Методические указания для студентов заочной формы обучения по направлениям 29. 03. 01 «Технология изделий лёгкой промышленности»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методические указания для студентов заочной формы обучения по направлениям 29. 03. 01 «Технология изделий лёгкой промышленности»



страница1/8
Дата29.04.2018
Размер2,6 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии

и дизайна»

Основы прикладной антропологии

и биомеханики

Контрольные работы

Методические указания

для студентов заочной формы обучения по направлениям

29.03.01 «Технология изделий лёгкой промышленности»

и 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности»

(степень «бакалавр»)


Составитель

Е. Л. Хлебникова

Санкт-Петербург
2015
УТВЕРЖДЕНО

на заседании методической комиссии РИНПО

протокол № 3 от 08. 04. 2015

Рецензент

К. Ю. Шолин

Оригинал-макет подготовлен составителем
Подписано в печать 03.06.2015 Формат 60х80 1/16.

Усл. печ. л. _2,9__ Тираж _100_. Заказ 483/15

Электронный адрес: http://publish.sutd.ru и http://alt-rinpo.sutd.ru

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВО «СПбГУПТД»

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26
ВВЕДЕНИЕ
Создание изделий одежды модных силуэтов и пропорций неразрывно связано с формой, размерами и пропорциями тела человека и их изменчивостью. Именно поэтому закрепление знаний теоретических основ исследования размеров и внешней формы тела человека в статике и динамике должны являться основной целью выполнения контрольных работ по курсу «Основы прикладной антропологии и биомеханики».

Самостоятельное выполнение контрольной работы позволит студентам изучить и закрепить знания анатомо-физиологического строения человека и его взаимосвязь с антропометрическими признаками.

Основой прикладной антропологии человека, как сложной биологической системы, является пластическая анатомия, которая изучает анатомо-физиологическое строение человека с точки зрения ее внешней пластической формы. Антропология, изучающая более широко происхождение и эволюцию человека, отделилась от анатомии, но не потеряла с ней тесную связь. Проектирование модных форм одежды, поиск рациональных модельно-конструкторских решений невозможно без знаний размерной типологии населения, основанной на пластической анатомии, антропологии и антропометрии.

Внешняя пластическая форма тела человека в основном образуется четырьмя системами. Это скелет, мышцы человека, жировая прослойка и кожа человека. Кроме того, биомеханическое движение скелета и мышц, обеспечивается периферической и центральной нервной системой. Существуют связи между типом нервной системы и телосложением. Для получения, используемой в швейной промышленности, информации о поверхности тела человека, особенностях изменения этой поверхности во время движения, используют измерения размерных признаков с использованием приемов и методов антропометрии, навыки которых формируются при выполнении студентами лабораторных работ под руководством преподавателя. В процессе же выполнения контрольной работы студенты должны получить знания о том, что размерные признаки, характеризующие размеры и внешнюю форму конкретной человеческой фигуры, зависят от размера костей, степени развития мускулатуры и жировых отложений, т.е. внешняя форма тела человека и размерные признаки зависят от внутреннего строения. Кроме того, студенты самостоятельно получают знания об основных факторах, обуславливающих изменение внешней формы тела человека.

Тщательное изучение модулей, вынесенных на самостоятельную проработку, предваряет обзорный курс лекций, позволяющий рассмотреть наиболее сложные вопросы.

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения данного курса, являются исходными базисными для освоения таких основных специальных дисциплин как «Конструирования одежды», «Конструктивное моделирование одежды», «Проектирование швейных изделий различного назначения», «Конструкторско-технологическая подготовка производства». Глубокие знания курса позволят студентам комплексно и рационально решать конкретные задачи, связанные с проектированием костюма, как в процессе учебы, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что он является исходной основой для освоения специальных дисциплин связанных с вопросами проектирования одежды, как для предприятий массового производства, так и для предприятий, работающих по индивидуальным заказам.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы в межсессионый период является одной из основных форм самостоятельной работы студента-заочника. При выполнении контрольной работы продолжается закрепление навыков самостоятельной работы с литературой, и другими информационными источниками, освоение основных задач изучаемой дисциплины, выработка умений выбрать основной существенный материал по заданной теме.

Перед тем как приступить к выполнению контрольной работы студент, используя учебники и другие информационные источники, должен изучить все темы четырех учебных модулей, вынесенных для самостоятельного изучения. План изучения каждой теоретический темы представлен в настоящих методических указаниях.

Далее студент приступает к выполнению своего варианта контрольной работы. Номер варианта контрольной работы студент определяет по последней цифре номера своей зачетной книжки. Каждый вариант задания предполагает реферативное изложение четырех теоретический вопросов по разделам дисциплины "Основы прикладной антропологии и биомеханики" с включением поясняющего иллюстративного материала. Выбор теоретических вопросов из четырех модулей по вариантам осуществляется из таблицы 1.

Объем ответа на каждый теоретический вопрос не должен превышать 4 страниц. По тексту следует указывать сведения об информационных источниках в виде ссылок в квадратных скобках арабскими цифрами. Нумерация сквозная по всей контрольной работе. В «Списке использованных источников», обязательном для контрольной работы, источники необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки.

Обязательным элементом контрольной работы по «Основам прикладной антропологии и биомеханики» являются иллюстрации. Они могут быть черно-белыми или цветными, нарисованные самостоятельно или в виде ксерокопии.
Т а б л и ц а 1 – Выбор задания для проработки теоретических вопросов

Вариант


Номера вопросов из учебных модулей

Раздел I

Раздел II

Раздел III

Раздел IV

Скелет человека

Мышечная система человека

Подкожно-жировой слой человека. Кожные покровы. Телосложение

Нервная система человека

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

9

9

9

9

9

0

10

10

10

10

Иллюстрации следует располагать в тексте контрольной работы после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Иллюстрации должны иметь название, например: «Рисунок 1 – Позвоночник человека», и могут иметь пояснительные данные.

Студент готовит контрольную работу и в сроки, определяемые деканатом, и направляет ее для проверки.  Контрольные работы поступают к преподавателю для регистрации и проверки. После проверки контрольной работы преподаватель либо выставляет оценку за контрольную работу, либо, если в работе имеются многочисленные и принципиальные ошибки, отправляет контрольную работу на доработку.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с учебным пособием кафедры КиТШИ «Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу»: на листах формата А4 (верхнее, нижнее и левое поле -2см, правое – 1см), содержать титульный лист, содержание, ответы на 4 вопроса (основная часть) и список использованных источников. Все страницы контрольной работы (кроме титульного листа) должны быть пронумерованы в центре нижней части листа без точки. Текст должен быть напечатан кеглем не менее 12 через 1,5 интервала.


РАЗДЕЛ I. СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
Используя теоретический материал по строению скелета человека из лекционного курса, учебной и научно-исследовательской литературы, рекомендованной в настоящих Методических указаниях, и других информационных источников, письменно ответьте на вопрос контрольной работы по своему варианту. При ответе на вопрос следует использовать иллюстрации (позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей или непрерывного соединения костей и суставов). Следует обратить внимание на особенности строения позвонков в различных отделах позвоночного столба. При описании отделов скелета следует указывать название основных костей, проиллюстрировать их место в скелете, особенности строения, виды соединений костей, особенности скелета человека (возрастные, половые, видовые). Следует обратить особое внимание на функциональные нагрузки рассматриваемых отделов скелета. При описании костей конечностей дать общее и отличительное в строении скелета верхних и нижних конечностей. Обязательно отмечать антропометрические точки на всех изучаемых костях. Описывая соединения костей (непрерывные и прерывистые), необходимо дать определение суставов и показать их строение, привести иллюстрированные примеры. Отвечая на вопрос о соотношении размеров различных частей костного скелета между собой и ко всему телу человека, следует использовать знания о типах пропорций и их изменении в зависимости от пола и возраста.


    1. Темы лекционного курса по разделу «Скелет человека»

Для целей проектирования одежды специалист должен иметь четкую информацию о форме тела человека, как об объекте одевания. Форма тела человека определяется костным скелетом, мышцами и подкожно-жировым слоем. Изучение формы тела человека начинается с костного скелета, являющегося опорой мягким тканям и основой приложения мышц.


Тема 1. Скелет человека. Основные сведения
Основные функции костного скелета человека. Антропометрические показатели (размерные признаки) и скелетные размеры. Антропометрические точки и скелет человека. Строение скелета позвоночных животных и человека (сходство и различие). Основные отделы скелета.
Тема 2. Скелет туловища
Позвоночный столб (позвоночник). Строение позвонков и их движение. Формы связей между позвонками. Шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз. Осанка человека: нормальная, наклонная и перегибистая.

Грудная клетка. Формы грудной клетки. Ребра, истинные и ложные. Грудина или грудная кость, три основные части (рукоятка, тело грудины, мечевидный отросток).


Тема 3. Скелет верхних конечностей
Плечевой пояс. Плечевой скат (ширина плечевого ската). Соединения плечевого пояса. Ключица. Лопатка.

Свободная конечность – рука. Плечевая кость. Кости предплечья: локтевая кость, лучевая кость. Кости запястья. Пястные кости.


Тема 4. Скелет нижних конечностей
Тазовый пояс (таз). Подвздошная кость. Седалищная кость. Лобковая кость.

Свободная конечность – нога. Бедренная кость. Надколенник (коленная чашечка). Голень. Малоберцовая кость. Большеберцовая кость.


Тема 5. Виды соединения костей

Непрерывные соединения: соединительнотканные, хрящевые, соединения при помощи костной ткани. Прерывные соединения ( суставы): простые, комбинированные. Разновидности движения в суставах. Полусуставы (Промежуточный тип).

Тема 6. Соотношение размеров частей костного скелета тела человека
Типы продольных пропорций тела человека: брахиморфный, долихоморфный, долихоморфный, мезоморфный.

Тип поперечных пропорций тела человека: равновесный, верхний и нижний.

Соотношение частей тела. Каноны построения фигуры человека при эскизном проектировании.

Зависимость пропорций от пола и возраста.




    1. Варианты вопросов контрольной работы по I разделу «Скелет человека»




  1. Строение позвоночника. Основные отделы.

  2. Строение позвоночника. Типы осанки.

  3. Строение грудной клетки. Фора грудной клетки.

  4. Строение скелета верхних конечностей. Плечевой пояс.

  5. Строение скелета верхних конечностей. Свободная конечность – рука.

  6. Строение скелета нижних конечностей. Кости тазового пояса.

  7. Строение скелета нижних конечностей. Свободная конечность – нога.

  8. Непрерывные соединения костей. Разновидности непрерывных соединений, из особенности и примеры.

  9. Прерывистое соединение костей – суставы. Разновидности, особенности, примеры.

  10. Соотношение размеров частей костного скелета тела человека. Проектирование одежды и пропорции.


РАЗДЕЛ II. МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Используя теоретический материал по мышечной системе человека из лекционного курса, учебной и научно-исследовательской литературы, рекомендованной в настоящих Методических указаниях, и других информационных источников, письменно ответьте на вопрос контрольной работы по своему варианту. Ответы на вопросы должны быть проиллюстрированы изображениями мышечных тканей, мышечной системы человека, строения скелетной мышцы, мышц различной формы. Используя изображение мышечной системы человека необходимо указать названия основных «видимых» мышц, проиллюстрировать их место в мышечной системе человека, особенности строения, основное функциональное назначение.

2.1. Темы лекционного курса по разделу «Мышечная система

человека»
Мышцы, вместе с подкожно-жировым слоем, в значительной степени определяют форму тела человека и пластику поверхности. За счет сокращения и расслабления мышц тело человека удерживается в пространстве, происходят все его движения. При любых движениях форма отдельных участков тела меняется, причём иногда в значительных пределах за счет перераспределения мышечного тонуса.
Тема 1. Мышцы, как активная часть двигательного аппарата человека
Виды мышечной ткани: поперечнополосатая скелетная мышечная ткань, поперечнополосатая сердечная мышечная ткань, гладкая мышечная ткань. Особенности строения и функциональное назначение. Собственные мышцы и мышцы - пришельцы.
Тема 2. Скелетные мышцы
Скелетная мускулатура. Строение скелетных мышц: пучки поперечнополосатых мышечных волокон (пучки первого и второго порядка), соединительная ткань и соединительная оболочка, сухожилия. Сокращение мышц и движение костей скелета. Основные группы мышц: мышцы головы, шеи туловища, конечностей. Мышцы синергисты и антагонисты. Мышцы сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, поднимающие и опускающие, вращающие. Степень развития мускулатуры и преобразование формы тела человека.

Форма скелетных мышц: простые (длинные, короткие, широкие, плоские, веретенообразные, перистые, круглые, сходящиеся), сложные (двуглавые, трехглавые, четырехглавые, многосухожильные, двубрюшные, квадратные, дельтовидные, камбаловидные, пирамидальные, круглые, зубчатые, треугольные, ромбовидные, трапецевидные)


Тема 3. Основные скелетные мышцы туловища
Основные «видимые» мышцы груди: большая грудная мышца, передняя зубчатая мышца.

Основные «видимые» мышцы живота: прямая мышца живота, наружная косая мышца живота. Белая линия живота.

Основные «видимые» мышцы спины: широчайшая мышца спины, большая круглая мышца, малая круглая мышца, простая мышца, трапецевидная.


Тема 4. Основные скелетные мышцы верхних конечностей
Основные «видимые» мышцы плечевого пояса: дельтовидная, трехглавая мышца плеча (трицепс), двуглавая мышца плеча (бицепс).

Основные «видимые» мышцы предплечья: локтевой разгибатель, кисти короткий лучевой разгибатель кисти, длинный лучевой разгибатель запястья, плечелучевая мышца, короткий разгибатель большого пальца кисти; длинная мышца, отводящая большой палец кисти; разгибатель пальцев.


Тема 5. Основные скелетные мышцы нижних конечностей
Основные «видимые» мышцы тазового пояса: подвздошно-поясничная мышца, мышца, натягивающая широкую фасцию бедра, большая ягодичная, средняя ягодичная,.

Основные «видимые мышцы бедра: полуперепончатые мышцы, полусухожильная мышца, тонкая мышца, двуглавая мышца бедра (бицепс бедра), гребенчатая мышца, длинная приводящая мышца, портняжная мышца, прямая мышца бедра, внутренняя широкая мышца, четырехглавая мышца бедра.



Основные «видимые» мышцы голени: икроножная мышца, камбаловидная мышца, передняя большеберцовая мышца, длинный разгибатель пальцев стопы.

2.2.Варианты вопросов контрольной работы по II разделу «Мышечная система человека»


  1. Виды мышечной ткани. Особенности строения и функциональное назначение.

  2. Скелетные мышцы, их общее строение и основные функции.

  3. Форма и функции простых скелетных мышц.

  4. Форма и функции сложных скелетных мышц.

  5. Мышцы груди (собственные и мышцы-пришельцы), их месторасположение и основные функции.

  6. Мышцы спины (собственные и мышцы-пришельцы), их месторасположение и основные функции.

  7. Основные мышцы плечевого пояса, их месторасположение и основные функции.

  8. Основные мышцы плеча и предплечья, их месторасположение и основные функции.

  9. Основные мышцы тазового пояса, их месторасположение и основные функции.

  10. Основные мышцы бедра и голени, их месторасположение и основные функции.


РАЗДЕЛ III. ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ СЛОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ. ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ
Используя теоретический материал по специфике подкожно-жировых отложений, кожных покровов человека и типами телосложений из лекционного курса, учебной и научно-исследовательской литературы, рекомендованной в настоящих Методических указаниях, и других информационных источников, письменно ответьте на вопрос контрольной работы по своему варианту. При ответе на вопросы III раздела иллюстрации можно не использовать, однако их присутствие в ответе на вопрос будет оцениваться положительно.
3.1. Темы лекционного курса по разделу «Подкожно-жировой

слой человека, кожные покровы, телосложение»
Соотношение роста и поперечных размеров тела человека, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, мышечной и жировой тканей определяют телосложение. Распределение подкожно-жирового слоя в большой степени определяет форму тела, Основной функцией подкожно-жировой клетчатки является теплопродукция, не связанная с мышечными сокращениями. Кожные покровы человека являются мягкой внешней оболочкой, Основная функция – защита организма от внешних воздействий.
Тема 1. Подкожно-жировой слой человека
Основные функции жировой ткани. Особенности строения. Распределение жировых отложений на теле человека и факторы, влияющие на это распределение. Типы жировых отложений: слаборазвитые, средние, повышенные, обильные. Типы фигур с различной равномерностью жировых отложений: равномерным и неравномерным.

Тема 2. Кожные покровы человека.
Основные функции кожи человека. Особенности строения кожных покровов человека (дерма и эпидермис). Особенности строения и свойства эпидермиса. Особенности строения (коллагеновые волокна, эластические волокна) и свойства дермы. Особенности кожных покровов у детей.
Тема 3. Телосложение человека
Понятие телосложения. Телосложение мужчин (типология, разработанная Бунаком): грудной, мускульный, брюшной тип. Телосложение женщин (типология, разработанная Шкерли): равномерное распределение жировых отложений (лептозомный, нормальный, рубенсовский), неравномерное распределение жировых отложений (верхний, нижний), неравномерное жироотложение преимущественно на туловище и конечностях (на туловище, на конечностях). Особенности телосложения детей (типология, разработанная для подростков Штефко): астеноидный, торакальный, мышечный.


    1. Варианты вопросов контрольной работы по III разделу «ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ СЛОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ. ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ»




        1. Распределение жировых отложений на теле человека. Половозрастные и психологические особенности локализации жировой ткани у женщин.

        2. Распределение жировых отложений на теле человека. Половозрастные особенности локализации жировой ткани у мужчин.

        3. Типы жировых отложений у человека.

        4. Основные функции жировой ткани.

        5. Особенности строения кожных покровов человека

        6. Основные функции кожи.

        7. Особенности кожных покровов у детей.

        8. Манекены типовых фигур

        9. Характеристика типов телосложения женщин, разработанная Б.Шкерли

        10. Характеристика телосложения разработанная Штефко и Кречмером.



РАЗДЕЛ IV. НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Используя теоретический материал из доступных информационных источников, письменно ответьте на вопросы по особенностям нервной системы человека. В этом модуле студент должен усвоить материал по изучению  структурно-функциональной единицы нервной ткани – нейрона, дать основные виды и  классификацию нейронов, иметь представление о топографии и роли различных видов нейронов. При изучении строения спинного мозга следует обратить внимание  на  оболочки, полости между оболочками, общее строение и структуру спинного мозга на поперечном разрезе (строение серого и белого вещества). При изучении  головного мозга следует начать с оболочек мозга, их роли, назвать основные щели, борозды и извилины пяти  долей головного мозга. При ответе на вопросы IV раздела иллюстрации можно не использовать, однако их присутствие в ответе на вопрос будет оцениваться положительно.



4.1. Темы лекционного курса по разделу «Нервная система

человека»
Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает их функциональное единство и  связь всего организма с окружающей средой. Нервная система человека включает в себя  центральную нервную систему и периферическую нервную систему. К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической нервной системе – отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы.

В зависимости от силы и смещаемости процессов возбуждения и торможения, а также способности их находиться в равновесии различаются типы нервной системы: подвижный неуравновешенный (холерический), подвижный уравновешенный (сангвинический), инертный уравновешенный (флегматический) и меланхолический.



Тип нервной системы влияет на телосложение человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Основы прикладной антропологии и биомеханики Контрольные работы
  • ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • – Выбор задания для проработки теоретических вопросов
  • РАЗДЕЛ I . СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
  • Темы лекционного курса по разделу «Скелет человека»
  • Тема 1. Скелет человека. Основные сведения
  • Тема 3. Скелет верхних конечностей
  • Тема 4. Скелет нижних конечностей
  • Тема 5. Виды соединения костей
  • Тема 6. Соотношение размеров частей костного скелета тела человека
  • Варианты вопросов контрольной работы по I разделу «Скелет человека»
  • РАЗДЕЛ II . МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
  • 2.1. Темы лекционного курса по разделу «Мышечная система человека»
  • Тема 1. Мышцы, как активная часть двигательного аппарата человека
  • Тема 3. Основные скелетные мышцы туловища Основные «видимые» мышцы груди: большая грудная мышца, передняя зубчатая мышца.
  • Тема 4. Основные скелетные мышцы верхних конечностей
  • Тема 5. Основные скелетные мышцы нижних конечностей
  • 2.2.Варианты вопросов контрольной работы по II разделу «Мышечная система человека»
  • РАЗДЕЛ III . ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ СЛОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ. ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ
  • 3.1. Темы лекционного курса по разделу «Подкожно-жировой слой человека, кожные покровы, телосложение»
  • Тема 1. Подкожно-жировой слой человека
  • Тема 2. Кожные покровы человека.
  • Тема 3. Телосложение человека
  • Варианты вопросов контрольной работы по III разделу «ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ СЛОЙ ЧЕЛОВЕКА, КОЖНЫЕ ПОКРОВЫ. ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ»
  • РАЗДЕЛ IV . НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
  • 4.1. Темы лекционного курса по разделу «Нервная система человека»