Основные задачи и значение железнодорожной статистики в составе транспортной статистики

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Основные задачи и значение железнодорожной статистики в составе транспортной статистики



страница1/11
Дата17.12.2017
Размер2,13 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Основные задачи и значение железнодорожной статистики в составе транспортной статистики

Предмет, объект и особенности методологии железнодорожной статистики

Организация и структура статистического учета на железной дороге

Особенности статистической информации на железной дороге

Основы методологии получения первичной статистической информации на ж/д транспорте

Основы методологии обобщения первичной стат. Информации на ж.д.т.

Методологические основы анализа статистической информации

Статистические методы анализа взаимосвязей явлений на ж.д.т.

Стат.анализ динамики явлений на ж.д.т.

Значение и задачи статистики перевозок грузов

Организация стат. Наблюдения перевозок грузов

Группировки перевозок грузов по категориям перевозок, по родам грузов

Группировки перевозок грузов по видам сообщений

Группировка перевозок по территориальному признаку

Объемные стат.показатели перевозок грузов в натуральном выражении!!!

Грузооборот: суть, разновидности и назначение, методы определения!!!

Качественные средние показатели перевозок грузив: расстояние перевозок, продолжительность и скорость доставки грузов

Качественные средние стат.показатели перевозок грузов: густота грузовых перевозок (способы определения), загрузки вагона

Организация стат.наблюдения перевозок пасажиров

Группировка перевозок пассажиров на ж.д.

Объемные стат.показатели перевозок пассажиров

Качественные показатели статистики перевозок пасажиров

Первоисточники учета перевозок грузов и пассажиров

Показатели статистики перевозок багажа и почты, организация наблюдения

Приведенная продукция железнодорожного транспорта, суть, единицы измерения, методика расчета

Система стат. Информации о перевозках на ж.д.!!!

Предмет, задачи и содержание эксплуатационной статистики на ж.д.

Организация стат.наблюдения за эксплуатационной работой на жд., первоисточники учета наличия и работы подвижного состава

Статистика наличия локомотивов и моторвагонного подвижного состава

Статистика наличия грузовых и пассажирских вагонов по категориям использования

Статистика тех.состояния и ремонта подвижного состава

Стат.показатели работы подвижного состава

Показатели использования локомотивов и моторвагонного подвижного состава

Показатели использования вагонов в эксплуатационной статистике

Система показателей использования подвижного состава

Стат.информация о наличии, состоянии, работы и использовании подвижного состава!!!

Содержание и задачи статистики основных средств и технической оснащенности

Организация стат.наблюдения и классификация основных средств

Методы оценки и показатели объема и сроков службы основних средств

Стат.показатели движения и использования ос на ж.д.

Статистика тех.оснащенности хоз-в ж.д.т.

Статистика кап.вложений в пополнение и обновление ос на ж.д.!!!

Статистика кап.строительства и ремонта ос на ж.д.

Предмет и задачи статистики труда на ж.д.

Статистика численности и состава работников ж.д.

Группировка численности работников на ж.д.

Стат.показатели движения раб.силы на ж.д.

Статистика использования рабочего времени на ж.д.

Статистика производительности труда на ж.д.

Статистика зар.платы работающих на ж.д.

Источники стат. Информации о труде и зар.плате!!!

Предмет и задачи статистики мат.-тех. Снабжения

Материальные балансы на ж.д. : принципы построения и назначения

Статистика поставок и заготовок материальных ресурсов на ж.д.

Статистика наличия материальных ресурсов на ж.д.

Статистика расхода материалов на ж.д.

Статистика расхода топлива на ж.д.

Статистика расхода электрической энергии на ж.д.

Содержание и задачи статистики финансов на ж.д!!!.

Средние доходные ставки и себестоимость перевозок на ж.д.



  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ Ж.Д. СТАТ-КИ В СОСТАВЕ ТРАНСПОРТ. СТАТ-КИ.

Ж/д статистика является отраслью транспортной статистики и входит в общую систему экономической статистики. Объектом транспортной статистики является вся сложная транспортная система, включающая в себя как отдельные виды транспорта общего пользования – ж/д, морской, речной, ав/моб, авиационный и трубопроводный, так и внутриведомственный транспорт (транспорт не общего пользования) – подъездные пути, флот и автомобильный транспорт. Статистика транспорта изучает его продукцию, материально-техническую базу, использование перевозочных средств, трудовые и материальные ресурсы, а также фин. результаты.

Предметом ж/д статистики является количественная сторона явлений и процессов, присущих ж/д транспорту как особой отрасли материального производства. Ж/д ст-ка имеет свою систему показателей, отображающих условия и результаты деятельности ж/д. Эта система включает в себя показатели, характеризующие перевозки грузов и пассажиров, тех.оснащённость, наличие и использование подвижного состава, использование раб.силы, результаты фин. деятельности и другие стороны работы железных дорог.

Вместе с тем ж/д статистика разрабатывает методы обобщения и анализа работы как ж/д транспорта в целом, так и отдельных его подразделений.

Основные задачи железнодорожной статистики:



1. Ж.Д. статистика – исходная база для планирования железнодорожных работ и их технического оснащения.

2. Использование показателей Ж.Д. статистики для региональных и территориальных связей и для развития экономики.

3. Выявление внутренних резервов повышения эффективности транспортного производства на основе анализа показателей и снижение затрат на перевозку грузов.



В Ж.Д. статистике рассматриваются следующие разделы:

1. Статистика перевозок.

2. Эксплуатационная статистика.

3. Статистика основных фондов и технической оснащенности.

4. Статистика труда.

Вся статистическая информация на Ж.Д.Т. основана на сплошном текущем учете. Собранная таким образом информация, поступает в распоряжение руководящих органов на транспорте в виде отчетности.

Вся статистическая отчетность представлена двумя потоками:

1) оперативно-статистическим;

2) статистическим



Ж/д статистика как отрасль стат. науки состоит из след. основных разделов: перевозок; основных фондов, тех.вооружённости, кап.вложений и кап.строительства; эксплуатационной; труда и зар.платы; мат.-тех.снабжения; финансовой.

Стат. показатели должны отражать эффективность работы отрасли, связь отдельных отраслей между собой и с народным хозяйством, иерархичность структуры, иметь логическую взаимосвязь между показателями. Кроме того, система показателей должна быть гибкой, т.е. не изменяя её в целом иметь возможность вводить или выводить какие-то показатели.

Одна из важнейших задач железнодорожной статистики – выявление внутренних материальных и трудовых резервов повышения эффективности транспортного производства, повышения производительности труда и снижения затрат на перевозку грузов и пассажиров.


  1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАТИСТИКИ


Предметом Ж.Д. статистики является качественная и количественная сторона явлений и процессов, присущих Ж.Д.Т.

Объектом ж/д стат-киявл.сам Ж.Д.Т., его линейные и структурные подразделения, характерными особенностями которых явл.:

  1. Продукция ж.д.т не имеет вещественного выражения , она потребляется в процессе произ-ва, представляя собой услугу по перемещению грузов и пассажиров с помощью тр-ных средств;

  2. Ж.Д.Т. представляет собой непрерывную территориально-внутренне взаимосвязанную централизованно – управляемую систему;

  3. значительная часть основных средств транспорта – подвижной состав – постоянно изменяет свое местоположение (это обстоятельство вызывает необходимость применения специфических методов учёта наличия, определения работы и оценки использования подвижного состава).Статистика разрабатывает систему показателей, отражающих условия и результаты деятельности железной дороги, и разрабатывает методы обобщения и анализа работы.

  4. . Ж/д транспорт действует непрерывно во времени, что требует своеобразного подхода к установлению отчётного периода и моментов учёта.

  5. Работники ряда профессий, непосредственно связанные с движением поездов, – машинисты локомотивов, электромонтёры, проводники и осмотрщики вагонов, составители поездов и др., не имеют точно установленной продолжительности раб. смены, поэтому изучение их численности, использования бюджета времени, продолжительности раб. дня, уровня зар.платы и производительности труда требуют особых методов стат. наблюдения

Специфика объекта изучения железнодорожной статистики заключается в следующем:

1. Продукция не имеет вещественного выражения.



2. Железная дорога непрерывно и территориально связана и поэтому во многом централизованно-управляемая система.

3. Значительная часть основных средств транспорта постоянно меняет свое местоположение (подвижной состав).

4. Ведение особого отчетного момента, не совпадающего с календарным, для наиболее массовых явлений на транспорте.

5. Система специфических, несоизмеримых показателей работы структурных подразделений.

6. Специфические методы выявления степени участия и влияния отдельных подразделений железнодорожного транспорта на конечные результаты работы транспорта в целом.



Вся статистическая отчетность представлена двумя потоками:

1) оперативно-статистическим (контроль выполнения плана принятия оперативных мер и управленческих решений (набор показателей ограниченный , информация вводится арувную, децентрализованно) ;

2) статистическим (целью явл. хар-ка и анализ деят-ти Ж.Д.Т., набор показателей обширный . Сводка осуществляется автоматизированно, цетрализованно.)

Специфика методов ж/д статистики, заключается в следующем:

строжайшая учётная дисциплина – своевременное и чёткое заполнение первоисточника, полнота и достоверность записей, так как возврат к объекту регистрации с целью проверки содержания первоисточника, как правило, невозможна;

совпадение момента регистрации с фактическим изменением состояния, местонахождения или рода выполняемой работы, что объясняется невозможностью возврата к объекту регистрации и разграничением ответственности за состояние и использования основных средств, сохранность и соблюдение сроков доставки грузов и условий перевозки пассажиров;

введение особого, не совпадающего с календарным отчётного момента для характеристики наиболее динамичных массовых явлений (погрузка, выгрузка, приём и сдача вагонов, парк вагонов и др.);

совокупность приёмов, образующих методологию перехода от характеристики явлений на момент к характеристике явлений за период (т.е. характеристике процессов), а также переход от точечной характеристики положения единиц учёта к пространственной их характеристике;

своеобразные методы выявления степени участия отдельных подразделений ж/д в освоении перевозок и влияния успешности работы этих подразделений на конечные результаты деят-тиотдельных ж/д и сети.



  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.



Стат. управление УЗ



Службы стат.учета отчетности и экономического анализа управлений Ж.Д.



Отделы оперативно-статистического учета и отчетности дирекций Ж.Д.



Группыстат.учета , отдельныеработникиосуществляющиесбор , первичнуюобработкустат.материалов



Информационно-статистическиецентры

Вся статистическая отчетность представлена двумя потоками:

1) оперативно-статистическим (контроль выполнения плана принятия оперативных мер и управленческих решений (набор показателей ограниченный , информация вводится арувную, децентрализованно) ;

2) статистическим (целью явл. хар-ка и анализ деят-ти Ж.Д.Т., набор показателей обширный . Сводка осуществляется автоматизированно, цетрализованно


  1. ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Основой в получении первичной стат.информации явл.стат.наблюдение, состоящее из 3 этапов:

  • Подготовительные работы

  • Заполнение стат. документов

  • Проверка собранных данных

При подготовке к проведению стат.наблюдения формируется программа и план наблюдения.План наблюдения включает в себя программно-методологические и организационные вопросы.К наиболее важным программно-методологическим вопросам относится: выбор формы, вида и способа сбора данных. К основным формам стат. наблюдения на Ж.Д.Т. относится стат.отчетность , специально организованное стат.наблюдение в виде переписи, учетов, опросов, специальных обследований, стат.реестры.

Способы сбора данных могут быть: непосредственный учет, документальный учет, опрос: корреспондентский, экспедиционный, анкетный , саморегистрация,устный.

Видами стат.наблюдения по времени регистрации фактов считают : непрерывное (текущее) и прерывное (периодическое или одноразовое).

По степени обхвата явлений и процессов существую след.виды стат.наблюдений: сплошное, несплошное: выборочное наблюдение, обследование основного массива, монографическое наблюдение , моноторинги.

Собранные в процессе стат.наблюдения сведения подвергаются систематизации и сводки данных с помощью методов стат.группировок. Стат.сводка о Ж.Д.Т. – это научно-организационный процесс обработки данных, наблюдения, включающий в себя группировку и систематизацию данных, подсчет групповых и общих итогов , расчет производных показателей , составление стат. таблиц и графиков.


  • По сложности стат.сводка бывает простой и сложной;

  • По технике выполнения – ручной и автоматизированной;

  • По способу организации – централизованной и децентрализованной.

Программа стат.сводки содержит 4 основных вопроса:

  • Выбор группировочного признака

  • Определение порядка формирования групп

  • Разработка системы групповых общих показателей

  • Разработка макетов стат.таблиц.

Стат.группировка – это процесс образования однородных групп на основе разделения исходной совокупности на части или объединения частных совокупностей в общие по характерным для них признакам.

Группировки бывают: типологические, структурные, аналитические.

Результатом сводки и группировки принято представлять в 3х формах : текстовая, табличная, графическая.

Стат. таблицы, отражающие результаты сводки и группировки – это система мыслей об исследуемом объекте , расположенная в определенном систематизированном порядке.

Таблицы бывают: простые (собственно-перечневые, территориальные,хронологические), групповые , комбинационные.

Стат.графики – это чертежи, на кот. при помощи условных геометрических фигур (точек, линий, др.символических знаков) изображаются явления , их взаимосвязи между отдельными признаками явлений.



Классификация графиков:

  • диаграмма (линейные,столбиковые, полосовые, структурные, секторные, круговые, радиальные, фигурные);

  • стат.карты (картограммы (точечные, фоновые), картодиаграмма)



  1. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА Ж/Д ТРАНСПОРТЕ

Наблюдение явл. первым этапом стат. исследования. В статистике наблюдением наз. планомерный, научно организованный сбор первичной информации о явлениях и процессах общественной жизни.

Его основная задача - получение объективных данных для практического использования в повседневной работе при решении производственных задач, а также для научного исследования экон-кого, социального и культурного развития страны и отдельных ее регионов. Достоверность первичной информации при стат.наблюдении, является основным требованием, предъявляемым к его организации и проведению.

Процесс стат.наблюдения имеет три этапа: подготовительные работы, заполнение стат.документов и проверка собранных данных.

Наиболее важным этапом организации стат.наблюдения является разработка программы наблюдения, т.е. перечня вопросов, на которые должны быть получены ответы, и устанавливаются способы обеспечения достоверности последних.

Объектом наблюдения наз. совокупность единиц, которая подлежит обследованию в каждом конкретном случае, например население страны, парк локомотивов или вагонов, контингент работников организаций. Определение объекта наблюдения тесно связано с выбором единицы наблюдения, т.е. того первичного элемента объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистрации, и служит единицей счета. Одновременно с определением объекта и единиц наблюдения формулируются задачи наблюдения, т.е. определяется цель, которую преследует данное стат.исследование.

При разработке программы наблюдения особое внимание обращают на формулировку и последовательность вопросов. Вопросы программы должны быть сформулированы четко, ясно. В необходимых случаях должны быть перечислены варианты возможных ответов.

Вопросы программы наблюдения оформляются в виде документа, называемого статистическим формуляром. Различают 2 вида формуляров: карточные, если формуляр составляется на каждую единицу наблюдения, и списочные, если в одном формуляре записывают данные о нескольких ед. наблюдения.

Для правильной хар-ки исследуемых объектов существенное значение имеет время наблюдения, т.е. время, к кот. относятся регистрируемые данные. Большое значение выбора времени наблюдения имеет в тех случаях, когда изучаемые явления подвергаются значительным изменениям в короткие отрезки времени.

Для получения (сбора) первичной стат.инф-ции в зависимости от характера изучаемых объектов используются различные способы, основными из кот.являются непосредственное наблюдение, документальный способ, опрос.

При непосредственном наблюдении сведения об изучаемых единицах в формуляре наблюдения отражают сами регистраторы (списчики) на основе личного осмотра, подсчета, замера, взвешивания или подсчета. Документальный способ основан на получении сведений из различных документов, например из тех.паспортов. При опросе факты регистрируются на основе показаний опрашиваемых лиц. Если опрашиваемое лицо заносит сведения письменно в документ, вручаемый ему специальным лицом, то этот вид опроса наз. саморегистрацией. Иногда документ опрашиваемому лицу высылается почтой. Подобного рода способ получения данных называют корреспондентским.

Основное требование при проведении наблюдения—недопущение ошибок. Различают ошибки регистрации и репрезентативности. Под ошибками регистрации понимают ошибки, которые возникают в следствие неправильного установления фактов или неправильной их регистрации.Ошибки репрезентативности (представительства) присущи выборочному наблюдению. Возникают они в следствие того, что отобранные для наблюдения единицы невточности воспроизводят совокупность, из которой произведен отбор.

В зависимости от способа организации различают две формы наблюдения: отчетность и специально организованное наблюдение. Отчетность — форма наблюдения, при которой сведения о деятельности организаций поступают в стат. органы в виде определенных документов (отчетов) по формам, утвержденным в установленном порядке.

Специально организованное наблюдение — форма наблюдения, при которой первичную стат. информацию получают в результате специального обследования, преимущественно в виде учетов и переписей.

В зависимости от характера регистрации фактов различают текущее (непрерывное) и прерывное (периодическое и единовременное) наблюдение. Текущим называют такое наблюдение, при котором факты регистрируются номере их возникновения. Наблюдение является прерывным, если изменения в состоянии объекта регистрируют через определенные промежутки времени. Оно называется периодическим, если регистрацию явлений проводят примерно через равные промежутки времени. Разовыми (единовременными, эпизодическими) называются наблюдения, если промежутки между ними неодинаковы.

При сплошном наблюдении регистрируют все единицы исследуемой совокупности. При несплошном наблюдении регистрируется лишь часть единиц совокупности, отобранная особым способом. При обследовании основного массива наблюдению подвергается часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей. При анкетном наблюдении сведения собирают с помощью специальных вопросников (анкет). Монографическое наблюдение —детальное глубокое изучение и описание отдельных, характерных в определенном отношении единиц совокупности. Наиболее широко из всех видов несплошного наблюдения в статистике применяется выборочное наблюдение (выборка). Выборочным наз. несплошное наблюдение, при кот. для получения характеристики совокупности в целом обследуется только часть единиц изучаемой совокупности, отобранная по определенным правилам. Выборочное наблюдение основано на принципе непреднамеренного (случайного) отбора единиц для обследования.

Под малой выборкой понимается выборочное наблюдение, основанное на изучении небольшого числа наблюдений, какправило, непревышающего 30. Для характеристики продолжительности отдельных элементов и состояний различных процессов используется моментная выборка (метод моментных наблюдений). Суть этого метода заключается в регистрации состояния наблюдаемых единиц в заранее установленные или случайно выбранные моменты времени.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ Ж.Д. СТАТ-КИ В СОСТАВЕ ТРАНСПОРТ. СТАТ-КИ
  • Статистика транспорта изучает его продукцию, материально-техническую базу, использование перевозочных средств, трудовые и материальные ресурсы, а также фин. результаты.
  • Ж/д статистика как отрасль стат. науки состоит из след. основных разделов
  • ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАТИСТИКИ
  • Специфика методов ж/д статистики
  • ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.
  • ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
  • Результатом сводки и группировки принято представлять в 3х формах : текстовая, табличная, графическая. Стат. таблицы
  • ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА Ж/Д ТРАНСПОРТЕ
  • Процесс
  • Объектом