Методическое пособие по курсу «Экспертные системы в бизнес-планировании» для специальности 351500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическое пособие по курсу «Экспертные системы в бизнес-планировании» для специальности 351500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»



страница1/5
Дата08.04.2018
Размер0,84 Mb.


  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«Утверждаю»

Декан ФИнф

________________С.П. Сущенко

«__20__»_октября___ 2008 г.



Правовые основы индивидуальной предпринимательской деятельности

Методическое пособие по курсу

«Экспертные системы в бизнес-планировании»

для специальности 351500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

Факультет информатики

Томск 2008

Методическое пособие обсуждено на совместном заседании кафедр теоретических основ информатики и прикладной информатики «_19___»_октября ____________ 2008 г.


Зав.кафедрой ТОИ,

доцент Ю.Л.Костюк


Зав. кафедрой ПИ,

профессор С.П.Сущенко


Одобрено методической комиссией факультета информатики «__20__»_октября____________ 2008 г.

Председатель методической

комиссии ФИнф, профессор Б.А. Гладких

Составители: юрисконсульт М.Г.Сафьянова, доц., к.экон.н. Л.Д.Шапиро


АННОТАЦИЯ

методического пособия

«Правовые основы индивидуальной предпринимательской деятельности»
Составители: юрисконсульт М.Г. Сафьянова, доц., к.экон.н. Л.Д. Шапиро
Методическое пособие содержит минимально необходимые сведения по наиболее важным аспектам правового и налогового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности (без образования юридического лица). В соответствии с действующим законодательством РФ рассмотрены следующие вопросы: права, обязанности и ответственность индивидуальных предпринимателей; порядок регистрации, лицензирования, ведения и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Пособие является практическим руководством для легализации индивидуального бизнеса и становления индивидуального предпринимателя как самостоятельного субъекта рынка.

Введение
Предпринимательство – одна из форм деятельности человека в сфере экономической жизни общества, связанная с производством материальных и духовных богатств, их распределением, обменом и потреблением.

Мировой опыт показывает, что малый бизнес – важный элемент рыночной экономики. Развитие малого бизнеса является общепризнанным средством для поддержки и стабилизации экономики любой страны, эффективным способом проведения экономических реформ. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Он заполняет образующиеся ниши в потребительской сфере, является основным источником формирования среднего класса, расширяет социальную базу для проведения реформ. Малый бизнес является превосходным регулятором занятости населения. Субъекты малого предпринимательства характеризуются ограниченностью капитала, небольшим масштабом и локальным районом хозяйственной деятельности, независимым управлением. Деятельность малого бизнеса приносит реальные деньги не только в бюджеты центра государства, но и его регионов.

Естественно, такая сложная экономическая структура нуждается в четком правовом регулировании и требует создания логичной и целостной нормативной базы, определяющей все аспекты ее функционирования. Признание права на свободу экономической деятельности порождает также определенные обязанности и для государства, которые выступают гарантом этого права.

В настоящее время правовое поле для предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется в основном гражданским законодательством, а также Конституцией РФ, налоговым, таможенным, земельным законодательством, отдельными положениями УК, КоАП, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, субъектов РФ, указами и постановлениями органов местного самоуправления.

В методическом пособии рассмотрена одна из форм предпринимательской деятельности граждан – индивидуальная предпринимательская деятельность, или, предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица, в сфере правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей.

1. Правовое регулирование и основные принципы осуществления

предпринимательской деятельности
В настоящее время действующая Конституция РФ 1993г.1 признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); допускает, что в Российской Федерации «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч. 2 ст. 9). Действующая Конституция РФ закрепляет также основные условия предпринимательства: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35); «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ч. 1 ст. 37). Таким образом, уже на уровне основного закона в РФ закреплены фундаментальные экономико-правовые основы возникновения и развития предпринимательства, а именно:

1) многообразие форм собственности и, прежде всего, частная собственность;

2) право на занятие предпринимательской деятельностью;

3) свобода трудовой функции.

Признание права на свободу экономической деятельности порождает для государства и определенные обязанности. В частности, статья 53 Конституции РФ2 гарантирует возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а статья 52 от имени государства защищает права потерпевших от злоупотреблений властью.

Основной нормативной базой для организации индивидуальной предпринимательской деятельности являются: Гражданский3 и Налоговый кодексы4 РФ, и законы, регулирующие некоторые особенности осуществления предпринимательской деятельности (Федеральный Закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»5, Федеральный Закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»6, Федеральный Закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании определенных видов деятельности»7 и др.). Ряд законов (Федеральный Закон от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»8, Федеральный Закон от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»9, антимонопольный закон - Закон РСФСР от 22.03.1991г. № 948-110, закон о защите интеллектуальной собственности - Патентный закон РФ от 23.09.1992г. № 3517-I11 и другие) обеспечивают поддержку и защиту государством граждан-предпринимателей при добросовестном осуществлении ими своей деятельности.

Гражданский кодекс РФ дает следующее определение предпринимательской деятельности:



«Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ)12.

Таким образом, основными квалифицирующими признаками предпринимательской деятельности можно считать:

1) систематичность;

2) самостоятельность;

3) рисковый характер;

4) направленность на получение прибыли.

Именно цель – извлечение прибыли – выделяет предпринимательскую деятельность из более широкого понятия хозяйственной деятельности по производству и реализации материальных благ. Термин «самостоятельность деятельности» предполагает, что вмешательство в предпринимательскую деятельность органов государства и местного самоуправления допускается только в пределах и объемах, установленных законом. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»13 физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся к субъектам малого предпринимательства.

Действующим законодательством (ст. 1 ГК РФ)14 определены основополагающие принципы, общие для всех участников гражданских правоотношений и субъектов хозяйствования:



  • равноправие участников регулируемых гражданским законодательством хозяйственных отношений;

  • неприкосновенность собственности;

  • добровольность хозяйственных отношений (свобода заключения договоров);

  • неприкосновенность частной жизни, личных и семейных тайн, защита чести и достоинства;

  • беспрепятственное осуществление гражданских прав;

  • судебная защита и обеспечение восстановления нарушенных прав.

Рассмотрим эти принципы применительно к индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина.

К предпринимательской деятельности гражданина, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Следовательно, если хозяйственные отношения основаны на гражданском законодательстве, участники этих отношений равноправны. Это означает, например, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, заключая договор купли-продажи или аренды имущества с солидной коммерческой организацией или государственным учреждением, является равноправной стороной по договору и не находится с другой стороной в отношениях подчиненности. Индивидуальный предприниматель также как и другие субъекты хозяйствования имеет право на свободное использование своих способностей и имущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Ограничение этого права действиями коммерческих организаций, имеющих доминирующее положение на рынке, запрещено Гражданским кодексом Российской Федерации.

Принцип неприкосновенности собственности, предусмотренный гражданским правом, утверждает, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, может быть лишен своего имущества исключительно по решению суда. Любое принудительное отчуждение его собственности в интересах государства возможно лишь при условии предварительного равноценного возмещения.

Никто не в праве вмешиваться в чью-либо частную деятельность. При заключении договоров гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вправе выбирать любую предусмотренную гражданским правом форму договора и вносить в него по согласованию с другой стороной любые положения, не противоречащие закону.

На гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяется право неприкосновенности частной жизни, личной тайны и право на защиту его чести и достоинства. Любые посягательства на эти права гражданина, независимо от того, кем они осуществляются, являются нарушением его конституционных прав.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Гражданские права могут быть ограничены только на уровне федерального законодательства в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 1 ГК РФ)15.

Согласно действующей Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45)16. Таким образом, в равной степени допускается и самозащита прав индивидуальным предпринимателем, и досудебное (или «претензионное») урегулирование споров, и защита нарушенных прав в судебном порядке. Право предпринимателя на судебную защиту и восстановление нарушенных прав предусматривает не только возвращение незаконно отчужденного у него имущества, но и возложение на нарушителя обязанностей по возмещению ущерба и опровержению распространяемых им ложных сведений, порочащих деловую репутацию предпринимателя, его честь и достоинство.

Для того чтобы беспрепятственно заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, гражданину необходимо пройти установленную процедуру государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К сделкам, которые совершают граждане без регистрации предпринимательской деятельности, суд может применить правила Гражданского кодекса РФ, соответствующие таковым при осуществлении предпринимательской деятельности зарегистрированными предпринимателями (ч. 4 ст. 23 ГК РФ).17 Иными словами, при рассмотрении судебных споров гражданин, совершающий сделки без регистрации предпринимательской деятельности, не имеет преимуществ перед другими субъектами предпринимательской деятельности в части имущественной ответственности по принятым обязательствам. Ссылки на то, что он не зарегистрирован как предприниматель, судом не принимаются. Имущественные споры с другими хозяйствующими субъектами разрешаются в арбитражном суде.

Обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности является уплата налогов в бюджет, а также внесение платежей в обязательные внебюджетные фонды. По особенностям налогообложения предпринимательская деятельность без образования юридического лица напоминает налогообложение частных фирм в странах с развитой рыночной экономикой, но по юридическим признакам отличается от них полной идентичностью наименования субъекта хозяйствования и гражданского имени (фамилии) предпринимателя. Эта форма организации малого предпринимательства ориентирована на законопослушных граждан, которые по разным причинам не располагают большим капиталом. Ее отличают относительно простая и короткая процедура регистрации, отсутствие уставного капитала, упрощенная форма учета хозяйственных результатов и освобождение от ряда налогов, которыми облагаются юридические лица. Например, индивидуальным предпринимателям в отличие от юридических лиц не требуется юридический адрес (регистрация осуществляется по месту жительства), они не обязаны (но имеют право) открывать расчетный счет в банке, не состоят на учете в органах государственной статистики и пр. Одной из форм поддержки и развития малого предпринимательства в РФ является предоставление субъектам малого предпринимательства льгот по налогообложению. Целью установления налоговых льгот является сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика, упрощение налогового учета и, тем самым, экономическое стимулирование его финансово-хозяйственной деятельности. Налоговые льготы устанавливаются законодательством о налогах и сборах – Налоговым кодексом РФ и федеральными законами о налогах и сборах. По региональным и местным налогам льготы устанавливаются нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми законодательными органами власти.


2. Право на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью
Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном гражданским законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

По общему правилу предпринимательской деятельностью без образования юридического лица вправе заниматься совершеннолетние (т.е. достигшие 18-летнего возраста) дееспособные граждане Российской Федерации.

Однако дееспособность совершеннолетних граждан может быть полностью или частично ограничена судом в порядке, определенным гражданским процессуальным законодательством. Так, совершеннолетний гражданин, может быть признан судом полностью недееспособным. В этом случае он вообще лишается права на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 29 ГК РФ)18.

Совершеннолетний гражданин может быть частично ограничен судом в дееспособности. В таком случае он может заниматься предпринимательской деятельностью, но только с согласия своего попечителя. Такой гражданин вправе самостоятельно осуществлять мелкие бытовые сделки и несет имущественную ответственность по совершаемым им сделкам и за причиненный им вред (ст. 30 ГК РФ)19.



Несовершеннолетние граждане, достигшие 14-летнего возраста, также могут вести предпринимательскую деятельность, но только с согласия их родителей, усыновителей или попечителя, так как их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ20, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки – с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, вправе заявить о своей полной самостоятельности, и по решению органа опеки и попечительства могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в статье 27 ГК РФ21 - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Этот порядок называется эмансипацией. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие осуществления им предпринимательской деятельности.

Самостоятельно вести предпринимательскую деятельность могут и несовершеннолетние граждане, которые приобрели полную дееспособность в результате вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется за несовершеннолетним в полном объеме даже в случае расторжения брака до достижения им возраста 18-ти лет. В случае если такой брак будет признан недействительным, суд может принять решение об утрате полной дееспособности несовершеннолетним супругом и, следовательно, появятся ограничения в осуществлении им предпринимательской деятельности (ст. 21 ГК РФ)22.

Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан и их права на осуществление предпринимательской деятельности влечет за собой недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение (п. 2 ст. 22 ГК РФ)23.



Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут осуществлять иностранные граждане и лица без гражданства. Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"24 определяет, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (п.1. ст. 13).

Иностранные граждане имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации только при наличии специального разрешения на работу. Условия и порядок выдачи таких разрешений определяется Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2002г. № 941).25 Согласно пунктам 3 и 2 названного Положения разрешение на работу выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, достигшим 18-летнего возраста, и дает им право на временное осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. За выдачу разрешения на работу с иностранных граждан и лиц без гражданства взимается государственная пошлина в размере 1000 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ26 иностранный гражданин, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, может выступать и в качестве работодателя (п. 2 ст. 13). Согласно пункту 4 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (утв. Указом Президента РФ от 16.12.1993г. № 2146)27 иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, могут выдаваться разрешения, которые дают право использовать труд наемных работников в личном хозяйстве. Такие разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе иностранного предпринимателя-работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Выдача разрешений производится на платной основе, при продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу такого разрешения.

Временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане не вправе осуществлять свою трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание.

Действующим законодательством наложен ряд ограничений на возможность осуществления предпринимательской деятельности некоторыми категориями граждан Российской Федерации. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица лицам, лишенным этого права по решению суда. Не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, к примеру:



  • гражданские служащие в связи с прохождением ими государственной гражданской службы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации")28; исчерпывающий перечень государственных должностей Российской Федерации определен Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11.01.1995г. № 3329; перечень государственных должностей субъектов РФ определяется соответствующими законами субъектов Российской Федерации, например, Законом Томской области от 10.03.2000г. № 9-ОЗ "О Реестре государственных должностей в Томской области"30;

  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации")31;

  • муниципальные служащие в связи с прохождением ими муниципальной службы (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 8.01.1998г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации")32;

  • работники прокуратуры (п. 5 ст. 4 Федерального закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации")33;

  • судьи (п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"34, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.12.1998г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"35);

  • военнослужащие – они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение, участвовать в управлении коммерческими организациями. Исключением являются случаи, когда непосредственное участие в управлении организациями входит в должностные обязанности военнослужащего (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")36;

  • гражданский персонал федеральных органов государственной охраны (ст. 21 Федерального закона от 27.05.1996г. № 57-ФЗ "О государственной охране")37;

  • сотрудники и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности (ст. 16 Федерального закона от 3.04.1995г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности")38;

  • лица начальствующего состава и служащие федеральной фельдъегерской связи (ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994г. № 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи")39;

  • ипотечные агенты (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 11.11.2003г. № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах")40.

Таким образом, до принятия решения об организации «своего» дела и осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину необходимо определить, имеет ли он право осуществлять такую деятельность и в каком объеме.
  1   2   3   4   5