Межэтническая толерантность в этнокультуре казахского народа

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Межэтническая толерантность в этнокультуре казахского народа

Скачать 50,83 Kb.


Дата08.04.2018
Размер50,83 Kb.

Скачать 50,83 Kb.

Анализ статьи: Межэтническая толерантность в этнокультуре казахского народа (языковой аспект) 

Журнал: Казахстанский аграрный университет 5/2015

В статье рассматривается вопрос толерантности в этнокультуре казахского народа, анализируется понятие толерантности и отражение в казахском, русском и английском языках.

Казахский народ, являясь наследником древней кочевой культуры, на протяжении тысячелетий демонстрирует свои адаптационные качества при постоянно меняющихся внешних условиях. Большую роль в этом сыграл Великий шелковый путь. Караванные пути, пролегавшие через территорию Казахстана и Средней Азии, способствовали культурному обмену товарами, знаниями, религиозными мировоззрениями, и влияли на менталитет народа древнего Казахстана.

Абай писал в своих «Словах назидания»: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне. Такова природа человека» .

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. Толерантность - это умение жить в современном поликультурном обществе, умение понимать и признавать права друг друга.

Как известно, в пословицах и поговорках отражается мудрость народа, его опыт, история, идеалы, его менталитет.

Толерантность казаха по отношению к другим этносам и их верованиям в большей степени основаны на его прасимволе «кең дала» определившим широту его натуры.

Неотъемлемыми ценностями кочевников была взаимная поддержка, сострадание в горе и стремление помочь друг к другу. «Широта души скрадывает тесноту дома: «откуда огонь – оттуда и тепло» - говорят казахские пословицы. Казахский народ из поколения в поколение передавал детям наказ о стремлении к укреплению дружеских отношений со всеми народами.

Если выразить обобщенно многие национальные черты казахского народа, то вырисовывается изначальная толерантная природа его бытия.

Важнейшими чертами менталитета казахского народа являются способность к сочувствию, сопереживанию, беззлобность, добродушие, развитое чувство юмора, недостаточная прагматичность, уступчивость, сочувствие к обиженным, великодушие, веротерпимость, широта натуры, максимализм во всем, гостеприимство и хлебосольство, изобретательность, трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, склонность к заимствованиям, чувство долга, вежливость.

Как говорил Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Генетическими чертами казахского народа является открытость и доброта души, готовность обогреть, поделиться тем, что имеет, с нуждающимися. Ни к кому и никогда он не испытывал и не проявлял чувства неприязни или превосходства, никогда не служил источником межнациональных конфликтов».

Динамизм кочевого образа жизни тоже отразился в менталитете казахов: в его способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, мгновенно осваивать чужой культурный опыт. На ментальным уровне это выражается в открытости к инновациям и межкультурным контактам, в культурной и религиозной толерантности, в уживчивости и непредвзятости к другим народам. Не случайно, среди казахских имен много заимствованных.

Традиционное гостеприимство, прививаемое с раннего возраста, является значимым средством воспитания у детей уважительного отношения к родным, соседям и близким, вообще, к людям знакомым и незнакомым – это показатель гуманизма и толерантности.

Почти все путешественники и исследователи Великой Степи отмечали приветливость и гостеприимство казахов. Известный этнограф ХIХ века А.А. Диваев писал: «С прибытием в Туркестанский край в 1876 г. мне пришлось сталкиваться с кочевым населением, т. е. казах – киргизами, этими в высшей степени симпатичными, гостеприимными и доверчивыми племенами…», которые даже в разгар родовой борьбы, по мнению другого путешественника  и  исследователя  П.П.  Семенова  –  Тян-Шанского,  оставались,  верны «священному обычаю гостеприимства».

Казах радовался любому гостю. Гость оживлял привычный образ жизни, сообщал новости. Вот это трепетное отношение к гостю переросло в уважительное, отзывчивое, доброе отношение к другим.

Гостеприимство – отличительная черта казахов. В прошлом гостеприимство казахи понимали как право любого человека без исключений / национальность, вероисповедание, социальное положение и т.д./ получить кров и пищу. Кочевники считали АДАМ БІР-БІРІНЕ ҚОНАҚ  [человек  человеку   –  гость],  любой  случайный  путник,  воспринимался      как ҚҰДАЙЫ ҚОНАҚ [гость от Бога] и он мог рассчитывать на самый радушный и хлебосольный прием.

Гостеприимство народа отражено в русских и казахских пословицах:

«Что есть в печи, все на стол мечи”, “У нас на Руси прежде гостю поднеси”, “Хороший гость дому радость”, “Чем богаты, тем и рады”, “Гостю щей не жалей, а погуще лей”, “Добрый гость всегда впору”, “Хоть не богат, да гостям рад”.

Как мы видим, только у казахов «нежданный гость» не имеет негативного оттенка, его называют Құдайы қонақ (гость от Бога).

Наиболее ярко толерантность казахского народа проявилась в годы репрессий. Встречая на своей земле депортированных представителей многих народностей бывшего СССР, казахи делились с прибывшими семьями кровом и едой, делились последним, спасая ссыльных от холода и голодной смерти. На гостеприимной земле Казахстана нашли приют крымские татары, немцы Поволжья, чеченцы и ингуши, корейцы Дальнего Востока. По словам Папы Римского: «Казахстан может служить примером будущего внутреннего устройства многоконфессиональных обществ с многонациональным составом населения. В Казахстане избежали конфликтов и межэтнических, и религиозных притеснений, какие возникали в других государствах. В этом, прежде всего, видится толерантность казахского народа».

К достижениям в этой сфере, без сомнения, можно отнести инициативу Президента о создании Ассамблеи народа Казахстана, ее региональных представительств и национально- культурных центров — действенных инструментов гражданского общества, учитывающих злободневные интересы и чаяния представителей всех наций и народностей, населяющих Казахстан. В стране действуют 88 школ, в которых обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. В 190 специализированных лингвистических центрах изучаются языки 30 этносов. Кроме казахских и русских театров, действуют четыре национальных – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Три из них – единственные в СНГ. Выпускаются 35 этнических газет и журналов. Они выходят на 11 языках, радиопередачи – на 8, а телепередачи – на 7 языках.

Благодаря удивительному характеру казахского народа, его доброте, доброжелательности, мы живем в многонациональной стране в мире и согласии. Сегодня в Казахстане проживает более 130 этносов, и все они имеют равные права и возможности хранить свои традиции, обычаи, родной язык и вносить вклад в развитие государства. В



«Словах назидания» великий Абай высказал мысль о том, что «там, где нет согласия, - нет единства, где нет единства – нет благополучия». Мы доказали всему миру, что самый верный путь к процветанию – это единство народа.

Зав. кафедрой ПЭ и Х С.К. Кабиева

  • Зав. кафедрой ПЭ и Х С.К. Кабиева