Методические рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Синдром дефицита внимания, гиперактивность

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Синдром дефицита внимания, гиперактивность



Дата03.07.2018
Размер111 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Е. А. Игумнова, зав. информационно-методическим отделом ЦДЮТТ

Е. В. Буркова, методист ЦДЮТТ


Методические рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Синдром дефицита внимания, гиперактивность

В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома среди детей и его большой социальной значимостью, если 8–10 лет назад таких детей в классе было по одному – два, то сейчас – до пяти человек и более. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет (примерно у 15 % младших школьников), и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7–9 раз чаще, чем у девочек. У девочек чаще наблюдается синдром дефицита внимания без гиперактивности.



Что такое СДВГ и откуда он берется?

Диагноз СДВГ ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной появления ММД является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка, травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие. В последние годы доказана также и генетическая природа СДВГ.

Основными признаками СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5 – 15 минут. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики сели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти 2 требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Дети с СДВГ имеют “мерцающее” сознание, могут “впадать” и “выпадать” из него, особенно при отсутствии двигательной активности. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях. Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, однако в этот период они обычно не сказываются отрицательно на развитии ребенка, так как те же проблемы есть у большинства дошкольников. Однако у детей с СДВГ симптомы сохраняются тогда, когда он идет в школу, часто мешая учебной успешности.



Проявления СДВГ с возрастом меняются. В раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, в подростковом – нарушение адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Далее неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезает.

Ребенок с СДВГ – какой он?

Нарушение внимания:

    • с трудом удерживает внимание;

    • часто допускает ошибки из-за небрежности;

    • ребенок не слышит обращенную к нему речь;

    • не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;

    • сложно самому организовать себя на выполнение задания;

    • избегает, не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;

    • часто теряет свои вещи;

    • легко отвлекается на посторонние стимулы;

    • часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность:

  • частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.;

  • встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;

  • проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

  • не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;

  • находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;

  • часто бывает болтливым.

  • Импульсивность:

  • часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;

  • обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;

  • часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места;

  • часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ.

Коррекция СДВГ

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции. При этом выбор методов должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений синдрома и наличия сопутствующих ему нарушений.

Немедикаментозная коррекция включает в себя:

  • психотерапию;

  • педагогическую коррекцию;

  • нейропсихологическую коррекцию.

Медикаментозная терапия применяется лишь, в крайнем случае, при неэффективности других методов коррекции. За рубежом же лекарственная терапия используется широко. Чаще всего больному назначают психостимуляторы, которые впервые стали применяться с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании.

Психотерапевтическая коррекция: ее может применять только психолог.

  • Аутогенная тренировка – упражнения, с помощью которых человек расслабляется;

  • Гипноз, самогипноз;

  • Медитация – сознательная фиксация внимания на моменте времени;

  • Визуализация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной.

Педагоги могут применять педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ключевой момент программы коррекции – изменение окружения ребенка в школе и дома. Используются конкретные рекомендации для родителей и педагогов. Также программу нейропсихологической коррекции может составить психолог, заниматься по которой с ребенком могут и родители и педагоги. В программе могут быть психокоррекционные игры ИГРЫ.

Применение специально организованных игр с гиперактивными детьми дошкольного и школьного возраста, показывает свою эффективность.

Во-первых, тренируется внимание детей, и это непременно отражается на их школьных успехах.

Во-вторых, снижается двигательная расторможенность и импульсивность детей, что не может не радовать педагогов.

В-третьих, дети сами видят прогресс и улучшения в своем состоянии и получают огромное удовольствие от подобной игровой деятельности.



ПРОГНОЗ заболевания относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30% случаев проявление синдрома дефицита внимания может наблюдаться и у взрослых.

Положительное развитие детей с синдромом гиперактивности может быть достигнуто только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.



Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми

  1. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

  2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

  3. Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

  4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре кабинета. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью.

  5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло.

  6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности.

  7. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика.

  8. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.


Психокоррекционные игры с гиперактивными детьми

Гвалт

Цель: развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания.

Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Примечание. Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Тишина

Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех)».

Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, в другом классе, на улице.

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвуют 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Фасоль или горох?

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

Сиамские близнецы

Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению доверия между детьми.

Условия игры. Детям дается инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

Примечание. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и т. д.

Мишки и шишки

Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.



Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы — мячики, кубики и т. п.

Аисты — лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз, так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

Поиграем с предметами?

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.

Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

  1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.

  2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

  3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

  4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

  5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.

  6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.

Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.




Каталог: Metod kopilka
Metod kopilka -> Реферат на определенную тему Составить таблицу По разделу «Введение» Вид внеаудиторной работы
Metod kopilka -> Прохладненский район кбр
Metod kopilka -> Научно-исследовательский проект
Metod kopilka -> И методы их воспитания
Metod kopilka -> Программа профессионального модуля пм. 01. Приготовление блюд из овощей и грибов По профессии 260807. 01 Повар, кондитер
Metod kopilka -> Урок по теме «Виды придаточных предложений». Проходить он будет в форме зачёта. Результаты на каждом этапе будут заноситься в «Листы учёта» ассистентами Каковы наши
Metod kopilka -> Урок по биологии 10-ый класс Вирусы неклеточные формы жизни. Учитель биологии: Рыжёнок Н. Л
Metod kopilka -> Лекции по разделу «Оказание акушерско-гинекологической помощи. Мдк 02. 03.»

  • Что такое СДВГ и откуда он берется
  • Ребенок с СДВГ – какой он Нарушение внимания
  • Немедикаментозная коррекция
  • Медикаментозная терапия
  • Психотерапевтическая коррекция
  • Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми
  • Психокоррекционные игры с гиперактивными детьми Гвалт