Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии ноу впо мпсу программа

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии ноу впо мпсу программа



страница1/3
Дата27.05.2017
Размер0,76 Mb.


  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.



Рабочая программа дисциплины

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ,

СЛУХА И РЕЧИ

Направление подготовки



050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки



Логопедия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, очно-заочная, заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________

Москва

2012


Составитель: Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, доцент, кафедра клинической психологии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Рыбалов Л.Б., кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедры естественно-биологических наук НОУ ВПО МПСУ.




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» является:

- сформировать представление у студентов о строении и функции органов слуха, зрения и речи у детей различного возраста с процессами формирования данных органов, современной классификацией слухоречевых расстройств, зрительных нарушений и причинами, вызвавшими отклонениями в их развитии;

- изучить анатомо-физиологических особенностей строения и функций слухового и зрительного анализаторов,

- знакомство с формированием речевого процесса у детей в норме и при патологии, что необходимо для квалифицированного патогенетически обоснованного выбора коррекционных и лечебных мероприятий.

- систематизировать и уточнить имеющиеся у студентов знания о современных достижений клинической анатомии и физиологии. Особое внимание уделяется вопросам, имеющим важное значение в разработке проблем слуховой и речевой функций, а именно, дифференцировке, кодированию и расшифровке речевых слуховых сигналов, становлению фонематического слуха, формированию речевой функциональной системы и возможных причин ее нарушения.


  1. Место дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи в структуре ООП бакалавриата

Дисциплин «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» относится к клиническим дисциплинам и является обязательным компонентом в изучении речевых процессов. Соответственно своей специфики курс содержательно связан со следующими дисциплинами: возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы нейрофизиологии и ВНД.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи»

В результате освоения дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи» у студентов формируются следующие компетенции:

- Способность осознавать социальную значимость своей бедующей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающие в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникативные технологии (ОП-3)

- готовность к сбору анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9)

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогического) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6)
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:

- анатомию, физиологию и патологию органов слуха, значение слухового анализатора в развитии ВПФ; анатомию, физиологию и патологию органов зрения, значение зрительного анализатора в развитии ВПФ; строение и функции органов речи и нейрофизиологические процессы речевого развития; основные нарушения речевых процессов; нейрофизиологические аспекты слухового и зрительного восприятия процессов их формирования, современную классификацию слухоречевых расстройств, и причинами их нарушения.

- Иметь профессиональные умения квалифицированно ориентироваться в патологии органов слуха, зрения и речи, выбирать специализированные педагогические детские учреждения, школы, интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Владеть навыками работы с детьми для формирования речевого процесса при патологии.

В курс входят лекционные, семинарские и практические занятия. Отдельные вопросы выносятся на индивидуальные, самостоятельные работы. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Внутрисистемная аттестация проводится в виде контрольной работы.



Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  1. Изучение анатомо-физиологических особенностей строения слуховой системы и структурно - функциональных особенностей развития его в норме и при патологии.

  2. Изучение анатомии, физиологии и патологии органов зрения и развитие зрительного анализатора в процессе онтогенеза.

  3. Изучение формирования речевого процесса в норме и при патологии.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.



Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».

2

12

2

1

1

2

6







Устный опрос, тестирование

2

Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.

2

12

2




2

2

6







Устный опрос, тестирование

3

Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.

2

12

2

1

1

2

6







Устный опрос, тестирование

4

Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.

2

12

4




2




6







Устный опрос, тестирование

5

Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.

2

12

4







2

6







Устный опрос, тестирование

6

Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.

2

12

2




2

2

6







Устный опрос, тестирование

7

Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов

2

12

6










6







Устный опрос, тестирование

8

Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.

2

12

2




2

2

6







Устный опрос, тестирование

9

Раздел 9. Патология зрительного восприятия.

2

12

2




2

2

6







Устный опрос, тестирование

10

Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.

2

12

2




2

2

6







Устный опрос, тестирование

11

Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.

2

12

4




2




6







Устный опрос, тестирование

12

Раздел 12. Патология органов речи

2

12

4




2




6







Устный опрос, тестирование




ИТОГО:

2

144

36

2

18

16

72







Экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».

3

12

0,5




1




11.5







Устный опрос, тестирование

2

Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.

3

12

1




1




10







Устный опрос, тестирование

3

Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.

3

12

1










11







Устный опрос, тестирование

4

Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.

3

12

1










11







Устный опрос, тестирование

5

Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.

3

12

1

1







10







Устный опрос, тестирование

6

Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.

3

12

1










11







Устный опрос, тестирование

7

Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов

3

12

0,5










11,5







Устный опрос, тестирование

8

Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.

3

12

1










11







Устный опрос, тестирование

9

Раздел 9. Патология зрительного восприятия.

3

12

1










11







Устный опрос, тестирование

10

Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.

3

12

1










11







Устный опрос, тестирование

11

Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.

3

12

1







1

10







Устный опрос, тестирование

12

Раздел 12. Патология органов речи

3

12

1

1




1

9







Устный опрос, тестирование




ИТОГО

3

144

10

2

2

2

128







экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».

2

12

1










11







Устный опрос, тестирование

2

Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.

2

12




1




1

10







Устный опрос, тестирование

3

Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.

2

12

1










11







Устный опрос, тестирование

4

Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.

2

12




1




1

10







Устный опрос, тестирование

5

Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.

2

12

0,5




1




10,5







Устный опрос, тестирование

6

Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.

2

12

0,5










11,5







Устный опрос, тестирование

7

Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов

2

12

0.5










11,5







Устный опрос, тестирование

8

Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.

2

12

0,5










11,5







Устный опрос, тестирование

9

Раздел 9. Патология зрительного восприятия.

2

12

1










11







Устный опрос, тестирование

10

Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.

2

12

1










11







Устный опрос, тестирование

11

Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.

2

12













12







Устный опрос, тестирование

12

Раздел 12. Патология органов речи

2

12







1




11







Устный опрос, тестирование




ИТОГО:

2

144

6

2

2

2

132







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».

2

12

0,5










11,5







Устный опрос, тестирование

2

Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.

2

12

0,5







1

10







Устный опрос, тестирование

3

Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.

2

12

0,5










10







Устный опрос, тестирование

4

Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.

2

12

0,5







1

10







Устный опрос, тестирование

5

Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.

2

12

0,5










11







Устный опрос, тестирование

6

Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.

2

12

0,5










10







Устный опрос, тестирование

7

Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов

2

12

0,5










11







Устный опрос, тестирование

8

Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.

2

12

0.5




1




12







Устный опрос, тестирование

9

Раздел 9. Патология зрительного восприятия.

2

12

0,5










12







Устный опрос, тестирование

10

Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.

2

12

0,5

1







12







Устный опрос, тестирование

11

Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.

2

12

0,5










12







Устный опрос, тестирование

12

Раздел 12. Патология органов речи

2

12

0,5










14







Устный опрос, тестирование




ИТОГО:

2

144

6

1

1

2

134







Экзамен


Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3.5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Практикум

Лаборатор

Практическ.занятия /семинары


Интерактив

1

Раздел 1. Введение в курс «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи».

2

12

1










11







Устный опрос, тестирование

2

Раздел 2. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа слуха.

2

12

1

2







9







Устный опрос, тестирование

3

Раздел 3. Строение слухового анализатора и его роль в формировании психических процессов.

2

12

2




1

1

8







Устный опрос, тестирование

4

Раздел 4. Симптомы и синдромы поражения органа слуха и слухового анализатора. Методы исследования.

2

12

2




1

1

8







Устный опрос, тестирование

5

Раздел 5. Классификация заболевания органов слуха. Сурдология и сурдопедагогика.

2

12

2




1

1

8







Устный опрос, тестирование

6

Раздел 6. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа зрения.

2

12

2




1

1

8







Устный опрос, тестирование

7

Раздел 7 Строение зрительного анализатора и его роль в формировании психических процессов

2

12

2




1

1

8







Устный опрос, тестирование

8

Раздел 8. Основные симптомы и синдромы поражения зрительного анализатора. Методы исследования.

2

12

2




1

1

8







Устный опрос, тестирование

9

Раздел 9. Патология зрительного восприятия.

2

12

1




1

1

9







Устный опрос, тестирование

10

Раздел 10. Краткие сведения об анатомии, физиологии органа речи.

2

12

1




1




10







Устный опрос, тестирование

11

Раздел 11. Физиологические механизмы органа речи.

2

12

1




1

1

9







Устный опрос, тестирование

12

Раздел 12. Патология органов речи

2

12

1




1




10







Устный опрос, тестирование




ИТОГО:

2

144

18

2

10

8

106







Экзамен


  1   2   3