Методический проект Составитель

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методический проект Составитель

Скачать 159.2 Kb.


Дата18.06.2017
Размер159.2 Kb.

Скачать 159.2 Kb.




МОУ лицей № 86 г. Ярославля

Изучение темы «Информационная переработка текстов разных стилей и жанров» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта




Методический проект


Составитель:

учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 86 г. Ярославля

Романова Марина Львовна



Ярославль

2006

Планирование темы «Информационная переработка текстов разных стилей и жанров»



Цели изучения всей темы:

  1. Воспитательные: формирование самостоятельно мыслящей личности.

  2. Развивающие: развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности, напр., навыков написания рефератов, тезисов, докладов; формирование и совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

  3. Образовательные: совершенствование навыков лингвистического анализа текста, извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста

На изучение данной темы отводится 5 часов.


Планирование темы:


  1. Вводный урок. Виды информационной переработки текстов.

  2. Информационная переработка текстов разных стилей и жанров. План. Тезисы. Выписки.

  3. Информационная переработка текстов разных стилей и жанров. Конспект.

  4. Информационная переработка текстов разных стилей и жанров. Реферат.

  5. Информационная переработка текстов разных стилей и жанров. Рецензия. Аннотация.

Все уроки комбинированные: включают в себя повторение пройденного, знакомство с новым материалом, практическое освоение новых знаний.


Проблемные вопросы каждого урока:

  1. С какой целью осуществляется информационная переработка текстов?

  2. В чем состоит сходство и отличие таких способов сокращения текстов, как план, тезисы, выписки?

  3. Чем конспект отличается от тезисов и плана? В чем преимущества этого способа переработки текста?

  4. В чем состоит сложность работы над рефератом? Почему реферат с большей объективностью, нежели конспект, позволяет судить о глубине понимания изучаемого источника?

  5. Каковы отличительные особенности рецензии и аннотации? Какие виды переработки текста требуют большей самостоятельности и почему?

Уроки предполагают работу с текстами разных стилей и жанров, разного содержания, что позволит осуществить межпредметные связи.



Разработка урока

Информационная переработка текста. Конспект.


10 класс

Цель урока:

- углубление знаний учащихся о конспекте как виде информационной переработки текста;

- совершенствование умений и навыков, необходимых для составления конспекта.




Этапы урока

Методы и приемы обучения, используемые на каждом этапе, мотивировка их выбора

Организация контроля за уровнем обученности и развития учащихся

I этап. Повторение пройденного материала.


Словарный диктант, включающий в себя термины, необходимые для работы на уроке, и слова с удвоенными согласными.

Морфемный и словообразовательный разбор.

Фронтальная беседа, выявляющая знание терминов, введенных на предыдущих уроках.


Самоконтроль.
Проверка учителем 3-4 работ.

II этап. Знакомство с новым материалом.


Беседа, подготавливающая к восприятию нового и выявляющая первоначальные знания о конспекте.

Работа с учебником.

Сравнительный анализ плана, тезисов, конспекта.

Сообщение учителя о способах сокращения текста (с демонстрацией слайдов)



Опрос.

III этап. Практическое освоение нового материала.

Сравнение исходного и сокращенного текста (для определения способов сокращения текста)

Диктант с творческим заданием (для отработки навыка переработки текста).

Свертывание предложений (для отработки навыка переработки текста).

Сообщение учителя с демонстрацией слайдов о правилах сокращения слов.

Самостоятельная работа с учебником. Как работать над тематическим конспектом.


Опрос.

Выборочная проверка заданий






IV этап. Домашнее задание.


Домашнее задание (по вариантам). Для более слабых учащихся – составление планового конспекта, для более сильных – тематического.

Обсуждение выполненных работ на следующем уроке.

Проверка всех работ учителем.



V этап. Итоги урока.


Беседа.



Используемый учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2005

Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005 г.

Оборудование урока: презентация.



Конспект урока


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1.

  3. Словарный диктант. Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступить в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект.

- Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой с призывом о чем-нибудь.)
- Назовите слова из диктанта, которые называют виды переработки и сокращения текста. (Реферат, конспект, план, выписки, тезисы.) Какие разновидности переработки текста в диктанте не названы? (Аннотация.)

Слайд 3. - Инд.: сделать морфемный и словообразовательный разбор слова выписки.

  1. Изучение нового материала.

1) Беседа.

1. Что вы понимаете под словом конспект?

2. Для чего нужно уметь составлять конспект?

2) Просмотр слайдов 7-8.

3) Работа с учебником. С.183. В чем отличие конспекта от других известных вам видов сокращения текста (плана, тезисов, выписок)? Сравните план, тезисы и конспект отрывка из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». (Просмотр слайдов9-10.)

4) Знакомство со способами сокращения текста. (Просмотр слайда 11.)


  1. Практическое освоение нового материала.
    1. Сравните два варианта одного текста (тексты выданы учащимся). Скажите, за счет чего произошло сокращение информации во втором варианте.

I вариант

Итальянская фирма «Фиат», широко известная в мире своими научно-техническими достижениями, построила скоростной поезд, который сократит пятичасовой путь от вечного города Рима до Милана на час с лишним. На поворотах довольно сложной и извилистой трассы весь поезд слегка наклоняется, чтобы центробежная сила не бросала пассажиров на стенки. Скорость этого нового замечательного поезда на отдельных участках пути доходит до 350 км/ч.



II вариант

Итальянская фирма «Фиат» построила скоростной поезд, который сократит путь от Рима до Милана на час с лишним. На поворотах трассы поезд слегка наклоняется для безопасности пассажиров. Скорость поезда на отдельных участках достигает 350 км/ч. Ответ. Сокращение текста осуществлено за счет дополнительной информации: «широко известная своими техническими достижениями»; «вечный город»; «довольно сложная и извилистая трасса»; «новый замечательный поезд»; «чтобы центробежная сила не бросала пассажиров на стенки».

2. Со слуха запишите диктант, трансформируя (слайд 19), где возможно, сложные предложения в простые. Сравните свою запись с предложенной.
Исходный текст.

Перчатки, которые мы привычно надеваем, не задумываясь об их предназначении, знали еще древние народы. В далекие времена персы носили короткие перчатки, сделанные из дорогих мехов. У греков же были в ходу напальчники, применявшиеся при еде. Ими пользовались и римляне, поскольку тогда о вилках понятия не имели, обходились без них.

У других народов перчатки считались непременным ежедневным туалетом, и люди не расставались с ними. Так, германцы, скандинавы, французы брали их, отправляясь на охоту, в дорогу и даже воевать. Причем перчатки изготавливались из разного материала, в зависимости от того, когда и где ими пользоваться.

С XIII века перчатки вошли в обиход как составная часть дамского наряда. А со следующего столетия стало всеобщей модой украшать их вышивками и золотыми пуговками. Позже, когда появились платья без рукавов, перчатки покрывали руку до локтя.


Трансформированный текст

Перчатки знали еще древние народы. В далекие времена персы носили короткие перчатки из дорогого меха. Греки же и римляне пользовались напальчниками для еды.

У других народов перчатки тоже были в обиходе. Германцы, скандинавы и французы брали их с собой повсюду, даже на войну. Материал для изготовления перчаток зависел от сферы употребления.

С XIII века перчатки - составная часть дамского наряда. В XIV веке их стали украшать вышивками и золотыми пуговками. Позже появились перчатки до локтя для платьев без рукавов.



3. Свертывание (слайд20) предложений (задание выполняется устно). (Слайды 12-14)

а) Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 15, а то 20 лет дольше.



Ответ. Примерно 25 процентов курильщиков умрет преждевременно.

б) Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.



Ответ. Ежегодно миллионы метеоритов с Астероидного пояса в виде булыжников и сплавов поражают поверхность Земли.

в) Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.



Ответ. Очень опасен метеоритный дождь, выпавший, например, в Мексике, из 8000 камней.

  1. Продолжение знакомства с новым материалом. Правила сокращения слов. Слайд 15-18.

  2. Прочитайте слова (задание выдано учащимся), которые используются для работы над конспектом, рефератом, разбейте их на три группы:

  1. слова, употребляющиеся при начале рассуждения;

  2. слова, указывающие на одновременность, повторяемость, последовательность действия;

  3. слова, сигнализирующие о конце действия.

Приведите собственные примеры (2-3) и продолжите ими списки.
(В)последстви.., (в)заключени.., дал..е, прежде всего, сначал.., в первую очередь, в то (же) время, позже, ниже, затем, ран..е, еще, сейчас, теперь, предв..рительно, нач..ная, (на)ряду с, пара(л,лл)ельно, (в)дальнейшем, завершая, под..тоживая, одновреме(н,нн)о с, позднее, воз..ращаясь к, резюмируя.

Объясните лексическое значение слова резюмируя.



  1. Продолжение знакомства с новым материалом. Работа с учебником.
    С. 184-185. Как работать над тематическим конспектом.


  2. Домашнее задание (по вариантам).

I вариант (более слабые ученики). Запишите конспект текста, выборочно используя подходящие по смыслу слова, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи и условно-следственные отношения между частями информации: и, но, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате, следовательно, таким образом и т.д. Например: Растения вырабатывают особую окраску и форму, в результате чего их невозможно отличить от окружающей среды.

Также используйте план текста.

Текст. В растительном мире, как и в животном, действует закон приспособляемости, подражания окружающей обстановке. Это явление называется мимикрией. Растения вырабатывают такую форму строения и окраску, что их совершенно невозможно отличить от среды, в которой они произрастают.
Одно из подобных растений – мезембриантема, или полуденный цветок. Оно раскрывает свои цветы только в полдень, под влиянием яркого солнечного света.
Мезембриантема встречается главным образом в самых сухих и солнечных местностях. Растение представляет собой несколько толстых, мясистых листьев, прилегающих вплотную к земле и образующих одно тело, состоящее как бы из двух полушарий. В щели между этими полушариями и распускаются эффектные желтые или белые цветы. По внешнему виду мезембриантему почти невозможно отличить от окружающих ее камней-голышей. Впервые это растение обнаружено в начале прошлого века в Южной Африке, в долине реки Оранжевой.

План.
1. Мимикрия.

2. Мезембриантема – «иллюстрация» мимикрии.



Конспект. Растения вырабатывают особую окраску и форму, поэтому их невозможно отличить от окружающей среды. Отсюда – явление мимикрии. Мезембриантема живет по законам мимикрии, поэтому ее невозможно отличить от камней-голышей, среди которых она произрастает.



II вариант (более сильные ученики). Прочитайте несколько текстов. Скажите, отражают ли названия тему сообщений? Могут ли они стать пунктами плана общего конспекта «Жилища животных»? Сделайте обобщающий вывод по всем текстам и запишите его.

а) Как птицы строят гнезда

Самые примитивные жилища строят птицы, кормящиеся на земле, например фазаны или страусы. Они роют неглубокую ямку. Птицы, гнездящиеся на деревьях, более изобретательны. Ткачики строят гнезда с крышей и отдельным входом. Самые дорогие гнезда принадлежат салангам. Их птицы строят из своей слюны, которая, высыхая, становится похожей на резину. Пустые гнезда идут у китайцев для приготовления супа – более 750 долл. за 1 кг.


б) Для чего бобры строят плотины

Иногда думают, что бобры строят плотины, чтобы ловить рыбу. Но они питаются древесиной, а плотинами защищают свое жилище – хатку. Она похожа на огромную кучу веток и окружена водой. Входы в хатку спрятаны глубоко под водой. Бобры возводят плотины для контроля уровня воды вокруг хаток. Некоторые сооружения достигают 250 м в длину.



в) Постройка тентов

Днем летучие мыши прячутся в темных местах вроде дуплистых деревьев и чердаков. В Центральной и Южной Америке некоторые летучие мыши устраивают дневные убежища из огромных листьев. Они прикрепляются к нижней поверхности листа и выгрызают часть поддерживающей его жилки. Конец листа опускается, прикрывая летучих мышей от глаз хищников.


г) Как часто животные переезжают

Большинство животных строят жилье раз в год, чтобы вывести потомство. Но некоторые строят дом каждый вечер и переходят в него со следующего дня. Самое крупное животное среди ежедневных переселенцев – горилла. Она строит гнездо, похоже на платформу, на земле или на дереве, причем весь процесс занимает обычно меньше пяти минут.

В море рыбы-попугаи защищают себя иначе. Когда солнце садится, они создают вокруг себя «спальные мешки» из слизи, выделяемой кожными железами, и спят в них. А на заре они съедают свой дом и уплывают за кормом.
Ответ. 1) Все названия текстов отражают тему сообщений. Они могут послужить пунктами плана общего конспекта на тему «Жилища животных».
2) Одни животные проводят всю жизнь в движении, и у них никогда не бывает места, которое можно было бы назвать домом. Другие строят жилье, где могут укрыть своих потомков или спрятаться от опасности. Животные используют самые разные строительные материалы, в том числе дерево, листья, глину и даже собственную слюну. В отличие от нас им не нужны планы и не нужно обучаться строительству. Они просто следуют своим инстинктам.


8. Подведение итогов урока.

Что узнали нового о конспекте? Что нужно уметь, чтобы составить конспект? В чем преимущества данного способа сокращения текста?



Приложения

Раздаточный материал для урока «Информационная переработка текста. Конспект»


1. Сравните два варианта одного текста. Скажите, за счет чего произошло сокращение информации во втором варианте.
I вариант

Итальянская фирма «Фиат», широко известная в мире своими научно-техническими достижениями, построила скоростной поезд, который сократит пятичасовой путь от вечного города Рима до Милана на час с лишним. На поворотах довольно сложной и извилистой трассы весь поезд слегка наклоняется, чтобы центробежная сила не бросала пассажиров на стенки. Скорость этого нового замечательного поезда на отдельных участках пути доходит до 350 км/ч.


II вариант

Итальянская фирма «Фиат» построила скоростной поезд, который сократит путь от Рима до Милана на час с лишним. На поворотах трассы поезд слегка наклоняется для безопасности пассажиров. Скорость поезда на отдельных участках достигает 350 км/ч.



2. Прочитайте слова, которые используются для работы над конспектом, рефератом, разбейте их на три группы:

  1. слова, употребляющиеся при начале рассуждения;

  2. слова, указывающие на одновременность, повторяемость, последовательность действия;

  3. слова, сигнализирующие о конце действия.

Приведите собственные примеры (2-3) и продолжите ими списки.
(В)последстви.., (в)заключени.., дал..е, прежде всего, сначал.., в первую очередь, в то (же) время, позже, ниже, затем, ран..е, еще, сейчас, теперь, предв..рительно, нач..ная, (на)ряду с, пара(л,лл)ельно, (в)дальнейшем, завершая, под..тоживая, одновреме(н,нн)о с, позднее, воз..ращаясь к, резюмируя.
Объясните лексическое значение слова резюмируя.

Приложения




Домашнее задание

I вариант. Запишите конспект текста, выборочно используя подходящие по смыслу слова, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи и условно-следственные отношения между частями информации: и, но, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате, следовательно, таким образом и т.д. Например: Растения вырабатывают особую окраску и форму, в результате чего их невозможно отличить от окружающей среды.

Также используйте план текста.

Текст.
В растительном мире, как и в животном, действует закон приспособляемости, подражания окружающей обстановке. Это явление называется мимикрией. Растения вырабатывают такую форму строения и окраску, что их совершенно невозможно отличить от среды, в которой они произрастают.
Одно из подобных растений – мезембриантема, или полуденный цветок. Оно раскрывает свои цветы только в полдень, под влиянием яркого солнечного света.
Мезембриантема встречается главным образом в самых сухих и солнечных местностях. Растение представляет собой несколько толстых, мясистых листьев, прилегающих вплотную к земле и образующих одно тело, состоящее как бы из двух полушарий. В щели между этими полушариями и распускаются эффектные желтые или белые цветы.

По внешнему виду мезембриантему почти невозможно отличить от окружающих ее камней-голышей. Впервые это растение обнаружено в начале прошлого века в Южной Африке, в долине реки Оранжевой.
План.
1. Мимикрия.

2. Мезембриантема – «иллюстрация» мимикрии.

II вариант. Прочитайте несколько текстов. Скажите, отражают ли названия тему сообщений? Могут ли они стать пунктами плана общего конспекта «Жилища животных»? Сделайте обобщающий вывод по всем текстам и запишите его.

а) Как птицы строят гнезда

Самые примитивные жилища строят птицы, кормящиеся на земле, например фазаны или страусы. Они роют неглубокую ямку. Птицы, гнездящиеся на деревьях, более изобретательны. Ткачики строят гнезда с крышей и отдельным входом. Самые дорогие гнезда принадлежат салангам. Их птицы строят из своей слюны, которая, высыхая, становится похожей на резину. Пустые гнезда идут у китайцев для приготовления супа – более 750 долл. за 1 кг.

б) Для чего бобры строят плотины

Иногда думают, что бобры строят плотины, чтобы ловить рыбу. Но они питаются древесиной, а плотинами защищают свое жилище – хатку. Она похожа на огромную кучу веток и окружена водой. Входы в хатку спрятаны глубоко под водой. Бобры возводят плотины для контроля уровня воды вокруг хаток. Некоторые сооружения достигают 250 м в длину.

в) Постройка тентов

Днем летучие мыши прячутся в темных местах вроде дуплистых деревьев и чердаков. В Центральной и Южной Америке некоторые летучие мыши устраивают дневные убежища из огромных листьев. Они прикрепляются к нижней поверхности листа и выгрызают часть поддерживающей его жилки. Конец листа опускается, прикрывая летучих мышей от глаз хищников.

г) Как часто животные переезжают


Большинство животных строят жилье раз в год, чтобы вывести потомство. Но некоторые строят дом каждый вечер и переходят в него со следующего дня. Самое крупное животное среди ежедневных переселенцев – горилла. Она строит гнездо, похоже на платформу, на земле или на дереве, причем весь процесс занимает обычно меньше пяти минут.

В море рыбы-попугаи защищают себя иначе. Когда солнце садится, они создают вокруг себя «спальные мешки» из слизи, выделяемой кожными железами, и спят в них. А на заре они съедают свой дом и уплывают за кормом.



Библиография


  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – М.: «ВАКО», 2003.

  2. Михайлова С.Ю. Учимся писать рефераты, составлять конспекты и тезисы на уроках русского языка: 9-11-й кл./С.Ю Михайлова.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005. - 253; [3]с. - (Школьный урок).

  3. Фогельсон И.А. Литература учит:10 кл.: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,1990. – С.33-34.


  • Методический проект Составитель
  • Планирование темы «Информационная переработка текстов разных стилей и жанров»
  • Разработка урока
  • Приложения
  • Приложения Домашнее задание
  • Также используйте план текста.
  • 2. Мезембриантема – «иллюстрация» мимикрии.
  • а) Как птицы строят гнезда