Тема любви в повести И.Юзеева “Гашыйклар тавы”. Проблема экологии в повести И.Юзеева “Гашыйклар тавы”. Жизнь и творчество Ф.Яруллина. Особенности автобиографической повести “Җилкәннәр җилдә сынала”. Главный герой повести “Җилкәннәр җилдә сынала” и отношение к нему окружающих. Жизнь и творчество Н.Наджми. История мечетей. Предметные результаты: Татарская литература Устное народное творчество Выпускник научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале татарского народа, формирования представлений о татарском национальном характере; • видеть черты татарского национального характера в героях татарских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную и вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки, дастаны соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, дастаны чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, легенде, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами е. обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения татарской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |