Организация и управление самостоятельной работой студентов гуманитарных факультетов

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Организация и управление самостоятельной работой студентов гуманитарных факультетов

Скачать 92,83 Kb.


Дата18.09.2017
Размер92,83 Kb.

Скачать 92,83 Kb.

Организация и управление самостоятельной работой студентов гуманитарных факультетов
Шеверун С.В.

Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, г. Киев
Современное развитие образования характеризуется интегральным подходом к изучению гуманитарных предметов студентами в высшей школе. Подготовка специалистов, ориентированная на развитие у них задатков и умений оперативно реагировать в профессиональной сфере на новые методы и технологии, развития их способности самостоятельно усваивать и применять новые знания на практике, в наше время является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Раскроем определение самостоятельной работы студентов в вузе, как утверждают многие ученые-педагоги (А. М. Алексюк, В. І. Бондар, В. В. Буряк, С. С. Витвицькая, Г. М. Гнитецькая, В. Є. Заика, З. Н. Курлянд, А.И. Кузьминский, О. М. Малыхин, І. М. Мельникова, О. В. Мещанинов, О. Г. Мороз, В. Д. Мороз, Л. Г. Подоляк, В. В. Сагарда, М. М. Скаткин, С. Д. Смирнов, В. І. Юрченко, С. М. Яшанов и др.) - это запланированные разные виды индивидуальной и коллективной работы студентов, которые они делают в процессе обучения во внеаудиторное время по заданию преподавателей и под их методическом руководстве.

Самостоятельная работа студентов является заключительным этапом выполнения учебно-познавательных заданий, которые рассматривались на лекциях, семинарах или на других видах занятий. Полученные знания могут считаться усвоенными при условии, если студенты для этого задействовали свои умственные и практические способности.

Самостоятельная работа студентов способствует формированию у них таких качеств как самостоятельность, инициативность, точность, дисциплинированность, чувство ответственности, необходимых будущим специалистам в обучении и профессиональной деятельности.

Важным заданием преподавателей является правильная организация самостоятельной работы студентов, обеспечение оптимальных педагогических условий успешного ее исполнения студентами, которые заключаются в базовой научно-методической подготовке заданий, а также педагогических умений преподавателя активизировать и мотивировать познавательные и учебные возможности студентов в процессе обучения.

Для того, чтобы самостоятельная работа студентов была продуктивной, были хорошие результаты, ее необходимо планировать и организовывать в соединении с другими формами обучения. Базой для этого служит тщательный отбор преподавателями содержания и объема учебного материала для самостоятельной работы. Положением об организации учебного процесса в высшем учебном заведении предусматривается, что самостоятельная работа студентов гуманитарных факультетов составляет от 1/3 (очная форма обучения) и не больше 2/3 (заочная форма обучения) общего объема времени, отведенного на изучения конкретного предмета [2, 4]. Такое количество часов считается достаточным для совершенствования и углубления знаний, способствуя формированию креативно развязывать задания, умения принимать решения, самостоятельно проводить научные эксперименты и профессионально развиваться.

На наш вигляд, при планировании самостоятельной работы необходимо учитывать специфику предметов, его сложность в изучении и дидактическое направление. Как показывает практика, на исполнение самостоятельной работы по нескольким предметам во внеаудиторное время затрачивается 3-4 часа в день. Чтобы не перегружать студентов и не лишать их возможности рационально распределять время для работы по изучению всех предметов, нормированием самостоятельной работы должны заниматься прежде всего кафедры и деканаты факультетов, а также методические комиссии вуза.

Руководство самостоятельной работой студентов гуманитарных факультетов предусматривает следующее: четкое ее планирование; детальное продумывание ее организации; определенный стиль руководства преподавателем; систематический контроль за результатами самостоятельной деятельности; уведомление студентов об оценке результатов их самостоятельной работы и внесение при необходимости корректив в процесс ее организации.

Учитывая сложность и системность учебного процесса, можно выделить разные виды самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в вузе [1]. Например, в зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы она может быть:

- аудиторной самостоятельной работой;

- внеаудиторной самостоятельной работой [7, 8].

Ученый-педагог В.В. Буряк выделяет следующие виды самостоятельной работы студентов учитывая обязательность ее исполнения:

- обязательную СРС (предусмотрена учебными планами и рабочими программами; включает традиционные домашние задания, написание научных исследований, а также задания предусмотрены практикой);

- желательную СРС (это научная и исследовательская работа студентов, аудиторные потоковые или групповые занятия; участие в научном студенческом обществе, кружке, конференции и др.);

- добровольную СРС (работа во внеаудиторное время, может быть участие в олимпиадах, конкурсах) [4].

В зависимости от видов деятельности можно поделить самостоятельную работу студентов на:

- научно-познавательную (проведение анализа, синтеза, наблюдения);

- профессиональную (исполнение работы непосредственно связанной с профессией) [4. 8].

Учитывая уровень мотивации студентов [3, 8] можно выделить:

- самостоятельную работу низкого уровня (к самостоятельной работе побуждает преподаватель, проводятся консультации и постоянный контроль исполнения);

- самостоятельную работу среднего уровня (к самостоятельную работу мотивирует преподаватель, но студент работает заинтересованно проявляя самоконтроль);

- самостоятельную работу высокого уровня (без участия преподавателя, выполнение задания организует и контролирует сам студент) [3].

В процессе исполнения самостоятельной работы студентами при изучении гуманитарных дисциплин предусматривается воспроизводящая и творческая деятельность. Учитывая это, можно выделить, традиционно использующиеся в практике гуманитарных факультетов, три уровня самостоятельной работы студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий.

Репродуктивная самостоятельная работа выполняется за данным примером: решение упражнений, составление таблиц или схем и др. Целью таково типа заданий самостоятельной работы есть укрепление знаний материала, формирование умений и навыков практической деятельности.

Реконструктивная самостоятельная работа предусматривает усложнения заданий, например сложение планов, написание тез, аннотаций, рефератов и т.д. Целью такой работы является усовершенствование приобретенных навыков, закрепление знаний материала.

Творческая самостоятельная работа включает постановление и решение проблемных ситуаций, поиск и получение новой информации. Это может быть написание курсовых или магистерских работ.

Ученые-педагоги Кузьминский А.И., Алексюк А.М., Мороз В.Д. в высшей школе выделяют виды самостоятельной работы в зависимости от процесса организации: систематическую (характеризуется небольшим объемом и занимает не много времени) и аккордную (состоит из комплекса заданий и длительная по времени). Такой подход наиболее характерный для высшего учебного заведения и зависит от специфики самого процесса обучения [4. 5].

Изучение опыта организации самостоятельной работы студентов гуманитарных факультетов показывает, что ее необходимо выстраивать преподавателю учитывая цель и задания, а также процесс построения, структурные компоненты самостоятельной работы, методы контроля и шкалу оценивания. Наиболее рациональной для гуманитарных предметов считаем структуру самостоятельной работы О.В. Роговой [4], которая выделила такие компоненты самостоятельной работы: ориентационно-мотивационный, инструктивно-установочный, процессуальный, коррекционный, контрольно-оценивающий.

Ориентационно-мотивационный компонент СРС предусматривает работу нацеленную на восприятие и понимание студентами цели конкретной деятельности, а также ориентацию на выполнение самостоятельной работы, которая предусматривает выполнение проблемно-познавательных заданий, профессионально-ориентированных, работа с дополнительным материалом по теме связанным с будущей профессиональной деятельностью.

Инструктивно-установочный компонент СРС предусматривает ознакомление студентов с особенностями работы над учебным материалом, конкретизация заданий и объема работы.

Процессуальный компонент СРС это непосредственное выполнение студентами самостоятельной работы. Коррекционный компонент СРС заключается в работе над ошибками, проведением при необходимости преподавателем консультаций. Контрольно-оценивающий компонент СРС предполагает контроль процесса СРС преподавателем, он анализирует результаты, содержание, полноту, рациональность выбора студентами способов и методов работы, а также оценивает СРС за определенной шкалой и выставляет балы.

Процесс организации преподавателями самостоятельной работы студентов в вузе предусматривает: обеспечение студентов методическими рекомендациями по изучению дисциплин, например научно-методическими комплексами, научными пособиями; использование научно-технических программ, Интернет-технологий [6], использование ресурсов библиотек (on-line библиотек); проведение индивидуальных консультаций студентам.

Студенты для эффективной организация и выполнения самостоятельной работы должны владеть техникой поиска информации, иметь представление об системе научно-технической информации [6] и тех возможностях, которые дает использование всех источников информации по специальности; им необходимо овладеть умением выбрать необходимую схему поиска в соответствии с заданием и условиями работы; студенты должны уметь пользоваться библиографическими и вспомогательными материалами.

Книги являются самыми важными источниками учебной информации, поэтому студенты должны уметь самостоятельно работать с ней. Целевое направление чтения студента определяет тема его поиска, прежде ему необходимо найти литературу, которая помогла б усовершенствовать и углубить его знания с конкретных дисциплин.

В процессе управления самостоятельной работой студентов важным является контроль. Основным объектом в самостоятельной работе, который подлежит контролю, являются использованы студентом методы поиска, постановка и решение проблем. К эффективным формам контроля можно отнести рефлексивный контроль, письменные задания, контрольные работы, рефераты, коллоквиумы, индивидуальные консультации [5, 7].

Педагогически правильно организованная самостоятельная работа студентов гуманитарных факультетов способствует повышению качества учебного процесса, развивает способность студентов искать и использовать учебную информацию с разных источников, формирует у них способности самостоятельно планировать и организовывать свой процесс обучения, необходимые для будущего самообразования, открываются возможности максимально использовать и развивать сильные качества личности, учат правильно рассчитывать время, выбирать способы и методы работы. Организация самостоятельной работы в вузе основывается на научно-методической базе, использовании современных научно-технических программ и комплексному методико-технологическому подходу к изучению дисциплин, в том числе и гуманитарных. Самостоятельная работа способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов.


Список литературы

  1. Гладун, Т.С. Организация самостоятельной работы студентов-экологов в процессе подготовки к профессиональной деятельности / Т.С. Гладун // Научные записки / укл. Л.Л. Макаренко. – К.: Изд-во НПУ им. М.П. Драгоманова, 2011. – Вип.11 – С.18-23

  2. Витвицкая, С.С. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.С. Витвицкая. – К., 2006. – 384 с.

  3. Заика, В.Е. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе / В.Е.Заика // Практическая психология и социальная работа – 2002 - № 6. – С. 8-10

  4. Кузьминский, А.И. Педагогика высшей школы / А.И. Кузьминский. – К.: Знания, 2011. – 486 с.

  5. Мороз, В.Д. Самостоятельная учебная работа студентов: Монография / В.Д. Мороз. – Х.: ХМК, 2003.

  6. Муковоз, О.П. Формирование умений самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогических вузов средствами информационных технологий: Монография. / О.П. Муковоз. – Умань: ПП Жовтый О.О., 2010. – 180 с.

  7. Педагогика высшей школы / за ред. З.Н. Курлянд. – Киев: Знания, 2005. – 399 с.

  8. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Д. Смирнов. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2001.

  9. Issie Lapowsky The Future of Online Education. – 2013[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.inc.com/issie-lapowsky/future-online-education

  • Гладун, Т.С.
  • Витвицкая, С.С.
  • Кузьминский, А.И.
  • Муковоз , О.П.
  • Смирнов, С.Д.