Методы и технологии лоббизма

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методы и технологии лоббизма

Скачать 50,16 Kb.


Дата24.10.2017
Размер50,16 Kb.

Скачать 50,16 Kb.

Тема 6

Методы и технологии лоббизма


Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискурсе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции. В лекции раскрывается понятие лоббизма как разновидности функционального представительства интересов, анализируются как негативные, так и позитивные стороны данного явления. Кроме того, значительное внимание уделяется истории и месту лоббизма в современной политической системе различных зарубежных стран, обобщается зарубежный опыт регулирования лоббистской деятельности. На основе проведенного анализа лучшей практики лоббизма и обзора современного состояния лоббизма в России делаются выводы относительно необходимости и возможных форм регулирования лоббизма.
В основе принятия решений в государственном управлении лежит процесс представительства общественных интересов – донесение до государства тех представлений, ценностей, проблем, которые являются существенными для населения. В системе представительства интересов можно выделить две разновидности: система политического и функционального представительства интересов. Система политического представительства интересов характеризуется публичностью и включает различные формы политического участия населения, в том числе выборы органов власти, деятельность политических партий и их представителей, политическое лидерство и т.д. Функциональное представительство интересов заключается в наличии системы прямых, не опосредованных политическими выборами связей между группами интересов и органами государственного управ­ления. Основой системы функционального представительства интересов являются группы интересов – политические институты, которые опосредуют взаимодействие граждан с государством. Важнейшей разновидностью групп интересов является лоббизм.

Лоббизм (от англ. lobby - кулуары) определяют как деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиен­та на разработку, принятие и осуществление указанными органами законо­да­тель­ных актов и административных решений. Выделяют три основных формы лоббизма: "прямой", "косвенный" и "внутренний". Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания дав­ле­ния, которые проходят в основном за пределами государственных орга­нов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Лоббистскими структурами может применяться достаточно широкий набор методов воздействия на органы государственной власти, в частности, предоставле­ние информации, документов и проектов решений по вопросам повестки дня, участие в обсуждении комитетами и комиссиями парламента, органами исполни­тель­ной власти лоббируемых вопросов, устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами, экспертиза проекта закона и иных норма­тив­ных актов и решений органов государственной власти с предоставле­нием последним результатов экспертизы. Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

Лоббистская деятельность представляет целый ряд потенциальных угроз, основная часть которых связана с искажением представительства общественных интересов (представительство интересов меньшинства в ущерб большинству), дезинформацией представителей органов государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой функционального представительства интересов предоставляет государству и обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с более оперативным, нежели при политическом представительстве интересов, информировании должностных лиц, принимающим решения в системе управления. В связи с этим во многих странах мира лоббизм является легальным видом деятельности и существует его специфическое регулирование. В частности, можно говорить о двух основных моделях регулирования лоббизма – американской (лоббизм представляет собой специальную системой представительства интересов граждан, которая регулируется специализированным законодательством), германской (лоббизм является легальным видом деятельности, однако специального закона о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным, однако существует Социально-экономический совет, состоящий из представителей профессиональных групп страны, который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»).

В России существует ряд правовых актов, содержащих нормы, регулирующие исходные лоббистские начала и взаимоучастие субъектов лоббистских правоотношений. Однако необходимо более точное регулирование лоббизма в Российской Федерации, вопрос о правовом регулировании лоббистской деятельности уже несколько лет стоит в повестке дня российских законодателей.



Литература:

  1. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент. - М.: Новый учебник. 2004. Гл. 6.

  2. Государственная служба (комплексный подход). М.: Дело, 1999. Гл.4.5.

  3. Государственное управление и политика. – СПб., 2002. Гл.10

  4. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. М., ИСКРАН, 1994.

  5. Круглый стол по обсуждению законопроекта «Орегулировании лобистской дея­тельности в федеральных органах государственной власти». М.: Фонд развития парламентаризма в России. 1995.

  6. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования / В.А. Лепехин // Политич. исслед. - 1998. - № 4. - С. 119-121

  7. Лоббизм в России// Россия и современный мир. 1996. № 3, С. 62-97.

  8. Лоббизм в России: этапы большого пути//Социс. 1996, № 3, 4.

  9. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998.

  10. Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм, парламентаризм. М., 1999, Гл. 6 "Правовое регулирование лоббистской деятельности в США и Канаде", с. 44-50.

  11. Любимов А.П. Проблемы правового формирования лоббизма// Государство и право. 1999, № 7.

  12. Любимов А.П. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская Юстиция. 1999, №5

  13. Механизм регулирования лоббитской деятельности в современной России: (Материлы «круглого стола»)// Государство и право. 1998. № 1. С. 100-106.

  14. Павлов В. Есть ли в России лоббизм?// Российская Юстиция. 1998, №8

  15. С. П. Перегудов, Н.Ю. Лапина, И.С. Семененко. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.

  16. Родина И. Закон, который так и не принят: (О проекте ФЗ «О регулировании лобистской деятельности в федеральных органах государственной власти»)// Наука. Политика. Предпринимательство. 1997. № 2. С. 2-69.

  17. Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы//Государство и право. 1996, № 1. С. 112-120.

  18. Ховренко Н. Природа лоббизма// Наука. Политика. Предпринимательство. 1997. № 4. С. 83-89.