Организационно-методический раздел

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Организационно-методический раздел

Скачать 279,27 Kb.


Дата08.09.2017
Размер279,27 Kb.

Скачать 279,27 Kb.


  1. Организационно-методический раздел


Цель курса.

Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний в области современных гуманитарных знаний о психологии толерантности и доверия в соответствии с современными научными представлениями и технологий их формирования. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения проблем, связанных как с умением жить в мире с разными другими, умением участвовать в межкультурном диалоге, так и с гармонизацией системы отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой.



Задачи курса.

  • проведение лекционных занятий;

  • усвоение студентами материала, входящего в авторскую программу;

  • освоение студентами учебной литературы в соответствии с темами курса;

  • развитие умений диагностировать интолерантность и толерантность в процессе взаимодействия;

  • развитие навыков толерантного отношения к различными сторонам действительности, в том числе и к разрушающим воздействиям, откуда бы они ни исходили.

  • развитие навыков доверительного взаимодействия с другими людьми;




  1. Место курса в профессиональной подготовке специалиста высшей квалификации

Дисциплина «Психология толерантности» представляет собой авторский курс, посвященный современным представлениям о толерантности как культурной норме, как черты личности и о доверии как условии толерантности. Вместе с тем, данный курс имеет междисциплинарный статус, так как связан с психологией личности, с социальной психологией и с общепсихологическими представлениями о взаимодействии человека с миром. Одной из важнейших целей курса является формирование у студентов установок толерантного сознания.

Знания в области психологии толерантности и органической связи доверительности с проблемами толерантности помогут студентам при проведении переговоров, консультативной работы и различного рода тренингов, целью которых является гармонизация системы отношений человека с социальным миром и с самим собой.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология толерантности»
Выпускник должен обладать способностью и готовностью к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК -1);

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

- проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-21).

В результате усвоения дисциплины:

а) Студенты должны знать:


  • внутреннюю логику курса;

  • основные понятия и их взаимосвязь;

  • природу и значение толерантности как часть закона необходимого разнообразия;

  • основные психологические и социально-психологические закономерности условий возникновения, характеристик проявления, и уровней развития доверия.

б) Студенты должны уметь:

  • выполнять задания, предусмотренные программой;

  • свободно и адекватно использовать специальные термины;

  • ориентироваться в современных междисциплинарных подходах к пониманию доверия и толерантности как категориям гуманитарного знания;

  • свободно ориентироваться в зарубежных социально-психологических подходах к проблеме толерантности и доверия;

  • владеть основными методами психодиагностики толерантности, доверия к себе и к другим;

  • способами установления толерантного взаимодействия между различными людьми и группами.


4. Структура и содержание дисциплины «Психология толерантности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6___ зачетные единицы__216___ часа.



Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

216

Аудиторные занятия (всего)

54/34/14

В том числе:




Лекции

20/10/4

Практические занятия (ПЗ)

30/20/10

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

126/146/193

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат

4/0

И (или) другие виды самостоятельной работы

126/193

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)







36/36/ 9




216




6



Учебно-тематический план дисциплины

Примерный тематический план



Наименование тем

Всего (часов)

Лекции

Пр

КСР

СР




Модуль 1.


















Толерантность. Основные понятия и подходы в психологии и других гуманитарных науках.

12/20/24

2/0/1

0/0/0




10/20/23



Общее понятие о толерантности. Толерантность как культурная норма.

12/14/12

2/1/1

2/3/1




8/10/10



Толерантность и гражданское общество. Гуманитарные основы толерантности

10/11/11

2/1/1

0/0/0




8/10/10




Модуль 2


















Психологические основы толерантности. Толерантная, интолерантная личность.

16/17/18

2/1/1

4/3/2




10/13/15



Общее понятие об интолерантности. Насилие, агрессия, ксенофобия.

12/16/20

2/1/0

0/0/0




10/15/20




Модуль 3


















Социальный капитал и гражданское общество. Доверие в гражданском обществе.

12/14/15

2/1/0

0/0/0




10/13/15



Доверие как двухполюсная кстановка

23/18/32

2/1/0

6/4/2




15/13/30




Модуль 4


















Понятия доверия и толерантности и их взаимосвязь.

17/16/20

2/1/0

0/0/0




15/15/20



Способы формирования установок толерантного сознания

18/17/16

2/1/0

6/4/1




10/12/15



Этническая толерантность. Роль воспитания в формировании установок толерантного сознания.

22/16/19

1/1/0

6/3/2




15/12/17




Модуль 5


















Методы изучения толерантности в социологии и психологии

22/17/20

1/1/0

6/3/2




15/13/18




Итого:

216

20/10/4

30/20/10

4/4/0

126/146/193


Толерантность. Основные понятия и подходы в психологии и других гуманитарных науках.
Тема 1. Общее понятие о толерантности. Толерантность как культурная норма.

Основные подходы к пониманию толерантности в гуманитарном знании. Вклад в становление понятия толерантности Самюэля Стоуффера, Джона Салливана и Пола Снидермана. Общее понятие о толерантности. Смыслы понятия толерантность.

Толерантность как культурная норма. Понятие мультикультурализма. Возможности и ограничения толерантности. Границы толерантности. Связь толерантности с доверием.
Тема 2. Толерантность и гражданское общество. Гуманитарные основы толерантности.

История становления толерантности как либерально-демократической идеологии. Толерантность и гражданское общество.

Основные виды толерантности: этническая толерантность, межкультурная толерантность, религиозная толерантность, гендерная толерантность, возрастная толерантность, образовательная толерантность, расовая толерантность, географическая толерантность, межклассовая толерантность, физиологическая толерантность, политическая толерантность, сексуально-ориентационная толерантность, маргинальная толерантность. Толерантность в российском обществе.
Тема 3. Психологические основы толерантности. Толерантная, интолерантная личность.

Толерантность как социальная установка: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты толерантности. Формирование социальных установок посредством убеждения.

Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; диверсификационный подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход.

Роль процессов самоидентификации личности и идентификации окружающих при формировании установок толерантного сознания. Толерантная и интолерантная личность. Черты толерантной личности.


Тема 4. Общее понятие об интолерантности. Насилие, агрессия, ксенофобия.

Основные источники интолерантности. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон. Нетерпимость и формы ее проявления.

Источники интоларантности, в разных классификациях.

Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии. Групповой фаворитизм. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

Общее представление об экстремизме.
Задания для студентов:


  1. Разработать схему, определяющую сферы толерантности.

  2. Проанализировать и описать различия между либерализмом и мультикультурализмом.

  3. Составить таблицу, включающую источники интолерантности в обществе и в истории культуры.

  4. Составить психологические портреты толерантной и интолерантной личности.

  5. Разработать процедуру, позволяющую диагностировать наличие ксенофобных установок.


Тесты рубежного контроля

1. Как понимается толерантность в социальных науках.

2. Каковы основные характеристики межэтнической толерантности.

3. Что означает понятие мультикультурализма.

4. Почему толерантность - культурная норма.

5. Какие выделяются учеными сферы толерантности?

6.Назовите основные сферы проявления интолерантных установок и интолерантного поведения.

7. Назовите основные уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения.

8. Назовите основные социальные проблемы, которые являются источником интолерантности.

9. Существуют ли границы толерантности.

10. Выделите крайние «пределы» толерантности.

11. Какие виды толерантности Вы можете назвать?



12. Какие Вы знаете основные подходы к пониманию толерантности в гуманитарном знании.

  1. Назовите основные вехи в истории становления идеологии толерантности.

  2. Как взаимосвязаны установки толерантности и гражданское общество.

  3. Каковы особенности формирования толерантности в российском обществе.

  4. Назовите основные смыслы понятия «толерантность».

17. Дайте характеристику основных видов толерантности. Понятие мультикультуролизма. Этническая толерантность. Роль воспитания в формировании установок толерантного сознания.

18. Назовите основные психологические интерпретации понятия толерантность.

19.Что такое толерантная, интолерантная личность.


  1. Назовите черты толерантной и интолерантной личности.

21. Почему толерантность – признак зрелости личности?

22.Как Вы понимаете, что такое уровень толерантности. Можно ли его определять?

23.Определите, что такое объекты и что такое субъекты толерантности?

24.Почему доверительность является условием толерантности.

25. Как Вы понимаете, что такое агрессивного поведения.

26. Назовите, пожалуйста, типы агрессивного поведения.

27. Назовите основные формы проявления нетерпимости.

28. Дайте краткую характеристику основных источников интолерантности.

29. Какие Вы знаете классификации источников интолерантности.

30. Что такое ксенофобия.

31. Назовите психологические механизмы ксенофобии.

32. Дайте понятие группового фаворитизма.

33. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов ксенофобии.

34. Дайте краткую характеристику понятию экстремизм.

35. Назовите основные условия проявления экстремизма

Тема 5. Социальный капитал и гражданское общество. История вопроса.

История возникновения теории социального капитала. П.Бурдье и первый систематический анализ социального капитала. Теория Дж.Коулмена. Роберт Патнем - социальный капитал и гражданское общество. Ф.Фукуяма о доверии в теории социального капитала как возникающем внутри сообщества ожидании постоянного, честного, ориентированного на разделяемые ценности поведения со стороны других членов этого сообщества. Обзор эмпирических исследований по изучению эффектов социального капитала в экономически развитых странах.

Классификация основных форм нематериального капитала. Основная характеристика социального капитала – способность к самоорганизации. Воспроизводство социального капитала через исторически культурные механизмы.
Тема 6. Понятия доверия и толерантности и их взаимосвязь.

Общее понятие о доверии как ценностном отношении, связанном с базовым чувством безопасности. Доверие как условие взаимодействия человека с миром и как стержневая характеристика психологического благополучия человека в социуме. Доверие как условие толерантности. Доверие к другим – условие толерантности по отношению к другим. Доверие к себе как условие толерантности к срессу и другим разрушающим факторам внешней среды. Толерантность: социально-психологическая устойчивость к культурному многообразию мира.


Проектные задания

  1. Составить таблицу, содержащую характеристику различных подходов к пониманию социального капитала.

  2. Разработать программу урока толерантности в поликультурном образовательном пространстве.

  3. Провести диагностику этнической толерантности в группе учащихся.

  4. Сформулировать основные принципы толерантной образовательной стратегии.

  5. Разработать характеристику, содержащую основные признаки толерантного общества.


Тесты рубежного контроля


  1. Каковы основные положения первых теории социального капитала.

  2. Основные положения теории социального капитала П.Бурдье.

  3. Классификация нематериальных источников капитала.

  4. Какова связь между социальным капиталом и гражданским обществом (Патнем Р).

  5. Ф.Фукуяма о доверии в теории социального капитала.

6. Кто из авторов являются авторами классических эмпирических исследований социального капитала.

7. Что такое этническая толерантность.

8.В чем состоит опасность этнической тревожности в современной России.


  1. Что такое этническая нетерпимость?

  2. Дайте характеристику следующих понятий: гиперидентичности (этноэгоизм, этоноизоляционизм, национальный фанатизм).

  3. Назовите основные феномены трансформации этнической идентичности.

  4. Что такое этноценризм? Назовите синдромы этноцентризма.

  5. Дайте характеристику этно- и религиозной фобии. Назовите известные Вам этнофобии.

  6. Что такое национализм?

  7. Назовите основные проявления симптомов нетерпимости в поведении людей.

  8. Назовите универсальные социально-психологические факторы этнической толерантности.

  9. Назовите основные признаки толерантного общества.

  10. Назовите основные известные Вам социально-психологические способы формирования толерантности:

  11. Сформулируйте основные принципы толерантной образовательной стратегии.

  12. Что можно считать симптомами нетерпимости педагога по отношению к ребенку.

  13. С какого возраста начинается политическое развитие ребенка?

  14. Назовите основные направления обучения толерантности:

  15. Какова роль воспитания в формировании установок толерантного сознания.



Тема 7. Этническая толерантность. Роль воспитания в формировании установок толерантного сознания.

Проблемы этнической толерантности в российском обществе.

Понятие этнической этнофобии. Понятие границ этнической толерантности.

Этническая нетерпимость, этноцентризм. Синдромы этноцентризма. Этническое насилие. Симптомы этнической нетерпимости в поведении людей. Манипуляции массовым сознанием в СМИ. Основные социально-психологические факторы проявления этнической толерантности, сфере межгруппового взаимодействия.

Основные социально-психологические способы формирования толерантности. Принципы образовательной стратегии толерантности.
Тема 8. Методы изучения толерантности в социологии и психологии.

Методы опроса, анкетирования, структурированное и неструктурированное интервью. Психодиагностические методы измерения уровня выраженности толерантности и доверия.

Способы обработки данных.
Тема 9. Активные методы формирования установок толерантного сознания и взаимодоверия.

Методологические принципы разработки практико-ориентированных программ формирования толерантности и коррекции доверительных отношений.

Демонстрация технологий, направленных на формирование установок толерантного сознания и гармонизацию доверительных отношений с миром, с другими людьми и с самим собой.

Проектные задания


  1. Провести самодиагностику уровня выраженности доверия к себе;

  2. Провести самодиагностику уровня выраженности доверия к другим;

  3. Разработать анкету, направленную на диагностику уровня толерантности;

  4. Разработать пять упражнений, направленных на формирование толерантности;

  5. Разработать пять упражнений, направленных на повышение уровня доверия к себе и пять упражнений, направленных на повышение уровня доверия к другим.

Тесты рубежного контроля:

1. Как формируются установки толерантного сознания?

2. Назовите известные Вам методы диагностики доверия.

3. Назовите методы изучения уровня выраженности толерантности.

4. Что такое этническая толерантность.

5. Каким образом можно формировать этническую толерантность?

6. Какие вам известны технологии, направленные на формирование установок толерантного сознания.

7. Кто автор этих технологий?





  1. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе.


Тема 1. Толерантность в гражданском обществе. Гуманитарные основы толерантности.

    1. Основные подходы к пониманию толерантности в гуманитарном знании. История становления идеологии толерантности. Толерантность и гражданское общество. Толерантность в российском обществе.

    2. Смыслы понятия «толерантность». Границы толерантности.

Характеристика основных видов толерантности. Понятие мультикультуролизма. Этническая толерантность. Роль воспитания в формировании установок толерантного сознания.

    1. Психологические основы толерантности. Толерантная, интолерантная личность.



Тема 2. Общее понятие об интолерантности.

1. Понятие агрессивного поведения. Типы агрессивного поведения.

2. Характеристика основных источников интолерантности. Источники интолерантности в разных классификациях.

3. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии. Групповой фаворитизм. Характеристика основных видов ксенофобии.

4. Общее представление об экстремизме.
Тема 3. Понятие доверия и толерантности и их взаимосвязь


  1. Теория социального капитала. Классификация нематериальных источников капитала.

  2. Ф.Фукуяма о доверии в теории социального капитала.

  3. Общее понятие о доверии как ценностном отношении, связанном с базовым чувством безопасности.

  4. Доверие как условие взаимодействия человека с миром и как условие толерантности.

Литература

  1. Скрипкина Т.П.Психология доверия. М., 2000.

  2. Скрипкина Т.П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. Ростов-на-Дону, 2002 г.

  3. Фукуяма Ф. Доверие. М., 2001.

  4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001, № 3


Практические занятия

  1. Методы изучения толерантности в психологии и в социальных науках.

  1. Методы опроса, анкетирования, структурированное и неструктурированное интервью. Правила составления вопросов.

  2. Психодиагностические методы измерения уровня выраженности толерантности и доверия.

  3. Способы обработки данных.


3. Активные методы формирования установок толерантного сознания и взаимодоверия

Тренинг формирования установок толерантного сознания и доверия.


Перечень тем для написания рефератов
1. Общее понятие о толерантности в социальных науках.

2. Межэтническая толерантность. Понятие мультикультурализма.

3. Толерантность как культурная норма. Границы толерантности. Связь доверия и толерантности.

4. Характеристика основных видов толерантности.

5. Толерантность как социальная установка. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

6. Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; диверсификационный подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход.

7. Толерантная и интолерантная личность. Черты толерантной личности.

8. Характеристика основных источников интолерантности.

9. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения.

10. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон.

11. Нетерпимость и формы ее проявления.

12. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

13. Общее представление об экстремизме.

14. Основные положения теории социального капитала. История вопроса.

15. Ф.Фукуяма о доверии в теории социального капитала.


  1. Перечень выносимых на зачет вопросов.

1. Общее понятие о толерантности. Смыслы понятия «толерантность».

2. Межэтническая толерантность. Понятие мультикультурализма.

3. Толерантность как культурная норма. Границы толерантности. Связь доверия и толерантности.

4. Характеристика основных видов толерантности.

5. Толерантность как социальная установка. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

6. Основные подходы к пониманию толерантности в психологии: экзистенциально-гуманистический подход; диверсификационный подход; личностный подход к толерантности; диалогический подход; фасилитативный подход.

7. Характеристика основных источников интолерантности.

8. Понятие агрессии и агрессивности в различных психологических школах.

9. Агрессивное поведение. Типы агрессивного поведения.

10. Понятие о насилии. Враждебность и ее эмоциональный фон.

11. Нетерпимость и формы ее проявления.

12. Понятие ксенофобии. Психологические механизмы ксенофобии. Характеристика основных видов ксенофобии: расовые и этнические фобии, религиозные фобии, фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам.

13. Общее представление об экстремизме.

14. Основные положения теории социального капитала. История вопроса.

15. Ф.Фукуяма о доверии в теории социального капитала.


  1. Связь доверия и толерантности.

  2. характеристика основных методов формирования установок толерантного взаимодействия в образовательной практике.




  1. Методические материалы для самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.

1. Перечислите смыслы понятия толерантность. Что такое пассивная и активная толерантность?

2. Что такое мультикультурализм?

3. В чем особенность толерантного взаимодействия в российском обществе?

4. Что такое этническая толерантность?

5. Перечислите, источники интолерантности?

6. Какие существуют точки зрения относительно причин агрессивного поведения?

7. Что такое ксенофобия?

8. Что такое экстремизм?

9. Каковы общие положения теории социального капитала?

10. Перечислите авторов теории социального капитала.



11. Дайте характеристику основных подходов к проблеме социального капитала в зарубежной науке.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной учебной литературы:

  1. Кривокора Е.Н. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / Е.И. Кривокора, - М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. (Гриф).

  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.

  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник ./ Г.В. Бороздина. - 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000, 2011. – 295 с. (Гриф).

  4. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 384 с. (Гриф).

  5. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 440 с. (для бакалавров) (Гриф).

  6. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004. (Гриф).

Список дополнительной учебной литературы:

  1. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб: «Речь». 2004.

  2. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или Как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. - 112 с.

  3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

  4. Психология и этика делового общения. Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: «Юнити», 1997, 2001.

  5. Кидинов, Алексей Васильевич. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории: монография. / А.В. Кидинов – М. ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 127 с. (Гриф). Электронная библиотека – Book.ru

  6. Профилактика и разрешение социальных конфликтов / Под ред. Е.В. Змановской. – СПб: ГИПСР, 2011. – 278 с. Электронная библиотека – Book.ru



ГЛОССАРИЙ

Толерантность - это качество культуры (нравственной, правовой и политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую и конфессиональную или расовую принадлежность. Основное требование толерантной культуры заключается в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений, которое предполагает их лояльное, терпимое, невраждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других.

Мультикультуральность – этнические группы в обществе могут существовать, не сливаясь друг с другом. В самом общем виде этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и иных организаций), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни, обеспечение равных шансов при трудоустройстве и получении образования, отмену скрытых и явных препон в административной карьере и т.д.

Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим.

Возрастная толерантность – непредвзятость в «априорным» недостаткам человека, связанным с его возрастом. (Неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованиям у высокообразованных людей и к «яйцеголовым» у людей с низким образованием.

Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиций «презумпции национальной невиновности». Крайние проявления межнациональной интолерантности:

- этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в «превосходтве» одних культур над другими;

- ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что «чужаки» принесут вред;

- агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.



Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими.

Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. о стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм - насаждение какой-либо веры, ее ценностей и традиций и предоставление социальных преимуществ апологетам этой веры. Религиозный фанатизм базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением религиозной или духовной истины, и что все люди должны следовать ее принципам (догматам).

Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

Межклассовая толерантность – терпимое отношение е представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым. Формирование данного вида толерантности крайне важно для стран с опытом социальных революций и особенно «диктатуры пролетариата».

Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей, низкообразованных слоев населения и т.д.

Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика репрессий. В принципе возможно рассмотрение и внешнеполитической толерантности – отношение к странам и народам на основе принципов, утвержденных ООН и другими международными организациями. Крайними проявлением внешнеполитической интолерантности является подчинение одних народов другими для контроля над их богатством и ресурсами.

Сексуально-ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным т т.д. (106).

Ксенофобия - страх и неприятие любых групп, воспринимающихся как «чужие» (этнические, религиозные, социальные). В этимологии слова ксенофобия есть указание на то, что ее порождает, это - страх.

Самоидентификации личности и идентификации окружающих - каким образом индивид категоризует понятия «МЫ» и понятие «ОНИ» или «Чужие», «Иные». Эта категоризация и определяет систему взаимоотношений между индивидом и его окружением. Глубинная самоидентификация по определенному признаку формирует столь же глубинное понятие «чужого», и именно здесь необходимы ценности толерантности, следование нормам, для того, чтобы выстраиваемые отношения не носили социально опасного характера.

Объекты и субъекты толерантности. Под объектами и субъектами толерантности понимаются различные индивиды, социальные группы, общественные институты, на которые распространяется принцип толерантности. Понятно, что перечень таких объектов и субъектов у каждой социальной системы разный.

Предмет толерантности. Под предметом толерантности понимается та характеристика личности, социальной группы или иного объединения людей, которая может быть полем согласования интересов, взаимопонимания, поиска компромиссов. Понятно, что у разных субъектов предмет толерантности может быть разным.

Насилие - применение силы, приводящее к ущербу, наносимому основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающему уровень их удовлетворения ниже потенциально возможного. Угроза насилия также считается насилием».

Структурное насилие – эксплуатация такого типа, когда нижестоящие, могут быть ущемлены настолько, что умирают от голода и болезней; эксплуатация такого типа, когда нижестоящие, могут оказаться в состоянии постоянной нищеты, включающем недоедание и болезни; ограничение информации, внедряемой в сознание; маргинализация, разобщение.

Культурное насилие - аспекты культуры, которые связаны с символической сферой существования: религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой, которые могут быть использованы для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия.

Враждебность - комплекс негативных отношений, убеждений и оценок, применяемых к другим людям, то есть восприятие других людей как вероятный источник фрустрации, обмана, провокации и т.п. Враждебность подразумевает девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла.

Экстремизм - В токовом словаре иностранных слов под экстремизмом предлагается понимать «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)»

Социальный капитал - агрегация действительных или потенциальных ресурсов, которые связаны с включением в прочные сетевые или более-менее институциализированные отношения взаимных обязательств или признаний» социальный капитал – это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, направленно формируемый в межличностном пространстве. Как и другие формы капитала, социальный капитал продуктивен, но в отличие от них, он имеет место в структуре отношений между людьми и среди людей

Доверие - с психологической точки зрения доверие есть самостоятельный социально-психологический феномен, сущность которого заключается в специфическом ценностном отношении субъекта к объекту доверия. Это отношение представлено субъекту как ценностное переживание актуальной значимости (ценности) и априорной безопасности той части мира, с которой субъект собирается вступить во взаимодействие, поэтому актуальная значимость и априорная безопасность выступают основными условиями возникновения доверия.

 Количество часов в примерном тематическом плане корректируется в соответствии с действующими учебными планами