Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100(540100) естественнонаучное образование

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100(540100) естественнонаучное образование



страница1/5
Дата04.11.2017
Размер0,99 Mb.


  1   2   3   4   5
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.05 Экономическая география
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050100(540100) ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Утверждено на заседании


Утверждено на заседании Совета ЕГФ



кафедры географии ЕГФ

(протокол № 9 от 17 июня 2010 г.)

(протокол №13 от 4 мая 2010 г.)

председатель

Зав. кафедрой____________Г.Ф. Орел

В.А. Подковыров







Курс: 3, 4

Семестр: 5,6,7.8

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину:560 час.

Лекций:166 час.

Самостоятельная работа студентов:285 час

Итоговый контроль: зачет, экзамен

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Место дисциплины. Общая экономическая и социальная география включает темы, охватывающие как теоретические проблемы науки, так и географическую конкретику, свя­занную с характеристикой политической карты мира, природных ресурсов, мирового населения и хозяйства.

Содержание курса тесно связано с современными политическими и эко­номическими событиями, происходящими в мире, отдельных регионах, стра­нах, включает и изучение природных ресурсов мира, отдельных регионов и стран, знакомит с мировым хозяйством и воздействием НТР на его ведущие отрас­ли. Обращается внимание на социальную и экологическую направленность хозяйственной деятельности на современном этапе мирового хозяйства.

В каждой теме сначала выделен материал, предназначенный для лекци­онного изложения. Он сформулирован по возможности кратко и охватывает только самые основные положения. Затем дается тематика лабораторно-семинарских занятий по теме, число которых в общем соответствует числу ча­сов, отводимых на ее изучение. Для выработки навыков систематического обновления, дополнения содержания курса приводится перечень рекомендуемой литературы.

Цель: зна­комство студентов с общими вопросами этой научной дисциплины, предва­ряющими изучение региональных курсов экономической и социальной гео­графии России и стран зарубежного мира; приобретение навыков применения теоретических и практических знаний, полученных в про­цессе учебы, умение творчески систематизировать, обновлять и анализировать имею­щуюся информацию по тематике курса.

Задачи:

- дать представление о понятиях, критериях и объектах изучения;

о происходящих в мире процессах и явлениях, классификации возникающих конфликтов и военно-политических и политико-дипломатических мероприятиях по обеспечению безопасности на глобальном, региональном, национальном уровнях, механизмах обеспечения безопасности на разных уровнях;

- ознакомить с факторами, определяющими геополитические и геоэкономические отношения в многомерном мире;



- обеспечить понимание студентами основных и универсальных закономер­ностей международных отношений;

- прививать умение на основе полученной информации из разных источников оценивать геоэкономическое и геополитическое положение отдельных стран и регионов;

- ознакомить с природно-ресурсным потенциалом отдельных регионов, стран, подходами к их оценке;

- формировать представление о демографических процессах, происходящих в современном мире и проблемах, возникающих в разных частях планеты;

- дать представление об объективных и субъективных особенностях формирования мировой экономики, отдельных ее отраслей под влиянием НТР, основных центрах экономической мощи и предпосылок дальнейшего развития мирохозяйственных процессов;

- ознакомить с основными направлениями развития мирового хозяйства, международного географического разделения труда, экономическими группировками в современном мире и их влиянии на мировую экономику;

- ознакомить с географией основных отраслей мировой промышленности, сельского хозяйства, транспорта, мировых экономических связей;

- приобщать студентов к обновлению знаний путём внимательного и детального изучения источников, статистики, научных исследований; сформировать культуру и приёмы работы с материалами прессы и публицистики.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Постановка учебного курса включает следующие формы работы: лекции, се­минарские занятия, самостоятельная работа студентов, которая , в свою оче­редь, состоит из подготовки студентами рефератов по предложенной тема­тике, самоконтроля степени усвоения изучаемого материала по перечню прилагаемых вопросов, а также творческого изучения источников, научной литературы, материалов прессы, публицистики и текущей статистики.

Наиболее сложные темы разделов излагаются в лекционном курсе или выносятся на дискуссию в процессе проведения практических занятий. На базе имеющихся литературных источников проводятся семинары.

На самостоятельное изучение выносятся разделы или части разделов, по которым имеется в достаточном объеме учебная литература или вопросы, не представляющие большой трудности для понимания.

Составлена программа на основании «Программ дисциплин предметной подготовки по специальности 012500 – География: Для педагогических университетов и институтов.- М.: Флинта: Наука, 2000.- 368 с.». Она постоянно уточняется, дополняется, обновляется в связи с измене­ниями в мировой политике и экономике, технологических процессах основ­ных отраслей хозяйства.

Программа курса строится на принципах:

научности – соответствие содержания образования уровню современной науки;

доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов;

предусматривает изложение материала с учетом необходимости формирования у студентов:

общегеографических понятий, подходов к изучению отдельных вопросов;

систематизации полученных знаний в определенной логической последовательности;

активизации познавательной и творческой самостоятельности;

синтеза межпредметных знаний.
Требования к освоению содержания дисциплины:

Студент должен знать:

основные источники и способы получения информации;

обеспеченность мира и отдельных ее регионов различными видами природных ресурсов;

особенности формирования и размещения населения мира;

факторы размещения отдельных отраслей производства и современные тенденции развития мирового хозяйства;

Студент должен уметь:

читать и анализировать карту, графические и статистические материалы;

составлять диаграммы, картосхемы, таблицы;

моделировать карты нового содержания по имеющимся данным;

характеризовать экономико-географическое, геополитическое положение отдельных стран, регионов;

оценивать природно-ресурсный потенциал, примеры рационального и нерационального их использования;

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения под влиянием НТР;

обладать опытом прогнозировать и оценивать

географические объекты с многосторонних позиций;

изменение политической карты мира под влиянием международных отношений;

ресурсообеспеченность различными видами ресурсов суши;

последствия антропогенного загрязнения окружающей среды;

темпы роста, тенденции изменения народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира;

различия в истории заселения, освоения и развития территорий;

особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира;

владеть


навыками исследовательской работы;

методами сбора, систематизации и обработки информации по изучаемому курсу.



Виды контроля:

Входной контроль – тестирование.

Текущий контроль – опросы, тестирование, проверка и оценка выполнения заданий для самостоятельной работы.

Рубежныйконтроль контрольные работы, защита рефератов, доклады, зачет.

Итоговый контроль – экзамен.
Планирование содержания дисциплины




Тема

Часы

Всего

Аудиторные

СРС

1

2

3

4

5

3 курс, 5 семестр

М.1.

Основы экономики и технологии ведущих отраслей хозяйства

39

24

23

М.2.

Теоретическое и историко- географическое введение

2

2

5

М.3.

Современная политическая карта мира

13

9

6

М.4.

Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды

19

13

14

М.5.

География населения мира с основами демографии и этнографии населения мира

17

14

10

М.6.

Научно-техническая революция (НТР)

3

3

7

М.7.

Мировое хозяйство и география его отраслей

47

26

30




Всего

140

91

95

3 курс, 6 семестр

М.8.

Предмет экономической и социальной географии России. Ее место в системе географических и общественных наук. Современное экономико-географическое положение России, его особенности. Геополитическое положение России.

6

4

5

М.9.

Природно-ресурсный потенциал России.

6

4

10

М.10.

Население России.

12

7

10

М.11.

Общая характеристика хозяйства России.

78

24

25

М.12.

Экономическое районирование, его история в России.

9

4

6

М.13.

Западный макрорегион. Центральный, Волго-Вятский, Поволжский экономический районы, Центральное Черноземье (Центрально-Черноземный район).

41

15

15




Всего

152

58

71

4 курс 7 семестр

М.14.

Европейский юг: Северо-Кавказский экономический район

12

4

6

М.15.

Европейский Север: Северо-Западный и Северный экономический районы

13

8

4

М.16.

Уральский экономический район

9

7

4

М.17.

Восточный макрорегион. Сибирский (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский) экономический районы

15

9

4

М.18.

Дальневосточный экономический район. Внешние экономические связи

8

4

6

М.19.

Раздел I. Зарубежная Европа

63

22

22

М.20.

Раздел IV. Зарубежная Азия

62

26

28




Всего

183

80

74

4 курс 8 семестр

М.21.

Раздел V. Африка

23

8

10

М.22.

Раздел VI. Северная Америка

29

18

15

М.23.

Раздел VII. Латинская Америка

19

12

10

М.24.

Раздел VIII. Австралия и Океания

14

8

10




Всего

85

46

45




Итого

560

275

285


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Основы экономики и технологии ведущих отраслей хозяйства

Промышленность, ее место в хозяйстве, задачи и социально-экономические особенности. Состав и структура промышленного производства. Система экономиче­ских показателей. Основы экономики и технологии в отраслях ТЭК, металлургического, химико-лесного, машиностроительного комплексов.

Агропромышленный комплекс (АПК). Состав, структура и роль АПК.



Влияние природных и эконо­мических условий на организацию сельскохозяйственного произ­водства. Текстильная и пищевая промышленность. Технологические схемы и технико-экономические особенности размещения предприятий этих отраслей.

Инфраструктурный комплекс (сфера услуг), состав комплекса, специфика его продукции, роль в хозяйстве.

Виды транспорта, их технико-экономические особенности. Транспортоемкость продук­ции, транспортные затраты, себестоимость перевозок. Связь, виды и сети связи..
Модуль 2. Теоретическое и историко-географическое введение

Становление экономической и социальной географии. Экономическая и социальная (общественная) география в системе географических наук. Общая и региональная социально-экономическая география, основные категории и понятия. Источники знаний по экономи­ческой и социальной географии. Место экономической и социальной географии в средней школе и педа­гогическом вузе.

Историческая география. Периодизация всемирно-исторического про­цесса.
Модуль 3. Современная политическая карта мира

Политическая карта мира (регионов, отдельных частей земного шара) как картографическое отображение современного политического деления мира и как источник для изучения политико-географических аспектов мира. Главные элементы политической карты. Политическая география, ее предмет и задачи, место в экономической и социальной географии как ее части. Формирование политической карты мира. Типология стран современного мира по уровню социально-экономического развития. Формы правления и политико-административного деления государств мира.


Модуль 44. Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической среде. «Обмен веществ» ме­жду обществом и природой. Рациональное и нерациональное природопользо­вание. Мировые природные ресурсы: минеральные, земельные, водные, биологические, рекреационные, космические и климатические, ресурсы Мирового океана. Проблемы ресурсообеспеченности. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Междисциплинарный и международный характер проблемы «Общество и окружающая среда». Роль географической науки в ее решении. Между­народное сотрудничество в области охраны окружающей среды на разных уровнях.


Модуль 5. География населения мира с основами демографии и этнографии

Народонаселение - важнейший элемент земного шара, главная произ­водительная сила общества. Комплекс наук о народонаселении. Место в нем географии населения, ветви экономиче­ской и социальной географии. Ее предмет и задачи, взаимосвязи с другими науками, Источники сведений о народонаселении. Численность, воспроизводство населения, его закономерности. Расовый и этнический, религиозный и социальный состав населения земного шара. Трудовые ресурсы: понятие, численность и использование в странах разных социально-экономических типов; экономически активное население. Миграции населения: их типы, виды, факторы, главные направления, роль в истории человечества и в современной жизни стран и народов. Географические формы расселения. Урбанизация как глобальный, сложнейший социально-экономический про­цесс современности и будущего человечества.


Модуль 6. Научно-техническая революция (НТР)

Понятие о научно-технической революции (НТР), ее сущность. Харак­терные черты современной НТР. Составные части НТР: техника и технология, производство и управление как составные части НТР. Роль отдельных наук в эпоху НТР. Наукоемкость и ее показатели. НИОКР.


Модуль 7. Мировое хозяйство и география его отраслей

Понятие о мировом хозяйстве. Предмет исследования, основные на­правления развития и источники информации. Современная географическая «модель» мирового хозяйства. Понятие о географическом (территориальном) разделении труда. Отрас­ли международной специализации. Международная экономическая интегра­ция и ее типы. Воздействие НТР на динамику, отраслевую и территориальную структуру мирового хо­зяйства. «Большие циклы» Н. Д. Кондратьева.

Промышленность мира как первая ведущая отрасль материального производства, темпы ее развития. Отрасли промышленности мира: ТЭК, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и легкая промышленность; основные черты географии производства, потребления и грузопо­токов сырья и готовой продукции. Промышленность и окружающая среда.

Мировое сельское хозяйство как вторая ведущая отрасль материально­го производства. Типы сельского хозяйства. Сельское хозяйство экономиче­ски развитых и развивающихся стран, его основные черты. Мировое растениеводство и животноводство. Основные черты географии производства и по­требления продукции сельского хозяйства. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Мировой транспорт как третья ведущая отрасль материального произ­водства; изменения под влиянием НТР. Основные черты развития и географии транспорта экономически развитых и развиваю­щихся стран.

Влияние НТР на всемирные экономические отношения экономически развитых и развивающихся стран. Понятие об открытой экономике. Свободные экономические зоны. Новый международный экономической порядок. Основные формы международных экономических связей.



Модуль 8. Предмет экономической и социальной географии России.

Ее место в системе географических и общественных наук. Современное экономико-географическое положение России, его особенности. Геополитическое положение России.


Модуль 9. Природно-ресурсный потенциал России.

Экономические, географические и экологические подходы к оценке природных ресурсов. Природные ресурсы: эволюция понятия, классификации по степени исчерпаемости, возобновимости и хозяйственному назначению. Территориальные сочетания природных ресурсов (ТСПР). Природно-ресурсный потенциал России: разнообразие ресурсов, стоимостная структура, слабая разведанность и низкая перспективная обеспеченность многими видами ресурсов. Ресурсообеспеченность России: ее удельный вес в мировых запасах важнейших видов ресурсов. Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.


Модуль 10. Население России.

Геодемографические процессы в России. Национально-этнический состав населения. Расселение и миграции населения. Географические формы расселения. Трудовые ресурсы и экономически активное население.

  1   2   3   4   5

  • Курс: 3, 4
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Место дисциплины
  • Принципы отбора содержания и организации учебного материала
  • Требования к освоению содержания дисциплины
  • Виды контроля
  • Рубежный
  • Планирование содержания дисциплины
  • Всего 140 9 1 95
  • Всего 152 58 71
  • Всего 85 46 45
  • Модуль 2. Теоретическое и историко-географическое введение
  • Модуль 3. Современная политическая карта мира
  • Модуль 44. Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды
  • Модуль 5. География населения мира с основами демографии и этнографии
  • Модуль 6. Научно-техническая революция (НТР)
  • Модуль 7. Мировое хозяйство и география его отраслей
  • Модуль 8. Предмет экономической и социальной географии России.
  • Модуль 9. Природно-ресурсный потенциал России
  • Модуль 10.