Методическое пособие для студентов 3 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическое пособие для студентов 3 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран, обучающихся по специальности «Лечебное дело»



страница1/11
Дата06.01.2017
Размер2,63 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство здравоохранения Республики Беларусь


Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»


Кафедра пропедевтики внутренних болезней

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРАКТИКА


ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Учебно - методическое пособие

для студентов 3 курса лечебного факультета и факультета

подготовки специалистов для зарубежных стран, обучающихся

по специальности «Лечебное дело»







Гомель

ГоГМУ

2010

УДК 616 – 085 (075): 371.388

ББК 53.5

П 81



Авторы:

Л.В. Романьков, О.Е. Юранова, И.В. Пальцев,

Н.В. Мельникова, Н.С. Брановицкая, Д.И. Гавриленко
Рецензенты:

доцент, заведующая кафедрой внутренних болезней №1 с курсом гематологии

Гомельского государственного медицинского университета

И.И. Мистюкевич;

доцент, доктор медицинских наук, декан медико-диагностического факультета

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

А.Л. Калинин
П 81 Производственная сестринская практика по пропедевтике внутренних болезней: учеб.-метод. пособие для студентов 3 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / Л.В. Романьков [и др.]. ─ Гомель: УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2010. ─ 116 с.

Предназначено для студентов 3 курса лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран и содержит информацию по вопросам порядка прохождения производственной сестринской практики по пропедевтике внутренних болезней.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» «____» ___________ 2010, протокол № __________



УДК 616. 1/.4 (075): 371. 388

ББК 53.5

ISBN © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2010.


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Производственная сестринская практика студентов составляет обязательную часть учебного процесса, является важным звеном в подготовке врачей любой специальности. Овладение навыками общего ухода за больными, выполнения медсестринских лечебных и диагностических манипуляций, оказания доврачебной помощи при угрожающих жизни больного состояниях является логическим продолжением изучения курса пропедевтики внутренних болезней. Отработка навыков работы с больными должна способствовать повышению уровня практической подготовленности студентов по предмету. Кроме того, в процессе производственной практики студенты приобретают опыт санитарно-просветительной, организаторской и воспитательной работы.


ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Целью производственной сестринской практики является ознакомление студентов с работой лечебно-профилактического учреждения, терапевтического и приемного отделений больницы, овладение студентами практическими навыками выполнения различных медицинских сестринских манипуляций по уходу за больными терапевтического профиля.


ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Задачами практики являются приобретение студентами практических навыков и умений по квалифицированному уходу за терапевтическими больными и оказанию им первой доврачебной помощи, по умению пользоваться медицинским оборудованием и инструментарием, по основным принципам медицинской этики и деонтологии, а также проведению санитарно-просветительной работы.


МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Студенты под руководством старших медицинских сестер отделений и под контролем преподавателя медицинского ВУЗа в процессе работы в терапевтическом и приемном отделениях, в клинической лаборатории осваивают и совершенствуют практические навыки по уходу за больными, выполнению медсестринских манипуляций и лабораторных исследований, проведению санитарно-просветительной работы.


ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Работа в приемном отделении в качестве медицинской сестры – 1 день (6 часов).

2. Работа в терапевтическом отделении в качестве постовой медицинской сестры (в сочетании с работой в процедурном кабинете и ознакомлением с обязанностями старшей медицинской сестры) – 10 дней (60 часов).

3. Работа в клинической лаборатории – 1 день (6 часов).

4. Ночные дежурства в терапевтическом отделении в качестве постовой медицинской сестры – 2 дежурства (24 часа).

5. Дифференцированный зачет.

Длительность производственной практики – 12 дней с шестичасовым рабочим днем при шестидневной неделе.
РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА РАБОЧИЙ ДЕНЬ


  1. Терапевтическое отделение:

  • прием дежурства –15 минут;

  • выполнение врачебных назначений – 270 минут;

  • кормление больных – 40 минут;

  • сдача дежурства – 15 минут;

  • заполнение дневника производственной практики – 20 минут.

  1. Приемное отделение:

  • знакомство со структурой, организацией и особенностями работы приемного отделения – 90 минут;

  • выполнение обязанностей медицинской сестры – 250 минут;

  • заполнение дневника производственной практики – 20 минут.

  1. Клиническая лаборатория.

  • знакомство со структурой, организацией и особенностями работы клинической лаборатории – 60 минут;

  • участие в выполнении общеклинических анализов крови, мочи, кала, плевральной жидкости, дуоденального и желудочного содержимого – 280 минут;

  • заполнение дневника производственной практики – 20 минут.



ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ

Руководство производственной сестринской практикой по пропедевтике внутренних болезней студентов 3 курса осуществляет отдел производственной практики университета и кафедра пропедевтики внутренних болезней. Непосредственными руководителями практики являются главная медицинская сестра больницы и старшие медицинские сестры отделений. Учебно-методическое руководство и контроль за прохождением практики осуществляет преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней.

Во время производственной практики студенты знакомятся со структурой и работой терапевтического, приемного отделений, клинической лаборатории лечебно-профилактического учреждения, приобретая и осваивая практические навыки по уходу за больными терапевтического профиля и оказанию им неотложной доврачебной помощи, выполнению простейших лабораторных исследований, проведению санитарно-просветительной работы.

В ходе прохождения практики студенты должны закрепить знания и овладеть навыками и умениями по следующим разделам.



  1. Организация работы медицинского персонала в медицинских учреждениях терапевтического профиля, общий и санитарный режим больницы: структура и функции приемного отделения; оформление документации; санитарная обработка больных; антропометрия; транспортировка больных в отделения больницы; режим лечебных учреждений (правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиеническое содержание лечебных учреждений, личная гигиена больных и персонала, индивидуальный режим больных); организация работы сестринского поста; обязанности палатной медицинской сестры; основные виды медицинской документации; правила приема и сдачи дежурств; организация работы, оборудование, медицинская документация процедурного кабинета.

  2. Осуществление общего ухода за больными: уход за полостью рта, ушами, полостью носа, глазами, кожей; профилактика пролежней; смена постельного и нательного белья; применение суден.

  3. Диетическое питание больных: характеристика диетических столов; раздача пищи больным; искусственное питание больных.

  4. Измерение температуры тела: требования при измерении температуры тела; дезинфекция и хранение термометров; температурный лист и правильность его заполнения.

  5. Овладение способами применения лекарственных средств: выписка и хранение лекарств в отделении; раздача лекарств; пути введения лекарственных средств; дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация медицинского инструментария; подкожные инъекции; внутримышечные инъекции; внутривенные инъекции и капельные вливания.

  6. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций системы органов дыхания: уход за больными с заболеваниями органов дыхания; подача увлажненного кислорода; помощь врачу при проведении плевральной пункции; подсчет частоты дыхания; сбор мокроты.

  7. Наблюдение и уход за больными с нарушением функций сердечно-сосудистой системы: измерение артериального давления, частоты пульса; уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

  8. Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций органов пищеварения: анализ кала на яйца глистов и скрытую кровь; определение группы крови и резус-совместимости; промывание желудка; исследование секреторной деятельности желудка, дуоденальное зондирование; различные виды клизм: очистительная, сифонная, масляная, введение газоотводной трубки; уход за больными с нарушением функций органов пищеварения; подготовка больных к рентгенологическому исследованию желудочно-кишечного тракта: рентгеноскопия пищевода и желудка; ирригоскопия; подготовка больных к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта: фиброгастродуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия; подготовка больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта к ультразвуковому исследованию (УЗИ).

  9. Наблюдение и уход за больными с нарушениями функций почек и мочевыводящих путей: уход за больными с нарушениями функций почек и мочевыводящих путей; катетеризация мочевого пузыря; сбор мочи для общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко, Зимницкому; определение суточного диуреза; подготовка больных к рентгенологическому исследованию почек.

  10. Оказание первой медицинской доврачебной помощи при: стенокардии, инфаркте миокарда, коллапсе, обмороке, гипертоническом кризе, приступе бронхиальной астмы, гипертермии, анафилактическом шоке, гипогликемической коме.

В период прохождения производственной практики студенты приобретают практические навыки санитарно-просветительной работы, проводят не менее 1 беседы на актуальную тему или выпускают санбюллетень.

Во время прохождения производственной практики каждый студент выполняет учебно-исследовательскую работу (УИРС), которую оформляет в виде реферата по какому-либо вопросу, касающемуся методов ухода за терапевтическими больными и делает доклад на сестринской отделенческой конференции на темы, интересующие коллектив этих отделений.

По окончании производственной практики студент представляет руководителю практики дневник (Приложение 1), в котором дается сводный отчет о проделанной работе с цифровыми данными (наименование и количество манипуляций), замечаниями и пожеланиями относительно всех отмеченных во время практики недостатков. Старшие медицинские сестры отделений пишут вместе с руководителем практики в дневнике краткую характеристику работы студента, после чего дневник заверяется главным врачом больницы (см. Приложение).

По итогам производственной практики студенты сдают зачет с дифференцированной оценкой. Зачет принимает преподаватель кафедры пропедевтики внутренних болезней, ответственный за проведение практики. Оценка за его подписью вносится в ведомость и зачетную книжку студента.


РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ БОЛЬНИЦЫ

Работа в приемном отделении

В приемном отделении больницы студенты-практиканты работают один день (6 часов) согласно графика, который составляют главная медсестра больницы и преподаватель университета. При этом одновременно в это отделение целесообразно направлять не более 3-4 студентов.

В приемном отделении студенты знакомятся:


  • с организацией и особенностями работы приемного отделения;

  • с последовательностью приема и санитарной обработки поступающих больных;

  • с антропометрическими измерениями;

  • со способами транспортировки больных;

  • с оформлением медицинской документации;

  • со способами оказания первой (доврачебной) помощи при заболеваниях внутренних органов, травматических повреждениях, отравлениях, ожогах, кровотечениях и т.д.;

  • с правилами пользования таблицей ядов и противоядий.

Работа в приемном покое протекает в строгой последовательности: регистрация больных, врачебный осмотр, санитарная обработка.

Под руководством медицинской сестры приемного отделения студент-практикант в приемном отделении:

  1. оформляет документацию больного, заполняет медицинскую документацию при приеме и выписке больных (лицевую страницу медицинской карты стационарного больного, истории болезни, статистическую карту, журнал регистрации больных);

  2. проводит поверхностный осмотр на чесотку и педикулез, возможные инфекционные заболевания;

  3. производит измерение температуры тела больного, роста, взвешивает его;

  4. сопровождает больного к врачу в кабинет;

  5. проводит санитарно-гигиеническую обработку больных;

  6. транспортирует больного в отделение стационара;

  7. оказывает по распоряжению дежурного врача неотложную медицинскую помощь при различных экстренных состояниях – кровотечениях, шоке, астматических и коматозных состояниях, судорогах, неукротимой рвоте, острых болевых приступах (стенокардии, почечной и печеночной колике), коллапсе, гипертоническом кризе и т.д.

Работа в терапевтическом отделении

Длительность работы в терапевтическом отделении – 10 дней по 6 часов в день. Кроме того, студент-практикант проводит 2 ночных дежурства, во время которых принимает активное участие в оказании неотложной терапевтической помощи по указанию дежурного врача.

В терапевтическом отделении студенты распределяются по сестринским постам (не более 3-4 студентов на пост) и выполняют работу постовой медицинской сестры в соответствии с графиком работы, принятым в отделении. При этом следует предусмотреть возможность работы практикантов в процедурном кабинете и знакомство их с некоторыми моментами работы старшей медицинской сестры отделения (выписка лекарств из аптеки, порционных требований на пищеблок и др.).

В терапевтическом отделении студенты знакомятся:



  • с режимом лечебного учреждения – графиком работы, порядком приема больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств медицинской сестрой, порядком проведения часов отдыха, посещений и передач;

  • с правилами выписки и хранения медикаментов, наркотических и ядовитых веществ, сильнодействующих лекарств, стерильных растворов и медицинского инструментария, рецептурными прописями;

  • с санитарным режимом палат, пищевого блока, коридоров, туалетов и других помещений;

  • с диетическим питанием больных – оформлением порционных требований, диетическими столами, кормлением тяжелых больных, санитарным режимом в раздаточной, порядком хранения продуктов.

Под руководством старшей медицинской сестры отделения студент-практикант:

  1. наблюдает и осуществляет уход за больными – определение артериального давления, частоты пульса и дыхания, измерение температуры тела, цифровая и графическая запись ее, раздача лекарств, смена белья, профилактика пролежней, кормление больных;

  2. овладевает техникой подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций, методикой дезинфекции и предстерилизационной обработки шприцев, игл и других предметов и изделий медицинского назначения;

  3. самостоятельно выполняет врачебные назначения по подготовке больных к рентгенологическому исследованию, ректороманоскопии, выполняет желудочное и дуоденальное зондирование, сбор мочи для проб по Нечипоренко и по Зимницкому; компрессы, все виды клизм (очистительные, сифонные, микроклизмы и др.); производит катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

  4. помогает врачам при лечебных и диагностических манипуляциях (плевральная пункция, абдоминальная пункция при асците);

  5. оказывает неотложную помощь при стенокардии, неукротимой рвоте, отравлениях, астматических и коматозных состояниях; кровотечениях и т.д.;

  6. проводит вместе с врачом все исследования перед переливанием крови, определяет группу крови и резус-принадлежность;

  7. проводит взятие на анализ выделений (мочи, кала, мокроты и т.д.);

  8. оформляет требования для получения медикаментов из аптеки в соответствии с рецептурными прописями;

  9. оформляет порционные требования в пищеблок больницы в соответствии с назначенными диетическими столами, принимает участие в кормлении тяжелобольных, следит за порядком и сроками хранения продуктов больными в отделении.

Работа в клинической лаборатории

В клинической лаборатории студенты работают 1 день (6 часов) согласно графика, который составляют главная медицинская сестра больницы и преподаватель университета. Одномоментно в лабораторию направляют 3-4 студентов.

Студенты знакомятся со структурой и организацией работы клинической лаборатории.

В лаборатории под руководством лаборантов со средним медицинским образованием и врачей-лаборантов студенты участвуют в выполнении:



  • общего анализа крови (подсчет лейкоцитарной формулы, эритроцитов, определение гемоглобина, СОЭ);

  • анализа мочи (определение белка, глюкозы, ацетона, билирубина, уробилина, микроскопия мочевого осадка);

  • анализов кала, желудочного и дуоденального содержимого, мокроты, плевральной и асцитической жидкости.

Все виды выполненных работ студенты должны ежедневно фиксировать в дневнике производственной практики.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание по проведению УИРС студенты получают в начале производственной практики от руководителя практики. Руководитель практики оказывает помощь студентам в подборе необходимой литературы.



Рекомендуемые темы УИРС: санитарный режим терапевтического отделения, лечебное питание, доврачебная помощь при неотложных состояниях, методики выполнения сестринских процедур и манипуляций, анализов и диагностических процедур.

Студент выступает с докладом по теме УИРС на сестринской отделенческой конференции. Отчет о выполненной работе оформляется в виде реферата и подлежит сдаче на кафедру по окончании практики. При подготовке реферата используют не менее 2-3 литературных источников: методические материалы и нормативные документы по вопросам сестринского ухода и санитарно-противоэпидемического режима (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, инструкции, методические рекомендации), журналы для средних медицинских работников, пособия по уходу за больными, неотложной помощи и др.


САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание на проведение санитарно-просветительной работы студенты получают в начале практики. Тематику бесед и аудиторию определяет сотрудник базового лечебного учреждения, ответственный за санитарно-просветительную работу. Руководитель практики оказывает помощь студентам в подборе необходимой литературы. За время практики студент должен провести не менее одной беседы или подготовить санбюллетень на актуальные темы.



Рекомендуемая тематика бесед и санбюллетеней: личная гигиена больных, диетическое питание, вредные привычки, профилактика заболеваний (артериальная гипертензия, атеросклероз, грипп, кишечные инфекции и т.д.), первая доврачебная помощь при неотложных состояниях (отравления, утопление, кровотечения, сердечно-сосудистые заболевания).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

Студент-практикант ежедневно ведет дневник (см. приложение 1), в котором должен фиксировать всю работу в течение рабочего дня с ее точным описанием, отображать личное участие в лечебном и диагностическом процессах. Дневник обязательно должен дать ясное представление о степени самостоятельности при выполнении той или иной работы. Дневники ежедневно подписываются старшими медицинскими сестрами отделений, в которых студенты проходят практику, и проверяются руководителями производственной практики университета и базового учреждения.

В конце дневника студент пишет отчет о производственной практике, подводит итог по овладению практическими навыками. Итоговый отчет студента подписывает старшая медицинская сестра отделения. Дневник завершается характеристикой работы студента во время производственной практики, которую подписывает главный врач базового лечебного учреждения, непосредственный руководитель практики и закрепленный преподаватель от кафедры. Характеристика заверяется печатью базового лечебного учреждения.

По окончании практики студент сдает дифференцированный зачет с выставлением оценки по десятибалльной системе.



На зачетном занятии студент представляет отчет о производственной практике. При оценке практики учитываются: ответ студента на теоретические вопросы, а также учебно-исследовательская и санитарно-просветительная работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. Определение роста и массы тела человека.

  2. Определение окружности грудной клетки.

  3. Подсчет числа дыхательных движений.

  4. Транспортировка больного на кресле-каталке, носилках-каталке и вручную на носилках.

  5. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.

  6. Подача подкладного судна.

  7. Уход за волосами больного.

  8. Подмывание больного.

  9. Проведение туалета полости рта.

  10. Закапывание капель в глаза и промывание глаз.

  11. Умение заложить глазную мазь за нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой.

  12. Проведение туалета ушей, закапывание капель в уши.

  13. Проведение туалета носа, закапывание капель в нос.

  14. Измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном листе.

  15. Постановка местного согревающего компресса на конечности и ухо.

  16. Постановка холодного компресса.

  17. Приготовление и подача грелки.

  18. Приготовление и подача пузыря со льдом.

  19. Проведение втирания и смазывания кожи лекарственными средствами.

  20. Проведение пробы на качество очистки медицинского инструментария от крови и моющего раствора.

  21. Набор лекарственного раствора из ампулы и флакона.

  22. Расчет дозы инсулина при наборе в шприц и введении.

  23. Разведение антибиотиков.

  24. Внутрикожная инъекция.

  25. Подкожная инъекция.

  26. Внутримышечная инъекция.

  27. Особенности инъекционного введения бициллина и масляных растворов.

  28. Внутривенная инъекция.

  29. Заполнение системы для внутривенного капельного вливания лекарственных веществ.

  30. Проведение внутривенного капельного вливания.

  31. Наложение кровоостанавливающего жгута на плечо.

  32. Определение групп крови, индивидуальной совместимости, резус-принадлежности, проведение биологической пробы.

  33. Умение пользоваться карманным ингалятором.

  34. Сбор мокроты для лабораторного исследования.

  35. Сбор мокроты для бактериологического исследования.

  36. Оказание первой помощи при кровохарканье.

  37. Проведение оксигенотерапии различными методами.

  38. Подсчет частоты пульса на лучевой артерии.

  39. Измерение артериального давления.

  40. Оказание первой помощи при рвоте.

  41. Проведение осмотра полости рта.

  42. Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования.

  43. Проведение промывания желудка толстым зондом.

  44. Проведение фракционного исследования желудочной секреции.

  45. Проведение дуоденального зондирования, фракционного забора желчи.

  46. Введение газоотводной трубки.

  47. Постановка очистительной клизмы.

  48. Постановка сифонной клизмы.

  49. Постановка масляной клизмы.

  50. Постановка гипертонической клизмы.

  51. Взятие кала для бактериологического исследования.

  52. Определение водного баланса.

  53. Сбор мочи для лабораторного исследования.

55. Проведение пробы по Зимницкому.

56. Проведение искусственной вентиляции легких.

57. Проведение непрямого массажа сердца.

58. Оказание первой медицинской доврачебной помощи при: стенокардии, инфаркте миокарда, коллапсе, обмороке, гипертоническом кризе, сердечной астме и отеке легких, приступе бронхиальной астмы, анафилактическом шоке, гипогликемической коме, гипертермии.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

1. Основные положения Закона о здравоохранении Республики Беларусь.

2. Обязанности медицинской сестры и младшего медицинского персонала лечебных учреждений.

3. Основные положения врачебной этики и деонтологии.

4. Приемное отделение больницы: устройство и оснащение, прием и регистрация больных.

5. Санитарная обработка больного (полная и частичная) и антропометрия в приемном отделении больницы. Виды транспортировки больных в лечебные отделения больницы.

6. Санитарно-противоэпидемический режим приемного отделения.

7. Лечебное терапевтическое отделение: устройство и оборудование. Внутренний распорядок и лечебно-охранительный режим.

8. Организация работы поста медицинской сестры, ее обязанности, прием и сдача дежурств.

9. Рабочая документация медицинской сестры терапевтического отделения больницы.

10. Санитарно-противоэпидемический режим терапевтического отделения.

11. Понятие о личной гигиене больного. Смена постельного и нательного белья тяжелобольным.

12. Основные двигательные режимы больных. Виды положения больных.

13. Уход за кожей. Пролежни, их профилактика и лечение.

14. Уход за полостью рта и носа, глазами, ушами и волосами больного.

15. Уход за промежностью, подмывание и спринцевание больного.

16. Понятие о лечебном питании и диетических столах.

17. Составление и выписывание порционника. Порядок раздачи пищи.

18. Кормление тяжелобольных, ослабленных и пожилых больных, находящихся на постельном режиме.

19. Понятие об искусственном питании больных. Показания к применению, виды.

20. Способы измерения температуры тела. Устройство термометров, их хранение и дезинфекция. Заполнение температурных листов.

21. Понятие о лихорадке. Периоды лихорадки. Типы лихорадки. Уход за лихорадящими больными.

22. Механизм действия, показания и противопоказания, техника постановки согревающих и холодных компрессов. Техника подачи пузыря со льдом и грелки.

23. Наблюдение за больными во время проведения простейших физиотерапевтических процедур. Осложнения и оказание неотложной помощи.

24. Выписка, получение, учет, хранение и раздача лекарственных средств в терапевтическом отделении больницы.

25. Общая характеристика путей введения лекарственных средств в организм больного.

26. Наружные пути введения лекарственных средств. Применение мазей, растворов, порошков, пластырей.

27. Энтеральный путь введения лекарственных препаратов.

28. Парентеральный путь введения лекарственных средств. Разновидности шприцев.

29. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов. Правила разведения антибиотиков.

30. Техника подкожных и внутримышечных инъекций. Подготовка кожи больного к инъекции. Особенности введения масляных растворов и бициллина.

31. Осложнения подкожных и внутримышечных инъекций, их профилактика.

32. Методика проведения внутривенных инъекций. Осложнения, их профилактика.

32. Методика проведения внутривенных капельных вливаний. Подготовка и заполнение системы для внутривенного капельного вливания жидкостей. Осложнения, их профилактика.

33. Методика забора крови для исследования.

34. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке, первая доврачебная помощь.

35. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания. Особенности ухода и наблюдения за больными пожилого и старческого возраста.

36. Сбор мокроты для исследования. Дезинфекция плевательниц.

37. Первая доврачебная помощь при удушье, обусловленном заболеваниями органов дыхания. Правила пользования карманным ингалятором.

38. Методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислородом. Понятие о гипербарической оксигенации.

39. Первая доврачебная помощь при болях в грудной клетке, кашле, кровохаркании и легочном кровотечении.

40. Плевроцентез. Методика выполнения, осложнения и их профилактика.

41. Исследование частоты и других характеристик пульса, его цифровая и графическая запись.

42. Техника измерения артериального давления.

43. Методика контроля за состоянием водного баланса у больных с заболеваниями органов кровообращения.

44. Уход за больными с заболеваниями органов кровообращения. Особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста.

45. Оказание первой доврачебной помощи при болях в области сердца, при повышении артериального давления, при обмороке, при удушье, связанном с заболеваниями органов кровообращения.

46. Оказание первой доврачебной помощи при рвоте. Сбор рвотных масс для исследования, направление их в лабораторию.

47. Промывание желудка. Показания, способы, техника. Подготовка больного, необходимые принадлежности. Особенности промывания желудка у больных, находящихся в бессознательном состоянии.

48. Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям желудка.

49. Методика фракционного исследования желудочной секреции: техника, принадлежности, возможные осложнения, их профилактика.

50. Дуоденальное зондирование: цели, показания, техника, принадлежности, возможные осложнения, их профилактика. Методика фракционного забора желчи.

51.Оказание первой доврачебной помощи при болях в животе и желудочно-кишечных кровотечениях.

52. Взятие кала на исследование. Подготовка больного к взятию кала на скрытую кровь.

53. Техника введения газоотводной трубки. Показания. Возможные осложнения, их профилактика.

54. Клизмы, их виды. Показания и противопоказания к постановке клизм. Дезинфекция и хранение систем и наконечников для клизм. Возможные осложнения при постановке клизм, их профилактика.

55. Очистительные клизмы. Показания, техника постановки.

56. Сифонные клизмы. Показания, техника постановки.

57. Гипертонические клизмы. Показания, техника постановки.

58. Масляные клизмы. Показания, техника постановки.

59. Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованиям кишечника.

60. Наблюдение за мочеиспусканием больного, его частотой и характером.

61. Взятие мочи для исследования, направление в лабораторию. Правила сбора мочи для лабораторного определения глюкозурии. Постановка пробы Зимницкого.

62. Мероприятия при острой задержке мочи. Понятие о катетеризации мочевого пузыря. Виды катетеров. Техника катетеризации мягким катетером, осложнения и их профилактика.

63. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию почек и мочевыводящих путей.

64. Уход за больными с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста.

65. Общие правила ухода за больными в тяжелом состоянии и агонирующими больными: положение их в постели, профилактика пролежней, наблюдение за физиологическими отправлениями.

66. Понятие о реанимации. Особенности работы медицинского персонала в отделении реанимации. Индивидуальный пост.

67. Уход за больными, находящимися в бессознательном состоянии.

68. Констатация смерти и правила обращения с трупом.

69. Техника непрямого массажа сердца.

70. Техника искусственной вентиляции легких по способу «рот в рот» и «рот в нос».


РАЗДЕЛ II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ СРЕДНЕГО И МЛАДШЕГО

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ОТДЕЛЕНИЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

старшей медицинской сестры терапевтического отделения

Общие положения

На должность старшей медицинской сестры отделения стационара назначается одна из опытных сестер, имеющая законченное среднее медицинское образование и стаж работы в стационаре не менее 3 лет.

Старшая медицинская сестра отделения назначается и увольняется главным врачом лечебного учреждения по представлению заведующего отделением.

Старшая медицинская сестра отделения подчиняется заведующему отделением и главной медицинской сестре лечебного учреждения.

В подчинении старшей медицинской сестры отделения находится средний и младший медицинский персонал отделения, сестра-хозяйка.

Функции


        1. В соответствии с задачами отделения старшая медицинская сестра обеспечивает:

  • строгое систематическое соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в отделении;

  • рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала в дневное и ночное время;

  • своевременное замещение медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу;

  • составление графиков работы и ведение табелей учета рабочего времени в отделении;

  • систематическое пополнение отделения медицинским инструментарием, медикаментами, предметами ухода за больными, их правильное распределение и контроль за их использованием;

  • правильность хранения и учета сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих, остродефицитных препаратов;

  • питание больных согласно назначенной диете;

  • соблюдение больными, посетителями и медицинским персоналом правил внутреннего распорядка.

2. Составляет заявку на питание больных (выписка порционного требования).

3. Ведет учет поступления и выписки больных.

4. Следит за своевременностью прохождения обследования и медицинских осмотров сотрудниками отделения.

5. Следит за наличием, качеством приготовления, своевременной сменой имеющихся в отделении дезинфицирующих средств, отвечает за профилактику внутрибольничной инфекции.

6. Получает бланки листков временной нетрудоспособности, заполняет их, отвечает за их сохранность и учет.

7. Следит за своевременной реализацией медикаментов и соблюдением сроков годности лекарств.

8. Проводит спецучебу со средним и младшим медицинским персоналом.

9.Отвечает за охрану труда и соблюдение техники безопасности, пожарной безопасности.

10. Систематически и четко ведет медицинскую документацию.

11. Ведет санитарно-просветительную работу.

12. Участвует в работе совета медицинских сестер, в административных обходах.

Обязанности

Старшая медицинская сестра отделения обязана:

1. Выполнять требования внутреннего и трудового распорядка лечебного учреждения.

2. В своей работе руководствоваться данной должностной инструкцией.

3. Качественно и в строго установленные сроки выполнять все возложенные на нее функции.

4. Соблюдать производственную, трудовую и исполнительскую дисциплину.

5. Соблюдать профессиональную этику и деонтологию. Быть объективной и требовательной.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ


палатной медицинской сестры терапевтического отделения

Общие положения

1. На должность палатной медицинской сестры отделения принимаются лица, имеющие среднее медицинское образование.

2. Медицинская сестра терапевтического отделения назначается и увольняется с работы главным врачом лечебного учреждения по представлению главной медицинской сестры лечебного учреждения и заведующего отделением.

3. Медицинская сестра отделения подчиняется непосредственно старшей медицинской сестре и заведующему отделением. В ее подчинении находится младший обслуживающий персонал закрепленных за ней палат.



Обязанности

Основными обязанностями медицинской сестры являются уход за больными, своевременное и правильное выполнение всех врачебных назначений.

В обязанности палатной медицинской сестры отделения входят:


  • владение всеми манипуляциями, необходимыми для лечения и ухода за больными;

  • контроль за порядком и чистотой в отделении;

  • соблюдение требований санитарно-противоэпидемического режима в отделении;

  • информирование врача о состоянии больных;

  • правильное выполнение врачебных назначений, раздача медикаментов из оригинальной упаковки;

  • точное и правильное ведение медицинской документации;

  • оказание первой медицинской помощи больным при внезапном ухудшении состояния;

  • контроль за питанием больных, кормление тяжелобольных;

  • обеспечивать хранение и исправное содержание медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря;

  • осуществление приема больных в отделение, ознакомление их с режимом в отделении;

  • соблюдение техники безопасности, трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка;

  • проведение санитарно-просветительной работы среди больных и посетителей;

  • осуществление контроля за работой младшего медицинского персонала;

  • систематическое повышение профессиональной квалификации.



ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ


процедурной медицинской сестры терапевтического отделения

Общие положения

1. На должность процедурной медицинской сестры принимаются лица, имеющие среднее медицинское образование, соответствующую квалификацию.

2. Процедурная медицинская сестра принимается и увольняется с работы главным врачом лечебного учреждения по представлению главной медицинской сестры лечебного учреждения и заведующего отделением.

3. Процедурная медицинская сестра непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре и заведующему отделением.



Обязанности

В обязанности процедурной медицинской сестры входят:



  • владение техникой выполнения манипуляций, необходимых для лечения и ухода за больными: парентеральное введение лекарств, переливание крови, постановка проб на переносимость лекарств;

  • заготовка стерильного материала;

  • забор крови из вены для лабораторных исследований;

  • определение группы крови с дальнейшей отметкой в паспорте;

  • изменение внутриглазного давления;

  • четкое ведение медицинской документации процедурного кабинета;

  • контроль сроков годности растворов для переливания, плазмы, крови, сывороток для определения группы крови;

  • в отсутствие врача - принятие срочных и неотложных мер по оказанию медицинской помощи;

  • проведение санитарно-просветительной работы среди больных;

  • выполнение правил техники безопасности;

  • систематическое повышение профессионального уровня.



ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ


палатной санитарки, младшей медицинской сестры по уходу за больными,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРАКТИКА
  • Гомель ГоГМУ 2010
  • ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ