Номинации

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Номинации

Скачать 390,99 Kb.


Дата27.05.2018
Размер390,99 Kb.

Скачать 390,99 Kb.


ФИО участника

Иванова Светлана Александровна

Должность, предмет

Учитель средней школы, биология, география

Педагогический стаж

14 лет

Регион

Брянская область

Полное название ОУ

МБОУ СОШ имени А.М.Горького, г.Карачева, Брянской области

ФИО руководителя ОУ

Литвиненко Татьяна Николаевна

Почтовый адрес участника (с индексом)

242500, Брянская область, г.Карачев, ул. К.Маркса 18/22

Электронный адрес участника (e-mail)

cvetik.ivanova2012@yandex.ru

Название номинации

Номинация 1. «Лучшая программа экологического воспитания школьников»

Тема методической разработки

Авторская программа дополнительного образования детей:

«Экологическое краеведение Карачевского района»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького

города Карачева Брянской области




Авторская программа дополнительного образования детей:

«Экологическое краеведение Карачевского района»

Срок обучения: 3 года

возраст учащихся: 10 – 16 лет

Автор программы:

учитель географии и биологии

Иванова Светлана

Александровна

г. Карачев – 2013г.


Пояснительная записка
В последние годы в мире усилился интерес ко всем аспектам взаимодействия человеческого общества и природы. Это связано с тем, что научно-технический прогресс и рост производительных сил приводит к усилению использования природных ресурсов и увеличению воздействия человека на природу, а это приводит к ухудшению, деградации и истощению природных богатств. А также, в условиях современного высокого уровня развития производительных сил сохраняется зависимость человека от природы, которая проявляется в самом человеческом организме, состояние которого связано с климатическими условиями, геохимической обстановкой и другими особенностями природной среды

Город Карачев – древний провинциальный город, с богатой историей и особенностями природы. Последствия научно-технического прогресса и загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС привели к ухудшению экологической ситуации в городе.

Экологическое образование формирует у учащихся понятие нового образа жизни, характеризующегося гармоничными отношениями между человеком и природы. Курс «Экология родного края» в школьном дополнительном образовании и формирует экологическую культуру учащихся, повышает познавательную активность, воспитывает чувство единства с природой, ответственность за судьбу своей малой родины, любовь ко всему живому вокруг.
Общие положения
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ, опыт практической работы в этой области.

Программа рассчитана на 3 года обучения (I год – 144, II год – 216 и III год – 216 часов учебного времени) и рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста.

Программа курса личностно-ориентированная. Личностное познание родного края, экологических проблем идёт от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности природы и богатства своей местности с помощью наблюдений, сравнений, проведения практических работ, но и как бы проживают явления природы; пропуск5ая их через собственное творчество.

Учебная группа состоит из 10 – 12 учащихся. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, в первый год обучения продолжительность занятий – 2 часа, во второй год обучения – 3 часа, в третий год обучения – 3 часа.

В основу программы положены следующие принципы:

1. Методические принципы:

а) структурность

б) системность

в) динамичность

2. Обще педагогические принципы:

а) принцип природосообразности

б) принцип социализации личности учащихся

в) принцип культурносообразности
Цели и задачи
Цель: формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, нравственно-эстетических и научно-практических норм отношения к окружающей среде, а также расширения общения учащихся с природой для исследования экологического состояния своего района.
Задачи первого и второго года обучения
I. Общеобразовательные

- обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

- способствовать самоопределению личности в системе социальных и межличностных отношений;

- через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых;

- развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные задачи

- сформулировать системное представление о Карачевском районе как целостном географическом регионе;

- формулирование экологической культуры и нравственности;

- развивать умение работать с краеведческими и экологическими источниками информации, тематическими картами;

- развивать умение моделировать и конструировать экологические ситуации;

- воспитывать активную жизненную позицию по отношению к природе и её охране.


Задачи третьего года обучения
I. Общеобразовательные

- обобщение и использование экологических знаний, полученных в первый второй годы обучения;

- продолжить формирование умений и навыков ведения практической деятельности;

-создание условий для развития умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.



II. Предметные задачи

- выработка умений проведения исследований состояния окружающей среды и влияние её на здоровье человека;

- умения вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;

- умения обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков и диаграмм.


Формы контроля при изучении учебного материала
Проведение ролевых игр и участие в семинарах, тестирование и анкетирование, выполнение практических работ, оформление стенда и участие в выполнении исследовательских и творческих проектов.

Тематический план 1 года обучения




Наименование темы программы

Количество часов

теория

практика

творческие задания

экскурсии

всего

1.

Введение

2

-

-

2

4

2.


Водные богатства Карачева

20

6

14

8

48

3.


Почва – зеркало природы

10

10

10

10

40

4.


Воздушное покрывало Земли

8

4

4

6

22

5.



Воздухоохраннаея и природоохраггая деятельность

4

6

6

8

24

6.

Обобщение. Итоговое занятие

-

6

-

-

6




Всего

44

32

34

34

144


Содержание программы первого года обучения


Наименование темы

Количество

часов

Тема 1 «Введение»

4

Ведение:

- проведение анкетирования, знакомство с тематическими разделами программы кружка, с видами работ, методами исследования;

- знакомство с составом кружка, выбор актива;

- изучение единых требований и правил техники безопасности на занятиях кружка;

- диагностика имеющихся знаний и умений;

- знакомство с термином экология, экологические системы, взаимодействие человека и природы.


2


Экскурсия №1 «Оглянись вокруг себя».

2

Тема 2 «Водные богатства Карачева»

48

«Здравствуй, мой Карачев»

1

Вода и человек:

- характеристика воды, её свойств;

- способы использования воды человеком;

- водные ресурсы Карачевского района.


1


«Привет, Снежеть!»:

- расположение, история реки Снежеть;

- исток и устье реки, способы питания реки;

- экологическое состояние реки.


2


Снежеть литературная и художественная:

- знакомство с творчеством местных поэтов и писателей, писавших о реке;

- работы художников, посвящённые Снежети.

2


Практическая работа №1 «Органолептические свойства воды и определение химического состава»:

- определение запаха (искусственный и естественный), вкуса, его характеристика (солёный, горький, кислый, сладкий, пресный);

- определение жёсткости воды;

- изучение значения воды для обитателей водоёма и потребителей воды;

- занесение данных в таблицу и анализ исследований.

2


Практическая работа №2 «Исследование местности, прилегающей к реке» (по литературе):

- исследование особенностей рельефа, растительного покрова;

- роль растений в сохранении влаги;

- регулирование уровня грунтовых вод;

- режим реки;

- оформление результатов в таблицу и анализ.



2


Экскурсия №2 «Как живёшь, дорогая река?»

2

Деловая игра «Чем я могу помочь Снежети?»:

- социологический опрос жителей;

- анкетирование учащихся;

- составление карты загрязнений реки;

- рекомендации по улучшению состояния реки.


2


Отчётное занятие «Соловьиная Снежеть»

2

Большие и малые пруды Карачевского района:

- характеристика и расположение прудов;

- работа с картой района;

- значение прудов в природе.


2


Экскурсия №3 «На пруд».

2

Написание сочинения на тему «Большие и малые обитатели прудов»

2

Озёра района:

- знакомство с разнообразием;

- нанесение на карту;

- роль озёр в природе района.


2


Экскурсия №4 «Голубое золото людей»

2

Творческая работа «Будущее любимого озера»:

- значение озера для людей;

- составление модели озера в будущем;

- определение и анализ факторов, влияющих на изменение озера;

- составление описаний будущих изменений.


2


Родники района:

- разнообразие, нанесение на карту;

- состояние родников.

2


Экскурсия №5 «Как живёшь, родник?»

2

Социальный проект учащихся воскресной школы «Поможем роднику»:

- знакомство с результатами;

- анализ работы.

2


Экологическая творческая работа «Поможем маленькому роднику»

2

Водная кладовая района:

- запасы питьевой воды;

- значение воды для человека.

2


Вода и здоровье человека:

- свойства питьевой воды;

- работа с материалами печати газеты «Заря».

2


«Исследование питьевой воды»:

- встреча с работниками САС.



2

Практическая работа №3 «Определение качества питьевой воды и её очистка в домашних условиях»:

- свойства воды, определение запаха, цвета, вкуса, уровня прозрачности;

- виды очистки воды.


2


Выполнение исследовательского проекта «Состояние питьевой воды Карачевского района»


4

Тема 3 «Почва – зеркало природы»

40

Почва – естественное богатство земли:

- роль почвы в жизни людей;

- необходимость изучения почв;

- типы почв и их характеристика.


2


Земельные угодья:

- виды землепользования;

- сельскохозяйственные угодья.

2


Почвы Карачевского района:

- разнообразие, особенности почв;

- работа с почвенной картой.

4


Сельскохозяйственная деятельность и пути рационального природопользования в Карачевском районе:

- эрозия почв и причины образования оврагов;

- действия нитратов;

- занятость почв в районе сельскохозяйственными культурами.



2


Практическая работа №4 «Определение механического состава почв»:

- изъятие образцов;

- определение механического состава;

- занесение данных и анализ исследований.



4


Практическая работа №5 «Определение физических свойств почв»:

- отбор образцов почв;

- определение цвета;

- составление почвенных профилей.


2


Практическая работа №6 «характеристика почв Брянской области и Карачевского района»:

- работа с атласами, картами, спец. литературой.


2


Практическая работа №7 «Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы».

2

Экскурсия №6 «Сельскохозяйственные угодия Карачева».

4

Экскурсия №7 «Овраги Карачева»:

- посещение земель Бошинского с/х.



2

Экскурсия №8 «Овраги Карачева»:

- посещение территории Новгородского поселения.



2

Творческая работа «Выявление источников загрязнения почв. Меры по улучшению земельного фонда».

4

Игра – симпозиум «Кто самый важный житель почвы?»

2

Итоговое анкетирование

2

Тема 4 «Воздушное покрывало Земли»

22

Атмосферный воздух как природное вещество:

- состав воздуха;

- значение воздуха для человека.

2


Основные источники загрязнения атмосферного воздуха:

- выбросы промышленных предприятий и автотранспорта;

- радиоактивные выбросы АЭС;

- вредные запахи.



2


«Чем мы дышим?»:

- анализ данных о состоянии воздуха в районе по печатным изданиям.



2

Практическая работа №8 «Выявление источников загрязнения воздуха на территории района»:

- выявление источников загрязнения;

- нанесение источников на картосхему населённого пункта.

2


Практическая работа №9 «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной».

2

Экскурсия №9 «Посещение лаборатории СЭ надзора Карачевского района».

2

Экскурсия №10 «Берёзовая роща города».

2

Экскурсия №11 «Путешествие по городу»:

- трасса Брянск – Орёл;

- завод металлист.

2


Конференция «Экологический калейдоскоп»:

- оформление рефератов;

- подведение итогов.

2


Обобщающее занятие.

2

Тема 4 «Воздухоохранная и природоохранная деятельность»

24

Значение охраны природы для человека:

- знакомство с законами, постановлениями.



2

Работа в библиотеке с публикациями в местной газете.

2

Практическая работа №10 «Анализ экологической обстановки в городе».

2

Практическая работа №11 «Анализ экологического состояния почв в районе».

2

Практическая работа №12 «Экологический мониторинг ресурсов в районе».

2

Творческая работа №13 «Прогнозирование изменений в природе».

4

Проведение социологического опроса населения о состоянии воды, воздуха и почв в районе.

2

Экскурсия №12 «Посещение Карачевского лесного хозяйства».

2

Экскурсия №13 «Посещение глухариных токов».

2

Экскурсия №14 «Посещение краеведческого музея».

2

Экскурсия №15 «Посещение художественной галереи ДК».

2

Экологическая конференция «Мы хозяева родного края».

2

Оформление стенда и фотовыставки «Я здесь родился и живу».

2

Защита экологических проектов «Карачев – город будущего!».

2



Тематический план 2 года обучения




Название темы программы


Количество часов

теория

практика

творческое задание

экскурсии

всего

1.

Введение

6

-

-

-

6

2.

Зелёная кладовая Карачевского района

33

9

15

15

72

3.

Братья наши меньшие

30

-

30

6

66

4.

Человек – новая сила природы

24

6

30

-

60

5.

Обобщение

-

9

-

3

12




Всего

93

24

75

24

216


Содержание программы второго года обучения


Наименование темы

Количество часов

Тема 1 «Введение»

6

Знакомство с программой курса, содержанием.

Знакомство с требованиями и техникой безопасности.

Корректировка плана работы с учётом пожеланий учащихся.

3


Анкетирование учащихся о видах работы, методов исследований.

3

Тема 2 «Зелёная кладовая Карачевского района»

66

Зелёная кладовая района:

- разнообразие растений района;

- значение растений в жизни людей.

3


Далёкое прошлое зелёных растений.

3

Лес – наше богатство.

3

Поэзия природы родного Карачева.

3

Зелёная аптека природы.

3

Астрология. Растения. Люди.

3

Мастерская художника.

3

Осенняя фантазия:

- рецепты из овощей и фруктов.



3

Цветочный калейдоскоп Карачевского района:

- сообщения о разнообразии цветов района;

- условия выращивания.


3

Историческая оранжерея района:

- История возникновения культурных растений на Земле;

- центры происхождения;

- культурные растения района.



3

Ядовитые растения и грибы района:

- сообщение о ядовитых растениях и грибах.



3

Практическая работа №1 «Особенности внешнего строения растений и способы их произрастания»:

- изучение условий обитания растений и особенности произрастания;

- исследование разнообразия форм крон деревьев и кустарников;

- занесение данных в таблицу и анализ исследований.



3


Практическая работа №2 «Видовое многообразие лесных сообществ»:

- изучение многообразия видов растений;

- выявление доминирующих видов;

- изучение влияния преобладающих видов на условия жизни в сообществе.


3


Практическая работа №3 «Изучение структуры лесного сообщества»:

- выявление основных ярусов леса;

- изучение сезонных и суточных изменений в лесном сообществе.


3


Экскурсия №1 «Парк родного города».

3

Экскурсия №2 «Осенний лес Карачева».

3

Экскурсия №3 «Чародейка зима».

3

Творческая работа «Конкурс цветов, сухоцветов, икебаны».

3

Игра «Самые, самые, самые»:

- растения рекордсмены.



3

Творческая работа «Традиции народного промысла, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте, росписи.

3

Экскурсия №4 «Посещение выставки работ учащихся ДДТ».

3

Экскурсия №5 «Весна в природе».

3

Творческая игра «Угадайка» (загадки о природе).

3

Составление кроссвордов о растениях.

3

Тема 3 «Братья наши меньшие»

66

Братья наши меньшие:

- разнообразие животных района;

- работа с картой хозяйств;

- условия проживания.



3


Исторический заповедник района:

- история появления животных.



3

Азбука природы:

- произведения о животных;

- поэзия о животных.

3


Мир птиц района.

3

Насекомые района.

3

Наши комнатные зелёные друзья.

3

Занимательные факты из жизни животных.

3

Домашние животные.

3

Разведение животных в хозяйствах района:

- крупный рогатый скот;

- свинофермы района;

- птицефабрика района.


3


Редкие и охраняемые растения и животные Карачева.

3

Игра «Живые часы и барометры».

3

Оформление выставки «Не примечать и хлебушка не видать».

6

Практическое занятие «Зоологические забеги».

3

Создание видеоэкскурсии «Соловьиная Снежеть».

18

Экскурсия №6 «В гостях у Берендея». Посещение глухариных токов.

3

Экскурсия №7 «Поездка в национальный парк «Орловское полесье».

3

Тема 4 «Человек – новая сила природы»

60

Понятие ландшафта:

- классификация ландшафтов;

- основные черты, компоненты;

- экологическое равновесие, его практическое значение.


3


Городской ландшафт и его зоны.

3

Город опасный и безопасный.

3

Проблема бытового мусора.

3

Микроклимат жилища человека.

3

Культура ландшафта:

- уход за памятниками природы, лесными насаждениями;

- формирование культурных ландшафтов.

3


Изучение экологической комфортности пришкольных территорий:

- уровень озеленения;

- удалённость от дорог;

- создание насаждений, цветников и газонов.



6

Практическая работа №4 «Формирование рекреационного ландшафта»:

- посадка деревьев и кустарников возле школы;

- создание и уход за цветниками и газонами.


6


Социологический опрос жителей города о проблемах бытового мусора.

3

Выставка «Вторая жизнь ненужных вещей».

3

Выполнение творческой работы «Экология квартиры».

3

Дискуссия на тему «Человек и препараты бытовой химии».

3

Посещение библиотеки.

«Экологический праздник». Исчезающая красота.



3

Литературная гостиная «Завещаю беречь нам этот мир».

3

Выставка рисунков, фотографий учащихся кружка «Красота родного города».

6

Тема 5 «Обобщение»

12


Практическое занятие «Большое дело для Родины и природы родного края»

3

Конференция «Сохраним окружающую красоту нашим детям».

3

Экскурсия – поход по родному краю.

3

Итоговое анкетирование «Практическое применение знаний, полученных на кружке».

3


Тематический план 3 года обучения




Наименование темы программы

Количество часов

теория

практика

творческие задания

экскурсии

всего

1.

Введение

3










3

2.

Экологическая медицина

3

3







6

3.

Организм – единое целое

15

27




6

48

4.

Экология и сердечно-сосудистая система

6

3

9




18

5.

Экология и органы дыхания

9

6

6




21

6.

Гигиена питания

9

3

6

3

21

7.

Физическая активность и здоровье

6

6

3




15

8.

Половое развитие современной молодёжи

12

3

6




21

9.

Нервная система молодёжи и окружающая среда

6

6




6

18

10.

Экологическая оценка школы

3

21

6




30

11.

Экологическая оценка пришкольного участка

3

6




3

12

12.

Обобщение







3




3




Всего

75

81

42

12

216


Содержание программы третьего года обучения


Наименование темы

Количество часов

Тема 1 «Ведение»

3

- проведение диагностического анкетирования;

- знакомство с едиными требованиями и правилами по ТБ на занятиях кружка.


3


Тема 2 «Экологическая медицина»

6

Человек и экологическая медицина:

- понятие «экологическая медицина»;

- значение для человека;

- методы исследований.


3


«Умею ли я адаптироваться к окружающей среде?» - дискуссия.

3

Тема 3 «Организм – единое целое»

48

Методы исследования здоровья и окружающей среды:

- методы исследования, приборы и оборудование;

- правила ведения «Дневника здоровья».

3


Здоровье – богатство во все времена:

- понятие, признаки здоровья;

- высказывания врачей, учёных;

- факторы, влияющие на состояние здоровья.


3


Тяжёлые металлы и здоровье:

- источники тяжёлых металлов;

- разнообразие (ртуть, кадмий);

- содержание тяжёлых металлов в воздухе, в воде, в средствах бытовой химии, в продуктах питания;

- заболевание, связанное с повышенным содержанием кадмия.

3


Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей:

- вредное влияние свинца на организм;

- заболевания, вызываемые этим отравлением, профилактика отравлений.

3


Микроэлементы и их роль в организме человека:

- важные элементы в организме человека: Na, K, Mg, Mo, Ca, Li, Hg;

- причины заболеваний, связанные с несбалансированностью биогеохимических факторов окружающей среды.


3


Практическая работа №1 «Формирование правильной осанки».

3

Практическая работа № 2 «Проведение антропометрических измерений».

3

Практическая работа №3 «Индивидуальный профиль физического развития и оценка гармоничности развития».

3

Экскурсия №1 «Экологически безопасный труд и отдых» (посещение одного из предприятий города).

3

Практическая работа №4 «Экологический мониторинг. Диагностика заболеваний, учащихся школы».

3

Экскурсия №2 «Если хочешь быть здоров – занимайся спортом» (посещение спортивной школы района).

3

Практическая работа №5 «Гигиеническая оценка осанки».

3

Практическая работа №6 «Исследование физической работоспособности путём определения дыхательных возможностей организма».

3


Практическая работа №7 «Исследование памяти».

3

Практическая работа №8 «Исследование внимания».

3

Практическая работа №9 «Исследование мышления».

3

Тема 4 «Экология и сердечно-сосудистая система»

18

Кровь – носительница жизни:

- состав и значение крови;

- работа сердца и факторы среды;

- заболевания сердечно-сосудистой системы в Карачевском районе.



6


«История больного сердца» - ролевая игра.

3

«Природа – замечательный лекарь души и сердца»:

- значение поэзии для настроения и лекарство для души;

- стихи местных поэтов;

- значение работ художников для эмоционального настроения человека;

- знакомство с работами местных художников.

6


Тема 5 «Экология и органы дыхания»

21

Тайны дыхательной системы:

- строение;

- значение органов дыхания в работе организма;

- заболевания, связанные с нарушениями состояния окружающей среды.



3

Заболевания органов дыхания в Карачеве:

- виды заболеваний;

- причины и факторы, вызывающие заболевания.


3

Исследование загрязнений воздуха городским транспортом:

- выхлопные газы, их вред для здоровья;



- уровень загрязнения воздуха в Карачеве (расчёт количества вредных выбросов автотранспорта).

3

Практическая работа №10 «Экологический мониторинг». Динамика заболеваний органов дыхания по сезонам года среди учащихся.

3

Практическая работа №11 «Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе».

3

Составление кроссворда «Планета здоровья».

3

Ролевая игра «На приёме у аллерголога».

3

Тема 6 «Гигиена питания»

21

Пища вкусная и полезная. Что мы едим и пьём?

3

Суд над пищевыми продуктами.

3

Экологически чистые продукты.

3

Практическая работа №12 «Составление суточного рациона питания школьника».

3

Экскурсия №3 «Путешествие в страну исследований» (посещение лаборатории СЭС).

3

Конференция «Эти опасные пищевые добавки».

3

Творческая работа «Уловки пищевых инфекций».

3

Тема 7 «Физическая активность и здоровье человека»

15

Современный человек и физическая активность.

3

Практическая работа №13 «Гимнастика и осанка. Релаксация».

3

Практическая работа №14 «Упражнения дыхательной гимнастики».

3

Нетрадиционная медицина глазами современников.

3

Ток-шоу «Мир, в котором я живу».

3

Тема 8 «Половое развитие современной молодёжи»

21

Сколько нас будет?

- знакомство с процессами зачатия, беременности, рождения ребёнка;

- демография Карачевского района;

- факторы, влияющие на уровень рождаемости.



3


Эмбрион человека и окружающая среда.

3

Наследственные заболевания и человек:

- уровень врождённых заболеваний в Карачеве.



3

Радиация и человек. Последствия взрыва на Чернобыльской АЭС.

3

Встреча с детским врачом-педиатром Карачевской ЦРБ.

3

Написание сочинения на тему «Здоровые дети – счастливое будущее».

3

Встреча с детским гинекологом. Беседа о проблемах полового развития и венерических заболеваниях.

3

Тема 9 «Нервная система молодёжи и окружающая среда»

18

Жизнь в городе – сильнейший стресс.

3

Глаза – зеркало души и здоровья.

3

Практическая работа №15 «Общеукрепляющая гимнастика для глаз».

3

Практическая работа №16 «Гимнастика мозга».

3

Экскурсия №4 «Посещение детской музыкальной школы».

3

Экскурсия №5 «Посещение уголка природы Карачева».

3

Тема 10 «Экологическая оценка школы»

30

Изучение экологического состояния школы. Основные параметры оценки:

- состав воздуха в учебных кабинетах.


3


Практическая работа №17 «Выявление соответствия площади и объёма помещений санитарно-гигиеническим нормам»:

- определение площади кабинетов;

- сравнение с нормами;

- анализ исследований.



3


Практическая работа №18 «Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам»:

- подсчёт количества площади всех открывающихся фрамуг и форточек;

- расчёт соотношения пола к площади вентиляционных отверстий;

- анализ исследований.


3


Практическая работа №19 «Определение температуры и влажности в помещении»:

- выбор 2 классов;

- замеры t˚ на расстояние 1,5 м от пола и 1,2 м от стены;

- определение влажности гигрометром до начала занятий, после 4 уроков, после 6 уроков;

- анализ исследований.

3


Практическая работа №20 «Определение освещённости помещений»:

- определение строит. материала, цвета краски для стен, дверей, мебели;

- определение уровня естественного и искусственного освещения;

- анализ исследований.


3


Практическая работа №21 «Количество и размещение комнатных растений»:

- определение видов количества и состояния комнатных растений в классе;

- анализ исследований.


3


Практическая работа №22 «Измерение уровня громкости звука в помещении»:

- определение максимального уровня громкости звука в классных комнатах;

- занесение в таблицу и анализ.


3


Практическая работа №23 «Измерение уровня шума в помещении»

- измерения во время урока, на перемене и при открытых окнах;

- занесение данных в таблицу и анализ.


3

Написание творческого проекта «Справочник растений нашего класса».

6

Тема 11 «Экологическая оценка пришкольного участка»

12

Экология пришкольного участка:

- уровень озеленения;

- уровень безопасности.

3


Практическая работа №24 «Уровень озеленения пришкольного участка»:

- подсчёт количества деревьев и кустарников;

- измерение площади газона;

- расчёт площади зелёных насаждений;

- сравнение результатов с нормами.


3


Практическая работа №25 «Аттестация пришкольного участка»:

- расположение в микрорайоне, площадь пришкольного участка, размещение зелёных насаждений, уровень шума.


3


Экскурсия №6 «Посещение школьного двора и окружающей школу территории».

3

Обобщающее занятие «Здоровье – богатство во все времена».

3


Список используемой литературы:


  1. Алексеев С. В., Беккер А. В. Университет педмастерства. Изучаем экологию экспериментально. – Сб., 1993

  2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 кл. – Волгоград, 2007

  3. Галеева Н. А. Интегрированные биологические декады. – М., 2007

  4. Кузин Е. Соловьиная Снежеть, Дебрянск, 1997

  5. Кулев В. А. Исследовательская деятельность на лабораторных занятиях. //Биология в школе. – 1994 г. – №3. С. 31-34.

  6. Карта для охотников и рыболовов Брянской области, 1984

  7. Передельский Л. Д. Карачев. Историко-краеведческий очерк. – Москва, 2006

  8. Прицеп Н. Ш. Экология. Методические указания к практическим занятиям для студентов небиологических специальностей. – Брянск, 2004

  9. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. – Составитель Балабанова В. В. Волгоград, 2003

  10. Сборник учебно-математических программ и планов эколого-биологического профиля для учреждений общего и дополнительного образования. – Брянск, 2003

  11. Элективные курсы Экология 9 класс. – Волгоград: Учитель, 2007

  12. Чернова Н. М. лабораторный практикум по экологии. – М: Просвещение, 1986