Министерство науки и образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Министерство науки и образования

Скачать 212,76 Kb.


Дата04.11.2017
Размер212,76 Kb.

Скачать 212,76 Kb.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.18. ГЕОУРБАНИСТИКА


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 2 от 27 сентября 2011 г.)


И.о. зав. кафедрой ______________

/Е.Ю. Александрова /



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: к.б.н., доцент кафедры географии и экологии Лештаев Алексей Александрович.
1.2 Рецензенты:

- главный научный сотрудник отдела океанографии и радиоэкологии ММБИ Денисов В.В.;

- к.вет.н., доцент каф. географии и экологии Николаев А.В.
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

цель курса – понять свойства и проблемы городов и их систем структуры и динамики развития.

задачами курса являются:

-изучение основных понятий, методов и проблем географии городов (геоурбанистики), а также выявление общих географических закономерностей развития урбанизации и размещения городских поселений, понимание которых необходимо студентам для изучения других экономико-географических дисциплин и адекватной трансляции современной географической картины мира школьникам.



место курса в общей системе подготовки специалиста : География городов (геоурбанистика) - важный раздел современной социально-экономической географии, поскольку именно города являются двигателем современного общественного развития, в них концентрируется все большая часть населения Земли, городское расселение будет преобладать практически во всех странах мира уже в ближайшей перспективе. Географическому изучению городов уделяется большое внимание в курсах общеобразовательной школы (особенно в 9 и 10 классах) и высших учебных заведений («Общая экономическая и социальная география», «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география зарубежных стран» и др.). При этом ввиду сложности материала и временной ограниченности основных экономико-географических курсов многие важные понятия и закономерности географии городов остаются для студентов не раскрытыми, что определяет сложности в понимании процессов урбанизации и школьниками. Поэтому прочтение отдельного специального курса по географии городов (геоурбанистике), отражающего современное состояние данной отрасли науки, для студентов-географов является не только полезным, но и необходимым.

После окончания курса студенты должны знать:

- общие концепции и методологические вопросы геоурбанистики;

- основные этапы урбанизации в истории человечества;

- иметь представление об особенностях современной урбанизации в различных регионах мира;



Студенты должны уметь: применять полученные в курсе геоурбанистики знания в процессе преподавания географических дисциплин в школе и для решения практических задач.

В основе содержания программы положены учебная программа, разработанная к.г.н., доцентом Московского государственного педагогического университета Ю.А. Семыгиным и методическое пособие «Геоурбанистика» к.г.н., доцента кафедры экологии и природопользования Г.Е. Коломийца.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

ОПД.Ф.18

Геоурбанистика

Типы населенных пунктов; глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации; функции городов, типы городов; городские агломерации и мегаполисы; экологические проблемы урбанизации.





1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)

5

9

100

26

16

10

-

20

экзамен



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

1

Основные исторические этапы развития городов.

2

2

-

-

4

2

Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации.

4

2

2

-

4

3

Город как система в большой системе городов.

4

2

2

-

2

4

Экономико-географическое положение (ЭГП) городов.

4

2

2

-

4

5

Развитие градостроительных идей.

4

4

-

-

2

6

Основы проектирования городов

8

4

4

-

4




Всего

26

16

10

-

20



1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Основные исторические этапы развития городов

Древний город (до IV в н.э.) Средневековый город (V- XVII вв.) Города нового и новейшего времени. Города России с древнейших времен до начала ХХ в.


  1. Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации

Феномен урбанизации. Тенденции урбанизации. Новые пространственные формы расселения. Территориальное развитие городов.


  1. Город как система в большой системе городов

Системный анализ города. Модели урбанизированных систем. Классификация и типологии городов.


  1. Экономико-географическое положение (ЭГП) городов

ЭГП – фундаментальное понятие геоурбанистики. Роль ЭГП в развитии городов.


  1. Развитие градостроительных идей.

Эволюция идей на Западе в ХХ в. Советский город. Этапы формирования. Образ города. Градостроительные поиски концепции города будущего.


  1. Основы проектирования городов

Процесс проектирования. Роль географических подходов. Информационные аспекты проектирования. Организация проектирования. Градообразующий потенциал и его оценка. Демографические факторы. Территориальный рост города. Управление урбанизацией. Региональные особенности урбанизации. Городская политика России.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

п/п

Наименование раздела иди темы

Количество часов

Форма контроля

1

Основные исторические этапы развития городов.


10

Опрос

2

Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации.


10

Опрос

3

Город как система в большой системе городов.


10

Тестирование

4

Экономико-географическое положение (ЭГП) городов.


10

Выполнение заданий

5

Развитие градостроительных идей.


10

Опрос

6

Основы проектирования городов


10

Выполнение заданий



1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ

План последовательного проведения
практических занятий.

Модуль 1


Практическое занятие 1

Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Сущность урбанизации.

  2. Урбанизация в разных регионах мира.

  3. Особенности урбанизации в России.

  4. Ложная урбанизация.

  5. Влияние урбанизации на жизнь людей и состояние природной среды.

Задания для самостоятельной работы



  1. Подготовка сообщения на тему «Особенности урбанизации на Крайнем Севере».

  2. Подготовка сообщения на тему «Энергопотребление в городах».


Литература

Основная

  1. Лаппо Г.М. География городов. - М.: 1997.

  2. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. - М.: 2000.

Дополнительная

  1. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. - М.: 1995. Ю.Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Ярославль: 1995.

  2. Мерфи Р. Американский город. - М.: 1972.

  3. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 1990-е годы. / Ред.

  4. Зайончковская Ж.А. - М.: 1999.

  5. Народонаселение. Энциклопедической словарь. -М.: 1994.

  6. Население России 2000. /Ред. Вишневский А.Г. - М.: 2001.

  7. Озеров Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. -М.: 1981.

  8. Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. - М.: 1990.

  9. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. - М.: 1983.

  10. Холина В.Н. География человеческой деятельности. - М.: 1995.

  11. Хорев Б.С. и др. Мировой урбанизм на переломе. - М.: 1992.

  12. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. -М.: 1995.

Модуль 2


Практическое занятие 2

Город как система в большой системе городов

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Город как географический, экологический и социально-экономический феномен.

  2. Классификация городов.

  3. Градообразующие и градообслуживающие предприятия.

  4. Функции городов.

Задания для самостоятельной работы



  1. Подготовка сообщения на тему «Градообразующие предприятия городов Кольского полуострова».

  2. Подготовка сообщения на тему «Инфраструктура городов Крайнего Севера».


Литература

Основная

  1. Лаппо Г.М. География городов. - М.: 1997.

  2. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. - М. 1999.

  3. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). - М.: 1991.

  4. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. - М.: 2000.

Дополнительная

  1. Мерфи Р. Американский город. - М.: 1972.

  2. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 1990-е годы. / Ред.

  3. Зайончковская Ж.А. - М.: 1999.

  4. Народонаселение. Энциклопедической словарь. -М.: 1994.

  5. Население России 2000. /Ред. Вишневский А.Г. - М.: 2001.

  6. Холина В.Н. География человеческой деятельности. - М.: 1995.

  7. Хорев Б.С. и др. Мировой урбанизм на переломе. - М.: 1992.

  8. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. -М.: 1995.

Практическое занятие 3

Экономико-географическое положение (ЭГП) городов

Вопросы для коллективного обсуждения



  1. Экономико-географическое положение города и его уникальность.

  2. Живучесть городов как историко-географический феномен.

  3. Социально-экономические причины неравномерности распределения городов.

Задания для самостоятельной работы

  1. Анализ по карте экономико-географического положения города Мурманска.

  2. Подготовка сообщения на тему «Город Кола как пример исторической живучести городов».

Литература

Основная

  1. Лаппо Г.М. География городов. - М.: 1997.

  2. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. - М. 1999.

  3. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). - М.: 1991.

  4. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. - М.: 2000.

Дополнительная

  1. Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. - М.: 1967.

  2. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. - М.: 2001.

  3. Ковалев С.А., Ковальская НЛ. География населения СССР. - М.: 1980.

  4. Грицай О., Иоффе Г., Трейвиш А. Центр и периферия в будущее. - М.: 1990.

  5. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. - М.: 1983.

  6. Холина В.Н. География человеческой деятельности. - М.: 1995.

  7. Хорев Б.С. и др. Мировой урбанизм на переломе. - М.: 1992.

  8. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. -М.: 1995.

Модуль 3


Практическое занятие 4

Основы проектирования городов



  1. Градостроительный кодекс РФ.

  2. Уровни принятия решений по градостроительным вопросам.

  3. Генеральный план развития города.

  4. Основные решения Международной конференции «Урбан-21» (Берлин, июль 2000 г.).

Задания для самостоятельной работы



  1. Сообщение на тему «Планы развития городов Кольского полуострова».

  2. Сообщение на тему «Перспективы развития городов в будущем».

Литература

Основная

  1. Лаппо Г.М. География городов. - М.: 1997.

  2. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. - М. 1999.

  3. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. - М.: 2000.

Дополнительная

  1. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. - М.: 1995. Ю.Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Ярославль: 1995.

  2. Мерфи Р. Американский город. - М.: 1972.

  3. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 1990-е годы. / Ред.

  4. Зайончковская Ж.А. - М.: 1999.

  5. Народонаселение. Энциклопедической словарь. -М.: 1994.

  6. Холина В.Н. География человеческой деятельности. - М.: 1995.

  7. Хорев Б.С. и др. Мировой урбанизм на переломе. - М.: 1992.

  8. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. -М.: 1995.


1.7.1. Темы лабораторных занятий

1.7.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Вариант 1

      1. Рассчитайте репродуктивную способность территории по водным поверхностным ресурсам, если площадь территории равна 4 га, модуль поверхностного стока составляет 0,3 л/м2, а коэффициент поверхностного стока составляет 0,4.

      2. Рассчитайте репродуктивную способность почвенно-растительного покрова, если площадь данной территории равна 5 га, коэффициент эродированности почв составляет 0,5, а время преобразования почвы составляет 27 лет.

      3. Рассчитайте репродуктивную способность растительного покрова, если ежегодная продуктивность составляет 12 т/га, а плошадь исследуемого участка – 6 га.

      4. Определите, каким загрязнителем атмосферы вызваны следующие симптомы поражения растений: лист бурый с жёлтыми или белыми некротическими пятнами.

      5. Определите, каким загрязнителем атмосферы вызваны следующие симптомы поражения растений: торможение роста, уменьшение размеров, массы, на листьях белые пятна.

      6. Рассчитайте приземную концентрацию пыли в точке, расположенной на расстоянии X=1800 м от источника загрязнений и находящейся на ветровой оси при следующих параметрах источника: H=50 м; D=0,6 м; V1=4,24 м3/с; Т=400С; М=40 г/с. Параметры района расположения источника: А=180, T=200C, F=2.

      7. Рассчитайте загрязнения проезжей части нефтепродуктами, если среднегодовая интенсивность движения автомобилей на исследуемом участке составляет 10000 авт./сут, коэффициент условий движения равен 1, дорога имеет 4 полосы движения, а удельный выброс нефтепродуктов в почву составляет 0,25 т/км.

Вариант 2

        1. Рассчитайте репродуктивную способность территории по водным поверхностным ресурсам, если площадь территории равна 3 га, модуль поверхностного стока составляет 0,5 л/м2, а коэффициент поверхностного стока составляет 0,8.

        2. Рассчитайте репродуктивную способность почвенно-растительного покрова, если площадь данной территории равна 7 га, коэффициент эродированности почв составляет 0,2, а время преобразования почвы составляет 29 лет.

        3. Рассчитайте репродуктивную способность растительного покрова, если ежегодная продуктивность составляет 15 т/га, а плошадь исследуемого участка – 8 га.

        4. Определите, каким загрязнителем атмосферы вызваны следующие симптомы поражения растений: лист оливковый или тёмно-коричневый, побуревший с краёв.

        5. Определите, каким загрязнителем атмосферы вызваны следующие симптомы поражения растений: кончики хвои красновато-бурые, на листьях тёмно-бурые и чёрные пятна.

        6. Рассчитайте приземную концентрацию пыли в точке, расположенной на расстоянии X=1800 м от источника загрязнений и находящейся на ветровой оси при следующих параметрах источника: H=30 м; D=0,8 м; V1=4,35 м3/с; Т=500С; М=30 г/с. Параметры района расположения источника: А=160; T=250C; F=2.

        7. Рассчитайте концентрацию соединений свинца в почве на расстоянии 10 м от оси автодороги, если его концентрация в почве вблизи дорожного полотна составляет 0,4 мг/кг; коэффициент рассеивания равен 0,42; ветровой коэффициент равен 0,7; коэффициент возвышения – 0,2.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература.

Основная

  1. Лаппо Г.М. География городов. - М.: 1997.

  2. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. - М. 1999.

  3. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). - М.: 1991.

  4. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. - М.: 2000.

Дополнительная

  1. Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. - М.: 1967.

  2. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. - М.: 2001.

  3. Ковалев С.А., Ковальская НЛ. География населения СССР. - М.: 1980.

  4. Грицай О., Иоффе Г., Трейвиш А. Центр и периферия в региональном развитии. -М.: 1991.

  5. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. - М.: 1995. Ю.Максаковский В.П. Географическая картина мира. - Ярославль: 1995.

  6. Мерфи Р. Американский город. - М.: 1972.

  7. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 1990-е годы. / Ред.

  8. Зайончковская Ж.А. - М.: 1999.

  9. Народонаселение. Энциклопедической словарь. -М.: 1994.

  10. Население России 2000. /Ред. Вишневский А.Г. - М.: 2001.

  11. Озеров Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. -М.: 1981.

  12. Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. - М.: 1990.

  13. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. - М.: 1983.

  14. Холина В.Н. География человеческой деятельности. - М.: 1995.

  15. Хорев Б.С. и др. Мировой урбанизм на переломе. - М.: 1992.

  16. Шупер В.А. Самоорганизация городского расселения. -М.: 1995.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:



  1. Проектор графический.

2.Видеотехника

1.9.2 пособия

  1. Плакаты.

2.Таблицы

1.9.4. Аудио- видео
1.10 Примерные зачетные тестовые задания

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Древний город (до IV в н.э.)

  2. Средневековый город (V- XVII вв.)

  3. Города нового и новейшего времени.

  4. Города России с древнейших времен до начала ХХ в.

  5. Феномен урбанизации.

  6. Тенденции урбанизации.

  7. Новые пространственные формы расселения.

  8. Территориальное развитие городов.

  9. Системный анализ города.

  10. Модели урбанизированных систем.

  11. Классификация и типологии городов.

  12. ЭГП – фундаментальное понятие геоурбанистики.

  13. Роль ЭГП в развитии городов.

  14. Эволюция идей на Западе в ХХ в.

  15. Советский город.

  16. Этапы формирования.

  17. Образ города.

  18. Градостроительные поиски концепции города будущего.

  19. Процесс проектирования.

  20. Роль географических подходов.

  21. Информационные аспекты проектирования.

  22. Организация проектирования.

  23. Градообразующий потенциал и его оценка.

  24. Демографические факторы.

  25. Территориальный рост города.

  26. Управление урбанизацией.

  27. Региональные особенности урбанизации.

  28. Городская политика России.

1.12 Комплект экзаменационных билетов

Находится на кафедре географии и экологии



1.13 Примерная тематика рефератов.

По данному курсу рефераты не предусмотрены.



1.14 методики исследований

По данному курсу специальные методики обучения не применяются.



1.15 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

  1. Город как искусственная геосистема.

  2. Экономико-географические особенности городов Кольского полуострова.

  3. Перспективы урбанизации в России.

  4. Природные комплексы городов.

  5. Влияние городов на геохимические циклы.

1.16 Бально-рейтинговая система

Не применяется.


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Теоретическая часть дисциплины раскрывается на лекционных занятиях, а на практических занятиях в ходе дискуссий, путем написания самостоятельных работ усваиваются основные понятия дисциплины, студенты изучают глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации.

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины включает:


  • работу с рекомендованной литературой и конспекты лекций;

  • поиск информации об экологических проблемах урбанизации в сети Интернет;

  • подготовку к выполнению практических заданий.

При подготовке реферата следует использовать рекомендованную учебную литературу, периодические издания. После написания подобного рода самостоятельной работы студент должен продумать и сформулировать собственные представления об экологических проблемах урбанизации на примере выбранного для рассмотрения региона.


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Лекция 1.Основные исторические этапы развития городов.

План:

1.Древний город (до IV в н.э.).

2.Средневековый город (V- XVII вв.).

3.Города нового и новейшего времени.

4.Города России с древнейших времен до начала ХХ в.

Лекция 2.Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации.

План:

1.Феномен урбанизации.

2.Тенденции урбанизации.

3.Новые пространственные формы расселения.

4.Территориальное развитие городов.

Лекция 3.Город как система в большой системе городов.

План:

1.Системный анализ города.

2.Модели урбанизированных систем.

3.Классификация и типологии городов.



Лекция 4.Экономико-географическое положение (ЭГП) городов.

План:

1.ЭГП – фундаментальное понятие геоурбанистики.

2.Роль ЭГП в развитии городов.

Лекция 5.Развитие градостроительных идей.

План:

1.Эволюция идей на Западе в ХХ в.

2.Советский город.

3.Этапы формирования.

4.Образ города.

5.Градостроительные поиски концепции города будущего.



Лекция 6.Основы проектирования городов.

План:

1.Процесс проектирования.

2.Роль географических подходов.

3.Информационные аспекты проектирования.

4.Организация проектирования.

5.Градообразующий потенциал и его оценка.

6.Демографические факторы.

7.Территориальный рост города.

8.Управление урбанизацией.

9.Региональные особенности урбанизации.

10.Городская политика России.
РАЗДЕЛ 4. Глоссарий

Город — это место компактного поселения людей, отгороженное крепост­ной стеной или условной границей от "внешнего" по отношению к нему пространства.

Градостроительное проектирование – план строительства или развития города.

Деурбанизация – стремление горожан переселиться в пригороды с более благоприятной экологической обстановкой.

Ложная урбанизация – переселение сельских жителей в города с сохранением прежнего уклада жизни.

Урбанизация – процесс роста городов.

Уровень урбанизации – доля проживающего в городах населения.

Экономико-географическое положение города – географическое положение города в связи с природными и производственными ресурсами.

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации)


РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора

по учебной работе), утверждающего данное изменение

















РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут.

Ф.И.О.,

ученое звание и



степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Ильин Г.В., к.г.н., доцент каф. географии и экологии

2011-2012

ЕФКиБЖД

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)