Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»

Скачать 239,07 Kb.


Дата08.04.2018
Размер239,07 Kb.

Скачать 239,07 Kb.

Составитель:
Соловьева М. А., ст. преподаватель
кафедры гуманитарных дисциплин

Методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2011-2012 уч. г.»

В настоящее время осуществляется качественное обновление преподавания предмета «Мировая художественная культура» в связи с введением стандартов нового поколения.


1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя мировой художественной культуры


  1. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.).

  2. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312).

  3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004г.).

  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень).

  5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (профильный уровень).

  6. Методическое письмо о преподавании образовательной области «Искусство». Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, В. Г. Горяев, М. А. Фоминова, А. В. Копылова, В. Ф. Реут (М., 2009).

  7. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области».

  8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Мировая художественная культура.

2. Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в федеральном базисном учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

На базовом уровне федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета не менее 70 часов, в том числе в Х и ХI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в учебных учреждениях художественно-эстетического профиля из расчета не менее 6 часов в неделю, а в социально-гуманитарном профиле и филологическом профиле из расчета 2 часа в неделю.


3. Программно-методическое обеспечение. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК


Преподавание предмета «Мировая художественная культура» рекомендовано осуществлять на основе программ и учебников, утвержденных Министерством образования РФ.

Программы по МХК

1. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5-9 кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 кл.; Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Сост. Г. И.Данилова. – М.: Дрофа, 2010.

2. Мировая художественная культура: Программа для 10-11 классов (базовый уровень) / Сост. Л. Г.Емохонова. – М.: Академия, 2007.

3. Мировая художественная культура: Программа для 5-9, 10-11 классов (базовый и профильный уровень) / Сост. Л. А.Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2010.



В Федеральный перечень учебников по МХК на 2011/2012 учебный год вошли следующие издания:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Программа для 10-11 классов (базовый уровень). – М.: издательский центр «Академия», 2007. УМК для каждого класса представлен учебником, рабочей тетрадью, электронным пособием с иллюстрациями и музыкальными фрагментами, структурированными по странам и эпохам.

Учебники для 10-11 классов (базовый уровень) рассчитаны на 35 часов в год или на 1 час в неделю.

Содержание учебника соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Учебник получил гриф «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

УМК представляет возможность систематизировать знания о культуре и искусстве и дает целостное представление о МХК и логике ее развития в исторической перспективе.

2. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 кл. Общечеловеческие ценности МХК: Взгляд из России. – М.: Владос, 2006.

3. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС, 2008.

В УМК искусствоведа - профессора Л.А.Рапацкой также входит электронное пособие, позволяющее обогатить школьный курс мировой художественной культуры, дополнив его мультимедийными объектами (видеосюжетами, анимацией, звуковым сопровождением, качественными иллюстрациями, интерактивными заданиями и т. д.), и дающее возможность каждому школьнику осваивать предмет в соответствии с собственными способностями, индивидуальными психофизическими особенностями и уровнем подготовки.

5. Данилова Г. И. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (От истоков до XVII века) (базовый уровень). – М.: Дрофа, 2010.

6. Данилова Г. И. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (От XVII в. до современности) (базовый уровень). – М.: Дрофа, 2010.

Учебник написан в соответствии с новыми образовательными стандартами по истории мировой художественной культуры. В нем представлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от XVII века до современности. Материал учебника позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать представление о целостных художественных моделях мира. Учебник хорошо иллюстрирован. В нем много интересных вопросов и заданий, которые помогут закрепить и обобщить прочитанное. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-е издание, переработанное.

В качестве необходимого материала при изучении дидактической единицы ГОСа по МХК «Традиции родного края» целесообразно обратиться к Списку объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В 2005 году исторический центр Ярославля был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пристальное внимание следует обратить на «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Мировая художественная культура». В «Требованиях» обозначены цели и основания разработки требований, их новизна; специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения; дан расчет количественных показателей материально-технического обеспечения; четко прописан принцип вариативности, преемственности на разных ступенях образования, учета внутрипредметных и межпредметных связей; приведена характеристика учебного кабинета или помещения.


4. Контроль по предмету «Мировая художественная культура»


Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и УМК. Поэтому одним из актуальных вопросов подготовки учителя к внедрению стандартов второго поколения в практику современной школы является организация системы контроля знаний обучающихся. Контроль развивающий, фиксирующий результаты личностные, предметные и метапредметные. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результаты обучения – умения, навыки и результаты воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля выделяются следующие виды: стартовый (вводный, диагностический), текущий, тематический, рубежный, итоговый (заключительный). Но с помощью обычной контрольной работы или обычного экзаменационного опроса невозможно «проверить» то самое главное в курсе МХК, что связано с осуществлением его «сверхзадачи» – формирование личности школьника, рост его духовного развития и эстетической воспитанности. Неслучайно термин «проверка» заменен в практике преподавания МХК на термин «обратная связь». Проверка уровня подготовленности учащихся по предмету МХК, как в основной, так и в старшей школе, должна опираться на принципы преподавания мировой художественной культуры как предмета искусства, осуществляться свойственными художественному предмету способами. Важно понимать, что диагностируем при изучении предмета «Мировая художественная культура»: навык монологической речи, уровень устной и письменной речевой культуры, умение анализировать и интерпретировать произведение художественной культуры, понимание основных аспектов содержания художественного образования.

В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. Контролировать знания, умения и навыки учащихся необходимо в системе. При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные виды (названы выше) и формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Именно разные виды и формы контроля, проводимые в системе, дают положительные результаты обучения, которые выявляются при итоговом контроле. Поэтому так важен вопрос об организации текущего контроля.

Приведем примеры различных типов заданий для текущего контроля (приложение 1).

Итоговый контроль в каждом классе – обязательный! Проводится не в последний день учебного года, так как необходимо осуществить анализ контрольной работы, подвести итоги. Практика показывает, что итоговый контроль проводится не часто.

«Мировая художественная культура» предмет по выбору обучающихся для итоговой аттестации. Аттестация обучающихся различна по форме: устная или письменная; с использованием программного обеспечения. Итоговая аттестация может быть организована в форме экзамена (по билетам), защите проекта (реферата, творческой работы). Практика показала, что из возможных форм проведения экзамена (письменное тестирование, устный экзамен, собеседование и защита реферата) чаще всего проводятся устный экзамен, защита реферата и защита проекта.

Устный экзамен по «Мировой художественной культуре» сегодня является одной из самых распространенных форм итогового контроля. В процессе подготовки устного экзамена по МХК необходимо учитывать следующее: материал, который выносится на экзамен, должен быть обязательно изучен в классе вместе с учителем. Нежелательно выносить на экзамен материал, который ученики осваивали самостоятельно (в том числе в виде сообщений, докладов). В состав билета для экзамена рекомендуется включить два-три вопроса: первый вопрос исторический, второй вопрос технологический, третий вопрос практический.

Если билеты формируются из двух вопросов, то третий вопрос, который предполагает анализ произведения искусства, следует учесть в составе первого вопроса. Произведение искусства берется из той темы, которая указана в первом вопросе билета. Решение о количестве вопросов в билете принимается учителем. К составленному варианту билетов обязательно пишется пояснительная записка, в которой указывается, какое содержание вкладывается в билеты, количество вопросов; характер вопросов; что входит в практическую составляющую билетов. Билеты рассматриваются на заседании МО и утверждаются руководителем образовательного учреждения. Приведем примеры билетов для экзамена по МХК (см. приложение 2).

На базовом уровне (10-11кл.) главным с методологической точки зрения является постоянный сравнительный анализ, создающий основу для содержательного осмысления феноменов художественной культуры. Следуя этой логике, на базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой и не выделяется в отдельный блок вопросов, как это можно сделать на профильном уровне.

Объем проверяемых знаний и умений, заложенный в комплектах билетов, соответствует требованиям, которые основаны на видах деятельности, отвечающих целям художественно-эстетического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на каждой из ступеней. Такой подход является ключевым, поскольку отражает приоритетные направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся.

Базовый уровень изучения мировой художественной культуры направлен на формирование ключевых образовательных компетенций, позволяющих выпускникам школы ориентироваться в культурных явлениях повседневной жизни.

Первый вопрос комплекта экзаменационных билетов на базовом уровне носит обобщенный характер и в соответствии с Требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников позволяет избежать излишней детализации, ориентирует ученика на изложение основных содержательных линий курса. Он дает возможность выявить уровень формирования ключевых компетенций в противовес овладению некоей «суммой знаний». Вместе с тем он позволяет контролировать степень реализации заявленных в стандарте целей относительно освоения знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, использовании приобретенных знаний и умений для расширения кругозора.

Второй вопрос комплекта экзаменационных билетов на базовом уровне носит конкретный характер и призван выявить знание жанров и видов искусства, направлений и стилей мировой художественной культуры, ее конкретных шедевров. Он отражает реализацию целей, направленных на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, образно-ассоциативного мышления, воспитание художественно-эстетического вкуса.

Третий вопрос составлен с акцентом на опыт творческой деятельности учеников и отражает приоритет деятельностного и практико-ориентированного подходов в современном образовании. Он призван выявить обозначенное в Требованиях стандарта умение устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, узнавать и соотносить произведения с определенной эпохой, стилем, направлением. Он должен продемонстрировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные достоинства, высказывать о них свое собственное суждение.

Исходя из выше сказанного, составлены рекомендации по оцениванию ответов на содержательном уровне (с учетом того, что выпускник обязан продемонстрировать высокую степень ориентации в изученном материале по следующим позициям):

1) понимание вопросов экзаменационных билетов и соответствие содержания ответов поставленным проблемам;

2) привлечение необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений для ответа на вопросы, точность в передаче фактического материала;

3) аргументированность суждений, убедительность доказательств и обоснованность выводов;

4) умение анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох и конкретные шедевры;

5) использование необходимых искусствоведческих терминов и понятий;

6) композиционная стройность ответов;

7) ясность и точность изложения, речевая грамотность.



С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а выражение собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и нетривиально. Выпускнику рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано ее отстаивать.

При организации экзамена в 9 классе надо учесть важное условие: предмет должен изучаться с 5 по 9 класс включительно, т.е. системно (не один год); возможные варианты изучения: 6-9; 7-9; не должно быть промежутка между обучением и экзаменом: в 5-8 есть МХК, в 9 – нет МХК, а экзамен в 9 проводим. Проверяются результаты, полученные в течение нескольких лет, системно, целенаправленно. При этом УМК, выбранный учителем, не меняется на протяжении всего периода обучения. Поэтому содержание билетов для 9 класса учитель разрабатывает в соответствии с тем УМК, по которому велось изучение мировой художественной культуры с 5 по 9 класс, обязательно ориентируясь на центральные сюжеты, заложенные в ГОС среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (т.е. носит характер пропедевтический; поэтому каждая авторская программа и рассчитана на 5-11 классы). Принцип комплектования билетов желательно сохранить такой же, как в старшем звене.

Экзаменационные билеты предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по предмету: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты.

Этнокультурный компонент курса «Мировая художественная культура», обозначенный в ГОСе как дидактическая единица «Культурные традиции родного края», также может быть включен в содержание экзаменационных билетов.


Примеры различных типов заданий для текущего контроля, экзаменационные билеты составлены Беляковой Л.М. кандидатом культурологии, учителем мировой художественной культуры МОУ СОШ №35, город Рыбинск
Приложение 1

Примеры различных типов заданий для текущего контроля

Типы заданий информативного характера (задания первой группы):

1. Пересказ прочитанного текста.

2. Терминологические «диктанты».

3. Составление плана прочитанного текста в виде перечисления.

4. Тесты на знание периодов, стилей, имен, названий.

5. Составление и решение кроссвордов, ребусов.

6. Текст с ошибками (задания-«провокации»).

Типы заданий, имеющих некоторую творческую направленность (задания второй группы):

1. Выделение главного в прочитанном тексте, в рассказе учителя или другого ученика.

2. Описание исторического события, лица или мифологического сюжета, на основе которого построено произведение (живопись, скульптура, кинофильм).

3. Соотношение конструкции и тектоники в архитектуре (какими приемами достигается такой эффект?).

4. Попытка интерпретации символики произведения.

5. Анализ воздействия на зрителя цвета в картине.

6. Анализ воздействия на зрителя формата картины.

7. Анализ воздействия на зрителя целостной композиции картины (скульптуры).

8. Описание фигуры и описание фона (каким образом фон может помочь понять характер персонажа?).

9. Анализ воздействия на слушателя разных элементов музыкального произведения (ритм, темп, мелодия, гармония, тембр).

10. Определение стиля произведения (с обоснованием).

11. Сравнение одинаковых стилей в разных странах (например, что общего в итальянском и русском Возрождении?)

Типы заданий творческого характера (задания третьей группы):

1. Какое впечатление на вас произвело это произведение? Какими средствами художник добивается этого впечатления?

2. Сравнительное описание произведений искусств одного стиля, одной эпохи. Например, архитектура и одежда, живопись и музыка, скульптура, музыка и живопись и т.д.

3. Попытка интерпретации символов в данном произведении. Что дает этот символ в данном произведении?

4. Фантазирование на тему: кому могли принадлежать те или иные здания, какие это были люди по характеру, общественному положению?

5. Соотнесение евангельского сюжета в православной иконе и западноевропейской картине (Рождество, Распятие, Снятие с креста и т.д.).

6. Соотнесение взглядов на мир какого-либо исторического времени и современных.

7. Соотнесение канонов (живописи, архитектуры, музыки) разных эпох.

8. Доказательство принадлежности памятника к определенному стилю.

9. Анализ соотношения архитектурного сооружения и окружающей его среды.

10. Психологический портрет человека (героя или автора) по произведению: портрету, натюрморту, фоновому пейзажу, интерьеру, скульптуре, архитектурному сооружению, музыкальному произведению.

11. Описание примет времени по произведению.

12. Описание ситуации по произведению.

13. Описание преддействия и последействия в произведении.

14. Свободная фантазия о смысле (о чем произведение?).

15. Организация активного диалога в классе.


Приложение 2
Билеты по Мировой художественной культуре

9 класс
Пояснительная записка
Экзаменационные билеты составлены в соответствии с УМК…, по которому шло изучение мировой художественной культуры с 6 по 9 класс. Программа под редакцией… и учебник…соответствуют требованиям ГОСа по МХК.

Комплект экзаменационных билетов для проведения итоговой аттестации по предмету включает 25 билетов по 3 вопроса в каждом и учитывает объем изучаемого материала по мировой художественной культуре (1 час в неделю): первый вопрос носит характер обобщенный (метапредметные и предметные результаты); второй проверяет конкретные знания (предметные результаты); третий проверяет умение анализировать, сравнивать, рассуждать, давать собственную оценку, интерпретировать (личностные результаты, метапредметные, предметные).

При подготовке ответа по билету выпускники обеспечены необходимым иллюстративным рядом (CD, открытки, постеры, иллюстрации из книг, записи музыкальных произведений).

Билет №1


1.Понятие культуры и искусства.

2.Своеообразие художественного образа: интерпретационность, обобщённость, неповторимость.

3.Творческая ситуация.

К вам в гости приехал друг из-за рубежа. О какой достопримечательности своего города вы расскажете ему в первую очередь. Введите в рассказ элементы искусствоведческого анализа.

Билет № 2

1.Мир сказочной мифологии в искусстве (подробный анализ одного из произведений искусства на выбор обучающегося)

2. Диалог в искусстве.

3. Творческая ситуация.

Вы являетесь автором словаря «Юный искусствовед» и вам предстоит составить словарную статью об одном из музеев вашего города.

Билет № 3

1.Средства художественной выразительности в искусстве: ритм, свет, цвет и др.

2.Виды и стили архитектуры.

3.Творческая ситуация. Вы участвуете в конкурсе экскурсоводов. Проведите экскурсию «Архитектура моего родного города», подробно проанализировав один из памятников этого вида искусства.

Билет № 4



1.Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

2. Образ природы в живописи.

3. Творческое задание.

Вы составитель альбома по живописи. Какие тематические рубрики вы выделите в своём альбоме? Презентуйте свой альбом своим сверстникам.

Билет № 5

1.Художник – творец. Личность художника в искусстве.

2.Образы природы в архитектуре.

3. Творческое задание.

Вы создаёте книгу «Семь чудес света моего города». Какие достопримечательности найдут своё место в вашем издании?

Билет № 6

1.Мировоззрение народа: обычаи, обряды, религиозные традиции.

2.Язык музыки.

3.Творческое задание.

Подберите материал к альбому «Музыкальная культура Ярославского края».

Билет № 7

1.Новаторство и традиция в искусстве.

2. Образ воина-защитника в произведениях искусства.

3.Творческая ситуация.

Вас попросили выступить перед ветеранами Великой Отечественной войны. Какие произведения искусства будут включены в ваш диалог?

Билет № 8

1.Традиционное и современное искусство.

2.Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

3. Творческая ситуация.

Вы дизайнер. Вам предстоит разработать и представить ландшафтный дизайн парка отдыха в вашем городе.

Билет № 9

1.Библейские сюжеты в искусстве.

2.Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

3. Творческая ситуация.

Вам предоставляется право представить свой край на международной выставке предметов декоративно-прикладного искусства. Какой предмет этого вида искусства займёт центральное место в вашем павильоне?

Билет № 10

1. Религиозные и народные праздники.

2. Связь архитектуры и дизайна.

3. Творческое задание.

Составить сборник «Песни Ярославщины», презентовать одну из песен.

Билет № 11

1.Философские проблемы в творчестве композиторов и художников.

2.Компьютерная графика как современный вид искусства.

3. Аудирование1. Прослушать музыкальный фрагмент, определить автора и произведение, дать краткий искусствоведческий анализ.

Билет № 12

1.Отражение проблемы личности и общества в искусстве.

2.Темы войны и мира в искусстве.

3. Творческое задание.

Вам предстоит составить сборник стихотворений, посвящённых теме войны. Какие произведения вы включите в этот сборник? Прочитайте наизусть одно из стихотворений этой темы.

Билет № 13

1.Образ женщины-матери в искусстве.

2.Синтетические виды искусства.

3.Творческая задача.

Разработайте туристический маршрут, который познакомит всех желающих с музеями и театрами вашего города.

Билет № 15

1.Эталоны красоты в античности и современном мире.

2.Образное решение эскиза костюма.

3. Творческая задача.

Вы художник-модельер. Вам необходимо разработать костюм участника фольклорного ансамбля (территориальная принадлежность - на выбор обучающегося).

Билет № 16

1.Вечные сюжеты в искусстве.

2.Синтез в искусстве.

3.Творческая ситуация.

Вы посмотрели новый спектакль. Расскажите своим сверстникам о нём так, чтобы они захотели пойти в театр. Включите в рассказ элементы искусствоведческого характера.

Билет № 17

1.Родство художественных образов разных искусств.

2. Ландшафтный дизайн.

3. Творческая задача.

Вы дизайнер. Вам предстоит разработать и представить один из предметов промышленного дизайна (например, автомобиля).

Билет № 18

1.Общие выразительные средства визуальных искусств.

2.Искусство художественной фотографии и его связь с живописью.

3. Творческая ситуация.

Вы стали свидетелем спора художника-живописца и художника-фотографа, заменит ли фотография живопись. Какую позицию вы займёте в этом споре, обоснуйте свой выбор.

Билет № 19

1. Стилевое многообразие в искусстве.

2. Песенная культура.

3. Аудирование.

Прослушать музыкальный фрагмент, определить автора и произведение, дать краткий искусствоведческий анализ.

Билет № 20

1. Искусство интерьера.

2.Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

3. Творческая задача.

Создать «раскадровку» небольшого рассказа2 с ярким динамичным сюжетом.
Билеты по Мировой художественной культуре

11 класс
Базовый уровень
Пояснительная записка
Экзаменационные билеты по мировой художественной культуре составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Материал, отмеченный в стандартах курсивом, т.е. подлежащий изучению, но не включенный в Требования к уровню подготовки выпускников, в экзаменационных билетах не фигурирует. Однако сформулированные в экзаменационных билетах вопросы обеспечивают оптимальность объема проверяемых знаний и умений, которыми должны владеть выпускники школ базового уровня. Ориентация на стандарт позволяет сохранять независимость предложенного экзаменационного материала от какого-либо конкретного УМК, придавая комплекту билетов универсальный характер.

Комплект экзаменационных билетов для проведения итоговой аттестации по предмету на базовом уровне включает 25 билетов по 3 вопроса в каждом и учитывает объем изучаемого материала по мировой художественной культуре (1 час в неделю): первый вопрос носит характер обобщенный (метапредметные и предметные результаты); второй проверяет конкретные знания (предметные результаты); третий проверяет умение анализировать, сравнивать, рассуждать, давать собственную оценку, интерпретировать (личностные результаты, метапредметные, предметные).

При подготовке ответа по билету выпускники обеспечены необходимым иллюстративным рядом (CD, открытки, постеры, иллюстрации из книг, записи музыкальных произведений).

Билет № 1

1. Функция мифов в культуре первобытных народов.

2. Особенности барокко в живописи П.П.Рубенса.

3. Проведите параллели между музыкой новой Венской школы и течениями в живописи XX в.

Билет № 2

1. Отличительная черта месопотамского стиля в культовых и общественных сооружениях Двуречья.

2. Традиции и новаторство режиссерского театра К. С.Станиславского и В. И.Немировича-Данченко.

3. Сопоставьте готический собор и романскую базилику, найдите сходства и различия.

Билет № 3

1. Специфика русской академической живописи.

2. Титаны Возрождения: творчество одного из художников (на выбор обучающегося).

3. Найдите различия в художественных приемах украшения готических и крестово-купольных храмов.

Билет № 4

1. Главные течения модернизма в живописи XXв.

2. Роль живописных образов в комплексе Альтамиры.

3. Сопоставьте классицистические ансамбли Парижа и Петербурга.

Билет № 5

1. Градостроительство как вид искусства в Древнем Риме.

2. Постимпрессионизм: характеристика творчества художника (на выбор обучающегося).

3. Найдите общие черты в архитектуре и музыке барокко.

Билет № 6

1. Культура Древнего Египта (обряд, канон, магия).

2. Особенности французского классицизма (Версаль).

3. Сопоставьте характерные черты стиля модерн в западноевропейской и русской архитектуре.

Билет № 7

1. Образ «идеального города» в искусстве итальянского Возрождения.

2. Архитектурные образы в комплексе Стонхенджа.

3. Дайте характеристику новым для эпохи барокко музыкальным жанрам.

Билет № 8

1. Архитектурные и живописные приемы в создании ансамблей в Вавилонии.

2. Стилистические особенности творчества П.Пикассо.

3. Сопоставьте творчество композиторов-романтиков по тематике, жанрам, выразительным средствам.

Билет № 9

1. Истоки зарождения стиля барокко.

2. Роль Андрея Рублева в создании раннемосковской школы иконописи.

3. Сопоставьте режиссерский театр К.С.Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта.

Билет № 10

1. Пантеон – отражение идеи славы и величия Древнего Рима.

2. Импрессионизм в живописи, скульптуре, музыке.

3. Найдите сходные черты в литературе, музыке, живописи романтизма.

Билет № 11

1. Архитектура пирамид и храмов – отражение идеи Вечной жизни в культуре Древнего Египта.

2. Исторический сюжет в русской реалистической живописи.

3. Сопоставьте классицистическую и академическую живопись.

Билет № 12

1. Готический собор – «каменная энциклопедия» средневековой жизни.

2. М. И. Глинка как родоначальник классической русской музыки.

3. Найдите сходства и различия в архитектуре месопотамского зиккурата и египетской пирамиды.

Билет № 13

1. Мифологические, идеологические, эстетические принципы греческой классики рельефах и скульптуре Парфенона.

2. Особенности классицизма в живописи Н.Пуссена.

3. Сопоставьте византийский стиль и языческую древнерусскую традицию в архитектуре храма Св. Софии в Киеве.

Билет № 14

1. Особенности русского ампира.

2. Титаны Возрождения: творчество Рафаэля.

3. Сопоставьте византийскую иконопись с эллинистическим образцом, найдите различия.

Билет № 15

1. Музыка XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).

2. Барочные ансамбли Петербурга (творчествоФ.Б.Растрелли).

3. Выделите античные и восточные традиции в архитектуре и скульптуре эллинизма (Пергамский алтарь).

Билет № 16

1. Декор византийского крестово-купольного храма как отражение идеи божественного мироздания.

2. Титаны Возрождения: творчество Микеланджело.

3. Сопоставьте социальную тематику в живописи русских передвижников и французских художников-реалистов.

Билет № 17

1. Особенности византийского стиля в архитектуре.

2. Яркие представители музыкальных стилей эпохи барокко.

3. Найдите сходства и различия в живописи французского классицизма XVII в. и эпохи Просвещения.

Билет № 18

1. Художественные средства в украшении византийского храма.

2. Реализм в творчестве Рембрандта Х. ван Рейна.

3. Сопоставьте мир априорной красоты в живописи и музыке русского модерна.

Билет № 19

1. Монастырская базилика как отражение жизни романской эпохи.

2. Творчество композиторов «Могучей кучки».

3. Найдите архитектурные и декоративные элементы, общие для соборов владимиро-суздальского и раннемосковского зодчества.

Билет № 20

1. Идеалы прекрасного в Древней Греции и их отражение в ансамбле афинского Акрополя.

2. Творчество П.И.Чайковского в истории русской и мировой художественной культуры.

3. Сопоставьте архитектуру шатрового храма Древней Руси и готического собора.

Билет № 21

1. Художественные средства в украшении храмов Древней Руси.

2. Творчество И. С.Баха.

3. Найдите сходства и различия в конструктивизме, функционализме, «органической архитектуре».

Билет № 22

1. Архитектурный ансамбль Московского Кремля как отражение идеи величия и могущества Русского государства.

2. Ренессанс в Англии: драматургия У.Шекспира.

3. В чем прослеживается связь между архитектурой, скульптурой и живописью барокко?

Билет № 23

1. Представление об окружающем мире в сюжетах каменного декора романской базилики.

2. Романтизм в живописи (обзор творчества Ф. Гойя).

3. Найдите общие черты в архитектурных ансамблях и живописи классицизма XVII в.

Билет № 24

1. Готический собор как образ мира.

2. Эстетика классицизма в музыке Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена.

3. Сопоставьте архитектуру и тип рельефа общественных сооружений Вавилонии и храмовых комплексов Древнего Египта.

Билет № 25

1. Геометрический орнамент неолита как свидетельство упорядочения жизни.

2. Барочные ансамбли Рима (Л. Бернини).

3. Сопоставьте архитектуру древнерусских строительных школ и определите общие черты.



1 Круг музыкальных произведений определен программами по музыке и мировой художественной культуре.

2 Обучающимся можно предложить на выбор несколько небольших рассказов на выбор, например, В.Розов «Дикая утка».



  • Примеры различных типов заданий для текущего контроля
  • Билеты по Мировой художественной культуре 9 класс
  • Билеты по Мировой художественной культуре 11 класс Базовый уровень