Лаврентьев в. А

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Лаврентьев в. А



страница1/63
Дата08.04.2018
Размер8,79 Mb.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский государственный инженерно-педагогический университет


ЛАВРЕНТЬЕВ В.А.

Менеджмент

в страховании

оптимизация организационной структуры

модернизируемых страховых компаний

Нижний Новгород

2009 год
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

ЛАВРЕНТЬЕВ В.А.

Менеджмент

в страховании

(учебное пособие)

Нижний Новгород

2009 год


ББК 65.433
Л13

Рецензенты: А.И.Аспидов, доктор технических наук, профессор



В.П.Кузнецов, доктор экономических наук, профессор

Лаврентьев В.А., Менеджмент в страховании: учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 223 с.

Модернизационные процессы, охватившие экономику Российской Федерации генерируют множество рисков во всех её сегментах, в том числе - и в отрасли страхования. Менеджмент в страховании предназначен для оптимизации организационных структур модернизируемых страховых компаний. Развитию математических аспектов механизма изменений в организационных структурах страховых компаний посвящено настоящее учебное пособие.

Представляется особенно важным то, что оптимизационные модели на всех иерархических уровнях организационной структуры рассматриваются в системе «интегации-инновации-инвестиции».

Пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности «Страхование» и по другим специальностям экономического профиля, аспирантам, научным работникам и преподавателям.
ISBN
Лаврентьев В.А., 2009

ВГИПУ, 2009



Содержание


Содержание 4

Введение 5

Раздел 1. Менеджмент модернизации страховой деятельности 7

1.1. Сущность, роль и функции страхования 7

1.2. Классификация страхования 10

1.3. Особенности управления интегрированными страховыми компаниями в период модернизации экономики РФ 27

Раздел 2 Менеджмент страхования в процессе преобразований 34

2.1. Сущность цели и задачи менеджмента страхования 34

2.2. Функционирование страхования в системе менеджмента как необходимое условие совершенствования управления страховой компании 47

2. 3. Страховой менеджмент на стыке между стабильностью и процессом изменения 50

Раздел 3. Многоуровневая оптимизация структуры страховой компании в системе «Интеграция – инновация – инвестиции» 59

3.1. Теоретические аспекты интеграции. Определение интеграции и ее экономическая природа 59

3.2. Способы интеграции и взаимодействия страховых компаний и финансово-промышленных групп 64

3.3. Взаимосвязь интеграции с инновационно - инвестиционными проектами совершенствования деятельности в интегрируемых страховых компаниях 92

Раздел 4 . Оптимизация степени интеграции страховых компаний на основе формализации системы реализации страховых услуг 117

Раздел 5. Оптимизация организационной структуры и функций интегрированной страховой компании 134

5.1. Анализ математической модели, выбор допустимого алгоритма 134

5.2. Оптимизация организационной структуры и функций по векторному критерию 148

Раздел 6. Оптимизация функций по построению тарифов рисковых видов страхования и страхования жизни 152

6.1. Анализ методов оптимизации экономических процессов 152

6.2. Выбор и обоснование моделей оптимизации 156

6.3. Построение алгоритма оптимизации тарифной ставки 158

6.4. Методики оптимизации тарифных ставок 161

6.5. Формирование концептуальной модели 168

6.6. Формализация целевой функции и ограничения 172

6.7. Реализация модели с помощью офисной программы MS 173

Раздел 7. Инновационные каналы распространения страховых продуктов 180

7.1 Сущности и основные направления в продвижении страхового продута по сети интернет 180

7.2. Подходы к продаже и принципы банкострахования 188

7.3. Использование инструментов сетевого маркетинга в страховании в России и за рубежом 199

Заключение 214

Литература 215





Введение

В странах со стабильными уровнем жизни и экономическим ростом , страхование является стратегическим сектором экономики, так как социально – экономическая стабильность является гарантией возмещения собственникам ущерба любого рода, находящегося в области и юрисдикции страхования.

Система менеджмента в страховых компаниях проста, компактна и чрезвычайна эффективна в силу стабильности алгоритма интеграционно – инновационных процессов, внедрением страховых новаций в предельно короткий срок и инновационный лаг в этом случае позволят инвесторам с минимальным риском вкладывать средства в развитие страховых компаний.

В постиндустриальной России страхование еще не стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Причин такого положения достаточно много. Основной частью негативных проявлений является практически полная оторванность страховых компаний как от остальных элементов социальной инфраструктуры так и отсутствие связи с материальным сектором экономики.

Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и всё более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи и степень открытости экономик являются императивом для сохранения стабильных темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Для устойчивого и эффективного развития экономики России при переходе развитых стран мира к «экономике знаний» представляется необходимым не только создание и развитие новейших отраслей в производственном секторе, но и модернизацию менеджмента в страховании рисков, связанных с инновационными преобразованиями.

Ключевым элементом модернизации менеджмента в страховании является организационная структура, которую, в зависимости от модели модернизации (догоняющей, развивающей и стратегической), необходимо оптимизировать на базе математического аппарата модернизации.

В плане подготовки специалистов страхового дела присутствует высокий уровень обучения теоретическим дисциплинам страхования, но, к сожалению, учебная литература по страховому менеджменту крайне редка, а в имеющихся изданиях не достаточно освещаются вопросы интеграционно – инновационной деятельности в страховых компаниях, моделирования структур страховых подразделений и оптимизации организационных структур на разных уровнях.

Кроме того, как правило, менеджмент в страховании рассматривается в аспекте рисковых видов страхования. При этом не учитывается возросший интерес к долгосрочным, накопительным видам страхования, особенно актуальным в период модернизационных преобразований.

Данное учебное пособие подготовлено с целью обучения студентов основным вопросам теории и практики менеджмента в страховании в период модернизации и функционирования его в системе трех «И» (интеграция, инновации, инвестиции), а также подготовки специалиста к практическим методам оптимизации организационной структуры и функций страховой компании. В пособии также ставится задача разработки подходов к переводу организационных структур к кластерным формам в страховании и к формированию работоспособного, четко реагирующего на любые изменения производственно-экономического характера механизма оптимизации.

Раздел 1. Менеджмент модернизации страховой деятельности




1.1. Сущность, роль и функции страхования

В соответствии с Федеральным законом «Об организации стра­хового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 г. № 4015-1 стра­хование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении оп­ределенных событий (страховых случаев) за счет денежных фон­дов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (стра­ховой премии),[2].

Страхование — особый вид экономической деятельности, свя­занный с перераспределением риска нанесения ущерба имуще­ственным интересам среди участников страхования (страховате­лей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление стра­ховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имуществен­ным интересам.

Страхование является одним из важнейших элементов систе­мы рыночных отношений и представляет собой финансовые от­ношения, связанные с выполнением специфических функций в экономике [1]. Особенность страховой деятельности как вида пред­принимательства заключается в том, что ей присущ известный предпринимательский риск, обусловленный обязанностью стра­ховщика компенсировать оговоренный заранее по причинам воз­никновения и размеру ущерб.

Страхование осуществляется в случаях, когда вероятность на­ступления рисков может быть оценена и существуют определен­ные гарантии страховщиками компенсации ущерба. Из-за случай­ности наступления страхового случая из числа рисков, которые могут быть приняты на страхование, исключаются достоверные события. Вместе с тем потенциальный риск должен быть охарактеризован некоторой вероятностью его наступления, базирующей­ся на фактических данных предшествующего опыта. Отсутствие таких данных может затруднить или сделать невозможной оцен­ку вероятности наступления такого случая в будущем и его воз­можных финансовых последствий (ущерба), что, в свою очередь, не позволит распределить ущерб на всех страхователей, т.е. опре­делить долю каждого из них в формировании совокупного стра­хового фонда, созданного для возмещения ущерба.

Отношения между страхователем и страховщиком, называемые страховыми, возникают в связи с существованием у страхователя страхового интереса к обеспечению страховой защитой принадле­жащего ему имущества или иных имущественных интересов [3]. Предпосылкой возникновения страховых отношений служит стра­ховой риск, при наступлении которого может быть нанесен ущерб застрахованным имущественным интересам страхователя.

Страховые отношения могут возникать на основе доброволь­ного волеизъявления сторон или в силу закона, который преду­сматривает обязанности страхователя заключить договор страхо­вания определенного вида имущества, ответственности или иных имущественных интересов.

Объектом страхования может быть имущество, а также не про­тиворечащий законодательству имущественный интерес (возмож­ный имущественный вред, причиненный утратой жизни или по­вреждением здоровья, риск гражданской ответственности, ожида­емая прибыль, риск предпринимательской деятельности и др.).

Страхование связано с компенсацией ущерба, нанесенного имущественным интересам страхователей, в денежной форме. Практика проведения страхования выработала оптимальную фор­му таких отношений при участии специализированных организа­ций (страховых организаций), формирующих страховые фонды из взносов страхователей и обеспечивающих страховые выплаты.

Роль страхования заключается в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного воспроиз­водства и проявляется в конечных результатах, которые выража­ются в:



  • обеспечении социальной и экономической стабильности в
    обществе за счет полноты и своевременности возмещения
    ущерба;

  • участии временно свободных средств страхового фонда в
    инвестиционной деятельности страховых организаций;

• показателях развития страховых операции на макроэкономическом уровне.

Роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. В условиях рыночной экономики наряду с традиционным использованием возможнос­тей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера и техногенных рисков у хозяйствующих субъектов рез­ко возрастает потребность в страховании предпринимательских рисков, т.е. в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатеже­способности контрагентов и действии других экономических фак­торов, ведущих к потере прибыли и реальных доходов.

Страхованию присущи специфические признаки, которые ха­рактеризуют его как экономическую категорию:


  • наличие страхового риска как вероятности и возможности
    наступления страхового случая, способного нанести матери­
    альный ущерб;

  • перераспределение ущерба во времени;

  • удовлетворение объективно существующей потребности
    физических и юридических лиц, а также граждан в покры­
    тии возможного ущерба;

  • возвратность мобилизованных в страховой фонд страховых
    платежей в форме страховых возмещений.

Экономической сущности страхования соответствуют его фун­кции, выражающие общественное назначение этой экономичес­кой категории: рисковая функция, предупредительная, сберега­тельная и контрольная.

Главная функция — рисковая, поскольку наличие риска обу-словливливает существование и развитие страхования. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределе­ние денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. В свою очередь, многообразие форм и видов рисков обусловило возник­новение различных отраслей и подотраслей страхования.



Предупредительная функция реализуется путем финансирова­ния за счет части средств страхового фонда локальных мероприя­тий по исключению или уменьшению степени страхового риска, а следовательно, и ущерба от данного риска. Такие мероприятия в страховании называют превентивными мероприятиями.

Сберегательная функция — сбережение денежных сумм с по­мощью такого вида личного страхования, как страхование на до­житие. Оно связано с потребностью граждан в страховой защите достигнутого социального положения и уровня достатка.

Контрольная функция страхования заключается в обеспечении строго целевого формирования и использования средств страхо­вого фонда на основании законодательства, регулирующего стра­ховую деятельность. Осуществление контрольной функции реали­зуется через финансовый контроль за законностью проведения страховых операций страховщиками [44, 45, 46].

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

  • Содержание
  • Введение
  • Раздел 1. Менеджмент модернизации страховой деятельности