«Мысль семейная» на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Мысль семейная» на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Скачать 320,79 Kb.


Дата18.10.2017
Размер320,79 Kb.

Скачать 320,79 Kb.

Тема: «Мысль семейная» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Урок – диалог.

(Литературная гостиная).

Цели:


1) образовательные:

  • погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого;

  • познакомить с главными персонажами;

  • учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;

  • на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная”, используя элементы анализа средств создания образов героев;

  • через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

  • показать сходство и контраст как основные идейно - художественные принципы повествования у Толстого.;

  • Создать модель счастливой семьи в понимании Л.Н.Толстого;

2) развивающие:

  • закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

  • развивать исследовательские навыки учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы;

  • разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель: «Что есть жизнь «настоящая?», «Что скрепляет семью?»;

  • формировать собственный семейный идеал учащихся;

  • развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;

3) воспитательные:

  • воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого;

  • прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач.

Межпредметная связь: история, русский язык, информатика.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами проектирования; урок –диалог.

Методические приемы: частично – поисковый, исследовательский, эвристический, выборочная работа с текстом, информационный, творческий проект.



Формы работы: индивидуальная, групповая.

Форма урока: литературная гостиная.



Оборудование:

иллюстративный материал, компьютер, проектор, творческие работы учащихся;

на доске записаны вопросы:

«Что есть жизнь «настоящая?»

«Что скрепляет семью?»;

музыка Л.Бетховена «Лунная соната», (классическая музыка);

песня «Родительский дом».

Запись с голосом Л.Н.Толстого.

На партах у детей роман Л. Н. Толстого “Война и мир”, отпечатанные задания для работы в группах по 3 – 4 человека;

вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры.

Оформлены по- домашнему (скатерти на столах) столы с надписями:

«семейное гнездо Ростовых»;

«семейное гнездо Безуховых»;

«семейное гнездо Курагиных»;

«семейное гнездо Болконских».

На урок приглашены родители: Комарова О.В., Сирина С.В., Примакова З.С.



«семейное гнездо Гащук - Комаровых»;

«семейное гнездо Примаковых»;

«семейное гнездо Сириных».

Использование диска «Война и мир»;

предварительная творческая работа – составить семейный кодекс семьи Ростовых

После самостоятельной работы ребята из групп выходят к доске и прикрепляют «лучики солнца» в виде круга – солнца, в середине – фотография ребенка.

Сравнительная таблица


 Аспект

 Ростовы

 Болконские

 Курагины

Манера поведения

Граф Ростов

Наташа

Николай

Старый князь

Андрей

Марья

Князь Василий

Элен

Анатоль

Черты характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненные цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Звучит Л.Бетховена «Лунная соната» (классическая музыка)

1.Вступительное слово учителя.

-Л.Н.Толстого не было бы, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь книги начинается снова. И она не та, которою жила книга до сих пор. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, но вот читатель совсем другой. А писатель открыт всем. Он… как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь, но ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет.

Так давайте возьмем эту великую книгу в руки, откроем ее и войдем в этот храм – храм Л.Н.Толстого. И, войдя в него, вы остались в нем и о чем –то задумались. О чем же? (Учитель обращается к каждому).

Ребята: (о жизни, сущности бытия, любви, что спасает тебя, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские, как меняет отношение человека к миру, о жизни и смерти, о красоте человеческих отношений. О жизни праведной и неправедной, о том, как жить, как обрести себя в жизни, о славе, чести и бесчестии, о семье.

Учитель: как много всего, о чем вы задумались. Великая книга…

Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой «омут жизни». Интересы «любви, дружбы, ненависти. Страстей» входят у Толстого как существенные в «настоящую жизнь».



2. Объявление темы и цели урока.

Учитель:

Какое слово является ключевым в теме урока?

Учащиеся называют свои варианты.

В ходе урока мы придём к единому мнению. Сравнивая семьи в романе, мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения

Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора?

Ответы учащихся:

1.Семья Ростовых.

2.Семья Болконских.

3.Наташа и Пьер Безуховы.

4.Элен Курагина и Пьер Безухов.

Учитель: В романе изображается хроника 3- семейств. Каждая семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную.. Но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. У автора романа своя точка зрения на этот счет.

Цель нашего урока – проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях.

Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах этих семей… (открываем доску и перечисляем):

- Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза).

- На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока.

- Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев:


  • Ростовых;

  • Болконских

  • Безуховых;

  • Курагиных.

2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.

- Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. Нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей»?

- Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах;

- внимательно прочитайте их и приступайте к работе. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха!



3. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям.

- Ребята, по ходу урока мы будем заполнять с вами сравнительную таблицу, которая поможет нам при подведении итогов урока.

IV Сравнительная таблица


 Аспект

 Ростовы

 Болконские

 Курагины

Манера поведения

Граф Ростов

Наташа

Николай

Старый князь

Андрей

Марья

Князь Василий

Элен

Анатоль

Черты характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к окружающим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненные цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа над текстом. На слайде семья Ростовых.

1 группа. « В гостях у семейного гнезда Ростовых».

План задания:



  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17).

  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?

  3. Как вы понимаете слова Толстого: “В этой семье любовный воздух”?

  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

Учитель подходит к столу «Семейное гнездо Ростовых». (Слайд 2)

Другие группы заполняют таблицу о Ростовых.



  • Какой показана семья Ростовых?

О: впервые встречаемся во время именин Наташи;

материал:.1том, гл.7, стр. 40.



  • Какой предстает перед нами Наташа (зачитать)?

- Ребята, помните, в начале романа Толстой дает описание салона А.П. Шерер. Можно ли представить среди дам этого салона Наташу? Почему она не может быть в числе гостей Шерер?

О: Наташа – главная героиня романа. Она не идеальна. Ей свойственно ошибаться. Но именно ей Толстой дает право на искупление. Если сопоставить Наташу и Элен по красоте внешней, то, конечно, Наташа проигрывает, но для Толстого внешность не главное.



  • Что его интересует больше?

О: внутренний мир, который раскрывается через глаза героини.

О: Граф Ростов добродушный, гостеприимный человек, он, обрекая семью на бедность и разорение, спасает своего сына Николая от позора, собирает 43 тысячи, чтобы тот отдал проигрыш Долохову. Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал. Он не деньги, а себя проиграл. Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа? Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых».

Вывод (делает другая группа) :

О: Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком. Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности! Вот он – главный капитал Ростовых.



Итак, семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Скажем, что каждый из нас счастлив был бы, живя в такой семье.

Зачитать семейный кодекс Ростовых:



  1. прекрасное гостеприимство;

  2. уважение к каждой личности;

  3. искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми;

  4. все чувства наружу.


2 группа «В гостях у семейного гнезда Болконских».

Показ слайда «Семья Болконских».

План задания.



  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том1 часть1 главы 22 – 25).

  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? Чему учит отец своих детей, разум или чувство, любовь к семье или к родине ставит он на первое место?

  3. Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?

  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

Учитель:

- а теперь погостим немного у Болконских в Лысых горах.

-Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. «Те же часы. И по аллеям прогулки…». И как всегда, рано утром величественный маленький старик «в бархатной с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, он заслужил этот покой, эту расчисленную жизнь. Но не о покое думает этот старик.

  • В какой сцене впервые предстает А. Болконский?

О: Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П. Шерер: «Вошло новое лицо. Новое лицо был князь Андрей Болконский. Мы видим, что князь добр только с Пьером, которого предупреждает, что здесь не принято говорить прямо».

О: Отъезд князя Андрея на войну.

  • С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

О: С радостью!

  • Радостью за что?

О: За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын).

  • Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

О: Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

  • Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

О: “Скверная должность!” – не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба – риск, опасность.

Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

  • Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

О: Не в адъютантах, а, например, на батарее Тушина.

  • Как должен служить сын по мнению отца?

О: Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.



Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России! Адъютант России!

  • Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

О: Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну.

  • Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

О: Борьба отца и гражданина с победой последнего.

Пусть лучше больно, чем стыдно.

Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.



  • Докажите, что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

О: Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.

Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.


  • Что характерно для общения детей Болконских между собой?

О: Взаимоотношения. Образок, подаренный Марьей. Разговор об отце и полное понимание его позиций.

  • По какому порядку жила семья Болконских? Т.1. ч.1, гл.22.

О: Четко сформулированные правила, семья потомственных военных, свои представления о чести, достоинстве и порядочности. Старый князь обучает Марью геометрии, в домашнем быту – степенность и порядок.

  • Почему князь не дал состояться браку Анатоля на своей дочери?

О: Он знает князя Василия и презирает его за подхалимство, разврат, ложь, столь чуждого Болконским.

Вывод (делает другая группа по заполненной таблице):

Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

Толстой пишет: «…никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности, хороших манер, царствовавших в доме князя видна была одна какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту…».

Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме старого князя».

Учитель:

- Казалось бы, 2 совершенно разные семьи. Но по замыслу Толстого именно они достойны пересечения.

  • Когда впервые Наташа встречает князя Андрея?

О: После ранения под Аустерлицем. Он находился в депрессии, символом которой является старый дуб, ночь в Отрадном и подслушанный разговор дали ему уверенность и надежду.

Слайд 4. Т 2, часть 3, гл.1-3.

  • Нашли ли продолжение отношения Наташи и князя?

О: Первый бал Наташи Ростовой. Т.2, ч.3, гл.15.Слайд 5

  • Почему старый князь не дает согласия на брак сына с Наташей?

Слайд 6

  • Почему Наташа предает князя Андрея?

О: Наиболее драматичным моментом среди мирных картин романа является соблазнение Анатолем Наташи.

  • Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи, не прощает ее?

О: Не позволяет воспитание, заложенное отцом. Андрей признается Пьеру, что хочет простить Наташу, но не может.

Учитель: А главное, он не способен понять, как Наташа могла увлечься таким негодяем, как Анатоль.

  • Как повел себя Пьер?

О: Он ,единственный, понимает Наташу, потому что по-настоящему любит ее , он сам стал жертвой семьи Курагиных. Слайд 7.

Учитель: Так появляется еще одна семья – семья Курагиных, которая активно вмешивается в жизнь героев романа.

4 группа. “Элен Курагина и Пьер Безухов”.

План задания.



  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том2 часть1 глава 6).

  2. Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими-либо нравственными качествами?

Можете ли вы найти и записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится этот союз, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье-

Слайд «Семья Курагиных».

Учитель: На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Докажите это знанием текста.



  • Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

  • Каковы взаимоотношения между детьми?

  • Какова общая атмосфера в семье?

  • Что характерно для Курагиных?

О: Ложь, разврат, зло.

  • Как эти черты проявляются? Слайд 8

О: Брак по расчету Элен и Пьера, корыстное сватовство Анатоля.

Учитель: В семьи Болконских и Ростовых то и дело вмешивается семья Курагиных. Князь Василий по-своему заботится о своих детях: дочь Элен мечтает о безуховских миллионах, и, воспользовавшись наивностью Пьера, добивается своего.

В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.



  • С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?

О: Женитьба. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.

  • Как проявился князь Василий как отец?

О: Такой же безнравственный, как и всегда: сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте.

  • Чему учит сына? Как себя вести?

О: Будь почтителен. От этого многое зависит.

  • Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

О: Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.
Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.

«Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”Жестоко, но это спасает Марью. Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя.

  • Что важно князю в женихе для дочери?

О: Чтобы он был ее достоин.

  • В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

О: Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.

О: Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.

  • Какие качества демонстрирует Марья?

О: Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает. Ей не свойственно это. Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней. Готова простить Бурьен за низость. Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.

Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских. Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.


Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.

  • Как переживают Курагины позор сватовства?

О: Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”. Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина.

  • Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?

О: По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям.

  • Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?

О: Такая же неестественная, лживая.

  • Какова роль матери?

О: Ее мучила зависть к счастью своей дочери.

Вывод:

Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Не зряТолстой . лишает Элен материнского начала. Для нее дети – обуза. А ведь это противоестественно для женщины.
Вывод 1-ой группы:

Толстой признает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает свои мысли, рассуждения, именно их он проводит через панораму быта и войны. Мы заметили, что в доме Ростовых преобладает женское начало, воплощенное в Наташе, а у Болконских – мужское. И этим противоположным началам суждено воссоединиться.



Вывод 2-ой: атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить», Элен выдал замуж за богатого Пьера Безухова, Ипполит в дипломатах, в Австрии – вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности.

3 группа “Семейное гнездо Безуховых”.

План задания.



  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Отношения между Пьером и Наташей” (том4 эпилог глава10, 16).

  2. Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной связи между мужем и женой?

  3. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

Пьер, не будучи военным, не может не участвовать в Бородинском сражении. Слайд 11

- Наташа распоряжается отдать подводы раненым. Узнает, что среди раненых князь, ухаживает за ним. Открываются ее новые стороны: жертвенность, сочувствие. Слайд 12



  • Смерть князя Андрея открывает Наташе страшный мир потерь. Ростовы потеряли на войне Петю, умер старый граф Ростов. Болконские теряют князя Андрея, старого князя. Но Толстой не заканчивает роман трагедийными картинами, в эпилоге мы видим новые семьи. Какие?

О: Пересекаются жизненные пути Марьи и Николая Ростова, Наташи и Пьера. Слайд 13

  • Какой показана Наташа в эпилоге?

  • Почему именно Пьеру, который, по сути, никогда не имел семьи, удалось создать такую семью? А как вам нравится Наташа в роли жены и матери?

  1. Представление результатов групповой работы.

Учитель:

Представляем результаты нашей работы. Представители групп выходят к доске с тезисами, написанными на “лучах солнца”, и, благодаря содеятельности групп, на доске составляется модель счастливой семьи.



1 группа

1-ый лучик: любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;

2-ой лучик: любовь.

Учитель:

Именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения. Несколько иную картину представляет семья Болконских.



2 группа

1-ый лучик: требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство.

2-ой лучик: чувство долга.

Учитель:

“Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно”, - сказал старый князь. “Служба прежде всего”. В этой семье превыше всего – чувство долга.



  • Какая семья представляется Толстому идеальной? Почему Толстой дал будущее именно семье Наташи и Пьера?

3 группа.

1-ый лучик: любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, взаимопонимание на уровне мыслей друг друга.

2-ой лучик : мысль


  • Какое ключевое слово звучит и в теме урока, и среди нравственных ценностей семьи Наташи и Пьера?

Учитель:

Иногда люди не понимают друг друга, хотя говорят на одном языке. А Пьер и Наташа понимают друг друга без слов, это говорит об их внутренней, духовной связи.



  • Почему же не удался союз Пьера и Элен? Об этом нам расскажет 4 группа.

4 группа.

Предполагаемые ответы учащихся.

1 вариант. На лучиках ничего не написано, так как нет нравственных качеств, скрепляющих этот союз.

2 вариант. Дети пишут: 1 лучик – корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними.

2 лучик – расчет


  • Можем ли мы поместить эти лучики в нашу модель счастливой семьи?

О: Нет.

Учитель:

  • Чего не хватает для полной семейной гармонии, согласно авторской позиции?

О: С точки зрения Толстого, полная семейная гармония невозможна без детей, поэтому изображение ребёнка прикрепляет к доске представитель какой-либо группы.

  • А теперь, когда мы рассмотрели все семьи, постарайтесь ответить, почему мы расположили их не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались?

Беседа и вывод:

Первые три семьи объединяет понятие “счастливая семья”, а союз Пьера и Элен семьёй назвать нельзя.



Учитель:

Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную связь и гармонию.



  1. Рефлексия.

  • Так какую же жизнь Толстой считает «настоящей»?

Учитель подходит к доске и обращает внимание учащихся на модель счастливой семьи.

Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21-ый?

.Вам было предложено создать творческий проект «В какой семье я хотел бы воспитываться?».

Вы все – будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется, нравственная основа русской литературы – это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.


















Ответы каждой группы:

  • взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствуют в этой семье.

  • Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержанны, но это не значит, что они плохие люди.

Учитель:

Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели).

Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок – диалог и это поможет вам.


  1. Итог урока. Комментированное выставление оценок.

Учитель:

Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность.



8.Домашнее задание.

К сочинению «Мысль семейная» по роману «Война и мир» напишите вступление и заключение.



Звучит песня в семейном исполнении Гащук - Комаровых «Родительский дом» (песню подхватывают все остальные).

9.Заключительное слово учителя.

У: Да, это родительский дом – это начало всех начал, и в сердце каждого надежный причал.

Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен.

И вот сегодня он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по – своему.

«Настоящая жизнь –это жизнь с интересами «поэзии…любви…страстей». По мысли Толстого – чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, а где ложь. Я думаю, что вы все поняли сегодня, какая семья ближе самому автору и почему.



Включается запись голоса Л.Н.Толстого - обращение к детям.

Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (Урок литературы в 10 классе )

in


  • Материал методической копилки

Урок литературы в 10 классе .(по учебнику В.И. Сахарова, С.А. Зинина )

Тема: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Структура:

I Организационный момент.



II Главная часть:

- Слово учителя.



« Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему», - такими словами начинает Л.Н.Толстой свой роман «Анна Каренина», в котором, как он сам говорил, воплотил «мысль семейную». В романе «Война и мир» основной мыслью является «мысль народная», и все-таки семье, семейным устоям, традициям писатель отвел очень большую роль. И совсем неслучайно.

Вопросы:

- Ребята, каково значение слова «семья»? Что об этом нам может поведать словарь?


III Работа со словарем.

1.Группа живущих вместе родственников

2.Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами

Группа единомышленников

- Какие семьи показаны в романе? (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Учитель. Обратимся к тексту.

V

Возможно, Наташа и князь А. смогли бы еще воссоединиться, но война 1812 года распорядилась по - другому. Слайд 9-10.



- Гроза 12-ого года

Настала- кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог? - писал А.Пушкин.

- А как вы думаете, что стало той решающей силой, что помогло справиться с врагом?


(Сплочение народа).

Учитель. В картинах, рисующих сражения, эпитет семейный у Т. приобретает эпическое значение. Как можно это доказать?

( батарея Раевского, капитан Тушин и его батарейцы, сам Кутузов, вся армия, т.е. лучшие ее представители, Андрея солдаты зовут «наш князь», Платон Каратаев, который для Пьера стал мерилом в жизни, Тихон Щербатый ).

- Через какие испытания проходят герои Т.?

- Князь А. получает ранение, ставшее для него смертельным.

XII Задание

Творческий проект. ( выступление учащихся с проектами)

Учитель. Какие выводы записаны вами в таблице? Сопоставительная таблица. Слайд 13

Учитель. В 70-е годы в стране происходит множество социальных перемен, остро встал вопрос о женской эмансипации. Как следствие стало открытие в Петербурге Смольного института для благородных девиц. Т. был противником женской эмансипации. Наташа – это образец женщины по его мнению. Она всю себя отдала мужу и детям, стала хранительницей семейного очага. А в другом своем романе «Анна Каренина» Т. показывает образ, абсолютно противоположный Наташе.
XIII Индивидуальное сообщение. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Выступление заранее подготовленного ученика.

XV Домашнее задание:



  1. Определить лексические значения слов честь, совесть, бремя, благо. Подобрать к ним синонимы.

  2. Перечитать эпизоды Аустерлицкого сражения и под Шенграбеном. 3. Презентация по теме «Военные эпизоды романа»

Кузнецова В.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2» г. Заинска Республики Татарстан

Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир"


Нагорнова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цели:

Оформление доски: запись темы урока, эпиграфа к уроку, план исследования проблемы, модель, символизирующая счастливую семью.

Ход урока.


1. Организационный момент.

Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно! Вначале стихи



Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю – каждый в классе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

  • Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир"
  • Ход урока.