Конкурс «Школьный библиотекарь года 2009»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Конкурс «Школьный библиотекарь года 2009»

Скачать 156,05 Kb.


Дата08.04.2018
Размер156,05 Kb.
ТипКонкурс

Скачать 156,05 Kb.




Всероссийский конкурс «Школьный библиотекарь года - 2009»

«БИБЛИОТЕКА.ru»,

или

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЧТЕНИЮ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Авторы работы


Любовь Михайловна Брюхова,

Руководитель структурного подразделения

(заведующий библиотекой)

МОУ «СОШ № 55»;

г. Новоуральск, Свердловская обл., ул. Фрунзе, 7, 624132

Директор: Алексей Владимирович Миронов

тел.: (34370) 9-92-40, 9-90-96

факс: (34370) 9-90-96

e-mail: school55@novotec.ru

сайт школы: www.school55.aib.ru

Валентина Васильевна Елтышева,

Руководитель структурного подразделения

(заведующий библиотекой)

МОУ «СОШ № 45»

г. Новоуральск, Свердловская обл., ул. Свердлова, 13, 624133

Директор: Юрий Васильевич Пасека

тел: (34370) 6-52-76, 6-53-37

факс: (34370) 6-53-37

e-mail: bibmou@mail.ru

сайт школы: www.aib.ru/~sc45



Новоуральск

2009


Содержание
Единение умов и рук

Введение 3

«Библиотека.ru», или Привлечение к чтению учащейся молодёжи

1.1 Современные способы активизации и поддержания

подросткового интереса к чтению 3

1.2 Телекоммуникационные проекты как средство привлечения

учащейся молодёжи к чтению 5

Заключение 8


Приложения

      • Проект «ЧТЕНИЕ.ru»;

      • Брошюра о проекте «ЧТЕНИЕ.ru»;

      • Проект «День Пеннака в Новоуральске»;

      • Номера газет «Библиоtека.ru»

      • Статьи из местной и профессиональной печати;

К проекту прилагается электронная версия


единение умов и рук
«Один в поле не воин» гласит народная пословица, и мы полностью с ней согласны.

Усилия библиотек двух школ (№ 45 и № 55) г. Новоуральска уже давно объединены на партнерских началах сотрудничества и ведения совместных проектов по продвижению чтения с целью формирования у детей и учащейся молодёжи потребности в систематическом чтении. Взаимоотношения наших библиотек – отношения партнёров и даже друзей. Это простроенная многолетняя система работы. И хотя стремление к профессиональной консолидации нам было присуще и раньше, объединило нас всё же участие в работе Российской библиотечной ассоциации (РБА) и Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА). Совместная деятельность в общественных профессиональных организациях подвигла на сотрудничество в других направлениях библиотечной работы. Возникло желание осуществить совместный проект. Что и было сделано.

Первый же корпоративный проект (сетевая библиографическая игра) показал, что совместные мероприятия «раздвигают» горизонты, они удачны и выигрышны, как для читателей, так и для библиотекарей. Сотрудничество между нашими библиотеками – плодотворно и взаимовыгодно еще и потому, что взаимная поддержка позволяет замахиваться на небывалое. Как сказал Уэбстер Даниел «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Совместные проекты дают нам чувство корпоративной общности, помогают в достижении общих целей, являются катализатором творческих замыслов. Мы уже много лет работаем вместе, одной командой. И считаем, что именно в этом наша «изюминка». Поэтому представляем на конкурс свою совместную работу.




ВВЕДЕНИЕ
Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря и школьной библиотеки. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Такая библиотека для него – устаревшая изба-читальня. Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность библиотеки и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но для нас информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки. Мы стараемся активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, чем прежде, своим читателям.

Входит в повседневную жизнь наших библиотек и становится обыденным делом работа с электронной почтой; сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернет с поисковыми системами и другими ресурсами; работа с электронным каталогом библиотеки; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств – таких как: телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты и т.д. – способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра школы. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения», и позволяют выполнять библиотекам свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.




  1. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Сегодня библиотеки школ №45 и №55 г. Новоуральска – это библиотечно-информационные центры, включённые в информационно-телекоммуникационные сети, и имеющие в своих фондах информацию на различных носителях. Наряду с мультимедийными ресурсами у нас прекрасные книжные фонды, достаточное количество периодических изданий. И это уникальное совмещение аудиовизуальных форматов и книжного фонда даёт неповторимую ауру библиотеке. Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия библиотеки – привлечение учащейся молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Мы уверенно заявляем – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь молодёжь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной библиотеки. Примером такой деятельности стал Открытый урок Чтения. При проведении Урока очень интенсивно использовались информационные технологии, ни одно мероприятие не обошлось без использования техники. Но при этом всё внимание было обращено на книги и чтение. Даже заставки на экранах школьных мониторов в этот день представляли собой портреты школьников и учителей, демонстрирующих свои любимые книжки.

Старшие классы 55 школы провели Открытый урок Чтения в форме конференции «Актуальные проблемы чтения». В процессе подготовки подбиралась и анализировалась информация по заданным темам (использовались как печатные, так и электронные источники). Создавались компьютерные презентации. Помимо этого – каждый, участвующий в конференции класс, делал презентацию на тему «Что мы читаем». Старшеклассники 45 школы создали видеофильм «Жизнь библиотеки», который использовали в своей литературной гостиной «Приглашение к чтению».

Впервые в городе школьными библиотеками был проведён телемост, объединивший для совместной деятельности детей и взрослых двух школ на основе общего увлечения книгой (подробнее об этом – в следующем разделе). Анализ Открытого урока Чтения показал, что использование информационно-коммуникационных технологий позволило расширить круг читательской аудитории, повысить читательскую активность самой «нечитающей» категории учащихся, познакомить их с новинками современной подростковой литературы и пробудить интерес к чтению.

Привлекает внимание школьников к книге и библиотеке и организация проектной деятельности на базе библиотечного центра. Использование электронных средств в познавательных и творческих целях - это новый способ постижения культуры и книги. Учащиеся наших школ работают в библиотеках над проектами, посвящёнными книгам, чтению, такими как: «Миры библиотек», «Твой нескучный книжный сад», «От Державина до Солженицына». Результатом этих проектов становятся электронные презентации: «Библиотека – что она такое?», «Библиотеки Новоуральска», «Лента времени» и ряд буклетов: «Что такое книга?», «От папируса до Интернета», «Библиотека – это здорово!», «Всё начинается с детства» и др., которыми пользуются все читатели.

Ещё один способ привлечь к библиотеке современного подростка – издательская деятельность в библиотеке, изготовление печатно-рекламной продукции, посвящённой библиотеке и книге. Школьники наших образовательных учреждений участвуют в создании малых издательских форм, таких как: книжные закладки, библиотечные буклеты, листовки, бюллетени, библиографические указатели, списки, памятки. Сами изготавливают библиотечные наградные формы: дипломы, грамоты, благодарности, свидетельства. В процессе этой деятельности происходит и вовлечение в чтение.

В 2008 году с оснащением библиотеки школы № 55 копировальной и множительной техникой, появилась возможность создания масштабной печатной продукции – библиотечной газеты «Библиоteka.ru». Цель всё та же – привлечь подростков к книге и чтению, заинтересовать библиотечной и околобиблиотечной деятельностью. Ребята с удовольствием участвуют в издании газеты: подбирают материал, пишут статьи, набирают текст, делают вёрстку. В процессе этой работы им, конечно, приходится обращаться к книгам и добывать информацию. Газета публикует интервью с лучшими читателями, опросы учащихся и учителей о чтении, даёт анонсы библиотечных мероприятий, причём не только школьной библиотеки, но и других библиотек города. Большой интерес вызывает постоянная рубрика «Библиорепетитор», материалы которой учат работать с текстами, сжимать информацию, создавать рефераты, конспекты и т.д. Об отношении ребят к нашему печатному изданию, можно прочитать в самой газете (см. Приложения). В 2008 году «Библиоteka.ru» заняла второе место в конкурсе молодёжных СМИ, проводимом в рамках городского фестиваля «Праздник вокруг нас».

Хочется отметить, что все эти виды деятельности, ставшие возможными благодаря компьютеризации, выполняют несколько важных функций:



  • привлекают внимание к книге и чтению;

  • активизируют и поддерживают читательский интерес;

  • способствуют формированию образа библиотеки как главного образовательно-культурного и информационного центра школы;

  • формируют у учащихся информационную культуру, служат более качественному усвоению полученных информационных знаний и навыков;

  • дают возможность ученикам быть не только объектами, но и субъектами школьного учебно-воспитательного процесса и гордиться результатами своей работы;

  • обеспечивают библиотеку качественной печатно-рекламной продукцией и позволяют использовать лучшие её образцы в библиотечных мероприятиях и оформлении.

Сотрудничество же библиотек двух образовательных учреждений позволяет удвоить интерес детей к происходящему в библиотеке, т.к. подросткам очень интересно выходить за рамки одной школы, «раздвигать» границы общения в процессе читательской и библиотечной деятельности. Библиотеки ОУ в процессе сотрудничества имеют возможность обмениваться интересными наработками, образцами печатно-рекламной и видео-цифровой продукции. Но самое главное – сотрудничество помогает школьным библиотекарям реализовывать такие проекты, на которые вряд ли бы решились без взаимной поддержки.


  1. Телекоммуникационные проекты КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ К ЧТЕНИЮ

Информационно-коммуникационные технологии и библиотечное сотрудничество позволяют то, что ещё несколько лет назад казалось неосуществимым. Разве могли мы совсем недавно поверить, что будем первооткрывателями в Новоуральске (да как выяснилось и в регионе) такой современной и очень интересной формы привлечения ребят к чтению как телекоммуникационный проект. «Учебный телекоммуникационный проект – по определению Е.С. Полата, – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель – исследование какой-то проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

У нас эта совместная деятельность впервые была испытана в 2005 году. В школьных библиотеках в то время ещё необходимого технического оснащения не было, а желание поднять работу на современный уровень и опробовать новые технологии – было. Нашли выход в кооперации усилий с нашими коллегами и провели на базе Центральной городской библиотеки для детей и юношества первый сетевой проект, в котором участвовали библиотеки школ № 45 и № 55, ЦГБДЮ г. Новоуральска и ЦБС г. Озёрска. Опыт получился удачным, и наши старшеклассники стали победителями сетевой библиографической игры «Atom-net» городов ЗАТО.

В 2007 году мы вновь использовали сетевые технологии. В рамках Открытого урока Чтения на базе школы № 45 провели телемост. Участниками диалога стали учащиеся, старших классов школ № 45, № 55 Новоуральска и учащиеся 11 класса гимназии № 94 Екатеринбурга. Телемост в форме виртуального круглого стола был посвящён теме подвига в мировой литературе. Заранее ребятам было предложено прочитать несколько произведений 19-21 века. Таких как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Сотников» В. Быкова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Окна в мир» Ф. Бегбедера и др.

В назначенный час старшеклассники, педагоги, библиотекари двух новоуральских школ замерли перед экранами, затаив дыхание… - получится или нет? Удастся ли побеседовать с аудиторией из екатеринбургской гимназии № 94?... В ожидании включения время зря не теряли, а очень заинтересовано размышляли о героях и героизме на страницах книг. И вот свершилось! Пошла картинка из областного центра! Надо было видеть радость на лицах всех присутствующих! Нам в ответ улыбались ребята из Екатеринбурга. А потом, в режиме реального времени произошёл активный обмен мнениями между учащимися двух городов. С опорой на литературные произведения, шёл разговор о том, кого можно считать героем, а кого нет, каковы приметы героизма и все ли способны остаться верными своей совести в самых экстремальных ситуациях. Об этом, и ещё о многом говорили участники круглого стола.

Ребята были очень довольны, им было интересно. Причём интерес был двойным: интересно было не только побеседовать на эту тему со сверстниками из другого города, но и стать первопроходцами в деле освоения новейших информационных технологий. Интересно было и нам, библиотекарям, потому что такое мероприятие в образовательных учреждениях, с интерактивным диалогом в режиме on-line проводилось не только впервые в нашем городе, но и, наверное, впервые в регионе. Как сказал один из участников телемоста: «Урок был проведён по новой схеме не от необходимости, а потому, что такое стало возможным. И сам урок при этом получился интересным и рискованным экспериментом и испытанием нынешних коммуникативных возможностей Интернета». Несмотря на некоторые технические сбои - диалог получился, оставив ощущение новизны и нереальности происходящего. Сюжет об этом необычном мероприятии прошёл по областному телевидению в программе «Вести-Урал».

Этот виртуальный круглый стол утвердил нас в мысли, что мы на правильном пути в деле поддержки и развития чтения молодёжи и положил начало корпоративному библиотечно-образовательному проекту «ЧТЕНИЕ.ru». Проект библиотек МОУ СОШ №45 и №55 по привлечению к чтению подростков под названием «ЧТЕНИЕ.ru» представляет собой цикл сетевых интерактивных мероприятий с образовательными и культурными учреждениями России, писателями и поэтами. Проект позволяет общаться с другими городами с помощью информационно-коммуникативных технологий. Суть проекта – в совместной деятельности детей и взрослых из различных точек страны на основе общего увлечения книгой, а новейшие технологии – это способ всколыхнуть и поддержать интерес к чтению самой не читающей, но увлечённой сетевыми коммуникациями возрастной категории – старшеклассников. Встречи подростков с читателями-сверстниками и авторами книг задуманы в виде телемостов, виртуальных круглых столов, сетевых конкурсов и викторин. Описание проекта «ЧТЕНИЕ.ru» и брошюра о проекте представлены в Приложениях.

В рамках данного проекта 2 марта 2009 года мы стали участниками виртуального диалога в режиме реального времени с карельским писателем Александром Костюниным. Встреча проходила на базе ЦГБДЮ. При подготовке к встрече подросткам были предложены для прочтения произведения писателя, которые были опубликованы в интернет-ресурсах. Это внесло дополнительный интерес в подготовку. Хотя, на наш взгляд, не столь уж важно, откуда читать текст – с монитора или книжной страницы, пусть читают с экрана, если эта форма для них наиболее привлекательна, главное, чтобы читали.

На сайте писателя можно было познакомиться с его краткой биографией. Таким образом, заранее подготовившись к виртуальной встрече, старшеклассники активно и заинтересованно общались с автором произведений, задавали ему вопросы о творчестве и о жизни, размышляли о реальностях сегодняшнего дня и о будущем. А для нас, библиотекарей, главное было в том, что в основе этого диалога было, всё-таки, чтение.

1 апреля 2009 года был проведён ещё один телемост. На этот раз темой разговора в режиме on-lain стало творчество Н.В. Гоголя, в связи с празднованием 200-летия со дня его рождения. Николай Васильевич Гоголь... Великий русский писатель. А может быть, он устарел? Не захватывает за живое, не вызывает душевного отклика? Или, всё-таки, могучий гоголевский смех, тонкий лиризм, национальная гордость не оставляют нас равнодушными? Над чем смеются и плачут гоголевские герои? Почему мы до сих пор читаем книги Н.В. Гоголя? Об этом и о многом другом шёл разговор в инфоцентре школы №45. Аудитория, состоящая из учащихся двух новоуральских школ (№45 и №55) вела диалог со сверстниками из Екатеринбурга (школа №64).

После приветствия и краткого представления аудиторий друг другу начался разговор о том, чем нам близок Гоголь. Все сошлись на том, что мучительные раздумья о будущем пути России делают писателя современным и сегодня. Всё те же повторяющиеся российские проблемы, те же узнаваемые гоголевские типажи. Очень созвучен Гоголь сегодняшнему времени! Как сказал директор школы №45 Ю.В. Пасека: «Есть писатели плодовитее, написавшие тома и тома. Почему же мы обращаемся именно к Гоголю? Не потому ли до сих пор востребованы и современны произведения этого писателя, что вновь и вновь мы ищем ответ на вопрос, поставленный Николаем Васильевичем: «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ?». И также как он вздыхаем: «Не даёт ответа». Юные читатели двух городов, благодаря современным техническим возможностям, могли поделиться мнениями, дополнить друг друга или, наоборот, высказать противоположные точки зрения. Насколько понравилась им такая форма обсуждения литературных произведений показывают отзывы.

«Нам очень понравилась идея совмещения современных технических средств и обсуждения произведений Н.В. Гоголя. Мы смогли высказать свои мнения по творчеству Гоголя и услышать сверстников из другого города. И это прекрасно!», Федулова Лена, Скрытникова Катя, Обыдённова Лариса, ученицы 9 «А» класса школы 45.

«Больше всего мне понравились доброжелательность и уважение со стороны сверстников из Екатеринбурга. Ученики школы № 64 очень приветливо нас встретили - было такое ощущение, что мы давно с ними знакомы. Меня сильно удивили знания ребят из Екатеринбурга. Они отвечали на вопросы, которые задавала ведущая телемоста, очень подробно и грамотно. Мне очень понравилась такая форма работы как телемост – ведь интересно узнать, что думают о Н.В. Гоголе в другом городе. Я бы хотела побывать на телемосте ещё раз и чтобы такие мероприятия проводились чаще», Овсянникова Даша, ученица 9 «А» класса школы 55.

«Мне понравилось общение с ребятами из города Екатеринбурга, было интересно узнать их мнение по поводу великого писателя Гоголя. Меня поразили знания этих учеников. Общение с ребятами через экран очень увлекательно. Мне, безусловно, хотелось бы поучаствовать в телемосте ещё и проявить себя активнее. Пусть такие встречи проводятся чаще – это здорово!!», Костина Алёна, ученица 9 «А» класса школы 55.

«У нас была замечательная, гостеприимная ведущая, а дети из Екатеринбурга приветливы и хорошо подготовлены к обсуждению: легко ориентировались, давали полные ответы. Я бы хотела ещё раз поучаствовать в такой встрече и показать свои знания. На будущее я хочу предложить организаторам – придумать такое задание, чтобы можно было поспорить друг с другом, и чтобы телемост был с тремя, с четырьмя городами», Черепанова Лиза, ученица 9 «А» класса школы 55.

Итак, мы видим, что новейшие технологии и сотрудничество библиотекарей способны поддержать интерес к чтению у подростков, и помочь организовать в школьной библиотеке совместную деятельность детей и взрослых на основе общего увлечения книгой. Конечно, при проведении телекоммуникационных мероприятий не обойтись без внутришкольного сотрудничества с педагогами, поддержки администрации и технических специалистов школ. Активно используется при этом внешкольное партнёрство – привлекаются специалисты-провайдеры, учреждения культуры города. Происходит консолидация всех усилий: школьного коллектива, СМИ, представителей местной администрации и других субъектов социума для поддержки библиотеки и популяризации чтения в молодёжной среде.

Мы собираемся продолжить работу в рамках проекта и раздвинуть границы, выйдя за пределы региона. В наших ближайших планах – сетевая библиографическая игра с ОУ России. А ещё есть идея – провести комплексный проект по продвижению чтения «День писателя в Новоуральске», в котором было бы задействовано всё социокультурное пространство города. В наших портфелях дожидается своего часа примерная разработка - «День Пеннака в Новоуральске» (см. Приложения). Впрочем, по данной схеме можно провести не только День Пеннака, но и любого другого автора. На наш взгляд, такое комплексное мероприятие позволило бы активизировать и поддержать интерес к чтению не только новоуральской молодёжи, но и всех жителей города.



Заключение
Опыт совместной работы наших библиотек свидетельствует о том, что взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень, а использование ИКТ не только не мешает чтению, а, наоборот, способствует пропаганде книги и ее воздействию на умы и чувства подростков.

Нам очень близка точка зрения В.Д. Стельмах, высказанная на Круглом столе «Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности», проходившем в рамках «БиблиОбраза 2007»: «Конечно, наш старый книжный стоп-кадр устарел, и если мы будем за него держаться, мы превратимся в книжную секту, в ярких представителей культурного конформизма. Но если мы будем абсолютизировать сам факт распространения технических средств и обеспечения ими школьной библиотеки без четкой постановки цели и концепции школьной библиотеки, тогда мы получим скучное технологизированное пространство, где не будет места спору и общению».



Активно внедряя ИКТ в работе с подростками, используя технологии для поднятия престижа чтения и усиления привлекательности читательской деятельности, разрабатывая телекоммуникационные проекты, мы пытаемся не утратить основное предназначение библиотеки, которое состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.

  • СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
  • Телекоммуникационные проекты КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ К ЧТЕНИЮ