Методические рекомендации отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе ривш по организации воспитательной, социальной и идеологической работы в учреждениях высшего образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методические рекомендации отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе ривш по организации воспитательной, социальной и идеологической работы в учреждениях высшего образования

Скачать 171,14 Kb.


Дата02.08.2017
Размер171,14 Kb.

Скачать 171,14 Kb.



Методические рекомендации
отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе РИВШ
по организации воспитательной, социальной и идеологической работы
в учреждениях высшего образования
на 2014 – 2015 учебный год
2013 – 2014 учебный год был непростым как для системы высшего образования в целом, так и для работников структур, отвечающих за ведение идеологической и воспитательной работы. В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10 июля 2013 г. № 43 и в рамках оптимизации учреждений высшего образования сформированы штатная численность работников учреждений высшего образования и структуры, включающие отделы (управления) по воспитательной работе с молодежью, спортивные клубы, отделы (центры) молодежных инициатив, культурно-досуговой деятельности и др., отвечающие за организацию идеологической и воспитательной работы.

Особое внимание уделено штатной численности руководителей учреждения высшего образования. Проработан вопрос обязательного наличия в штате учреждения высшего образования должности проректора по воспитательной работе с учетом его статуса проректора по основной деятельности (письмо Минобразования от 28.01.2014 № 10-21/18). Произошло концептуальное обновление подходов к воспитательной работе.



Совершенствование стратегии управления организацией идеологической и воспитательной работы в вузах.

Управление идеологической и воспитательной работой в учреждениях высшего образования Республики Беларусь должно опираться на сформированную организационную модель, в которой за конкретными структурами закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и порядок взаимодействия по горизонтали и вертикали (данная структура на высоком уровне отражена в учебно-методическом пособии «Комплексная организационно-управленческая модель идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования Республики Беларусь» / С.Л.Сергеюк, Т.А.Симановская, Ф.И.Храмцова. – Минск : РИВШ, 2013. – 138 с.).

Стратегическое руководство организацией и проведением воспитательной работы в УВО и ее контроль осуществляют в тесном взаимодействии первый проректор и проректор по воспитательной работе.

Тактическое руководство на факультетах – начальник отдела (управления) по воспитательной работе с молодежью, заместители деканов по воспитательной работе, кураторы учебных групп и преподаватели дисциплин; в общежитиях – начальник и методисты отдела (управления) по воспитательной работе с молодежью, воспитатели.

За организацию и проведение воспитательных мероприятий различного уровня и направленности отвечают отделы (управления) воспитательной работы с молодежью.

Социальный и психолого-педагогический мониторинг текущего состояния воспитательного процесса в УВО осуществляется социально-педагогической и психологической службой (далее СППС), развитию и деятельности которой необходимо уделить особое внимание, так как специалисты, работающие в данной структуре, должны иметь высокий уровень подготовки, четко представлять себе сферу своей деятельности, знать контингент обучающихся, с которыми необходимо вести работу, своевременно выявлять учебные группы и конкретных студентов, требующих повышенного педагогического внимания.

Основная цель деятельности специалистов СППС – разрешение конкретных проблем социальной жизни студентов. Руководителям данных служб следует обратить внимание не только на уровень подготовки, методы работы и направления деятельности сотрудников службы, но и направить усилия на активизацию взаимодействия педагогов социальных, педагогов-психологов, профессорско-преподавательского состава, других педагогических работников при работе с обучающимися.

Следует отметить, что практически во всех УВО на хорошем уровне ведется работа по реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 (далее Декрет). Вместе с тем, необходимо обратить внимание на своевременную актуализацию приказа ректора УВО, где подробно изложена схема взаимодействия сотрудников и подразделений УВО по реализации положений Декрета.

В целях совершенствования работы педагогов социальных УВО республики в 2014 – 2015 учебном году необходимо осуществить локальные методические разработки по совершенствованию работы педагогов социальных конкретного УВО; планируется утвердить методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации работы педагога социального в учреждении высшего образования. Кроме того, для специалистов СППС, а также других работников отделов (управлений) воспитательной работы с молодежью необходимо ежегодно проходить курсы повышения квалификации, а также посещать тематические семинары по направлениям, связанным с идеологической и воспитательной работой в высшей школе, при этом администрации УВО необходимо предусмотреть финансирование этого направления работы.

Важным участком воспитательной работы в университете является функционирование института кураторства. Педагог-куратор организует совместную внеаудиторную деятельность студентов. Он является консультантом, помощником для обучающихся как в учебной работе, так и во внеучебной деятельности. Для студентов куратор не должен быть представителем администрации, который наблюдает и наказывает, он должен стать партнером, который знает о жизненных трудностях студента, готов поддержать и прийти на помощь. Несмотря на обилие документов, необходимых для работы куратора, его деятельность будет намного более эффективной, если будет восприниматься не как тягостная обязанность, а как личностная инициатива, возможность профессионального и личностного роста. В связи с этим администрация УВО должна найти возможность всячески стимулировать работу кураторов, поощрять лучших, учитывать их заслуги при проведении ежегодной аттестации, при прохождении ими конкурсов на замещение тех или иных должностей.

Наибольшую ответственность несут кураторы, которые работают со студентами-первокурсниками: правильно настроить обучающихся, помочь им адаптироваться, вовремя увидеть проблему, поддержать в трудной ситуации, поощрить инициативу и отметить успехи – все это задачи куратора. Поэтому со студентами-первокурсниками должны работать наиболее опытные и ответственные педагоги, которые уже проявили себя и зарекомендовали на самом высоком уровне. Для выявления, поддержки и поощрения таких сотрудников во всех УВО следует проводить конкурс на звание лучшего куратора, который должен стать незабываемым событием и объединяющим фактором как для самих кураторов, так и для студентов, которые приходят поддержать своего наставника.

При оценке работы кураторов должен в обязательном порядке учитываться уровень ведения документации (план работы, ведение журнала куратора и др.), отзывы студентов (по результатам анкетирования), предоставляемые отчеты, которые должны содержать не только текстовую информацию, но и фотографии, презентации, видеоролики, другие, в том числе методические, материалы, которые становятся составляющими базы передового педагогического опыта факультета и, в дальнейшем, учреждения высшего образования, всего педагогического сообщества высшей школы.

В 2014 – 2015 учебном году Министерством образования Республики Беларусь на базе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» будет организован обучающий семинар для кураторов учебных групп, а также других педагогических работников учреждений высшего образования по проведению воспитательной работы со студенческой молодежью.

Кроме того, руководителям УВО необходимо всемерно поддерживать студенческое самоуправление, которое функционирует в вузах республики как одна из особых форм самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие инициатив и гражданской активности студентов.

Этот вопрос не теряет свою актуальность, особенно с учетом проведения мероприятий по подготовке Республики Беларусь к вступлению в Болонский процесс. Со вступлением страны в Болонский процесс обязательным условием аккредитации и аттестации учебного заведения является формирование и совершенствование стабильной системы работы органов студенческого самоуправления. В этой связи всестороннее педагогическое сопровождение студенческого самоуправления по праву рассматривается как одна из форм воспитательной работы, направленной на формирование развитой, творческой личности будущего специалиста; подготовку студентов к самостоятельной жизни, повышение их конкурентоспособных компетенций на рынке труда.

На сегодняшний день развитие органов студенческого самоуправления играет важную роль в воспитании студенческой молодежи. При грамотном подходе к организации работы органов студенческого самоуправления обучающиеся смогут приобрести дополнительные компетенции, важные для подготовки кадров с высшим образованием – умение планировать свою деятельность, четко формулировать цели и задачи, принимать грамотные управленческие решения, оценивать возможности и степень компетентности специалистов для делегирования полномочий; возможность освоить основные/первичные навыки управления финансами, развивать коммуникативные навыки для организации плодотворного сотрудничества, совершенствовать способность к общественной деятельности.

В системе студенческого самоуправления ведущую роль сегодня играют первичные организации ОО «БРСМ», профсоюзные организации студентов, а также студенческие Советы, Советы старост и т.д. Следует направить силы на более интенсивное развитие этой системы, вовремя замечать активных, неординарных студентов, использовать их идеи, помогать их развитию и образованию, так как существует тенденция вовлечения данной группы молодежи в неформальные студенческие объединения непозитивной направленности.

Органы студенческого самоуправления должны доносить взгляды и позицию студентов по тем или иным общественно значимым вопросам, затрагивающим интересы как каждого студента, так и учебной группы, факультета, учреждения высшего образования в целом. Для более эффективного их функционирования необходимо активизировать работу УниверситетTV, студенческих радиостанций, целевых групп в социальных сетях и т.д.; систематически проводить выездные встречи активистов по обмену опытом работы, «школы активов», в том числе во время каникул, пр.

При работе со студенческими лидерами следует давать им больше самостоятельности, более активно привлекать их к управлению УВО, разработке локальных нормативных документов, определяющих организацию учебно-воспитательного процесса, осуществлению социальной поддержки досуга и быта (особенно студентов, проживающих в общежитиях), питания, спорта, просветительско-культурных мероприятий.

Еще одна характерная особенность проведения идеологической и воспитательной работы в учреждении высшего образования – использование эффективных методов информационной работы. В современных условиях информационные потоки стали стержнем общественной жизни, основным сектором, влияющим на формирование общественного мнения, а особенно взглядов и настроений молодежи, в связи с чем следует уделить пристальное внимание обновлению и развитию данной сферы.

Следует систематизировать работу по постоянной актуализации информации по направлениям воспитательной деятельности на официальных сайтах, выстроить систему работы обучающихся и педагогических работников в социальных сетях. Вместе с тем, необходимо уделять должное внимание стенной печати и информационным стендам.

Отдельного внимания заслуживает проблема взаимодействия педагога и студента в информационном пространстве. В настоящее время Министерством образования при взаимодействии со всеми заинтересованными осуществляется разработка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Законопроект). Законопроект повлечет корректировку Законов Республики Беларусь от 19 декабря 1993 года «О правах ребенка», от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации», от 17 июля 2008 года «О средствах массовой информации», от 10 мая 2007 года «О рекламе».

Наиболее актуальной задачей отделов (управлений) по воспитательной работе с молодежью, профессорско-преподавательского состава, органов студенческого самоуправления является совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Одним из основных направлений деятельности является планирование мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которые будут проходить в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі». Мероприятия, запланированные в рамках акции, должны осуществляться как в ходе учебного процесса (проведение исследований, подготовка рефератов, презентаций, эссе), так и во внеучебное время (организация и проведение конкурсов, конференций, выставок, создание тематических клубов и др.). На протяжении 2014 – 2015 учебного года необходимо постоянно освещать не только в студенческих СМИ, но и в интернет-пространстве работу УВО по подготовке и проведению воспитательных мероприятий разнообразных форм, посвященных празднованию Великой Победы, включая интерактивные формы (целевые форумы, группы, другие интернет-сообщества).

Пристальное внимание необходимо уделить ведению систематической работы в рамках организации предвыборной кампании, которая начинает свою работу в 2014 – 2015 учебном году, вовлечению в данную деятельность большего количества педагогических работников и сотрудников учреждения высшего образования и обучающихся. Студенты должны прийти к выборам подготовленными избирателями, знать особенности избирательной системы Республики Беларусь, иметь устоявшийся взгляд на перспективы развития нашего государства, систему государственного устройства страны. Студенческая молодежь должна стать самой активной и неравнодушной частью белорусского электората. Для проведения эффективной работы в данном направлении целесообразно активизировать работу лекторских, информационно-пропагандистских групп.

Разнообразить творческую, научную, спортивную, общественную деятельность студентов, активизировать их инициативы, продемонстрировать успехи (в том числе на международном уровне) позволили студенческие форумы, проведенные в 2013 – 2014 учебном году на базе учреждения образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» – республиканский спортивно-художественный праздник «Молодежь – надежда и будущее Беларуси», а также республиканский фестиваль самодеятельного художественного творчества иностранных студентов. Мероприятия были организованы и проведены на высоком уровне, получили положительные отзывы среди студентов и работников УВО. Такие мероприятия будут включаться в План работы Министерства образования на учебный год, поэтому необходимо предусмотреть финансирование участия УВО в подобных республиканских мероприятиях.

По итогам мониторинга эффективности и качества идеологической и воспитательной работы за 2013 – 2014 уч. год выявлено, что не все УВО готовятся к участию в XVI республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи (далее Выставка). Обращаем внимание на необходимость включения в План работы на 2014 – 2015 учебный год проведение областных этапов Выставки, по итогам которой в 2016 году будут сформированы делегации-участники республиканского этапа, основной темой которого остается воспитание разностороннего гражданина Республики Беларусь, в том числе средствами дополнительного образования детей и молодежи.



Ценность здоровья и здоровый образ жизни – еще одно направление, которое не перестает быть актуальным и должно получать соответствующее развитие и наполнение при планировании воспитательной работы со студенческой молодежью. В сфере развития физического воспитания и спорта необходимо продолжить работу по повышению массовости физической культуры и спорта. В 2014 году сформирована нормативная правовая основа выстраивания системы студенческого спорта. Принят Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», где впервые на законодательном уровне закреплено понятие студенческого спорта, предусмотрено функционирование в качестве организаций физической культуры центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов, отдельных структурных подразделений учреждений образования, а также общественных организаций школьного и студенческого спорта, клубов по физической культуре и спорту учреждений образования.

В этой связи необходимо активизировать разработку и реализацию образовательных программ, эффективных методов и форм сохранения и укрепления здоровья молодежи, а также организацию мероприятий, оказывающих непосредственное влияние на: формирование ответственного отношения к своему здоровью; вовлечение молодежи в практики здорового образа жизни; развитие системы раннего выявления и профилактики зависимостей и заболеваний в молодежной среде; улучшение репродуктивного здоровья, обеспечение безопасного материнства и др.

При составлении календарного плана проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, официальных спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов, участия в международных мероприятиях необходимо использовать соответствующий план Министерства образования Республики Беларусь, а также Методические рекомендации учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» на 2014 – 2015 учебный год. Обязательным для участия станет студенческий туристический слет, который планируется к проведению в сентябре 2014 года.

Существование среди студентов проблем пьянства и наркомании, высокая распространенность курения требует принятия дополнительных практических мер по предупреждению и преодолению этих пагубных пристрастий и противоправного поведения. Особенно тревожит ситуация, сложившаяся в связи с активным употреблением студентами курительных смесей и других наркотических веществ.

Употребление наркотиков среди молодежи становится одной из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД, увеличением случаев суицидального поведения. Лечение и освобождение от наркотической зависимости – это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры. Таким образом, учитывая актуальность данной проблемы, возникла необходимость построения в УВО целостной профилактической системы, которая должна включать в себя параллельную работу как со студентами, так и с родителями, преподавателями. Кроме того, следует вести совместную работу с территориальными исполнительными комитетами.

Считаем целесообразной разработку отдельной подпрограммы Программы воспитания УВО, которая должна включать в себя мероприятия различной направленности:

информационные – разработка и распространение буклетов, листовок по ЗОЖ, оформление «уголков здоровья» на стендах и в общежитиях, размещение информационных материалов на официальных сайтах, в социальных сетях и т.д.;

социально-психологические – организация индивидуального психологического консультирования студентов, проведение семинаров по вопросу профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции с участием специалистов медицинских учреждений, круглых столов, анонимное анкетирование студентов, организация выставок, конкурсов стенгазет, проведение исследований, социально-психологического самочувствия студентов и др.;

лечебно-профилактические – проведение плановых профосмотров, составление паспортов здоровья, рассмотрения введения осмотра нарколога при проведении плановых осмотров студентов;

социально-административные – проведение рейдов по студенческим общежитиям с целью выявления лиц, употребляющих и распространяющих наркотики, усиление пропускного режима в учебных корпусах и общежитиях, организация видеонаблюдения в учебных корпусах, дежурство членов МООП и др.



Современное трудовое воспитание, а наряду с ним и профориентационная работа также занимают значимую нишу в воспитательной деятельности.

В 2013 году в Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2012 г. № 181 были внесены изменения, в соответствии с которыми у обучающихся появилась возможность круглогодично работать в составе студенческих отрядов в свободное от учебы время, что существенно улучшило численные показатели студенческих отрядов.

Количество сформированных отрядов в 2013 году, в сравнении с 2012 годом, увеличилось на 42%, а количество трудоустроенной молодежи в их составе – на 33% (2012 год – 47 853 человека, 2011 год – 27 291 человек, 2010 год – 19 735 человек).

Однако следует далее развивать данное направление, не останавливаться на достигнутом. При формировании студенческих отрядов следует учитывать изменения, включенные с принятием 10.03.2014 новой редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2012 г. № 181 в соответствии с которыми социально значимому объекту строительства (группе объектов строительства), к работе на котором привлекаются студенческие отряды, может присваиваться статус Всебелорусской или областной (Минской городской) молодежной стройки на период его строительства. Формирование студенческих отрядов для работ на объекте строительства, которому присвоен статус Всебелорусской молодежной стройки, осуществляется ОО "БРСМ", для работ на объекте строительства, которому присвоен статус областной (Минской городской) молодежной стройки, – направляющими организациями.



Подготовка молодёжи к семейной жизни и поддержка молодой семьи. Готовность молодежи к семейной жизни – важная характеристика ее социальной зрелости и психического здоровья. Между тем, приходится констатировать, что представления о браке и семейных отношениях у большинства молодых людей формируются стихийно, под воздействием массовой культуры и традиций ближайшего окружения, часто далеких даже не от идеала, а от среднестатистической нормы. Сложившаяся ситуация требует поиска новых подходов в подготовке молодёжи к семейной жизни, а также создания специальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для формирования у студенческой молодежи осознанной личностной мотивации создания семьи.

Для оценки настроений и мнения обучающихся об особенностях развития и взаимодействия в семье следует продолжить практику ежегодного анкетирования студентов по вопросам, касающимся демографической ситуации в стране, отношению к институту брака, семейным ценностям.

Необходимо активизировать работу со студенческими семьями, их детьми, привлекать их к участию в мероприятиях, пропагандирующих в молодёжной среде традиционные семейные ценности, направленные на создание и сохранение семьи, рождение и воспитание детей, увеличение числа благополучных семей. В планы работ следует включить мероприятия, ориентированные на усиление привлекательности образа молодых родителей в общественном мнении, формирование ответственного родительства, повышение статуса молодой многодетной семьи как социально признанного и одобряемого института современного общества.

При необходимости, семейным студентам необходимо оказывать содействие в получении необходимой психологической и медицинской помощи. Особое педагогическое внимание следует уделить студенческим семьям, не обеспеченным местами в общежитиях.

При проведении работы по заселению студентов в общежития в обязательном порядке следует провести организационные собрания, где проживающие еще раз будут ознакомлены с правилами внутреннего распорядка и пожарной безопасности, санитарными правилами, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда правами и обязанностями лиц, проживающих в общежитии, получат другие необходимые сведения. Особое внимание следует обратить на информирование иностранных студентов.

Все студенты, проживающие в общежитиях УВО должны пройти инструктаж. Проведенный инструктаж должен быть соответствующим образом оформлен в журналах проведения инструктажа (или иным образом) и обязательно заверен подписью лица, проводившего инструктаж и подписью инструктируемого студента.



В целом, в 2014-2015 уч.г., как и в дальнейшем, необходимо постоянно актуализировать и разнообразить формы, методы воспитательной деятельности; четко планировать воспитательную и идеологическую работу, документировать ее в соответствии с требованиями как локальных, региональных, так и отраслевых и республиканских нормативных правовых документов; контролировать исполнение, анализировать и корректировать в соответствии с выводами, полученными в результате анализа, Программу воспитания учреждения высшего образования, основывающуюся не только на особенностях конкретного УВО, но и на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражающую интересы личности, общества и государства.

  • Совершенствование стратегии управления организацией идеологической и воспитательной работы в вузах.
  • При оценке работы кураторов должен в обязательном порядке учитываться уровень ведения документации
  • Ценность здоровья и здоровый образ жизни
  • Современное трудовое воспитание
  • Подготовка молодёжи к семейной жизни и поддержка молодой семьи
  • Особое внимание следует обратить на информирование иностранных студентов