Методы целостного педагогического процесса § Классификация методов обучения и воспитания

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методы целостного педагогического процесса § Классификация методов обучения и воспитания



страница1/10
Дата06.04.2018
Размер2,68 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Глава 9. Методы целостного педагогического процесса

§ 1. Классификация методов обучения и воспитания

Классификация методов обучения

В переводе с греческого слово метод означает путь исследования или по­знания. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В литературе су­ществуют различные подходы к определению этого понятия, как-то:

— способ деятельности учителя и учащегося;

— совокупность приемов работы;

— путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

— система действий учителя и учащегося.

Выберем такое определение: метод — совокупность относи­тельно однородных приемов, операций практического или тео­ретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В педагогике проблема разработки методов воспитания и обуче­ния и их классификации выступает как одна из основных.



Классификация методов — это упорядоченная по определенному признаку система. Понятие «метод» имеет много сторон, в соответ­ствии с которыми методы обучения и воспитания можно группиро­вать, но это же и затрудняет классификацию, так как невозможно по­добрать единого критерия. Существует множество классификаций отдельно методов обучения и отдельно методов воспитания. Одну из первых предложил Б.В. Всехсвятский, который описал две катего­рии методов обучения: методы передачи готовых знаний и методы искания (исследовательские). Наиболее распространена и традиционная классификация методов обучения по источнику знания (неко­торые исследователи называют их не источниками, а средствами пе­редачи) — слово, образ и действие (СИ. Петровский, Е.Я. Голант), соответственно группы методов: словесные (рассказ, объяснение, бе­седа, лекция и др.), наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюст­рация,), практические (упражнение, практикумы лабораторные ра­боты и др.).

Существует и широко применяется классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяс­нительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, объяснение, до­клад, показ, инструктаж), репродуктивные (лекция, пример, демон­страция, алгоритмическое предписание, упражнение), проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), частично-поиско­вые (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа), исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).

Есть классификации, в которых методы группируются на основе двух или более признаков. Например, классификация, предложенная М.И. Махмутовым, построена на сочетании методов преподавания и методов учения. Методы преподавания: информационно-сообщаю­щий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий. Методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

Классификация методов обучения по дидактической задаче была разработана М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым: методы усвоения зна­ний (восприятия и осмысления): устное изложение, беседа, лаборатор­ная работа, работа с книгой и пр.; методы совершенствования знаний (закрепление и применение): упражнения, повторение; методы разви­тия навыков; методы творческой деятельности, методы проверки зна­ний, умений и навыков и т.п. Есть классификации по логике изложения материала: дедуктивные и индуктивные; по источникам знаний и уров­ню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А.Н. Алексюк, И.Д. Зверев) и т.д.

Зарубежный опыт — деление методов на импрессивные и экс­прессивные — дополняе1 отечественные классификации.

Импрессивные методы обучения (от лат. impressio — впечатление, переживание, чувство) предполагают организацию участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных — и основаны на активизации такой деятельности, как:

— получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования

произведения;

— соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;

— сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и по­ступков.

Экспрессивные методы (от лат. expressio — выражение) основаны на конструировании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одно­временно переживая их: картины, скульптуры, короткометражные фильмы, другие произведения.

Но ни исследователей, ни практиков не устраивают существую­щие классификации. В принципе основной набор методов есть в любой классификации, но каждый метод в зависимости от основания, на котором она сделана, технологично используется по-разному. В данном пособии в параграфе о методах обучения они будут рассматриваться по классификации, предложенной Ю.К. Бабанским, на основе методологии целостного подхода к деятельности.

> Классификация методов воспитания

Особенности и сложность однозначной трактовки воспитательного влияния любого из методов воспитания значительно затрудняет их классификацию. Например, метод рассказа прежде всего направлен на формирование определенных понятий, норм, нравственных ценнстей, но он может оказать и стимулирующее влияние и стать этало­ном поведения, и косвенной формой порицания и т.д. и т.п. Одной из распространенных и долго продержавшейся в науке и в учебниках пе­дагогики была предложенная Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, Ф.Ф. Королевым классификация по направленности воспитательно­го воздействия: методы убеждения (рассказ, диспут, беседа, конференция, лекция, положительный пример), методы упражнения (игра, труд, учение, режим, приучение), методы поощрения и наказания. В.М. Коротов и Л.Ю. Гордин добавили к ней методы понуждения: требования, соревнование, принуждение. В учебном пособии под ре­акцией Т.В. Воликовой, СП. Баранова, В.А. Сластенина (1976) эта классификация была трансформирована в следующую: методы убеждения (разъяснение, внушение, рассказ, беседа, внеклассное чтение, убеждение примером), методы упражнения (упражнения в деятельности, режим, поручение), методы стимулирования (соревнова­ние, «взрыв», поощрение и наказание, одобрение, порицание), методы самовоспитания. Теоретик в области воспитания И.С. Марьенко предложил такую классификацию: объяснительно-репродук­тивные методы, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства самовоспитанием. Следует подчеркнуть, что в подходах к классификации методов воспитания отечественные ученые XX в. старались постепенно смягчать их авторитарно-насильственный ха­рактер. Принуждение, поощрение и наказание уходят из названий групп методов и относятся к вспомогательным. В классификации Д.М. Гришина и В.И. Прокопенко, сделанной на основе логики воспитательного процесса, всё методы воспитания разделены на основные: методы формирования сознания (убеждение, внушение, метод про­блемных ситуаций); методы формирования поведения (инструктаж, упражнение, метод примера) — и вспомогательные: методы педагоги­ческого стимулирования (педагогическое требование, перспектива, соревнование, поощрение) и методы педагогической коррекции (кри­тика, метод «взрыва», наказание).

Условно выделяют группы методов прямого и косвенного педагоги­ческого влияния. Методы прямого педагогического влияния предполага­ют немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответству­ющие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния — создание такой ситуации в организации де­ятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая уста­новка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

Методы можно квалифицировать на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ); методы фор­мирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.). Очень распространенной является классификация, предложенная Г.И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессу­альной и содержательной сторон методов воспитания: методы форми­рования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации), методы стиму­лирования (соревнование, поощрение, наказание).

В данном пособии в параграфе о методах воспитания будет предло­жена классификация, трансформированная из классификаций Г.И. Щукиной и В.А. Сластенина, сделанных ими на основе методоло­гии целостного подхода к деятельности и формированию личности.

Хотя многие классификации выделяют методы убеждения и вну­шения как самостоятельные, тем не менее представляется, что отно­сить их к методам не совсем корректно, так как убеждение осуществ­ляется буквально любым из перечисленных во всех классификациях методом. Убеждение — это психологический механизм интеллектуаль­но-эмоционального воздействия на сознание, чувства, волю воспитан­ников, основанный на логике, доказательствах. То же относится и к внушению, только в отличие от убеждения внушение ориентировано на воздействие на подсознательную сферу личности, когда снижается порог осмысления и критического восприятия. Результативность вну­шения во многом зависит от суггестивных способностей воспитателя (способностей внушения), его авторитетности и степени внушаемости воспитанников- В принципе, любое педагогическое воздействие и взаи­модействие должно опираться на убеждение и внушение.

Заражение и подражание также относят к механизмам воздействия |в воспитании. Заражение - процесс передачи эмоционального состо­яния от одного человека к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо смыслового воздействия или Дополнительно к нему подражание — следование какому-либо примеру, образцу.

§ 2. Методы обучения



Методы обучения- система последовательных, взаимо­связанных действии учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и обучения.

Прием обучения- элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Например лекция - метод, записи на доске, использование в ее процессе иллюстраций -приемы. Отдельные методы могут в одних случаях выступать как мето­ды, а в других — как приемы. Вопросы, заданные в0 время лекции или рассказа, и непродолжительная беседа - прием обучения В другом варианте, когда все объяснение построено в вопросно-ответной форме бе­седа выступает как метод обучения.

Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского получила ши­рокое распространение в дидактике. Исходя из теории деятельности он положил в основу классификации элементы деятельности опосре­дование, регулирование и контроль. Соответственно и деятельность в процессе обучения должна осуществляться с помощью таких спосо­бов (методов), которые в единстве сочетают организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование деятельности личности, прежде всего разнообразными способами ее стимулирова­ния, а также оперативный контроль. Выделяются три группы методов бучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-по­знавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эф­фективностью учебно-познавательной деятельности.

Эта классификация привлекательна тем, что она является открытой и в принципе любая (за редким исключением) классификация методов обучения вписывается в нее. В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и прак­тическое применение, учтены все основные функции и стороны мето­дов, все главные структурные элементы деятельности (см. табл. 5, 6, 7).

Метод обучения предполагает прежде всего наличие цели у учите­ля и его направленную деятельность к ней имеющимися у него сред-



Таблица 5 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Методы словесные, наглядные, практические

Методы

индуктивные

дедуктивные


Методы

репродуктивные, проблемно-поисковые



Методы самостоя­тельной работы и работы под руко­водством учителя

Источники восприятия и передачи учебного материала

Логика передачи и

усвоения.

информации


Аспект мышления и степень

познавательной самостоятельности



Управление учением

Таблица 6 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Ситуации нравственных переживаний, занимательности, яркости, удивления, аналогий

Познавательные игры Анализ жизненных ситуаций Ситуация успеха



Разъяснение личной и общественной значи­мости учения

Учебные требования

Поощрения

Наказания



Таблица 7 Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устно­го контроля и самоконтроля

Методы пись­менного кон­троля и само­контроля

Методы лабора-торно-практиче-ского контроля и самоконтроля

Методы графи­ческого контроля и самоконтроля

Методы про­граммированно­го контроля и Са­моконтроля

Индивидуаль­ный опрос Фронтальный опрос

Уплотненный опрос



Письменные

работы


Диктанты

Изложения,

Сочинения

Рефераты


Конспекты

и т.п.


Практические

работы


Опыты

Графики Схемы Таблицы Диаграммы и т.п.

Безмашинные Машинные

ствами. В результате у ученика также возникает цель, он осуществляет и деятельность имеющимися у него средствами. Под влиянием этой I деятельности начинается процесс усвоения учеником изучаемого со-I держания, достигается намеченная цель, или результат, обучения, что | является критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой I метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения. Метод обучения % предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе I которого учитель организует деятельность ученика над объектом изу­чения, в результате чего осуществляется процесс учения.

Как это реализуется в различных методах при определенной технологии их использования?

Первая группа — методы организации и осуществ­ления учебно-познавательной деятельности группа методов обучения, направленных на организацию учебно - познавательной деятельности учащихся.

Подгруппа по источнику информации и восприятия

А. Словесные методы

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово). Но в процессе объяснения, беседы, рассказа, лекции можно не только излагать информацию, но и отвечать на вопросы учащихся, а также продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Изложение — это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредст­вом слова.

Внешним признаком этой учебной работы является активная деятельность учителя при сообщении знаний учащимся, которые должны внимательно следить за изложением. Изложение учителя в форме сообщения или описания обеспечивает объективное объясне­ние вещей и явлений, а в форме рассказа или художественного опи­сания отличается наличием подробных, образных изображений, дей­ствующих чаще всего на чувства детей.



Проблемное изложение развивает мышление учащихся. Методы изложения применяются главным образом при сообще­нии новых знаний, в меньшей степени при закреплении знаний.

Речь учителя должна быть: ясной, четкой, понятной, эмоцио­нальной и выразительной; логичной, хорошо структурированной.

Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткий срок можно охватить большой круг знаний, познакомить с предметами, яв­лениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.

Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и веро­ятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться до­стоверными и точными.

Применение учебных пособий во время изложения делает учеб­ную работу живой и интересной и во многих случаях более успеш­ной. Рассмотрим особенности методов этой группы.

Объяснение

Объяснение — это доказательное изложение какого-либо за­кона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, историчес­ких событий и дат, особенностей художественного произведе­ния и т.п.

Объяснение может использоваться как самостоятельный метод обучения, но чаще оно выступает в качестве составной части расска­за, беседы, лекции. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств на­учной сути законов, правил, истин. В процессе объяснения происхо­дит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые по­ложения, поэтому, как правило, его используют при изучении теоре­тического материала различных наук, решении физических, химиче­ских, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.



Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последова­тельного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии с привлечением ярких примеров.

Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его законо­мерных связей и зависимостей. Его развивающий результат выража­ется в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредоточиваться на выявлении главного и су­щественного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у учащихся стремления докопаться до истины, выявить в изуча­емом материале главное и отделить его от несущественного, второ­степенного.

Этот метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интел­лектуальными возможностями необходимость в объяснении стано­вится все более настоятельной.

Рассказ

Рассказ представляет собой монологическую, непродолжи­тельную по времени (10—15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимися. Внимание в нем акцентиру­ется на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленно­сти, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьни­ка. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но обучение умению последовательно излагать материал.

При изучении тех предметов, в которых на первый план высту­пает фактический материал, требующий образности и последова­тельности изложения, лучше использовать такую форму, как рассказ. Его эффективность как метода изложения материала предполагает возбуждение внимания и интереса учащихся, чему немало способствуют содержательные и риторические вопросы, обра­щенные к опыту детей, использование образных сравнений, документов и отрывков художественных произведений, разнообразие видов деятельности учащихся по ходу рассказа: слушание, наблюде­ние, выполнение самостоятельных работ и т. п. В заключение рас­сказа учитель выявляет понимание детьми сути фактов, их взаимо­связи и взаимообусловленности.



Развивающий смысл рассказа состоит в том, что он активизирует (психические процессы: представления, память, мышление, вообра­жение, эмоциональные переживания. Воспитательный результат проявляется в формировании у учащихся устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающе-развивающий эффект достигается при обучении младших школьников, накап­ливающих фактический материал и склонных к образному {мышлению.

В последнее время все чаще стали использоваться элементы про­блемного изложения знаний в процессе рассказа.

Лекция

Лекция — последовательное монологическое изложение сис­темы идей в определенной области. Лекция предполагает исполь­зование, разнообразных пропорциях и изложение фактов, объек­тивных связей, опосредовании между явлениями и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия—ус­воения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее об­щим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Они пред­ставляют собой органическое единство метода и формы обучения, вовлекают учащихся в процесс внимательного слушания, визуаль­ного наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и од­новременно организуют целостное, законченное учебное занятие.

Применяемая в старших классах для преподавания предметов обще­ственно-гуманитарного цикла школьная лекция отличается от вузов­ской. Школьная лекция представляет собой модификацию урока новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение большой темы в единстве всех ее компонентов.



Технология лекции предполагает сообщение учащимся плана, ос­новной и дополнительной литературы, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстратив­ного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, ре­зюме и краткий анализ литературы. Учащиеся следят за логикой из­ложения, что развивает их способность логического мышления, умение концентрировать внимание на главном. Лекция способству­ет целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Ее структура состоит из введения; оснащенной разнообразными приема­ми изложения материала основной части, заключения резюме; от­ветов на вопросы и инструктажа по поводу домашнего задания.

Предъявляемые к методу рассказа требования относятся и к лек­ции. В зависимости от- дидактических целей обучения лекция и рас­сказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Преимущества обучающего аспекта лекции проявляются в возмож­ности обеспечить законченность и целостность восприятия — усвоения школьниками объемного учебного материала в его логических опосредствованиях и взаимосвязях. Развивающий эффект состоит в вовле­чении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, восхождения учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедукции. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое.

Этот метод обучения рекомендуется для работы со старшими школь­никами, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуаль­ном отношениях к сравнительно длительному трудовому напряжению.

Беседа


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Методы обучения
  • Прием обучения- элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
  • Изложение — это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредст­вом слова.
  • Объяснение Объяснение
  • Рассказ Рассказ представляет собой монологическую, непродолжи­тельную по времени (10—15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимися.
  • Лекция Лекция — последовательное монологическое изложение сис­темы идей в определенной области.