Метод проектов в образовательном процессе

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Метод проектов в образовательном процессе



страница1/3
Дата28.02.2018
Размер0,6 Mb.


  1   2   3
Министерство образования Саратовской области

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Метод проектов

в образовательном процессе

CАРАТОВ - 2010

ББК 74.00

Автор-составитель: Шкель В.Ф. Метод проектов в образовательном процессе. Учебно - методическое пособие. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. – 40 с.

Р е ц е н з е н т ы :

В сборнике представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в образовательном учреждении. В пособии приведен практический материал: темы проектов, разработки, календарь проектов, практические задания, которые помогут специалистам правильно организовать учебно-воспитательную работу с детьми c использованием метода проектов. Пособие предназначено для широкого круга педагогических работников - учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов внеурочной деятельности, педагогов дополнительного образования.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»


ББК 74.00
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»



 Шкель В.Ф.


ВЕДЕНИЕ

ПРОЕКТ – это целенаправленное движение команды единомышленников к намеченной цели в рамках запланированных требований к ресурсам и качеству результатов. Проект также можно определить как способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом.

Таким образом, проект – это изменения. Это движение от ситуации, которая нас по каким-то причинам не устраивает (проблемы) к идеальной ситуации (решению этой проблемы).

Например, нас не устраивают серые стены школьных коридоров – мы отдаем их на осенние каникулы в полное распоряжение ученикам местной художественной школы. Оформление веселых рекреаций юными художниками и дизайнерами – это проект.

Родителей и учителей старших классов беспокоит низкий уровень правовой культуры подростков – для изменения ситуации в школе организуется работа юридического клуба, в котором приглашенным юристом совместно с ребятами в игровой форме рассматриваются различные реальные ситуации, и дается им правовая оценка. Это тоже проект.

Во время летних каникул многие дети остаются в городе и не знают, куда себя деть – педагоги организуют летний пришкольный лагерь. И это тоже проект, который может быть полезен не только тем, что дети будут чем-то заняты, в его рамках можно решить множество задач воспитания и развития школьников.

Выпускники озабочены тем, что не в состоянии определить, куда пойти учиться после школы – психолог школы организует консультативный прием для старшеклассников по диагностике их способностей, наклонностей и подбору подходящих профессий, а директор школы договаривается с предприятиями и учреждениями города о проведении экскурсий и выступлениях перед старшеклассниками специалистов с рассказами о профессии. Такое решение реально существующей проблемы с выбором будущей профессии – тоже проект.



Этапы подготовки проекта.

Идейно-целевой этап проекта.

Проект начинается с ИДЕИ. Идея может уже существовать в умах людей или появиться в результате мозгового штурма, или стать результатом планомерного поиска. В основе идеи может лежать мечта или просто желание чего-нибудь, но идея может быть основой решения серьезной проблемы. Идея является движущей силой проекта. Она вдохновляет команду на создание проекта и ведет проектный коллектив в процессе реализации задуманного. Сила идеи определяет силу проекта.

Найдите сильную идею!

Если же у вас пока нет готовой идеи – просто посмотрите вокруг себя и подумайте, что в окружающей вас жизни вас не уcтраивает. Либо мешает жить и нормально работать другим людям. Причем существующая ситуация вас не устраивает настолько, что вы готовы вложить свои силы и время, привлечь друзей, одноклассников, родителей для того, чтобы изменить ситуацию. Изменение выявленной негативной ситуации и станет идеей вашего проекта.



АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ. Для грамотного формулирования цели необходимо ответить на вопрос – какую ключевую проблему решает ваш проект? Осуществляется выбор ключевой проблемы путем обсуждения комплекса важных проблем рассматриваемой негативной ситуации. Возможно решение этой задачи через составление определенной схемы, которую мы можем назвать «Дерево проблем». Среди этих важных проблем надо выбрать одну, с которой вы начнете улучшать негативную ситуацию, поэтому, кстати, ее часто называют стартовой проблемой. Именно на решение ключевой (стартовой) проблемы будет нацелен разрабатываемый проект. Ключевая проблема формируется как негативное утверждение.

Определите ключевую проблему!

ЦЕЛЬ. Многие думают, что идея и есть цель проекта. Но это не так. Идея – это лишь ориентировочное видение того, что мы хотели бы достичь. Иногда, идея – это еще и примерное представление о том, как можно этого достичь. Цель, в отличии от идеи – это четко сформулированное, предельно конкретное представление о результате проекта. Небольшая конкретная цель позволяет объективно и совершенно точно определить – достигнута она или нет и, что очень важно, требует значительно меньше сил для своего достижения. Грамотно сформулированная цель – половина успеха!

Сформулируйте умную цель!

Анализ целей. Выявленная ключевая проблема, ее причины и следствия характеризуют ту негативную ситуацию, которая нас не устраивает, и которую мы хотим изменить. Какую позитивную ситуацию мы планируем получить после решения ключевой проблемы? Для ответа на этот вопрос мы вырастим дерево – «Дерево целей». По структуре оно будет такое же, как и дерево проблем, но по содержанию – принципиально отличное. Вместо негативных формулировок мы впишем позитивные утверждения, которые мы хотим получить после реализации проекта. Таким образом, вместо ключевой проблемы мы сформулируем цель разрабатываемого проекта, вместо причин существования ключевой проблемы – средства достижения цели проекта, а вместо последствий влияния ключевой проблемы – с радостью укажем эффекты реализации нашего проекта!

Теперь пришла очередь, подумать, для кого вы будете реализовывать ваш проект. Сделать это достаточно просто – определите, кто получит наибольшую выгоду от изменения ситуации после реализации проекта. Эта группа будет называться целевой группой вашего проекта. Точность определения целевой группы позволяет разработать максимально эффективный проект. Для этого вы должны обсудить идею вашего проекта с целевой группой, с тем, чтобы уточнить потребности людей, во-первых, в необходимости изменения существующей ситуации, а во-вторых, в направлении и параметрах этого изменения. Вполне вероятно, в ходе такого обсуждения удастся уточнить вашу идею и сделать будущий проект, более востребованным целевой группой.

Целевая группа проекта – это те, кому проект помогает, чьи проблемы он решает напрямую или чьи потребности удовлетворяет. Это получатели определенной выгоды от проекта. Теперь, когда вы провели анализ проблемного поля, постарайтесь уточнить, для кого вы делаете проект и опишите получателей выгод от проекта как можно более подробно: кто ваша целевая группа, количество, другие характеристики, важные для проекта (например, возраст, состояние здоровья, уровень подготовки и т.д.). Обсудите с представителями целевой группы ожидаемые результаты проекта, выясните, насколько они нужны в том виде, в котором вы предполагаете их получить, возможно, в ходе обсуждения вы получите важную информацию и подкорректируете цели и планируемые результаты проекта. Понимание потребностей, особенностей и характеристик целевой группы проекта позволит вам, выполняя проект, наилучшим образом решать их проблемы и максимально полно удовлетворять их потребности.

Итак, идея и цель проекта четко сформулированы – можно переходить к следующему этапу разработки проекта.

Второй этап проекта.

Командо-собирательный этап проекта.

КОМАНДА. Само слово вызывает уважение! Команда класса, команда школы, дворовая команда, команда друзей! Команда не противопоставляется личности. Наоборот. Собравшись в команду, личности становятся еще сильнее. И это тоже факт. В проекте обычно одновременно и последовательно осуществляется несколько видов деятельности. Одному человеку очень сложно выполнить все работы хорошо и вовремя. В команде - это вполне возможно. Плюс – в команде всегда есть взаимовыручка, поддержка и сотрудничество. Это – слагаемые успеха вашего проекта!

Соберите дружную команду!

Главной задачей руководителя проекта при формировании проектного коллектива является осуществление такого подбора членов команды, который обеспечивал бы:

психологическую совместимость членов команды, их желание и готовность

работать друг с другом;

наличие у каждого участника команды неподдельного интереса к теме проекта и искреннего желания работать в проекте;

соответствие знаний, умений и опыта участников команды предстоящим работам по проекту;

свободное и открытое внутрикомандное общение и выработку оптимальных коллективных решений задач, возникающих во время реализации проекта.

Учет этих принципов позволит руководителю организовать эффективную командную работу по реализации проекта. По результатам множества опросов менеджеров проектов в России и за рубежом, до 80% успеха при реализации проектов обусловлены слаженной работой проектной команды, которая, в свою очередь, обеспечивается верным распределением ролей среди участников и четким планирование работы проектной команды.

После того, как сформирован проектный коллектив, выявлены противники и сторонки проекта, найдены пути нейтрализации негативного влияния противников, а сторонники готовы активно поддерживать проект, можно переходить к следующему этапу.

Но прежде – поздравьте себя и команду с первым значительным успехом в разработке проекта! Теперь у вас есть крепкий фундамент проекта и это очень важно!

Третий этап проекта.

Этап планирования проекта.

ПЛАН. Качественный план позволяет с высокой степенью уверенности двигаться и достигать намеченных результатов. Интересный факт! Если принять все время проекта (планирование и реализация) за 100%, то, окажется, что, например, менеджеры в Европе и Америке, тратят до 30-40% времени на планирование, а в Японии – до 70% всего времени проекта тратится на разработку качественного плана! В нашей стране очень часто на план тратится 5-7% всего времени проекта. Давайте сравним результаты двух подходов к планированию. Например, в автомобилестроении. Тойота и Жигули. Или в электронике. И ведь всё дело в качестве планирования.

Разработайте качественный план проекта!

На этом этапе разработки проекта прописывается будущий план реализации проекта во всех его составляющих – содержании, времени выполнения и затратах. В первую очередь следует составить календарный план проекта и смету проекта (если предполагаются какие-либо затраты).



Календарный план

Календарный план проекта представляет собой табличную форму. Разработка Календарного плана включает в себя следующие основные моменты:

Представление всего списка мероприятий и работ по проекту. Если необходимо, деятельность можно детализировать.

Установление начала и времени выполнения каждого мероприятия и работы.

Определение начала и общей продолжительности каждого этапа проекта.

Определение начала и общей продолжительности проекта.

Определение логической последовательности и взаимозависимости работ по проекту.

Определение ключевых точек для контроля и оценки хода проекта.

Распределение ответственности участников проекта за конкретные работы.

В ходе выполнения проекта тщательно разработанный Календарный план позволяет контролировать, все ли идет так, как задумано, не выходит ли проект из графика, каких участников проектного коллектива и когда необходимо задействовать для выполнения деятельности по проекту. Таким образом, Календарный план – это дорожная карта вашего проекта, по нему вы можете постоянно сверять направление и темпы движения команды.



Календарь работы над проектом
  1   2   3

  • ВЕДЕНИЕ ПРОЕКТ
  • Таким образом, проект – это изменения.
  • Оформление веселых рекреаций юными художниками и дизайнерами – это проект.
  • Этапы подготовки проекта. Идейно-целевой этап проекта. Проект начинается с ИДЕИ.
  • АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
  • «Дерево проблем»
  • Определите ключевую проблему! ЦЕЛЬ.
  • Сформулируйте умную цель! Анализ целей
  • Какую позитивную ситуацию мы планируем получить после решения ключевой проблемы
  • Теперь пришла очередь, подумать, для кого вы будете реализовывать ваш проект.
  • Итак, идея и цель проекта четко сформулированы – можно переходить к следующему этапу разработки проекта. Второй этап проекта.
  • Соберите дружную команду!
  • Но прежде – поздравьте себя и команду с первым значительным успехом в разработке проекта! Теперь у вас есть крепкий фундамент проекта и это очень важно!
  • Третий этап проекта. Этап планирования проекта. ПЛАН.
  • Разработайте качественный план проекта!