Методические рекомендации «Методика современного урока»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методические рекомендации «Методика современного урока»



страница1/3
Дата08.04.2018
Размер0,78 Mb.


  1   2   3



Управление образования Могилевского облисполкома

Учебно-методический центр профессионального образования

Методические рекомендации



«Методика современного урока»

г.Могилев, 2007


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по методике современного урока

Составители: Журавкова Т.К.., методист УМЦ ПО

Скоморохова О.М., зав.кабинетом УМЦ ПО

Скуратович С.В., зав.кабинетом УМЦ ПО
Компьютерная верстка: Жерносек Г.Н., машинистка УМЦ ПО


________________________________________________________________

Подготовлено к изданию

учебно-методическим центром

профессионального образования

управления образования

Могилевского облисполкома

212026, г.Могилев

ул.Якубовского, 18



Содержание
Введение 4

  1. Система целей урока 6

  2. Типы уроков 11

  3. Формы профессионального обучения 17

  4. Методы обучения 23

  5. Средства обучения в учебном процессе 28

  6. Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения 30

  7. Примеры создания технологических карт 34

  8. Список литературы 52

Введение
В преподавательской среде появляется все больше профессионалов высокого уровня, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. И эти преподаватели способны не только слепо окунаться в инновации, а выбирать наиболее эффективные методы и приемы. Однако некорректно говорить об использовании только якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Таким образом, в погоне за формой и новизной, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.

Для современного урока должен отбираться только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, апробирован прежде в режиме эксперимента и показавший свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.



Дидактические принципы современного урока:

  1. Развивающее и воспитывающее обучение

  2. Научность и доступность, посильная трудность

  3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя

  4. Наглядность и развитие теоретического мышления

  5. Системность и систематичность обучения

  6. Переход от обучения к самообразованию

  7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности

  8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся

  9. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся

  10. Положительный эмоциональный фон обучения

  11. Гуманизация и гуманитаризация обучения

  12. Компьютеризация обучения

  13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей

При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.

Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее.

Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.

Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.

Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.



1. Система целей урока
В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок.

Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся.

Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что ученики поймут, чему должны научиться на уроке. Понимание учебной цели помогает им стать активными участниками урока, самим спланировать и организовать свою деятельность.


Приступая к формулировке целей, преподаватель:

-изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

-определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся;

-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащегося в результатах обучения.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

- обучающая,

-развивающая,

--воспитательная.
Обучающая цель -

формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся.



Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок:

-изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);

-закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление);

-контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями);

-урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока).

- комбинированный урок (три обучающие цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала) –.



ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕЛИ УРОКА:


  • удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и т.д.);

  • удовлетворять требованиям учебной программы;

  • быть корректной, то есть достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она;

  • учитывать межпредметные связи, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений;

  • учитывать уровни формирований знаний и умений:

  1. формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

  2. формирование на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;

  3. формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

  4. формирование знаний на уровне творческого применения, то есть в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».


Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока:

    • сформировать знания…;

    • научить…;

    • закрепить…;

    • подвести к выводу…;

    • проанализировать степень усвоения материала;

    • сформировать понятие…;

    • дать общую характеристику явления…;

    • устранить пробелы в знаниях…;

    • выработать знания и умения;

    • изучить основные этапы творческого пути…;

    • исследовать зависимость…;

    • научить анализировать, выделять (главное, существенное)…;

    • охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…;

    • приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;

    • обобщить знания, умения, навыки по…;

    • проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках;

    • обеспечить усвоение следующих основных ЗУН;

    • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу.



Развивающая цель урока –

развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей).


ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ЦЕЛИ:


  • учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная);

  • вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности;

  • подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.


Примеры некоторых формулировок развивающих целей:

  • развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;

  • развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;

  • формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;

  • содействовать развитию воли и настойчивости;

  • развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);

  • развивать интерес к предмету;

  • развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

  • развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

  • учить вести и составлять конспекты, тезисы;

  • учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

  • учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

  • учить устанавливать межпредметные связи;

  • развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

  • развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

  • формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;

учить вести и составлять конспекты, тезисы.

Воспитательная цель урока –

формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).


ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:


  • воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;

  • воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;

  • основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.


Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

  • пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);

  • пробудить чувства ответственности, долга…

  • вызвать чувство удивления и гордости…

  • подвести учащихся к выводу…

  • убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.

  • показать учащимся…

  • дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

  • создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;

  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

  • осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

  • формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.



Методическая цель


рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.).

Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.

Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.


2.Типы уроков
Типы уроков теоретического обучения:
1. УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.
2. УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
2. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний:

что с их помощью можно определить, где применить?


3. Пробное применение знаний.
4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3. УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
4. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Цель: усвоение знаний в их системе.
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями , обобщающими схемами , фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
5.УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:
I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.
2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.
Типы уроков производственного обучения:
тип 1. Формирование первоначальных умений и навыков выполнения операций.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Обработка приемов работы в рабочем темпе операций

Все виды инструктажей (большое значение)

Учащиеся выполняют в рабочем темпе

Мастер широко использует показ образцов готовой продукции, показ и объяснение рациональности выполнения приемов, операций ТСО

Формирование умений планировать выполнение действий, организации рабочего места

Вводный инструктаж раскрывает место каждого приема в выполнении операций в целом

Используют техническую и инструкционно-технологическую документацию

Мастер использует монологическое изложение учебного материала.

Техника безопасности

Текущий и заключительный инструктаж направлены на правильное выполнение приемов и операций

Изучают инструкции по ТБ и БМТ

Мастер использует строгую структуру; логику изложения;; системный характер освещения знаний.


тип 2. Совершенствование умений и навыков выполнения операций и формирование умений выполнения комплексных работ.


Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Обработка умений и навыков выполнения комплексных работ.

Все виды инструктажей. В процессе вводного инструктажа показывается содержание и последовательность выполнения комплексной работы.

Выполнение учащимися в рабочем темпе комплексных работ.

Рассказ, показ приемов работы с использованием передовых методов труда и прогрессивного инструктажа.

Показ передовых методов труда, прогрессивных инструментов, передовой технологии.

Текущий и заключительный инструктажи должны обеспечивать выполнение учащимися комплексной работы.

Широко использовать техническую документацию, передовые методы труда, прогрессивную технологию и высокопроизводительный инструмент.

Демонстрация натуральных объектов, образцов готовой продукции.


тип 3. Совершенствование умений и навыков выполнения комплексных и сложных видов работ в условиях производства.


Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Совершенствование умений и навыков в процессе выполнения различных заданий по нормам, приближающимся к нормам взрослых рабочих и чертежам предприятий.

Все виды инструктажей. В водном инструктаже обращается внимание на особенности производственно-технического процесса и т.п.

Учащиеся выполняют производственные работы по чертежам заводских технических процессов.

Выполнение производственных работ на производственном оборудовании.

Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях.

В текущем и заключительном инструктаже уделяется внимание ритмичности и чистоте приемов, соблюдению технических приемов.

Применяют высокопроизводительный инструмент, приемы работы новаторов производства.

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов мастер побуждает учащихся к актуализации уже известных им знаний и достижения усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.


тип 4. Совершенствование умений и навыков на штатном рабочем месте (бригаде) во время предвыпускной производственной практики.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Совершенствование профессиональных умений и навыков в производственных условиях с выполнением работ по производственно-технологической документации и с производственным нормированием труда.

Необходимые указания дает мастер цеха. Принимает работу контролер ОТК.

Учащиеся самостоятельно изучают новейшие технологические процессы на штатном рабочем месте.

Самостоятельное выполнение операций по чертежам на оборудовании, рабочем месте в бригаде, (чертежи, заводская технология, рабочее место).

тип 5. Наблюдение за работой новатора производства.


Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Изучение и осмысливание работы новатора производства с целью использования отдельных его элементов при выполнении производственных заданий на рабочем месте.

Особенно важное значение имеет сообщение учащимся программы наблюдений и способов фиксации деятельности новатора.

Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работы, предназначенные для данного штатного места.

Обучающим элементом являются самостоятельность работы, чертежи, рабочее место, производственно-техническая документация.


тип 6. Контрольно - проверочные уроки. Квалификационная проба.


Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Проверка степени овладения умениями и навыками (по теме, за полугодие, за год).

Проверка степени овладения умениями и навыками с целью усвоения квалификационного разряда.



Инструктаж о выполнении задания (чертежи, наряд).

Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работ, изучают новейшие технологические процессы, применяют высоко производительный инструмент, предназначенный для данного рабочего места.

Наблюдение за работой учащихся (за правильностью выполнения приемов, последовательностью использования инструктажа).


Нестандартные уроки
Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

3. Формы профессионального обучения
Формы обучения – это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная).

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).


Формы организации деятельности учащихся на уроках


  • Фронтальная (задействованы одновременно все учащиеся, цель для всех общая, работают по принципу «каждый за себя», рассчитана на «среднего» учащегося).

  • Парная (учитель – ученик - работа парами, например, «сильный учащийся – слабый учащийся», «двое равных по успеваемости учащихся» и т.п.).

  • Коллективная (бригада, звено команд, цель общая только для членов коллектива, задачи в коллективе могут быть разные, отношения взаимоответственности и взаимозависимости, контроль членами коллектива).

  • Индивидуальная (учебная цель для всех общая, но работают самостоятельно, в индивидуальном темпе).



Формы производственного обучения можно систематически представить следующим образом:

Формы организации производственного обучения

Формы организации учебно-производственного труда учащихся

Формы организации обучающей деятельности мастера производственного обучения


урок в учебных мастерских



Занятие в учебных целях занятия на предприятиях, училища, лицея

В целях предприятий

Фронтально-групповая

Бригадная

индивидуальная

мастер – учебная группа

мастер – учебная мастерская


обучение бригадами


бригадная работа мастеров


включение учащихся в состав бригад квалифицированных рабочих


работа в группе двух мастеров



обучение на самостоятельных участках

обучение на штатных рабочих местах




Выбор формы организации учащихся на теоретическом и производственном обучении


Форма организации учебной работы учащихся


Особенности, признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на производственном обучении

Фронтальная

Преподаватель работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, смотреть. При этом педагог ориентируется на «среднего» учащегося.

  1. В ходе объяснения нового материала.

  2. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и туже ошибку, преподаватель останавливается и проводит повторное объяснение для всех.

  3. Во время подведения итогов в конце уроков.

    1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

    2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и туже ошибку, мастер останавливает работу и проходит повторный инструктаж для всех

    3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу групп в целом и отдельных учащихся.

Индивидуальная

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем месте.

  1. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям.

  2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

  3. Во время подведения итогов такая форма не практикуется.

1.В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карачкам-заданиям, индивидуальная усная беседа с целью контроля знаний, а остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают

2.В ходе практической работы, когда все выполняют задания, но работа каждого не зависит от других.



Парная

(преподаватель-учащийся)

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

  1. В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

  2. В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

  3. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы.


Групповая

Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперации. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива, а за преподавателем остается ведущая роль.

  1. Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

  2. В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работы, требующих кооперации и разделения труда.

  3. Во время подведения итогов может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.

1.В ходе вводного инструктажа могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

2.В ходе практической работы могут бвть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3.В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в котором команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся.



Вспомогательные формы организации обучения
Консультация. Основное назначение – оказание помощи учащимся при освоении материала.

Различают консультации: текущие, тематические. Обобщающие, групповые, индивидуальные.



Курсы по выбору. Представляют собой предметы, которые выбираются учебным заведением при проектировании рабочих учебных планов и дополняют предметы типового учебного плана, обязательные для изучения.

Факультативные занятия – необязательные, представляемые на выбор. Выбор факультативных предметов осуществляется самими учащимися. Способствуют удовлетворению потребностей учащихся в более глубоком изучении их предметов, развитию учебно-познавательных интересов, творческих склонностей и способностей.

Лабораторно-практические занятия имеют цель подтвердить положения теории. Проверить их осуществление на практике. Структура таких занятий включает:

  • объяснение цели и содержания работы;

  • самостоятельное выполнение заданий учащимися;

  • прием и анализ выполненных работ;

  • обобщение итогов занятий.

Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т.д. В отличие от лабораторно-практических работ характеризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к выполнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер.

Семинар. Проводится после изучения основных разделов (тем) программ. Основными структурными элементами являются:

  • вступительное слово преподавателя;

  • сообщение (доклады) учащихся;

  • работа оппонентов;

  • подведение итогов.

Конференция. Посвящается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение – обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным вопросам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.

Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изученному предмету или специальности в целом (в начале обучения): проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы). Примерная структура экскурсии:

  • вводная беседа преподавателя;

  • цель и задачи экскурсии;

  • особо важные объекты (предметы);

  • порядок сбора нужного материала;

  • требования безопасности;

  • порядок отчетности по результатам;

  • самостоятельные наблюдения учащихся;

  • обобщение результатов экскурсии.

Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет деятельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства преподавателя.

Предметные кружки. Способствуют развитию положительного отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению по тому или иному предмету.

Кружки технического и художественного творчества. Способствуют связи теоретического и практического обучения, развитию творческого мышления учащихся, формированию многих личностных качеств.
Нетрадиционные формы урока:


  • Урок – «погружение».

  • Деловая и ролевая игры.

  • Урок – пресс – конференция и конференция.

  • Урок – семинар, диспут, викторина.

  • Урок – экскурсия, путешествие.

  • Урок – соревнование и конкурс.

  • Театрализованный урок.

  • Урок – консультация и зачет.

  • Компьютерный урок.

  • Урок с групповыми формами работы, взаимообучения.

  • Урок творчества и фантазии.

  • Урок – аукцион, турнир.

  • Урок, который ведет учащийся.

  • Урок сомнений и поиска истины.

  • Урок – творческий отчет.

  • Урок – формула.

  • Бинарный урок.

  • Урок – обобщение.

  • Урок – игра: «Суд»; «Следствие ведут знатоки»; «Поле чудес»; «КВН».

  • Урок – парадокс.

  • Урок – концерт.

  • Урок – диалог и полилог.

  • Урок – брифинг.

  • Интегральный урок.

  • Межпредметный урок.

  • Урок круговой тренировки.

  • Имитационно – ролевое моделирование.

  • Моделирование мышления учащихся.

  • Мозговая атака и др.



  1   2   3

  • Воспитательная цель урока
  • Методическая цель
  • Формы организации деятельности учащихся на уроках