Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до)

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до)



страница1/14
Дата29.08.2017
Размер2,11 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

  1. Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО

  2. Концептуальные ориентиры ФГОС ДО

  3. Проектирование Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДОО)

  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

Приложение

Система дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО будет выстраивать свою деятельность с учетом смены образовательной парадигмы, стратегии модернизации образования, перспективных идей вариативного дошкольного образования, инновационных подходов к его содержанию и технологиям, расширению института семейного воспитания.



Задача введения ФГОС ДО определяет вектор управленческой деятельности на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждой дошкольной образовательной организации (ДОО) будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами.
1. Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295).

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

  13. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

  14. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

  15. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).

  16. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

  17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

  18. Письмо Министерства образования и науки России от 27.09.2012 № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ».

Региональный уровень

  1. Закон Псковской области № 1385-ОЗ от 07.05.2014 «Об образовании в Псковской области.



  1. Государственная программа Псковской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014-2020гг.» (утверждена Постановлением Администрации области от 18.10.2013 №493).



  1. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Псковской области на 2013-2018 годы» (утвержден Распоряжением Администрации области от 16.05.2014 № 165-р).



  1. Приказ Государственного управления образования Псковской области от 30.01.2014 № 68 «Об утверждении плана-графика введения ФГОС дошкольного образования».

2. Концептуальные ориентиры ФГОС ДО

Впервые в истории Российской Федерации с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование (далее – ДО) стало официально признанным уровнем непрерывного общего образования. С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Нормативный статус ФГОС ДО закреплен приказом министра образования и науки на основании ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Процессы стандартизации ДО – важный поворотный момент в системе образования. Все предшествующие документы: концепции, положения, письма – не имели такого статуса.

Основными функциями ФГОС ДО являются:


  • обеспечение права на качественное дошкольное образование;

  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;

  • гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;

  • повышения качества дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативно-правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Идеология стандарта – «детоцентризм». По словам А.Г. Асмолова: "Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».

Следует подчеркнуть, что в современных социокультурных условиях идеи Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова становятся особо актуальными, они определяют концептуальную основу образовательного стандарта. Акценты делаются на:


  • приоритеты развития личности, раскрытие ее потенциала;

  • поддержание способности ребенка к саморазвитию, самоактуализации, самореализации;

  • сохранение разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Интенсивное обновление нормативной базы последних лет ориентирует на реализацию культурологической парадигмы в воспитании ребенка дошкольного возраста. Методологически важным в связи с этим становится то, что в процессе взаимодействия со взрослым ребенок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении сложившихся качеств, так и в постижении новых возможностей развития.

«Настоящее учение – это постоянное самообновление, со временем приобретающее все более осмысленный и осознанный характер... Знания – только инструмент всей этой непростой работы. Умение учиться, по большому счету, совпадает с умением мыслить», - отмечает В.Т. Кудрявцев.

Смысл и значение такого образования состоит не в ускорении развития, а в его обогащении, максимальном использовании всех возможностей детских видов деятельности, в которых ребенок наиболее успешен. Именно дошкольный этап жизни дает эти возможности.

Амплификация как обогащение развития всех видов детской деятельности – теоретическое положение А.В. Запорожца, высказанное в 70-е гг. прошлого столетия, не потеряли актуальности для современного дошкольного образования.

Именно такая трактовка позволит преодолеть чисто прагматический, рецептурный подход к организации педагогической работы в ДОО и увидеть смысл педагогической деятельности в развитии личности дошкольника, становлении ребенка в качестве субъекта образовательного процесса, свободного в выборе деятельности, ее содержания, объема, партнера. Как подчеркивает В.Т. Кудрявцев: наполненная дошкольная жизнь в ее специфических, а не привнесенных из других возрастов формах, становится залогом успехов с самой длительной отдачей.

Необходимо формировать игровое детское сообщество, создающее условия для развития и саморазвития ребенка, которому предоставляется свобода выбора и одновременно возможность управлять своим выбором в соответствии с принятыми нормами жизни в коллективе. По выражению В.Т. Кудрявцева, «она создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения».

Впервые во ФГОС ДО подчеркивается, что родители, семья являются участниками образовательных отношений. Обязательным компонентом образовательной программы дошкольного образования должны стать, говорится в Стандарте, характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Родители знакомятся с программой, с ними согласовывают проведение собеседований и обследований детей, изменение индивидуальной образовательной тактики.

Однако педагогическое взаимодействие должно идти не только в одном направлении (от детского сада к родителям), а навстречу этому движению: от родителей к детскому саду.

Это означает, что родители в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО тоже должны предоставлять необходимые условия для гармоничного развития ребенка в семье. Создавать не статичную, а динамичную разнообразную предметно-пространственную развивающую среду, обогащенную образовательную атмосферу для познавательного и личностного развития ребенка.

Несмотря на то, что современные родители в большинстве случаев стремятся к самообразованию, их психолого-педагогическая культура формируется в основном стихийно, под влиянием случайных сведений из средств массовой информации, создавая иллюзию психологической грамотности. В соответствии с ФГОС ДО необходимо создавать установку педагогов на работу с родителями как с единомышленниками, заботиться о построении как психологических, так и технологических условий для осуществления взаимодействия, учитывать запросы различных семей, создавать в детском саду обстановку доверия и сотрудничества.

Результаты образовательной программы представлены в Стандарте как целевые ориентиры. А.Г. Асмолов сказал: «Нет ничего более страшного, чем оценивать ребенка. Ребенка надо ценить, а не оценивать».

Поэтому в Стандарте оцениваются условия, образовательный процесс, который создан для социокультурного разнообразия мира детства. Нужен культурный календарь – педагог должен знать, чем и как живет ребенок, что его заботит. Для этого методики работы с детьми должны принципиально измениться, чтобы обеспечить реализацию комплексного подхода в развитии личности, поддержке субъектной позиции детей в различных видах деятельности.

В соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования устанавливается переходный период до 1 января 2016 г., позволяющий дошкольным образовательным организациям не только подготовить необходимую программно-методическую документацию, но и создать условия для реализации целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим возникает интерес к тому, как ориентированы практические работники в вопросах требований к проектированию условий для организации образовательной деятельности в ДОО.

У педагога дошкольного образования должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования. Анализ трудностей при планировании и реализации основных аспектов образовательной работы в соответствии с введением ФГОС ДО (проведенный факультетом дошкольной педагогики и психологии МПГУ) показал:



  • «растерянность» методической службы разных уровней;

  • неготовность педагогов отказаться от организованных форм образовательной работы, тяготение к учебно-дисциплинарной модели;

  • недостаточную подготовленность самих педагогов и/или нежелание воспитателей (особенно с большим стажем работы) принимать перемены и перестаивать свою работу в соответствии с новыми требованиями, преодолевать сложившиеся ранее стереотипы;

  • непонимание необходимости перемен;

  • растерянность практических работников в связи с отсутствием реестра программ, соответствующих ФГОС ДО;

  • опасение возврата к единой примерной программе (хотя в Стандарте говорится о вариативности программ).

Педагоги ожидают неприятие родителями основных положений Стандарта, с их точки зрения, снижающие уровень подготовки детей к школе. Однако во ФГОС ДО прописана ориентировка на развитие мотивационной готовности к обучению, формирование любознательности, ответственности, самостоятельности, коммуникативных навыков, что позволяет ребенку осуществить безболезненный переход на уровень школьного образования.

Вместе с этим новые стратегические ориентиры в развитии системы образования, по мнению Т.И. Ерофеевой, следует воспринимать позитивно:

Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.

Во-вторых, закладывается создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процессе.

В-третьих, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

В-четвертых, изменения повлекут за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и результатах.

В-пятых, изменение педагогического взаимодействия в системе «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании.

На Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию в 1919 г. С.Т. Шацкий говорил: «В дошкольном деле, которое является более важным, чем школьное, ибо новую школу можно построить, как прямое продолжение детского сада, мы, к сожалению, связаны старыми формами». Почти через сто лет первый стандарт дошкольного образования декларирует разнообразие, уникальность, самоценность детства, подчеркивает, что оно не является подготовкой к следующему периоду. Нам еще предстоит понять сказанное С.Т. Шацким, научиться работать по ФГОС ДО, осознать, что деятельность детского сада должна быть направлена на обеспечение полноценного развития личности детей, а не на удовлетворение от реализации амбициозных педагогических проектов.



3. Проектирование ООП ДОО

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» ОП дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления в силу закона, т.е. уже с сентября 2013 года.

Приказом Минобрнауки Россииот 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре ООП ДО и вступления в силу ФГОС ДО. При этом Рособранадзор обращает внимание в своём письме от 07.02.2014 на статью 108 ч.5 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01.01.2016 и подчёркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.

Таким образом, определён период перехода ДОУ на ФГОС ДО, начинающийся со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной и завершающийся не позднее 01.01.2016. В условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ жесткий контроль за переходом на новые основные образовательные программы к образовательным организациям применяться не должен.

Дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.12, п. 6) должны самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования (далее – ПООП ДО), которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Как показывает практика, управление оказывает эффективное, целенаправленное и регулирующее воздействие на развитие дошкольной организации лишь при условии, если одним из управленческих инструментов является проектирование. Это означает, что развитие дошкольной организации обеспечивается посредством решения возникающих в процессе социальной жизнедеятельности различных проектных ситуаций, связанных с созданием новых или модернизацией уже существующих видов деятельности, что само по себе определяет направления, которые могут иметь прогрессивный характер.

Образовательная программа (далее – ОП), реализуемая в ДОО, рассматривается применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка, т.е. включает в себя как воспитание, обучение, так и охрану, укрепление здоровья воспитанников, самостоятельную, совместную деятельность детей и взрослых.



Проектирование это создание, конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях. Применительно к образовательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и детей. Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность. Каждому объекту проектирования присущи свои формы. Так для педагогических систем и педагогических процессов такими формами могут быть ОП. Нормативно-правовой основой, методическим обеспечением проекта являются ФГОС ДО. Следовательно, проектирование основной образовательной программы (далее – ООП) является источником формирования содержания дошкольного образования, с одной стороны, и конечных результатов его освоения – с другой. При этом необходимо учитывать специфику дошкольного образования, основанного на признании самоценности дошкольного периода детства, его роли в развитии личности.

Первая функция: образовательные программы служат механизмом реализации стандартов, программы указывают способ достижения содержащихся в них результатов образования.

Образовательные программы дошкольного образования должны указывать, что делает на разных этапах возрастного развития сам ребенок и как рекомендуется взаимодействовать с детьми взрослым (имея в виду не только педагога, но и родителей), чтобы возникшие между ними взаимодействие, сложившиеся отношения и общая атмосфера были направлены на целевые ориентиры, содержащиеся в стандарте. Это основная функция образовательных программ – раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.

В стандартах назначение ООП образовательной организации определяется следующим образом: «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Вторая функция программ: программы служат основой для организации по ним реального образовательного процесса, а также осуществления его контроля и коррекции, если он перестает соответствовать требованиям, нужным для получения результатов. Корректируются две вещи: реальный процесс и сама программа.

В детском саду, в отличие от предыдущих лет, приоритетом для организации работы с детьми служит не программа образовательной организации, пусть даже самая идеальная, и не планы, написанные педагогом, а собственная активность ребенка. Подход к планированию по ФГОС прямо противоположен методам коллективной «дрессировки» детей под какую-то ни было программу. Он не допускает включения дошкольников в заранее запланированные программы и планы взрослых: игры, прогулки, экскурсии, праздники, занятия и другие мероприятия, а тем более их постоянного одергивания, принуждения, насильственного включения в то, что делать надо. Индивидуальная деятельность в детском саду определяется самим ребенком, а коллективная совместно – на общем сборе детей и взрослых. И даже с маленькими детьми обязательно обсуждается все то, что будет дальше происходить в их жизни, чтобы они могли воспринимать план как их общее решение, а не план самих взрослых, в исполнение которого включаются дети.



Третья функция программ: благодаря наличию общих, то есть разработанных для единого стандарта программ, на территории страны сохраняется единое образовательное пространство, все дети получают равные возможности для получения образования. Для этого программы должны опираться на ту методологию, те основные теоретические базовые принципы, которые содержатся в стандарте, соответствовать единым целевым ориентирам. Раскрытие функций или назначения программ позволяет понять, что следует считать программой, соответствующей требованиям ФГОС.

Программа дошкольного образования – это теоретически и эмпирически обоснованная модель, содержащая описание поддерживаемой педагогами, ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности детей; содержания, форм, технологий, методов и приемов поддерживающей это развитие деятельности взрослых (педагогов и родителей) с указанием целесообразных вариантов организации их коллективно-распределенной деятельности и ее интеграции во времени (в течение дня, недели, месяца, года) в предметно-пространственной среде детского сада и окружающего его социума; а также возможных образовательных результатов этой деятельности, служащих целевыми ориентирами реализации программы.

ООП должна показать как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в ДОО любого вида создается собственная модель организации воспитания и обучения дошкольников; какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. Поэтому ООП должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного ДОО, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Конечной целью создания ООП ДОО является реализация собственной модели организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий.

В дошкольной организации воспитание и обучение ребенка происходит, прежде всего, в контексте игры, а также в других формах совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, что напрямую определяет структуру и содержание деятельности педагога дошкольного образования. Миссией педагога является обеспечение оптимальных условий для успешного воспитания, развития, социализации ребенка на этапе дошкольного детства. Таким образом, ООП является ключевым документом, определяющим для каждой конкретной ДОО организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии.

Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. ООП формируется как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • 1. Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Федеральный уровень
  • Региональный уровень
  • 3. Проектирование ООП ДОО