Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия

Скачать 115,6 Kb.


Дата10.09.2017
Размер115,6 Kb.

Скачать 115,6 Kb.

Методика подготовки и проведения


ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Методические рекомендации

Составитель

Методист ГОУ ДПО ЦПК

«Нефтегорский Ресурсный центр»

Польникова М.И.

Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.



Подготовка воспитательного мероприятия

  1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II - этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V - этап подведения итогов (анализ).

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.

I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Степень удовлетворенности своим коллективом, различными сторонами жизнедеятельности коллектива можно определить по А.Н. Лутошкину (М., 1986. «Как вести за собой»), В.А. Караковскому (М.,1993, «Стать человеком»).

Алгоритм анализа

1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).

Таблица 1



Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий

Уровни эффективности

Характеристика

1.Критический

Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации

2.Допустимый

Мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер

3.Оптимальный

В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия

3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.

4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся


  1. С какой целью в коллективе проводится данное мероприятие?

  2. По чьей инициативе проводится мероприятие?

  3. Что интересного и полезного будет получено от этого мероприятия?

  4. Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?

  5. Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?

  6. Назови недостатки ранее проводимого мероприятия.

Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.

II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия

Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.

От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.

План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).

Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм планирования

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?

4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.

5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.

6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?

7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:



  • Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).

  • Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)

  • Форма проведения (как)

  • Место и время проведения (где, когда)

  • Материалы и оборудование (что подготовить)

  • План подготовки (с распределением обязанностей и функций)

  • Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)

III. Этап организации мероприятия

Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.



Алгоритм организации мероприятия

1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.

2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).

3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)

4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.

5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.

6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.

7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.

8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.

IV. Этап проведения мероприятия

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.



Алгоритм проведения мероприятия

1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:

- организационную часть;

- основную часть;

- заключительную часть.

2. Обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;

б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;

в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;

г) осознанность цели учащимися;

д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.

V. Этап подведения итогов

1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.



2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:

  • соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;

  • соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;

  • организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;

  • педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.

3. Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

Алгоритм анализа воспитательного мероприятия

I. Оценка педагога как воспитателя:

  1. компетентность и уровень его эрудиции;

  2. уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;

  3. степень демократичности в общении с воспитанниками;

  4. степень воздействия и помощи воспитанникам;

  5. культура речи, мимика и жесты.

II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:

  1. активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;

  2. их заинтересованность в течение всего времени проведения;

  3. степень инициативности и творчества самих воспитанников;

  4. уровень самостоятельности воспитанников;

  5. степень эмоциональности воспитанников;

  6. степень дисциплинированности и ответственности.

III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:

  1. научность и мировоззренческая направленность содержания;

  2. доступность и посильность содержания для данного возраста;

  3. степень актуальности содержания (связь с жизнью);

  4. целесообразность и познавательная ценность содержания.

IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:

  1. степень рациональности и эффективности использования времени;

  2. эстетическая и действенность оформления;

  3. общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;

  4. выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;

  5. степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

  1. социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;

  2. реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;

  3. степень эмоционального и воспитательного воздействия;

  4. степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

Литература:

  • Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993

  • Кузнецова Н.П. , Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. – Волгоград: Учитель, 2008

  • Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986

Интернет-ресурсы:

http://efschool.ru/pedagogam/vjspit/94-pekomendazii.html

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00063710_0.html

http://po4emu4ki.ucoz.ru/publ/6-1-0-42

http://bestreferat.ru/referat-136146.html

  • Внеклассные мероприятия
  • Подготовка воспитательного мероприятия
  • Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий
  • Анкета для изучения интересов и мнений учащихся
  • II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия
  • III. Этап организации мероприятия
  • Алгоритм организации мероприятия
  • IV. Этап проведения мероприятия
  • Алгоритм проведения мероприятия
  • V. Этап подведения итогов
  • Алгоритм анализа воспитательного мероприятия I. Оценка педагога как воспитателя
  • II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников
  • III. Оценка содержания воспитательного мероприятия
  • IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников